Выявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля
- мероприятия по выявлению
и пресечению нарушений налогового законодательства физическими и юридическими
лицами, сдающими в аренду жилые и нежилые помещения;
Правовые механизмы
взаимодействия и координации налоговых органов и органов внутренних дел
регулируются межведомственными правовыми актами.
2.3 Взаимодействие
налоговых и таможенных органов
В целях организации
взаимодействия между налоговыми и таможенными органами РФ для выполнения
возложенных на них задач руководители налоговых органов РФ и руководители
таможенных органов РФ в центре и на местах принимают меры по организации и
осуществлению взаимодействия по следующим основным направлениям:
1. Обмен информацией по
вопросам, представляющим взаимный интерес.
В этих целях указанные
органы организуют взаимодействие ин формационных систем и безвозмездно
предоставляют друг другу по со ответствующим запросам информацию, содержащуюся
в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения налогового и
таможенного законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих
отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению
налоговых и таможенных правонарушений.
2. Передача сведений
таможенных деклараций из ГТК РФ в МНС РФ, а также обмен другими необходимыми
сведениями и информацией осуществляются на магнитных носителях или по каналам
связи между Главным научноисследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) МНС
РФ и Главным научноинформационным центром (ГНИЦ) ГТК РФ[30].
Передаваемая из ГТК РФ в МНС
РФ информация включает сведения из таможенных деклараций по всем участникам
внешнеэкономической деятельности и группам Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности.
Таможенные органы
информируют налоговые органы об участниках внешнеэкономических связей (юридические
и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы);
предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств,
перемещаемых через государственную границу (грузовые таможенные декларации,
транспортные декларации, сведения о декларантах).
Налоговые органы по
собственной инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об
имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.
При взаимодействии
налоговых и таможенных органов последние в течение суток информируют налоговые
органы по установленной форме о выявленных нарушениях для принятия налоговыми
органами решения в соответствии с действующим законодательством РФ. А налоговые
органы - о принятых ими мерах по выявленным таможенными органами нарушениям, с
указанием мер ответственности за эти нарушения. Налоговые органы обеспечивают
формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и
экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 3 ст.
82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке,
определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у
них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых
преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых
проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях
исполнения возложенных на них задач.
Необходимость
взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми и таможенными органами
обусловлена рядом причин. В налоговые органы налогоплательщики не представляют
налоговую отчетность в 40% случаев. Борьба с налоговыми правонарушениями
позволяет вскрыть финансовую базу, где возникает и функционирует преступность и
коррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия
органов внутренних дел, таможенных и налоговых органов. Среди выработанных
практикой методов подобного взаимодействия можно назвать: обмен оперативной
информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах, оказание
налоговым органам помощи в изъятии документации, проведение совместных проверок
по сохранности денежных сумм и материальных ценностей на проверяемых объектах[31].
Взаимодействие налоговых и
таможенных органов с органами внутренних дел нацелено на совершенствование
механизма реализации положений, регулирующих отношения в сфере внешней
торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся в совместной
нормотворческой деятельности. По мнению специалистов, важнейшей формой
взаимодействия органов публичной власти является издание совместных правовых
актов.
Наиболее распространенной
формой взаимодействия таможенных органов с иными органами исполнительной власти
является обмен информацией по письменным запросам. Запрашивается статистическая
информация, разъяснения законодательства, уточняются и согласовываются позиции
этих органов по вопросам их ведения. Учитывая, что одной из функций таможенных
органов выступает обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров через
таможенную границу, проверке подлежат лицензии и иные разрешительные документы,
выдаваемые Минэкономразвития России, Минобороны России, Ростехнадзором России и
другими государственными органами.
Взаимодействие и
координация деятельности органов внутренних дел с налоговыми и таможенными
органами должны осуществляться в следующих формах:
- принятие совместных
нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению;
- реализация механизма
осуществления отдельных юридических процедур, планирование и проведение
совместных мероприятий, направленных на решение задач взаимодействия сторон;
- методологическое
взаимодействие по вопросам, отнесенным к совместному ведению, и основным
направлениям взаимодействия сторон;
- координация усилий по
выявлению, пресечению и предотвращению нарушений законодательства о налогах и
сборах, о таможенном деле, о валютном регулировании и валютном контроле;
- информационное
взаимодействие, предоставление сведений по вопросам, интересующим стороны с
учетом принципа конфиденциальности;
- обмен опытом в целях
повышения профессионализма кадров и совершенствования юридических процедур;
- проведение совместных
экспертиз и консультаций;
- создание совместных
рабочих групп, проведение ими исследования по вопросам, относящимся к ведению
сторон;
- проведение
научно-практических семинаров, в том числе с участниками внешнеэкономической
деятельности, направленных на достижение цели содействия развитию внешней
торговли[32].
