Аудит счета "Обслуживающие хозяйства и производства"
5. Как и кем
производится выверка полученных вами результатов?
6. Назовите
типичные хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.
7. Каков
порядок ваших действии при выполнении каждой из типичных хозяйственных
операций?
8. Знаете ли
вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вам приходится участвовать?
9. Каким
образом происходит контроль за вашей работой?
10. Как вы
исправляете ошибки, когда они имеют место'?
11.Имеются ли какие-либо
неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12.
Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?
Ø
ПРОВЕРКА
ДОКУМЕНТОВ.
Широко
практикуется получение информации посредством проверки документов, подготовленных
независимыми сторонами и клиентом.
Проверка
документов
заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности первичного
документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском
учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа,
который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой
операции.
Ø
ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
Прослеживание
(трассирование) осуществляется в противоположном направлении. Аудитор отбирает
первичный документ и проверяет системы учета и контроля, чтобы найти
заключительную бухгалтерскую запись операции. С помощью прослеживания аудитор
может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в
ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность того, что некоторые
события не отражены в первичной документации и системе учета.
С помощью
сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события, отраженные в
документации клиента. Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.
Сканирование
полезно применять при использовании выборки для принятия аудиторских решений,
так как всегда существует вероятность того, что аудиторы не выявят ошибки
клиента, выбрав пример, не отражающий всю совокупность статей. Это может привести
к принятию аудиторами ошибочного решения. Аудиторы уменьшают аудиторский риск,
сканируя статьи, не вошедшие в выборку.
Ø
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕДУРЫ
Под аналитическими
процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации,
исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого
экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в
бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин
таких ошибок и искажений.
Об аналитических
процедурах уже было упомянуто при рассмотрении этапа планирования аудиторской
проверки. Аналитические процедуры можно использовать и на этапе получения информации,
чтобы собрать прямые доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в
финансовой отчетности.
Поскольку
определение аналитических процедур довольно расплывчато, многие аудиторы
рассматривают информацию, полученную в результате выполнения этих процедур,
как не слишком убедительную. Поэтому аудиторы, преподаватели и студенты в
основном концентрируют внимание на процедурах пересчета, осмотра, подтверждения
и документирования, в результате которых, как полагают, возникает убедительная
информация.
Необходимо
преодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в действительности
весьма эффективны.
По мнению
аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 % ошибок. Следует
учитывать тот факт, что они обходятся дешевле, чем более детализированные
процедуры, ориентированные на документы.
Типичными видами
аналитических процедур являются:
Ø
сопоставление
остатков по счетам за различные периоды;
Ø
сопоставление
показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;
Ø
оценка
соотношении между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными
предыдущих периодов;
Ø
сопоставление
финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними
показателями соответствующей отрасли экономики;
Ø
сопоставление
финансовой и нефинансовой информации (сведений о деятельности экономического
субъекта, не отражаемой непосредственно в системе бухгалтерского учета).
Процедуры,
представляющие точную информацию, имеют свои недостатки: аудиторы могут
оказаться не настолько компетентными, чтобы обнаружить необходимые факты;
клиенты могут дать аудиторам подставные адреса или попросить потребителей
просто подписать подтверждение и отослать его обратно.
Таким образом,
аудиторская программа состоит из процедур различных видов, и аналитические
процедуры занимают в ней важное место.
Аудиторы часто
сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего периода и изучают
полученные соотношения в сравнении с предполагаемыми. Эти сопоставления обычно
называют комплексными тестами. Такой анализ часто выполняется для
амортизационных отчислений. Аудиторам известна фактическая доля амортизационных
отчислений в совокупной стоимости амортизируемых активов. Используя эту
величину, можно получить оценку амортизационных отчислений за проверяемый
период; если она примерно равна сумме на соответствующем счете, аудиторы могут
рассматривать эту статью расходов как проверенную при помощи аналитической процедуры.
