Выявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля
Выявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения
Выявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового
контроля
Выполнила:
Студентка факультета
МЭиФ
Группы НО-062
Хомутецкая М.Н.
Проверила:
Чухнина Г.Я.
Волгоград, 2010
Оглавление
Введение
1. Теоретические аспекты налогового преступления
1.1 Сущность налогового преступления
1.2 Признаки налогового преступления
1.3 Отличия налоговых преступлений от налоговых
правонарушений
2. Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий
налогового контроля
2.1 Основы взаимодействия налоговых и федеральных
исполнительных органов
2.2 Взаимодействие налоговых и правоохранительных
органов
2.3 Взаимодействие налоговых и таможенных органов
2.4 Взаимодействие налоговых органов с иными
исполнительными органами
3. Выявление налоговых преступлений в ходе проведения
мероприятий налогового контроля
3.1 Организация налоговых проверок в ходе мероприятий
налогового контроля
3.2 Проблемы и перспективы организации налогового
контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений
Заключение
Список литературы
Введение
Становление налоговой
системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых
преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до
трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило
широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в
бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по
некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает
статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты
налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет[1].
В современных условиях
налоговые преступления и правонарушения приобретают все более массовый
характер. Они нередко связаны с совершением иных тяжких экономических и
общеуголовных преступлений, с отмыванием доходов от преступной деятельности.
Общественная опасность налоговых преступлений состоит прежде всего в том, что
перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов
всех уровней страны, и таким образом торпедируется бюджетная и налоговая
политика Правительства России и субъектов Федерации, которые лишаются одного из
наиболее действенных средств управления экономикой. Недостаток средств в
бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании
наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от
уплаты налогов являются одной из серьезных внутренних угроз экономической
безопасности страны.
Из прочих налоговых
правонарушений налоговые преступления наносят наибольший ущерб экономике и
бюджету нашей страны.
Средства, полученные в
результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых
источников, питающих организованную преступность. На сегодняшний день
выделяются такие формы ее финансовой подпитки, как создание за счет грязных
денег организаций, часть доходов которых выводится из сферы налогообложения, с
последующим реинвестированием сокрытых средств в криминальный бизнес, а также
принудительное изъятие таких средств представителями организованной преступности
в результате рэкета. Первая форма является типичным примером сращивания
налоговой и организованной экономической преступности на финансовой основе,
вторая - взимания так называемого бандитского налога. Там, где имеет место
сокрытие доходов от налогообложения, во многих случаях появляется необходимость
«платить налоги» негосударственным структурам[2].
В этой связи на
современном этапе очень важным представляется глубокий, как научный, так и
практический анализ положений уголовного законодательства РФ в части ответственности
за налоговые преступления, выявление пробелов и противоречий, проблемных
ситуаций и слабых сторон законодательно установленных составов, пересмотр
концептуальных основ самого понятия «налоговые преступления».
Цель данной работы
заключается в анализе способов выявления и пресечения налоговых преступлений в
ходе мероприятий налогового контроля.
В соответствии с целью в
работе решаются следующие задачи:
Определить сущность
налоговых преступлений;
Рассмотреть основные
отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений;
Проанализировать способы
выявления налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;
Проанализировать способы
пресечения налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;
Объектом работы выступают
непосредственно мероприятия налогового контроля.
Предметом работы являются
взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов.
В качестве теоретической
основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких российских
авторов, как Бадаев А.Е., Верстова М.Е., Гелимханова С.Х., Гладких С.Н., Зрелов
А.П., Краснов М.В., Глушко Д.Е., Смирнова Н.Н..
Информационной базой
работы явились журнальные статьи, Налоговый Кодекс Российской Федерации,
Уголовный Кодекс Российской Федерации, Законы Российской Федерации и Приказ МВД
РФ №76.
