|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беспрецедентно высокие темпы инфляции, узость внутреннего рынка и погоня за конвертируемой валютой обусловливают неприемлемую в нормальных условиях экспортную активность хозяйствующих субъектов. Экспортную политику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. Склады переполнены, доля эффективного экспорта падает. На фоне количественного роста объема экспорта по-прежнему практикуется бартер, доля которого в отдельные годы приближалась к 50% от объема экспорта. По данным Минстата Республики Беларусь товарообменные операции с Россией в 2002 году составили 48,4% в станкостроительной и инструментальной промышленности, 51,1% по тракторам и сельхозмашинам, около 30% по автомобилям от всей выручки по отрасли. Обратимся теперь к показателям ВВП и ВНП надушу населения Беларуси в сравнении с другими странами (табл. 2). Таблица 2. Общий и душевой ВВП отдельных стран (1998 год) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна |
Население, млн. чел. |
ВВП по валютному паритету, млрд.1150 |
ВВП на душу населения, млн. 1130 |
ВВП по ППС, млн. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бельгия |
10,2 |
240,4 |
23223 |
Нет данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Греция |
10,5 |
148,3 |
13987 |
Нет данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Португалия |
9,9 |
152,8 |
14701 |
Нет данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чешская Республика |
10,3 |
130,8 |
12362 |
31616 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эстония |
1,4 |
7 |
7682 |
18032 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литва |
3,7 |
15,9 |
6436 |
16010 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Латвия |
2,4 |
8,8 |
5728 |
Нет данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Венгрия |
10,1 |
104,8 |
10232 |
23906 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Болгария |
8,2 |
130,8 |
12362 |
Нет данных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беларусь |
10 |
15,1 |
1500 |
6856 |
Как видим, страны с примерно равным Беларуси населением имеют гораздо более высокие объемы ВВП. Так, в Бельгии он в 16 раз выше, чем в Республике Беларусь, в Португалии - почти в 10 раз, в Болгарии - 8,7 раза, в Венгрии - 7 раз, в целом по Латвии, Литве и Эстонии - в 2 с лишним раза. Нам могут напомнить о «чистоте» сравнения. Для ее соблюдения в таблице 2 приводятся данные о ВВП, оцененном по паритету покупательной способности (ППС) валюты, которые также оставляют нашу страну далеко позади.
Обращаем внимание на то, что отклонение обменного от паритетного для Беларуси самое высокое. Если в 1996 году обменный курс белорусского рубля к У50 по ППС составил 25,6% от рыночного (то есть рыночный курс количественно превышал курс по ППС в 3,9 раза), то в 1999 году данные отклонения еще больше возросли и составили 15,2%, или 6,6 раза. Это связано с действием многих факторов, но, прежде всего, с низкой страновой конкурентоспособностью Беларуси и ее реальной закрытостью. Далее, если разделить экспорт товаров на его доли, приходящиеся на ближнее и дальнее зарубежье, то пропорция составит 66% к 34%. Это значит, что самый интересный для государства экспорт, не связанный с платой за энергоресурсы и вынужденными партнерами, занимает только одну треть.
С помощью указанных факторов измеряется институциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной открытости страны. Институциональными критериями открытости являются:
§ сопоставимость внутренних и мировых цен;
§ свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;
§ степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;
§ конвертируемость национальной валюты;
§ наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов.
Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
§ высокая курсовая премия черного рынка;
§ социалистическая экономическая система;
§ государственная монополия на экспорт;
§ высокие таможенные тарифные барьеры.
Поэтому при анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.
Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (табл. 3), то картина получается следующей.
Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003 (прогноз.)
6,9
9,2
5,7
6,7
8,2
6,3
5,5
4,5
5,2
5,3
5,7
Как видим, по уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.
Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для стран – членов ВТО.
В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупают их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий. Так, будучи огражденной от мирового рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси.
В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, «которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис к Беларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процента в МОЭ не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет.
И вообще все движения потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая экономика не в состоянии. Это также относится к Беларуси.
Исследования внешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении товарных рынков, затем - рынков услуг (в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, наконец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное даже в масштабах СНГ.