2.4 Взаимодействие
налоговых органов с иными исполнительными органами
Правоохранительные и налоговые
органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных
биологических ресурсов и контроля внешнеторговых операций с продукцией рыбного
промысла, а также в области контроля за пересечением государственной границы РФ
транспортными средствами и перемещением товаров через границу в морских пунктах
пропуска. Взаимодействие осуществляется в форме информационного обеспечения в
рамках законодательства с применением карточек контроля товаров и транспортных
средств; совместных проверок законности внешнеторговых операций и деятельности
участников ВЭД; совместных мероприятий по поддержанию режима государственной
границы.
Применяются следующие
формы взаимодействия:
оказание взаимной помощи
при обеспечении собственной безопасности сотрудников;
обмен специалистами,
учебно-методическими материалами по основным направлениям служебной
деятельности для проведения консультаций, оказания методической помощи.
Взаимодействие налоговых
органов и подразделений пограничной службы осуществляется в следующих формах:
обмен информацией об
обстановке в сфере ВЭД;
разработка и проведение в
пределах своей компетенции совместных мероприятий по обеспечению правопорядка и
предупреждению противоправной деятельности в сфере ВЭД;
проведение совместных
мероприятий по борьбе с незаконным перемещением через границу грузов, товаров и
транспортных средств;
разработка
межведомственных нормативных правовых актов;
подготовка совместных
предложений по совершенствованию федерального законодательства.
Налоговые органы
взаимодействуют со службой судебных приставов органов юстиции по
принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога,
сбора, пени за счет имущества должника-организации и иных исполнительных
документов в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве».
При сотрудничестве
налоговых органов и Министерства Финансов выделяют следующие главные задачи:
обеспечение достоверности
данных по доходам, поступающим в бюджетную систему;
устранение диспропорций
зачисления доходов в бюджеты различных уровней;
устранение расхождений
отчетных данных;
усиление контрольных
функций в целях увеличения собираемости налогов.
Правительство РФ
определило порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления с территориальными органами ФНС. Это
взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов
и местных органов информацией, необходимой для формирования и исполнения
соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми
органами.
3.
Выявление налоговых преступлений в ходе проведения мероприятий налогового
контроля
3.1
Организация налоговых проверок в ходе мероприятий налогового контроля
Исследование практики
выявления налоговых преступлений показывает, что от качественной подготовки
материалов, передаваемых органом дознания подразделению предварительного
расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, во многом
зависит эффективность уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных
органов по этой категории дел.
Несмотря на наличие по
данному направлению соответствующих ведомственных инструкций, по-прежнему
остаются невыясненными отдельные вопросы применения ст.ст.198 и 199 УК РФ, что
вызывает необходимость выработки методических рекомендаций, содержащих критерии
правовой оценки поступающих органу предварительного расследования сообщений о
преступлениях, совершенных в сфере налоговых правоотношений.
Орган дознания, получив
первичную информацию о совершенном или готовящемся преступлении, обязан в
рамках выполнения одной из задач оперативно-розыскной деятельности осуществить
соответствующие мероприятия по его выявлению, пресечению и раскрытию. Для этого
в первую очередь требуется установить наличие факта неуплаты налога или
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере не менее
крупного в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Данное
обстоятельство должно быть подтверждено доказательством, свидетельствующим о
совершении налогового правонарушения.
Согласно ст.106 НК РФ
налоговым правонарушением является деяние, совершенное виновно в нарушение
законодательства о налогах и сборах. Обнаружение этого вида правонарушения
фиксируется актом налоговой проверки[33]
или актом о проверке налогоплательщика органами внутренних дел[34].
Механизм взаимодействия
органов внутренних дел и налоговых органов при проведении совместных выездных
налоговых проверок определен в Инструкции «О порядке взаимодействия органов
внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых
проверок».
Согласно п. 7 указанной
Инструкции основанием для проведения выездной налоговой проверки является
решение руководителя налогового органа о ее проведении[35] (в случае проведения
повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке
контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о
проведении проверки оформляется в виде мотивированного постановления).
