бесплатные рефераты

Анализ структурных изменений в экономике Беларуси при многовекторной интеграции

 

119,2

 

1384

 

1998

15,1

7

 

8,5

 

102,6

 

46,3

 

56,3

 

121Д

 

1500

 

1999

12,1

5,9

 

6,7

 

112,4

 

48,8

 

55,4

 

113,6

 

1206

 

2000

12,7

7,3

 

8,6

 

125,2

 

57,5

 

67,7

 

117,8

 

1264

 

2001

11,9

7,5

 

8,1

 

131

 

63

 

68

 

108

 

1200

 

 

         Беспрецедентно высокие темпы инфляции, узость внут­реннего рынка и погоня за конвертируемой валютой обусловливают неприемлемую в нормальных условиях экспортную активность хозяйствующих субъектов.

Экспортную политику Беларуси можно характеризо­вать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. Склады переполнены, доля эффективного экспорта падает. На фоне количественного роста объема экс­порта по-прежнему практикуется бартер, доля ко­торого в отдельные годы приближалась к 50% от объема экспорта. По данным Минстата Республики Беларусь товарообменные операции с Россией в 2002 году составили 48,4% в станкостроительной и инструментальной промышленности, 51,1% по трак­торам и сельхозмашинам, около 30% по автомоби­лям от всей выручки по отрасли.

Обратимся теперь к показателям ВВП и ВНП надушу населения Беларуси в сравнении с другими страна­ми  (табл. 2).

Таблица 2. Общий и душевой ВВП отдельных стран (1998 год)

Страна

Население,

млн. чел.

ВВП по валютному паритету, млрд.1150

ВВП на душу населения, млн. 1130

ВВП по ППС, млн.

Бельгия

10,2

240,4

23223

Нет данных

Греция

10,5

148,3

13987

Нет данных

Португалия

9,9

152,8

14701

Нет данных

Чешская Республика

10,3

130,8

12362

31616

Эстония

1,4

7

7682

18032

Литва

3,7

15,9

6436

16010

Латвия

2,4

8,8

5728

Нет данных

Венгрия

10,1

104,8

10232

23906

Болгария

8,2

130,8

12362

Нет данных

Беларусь

10

15,1

1500

6856

 

Как видим, страны с примерно равным Беларуси населением имеют гораздо более высокие объемы ВВП. Так, в Бельгии он в 16 раз выше, чем в Республике Беларусь, в Португалии - почти в 10 раз, в Болгарии - 8,7 раза, в Венгрии - 7 раз, в целом по Латвии, Литве и Эстонии - в 2 с лишним раза. Нам могут напомнить о «чистоте» сравнения. Для ее со­блюдения в таблице 2 приводятся данные о ВВП, оцененном по паритету покупательной способности (ППС) валюты, которые также оставляют нашу стра­ну далеко позади.

Обращаем внимание на то, что отклонение обмен­ного от паритетного для Беларуси самое высокое. Если в 1996 году обменный курс белорусского руб­ля к У50 по ППС составил 25,6% от рыночного (то есть рыночный курс количественно превышал курс по ППС в 3,9 раза), то в 1999 году данные отклонения еще больше возросли и составили 15,2%, или 6,6 раза. Это связано с действием многих факторов, но, прежде всего, с низкой страновой конкурентоспособ­ностью Беларуси и ее реальной закрытостью. Да­лее, если разделить экспорт товаров на его доли, приходящиеся на ближнее и дальнее зарубежье, то пропорция составит 66% к 34%. Это значит, что са­мый интересный для государства экспорт, не связан­ный с платой за энергоресурсы и вынужденными партнерами, занимает только одну треть.

С помощью указанных факторов измеряется инсти­туциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной от­крытости страны. Институциональными критериями открытости являются:

§        сопоставимость внутренних и мировых цен;

§        свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;

§        степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;

§        конвертируемость национальной валюты;

§        наличие финансового рынка и его инфраструкту­ры, отвечающих требованиям европейских и ми­ровых стандартов.

Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой эко­номика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

§        высокая курсовая премия черного рынка;

§        социалистическая экономическая система;

§        государственная монополия на экспорт;

§        высокие таможенные тарифные барьеры.

 

Поэтому при анализе открытости экономики иссле­дователи используют оценку степени валютных, та­моженных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным произ­водством. Такие страны обычно не склонны к про­текционизму.

Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель дохо­дов бюджета от внешнеэкономической деятельнос­ти (табл. 3), то картина получается следующей.

 

Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003 (прогноз.)

6,9

9,2

5,7

6,7

8,2

6,3

5,5

4,5

5,2

5,3

5,7

 

Как видим, по уровню наполнения бюджета удель­ный вес доходов от внешнеэкономической деятель­ности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следова­тельно, уровень протекционизма в РБ выше. По рас­четам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси трати­ло бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.

Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для    стран – членов ВТО.

В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз рос­сийского мыла и маргарина только потому, что по­требители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупа­ют их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосо­стояние потребителей. Одновременно производите­ли консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских спосо­бов защиты неэффективных производств производи­тельность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяе­мых технологий. Так, будучи огражденной от мирово­го рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси.

В теоретических курсах под малой открытой эконо­микой понимается экономика, «которая представ­ляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис к Беларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процен­та в МОЭ не уравновешивается сбережениями и ин­вестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет.

И вообще все движения потоков сбережений и ин­вестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая экономика не в состоянии. Это также относится к Беларуси.

Исследования внешнеторговой открытости экономи­ки опираются на степень либерализации трансгра­ничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерали­зации, как правило, сначала переходили на либе­ральные позиции в отношении товарных рынков, затем - рынков услуг (в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, на­конец, - национальных финансовых рынков, вклю­чая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное даже в масштабах СНГ.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