Приведем другой пример использования
аналитической процедуры. Многие финансовые счета парные, т.е. сумма в одном
счете является функцией суммы другого. Некоторые такие суммы прямо соответствуют
одна другой, а некоторые — косвенно. Так, каждая статья расходов на выплату
процентов должна соответствовать определенному обязательству, по которому надо
эти проценты выплачивать. Если выплату процентов нельзя соотнести с
обязательством, это может означать, что существует неучтенное обязательство или
ошибка в другом счете. Если не обнаружены выплаченные или накопленные проценты,
соответствующие условиям займа, это может указывать на недооценку расходов,
возможное невыполнение договорных обязательств, необходимость корректировки или
пояснительного раскрытия.
Ø
ВЫБОРОЧНЫЕ МЕТОДЫ В АУДИТЕ
На основании результатов предварительного анализа, оценки
надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита в общем плане аудиторская
организация определяет способ проведения аудита — сплошной или выборочный[1]. В случае принятия решения
провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии
с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская
выборка".
Аудиторская
выборка представляет собой —
в широком
смысле: способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет
документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком,
а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта)
аудиторской деятельности;
в узком
смысле:
перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с
целью на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.
Выборочная
проверка требует некоторого теоретического осмысления.
Рассмотрим
основные термины, связанные с осуществлением выборочной проверки.
Генеральная
(проверяемая) совокупность — совокупность всех проверяемых на данном участке аудита
элементов документации бухгалтерского учета или объектов проверки. Например,
при тестировании СВК — это различные документы, позволяющие подтвердить
существование внутреннего контроля, при тестировании счетов — записи или документы,
служащие обоснованием сальдо или оборотов по счетам.
Представительность
(репрезентативность) выборки — свойство некоторой аудиторской выборки дать возможность
аудитору сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой
совокупности. Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называется
непредставительной.
Объем выборки
— количество
единиц, отбираемых аудитором из проверяемой совокупности.
Распространение
результатов выборки — действие аудитора, заключающееся в перенесении надлежащим
образом выводов, полученных по результатам проверки аудиторской выборки, на
всю проверяемую совокупность.
Обычно выборка
должна быть репрезентативной, т.е. представительной, т.е. все элементы
изучаемой (проверяемой) совокупности должны иметь равную вероятность быть
отобранными в выборку.
Различают
статистический и нестатистический методы выборочной проверки.
При использовании
статистического метода выборка осуществляется произвольно (случайно),
без проявления предпочтительности к тем или иным элементам. В этом случае к
выборке могут быть применены определенные процедуры, базирующиеся на теории вероятностей.
При использовании
нестатистического метода выборка может быть как случайной, так и
неслучайной (например, каждая сотая запись в учете), но дальнейшая обработка выборки
с применением теории вероятностей не производится.
Риск
неэффективности выборки зависит от количества элементов в выборке из генеральной
совокупности, причем в обратно пропорциональной зависимости.
Различают два
вида выборочных проверок в аудите:
выборочные
проверки для тестирования СВК — проверки по качественным признакам;
выборочные
проверки оборотов и сальдо по счетам — проверки по количественным, стоимостным
признакам.
Генеральная
совокупность и выборка из нее должны соответствовать конкретным (контрольным)
направлениям проверки. Такие направления при тестировании процедур внутреннего
контроля, безусловно, должны учитывать его основные направления, о которых
упоминалось ранее.
Объем выборочных
проверок и их направления устанавливаются аудитором в каждом конкретном случае
в зависимости от опыта и интуиции.
При определении
объема (размера) выборки аудитор должен установить риск выборки, допустимую и
ожидаемые ошибки.
Риск выборки
(РВ) имеет
место как при тестировании средств системы контроля, так и при проведении
детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо
по счетам. В аудиторской практике различают риски первого и второго рода для
тестов системы контроля и проверки верности оборотов и сальдо по счетам.
1. При
тестировании средств контроля.
риск первого рода
— риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о
ненадежности системы контроля, в то время как в действительности система
надежна;
риск второго рода
— риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о
надежности системы контроля, в то время как СВК не обладает необходимой
надежностью.