Сотрудники органов
внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании
мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем
налогового органа. Такой запрос может быть направлен в орган внутренних дел как
перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. При этом
основаниями для его направления могут являться:
а) наличие у налогового
органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками
(плательщиками сборов, налоговыми агентами) законодательства о налогах и
сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием
специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений органов
внутренних дел;
б) назначение выездной
налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о
налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для
принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
в) необходимость
привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для
участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
г) необходимость
содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях
воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер
безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими
должностных обязанностей[36].
Не позднее 5 дней со дня
поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет
налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной
налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
Основаниями для отказа по
запросу налогового органа об участии органа внутренних дел выездной налоговой
проверке могут являться:
- отсутствие в запросе
налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях
организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
- несоответствие
изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа
внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
- отсутствие обоснования
необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве
специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и
здоровья проверяющих[37].
Проверка налогоплательщика
органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не
более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев).
Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки
налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях
следует произвести:
- обследование помещений
(в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта
установленной формы;
- изъятие документов (в
присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта
установленной формы и справки к акту изъятия о привлечении к составлению этого
акта понятых;
- опрос налогоплательщика
или его представителей (в первую очередь - руководителя и главного бухгалтера);
- сбор образцов для
сравнительного исследования предметов и документов с последующим обязательным
составлением специалистами экспертного подразделения соответствующей справки;
- другие оперативно-розыскные
мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной
деятельности».
От полноты собранных материалов
зависит:
1) наличие достаточных
данных, указывающих на признаки преступления и являющихся основанием для
возбуждения уголовного дела;
2) возможность проведения
предварительного расследования в сроки, предусмотренные УПК РФ.
Проведение выездной налоговой
проверки, а также оформление и реализация ее результатов осуществляются в общем
порядке, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
Так, согласно п. 19
Инструкции при выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов
(сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью
уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также формируются предложения о
привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности.
В случаях направления
материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199,
199.1, 199.2 УК РФ, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по
их видам, налоговым периодам и финансовым годам.
В случае выявления фактов
уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах,
неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо
имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых
должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют
материалы проверки в орган внутренних дел в соответствии с Инструкцией о
порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при
выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения
законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления [38].
При выявлении в ходе
проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений
должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел
возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных
правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном
КоАП РФ[39].
Несмотря на то что в ч.2
ст.74 УПК РФ акты поверок и не указаны конкретно в списке источников
доказательств по уголовному делу, именно в них чаще всего содержатся данные,
указывающие на признаки преступления: время, место и способ его совершения,
характер и размер причиненного государству ущерба и другие обстоятельства
противоправного деяния. Акты проверок, изложенные и удостоверенные должностными
лицами налогового органа и (или) правоохранительнго органа, обладают
признаками, которые закреплены в ч.1 ст.84 УПК РФ, и приобретают, таким образом,
значение документов в уголовном процессе. Как доказательство по уголовному делу
эти документы формируются в процессе налогового контроля либо в период
доследственной проверки, что ни в коей мере не снижает их важного значения в
уголовном процессе.
В доказательство
противоправности выявленных нарушений в описательной части акта указываются те
нормы законодательства, которые были нарушены налогоплательщиком. Поскольку
факт налогового правонарушения должен быть подтвержден в акте проверки
документально, проверяющие в обязательном порядке должны отразить в нем
соответствующие документы, свидетельствующие о нарушении законодательства о
налогах и сборах. Указанные документы должны быть приложены к акту как
являющиеся вещественными доказательствами по уголовному делу, к которому они
впоследствии приобщаются согласно ч.2 ст.81 УПК РФ. Здесь важно учитывать
положения п.6 ст.108 НК РФ, закрепляющие презумпцию невиновности
налогоплательщика.
Субъективная сторона
налогового правонарушения устанавливается, в частности, путем опроса самого
налогоплательщика. Бремя доказывания возложено законом на проверяющих, а
опрашиваемое лицо вправе воспользоваться таким средством защиты своих прав, как
отказ от дачи показаний. Поэтому перед взятием объяснения ему под роспись должны
быть разъяснены положения ст.51 Конституции РФ. Опрос налогоплательщика или его
представителей должен быть не формальностью, а средством установления умысла на
совершение налогового преступления, поэтому какие-либо противоречия и
неясности, содержащиеся в объяснениях, необходимо устранить при проведении
последующих оперативно-розыскных мероприятий.
Если предоставление
документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, является обязанностью
налогоплательщика[40],
то дача пояснений по актам проведенных проверок закреплена в законе как его
право[41], хотя
сама явка налогоплательщика по вызову налоговых или правоохранительных органов
для дачи объяснений по вопросам, связанным с уплатой налогов, обязательна[42].
