бесплатные рефераты

Земельные ресурсы и плата за землю


В населенных пунктах, отнесенных Кабинетом Министров Украины к курортным, к ставкам налога, применяются следующие коэффициенты:

- на южном побережье Автономной Республики Крым - 3;

- на юго-восточном побережье Автономной Республики Крым - 2,5;

- на западном побережье Автономной Республики Крым - 2,2;

- на Черноморском побережье Николаевской, Одесской и Херсонской областей - 2;

- в горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей - 2,3, кроме населенных пунктов, в соответствии с законодательством отнесены к категории горных;

- на побережье Азовского моря и в других курортных местностях - 1,5.

Ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы, исходя из ставок налога, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не более трехкратного размера этих ставок налога, с учетом коэффициентов, установленных Кабинетом Министров Украины для курортных регионов.

Статьей 276 Налогового Кодекса определены некоторые особенности установления ставок земельного налога:

- (276.1) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, используемых без получения прибыли гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц,а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельско-хозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятых производственными, культурно-бытовыми, хозяйствен-ными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3 процентов суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Кодекса.

-(276.2) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов, взимается в пятикратном размере налога, исчислен-ного в соответствии с статей 274 и 275 Налогового Кодекса.

-(276.3) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и объектах историко-культурного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов, взимается в размере, определенном согласно статьям 274 и 275 настоящего Кодекса с применением следующих коэффициентов:

- международного значения - 7,5;

- общегосударственного значения - 3,75;

- местного значения - 1,5.

-(276.4) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), предоставленные для железных дорог в пределах полос отвода, для горнодобывающих предприятий для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, взимается в размере 25 процентов налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового Кодекса.

-(276.5) в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями, в том числе указанным в пунктах 276.1 и 276.4 настоящей статьи, другим субьектам, налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора, и статьи 275 настоящего Кодекса.

-(276.6) налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, взимается в размере 25 процентов налога, исчисленного в соответствии со статьями 274, 275, 278, 279 и 280 Кодекса.

Статьей 277 устанавливаются ставки налога за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенных за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена:

- ставка налога за один гектар несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными постройками (сооружениями), устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

- ставка налога за земельные участки, предоставленные садоводческим обществам, в том числе занятые садовыми и / или дачными домами физических лиц, устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Статьей 278 устанавливаются ставки налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов:

-(278.1) ставка налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта в пределах полос отвода), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда), устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

-(278.2) ставка налога за земельные участки, предоставленные для железнодорожного транспорта в пределах полос отвода, военным формированием, созданным в соответствии с законами Украины, которые не содержатся за счет государственного или местных бюджетов,подразделениям Вооруженных Сил Украины, которые осуществляют хозяйственную деятельность, устанавливается в размере 0,02 процента от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

-(278.3) ставка налога за земельные участки, предоставленные для предприятий промышленности, занятые землями временной консервации (деградированные земли), устанавливается в размере 0,03 процента от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Налоговый Кодекс устанавливает ставки налога за земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (статья 279), землях водного фонда и лесохозяйственного назначения (статья 280), расположенных за пределами населенных пунктов и нормативно-денежная оценка которых не проведена:

-(279.1) ставка налога за земельные участки, переданные в собственность или предоставлены в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (кроме cельскохозяйственных угодий и лесных земель), нормативно - денежная оценка которых не проведена, устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

- ставка налога за земельные участки на землях водного фонда устанавливается в размере 0,3 процента от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

- ставка налога за земельные участки на землях водного фонда, а также за земельные участки лесного фонда, занятых производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Статьей 281 Налогового Кодекса определяются льготы по уплате налога для физических лиц. От уплаты налога освобождаются:

- инвалиды первой и второй группы;

- физические лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет;

- пенсионеры (по возрасту);

- ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";

- физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотрено для соответствующей категории физических лиц и распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм:- для ведения личного крестьянского хозяйства - в размере не более 2 гектара;

- для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах - не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара;

- для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектара;

- для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара;

- для ведения садоводства - не более 0,12 гектара.

Статьей 282 Налогового Кодекса установлены льготы по уплате налога для юридических лиц. От уплаты налога освобождаются:

- заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и коммунальной собственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища и парки-памятки садово-паркового искусства;

- опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, заведения, учреждения и организации, специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины, Вооруженные Силы Украины и Государственная пограничная служба Украины, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;

- детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций;

- религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, а также благотворительные организации, созданные в соответствии с законом, деятельность которых не предусматривает получение доходов;

- санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;

- общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, основанных общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое предоставляется Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов согласно Закону Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине".

