Анализ производственно-хозяйственной деятельности АОА "Институт ЮЖНИИГИПРОГАЗ" за 1997 год
Перечень
показателей эффективности должен разрабатываться администрацией и профкомом
предприятия и утверждаться советом предприятия. Учет показателей деятельности
внутрипроизводственных подразделений следует вести систематически. Результаты
учета в установленные сроки необходимо предоставлять
трудовому коллективу подразделения.
Образование фонда
оплаты труда прямым счетом по нормативам трудоемкости целесообразно для цехов
вспомогательного производства с преобладанием повременной формы оплаты труда
работников, а также в бригадах (участках) основного и вспомогательного
производств, сформированных из рабочих-повременщиков.
В основе
формирования фонда оплаты труда прямым счетом лежит
определение возможного роста заработной платы при данной численности работников
с учетом результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия в
целом и соответствующего внутрипроизводственного подразделения.
При расчете
необходимой численности основных рабочих следует учитывать снижение технологической
трудоемкости, в первую очередь, за счет мероприятий по совершенствованию
технических и организационных условий производства.
При определении
численности вспомогательных рабочих, а также специалистов и служащих надо
предусматривать увеличение норм обслуживания, пересмотр нормативов численности,
проведение мероприятий по повышению загрузки рабочих-повременщиков, развитие
совмещения профессий (работ), расширение зон обслуживания и выполнение установленного
объема работ меньшей численностью персонала. В
данном случае вся экономия по фонду оплаты труда в
результате высвобождения численности работников при прежнем или
увеличивающемся объеме производства может быть направлена на повышение заработной
платы.
Рост средней
заработной платы работников структурных
подразделений рекомендуется определять, исходя из возможностей ее увеличения
по предприятию в целом. При этом меньший рост заработной платы может быть предусмотрен
для тех подразделений, у которых результаты труда возросли в меньшей степени, чем по предприятию в целом, или уровень заработной
платы которых значительно выше сложившегося по предприятию и не соответствует
по каким-либо причинам их трудовому вкладу.
Абсолютный фонд
оплаты труда, исходя из расчетной численности работающих на планируемый объем работ, целесообразно доводить до внутрипроизводственных
подразделений заблаговременно, одновременно с проектом годового финансового
плана (контрольными цифрами).
При раздельном
формировании в подразделениях средств на оплату труда работников образование
фонда основной оплаты для производственных единиц и основных цехов,
выпускающих готовую продукцию, целесообразно строить на основе нормативов
затрат основной оплаты на 1 гривну чистой продукции. При этом для отдельных
подразделений могут делаться определенные исключения. Например, для цеха,
выпускающего однородную продукцию, могут быть
установлены нормативы затрат основной оплаты на единицу продукции в натуральном
выражении; для цехов, выпускающих многономенклатурную продукцию с часто меняющейся
структурой производства, можно фонд основной оплаты формировать на основе
нормативов прироста за каждый процент прироста чистой продукции.
В производственных
единицах и основных цехах, поставляющих продукцию или оказывающих
производственные технологические услуги во внутрипроизводственной кооперации,
а также в инструментальных, ремонтно-механических и других аналогичных цехах
вспомогательного производства формирование фонда основной оплаты целесообразно
производить по нормативу на единицу объема продукции (нормо-час,
грн. и др.) или по нормативу основной оплаты на единицу продукции в натуральном
выражении.
В производственных
бригадах (участках) основного и вспомогательного производств, сформированных из рабочих-сдельщиков, а также в подрядных бригадах, фонд основной
оплаты рекомендуется определять по нормативам заработной платы (комплексным
сдельным расценкам) на единицу продукции (работы), рассчитываемым на основе
технически обоснованных норм времени (выработки).
Формирование фондов
основной оплаты работников структурных подразделений должно производиться с
учетом конкретной специфики отдельных цехов, участков и в зависимости от
объективных технических и организационных условий их деятельности на основе
применения дифференцированных нормативов. Нормативы следует доводить до
подразделений заблаговременно, одновременно с проектом годового финансового
плана (контрольными цифрами). Установленные нормативы в течение года
пересматриваться не должны.
