бесплатные рефераты

Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

Но с другой стороны отсутствие института страхования аудита можно еще объяснить и практическим отсутствием некачественного аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности включает в себя, в том числе, проверку знаний претендентов. Конечно, проверка знаний периодически усложняется – и такова политика государства.

Пока не известен ни один факт судебной ответственности аудитора за некачественное выполнение аудита. Таким образом, государство, на мой взгляд, интенсивно занимается профилактической работой, чтобы не допустить возможных правонарушений.

Перспективное развитие аудиторской отрасли, по-моему, может предполагать признание и понимании необходимости аудиторской деятельности со стороны общества, как заказчиков, так и государства.

Существенное внедрение аудиторских услуг в Кыргызской Республике связано также с формированием рынка услуг и проявлением целого ряда нетрадиционных для республиканской экономики финансово-кредитных институтов (инжениринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительскую стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом аудита могут служить все этапы жизненного цикла сферы и услуг, а при представлении отдельных из них, например — консалтинговых, — основным средством их создания. Следует отметить, что все действующие аудиторские фирмы и аудиторы независимо от вида категории занимаются консалтинговыми услугами. Большая доля их работы сводится к составлению бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.

Проводимые реформы позволили Кыргызстану привлечь к себе внимание различных политических и экономических организаций, в том числе и потенциальных инвесторов. Для экономического признания во всем мире необходима прозрачность и открытость финансовой информации. Это, прежде всего, применение единых подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Профессия бухгалтера переживает в настоящее время радикальные преобразования на качественном уровне и все более насущной становится потребность в новом квалификационном специалисте – профессиональном аудиторе. В связи с этим необходимо создание института независимых аудиторов в Кыргызстане, которые пользовались бы доверием и получили бы признание во всем мире, и, в первую очередь, в самой республике. Основная задача государства – оказание содействия в развитии аудита, принятие Международных стандартов аудита, и контроль за их последующим соблюдением, образование населения, руководителей предприятий и государственных служащих аудиту.

В Кыргызстане в отличие от США, Великобритании и других развитых стран, отсутствует многовековой опыт поэтапного становления аудита. Этот факт безусловно ограничивает и круг пользователей аудита и сферы его применения. Многие компании ежегодно меняют аудиторов и далеко не всегда им доверяют. Одно из основных условий развития аудита – это высокий уровень аудиторской этики.

Планируя долгосрочное развитие профессии, надо исходить из того, что наша экономика испытывает возрастающую потребность в скорейшем становлении профессионального института независимого аудита. При этом совершенно очевидно, что доверие общества к аудиторам базируется не только на глубоких знаниях специалистов в области экономики, финансов, налогов и права, но и на соблюдении ими определенного свода этических норм и правил. Государственная комиссия планирует совместно с профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими компаниями, индивидуальными аудиторами разработать и рекомендовать к применению в Кыргызстане Кодекс профессиональной этики аудиторов. Этика профессионального поведения аудитора должна определять нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм должно явится непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Для любой профессии нужен этический кодекс, поскольку люди, занимающиеся этой профессией, заинтересованы в общественном доверии, высоком качестве своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии. Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству аудита и прочих предоставленных им услуг. Если лицам, которым предоставляются услуги, не верят, например, врачам, судьям или аудиторам, то способность этих специалистов обслуживать своих клиентов и других лиц существенно уменьшается.

Если лица, использующие услуги, будут оценивать их профессиональный уровень по степени сложности, это не приведет ни к чему хорошему, так как именно из-за сложности неспециалисту достаточно трудно разобраться в качестве этих услуг. Вряд ли больной может квалифицированно судить, хорошо ли ему сделана операция. Лицо, пользующееся финансовыми отчетами, не может оценить, хорошо ли проведен аудит этих финансовых отчетов. У большинства таких лиц нет ни времени, ни достаточной подготовки для подобной оценки. Общественное доверие высокому качеству оказываемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда в рамках данной профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности, а также их поведения.

Существует несколько способов воздействия на поведение аудиторов с целью корректировки их поведения для получения аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне.

Ниже показаны наиболее существенные способы такого воздействия:



Схема 3


Условия, при которых аудиторские фирмы могут быть привлечены к суду, также оказывают значительное воздействие на поведение и деятельность аудиторов. "Кодекс профессиональной этики" АIСРА также оказывает существенное воздействие на то, как они работают. Этот кодекс должен обеспечить стандарты поведения присяжных бухгалтеров.