В ходе проверочных
действий с отражением в акте проверки должны быть также осуществлены:
- проверка устава и других
учредительных документов налогоплательщика, свидетельства о постановке на
налоговый учет, всех приказов о назначении на должность руководителя и главного
бухгалтера за весь период, охватываемый проверкой;
- сравнительная оценка
заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях данных с фактическими
данными, установленными в ходе проверки, в том числе и с данными налогового
органа об уплаченных в бюджет суммах налогов.
Налоговые проверки бывают
не только выездными, но и камеральными. Это необходимо учитывать, потому что
уклонение от уплаты налогов может быть обнаружено путем анализа находящихся в
налоговом органе дел по текущей отчетности налогоплательщиков на предмет
установления причин просрочки представления ими дополнительных расчетов по
налогам. На стадии доследственной проверки такой запрос в налоговую инспекцию
оформляется в порядке п.34 ч.1 ст.11 Закона РФ «О милиции». Изучению подлежат
не только налоговые декларации, но и те документы, на основе которых были
произведены доначисления, превышающие за налогооблагаемый период
предусмотренный уголовно-правовым запретом крупный размер суммы налогов, а
также приложенные налогоплательщиком объяснения несвоевременности подачи
налоговой отчетности. При наличии достаточной информации, указывающей на
признаки налогового преступления, сотрудники милиции вправе произвести в таких
случаях проверку, которая будет по сути камеральной.
Уплата налогоплательщиком
недоимки во время проверки или после нее, но до принятия решения по результатам
рассмотрения сообщения о преступлении не является основанием, препятствующим
возбуждению уголовного дела, поскольку такое основание не предусмотрено
положениями ст.24 УПК РФ.
Если по акту о проверке
налогоплательщика органами внутренних дел выявлено налоговое правонарушение, то
в 10-дневный срок со дня окончания проверки оперативное подразделение направляет
необходимые материалы налоговому органу для принятия соответствующего решения,
сведения о чем должны содержаться в материалах, передаваемых в следственное
подразделение. Это делается с целью своевременного привлечения виновного к
ответственности, предусмотренной нормами гл.16 НК РФ.
По результатам проверок и
ревизий сотрудниками подразделений ДЭБ МВД России принимается одно из следующих
решений:
1. Составляется рапорт об
обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В дальнейшем в
соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ решается вопрос:
- о возбуждении уголовного
дела, так как сведения, сообщенные в рапорте о совершенном или готовящемся
преступлении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводом для
возбуждения уголовного дела;
- об отказе в возбуждении
уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
- о передаче сообщения по
подследственности (ст. 151 УПК РФ).
2. Материалы передаются по
подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства
по делам об административных правонарушениях.
Материалы могут быть также
переданы по подведомственности в налоговые органы при выявлении обстоятельств,
требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для
принятия по ним решения (ст. ст. 116 - 122 НК РФ).
3. О возбуждении дела об
административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства
по делам об административных правонарушениях. Например, сотрудником милиции
может быть составлен административный протокол о нарушении ст. ст. 15.1 - 15.2,
15.12 - 15.24 КоАП РФ.
4. Завершение проверки в
связи с неустановлением нарушения законодательства РФ[43].
О принятом по результатам
проверки решении в трехдневный срок извещается организация или индивидуальный
предприниматель, в отношении которых она проводилась.
В случаях, требующих
применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в
проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений
органов внутренних дел.
Исходя из этого,
требования рапорт об обнаружении признаков преступления должен быть немедленно
по окончании проверки зарегистрирован в Книге учета сообщений о преступлениях
дежурной частью того органа милиции, куда поступило сообщение о преступлении.
Проверка
зарегистрированного сообщения о преступлении в соответствии с письменным
указанием начальника органа внутренних дел осуществляется:
- сотрудником оперативного
подразделения в случаях необходимости получения дополнительных объяснений либо
использования иных полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об
оперативно-розыскной деятельности»;
- сотрудником органа предварительного
расследования, проверяющим повод к возбуждению уголовного дела на предмет
достаточности, допустимости, относимости и достоверности, а затем принимающим
процессуальное решение.