Формирование фонда
основной оплаты (ФЗПо) с
использованием уровневых нормативов в структурных
подразделениях, где среди рабочих преобладает сдельная форма оплаты труда и
невысок удельный вес специалистов и служащих, выражается следующей формулой:
,
где Н — нормативов
формирования фонда основной оплаты в коп. на 1 грн. продукции;
V — объем
продукции в грн.
В тех случаях,
когда в подразделениях велик удельный вес повременной оплаты и значительная
часть работников не влияет непосредственно на увеличение объема продукции или
ее влияние на этот объем незначительно, целесообразно применять другой принцип
формирования фонда. На основе анализа расходования фонда оплаты труда в базисном
периоде необходимо выделение двух частей фонда основной оплаты: условно-постоянной,
включающей расходы на оплату труда работников, численность которых не
изменяется или несущественно изменяется в связи с ростом объема производства,
и переменной, включающей в себя расходы на оплату
труда работников, численность и трудозатраты которых прямо связаны с изменением
объема выпускаемой продукции и ее трудоемкостью.
Деление фонда
основной оплаты на условно-постоянную и переменную части может быть
использовано для применения комбинированной модели формирования фонда основной
оплаты на основе нормативов прямых затрат заработной платы на единицу объема продукции, определенных путем
деления переменной части фонда основной оплаты на объем выпускаемой продукции,
и стабильной части фонда основной оплаты.
В этом случае фонд
основной оплаты работников подразделений определяется суммированием переменной
и условно-постоянной частей фонда. Переменная часть фонда основной оплаты
определяется умножением норматива прямых затрат заработной платы на плановый
или фактический объем производства продукции.
Принципиальная формула
определения фонда основной оплаты на основе уровневых нормативов в данном
случае выглядит следующим образом:
,
где ФЗПНС
— часть фонда основной оплаты, связанная с оплатой труда повременно оплачиваемых
работников;
Н — норматив формирования части фонда основной
оплаты, связанной с оплатой сдельно оплачиваемых рабочих, в коп. на 1 грн.
продукции.
Для расчетов лучше
всего использовать данные о структуре фонда оплаты труда соответствующего
подразделения за период, принимаемый за базу (например, предшествующий год).
В состав
условно-постоянной части фонда основной оплаты структурного
подразделения следует включать оплату по окладам специалистов и служащих,
младшего обслуживающего персонала, оплату по тарифным ставкам и премии рабочим-повременщикам
за основные результаты деятельности, а также ряд других выплат
рабочим-повременщикам: за работу в ночное время, при уходе в отпуска
(ежегодные, дополнительные, по учебе) и другие, предусмотренные законом,
гарантийные и компенсационные выплаты из фонда заработной платы. Переменная
часть фонда основной оплаты представляет собой средства на оплату труда
рабочих-сдельщиков (оплата по сдельным расценкам и премии за основные
результаты деятельности, а также ряд других выплат).
Включение в состав
постоянной и переменной частей фонда основной оплаты других выплат
осуществляется на основе анализа влияния объема производства на уровень основной
оплаты различных групп работников. В частности, основная оплата учеников в зависимости от преобладающей формы их оплаты может быть
целиком отнесена к той или иной части фонда основной
оплаты или распределена между переменной и
условно-постоянной частью пропорционально основной заработной плате
рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.
Поскольку дополнительные
выплаты учитываются в действующей отчетности в целом
по рабочим, то их следует распределять пропорционально фондам основной оплаты
сдельщиков (оплата по сдельным расценкам, премии и доплаты по прогрессивным
расценкам) и повременщиков (оплата по тарифным ставкам и премии).
При расчете нормативов
условно-постоянную и переменную части базисного фонда основной оплаты
необходимо уменьшить на сумму непроизводительных выплат, а также
скорректировать на коэффициенты, характеризующие состояние нормирования труда рабочих-сдельщиков
и повременно оплачиваемых работников.