2. При
тестировании оборотов и сальдо по счетам:
риск первого рода
— риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует, что
проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, в то время как
совокупность свободна от такой ошибки;
риск второго рода
— риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует, что
проверяемая совокупность не содержит существенной ошибки, в то время как
совокупность содержит существенную ошибку.
Риск отклонения
верной гипотезы требует проведения дополнительной работы со стороны
аудиторской организации или клиента, в учете которого в результате проведенной
выборки была обнаружена ошибка.
Риск принятия
неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты работы аудиторской
организации.
Размер выборки
определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой.
Допустимая
ошибка выборки — максимальное значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете и отчетности
экономического субъекта, обнаруженной аудитором в ходе аудиторской выборки, в
пределах которой аудитор все еще может сделать вывод о достоверности в целом
данных, подлежащих проверке в ходе этой выборки.
Чем меньше размер
допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторской выборки.
Ожидаемая
ошибка выборки — примерное, субъективно оцениваемое значение ошибки (ошибок) в
бухгалтерском учете или отчетности экономического субъекта, которое аудитор до
начала проведения аудиторской выборки предполагает обнаружить в ходе ее
проведения.
При оценке
результатов выборки аудиторская организация обязана:
-
анализировать
каждую ошибку, попавшую в выборку;
-
распространить
результаты, полученные по выборке, на всю проверяемую совокупность;
-
убедиться,
что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимой величины;
-
отражать
в рабочей документации аудитора все стадии проведения
-
аудиторской
выборки и анализ ее результатов.
Правильно
организованная и проведенная аудиторская выборка позволяет значительно
сократить затраты времени, средств и людских ресурсов на проведение проверки
при обеспечении должной ее эффективности.
5.
Оформление результатов аудита и предложения для аудиторского заключения
Аудиторская проверка
заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки
бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.
В акте аудиторской
проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без
включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной
работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты
сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные
недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте
наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации
по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами
делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.
Акт аудиторской проверки
является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не
вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением
случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений,
мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки
составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично
главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр
остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего
контроля за устранением выявленных недостатков.
После подготовки
проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия,
рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости
вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.
Аудиторское
заключение —
официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и
отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию
руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В
случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором,
имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и
личной печатью.
Возможны четыре
вида аудиторских заключений:
·
заключение
без замечаний (безоговорочное заключение);
·
заключение
с замечаниями (заключение с оговорками);
·
отрицательное
заключение;
·
заключение
не дается совсем, либо дается отказное заключение.
Первый вид
заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и
недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов,
не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее
всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить
соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена
недостаточно профессионально или недобросовестно.
Заключение с замечаниями
делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в
целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и
отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои
рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное
заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности
бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация
квалифицируется как недостоверная.
Четвертый вариант
завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все
материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности.
В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об
этом предприятие и свою вышестоящую организацию.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в
Российской Федерации по результатам аудиторской проверки подготавливается
аудиторское заключение, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и
итоговой.
Протоколом N 1 от 9 февраля 1996 г. Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации был одобрен
Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности .
В соответствии c этими нормативными документами
аудиторское заключение должно содержать:
а) во вводной части:
- наименование аудиторской фирмы (фамилия, имя, отчество аудитора),
юридический адрес, данные государственной регистрации, номер и дата выдачи
лицензии (с указанием вида аудита и срока действия лицензии), банковские
реквизиты.
б) в аналитической части:
- наименование экономического субъекта и временные рамки проверяемого
периода,
- результаты экспертизы системы внутреннего контроля и состояния
бухгалтерского учета в экономическом субъекте,
- факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений порядка ведения
бухгалтерского учета, повлекшие за собой искажение бухгалтерской отчетности и
связанные с этим недоимки по налогам и обязательным платежам и сборам.
в) в итоговой части:
- констатация вывода о полной достоверности (недостоверности, условной
достоверности - при условии исправления выявленных ошибок) бухгалтерской
отчетности проверяемого экономического субъекта.