Материалы налоговых
проверок, поступающие в порядке п.3 ст.32 НК РФ как информация о предполагаемом
налоговом преступлении, регистрируются как входящая корреспонденция. Аналогично
следует регистрировать инициативный рапорт сотрудника, участвовавшего в
совместной с ИМНС налоговой проверке. По письменному указанию начальника органа
внутренних дели та и другая информация подлежит проверке на наличие признаков
преступления в сроки, установленные правилами делопроизводства. Если в
результате этой проверки будут выявлены признаки преступления, ее исполнитель
подает рапорт установленной формы. При отсутствии каких-либо признаков
преступления в налоговый орган направляется соответствующее сообщение,
учитываемое при периодических сверках поступивших из налоговых органов
материалов.
Отступление от изложенных
требований законодательства является нарушением законности приема, регистрации
и разрешения сообщений о налоговых преступлениях.
3.2
Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента
выявления и пресечения налоговых преступлений
Основными способами,
направленными на выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений
являются налоговые проверки.
Наиболее
значительными проблемами являются проблемы связанные с несовершенством законодательства
в области налогов и сборов, уклонением от уплаты налогов, низкая материальная
обеспеченность сотрудников контролирующих органов и многие другие проблемы.
При
осуществлении налоговых мероприятий, в частности, налоговых проверок перед
налоговыми органами возникает множество проблем. Как правило, данные проблемы
связаны с порядком осуществления данных мероприятий и с возникновением
разногласий и противоречий в налоговом законодательстве.
В
целях совершенствования налогового контроля и повышения эффективности
контрольных мероприятий необходимо осуществление следующих мер[44]:
1.
В первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую
организацию и осуществление налогового контроля.
2.
Постоянное совершенствование форм и методов проводимых налоговыми органами
проверок, повышение профессиональной подготовки кадров.
3.
Продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового
законодательства, проводимых совместно с органами внутренних дел, так как
результативность их очень высока и дальнейшее продолжение совместной
деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
4.
Также для повышения качества проводимых проверок считается целесообразным
проводить так называемый мониторинг финансово-хозяйственной деятельности
организаций, включающий четыре основных уровня. Это анализ сумм начисленных
налоговых платежей, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности,
анализ динамики сумм уплаченных налогов и анализ факторов влияющих на
формирование налогооблагаемой базы. Как правило, данный метод позволяет
правильно прогнозировать ситуацию экономического состояния налогоплательщика,
планировать суммы налоговых поступлений и тем самым увеличить собираемость
налогов. Но стоит сказать о том, что проведение подобных мероприятий является
весьма трудоемким процессом и в целях эффективности его применения необходимо
создание соответствующего отдела.
5.
Также в целях совершенствования налогового контроля и снижения количества
налоговых правонарушений и преступлений необходимо проведение следующих
мероприятий:
• информирование
граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной
практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях;
• увеличение
риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и
преступлений;
• постепенное
повышение правовой и налоговой культуры граждан;
• разработка
уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и
преступлениями;
• поощрение
добросовестных налогоплательщиков;
• создание
равных условий для всех категорий налогоплательщиков;
• улучшение
материальной обеспеченности сотрудников налоговых и иных контролирующих
органов, а также накопление высококвалифицированного персонала.
Для
современной России сейчас важно создать такой налоговый механизм, который будет
максимально приближен к классическим принципам налогообложения, на базе которых
построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом
имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей.
Важно
чтобы развитие налогового контроля и администрирования не препятствовало
соблюдению прав и интересов налогоплательщиков, а способствовало обеспечению
самостоятельного и добросовестного выполнения налогоплательщиками своих
обязанностей.
Заключение
Таким обряазом, можно
сделать следующие выводы:
1) Общественная опасность
налоговых преступлений определяется тем, что подобные преступления причиняют
существенный ущерб налоговой, финансовой, экономической безопасности
государства, препятствуют плановому поступлению налогов в бюджет, чем подрывают
нормальное функционирование экономики. Недополучение налоговых платежей
бюджетами различных уровней приводит к задержкам в выплате заработной платы,
пенсий, дотаций, сворачиванию социальных программ, научных исследований.
Уклонение от уплаты налогов и сборов таит в себе серьезную опасность по той причине,
что в случае успешного осуществления преступного посягательства у виновного
лица появляются денежные средства, имеющие фактически нелегальное
происхождение. Соответственно возникает потребность, во-первых, в сокрытии
источника получения таких средств, а во-вторых, в использовании этих денежных
средств в корыстных целях, в том числе в рамках предпринимательской
деятельности.
2) К причинам
возникновения налоговых преступлений можно отнести:
1.Изменения в
экономической жизни страны в целом, появление рыночных отношений;
2.Развитие частной формы
собственности;
3.Несовершенство
действующей налоговой системы;
4.Фискальный характер
налоговой политики;
5.Отсутствие
созидательного аспекта практики налогообложения.