Корректировку
базового фонда основной оплаты на уровень нормирования труда рабочих можно
осуществлять следующим образом:
,
где ФЗП(о) —
фонд основной оплаты, принимаемой в расчет нормативов;
ФЗПосд
— фонд основной оплаты рабочих-сдельщиков;
ФЗПоповр — фонд основной
оплаты рабочих-повременщиков;
ФЗПопр.п — фонд основной оплаты специалистов, служащих и других категорий работников
структурного подразделения;
К1, К2 — коэффициенты, характеризующие
уровень нормирования труда рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.
Уровневые нормативы определяются делением на
объем выпускаемой продукции в базисном году исходного фонда основной оплаты,
скорректированного с учетом планируемого предприятием соотношения темпов роста
заработной платы и производительности труда. В случаях исчисления производительности
труда через показатель трудоемкости исходный фонд основной оплаты
корректируется с учетом показателя соотношения величины снижения трудоемкости
и размера экономии фонда основной оплаты, используемой на увеличение средней
заработной платы, по данным за предыдущие два-три года.
Исходным фондом для расчета нормативов
затрат основной оплаты на единицу продукции в натуральном выражении или на
единицу объема продукции является фонд, определенный на основе анализа фонда
основной оплаты в базисном году.
Принципиальную
схему расчета уровневых нормативов (Н) можно представить
следующим образом:
,
где ФЗПобаз
— исходный фонд основной оплаты в базисном году;
Vб— объем
выпускаемой продукции в базисном году;
Кс— планируемое соотношение прироста
средней заработной платы на каждый процент прироста производительности труда;
DП— планируемый
прирост производительности труда.
Формирование фонда
основной оплаты на основе использования уровневых нормативов целесообразно в
подразделениях, где выпускается сравнительно однородная продукция, а изменения
в структуре производимой продукции не приводят к резким сдвигам динамики объема
выпускаемой продукции по стоимости и трудоемкости; когда для подразделения и
предприятия в целом характерны снижающиеся темпы производства продукции из-за
ухудшения горно-геологических и других природных
условий или по другим объективным причинам, а также в условиях, при которых
для предприятия и подразделения все факторы повышения эффективности
производства имеют примерно равное значение.
Образование фонда
основной оплаты на основе использования приростных нормативов целесообразно в
тех случаях, когда в подразделении выпускается многономенклатурная продукция и
происходящие структурные изменения приводят к несоответствию в динамике ее
объема в стоимостном и трудовом выражении, а также когда имеет место необходимость
увеличения объема производства за счет снижения трудоемкости продукции.
Формирование фонда
основной оплаты на основе использования приростных нормативов может
осуществляться следующим образом:
,
где ФЗПоисх
— фонд основной оплаты, принимаемый за базу, тыс.грн.
НΔ — норматив прироста исходного фонда
основной оплаты за каждый процент прироста объема
продукции, в %:
ΔV — прирост продукции в принятых единицах
измерения, в %.
При этом нормативы
прироста основной оплаты на стоимостную единицу
продукции в натуральном выражении по подразделениям целесообразно дифференцировать
относительно (в %) прироста средств на оплату труда
по предприятию в целом. В качестве основного фактора дифференциации можно использовать долю переменной части фонда
основной заработной платы в его общей величине, а
также устанавливать повышенные нормативы подразделениям, обеспечивающим на
основе рационализации рабочих мест повышение фондоотдачи,
улучшение использования производственных мощностей и т.д.
Норматив прироста
фонда основной оплаты на каждый процент прироста объема произведенной
продукции может рассчитываться по следующей формуле:
.
Формирование фондов
основной оплаты с использованием коэффициентов трудового вклада подразделений в
конечный результат деятельности осуществляется в порядке, аналогичном для всего
фонда оплаты.
Формирование фондов
основной оплаты прямым счетом по нормативам трудоемкости и средней заработной
платы рекомендуется производить в порядке, аналогичном для фонда оплаты.