Работа состоит из
введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка
литературы. В первой главе характеризуется сущность и признаки налоговых преступлений,
а также их отличия от налоговых правонарушений. Во второй главе рассмотрены
способы пресечения налоговых преступлений – взаимодействия контролирующих и
иных исполнительных органов по вопросам пресечения налоговых преступлений. В
третьей главе рассмотрен порядок выявления налоговых преступлений в ходе мероприятий
налогового контроля. Работа оформлена несколькими таблицами.
1.
Теоретические аспекты налогового преступления
1.1 Сущность налогового преступления
Под налоговым
правонарушением понимается виновно совершенное противоправное деяние
налогоплательщика, налогового агента или иного лица, ответственность за которое
установлена соответствующей нормой НК РФ[3].
Так как правонарушения, с которыми ведет борьбу уголовное право, причиняют
общественным отношениям существенный вред, они, в отличие от других
правонарушений, именуются преступлениями[4].
Таким образом, налоговое преступление, отличается от налогового правонарушения
степенью общественной опасности. Несмотря на то, что российское уголовное
законодательство не располагает определением налогового преступления, в
российской же правовой науке давно выработаны подходы к таковому виду деяний.
Наиболее точно отображает
объективную правовую реальность точка зрения таких авторов, как Краснов и
Зрелов: налоговое преступление - это совершенное в налоговой сфере
противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим
уголовным законодательством территории, к юрисдикции которого оно отнесено[5]. Таким
образом, согласно действующему законодательству
уголовно наказуемым может быть только уклонение от уплаты налогов и взносов,
которое причинило существенный ущерб охраняемым законом правоотношениям,
финансово-бюджетной системе государства.
Понятие налогового преступления в УК РФ не дается. Однако,
учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.
Налоговое преступление –
это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным
кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства
в сфере налогообложения[6].
Если проанализировать
определение налогового преступления, легко заметить, что оно содержит в себе
все признаки налогового правонарушения. Таким образом, преступление в налоговой
сфере не может существовать само по себе без налогового правонарушения.
Содержанием объективной стороны налогового преступления является то или иное
налоговое правонарушение. Оно же трансформируется в налоговое преступление при
наступлении общественно опасных последствий, выражающихся в недополучении
государством и его соответствующими бюджетами соответствующих налогов на сумму,
которая превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Однако
вернемся к налоговому правонарушению. Согласно действующему законодательству
налогоплательщики могут привлекаться к налоговой ответственности только в
соответствии с Налоговым кодексом, а также никто не может быть привлечен
повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Также при отсутствии события налогового правонарушения или если вина лица в его
совершении не доказана, а также в случае, если лицо не достигло 16-летнего
возраста или истек срок давности, налоговая ответственность наступать не может.
Виновным в совершении налогового правонарушения считается лицо, совершившее
данное деяние с умыслом или по неосторожности. На умышленный характер подобного
деяния указывает тот факт, что лицо, его совершившее, осознавало противоправный
характер своих действий (бездействия), желало либо осознанно допускало
наступление вредных последствий. Следует помнить, что вина организации в
совершении административного, налогового правонарушения определяется в
зависимости от степени вины ее должностных лиц, а также законных представителей.
Если налоговые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по
неосторожности, то налоговые преступления носят исключительно умышленный
характер.
Согласно наиболее
распространенной в настоящее время точке зрения, к собственно налоговым преступлениям
относятся лишь те деяния, которые непосредственно посягают на отношения,
возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и государственные
внебюджетные фонды. Такие преступления выражаются в неисполнении
налогообязанными лицами своих обязанностей по исчислению, уплате или
перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Исходя из этого,
большинство авторов (Кучеров И.И., Соловьев И.Н.) относит к налоговым
преступлениям лишь деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ:
- ст. 198 («Уклонение от
уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»);
- ст. 199 («Уклонение от
уплаты налогов и (или) сборов с организации»);
- ст. 199.1 («Неисполнение
обязанностей налогового агент»);
- ст. 199.2 («Сокрытие
денежных средств либо имущества организации или индивидуального
предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или)
сборов») [7].