Каждая страница аудиторского подписывается аудитором, проводившим
проверку: и заверяется его личной печатью.
Аудиторское заключение брошюруется вместе с бухгалтерской отчетностью и
предоставляется для ознакомления исполнительной дирекции и акционерам
(участникам) экономического субъекта.
При этом всем внешним заинтересованным лицам (в налоговые службы, в кредитные
учреждения, в средства массовой информации - в случае публикации баланса, и
т.п.) предоставляется только итоговая часть аудиторского заключения,
содержащая вывод о степени достоверности бухгалтерской отчетности.
6. Аудит
правильности начисления и правильности списания со счета 29 "Обслуживающие
производства и хозяйства"
Ø
Столовые
При проверке данного
подразделения аудитор должен быть особенно внимателен, т.к. бухгалтерский учет
в столовых заслуживает отдельного разговора, потому что в них осуществляется
реализация продуктов питания, результат от которой при определенных условиях
включается в общие финансовые результаты деятельности организаций.
Необходимо сразу
сказать, что в соответствии с подпунктом «ф» пункта 2 Положения о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства
РФ от 5 августа 1992 г. № 552, в состав себестоимости продукции (работ, услуг)
организации могут включать расходы, связанные только с содержанием помещений,
предоставляемых бесплатно организациям общественного питания (как состоящим,
так и не состоящим на балансе организации), обслуживающим трудовые коллективы
(включая амортизационные отчисления, затраты на проведение всех видов ремонта
помещения, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение,
а также на топливо для приготовления пищи).
Все остальные
расходы по организации питания сотрудников осуществляются за счет чистой
прибыли или покрываются собственной выручкой столовой от реализации производимой
ею продукции.
Учет затрат в
столовых целесообразно строить на основе Методических рекомендаций по
бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и
финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных
письмом Минфина России и Госкомстата России от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2.
Если столовая
работает в режиме самоокупаемости и ее продукция реализуется по ценам не ниже
фактической себестоимости, то учет ведется как в обычной организации общественного
питания. Такую столовую можно также выделить на отдельный баланс и тогда учет
затрат в ней будет вестись с применением счета 44 «Издержки обращения» вместо
счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства ».
В случае покрытия
части или всех расходов столовой за счет собственных средств организации, на
балансе которой находится столовая, можно вести бухгалтерский учет по ней в
рамках баланса предприятия на специально открытом отдельном субсчете к счету
29, но с соблюдением методологии учета, характерной для организаций
общественного питания.
Так как в
бухгалтерском учете существует два наиболее распространенных способа работы
столовой, находящейся на балансе организации, то аудитор должен проверить правильность
их применения.
1. Продукция столовой
реализуется сотрудникам организации за наличный расчет или посредством удержаний
из зарплаты.
Выручка от такой
реализации должна быть включена в общий результат деятельности организации по
кредиту счета 46 «Реализация продукции, работ и услуг» с обязательным
начислением и уплатой всех соответствующих налогов с выручки.
Отражение в
бухгалтерском учете такой деятельности столовой будет производиться следующим
образом:
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10 (41) - списаны продукты, отпущенные в
столовую;
ДЕБЕТ
29 КРЕДИТ 70 (69, 76) - отражено формирование затрат при приготовлении обедов;
ДЕБЕТ
50 КРЕДИТ 46
- получена в
кассу денежная выручка от продажи обедов.
Для
предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания, по
кредиту счета 46 отражается сумма фактического объема реализованных товаров
(продуктов) по продажной цене. Полнота и правильность формирования выручки
проверяется по данным контрольно-кассовых машин.
ДЕБЕТ
46 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС.
В
соответствии с пунктом 43 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995
г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»
организации общественного питания при реализации продукции собственного
производства исчисляют НДС по средней расчетной ставке с суммы дохода,
полученного в виде торговых надбавок и наценок, которые применяются к ценам
приобретения с налогом. Средняя расчетная ставка определяется в порядке,
предусмотренном пунктом 41 Инструкции, как отношение общей суммы налога,
приходящейся на поступившие за отчетный период товары, к их стоимости исходя
из цен поставщиков, включая сумму налога.