Поощрительный фонд
в производственных единицах и основных цехах, выпускающих готовую продукцию, в
тех случаях, когда до подразделений может быть доведен чистый доход, целесообразно формировать по нормативам от чистого
дохода, оставшегося в их распоряжении. Принципиальная формула расчета
указанного фонда в данном случае может быть представлена как:
,
где Н — норматив, определяющий долю поощрительного
фонда в остаточном чистом доходе, в коп. на 1 грн. дохода;
Р — остаточный чистый доход структурного
подразделения, тыс. грн.
При нецелесообразности
(невозможности) разработки нормативов распределения остаточного чистого дохода
поощрительный фонд производственной единицы и основных цехов рекомендуется
формировать по нормативам, определяющим его долю соответственно в массе чистого
дохода предприятия или производственной единицы, а также по нормативам прироста
поощрительного фонда за каждый процент увеличения чистого дохода.
В таком же порядке
целесообразно формировать поощрительный фонд производственных единиц и
основных цехов, если они не имеют утвержденных (или договорных) оптовых цен, а
применяют внутрипроизводственные цены предприятия.
В том случае, когда
чистый доход не может быть доведен до внутрипроизводственных подразделений, поощрительный
фонд работников следует определять по цеховому показателю себестоимости
продукции. Методы учета и планирования этого показателя в настоящее время в
достаточной степени разработаны и при наличии обоснованных норм расхода сырья,
материалов, заработной платы, показатель себестоимости продукции является
надежным измерителем эффективности производственной деятельности подразделений.
В данном случае поощрительный фонд рассчитывается, исходя из его базовой величины
и нормативов прироста в зависимости от динамики снижения себестоимости продукции.
Поощрительный фонд,
принимаемый в основу для расчета нормативов подразделениям, должен обеспечивать
им равный размер вознаграждения в расчете на одного работника (или на 1 гривну
выплат из фонда основной оплаты). При этом устанавливаемые подразделениям
задания по росту чистого дохода или снижению себестоимости продукции (услуг)
должны быть относительно равно напряженными. При
невозможности обеспечения подразделений такими заданиями следует устанавливать
меньшие размеры исходных поощрительных фондов работникам подразделений с более
низким уровнем использования производственных ресурсов и соответственно с
менее напряженными заданиями.
Нормативы
образования поощрительного фонда необходимо доводить до структурных
подразделений заблаговременно, до начала планового периода. Утвержденные в установленном
порядке нормативы изменяться и переутверждаться не должны.
Отчисления в
поощрительный фонд подразделений целесообразно производить ежеквартально
нарастающим итогом по утвержденным нормативам.
Раздельный порядок
формирования фонда основной оплаты и поощрительного фонда не препятствует их
использованию как единого фонда оплаты труда. В связи с этим в поощрительный
фонд подразделений могут быть перечислены неиспользованные средства по фонду
основной заработной платы, полученного по установленным нормативам. Такое
перечисление, однако, целесообразно при условии выполнения плана производства
продукции (расчетно) в стоимостном и натуральном выражении, а также заданий по
росту производительности труда, качеству продукции
и т.п. Если же перечисление имеет целью компенсировать за счет фонда основной
оплаты низкие отчисления в поощрительный фонд из-за недостаточного уровня
работы предприятия, то такие отчисления производить не следует. Более того, в
этом случае целесообразно вообще разобраться с причинами экономии по фонду
основной оплаты и принять меры к повышению обоснованности нормативов.
Средства
поощрительного фонда расходуются по специальной смете или по объединенной
смете расходования единого фонда оплаты труда (включающего фонд основной оплаты и поощрительный фонд).
Размеры, порядок и очередность выплаты
премий и вознаграждений за счет поощрительного фонда определяются руководством
структурного подразделения по согласованию с профсоюзной организацией.
Контракт представляет собой особый вид трудового договора, который, в
соответствии с КЗоТ Украины (ст. 21), предусматривает срок действия договора,
права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения
и организации труда работника, а также условия прекращения договора. Поэтому
на контракт, как и на другие формы трудового договора, распространяется единый
правовой режим.
Заключение трудового контракта производится на основании Положения о
порядке заключения контрактов при принятии (найме) на работу, утвержденного
постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.1994 г. №170, в соответствии
с Типовой формой контракта с работником, утвержденной приказом Минтруда
Украины от 15.04.1994 г. №23, с учетом внесенных в эти документы в последующие
годы изменений и дополнений.