Отдельные авторы
предпринимают попытки еще большего расширения перечня налоговых преступлений,
относя к ним и другие уголовно наказуемые деяния, например, уклонение от уплаты
таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК
РФ)[8]. В
целом, конечно, данное преступление имеет отношение к сфере налогообложения,
если учесть, что налоги, взимаемые в связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, входят в общую систему налогов и сборов. Однако объект
посягательства в данном случае отличен от объекта посягательства налоговых
преступлений - им являются отношения, возникающие в сфере таможенного дела, а
не в сфере налогообложения.
1.2 Признаки налогового преступления
Налоговая преступность
характеризуется совокупностью специфических признаков и включает в себя
соответствующие виды преступлений.
К признакам, характерным
для налоговой преступности, относятся: особый субъектный состав налоговых
правоотношений (налоговые органы, налоговые агенты и налогоплательщики);
специфический объект (отношения по поводу исчисления, уплаты налогов (сборов) и
осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты).
Признаками налогового
преступления являются:
- вина субъекта
преступления, то есть лица, совершившего деяние;
- общественная опасность
деяния;
- нарушение норм
законодательства о налогах и сборах;
- наличие запрета
уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение
деяния[9].
Рассмотрим вопрос,
касающийся субъекта налогового преступления и его виновности в совершении
общественно опасного деяния. Субъект налогового преступления - вменяемое
физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности
должна быть доказана его виновность в совершении противоправного деяния.
Рассмотрим последний из
перечисленных выше признаков налогового преступления - запрет уголовного
законодательства и наличие уголовной ответственности. Уголовный кодекс
предусматривает ответственность за совершение налогового преступления только в
том случае, если оно совершено в крупном или особо крупном размере.
Рассмотрим еще несколько
ключевых аспектов, имеющих отношение к налоговым преступлениям. Налоговое
преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за
соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым
законодательством для уплаты налога. Моментом совершения налогового
преступления является дата истечения срока, отведенного специальными нормами НК
РФ для уплаты конкретного налога.
К ответственности за
совершение налогового преступления лицо может быть привлечено только в судебном
порядке. В суде должен быть доказан полный состав преступления. В качестве
доказательств по налоговому преступлению могут быть признаны первичные
документы, документы налогового учета, налоговые декларации. В отношении
данных, подтверждающих наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава
преступления, Верховный суд РФ указал, что такие данные наряду с заключением
эксперта могут устанавливаться также актами документальных проверок исполнения
налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
Что касается виновности в
совершении преступления, то здесь следует иметь в виду следующее: виновность
подразумевает умысел в совершении деяния. Конституционный суд РФ указал, что
применительно к налоговому преступлению составообразующим может быть признано
только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание
уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это
обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить
в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам
факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий
(бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога [10].
Статья 25 УК РФ разделяет
умысел в совершении преступления на прямой и косвенный[11]. Так, преступление
признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную
опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность
наступления последствий и желало их наступления. Преступление признается
совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало опасность своих действий
(бездействия), предвидело возможность наступления опасных последствий, не
желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним
безразлично.
Общественная опасность
налоговых преступлений заключается в том, что они влекут непоступление денежных
средств в бюджетную систему РФ.
1.3 Отличия налоговых
преступлений от налоговых правонарушений
К налоговым преступлениям
относятся деяния, посягающие на налоговые правоотношения (т.е. отношения между
налогоплательщиками и бюджетами различных уровней, возникающие на основе
нормативно-правовых актов, устанавливающих налоги и порядок их перечисления).
Отличия налогового
правонарушения от налоговых преступлений, ответственность за совершение которых
установлена УК РФ заключается в следующем. Для большей наглядности представляю
таблицу.