3) К основным последствиям
налоговых преступлений относятся:
1.Непоступление налогов в
государственный бюджет;
2.Угроза экономической
безопасности страны;
3.Социальная
напряженность;
4.Политическая
нестабильность.
5.Развитие криминального
бизнеса
6.Перекосы в
инвестиционной деятельности.
4) Налоговому преступлению
присущи свои особенные признаки, состав преступления.
5) Существуют различные
точки зрения по поводу классификации налоговых преступлений. Но Уголовным
кодексом РФ закреплены только 4 вида налоговых преступлений, непосредственно
посягающих на отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в
бюджет и внебюджетные фонды.
6) Каждому из этих видов
присущ свой состав преступления: объект, субъект, объективная и субъективная
стороны.
7) Для осуществления
эффективного контроля, а также для пресечения совершения преступлений, а также
расследования и раскрытия преступлений и привлечения к ответственности
необходимо постоянное взаимодействие контролирующих и правоохранительных
органов. При этом главной целью такого взаимодействия является обеспечение
экономической безопасности.
8) В качестве форм
взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить: обмен
информацией; совместные проверки; совместная подготовка кадров; подготовка
совместных аналитических материалов; издание совместных приказов и других
документов; проведение совместных служебных расследований.
9) Взаимодействие
налоговых и таможенных органов с органами внутренних дел нацелено на
совершенствование механизма реализации положений, регулирующих отношения в
сфере внешней торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся в
совместной нормотворческой деятельности.
10) Правоохранительные и
налоговые органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных
биологических ресурсов и контроля внешнеторговых операций с продукцией рыбного
промысла.
11) Налоговые органы
взаимодействуют со службой судебных приставов органов юстиции по
принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога,
сбора, пени за счет имущества должника.
12) Выездные налоговые
проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с
целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
13) Законодательной
основой выездных налоговых проверок, проводимых должностными лицами налоговых
органов с участием сотрудников органов внутренних дел, являются Налоговый
кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №
1026-1 «О милиции».
При проведении выездных
налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов
внутренних дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации,
Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «
налоговых органах Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О
милиции», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13) Порядок взаимодействия
налоговых органов и органов МВД России при проведении мероприятий налогового
контроля определен в совместном Приказе МВД России и МНС России от 22 января
2004 г. № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке
взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению,
выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
14) Целью проверок,
осуществляемых органами внутренних дел, является выявление, пресечение и
документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах, целью налоговой проверки является
проверка исполнительности налогоплательщиков и налоговых агентов.
15) Проводимые органами
внутренних дел указанные проверки следует отличать от налоговых проверок,
осуществляемых налоговыми органами. Органы внутренних дел осуществляют проверки
в рамках оперативно-розыскной деятельности, а налоговые органы - в рамках
деятельности по осуществлению налогового контроля. Эти два вида проверок
различаются по целям, методам и правовым основаниям.
16) По материалам проверки
могут быть приняты следующие решения:
- о возбуждении уголовного
дела;
- о составлении протокола
об административном правонарушении;
- о передаче материалов
для рассмотрения налоговым органам;
- о завершении проверки в
связи с неустановлением нарушения законодательства.
О принятом по результатам
проверки решении в трехдневный срок извещается организация или физическое лицо,
в отношении которых проводились указанные мероприятия.
17) Наиболее значительными
проблемами налогового контроля являются проблемы связанные с несовершенством
законодательства в области налогов и сборов, уклонением от уплаты налогов,
низкая материальная обеспеченность сотрудников контролирующих органов и многие
другие проблемы.
Список литературы
1) Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // ред.
от 23.07.2008. – СПС КонсультантПлюс;
2) Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации»
от 21.03.1991 № 943-1 // ред. от 27.07.2006. – СПС КонсультантПлюс;
3) Приказ МВД РФ №76, МНС РФ № АС-3-06/37 от 22.01.2004
«Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов
внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению
налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. – 2004. - №46. –
СПС КонсультантПлюс;
4) Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004.
№ 76/АС-3-06/37 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых
органов при осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. –
2004. - №46. – СПС КонсультантПлюс;
5) Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998
№ 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – СПС КонсультантПлюс;
6) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая
и вторая): в вопросах ответах // под ред. А.А. Ялбулганова. – 2006. – СПС
КонсультантПлюс;
7) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
№ 63-ФЗ // ред. от 22.07.2008. – СПС КонсультантПлюс;
8) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18.12.2001 №174-ФЗ // ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008. – СПС
КонсультантПлюс;
9) Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые
преступления по законодательству Российской Федерации [Текст] / В.А.