Контракт направлен на индивидуализацию трудового правоотношения, т.е.
установление условий труда с учетом содержания и характера трудовых
обязанностей, профессиональных, деловых и личностных качеств работника.
При контрактной форме найма работник менее защищен от произвола работодателя,
поэтому сфера применения контрактной формы трудового договора ограничена.
Законодательством
Украины применение контрактной формы разрешено в отдельных отраслях народного
хозяйства и для определенного круга работников, на что указывается в следующих
нормативных актах:
— Закон Украины
"О предприятиях в Украине" (ст. 16);
— Закон Украины
"Об образовании" (ст. 15 и 19);
— Закон Украины
"О статусе Академии наук" (ст. 7);
— Закон Украины
"Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической
деятельности" (ст. 25);
— Закон Украины
"О товарной бирже" (ст. 12);
— Закон Украины
"О потребительской кооперации" (ст. 14);
— Закон Украины
"О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие чернобыльской
катастрофы" (ст. 42);
— Закон Украины
"Об адвокатуре" (ст. 8);
— Закон Украины
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 23);
— Указ Президента
Украины "О мерах по повышению уровня работы органов государственной
исполнительной власти" (п. 1);
— Декрет Кабинета
Министров Украины "Об управлении имуществом, находящимся в
общегосударственной собственности" (п. 4);
— постановление
Кабинета Министров Украины от 19.03.1993 г. №203 "О применении контрактной
формы трудового договора с руководителями предприятий, находящимися в
общегосударственной собственности" (с последующими дополнениями и изменениями);
— постановление Кабинета
Министров Украины от 6.02.1992 г. №63 "Об упорядочении и материальном
обеспечении в отрасли спорта" (п. 4).
Контракт — это прежде всего срочный трудовой договор, заключаемый
(обязательно) в письменной форме. У нас нашли применение контракты, носящие
срочный характер, хотя в принципе возможно заключение контракта и на
неопределенный срок. Установление конкретного срока работы по контракту
является правом сторон при обязательном соблюдении установленных законодательством
предельно допустимых сроков.
Главным условием заключения контракта является то, что условия оплаты
труда и социального обеспечения работников, наем которых осуществляется на
основе контрактной формы трудового договора, не могут ухудшаться по сравнению
с условиями, предусмотренными законодательством и коллективным договором.
На основании Типовой формы контракта рекомендуется разрабатывать на
предприятии примерные формы контракта для различных категорий работников
(рабочие, руководители, служащие). Они используются как первоначальный проект
для начала переговоров между работодателем и претендентом на вакантное
рабочее место.
Контракт заключается с соблюдением общего порядка заключения трудовых договоров,
включающего в себя достижение соглашения по основным и дополнительным условиям,
предъявление необходимых документов.
Контракт может быть заключен по соглашению сторон или являться элементом
сложного юридического состава. В последнем случае до заключения контракта
объявляется конкурс, в котором участвуют все претенденты на вакантную
должность. Конкурсный порядок целесообразно использовать при занятии должностей
творческих работников сферы науки, искусства и т.п.
Условия контракта, затрагивающие компетенцию органов самоуправления
трудового коллектива, профсоюзных или иных органов, представляющих интересы
трудящихся, подлежат согласованию с указанными органами. Согласование
рекомендуется производить в 10-дневный срок со дня достижения соглашения
сторонами и составления письменного проекта контракта. В контракте делается
отметка о согласовании.
При прохождении конкурса и обсуждении содержания контракта претендент
может по своему усмотрению предъявлять документы и иные доказательства,
характеризующие его трудовую деятельность, достижения, уровень профессионального
мастерства. Предъявленные документы подлежат рассмотрению.
Контракт вступает в силу с момента его подписания или в соответствии со
сроком, установленным в контракте.
Сторонами контракта являются работодатель (собственник или уполномоченный
им орган) и работник (контрактант).