Таблица 1
Отличия налогового
правонарушения от налоговых преступлений[12]
Критерий
|
Налоговые правонарушения
(ст. 116 - 129 НК РФ)
|
Налоговые преступления,
предусмотренные УК РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ)
|
1. Объект
|
Отношения возникающие в
связи с осуществлением конституционной обязанности платить установленные
законом налоги и сборы, вести налоговый контроль и учет;
|
Отношение по уплате
подоходного налога, налогов с организаций и взносов в государственные
внебюджетные фонды;
|
2. Субъект
|
Физические лица и
организации;
|
Физические лица;
|
4. Ответственность
|
Допускается применение
лишь налоговых санкций в виде штрафов;
|
Применяются различные виды
уголовных наказаний вплоть до лишения свободы;
|
5. Характер совершения
|
Могут совершаться
умышленно или по неосторожности;
|
Характеризуются лишь
наличием умышленной формы вины;
|
6. Наличие судимости
|
Совершение налогового
правонарушения не влечет судимости (после привлечения лица к
ответственности);
|
Осуждение за налоговые
преступления влечет судимость лица.
|
Налоговые преступления
особо выделяются и отграничиваются от других правонарушений в области налогов и
сборов.
Основным показателем
степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является
посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность
всех граждан уплачивать налоги.
Таким образом, налоговые
правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую
общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они
влекут за собой не наказание, а взыскание [13].
Рассмотрим основные виды
налоговых преступлений по их составам. То есть определим объект, субъект,
объективную и субъективную стороны налоговых преступлений.
1. Уклонение от уплаты
таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица[14].
Таблица 2
Элемент правового регулирования
|
Характеристика
|
Объект преступления
|
Налоговые или таможенные
правоотношения в сфере уплаты таможенных платежей
|
Объективная сторона
|
Действие или бездействие
|
Субъект
|
Вменяемое физическое лицо,
достигшее шестнадцатилетнего возраста, обязанное уплатить таможенные платежи
|
Субъективная сторона
|
Прямой умысел
|
2. Уклонение от уплаты
налогов и (или) сборов с физического лица13.
Таблица 3
Элемент правового регулирования
|
Характеристика
|
Объект преступления
|
Налоговые правоотношения в
сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов с
физических лиц (за исключением таможенных платежей)
|
Объективная сторона
|
Действие или бездействие
|
Субъект
|
Вменяемое физическое лицо,
достигшее шестнадцатилетнего возраста, обязанное уплачивать законно
установленные налоги и сборы
|
Субъективная сторона
|
Прямой умысел
|
3. Уклонение от уплаты
налогов и (или) сборов с организации[15].
Таблица 4
Элемент правового
регулирования
|
Характеристика
|
Объект преступления
|
Налоговые правоотношения в
сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов
с юридических лиц (за исключением таможенных платежей)
|
Объективная сторона
|
Действие или бездействие
|
Субъект
|
Лицо, на которое в
соответствии с его полномочиями возложена обязанность обеспечить уплату
налогов и сборов с организации
|
Субъективная сторона
|
Прямой умысел
|
4. Неисполнение
обязанностей налогового агента14.
Таблица 5
Элемент правового регулирования
|
Характеристика
|
Объект преступления
|
Налоговые правоотношения в
сфере исполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению
налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о
налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет
|
Объективная сторона
|
Действие или бездействие
|
Субъект
|
Физическое лицо -
налоговый агент. Законный представитель организации - налогового агента
|
Субъективная сторона
|
В личных интересах с
прямым умыслом
|
5. Сокрытие денежных
средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет
которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов[16].
Таблица 6
Элемент правового регулирования
|
Характеристика
|
Объект преступления
|
Налоговые правоотношения в
сфере обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
|
Объективная сторона
|
Действие, приводящее к
сокрытию денежных средств или имущества
|
Субъект
|
Собственник или
руководитель организации. Иное лицо, выполняющее управленческие функции в
этой организации. Индивидуальный предприниматель
|
Субъективная сторона
|
Прямой умысел
|
Как свидетельствуют данные
статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются:
занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от
реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые
приходится почти 66% всех выявленных правонарушений. Другие способы совершения
налоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческой
деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при
расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием
счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой
деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%)[17].