В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны оплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству;

- дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;

- предприятия, учреждения, организации, общественные организации физкультурно-спортивной направленности, в том числе аэроклубы и авиационно-спортивные клубы Общества содействия обороне Украины, - за земельные участки, на которых размещены спортивные сооружения, используемые для проведения всеукраинских, международных соревнований и учебно-тренировочного процесса сборных команд Украины по видам спорта и подготовки спортивного резерва, базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины;

- на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога;

- вновьсозданные фермерские хозяйства в течение трех лет, а в трудонедостаточных населенных пунктах - в течение пяти лет со времени передачи им земельного участка в собственность.

Законодатель в статье 283 Налогового Кодекса определил земельные участки, не подлежащие налогообложению.

Не уплачивается налог за:

- сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий, определенных в соответствии с законом такими, что подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;

- земли сельскохозяйственных угодий, находящихся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;

- земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, используемые для испытания сортов сельскохозяйственных культур;

- земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования - земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, тоннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, шумовыми экранами, очистными сооружениями и расположенными в пределах полос отвода иными дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

а) параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистительные сооружения;

б) площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи, резервуары для хранения горюче-смазочных материалов, комплексы для взвешивания крупногабаритного транспорта, производственные базы, искусственные и другие сооружения, находящиеся в государственной собственности, собственности государственных предприятий или собствен-ности хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 100 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству;

- земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовимы коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;

- земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев.

Статьей 284 Кодекса определены некоторые особенности применения льготного налогообложения.

Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка данные о предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и / или физическим лицам.

Новые изменения по указанной информации предоставяются до 1 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошли указанные изменения.

Если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право.

Если налогоплательщики, которые пользуются льготами по уплате налога, сдают в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими строениями (их частями) оплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Настоящая норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) в пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

Налоговым Кодексом определен базовый налоговый (отчетный) период для платы за землю и определен порядок ее исчисления.

Базовым налоговым (отчетным) является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и / или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Соответствующие органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, по запросу соответствующего органа государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка, предоставляют информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Подача такой декларации освобождает от обязанности подачи ежемесячных деклараций.

При предоставлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно новую налоговую декларацию, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года.

По новоотведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Начисление физическим лицам сумм налога производится органами государственной налоговой службы, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по установленной форме.

В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим владельцем за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности.

В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года орган государственной налоговой службы направ-ляет налоговое уведомление-решение новому владельцу после получения информации о переходе права собственности.

За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется с учетом придомовой территории каждому из следующих лиц:

1) в равных частях - если здание находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделена в натуре, либо одному из таких лиц-собственников, определенному по их согласию, если иное не установлено судом;

2) пропорционально принадлежащей доле каждого лица - если здание находится в общей долевой собственности;

3) пропорционально принадлежащей доле каждого лица - если здание находится в общей совместной собственности и разделена в натуре.

За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, находящегося в их пользовании, с учетом придомовой территории.

Юридическое лицо уменьшает налоговые обязательства по земельному налогу на сумму льгот, предоставляемых физическим лицам в соответствии с пунктом 281.1 статьи 281 Налогового Кодекса за земельные участки, находящиеся в их собственности или постоянном пользовании и входят в состав земельных участков такого юридического лица.

Указанный порядок распространяется на определение налоговых обязательств по земельному налогу юридическим лицам за земельные участки, отведенные в порядке, установленном Законом Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" для бесплатной парковки (хранения) легковых автомобилей, которыми управляют инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, члены их семей, которым в соответствии с порядком обеспечения инвалидов автомобилями передано право управления автомобилем, и законные представители недееспособных инвалидов или детей-инвалидов, которые перевозят инвалидов (детей-инвалидов) с поражением опорно-двигательного аппарата.

Срок уплаты налога на землю определен статьей 287 Налогового Кодекса.

Собственники земли и землепользователи платят плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком плата за землю уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году.

Учет физических лиц - плательщиков налога и начисления соответствующих сумм проводятся ежегодно до 1 мая.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождение земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе за вновь отведенные земельные участки, уплачивается собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов по квитанции о приеме налоговых платежей. Форма квитанции устанавливается в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом.

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

В случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями, в том числе указанным в пунктах 276.1, 276.4 статьи 276 Кодекса, налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с даты заключение договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей).

Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме платит в бюджет налог по площади под такими помещениями (их частями) на основе пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Статья 288 Налогового Кодекса определяет и урегулирует вопросы платы за аренду земельных участков.

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые заключают договоры аренды земли, должны до 1 февраля представлять органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договора аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий орган государственной налоговой службы о заключении новых, внесение изменений в существующие договора аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли указанные изменения.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка.

Объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный в аренду.