В зависимости от вида предприятия и категории работника, нанимающегося на
работу, определяется субъект, полномочный заключать контракт. Для руководителя
предприятия таковым является непосредственно собственник имущества или уполномоченный
им орган (для государственного предприятия — соответствующее министерство или
ведомство, для акционерного общества — правление или собрание акционеров, если
иное не записано в уставе общества и т.д.). С остальными работниками контракт
заключает руководитель предприятия или его заместитель, или руководитель
соответствующего подразделения.
Контракт предполагает равенство сторон при обсуждении условий трудового
соглашения. В условиях нормально функционирующего рынка эти условия (особенно
вопросы оплаты труда) являются "предметом торга" при заключении
контрактов. При этом следует помнить о главных требованиях законодательства при
использовании контрактной формы трудового договора:
— заключение контракта
должно быть добровольным (если иное не предусмотрено законодательством);
— условия,
предусмотренные контрактом, не должны ущемлять права и гарантии работника,
определенные действующим законодательством о труде.
В контракт по соглашению сторон и с учетом действующего законодательства
рекомендуется включать:
— место работы (с
указанием структурного подразделения);
— должность и
квалификацию;
— срок контракта;
— обязанности и права
сторон (обязанности работника должны наиболее полно и кратко отражать
требования администрации к работнику по данной должности);
— ответственность
сторон за неисполнение обязанностей по контракту;
— условия оплаты
труда;
— режим рабочего
времени и времени отдыха;
— условия социального
обслуживания работника;
— условия социального
обеспечения работника;
— основания и порядок
расторжения и продления контракта, в том числе обязательства сторон в случае
разрыва контракта в одностороннем порядке до окончания срока контракта.
Не рекомендуется включать в содержание контракта условие об установлении
испытательного срока, если последний заключается на непродолжительный срок.
Обязанности работника устанавливаются по соглашению сторон на основе
квалификационных характеристик, должностных инструкций, правил внутреннего
трудового распорядка, регламента работ и других правовых актов.
В контракте может даваться не только конкретная характеристика обязанностей
работника, но и определяться конечный результат работы. Поэтому обязанности,
определяемые в контракте, должны быть ориентированы: во-первых, на конкретизацию
трудовой функции; во-вторых, на достижение конечного результата труда.
В этих целях в контракте могут устанавливаться обязанности:
— по совмещению
профессий и расширению зоны обслуживания;
— по повышению
интенсивности труда;
— по выполнению
повышенных норм выработки;
— по выполнению работы
по смежной профессии в случае простоя по требованию мастера (руководителя
структурного подразделения — цеха, отдела, смены и т.д.);
— по оказанию
технической или консультативной помощи предприятиям-смежникам (с выездом в
командировку);
— по достижению
определенных сторонами показателей к обусловленному сроку;
— по выполнению
специальных программ и планов, согласованных сторонами и являющихся
приложением к контракту и др.
На работника по согласованию сторон могут быть возложены дополнительные
обязанности, например:
— непрерывное
повышение профессионального мастерства в соответствии с действующей на
предприятии (в организации) системой непрерывного образования;
— неразглашение
доверенной коммерческой, технологической, экономической и научной информации;
— овладение
иностранным языком, программированием и т.п. При формулировании
обязанностей работника важно иметь в виду следующие обстоятельства:
во-первых, нецелесообразно повторять в контракте обязанности, предусмотренные
действующим законодательством, такие, как обязанность соблюдать трудовую
дисциплину, выполнять нормы выработки и др.;
во-вторых, установленные контрактом обязанности должны быть связаны с
успешным выполнением трудовой функции и не могут
возлагать на работника выполнение дополнительной работы не по специальности.
По отношению к работающим по контракту собственник или уполномоченный им
орган несет обязанности, предусмотренные КЗоТ Украины.
Наряду с ними в контракте предусматриваются обязанности работодателя
перед конкретным работником. Такие обязанности должны быть направлены на
создание условий для эффективного выполнения работником трудовой функции и
включать в себя обязательства по информационному, техническому, организационному,
производственно-бытовому и медицинскому обеспечению работника.