Во введении к "Кодексу профессиональной этики" АIСРА дана цитата из Марка Аврелия. По ней можно судить, что должен из себя представлять специалист. Эта цитата гласит: "Человек должен крепко держаться на ногах без посторонней помощи". Когда вы будете изучать "Кодекс профессиональной этики", помните, что независимо от существующих пра­вил или от других рычагов, при помощи которых общество заставляет аудиторов правильно работать, в конечном счете каждый специалист должен сам решить, что подразумевается под стандартами профессионального поведения. Разделы кодекса

Любой этический кодекс может состоять из общих формулировок, описывающих идеальные формы поведения, а также из конкретных правил, в которых указываются недопустимые формы поведения. Преимущество общих формулировок заключается в особом внимании к правильной деятельности: они требуют высокого уровня профессиональности. Их недостаток, с другой стороны, заключается в том, что очень трудно заставить людей соответствовать идеалам. Преимущество тщательно сформулированных конкретных правил заключается в том, что они могут заставить специалиста соблюдать хотя бы минимальные нормы и стандарты профессиональной деятельности. Недостаток же их в том, что некоторые специалисты имеют склонность рассматривать эти правила как максимальные, а не минимальные стандарты.

"Кодекс профессиональной этики" АIСРА и требование независимости, содержащееся в SЕС, оказывают большое воздействие на деятельность аудиторов. "Кодекс профессиональной этики" АIСРА - это попытка объединения и общих формулировок идеальных форм поведения, и конкретных пра­вил. Кодекс состоит из четырех частей: концепции, правила поведения, разъяснения и этические нормы. Правила приводятся в порядке возрастания уровня их конкретности; концепции описывают идеальные стандарты поведения, этические нормы в высшей степени конкретны. Эти четыре части объединены для наглядности:


Составляющие «Кодекса профессиональной этики»

Концепции


Идеальные стандарты этичного поведения, являющиеся, скорее, философскими рассуждениями, нежели твердыми правилами. Не всегда обязательны

Правила поведения


Минимальные стандарты этичного поведения: конкретные правила. Могут быть обязательными.

Разъяснения


Разъяснения правил поведения Комитета по этики АIСРА. Не обязательны для исполнения, но практик-аудитор должен обосновать отход от этих правил.

Этические нормы


Опубликованные ответы на вопросы о правилах поведения, поступившие в АIСРА от аудиторов и заинтересованных лиц. Не обязательны для исполнения, но практик-аудитор должен обосновать отход от этих правил.



КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. Этот раздел кодекса посвящен концепциям профессиональной этики. Он содержит общий ана­лиз некоторых качеств, которыми должен обладать присяжный бухгалтер. Данный раздел кодекса состоит из двух основных частей: пяти этических принципов и анализа этих принципов. Главное место среди принципов, сформулированных АIСРА, занимает независимость, однако там говорится также и о профессиональной компетентности, и о способности живо реагировать на потребности клиентов и коллег, и о некоторых других проблемах.



ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

1. Независимость, честность и объективность. Присяжный бухгалтер должен стремиться к честности и объективности в своей профессиональной деятельности; он должен быть независимым относительно обслуживаемых им клиентов.

2. Компетентность и высокий технический уровень. Присяжный бух­галтер должен соблюдать высокие профессионально-технические стандарты, а также постоянно стремиться к повышению профессионального уровня и качества оказываемых им услуг.

3. Обязанность перед клиентами. Присяжный бухгалтер должен быть честен и открыт со своими клиентам и обслуживать их как можно лучше; ему следует профессионально и тщательно охранять их интересы, что должно согласоваться с его обязанностями перед обществом.

4. Обязанность перед коллегами. Присяжный бухгалтер должен создавать условия для сотрудничества и соблюдать добрые взаимоотношения между представителями своей профессии.

5. Другие обязанности и действия. Присяжный бухгалтер должен вести себя таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению престижа своей профессии и способности представителей этой профессии служить интересам общества.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. В эту часть кодекса входят четко сформулированные правила, которые должны выполняться каждым присяжным бухгалтером, занимающимся непосредственной профессиональной аудиторской деятельностью. (Лица, которые имеют диплом присяжного бухгалтера, но не выполняют непосредственные обязанности аудитора, должны соблюдать только определенные требования.) Так как раздел, содержащий правила, является единственным разделом кодекса, требования которого можно заставить выполнять, то он более четко сформулирован, нежели раздел, посвященный принципам профессиональной этики. Поскольку можно заставить аудиторов выполнять эти правила, многие специалисты в этой области называют их "Кодексом профессиональной этики". В правилах поведения имеются как очень конкретные, так и весьма широкие ограничения.


РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. Потребность в опубликовании разъяснений к правилам поведения возникает, когда перед практикующими аудиторами встают вопросы относительно тех или иных конкретных правил. Комитет по этике АIСРА готовит каждое разъяснение на основе консенсуса членов комиссии, составленной главным образом из практикующих аудиторов. До того как разъяснения формулируют окончательно, их отсылают на отзыв ко многим видным в данной области специалистам. Разъяснения нельзя заставить выполнять; однако практи­кующему аудитору было бы трудно оправдать при осуществлении дисциплинарных разбирательств допущенное им отклонение от этих разъяснений. Наиболее же важные разъяснения анализируются в качестве части каждого из разделов кодекса.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Этические нормы - это объяснения исполнительного комитета по этике по тем или иным реальным конкретным обстоятельствам. Большое количество этических норм опубликовано в расширенном варианте "Кодекса профессиональной этики".

Правила не применяются в отношении конкретных специально определенных видов услуг. Член АIСРА также отвечает за соблюдение правил служащими, партнерами и акционерами.

Нарушение правил можно фиксировать и тогда, когда кто-либо будет предпринимать от имени члена АIСРА определенные действия, которые рассматривались бы как нарушение правил членом АIСРА, если бы они были совершены им самим. По отношению к членам АIСРА, которые не выполняют профессиональных обязанностей присяжных бухгалтеров, используется только правило 102 (честность и объективность), а также правило 502 (несовместимая деятельность). В качестве примера можно назвать определенного члена АIСРА, который является контролером какой-либо коммерческой корпорации.

Общество испытывает потребность в существовании профессии профессионального аудитора и бухгалтера, пользующегося доверием тех, кому требуются соответственно, аудиторские и бухгалтерские услуги.

Бухгалтера и аудиторы Кыргызской Республики заинтересованы в доверии общественности, независимо от поведения отдельных представителей своей профессии. Общественное доверие к качеству оказываемых услуг возрастает тогда, когда в рамках профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности и профессионального поведения.

Бухгалтера и аудиторы Кыргызской Республики, принимая это во внимание, принимают свой "Кодекс профессиональной этики", обязуются неукоснительно выполнять его принципы и тем самым оправдать доверие общества к своей профессии.

Введение Кодекса профессиональной этики.

Основной исполнитель настоящего Кодекса - человек, поэтому независимо от того, какие приняты правила поведения, каждый должен решить сам, что эти правила предполагают, и какой должна быть его этика.

В настоящем Кодексе продекларированы основные правила, которых должны придерживаться бухгалтера и аудиторы, являющиеся членами "Объединения бухгалтеров и аудиторов" при выполнении своих профессиональных обязанностей, однако, они должны стремиться к тому, чтобы держаться выше этого минимума правил.

Член ОБА должен соблюдать положения настоящего Кодекса сам, а также обеспечить его соблюдение помощниками, стажерами и иными коллегами, выполняющими его профессиональные поручения. Член ОБА не должен допускать, чтобы поведение отдельных лиц бросало тень на профессию.

Основные принципы (концепции)

Линия поведения, которой должен придерживаться каждый член ОБА, воплощена в следующих основных этических принципах:

Независимость, честность и объективность.

Член ОБА обязан выполнять свои профессиональные обязанности честно и тем самым поддерживать и укреплять общественное доверие. Член ОБА не должен совершать такие поступки, которые могут бросить тень на профессию, не должен умышленно искажать факты и, выполняя свои обязанности, включая управленческое консультирование и услуги в области налогообложения, не должен подчинять свое мнение мнениям других.

Член ОБА должен быть правдивым и не должен влиять на других для того, чтобы исказить объективность.

Член ОБА при выполнении своих обязанностей должен быть свободен от конфликта интересов.

Члены ОБА, должны быть независимы от своего клиента при проведении работ. Возможность осуществлять работу с непредвзятой точки зрения означает отсутствие в проверяемой компаний финансового или личного (семейного) интереса. Мнение члена ОБА не должно зависеть от гонорара, который выплачивает ему клиент.

Член ОБА не должен быть связан с любым отчетом, в котором имеется основание считать, что он:

Ø     содержит обман или неправильное положение,

Ø     содержит положения или информацию без уверенности, что последняя не является

Ø     обманом,

Ø     пропускает или затеняет информацию, которая должна быть представлена.