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются

в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, причем годовая сумма платежа:

не может быть меньше:

- для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, устанавливаемого настоящим разделом;

- для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого настоящим разделом;

не может превышать:

а) для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), - 3 процента нормативной денежной оценки;

б) для других земельных участков, предоставленных в аренду, - 12 процентов нормативной денежной оценки;

может быть больше предельного размера арендной платы, чем указанный в подпункте а) и б) в случае определения арендатора на конкурентных началах.

Плата за субаренду земельных участков не может превышать арендной платы.

Налоговый период, порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяется соответственно требованиям статей 285-287 Налогового Кодекса.

Статьей 289 Кодекса предусматривается индексация нормативной денежной оценки земель.

Для определения размера налога и арендной платы спользуется нормативная денежная оценка земельных участков.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов осуществляет управление в сфере оценки земель и земельных участков.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по индексу потребительских цен за предыдущий год ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года, определяемый по формуле:


Кi = [I - 10]: 100,


где I - индекс потребительских цен за предыдущий год.

В случае если индекс потребительских цен не превышает 110 процентов, такой индекс применяется со значением 110.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации не позднее 15 января текущего года обеспечивают информирование центрального органа государственной налоговой службы и собственников земли и землепользователей о ежегодной индексации нормативной денежной оценки земель.

Плата за землю зачисляется в соответствующие местные бюджеты в порядке, определенном Бюджетным Кодексом Украины для платы за землю на соответствующий год.

В разделе 6 главы ХХ «Переходные Положения» Налогового Кодекса отражены некоторые особенности взимания земельного налога:

1. В течение действия ратифицированных Верховной Радой Украины международных договоров (соглашений) Украины по вопросам космической деятельности по созданию космической техники (включая агрегаты, системы и их комплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов и наземных сегментов космических систем), но не позднее 1 января 2015, резиденты - субъекты космической деятельности, получившие лицензию на право ее осуществления и участвующих в реализации таких договоров (соглашений), освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки производственного назначения согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Украины.

2. До 1 января 2016 освобождаются от уплаты земельного налога субъекты самолетостроения, подпадающих под действие норм статьи 2 Закона Украины "О развитии авиастроительной промышленности", земельные участки которых непосредственно используются для целей производства конечной продукции, а именно:

летательных аппаратов, их корпусов, двигателей, включая места, предназначенные для их хранения (склады, ангары, места для отстаивания), посадочно-взлетные полосы, а также места, в которых расположены пункты заправки (дозаправки) моторных летательных аппаратов и контроля над полетами.

3. До 1 января 2016 освобождаются от уплаты земельного налога субъекты кинематографии (производители национальных фильмов), перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, за земельные участки, используемые для обеспечения производства национальных фильмов.

4. До 1 января 2016 освобождаются от уплаты земельного налога субъекты судостроительной промышленности, определенные в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О мерах по государственной поддержке судо-строительной промышленности в Украине".

Необходимо обратить внимание налогоплательщиков, что статьей 126 Налогового Кодекса предусмотрена ответственность за несвоевременную уплату налога за землю в виде штрафных санкций. В случае если налогопла-тельщик не уплачивает суммы самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных Кодексом, такой налого-плательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

- за несвоевременную оплату налога (дополнительно к основному платежу и пене) начисляется штрафная санкция, размер которой зависит от сроков просрочки. Так, при задержке платежа до 30 календарных дней, гражданин обязан уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы долга, при задержке от 30 до 90 дней - 20 процентов, при задержке более 90 дней уплачивается штраф в размере 50 % от суммы долга.

-за каждый день просрочки платежа начисляется пеня;

 Таким образом, чем дольше не производится оплата налога, тем ощутимее будет сумма платежа.

Необходимо также отметить, что плательщики платы за землю несут ответственность, предусмотренную статьями 140 и 141 Земельного Кодекса Украины которыми предусматривается ответственность за систематическую неуплату земельного налога или арендной платы в виде прекращение права собственности на земельный участок или права пользования земельным участком.

Таким образом, халатное отношение к своим обязанностям по уплате налога за землю может привести не только к дополнительным материальным затратам в виде штрафных санкций и пени, но и к реальному шансу лишения прав на принадлежащую землю.



Заключение


Главной целью экологической политики государств мира является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.

Основными направлениями работы по реализации экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; повышение экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества.

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

Промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.

В условиях интенсификации производства охрана земной поверхности и ее рациональное использование осуществляются с помощью следующих мероприятий:

- сокращение использования земельного фонда для промышленных целей в процессе проектирования и строительства;

- устранение загрязнения промышленных предприятий расположенных вблизи участков земельного фонда;

- рекультивация нарушенных горными работами земель;

Нужно принять закон Украины «Об охране земель и плодородия почв», в котором определить:

- базовые экологические требования в условиях частного землепользования и частных форм хозяйствования;

- механизмы ответственности собственников земли и арендаторов за сохранение плодородия земель;

- ограничения относительно использования земель под культурами, истощающими землю;

- стандарты севооборота и механизм стимулирования их соблюдения.