В необходимых случаях в контракте должна быть приведена ссылка на
коллективный договор, регламент работ, правила техники безопасности и другие
правовые акты.
На администрацию могут быть возложены
обязанности: своевременно решать вопросы по организации
трудового процесса, оборудовать рабочее место в соответствии с достигнутой
договоренностью и правилами охраны труда и техники безопасности, в необходимых
случаях — предоставить отдельный кабинет, снабдить оргтехникой, специальной
литературой, канцелярскими принадлежностями и др.
Может также оговариваться условие о предоставлении служебного автомобиля
или оплате амортизационных расходов при использовании личной автомашины для
служебных поездок; оплате абонементной платы за телефон, если работник использует
его для служебных переговоров. Можно оплачивать работнику по контракту
транспортные расходы на поездки к месту работы и обратно.
Права работника рекомендуется устанавливать в
соответствии с выполняемыми ним трудовыми обязанностями.
Могут предусматриваться следующие права работника:
— на обеспечение
определенного контрактом круга работ;
— на информационное,
техническое и прочее обеспечение выполнения служебных обязанностей;
— на своевременный и
качественный ремонт используемого оборудования;
— на повышение
квалификации и образовательного уровня в рабочее время за счет работодателя;
— на оплату простоя не
по вине работника;
— на ознакомление в
рабочее время с нормативными актами, коллективным договором, правилами
внутреннего трудового распорядка, Уставом предприятия и другими документами,
определяющими условия труда работника;
— на предоставление
научному и творческому работнику библиотечного дня и др.
Права администрации рекомендуется формулировать исходя из обязанностей
работника. В частности, администрация имеет право контролировать выполнение
обязательств работника по контракту; требовать своевременного окончания работ,
выполнения обусловленной соглашением сторон программы и др.
Предусматривая права и обязанности сторон контракта, следует учитывать,
что ряд частных прав и обязанностей устанавливается при изложении других
необходимых и дополнительных условий (например, право на очередной ежегодный
отпуск обусловленной продолжительности, право на получение квартиры и т.д.).
Поэтому они не указываются в разделах "Права" и "Обязанности
сторон".
Важнейшей обязанностью работодателей является оплата труда работника, порядок
и сроки которой оговорены контрактом.
Условия оплаты труда определяются в соответствии с действующим трудовым
законодательством с учетом существующей организации заработной платы на данном
предприятии, а также на других, включая арендные, совместные, кооперативные, акционерные
общества и др.
Размеры и условия оплаты труда в контракте устанавливаются по соглашению
сторон, причем заработная плата по контракту может существенно отличаться от
.заработной платы, установленной законодательством, что должно быть
обусловлено квалификацией работника, выполнением им сложных и ответственных
работ и т.д.
В части определения размеров заработной платы, условий и порядка стимулирования
в контракте может быть проявлен творческий подход к оценке труда работников,
созданию наиболее действенных систем оплаты труда с отходом от традиционных,
строго регламентированных правил. В качестве основы целесообразно использовать
те положительные элементы в организации заработной платы, которые накопила
практика (должностные оклады, квалификационные справочники, поощрительные и
компенсационные выплаты, системы премирования). Отправной точкой при этом
должны служить установленные законодательством или локальными нормативными
актами (отраслевыми соглашениями) ставки и оклады.
В условиях оплаты труда по контракту следует учитывать профессионально-квалификационный
статус работника, его индивидуальные способности, сложность и значимость
трудовой функции и практические результаты деятельности. Необходимо предусматривать
не только пропорционально возрастающее вознаграждение за высокопродуктивную
работу, но и материальную ответственность за отклонения от содержащихся в контракте
условий.
Целесообразно в связи с этим деление оплаты труда по контракту на постоянную
(должностной оклад) и переменную (в зависимости от достигнутых результатов
деятельности) доли. Вопрос об их количественном соотношении решается сторонами
в зависимости от характера и содержания работы в индивидуальном порядке.