Кинсбурская, А.А. Ялбулганов // Научно-практический комментарий
законодательства и судебной практики. – 2007. – СПС КонсультантПлюс;
10) Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления
[Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов // под ред. К.К. Саркисова. М.:
Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97. – 2002. –СПС
КонсультантПлюс;
11) Анищенко А.А. Взаимодействие налоговых органов с
подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями МВД России [Текст] / А.А.Анищенко
// Налоги (журнал). – 2008. Специальный выпуск, Январь. – СПС КонсультантПлюс;
12) Бадаев А.Е. Налоговая преступность - слагаемое
экономической преступности (по материалам регионов Российской Федерации)
[Текст] / А.Е. Бадаев // Безопасность бизнеса. – 2008. - №3. – СПС
КонсультантПлюс;
13) Верстова М.Е. Организационно-правовые основы
деятельности налоговых и правоохранительных органов по обеспечению
своевременного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] /
М.Е.Верстова // Законодательство и экономика. – 2008. - №4. – СПС
КонсультантПлюс;
14) Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и
направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных
органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей
[Текст] / М.Е.Верстова // Финансовое право. – 2008. - №5. –СПС КонсультантПлюс;
15) Гелимханова С.Х. Специфика проведения проверок
налоговых правонарушений органами внутренних дел [Текст] / С.Х. Гелимханова //
Налоги (газета). – 2007. - №28. – СПС КонсультантПлюс;
16) Глушко Д.Е. Налоговые правонарушения и налоговые
преступления [Текст] / Д.Е.Глушко // Налоги (журнал). -2007. -№5. – СПС
КонсультантПлюс;
17) Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная
ответственность за налоговые преступления [Текст] /И.И. Кучеров, И.Н. Соловьев
//. М.: АО Центр ЮрИнфоР. – 2004;
18) Надежин Н.Н. Понятие налогового преступления в
эволюции правовой системы России XX в [Текст] / Н.Н. Надежин // Налоги
(журнал). – 2007. - №6. – СПС КонсультантПлюс;
19) Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового
преступления [Текст] / Н.Н. Смирнова // Налоги (журнал). – 2006. - №2. – СПС
КонсультантПлюс;
20) Трунцевский Ю.В., Терзиди А.В. Угрозы экономической
безопасности в налоговой сфере и пути их устранения [Текст] / Ю.В.Трунцевский,
А.В.Терзиди // Налоги (журнал). – 2006. - №3. – СПС КонсультантПлюс;
21) Шапиро Л.Г., Степанов В.В. Правовые аспекты
взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении
признаков преступлений в ходе проверок и ревизий [Текст] / Л.Г.Шапиро, В.В.Степанов
// Российский следователь. – 2008. - №8. – СПС КонсультантПлюс;
22) Собакина М.Г. Пути совершенствования налогового
контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений
[Электронный ресурс] // Режим доступа: #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Надежин
Н.Н. Понятие налогового преступления в эволюции правовой системы России XX в
[Текст] / Н.Н. Надежин // Налоги (журнал). – 2007. - №6. – СПС КонсультантПлюс
[2]
Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые преступления по законодательству
Российской Федерации [Текст] / В.А. Кинсбурская, А.А. Ялбулганов //
Научно-практический комментарий законодательства и судебной практики. – 2007. –
СПС КонсультантПлюс
[3]
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от
30.06.2008. – ст.106. – СПС КонсультантПлюс
[4] Глушко
Д.Е. Налоговые правонарушения и налоговые преступления [Текст] / Д.Е.Глушко //
Налоги (журнал). -2007. -№5. СПС КонсультантПлюс
[5] Зрелов
А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов //
под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво
97. – 2002. – С.6
[6] Смирнова
Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления [Текст] / Н.Н. Смирнова //
Налоги (журнал). – 2006. - №2. – СПС КонсультантПлюс
[7] Кучеров
И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления [Текст]
/И.И. Кучеров, И.Н. Соловьев //. М.: АО Центр ЮрИнфоР. – 2004. – С. 13 - 14.
[8]Зрелов
А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов //
под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво
97. – 2002. С. 106 - 112.