Следует также отметить, что, согласно подпункту «л» пункта 12 Инструкции
Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39, от НДС освобождается
продукция собственного производства отдельных организаций общественного питания
(студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц,
детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и организаций
социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета).
ДЕБЕТ
46 КРЕДИТ 29- списаны собственные
фактические затраты столовой, включая стоимость сырья;
ДЕБЕТ
29 КРЕДИТ 67 - начислен налог на
пользователей автодорог;
ДЕБЕТ
80 КРЕДИТ 68 - начислен налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
ДЕБЕТ 46
КРЕДИТ 80 - выявлена прибыль столовой
или
ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 46 - покрыт полученный убыток столовой за счет собственных средств.
2. Продукция столовой отпускается сотрудникам организации бесплатно.
В случае, когда работники предприятия не платят за обеды, то есть когда
расходы полностью покрываются за счет средств организации, реализация продукции
столовой не включается в общую сумму реализации продукции организации и по счету
46 не отражается.
В бухгалтерском учете такой, способ,
деятельности столовой будет отражаться следующим образом:
ДЕБЕТ
29 КРЕДИТ 10 (41, 70, 69, 76)-
формирование затрат по приготовлению обедов;
ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 29 - списание затрат по содержанию и
эксплуатации столовой.
Отпуск
бесплатных обедов сотрудникам должен производиться по талонам на питание или
каким-либо иным документам, которые должны обеспечивать учет и контроль за
расходованием средств на питание одного работника. Сумма таких расходов включается
в совокупный облагаемый доход работника для исчисления подоходного налога в
соответствии с пунктом 6 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. №
35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с
физических лиц».
В исключительных случаях, когда по каким-либо объективным и не зависящим
от работы бухгалтерских служб причинам невозможно организовать учет потребления
обедов каждым работником, стоимость обедов не включается в его совокупный доход
и, следовательно, не подлежит обложению подоходным налогом. Такое положение содержится
в пункте 7 разъяснений Госналогслужбы России от 25 июня 1992 г. № ВП-6-03/202
«По отдельным вопросам, заданным работниками государственных налоговых
инспекций на кустовых совещаниях, проведенных Государственной налоговой инспекцией
РФ».
Ø Детские
дошкольные учреждения
В
детских дошкольных учреждениях (далее по тексту -ДДУ) все расходы должны производиться
согласно смете, утвержденной руководством организации, на балансе которого
находится ДДУ, поэтому проверка данного подразделения аудитором должна начаться
именно с проверки таких смет.
Эти расходы покрываются за
счет:
- сумм, внесенных родителями в
качестве платы за содержание детей в ДДУ;
- сумм целевого
финансирования, то есть путем покрытия части расходов ДДУ за счет собственных
средств организации.
При определении
величины платы родителей за содержание детей в ДДУ необходимо учитывать, что в
целях социальной защиты населения, согласно постановлению Верховного Совета РФ
от 6 марта 1992 г.,№ 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в
детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений»,
размер взимаемой с родителей независимо от места их работы (службы, учебы) платы
не должен превышать 20 процентов, а с родителей, имеющих трех и более детей, -
10 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Также для особых
категорий детей при наличии заключения медицинского учреждения возможно полное
освобождение от указанных платежей. Этот момент должен заслуживать особенного
внимания аудитора.
Если организация
полностью или частично возмещает родителям плату за содержание детей в детских
дошкольных учреждениях или при целевом финансировании покрывает расходы на
содержание ДДУ, которые должны быть оплачены родителями, то эти суммы должны
быть включены в совокупный доход родителей, согласно пункту 6 Инструкции Госналогслужбы
России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению закона Российской Федерации «О
подоходном налоге с физических лиц».