Наибольшее количество
нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере
выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле
(17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей
промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и
металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную
(2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила
4,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений[18].
Если обратиться к статистике
уголовных дел по налоговым правонарушениям, то, например, за 2008 год в России
было выявлено уклонений от уплаты налогов физическими лицами - 5445, из них
правоохранительными органами - 99,1%; уклонений от уплаты налогов юридическими
лицами - 6922, из них правоохранительными органами - 97,2%.
То есть в основном
правоохранительные органы самостоятельно выявляют нарушения налогового
законодательства и в основе этого лежит оперативно-розыскная деятельность.
2.
Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля
2.1
Основы взаимодействия налоговых и федеральных исполнительных органов
Для осуществления
эффективного контроля, а также для пресечения совершения преступлений, а также
расследования и раскрытия преступлений и привлечения к ответственности
необходимо постоянное взаимодействие контролирующих и правоохранительных
органов. При этом главной целью такого взаимодействия является обеспечение
экономической безопасности.
Налоговый контроль,
осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного
функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой
политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой
базы.
От того, насколько четко
налажено взаимодействие данных органов, во многом зависит эффективность
своевременной уплаты налогов и сборов, а также обеспечения налоговыми и
правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
В соответствии со статьей
4 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы решают
поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и
органами местного самоуправления[19].
Налоговые органы
осуществляют свои функции в нескольких областях управления:
- в налоговой сфере
(контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других
обязательных платежей налогоплательщиками);
- в области
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- в процедурах банкротства
хозяйствующих субъектов, представляющих интересы государства[20].
Именно в этих областях ФНС
России участвует в проведении государственной политики, осуществляет управление
налоговыми органами и взаимодействует с федеральными органами исполнительной
власти.
Правовой основой
взаимодействия служат нормативные правовые акты, закрепляющие правовой статус
органа, общие основы и формы взаимодействия, а также подзаконные акты, где
определяются конкретные формы и виды взаимодействия, права и обязанности
органов в рамках взаимодействия.
Анализ особенностей
заключенных соглашений свидетельствует о необходимости выделения двух групп
федеральных органов исполнительной власти, с которыми налоговые органы
осуществляют взаимодействие на постоянной основе:
1) федеральные органы
исполнительной власти, не выполняющие правоохранительные функции.
Взаимодействие налоговых органов с указанной группой органов исполнительной
власти направлено на повышение эффективности контроля над соблюдением
законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, осуществляющими
деятельность в определенной сфере, или использование имущества, являющегося
объектом налогообложения, а также выявление и предотвращение правонарушений,
обмен опытом и содействие в повышении квалификации кадров.
2) федеральные органы
исполнительной власти, выполняющие функции по обеспечению экономической
безопасности Российской Федерации: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная
служба безопасности[21].
2.2 Взаимодействие
налоговых и правоохранительных органов
Органы внутренних дел РФ
обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при
исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных
Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом
препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных
функций [22].
Систему органов внутренних
дел РФ образует Министерство внутренних дел РФ и его территориальные
подразделения. Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют
Конституция РФ, международные договоры РФ, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1
«О милиции» и иные нормативные правовые акты.
Президент РФ изменил
структуру органов исполнительной власти, в частности, с 1 июля 2003 г.
упразднил Федеральную службу налоговой полиции РФ и передал ее функции по
предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений
Министерству внутренних дел РФ. В настоящее время непосредственно деятельность
по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений и
правонарушений в рамках системы органов внутренних дел РФ осуществляет
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России,
возглавляемая заместителем министра внутренних дел РФ.
Основой взаимодействия
налоговых органов Российской Федерации с правоохранительными органами Российской
Федерации является обеспечение контроля за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующие бюджеты (государственные внебюджетные фонды)
налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также обеспечение экономической
безопасности.