[9]Смирнова
Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления [Текст] / Н.Н. Смирнова //
Налоги (журнал). – 2006. - №2 . – СПС КонсультантПлюс
[10]
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ //
ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008. – п. 1 ч. 1 ст. 73. – СПС
КонсультантПлюс
[11]
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // ред. от
22.07.2008. – ст. 25. – СПС КонсультантПлюс;
[12]
Налоговые правонарушения в Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим
доступа: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13]Налоговый
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. –
ст.114. – СПС КонсультантПлюс
[14]Зрелов
А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов //
под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво
97. – 2002. – СПС КонсультантПлюс
[15] Зрелов
А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов //
под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво
97. – 2002. – СПС КонсультантПлюс
[16] Зрелов
А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов //
под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво
97. – 2002. – СПС КонсультантПлюс
[17] Бадаев
А.Е. Налоговая преступность - слагаемое экономической преступности (по
материалам регионов Российской Федерации) [Текст] / А.Е. Бадаев //
Безопасность бизнеса. – 2008. - №3. – СПС КонсультантПлюс
[18] Бадаев
А.Е. Налоговая преступность - слагаемое экономической преступности (по
материалам регионов Российской Федерации) [Текст] / А.Е. Бадаев //
Безопасность бизнеса. – 2008. - №3. – СПС КонсультантПлюс
[19] Закон
РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 // ред. от
27.07.2006. – ст. 4. – СПС КонсультантПлюс
[20]
Верстова М.Е. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и
правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками
своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Законодательство и экономика. –
2008. - №4. – СПС КонсультантПлюс
[21]
Верстова М.Е. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и
правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения
налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова //
Законодательство и экономика. – 2008. - №4. – СПС КонсультантПлюс
[22]Закон РФ
«О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 // ред. от
27.07.2006. – ст. 5. – СПС КонсультантПлюс
[23]
Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования
взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения
налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Финансовое
право. – 2008. - №5. СПС КонсультантПлюс
[24] Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): в вопросах ответах // под
ред. А.А. Ялбулганова. – 2006. – СПС КонсультантПлюс
[25]
Трунцевский Ю.В., Терзиди А.В. Угрозы экономической безопасности в налоговой
сфере и пути их устранения [Текст] / Ю.В.Трунцевский, А.В.Терзиди // Налоги
(журнал). – 2006. - №3. – СПС КонсультантПлюс
[26] Закон
РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // ред. от 23.07.2008. – п. 25 ст. 11. –
СПС КонсультантПлюс
[27]
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от
30.06.2008. – п. 1 ст. 36. – СПС КонсультантПлюс
[28]
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от
30.06.2008. – п. 2 ст. 36. – СПС КонсультантПлюс
[29]Налоговый
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – п.
3 ст. 32. – СПС КонсультантПлюс
[30]
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами
[Электронный ресурс] // Режим доступа: #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31]Верстова
М.Е. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и правоохранительных
органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками своих
обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Законодательство и экономика. – 2008. -
№4. СПС КонсультантПлюс
[32]
Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования
взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения
налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Финансовое
право. – 2008. - №5. СПС КонсультантПлюс
[33]
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от
30.06.2008. – ч.2 ст.100. – СПС КонсультантПлюс
[34]Закон РФ
«О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // ред. от 23.07.2008. – п.35 ч.1 ст.11. – СПС
КонсультантПлюс
[35]
Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О
порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при
осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. - №46.
– п.7. – СПС КонсультантПлюс
[36]Инструкция
к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке
взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении
выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46. – п.п.8-9. –
СПС КонсультантПлюс
[37]Инструкция
к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке
взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении
выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46. – п.10. –
СПС КонсультантПлюс
[38]
Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О
порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при
осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46.
– п.25. – СПС КонсультантПлюс
[39]
Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О
порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при
осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46.
– п. 26. – СПС КонсультантПлюс
[40]Налоговый
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. –
пп.5 п.1 ст.23. – СПС КонсультантПлюс
[41]
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от
30.06.2008. – пп.7 п.1 ст.21. – СПС КонсультантПлюс
[42]Налоговый
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. –
пп.4 п.1 ст.31. – СПС КонсультантПлюс
[43]
Гелимханова С.Х.Специфика проведения проверок налоговых правонарушений органами
внутренних дел [Текст] / С.Х.. Гелимханова // Налоги (газета). – 2007. - №28.
СПС КонсультантПлюс
[44]
Собакина М.Г. Пути совершенствования налогового контроля как основного элемента
выявления и пресечения налоговых преступлений [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://konfi-nalog.jurati.ru/node/78
Страницы: 1, 2
|