Указания о
порядке проведения документальной проверки юридических лиц, независимо от видов
деятельности и форм собственности, включая предприятия с особым режимом работы,
по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и
своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль Госналогслужбы России от 28
августа 1992 г. № ИЛ-6-01/284 содержат схему отражения в бухгалтерском учете затрат
предприятия по содержанию ДДУ.
Эти затраты
отражаются с использованием счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»:
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02 (10, 13,
70, ...) - расходы по содержанию ДДУ.
Все затраты осуществляются
согласно утвержденной смете.
Покрытие расходов отражается
следующим образом:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 29 - начислена сумма родительских
взносов;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 76 - отражено поступление родительских
взносов;
ДЕБЕТ 70КРЕДИТ 76 - отражено удержание родительских взносов с начисленной оплаты труда;
ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 29 -
покрытие расходов на содержание ДДУ за счет Согласно приказу Минфина России от
21 ноября 1997 г. № 81н «О формировании годовой бухгалтерской отчетности», все
расходы организаций, осуществляемые в течение года за счет чистой прибыли,
должны отражаться по счету 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,
минуя счет 81 «Использование прибыли», который теперь используется для отражения
уплаты налога на прибыль и иных платежей в бюджет.
При исчислении налога на прибыль
суммы, направленные на содержание детских дошкольных учреждений, находящихся на
балансе организаций, выводятся из под налогообложения в .пределах нормативов,
утвержденных местными органами власти в соответствии с пунктом 4,1.2 Инструкции
Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Если такие нормативы не
установлены, то применяется порядок определения расходов на содержание этих
учреждений, .действующих для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных
местным органам государственной власти.
Суммы, полученные от родителей и
организаций на содержание детей в ДДУ, не являются выручкой организации, на балансе
которой находится это ДДУ, поэтому они не включаются в налогооблагаемую базу
при начислении налогов с выручки. Так, например, в соответствии с пунктом 21.10
Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления
и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», налог на пользователей
автодорог не начисляется на суммы, полученные от родителей и организаций.
Ø Санатории
и учреждения культурно-просветительского назначения
К объектам
социально-культурной сферы относятся объекты культуры и искусства, образования,
физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных
видов бытового обслуживания населения.
Как и по другим объектам
обслуживающих производств и хозяйств, для объектов социально-культурного и
оздоровительного назначения (санатории, дома и дворцы культуры, библиотеки,
кинотеатры и т. п.) необходимо составлять смету, в которой по статьям закладываются
планируемые расходы на их содержание. После утверждения сметы руководством организации,
смета передается в финансовые службы для применения в практической работе.
Бухгалтерский учет расходов на
содержание объектов социально-культурного и оздоровительного назначения также
строится с применением счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Расходы на содержание
объектов социально-культурного назначения никак не связаны с производством и
реализацией продукции, что конкретно установлено пунктом 4 Положения о составе
затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №
552, согласно которому включению в себестоимость продукции (работ, услуг) не
подлежат затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и
содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонтов)
культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий.
Бухгалтерский
учет также зависит от способа реализации услуг объектов социально-культурного
назначения сотрудникам - оплачиваются они или предоставляются бесплатно.
1.
Услуги объектов социально-культурного назначения оплачиваются сотрудниками.
В этом случае
затраты по обслуживанию и содержанию, объектов социально-культурной сферы
должны отражаться проводкой:
ДЕБЕТ
29 КРЕДИТ 02 (10, 60, 67, 68, 69, 70, 76, ...).
В
соответствии с пунктом 12 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, затраты, не связанные с производством,
отражаются в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены. Если же оказание
услуг работникам с использованием объектов социально-культурной сферы будет
осуществлено только в летний период (например, детский оздоровительный лагерь
работает только летом), то затраты, возникающие в другой период, должны учитываться
по счету 31 «Расходы будущих периодов» как расходы, произведенные в отчетном
периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, и подлежат списанию на
счет 29 в течение срока, к которому они относятся (пункт 56 Положения о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России
от 26 декабря 1994 г. № 170).