Необходимо увеличить затраты Государственного бюджета Украины на охрану и воспроизводство плодородия земель. Разработать мероприятия по развитию и внедрению технологий рационального и экологически безопасного землепользования, мероприятия по мелиорации и охране земель, полезащитному лесоразведению, по борьбе с эрозией почв и другие меры, направленные на коренное улучшение земель путем принятия и реализации соответствующих государственных программ.

Cледует также отметить, что Налоговый Кодекс в части платы за землю во многом повторяет Закон Украины от 03.07.92 N2535-XII "О плате за землю", поэтому изменения радикальными назвать нельзя. Среди новаций, которые нашли свое отражение в Кодексе предлагается:

- пересмотреть размер усредненных ставок платы за землю (с учетом всех изменений размер усредненных ставок земельного налога увеличится лишь на величину бюджетного коэффициента, который в дальнейшем будет учитываться в зависимости от индекса инфляции). При этом, оставленна дифференциация в зависимости от количества жителей населенных пунктов;

- отменить верхний предел ограничения годовой арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности, который согласно требованиям действовавшего законодательства Украины не мог превышать 10 процентов их нормативной денежной оценки;

- применить особый порядок уплаты земельного налога за земли природоохранного, рекреационного, культурно-исторического, оздоро-вительного назначения, переданных в собственность или предоставленых в постоянное пользование субъектам хозяйствования;

- урегулировать проблему налогообложения земель лесного фонда, как в пределах населенных пунктов, так и за их пределами (за земельные участки лесного фонда, которые при реформировании аграрного сектора экономики отошли в собственность). При расчете этого налога планируется использовать показатели усредненной стоимости пашни в соответствующем регионе. В дальнейшем для таких земель будут установлены собственные тарифы налогообложения;

- в связи с разночтением налогообложения земель под железными дорогами установить границы такого земельного участка – в пределах полосы отвода. Для горнодобывающих предприятий – только под добычу полезных ископаемых;

- для земель, занятых дорожными хозяйствами, от предоставленной им льготы учесть размер участков (под полосой отвода), за которые налог не начисляется;

- обеспечить освобождение от уплаты земельного налога детских санаторно-курортных и оздоровительных учереждений Украины, независимо от их подчиненности.

- упорядочение системы льгот по налогообложению, которые не имеют социальной направленности и экономического эффекта. Например, отменены льготы, предоставляемые по отраслевому признаку;

- уточнение порядка индексации нормативной денежной оценки земель в зависимости от уровня инфляции;

- совершенствование налогового законодательства в части арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;

Вместе с тем, новым в налогообложении является урегулирование вопроса срока налогообложения земельных участков под выкупленными зданиями и сооружениями, поскольку в настоящее время из-за неурегулированности нормами действующих законодательных актов (Земельного кодекса, Гражданского кодекса, законов Украины «О плате за землю» и «Об аренде земли» и др.) долгое время проходит процедура оформления документов на право собственности или пользования земельными участками, а за этот период местные бюджеты теряют значительные средства от неуплаты платежей в бюджет.



Список использованных источников:


1.     Земельный кодекс Украины «Відомості Верховної Ради України» (ВВР), 2002, N 3-4, (с изменениями) N 1474-VI ( 1474-17 ) от 05.06.2009

2. Налоговый Кодекс Украины с изменениями, внесенными Законом N 2856-VI (2856-17) от 23.12.2010 г. «Офіційний вісник України» от 10.12.2010 - 2010 р., № 92;

3. География.Современная иллюстрированная энциклопедия. Издательство: Росмэн-Пресс,2006 г.

4. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение - М: Академический проект.

-2006. – 537 с.

5. Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. «Экономическая и социальная география мира»,

- М.: Просвещение, 2008г.

6. География в таблицах. 6-10 кл.:Справочное пособие. М.: Дрофа, 1997. 92 с.

7. Доклад ООН «Опустынивание – основная угроза окружающей среде». 19-

07-2005. Сайт "Великая Эпоха" www.epochtimes.ru,

8.Вольский В. В. Социально-экономическая география зарубежного мира М.: ДРОФА, 2001- 564 с.

9.Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И.

Куликов и др. - М.: Колос, 2000. - 328 с.

10.Максаковский В.П. География в таблицах. Справочное пособие. М.:

Дрофа, 2008г 92 с.

11.Макар С.В. Основы экономики природопользования: Учеб. Пособие. М.:

ИМПЭ, 1998.

12. #"#">http://www.bookman.ru/book2128863.html

13.Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе.- М: КноРус

2009. – 567 с.

14.Сельская экономика. Под ред. Киселева С.В. - М: ИНФРА-М. -2007.-465 с.

Размещено на



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