Особенности взаимодействия
налоговых органов с правоохранительными органами Российской Федерации связаны с
задачами указанных органов, которые всей своей деятельностью на основе закона в
соответствующих формах и на базе демократических принципов призваны обеспечить
законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, общества и
государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять
государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим
законность и правопорядок.
Основные принципы,
которыми должны руководствоваться при организации взаимодействия и координации
своей деятельности налоговые и правоохранительные органы:
- соблюдение
государственной, служебной, налоговой и иной охраняемой законом тайны;
- самостоятельность в
реализации задач и полномочий, а также выработке форм и методов использования
собственных сил и средств;
- плановость и
непрерывность взаимодействия и координации;
- обеспечение защиты
информации и контроль доступа к информации[23].
В сфере налогообложения на
органы внутренних дел возложено решение следующих основных задач:
1) предупреждение,
выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
2) предупреждение, выявление
и пресечение коррупции в налоговых органах и органах внутренних дел;
3) обеспечение
безопасности деятельности налоговых органов, защита должностных лиц налоговых
органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных
обязанностей[24].
В качестве форм
взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить:
обмен информацией;
совместные проверки;
совместная подготовка
кадров;
подготовка совместных
аналитических материалов;
издание совместных
приказов и других документов;
проведение совместных
служебных расследований[25].
Совместная контрольная
работа органов МВД и налоговых органов осуществляется по следующим
направлениям:
выявление и пресечение фактов
подпольного производства алкоголя;
проверка соблюдения
установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта,
правильности уплаты акцизных сборов;
проверка полноты уплаты
налогов лицами в местах массовой торговли24.
Непосредственное участие
органов внутренних дел в оказании содействия налоговым органам начинается с
проведения ими профилактических мероприятий, направленных на пресечение
противоправных действий налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых
агентов).
В случае возникновения
вышеназванных проблем налоговые органы должны обращаться в милицию. Милиция
входит в систему МВД России.
Сотрудники милиции при
наличии данных о влекущем налоговую или административную ответственность
нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,
предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для
возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по
мотивированному постановлению начальника органа милиции имеют право:
производить в присутствии
не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а при
отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти
или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских,
торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования
имущества;
производить досмотр
транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и владельца данного
транспортного средства, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие
этого лица;
изучать документы,
отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую
деятельность, требовать предоставления в 5-дневный срок с момента вручения
соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий этих
документов;
изымать с обязательным
составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров,
необходимые для проведения исследований или экспертиз;
требовать при проверке
имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного
проведения в срок не более 30 дней проверок и ревизий финансовой,
хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также
самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать
при их производстве подлинные документы (их копии) с обязательным составлением
протокола и описи изымаемых документов. В случае если изымаются подлинные
документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом
органа милиции, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого
изымаются подлинные документы. При невозможности изготовления и передачи копий
одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа милиции,
проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у
которого изъяты подлинные документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем
делается соответствующая запись в протоколе об изъятии[26].
По запросу налоговых
органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в
проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках [27]. Выездные налоговые
проверки с участием органов внутренних дел проводятся налоговыми органами с
целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
Органы внутренних дел и
налоговые органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют
друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства о налогах
и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о
проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой
необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Так, при
выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым
кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в
10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в
соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения[28]. Аналогично, если в
течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил
указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать
факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего
признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня
выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел
для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[29].
Взаимодействие органов
внутренних дел с налоговыми органами организуется и по другим направлениям,
таким как:
- мероприятия по контролю
за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований
Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт»;
- мероприятия по контролю
за продажей и хождением в регионах специальных марок для маркировки алкогольной
продукции; по выявлению и пресечению фактов подпольного производства и
реализации неучтенной алкогольной продукции; по предотвращению незаконного
предпринимательства в сфере торговли спиртными напитками; по раскрытию других
замаскированных преступлений, связанных с производством и реализацией
алкогольной продукции;
Страницы: 1, 2
|