ДЕБЕТ
50, 51 КРЕДИТ 46 -
отражается выручка от оказания услуг службами социально-культурной сферы организаций
сотрудникам и на сторону
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 46 - если оплата осуществляется через
удержание из зарплаты;
ДЕБЕТ
46 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС-
начислен НДС со стоимости реализованных службами социально-культурной сферы
организаций услуг сотрудникам и на сторону.
В
этом случае применяется расчетная ставка НДС - 16,67%, зачет сумм уплаченного
НДС не производится.
Если на нужды
объектов социально-культурной сферы были списаны материалы, приобретенные для
нужд производства, по которым на счете 19 числятся суммы уплаченного НДС, то
эти суммы налога надо списать за счет собственных средств организации проводкой:
ДЕБЕТ
88 КРЕДИТ 19.
Если
эти суммы уже были предъявлены к зачету, необходимо сделать восстановительную
проводку:
ДЕБЕТ
88 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 67 - начислен налог на пользователей
автодорог.
Объектом обложения этим
налогом является сумма выручки;
ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 29- списываются затраты на содержание объектов социально-культурной сферы;
ДЕБЕТ
46 КРЕДИТ 80-
определен финансовый результат (прибыль)
ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 46 - убыток покрыт за счет собственных средств организации.
Согласно
подпункту «у» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О
налоге на добавленную стоимость», путевки (курсовки) в санаторно-курортные и
оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристские и экскурсионные
путевки освобождены от НДС. Поэтому при предоставлении сотрудникам указанных
видов путевок в приведенной учетной схеме проводок по начислению и списанию НДС
не производится.
При освобождении
от НДС путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,
учреждения отдыха следует иметь в виду, что данный порядок не распространяется
на дополнительные (сверх стоимости этих путевок) платные услуги, в частности,
связанные с проживанием и питанием, и оформленные иными документами (в том
числе кассовыми приходными ордерами).
Для получения
этой льготы необходимо иметь бланки путевок, учитываемые как бланки строгой
отчетности.
2. Организация предоставляет
своим сотрудникам услуги социально-культурной сферы бесплатно за счет собственных
средств.
В этом случае
бухгалтерский учет должен вестись следующим образом:
ДЕБЕТ
29 КРЕДИТ 02 (10, 60, 67, 68, 69, 70, 76, ...)-
затраты на содержание объектов социально-культурной сферы;
ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 29 - списание затрат по содержанию социально-культурной
сферы.
Организации,
имеющие на своем балансе объекты социально-культурной сферы, имеют право
пользоваться льготой по налогу на имущество. В соответствии с пунктом 6 Инструкции
Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в
бюджет налога на имущество предприятий» не учитывается при налогообложении балансовая
стоимость (за вычетом износа) объектов социально-культурной сферы, полностью
или частично находящихся на балансе предприятия, независимо от того, используются
они для нужд предприятия или обслуживают объекты населенного пункта, в котором
организация находится.
Ø Учет
деятельности жилищно-коммунальных обслуживающих подразделений
Организации для обслуживания
жилищно-коммунального хозяйства, находящегося у них на балансе, объединяют, как
правило, все службы по их эксплуатации в жилищно-коммунальные организации
(ЖКО). Учет ЖКО расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального
хозяйства и сумм, поступающих в их возмещение (доходов), ведется в общем порядке,
установленном для учета затрат на производство продукции (работ, услуг), с
учетом отдельных особенностей, установленных Министерством финансов России в
письме от 29.10.93 № 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций
в жилищно-коммунальном хозяйстве" (в редакции от 3.03.96 № 37).
Учет затрат по содержанию жилого
фонда и поступлений в счет возмещения данных расходов ведется организацией (или
ЖКО) в соответствии с номенклатурой статей, предусмотренной в ее финансовом
плане, финансовый план включает в себя сводную смету эксплуатационных доходов и
расходов, а также смету доходов и расходов по коммунальным услугам (целевым
сборам).
Смета
эксплуатационных доходов и расходов состоит из следующих статей:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|