Высокая доля постоянного гарантированного элемента целесообразна при
заключении контракта с ведущими специалистами, занятыми перспективными
проблемами технического перевооружения производства, создания новейших технологий
и конструкций. У таких работников постоянный элемент заработка может достигать
90%. При этом для стимулирования заинтересованности в достижении высокого
результата в оптимальные сроки условиями контракта может быть предусмотрена
сумма поощрения за успешное завершение работы. Для директора, руководителей
структурных подразделений и других категорий работников, от которых непосредственно
зависит качество выполнения государственного заказа по производству продукции,
выполнение договорных обязательств, увеличение объемов производства товаров
повышенного спроса, обеспечение роста чистого дохода и т.д., более
рациональным решением будет высокая доля переменной части, растущей пропорционально
конечному результату деятельности предприятия или его структурных подразделений.
Принятые в коллективном договоре предприятия размеры тарифных ставок и
должностных окладов могут рассматриваться лишь как база для определения оплаты
по контракту, поскольку работа по контракту является более ответственной и
сложной.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении работником условий
контракта, должностной оклад по контракту может быть уменьшен в установленном
законодательством порядке. но не ниже размера оклада, предусмотренного в
коллективном договоре предприятия для данной должности (квалификационной
категории).
В качестве основы для определения исходного уровня оплаты работы по
контракту могут быть использованы следующие действующие нормы оплаты труда:
— минимальный уровень
заработной платы в соответствии с правительственными решениями;
— надбавки за высокие
достижения в труде и выполнение особо важной работы на срок ее проведения;
— сложившийся уровень
премиальной оплаты и других выплат, имеющих место в практике организации
заработной платы на данном предприятии (организации).
Условия оплаты труда работнику могут устанавливаться на основе нескольких
подходов:
— возможно
установление фиксированной (постоянной) суммы в виде должностного оклада и
ежемесячной надбавки, плюс к этому будут выплачиваться премия и вознаграждения
в соответствии с действующими на предприятии положениями (переменная часть);
— возможно
установление фиксированной суммы в виде должностного оклада (постоянная часть)
плюс зависящая от определенных контрактом условий переменная часть;
— возможно
установление должностного оклада в процентах от
законодательно установленного минимального размера оплаты труда, или средней заработной
платы работников предприятия, либо относительно другой величины.
Конкретный размер должностного оклада должен устанавливаться с учетом
сложившегося на рынке труда уровня оплаты работника соответствующей
квалификации. Ориентиром для установления этого размера может служить заработная
плата руководителей, специалистов, научных и творческих работников
соответствующего профиля и ранга на арендных, совместных предприятиях, в
кооперативах, акционерных обществах и т.д.
Таким образом, размеры должностных окладов работающих по контракту, могут
устанавливаться в границах между минимальным уровнем заработной платы или
рассмотренным выше расчетным уровнем заработка для работников соответствующего
профиля и квалификации и сложившимся уровнем заработной платы для этой
профессии, категории (квалификации) на рынке труда. Конкретный размер должен определяться
на основе оценки профессионально-квалификационного уровня работника и его
деловых качеств.
Переменный элемент заработка, связанный с конечными результатами работы
по контракту, может определяться различными способами. Главной задачей здесь
является определение показателей результатов, непосредственно зависящих от
работника, и методов обеспечения их связи с оплатой. Перечень таких
показателей предприятие может разрабатывать самостоятельно. Например, директору
предприятия, его заместителям, главным специалистам могут быть определены
следующие показатели конечных результатов: темп роста прибыли (дохода) по
сравнению с прошлым годом нарастающим итогом (за каждый процент роста прибыли
устанавливается норматив увеличения заработной платы директора, его
заместителей и других специалистов); превышение среднеотраслевого
уровня рентабельности; выход продукции на экспорт (за увеличение экспортной
продукции также устанавливается норматив увеличения заработной платы руководителя);
ввод объектов в установленные сроки (поощрение устанавливается с учетом
значимости объекта, стоимости строительно-монтажных работ и т.д.); выполнение
данных директору, его заместителям, главным специалистам Советом предприятия
(правлением, товариществом или другим органом) поручения на определенный срок
(производится поощрение по каждому пункту поручений в зависимости от его
выполнения).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|