Профессиональная компетентность. Член ОБА обязан:

‑ соблюдать технические и общепринятые стандарты бухгалтерского учета и    аудита, изданные уполномоченными на это органами,

‑ браться только за те заказы, которые он или его фирма надеются выполнить с             профессиональной компетенцией,

‑ постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний.

Конфиденциальность. Члены ОБА не должны раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения работы, они обязаны не использовать ее в личных интересах и не раскрывать ее кому-либо, кто может поступить подобным образом.


Из настоящего правила могут быть четыре исключения:

‑ требование о раскрытии информации предъявлено судом;

 ‑ если члену ОБА необходимо доказать свою правоту Комиссии по этике;

‑ аудитор - член ОБА освобождается от обязанности соблюдать   конфиденциальность, если могут быть нарушены требования технических           стандартов (выдано неточное аудиторское заключение);

‑ если проводится проверка деятельности аудитора другой аудиторской фирмой.

Обязательство конфиденциальности продолжает действовать даже после завершения отношений между членом ОБА и клиентом, или работодателем.

Член ОБА должен быть уверен, что персонал, работающий под его контролем, а также лица, к которым он обращался за советом и помощью, соблюдают принцип конфиденциальности.

Обязанность перед коллегами.

Доверие и уважение общественности - это результат совместных усилий всех членов ОБА. Профессиональное объединение должно способствовать повышению репутации и росту благосостояния всех членов.

Члены ОБА обязаны вести себя так, чтобы способствовать установлению доброжелательных отношений с коллегами по профессии. Не допускаются некорректные, порочащие честь и достоинство высказывания и заявления в отношении других членов профессии.

Перспективное развитие аудиторской деятельности и соответственно воспитание профессиональных аудиторов не мыслимо без соблюдения этических норм при проведении аудита. Более того, это можно поставить на одну ступень с процессом образования и квалификацией специалистов в этой области. Поэтому в цивилизованном гражданском обществе чтобы зарекомендовать себя аудиторские компании должны придерживаться этических норм, признанных в международной практике.

Хотя западные страны шли к этому долгие годы – даже десятилетия, а у аудита в Кыргызской Республике опыт составляет чуть более 10 лет, тем не менее, для становления и в последующем для поддержания отрасли на международном (мировом) уровне просто необходимо принимать во внимание этические нормы работы аудитора.

Следование этическим нормам профессионального поведения должно гарантироваться высокими качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддерживать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Как показывает многовековой опыт стран, исторического возникновения аудита, то главное признание аудиторской деятельности зависит от норм поведения и представления информации аудитора.

Таким образом, принятие «Кодекса» также является детерминантом того, что аудиторская деятельность (отрасль) шагнула в своем развитии намного вперед.

В перспективе на первое место должна выдвинуться консалтинговая деятельность. В данном случае аудит будет выполнять функции консалтинговых фирм, оказывая своим клиентам консультационную помощь в части правильной организации бухгалтерского учета, соответствия его международным стандартам, условиям рыночной экономики. Это ограничит потребность в последующих проверках правильности ведения бухгалтерского учета, соблюдений требования единого плана бухгалтерских счетов, единого подхода к отражению хозяйственных операций на этих счетах позволит выйти на единые по форме баланс и отчет о результатах финансовой деятельности. Аудитор, в перспективе должен быть специалистом высочайшего класса как в области учета, так и в области аудиторской проверки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исторический путь аудита — как науки, сложен и извилист. Аудиторский процесс, касающийся общественных явлений, явлений производства и обмена, социально-экономического устройства общества, касающийся множества фактов, наблюдений, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены каким-то могущественным, но скрытым от их непосредственного взора общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы. Такой наукой должен стать — аудит.

«Аудит» происходит от латинского слова, что означает буквально «он слышит». Первоначально оно означало «выслушивающий», то есть человек, который что-либо выслушивает. От него возникло слово аудитор, означающее в переводе слушатель. В средневековой Европе, где порождался аудит, грамотные и умеющие писать люди встречались крайне редко и поэтому аудитором называли служащего, который должен был выслушивать отчеты должностных лиц. К середине XVI века аудиторы городов начали включать в свои отчеты примечания типа «выслушано» нижеподписавшимися аудиторами. Все отчеты, даваемые аудиторами, можно проследить до этой первоначальной формы «аудиторского документа».

Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой. Как видим, страны, вступающие на путь развития рыночной экономики, испытывают одни и те же трудности: нехватку квалифицированных аудиторов, а также времени (и средств) на их подготовку. При этом они используют различные пути для преодоления этих трудностей, в т. ч. опираясь на опыт зарубежных аудиторских организаций.

Не отрицая полезности изучения зарубежного аудиторского опыта, мы считаем, что целиком и полностью он не может быть применен в наших условиях. Необходимо обобщить и внимательно изучить тот опыт, который уже накоплен в нашей стране. Это позволит уточнить учебные программы и подготовить необходимые методические пособия и учебную литературу, используя те лекционные курсы, которые уже читают в различных учебных заведениях. Для этого потребуется объединить усилия научных и практических работников, занимающихся становлением и развитием аудита в стране.

В становлении аудиторской деятельности не изначально, а на этапах совершенствования, динамического развития активное участие принимают международные аудиторские организации. Обобщение, анализ, определение и разработка достаточно приемлемых для всех стран аудиторских стандартов – довольно значимое дело на международном рынке аудиторских услуг. Подобные задачи возлагаются частично на национальные профессиональные аудиторские организации и в особенности на международные аудиторские организации.

При плановой, централизованно управляемой экономике потребность, в независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на принципе упущений и злоупотреблений в хозяйственной деятельности предприятий, выявлении ошибок в учете и отчетности, нахождении и наказании виновных.

С возникновением предпринимательской деятельности, появлением совместных предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типа, коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов потребность в достоверной информации ощущается особенно остро.

На данном переходном этапе возникла настоятельная необходимость оказывать всем новым экономическим структурам содействие в том, чтобы их коммерческая деятельность строилась на основе норм и положений, предусмотренных государственными законами. Движение к правовому государству предполагает обязательность уважительного отношения к имеющимся законам, их строгое соблюдение. В связи с чем должны происходить динамические изменения в организации новой экономической формы контроля за работой хозяйствующих субъектов.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли заинтересованные в своей благополучности управляющие и подчиненные им бухгалтера предприятия. Достаточно часто происходящие банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры и др. инвесторы хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Таковыми могли быть только аудиторы и их фирмы. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость.

Особенность аудита как предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений требует существенного изменения задач и функций государственного регулирования, что влечет за собой изучение и внедрение его методологии и методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требование как внутреннего, так и внешнего рынка возникают совершенно новые, не традиционные для существующей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить двойственный характер применяемых в маркетинге методов и приемов аудита. Основными задачами аудита, как элемента рыночной экономики, является документальная проверка, где устанавливается соответствие первичной бухгалтерской документации истинному содержанию хозяйственных операций, существующим законам и юридическим подзаконным нормативам.

Таким образом, можно отметить, что за всю историю развития аудита основной целью аудита всегда признавалось установление достоверности представленной отчетности. Кроме того, в последнее время отмечается возрастание надежности внутреннего контроля и снижение детализации целей.

Особой задачей, аудиторской проверки в современных условиях является аудит базирующийся на риске. Затратный метод, существовавший ранее, административно-командное управление, широко распространенная практика дотированная убыточных предприятий заменяются гибкой предпринимательской системой, действительно связанной с коммерческим риском.

Рыночная экономика требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области аудита предпринимательской деятельности и конфиденциальной калькуляции, сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико-производственного, сбытового и последовательного характера. Такие требования и определяют сегодня квалифицированный уровень менеджера.

Существенное внедрение аудиторских услуг в Кыргызской Республике связано также с формированием рынка услуг и проявлением целого ряда нетрадиционных для республиканской экономики финансово-кредитных институтов (инжениринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительскую стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом аудита могут служить все этапы жизненного цикла сферы и услуг, а при представлении отдельных из них, например — консалтинговых, — основным средством их создания.

Так за последние годы в Кыргызской Республике получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

Определенный уровень гарантии адекватности результатов аудиторской проверки достигается соблюдением аудиторских стандартов, которые формируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита. Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских служб единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выражении мнения.

Переход Кыргызской Республики на международные стандарты учета и аудита потребовал дополнительных средств на их разработку, апробацию, создание условий для внедрения и непосредственное внедрение стандартов. Было предусмотрено постепенное создание научно-методического и информационного обеспечения существенной реорганизации учета, и в этом плане к середине90-х гг. тоже намечались серьезные сдвиги.

Работа по разработке отечественных стандартов по учету и аудиту замышлялась как весомая и значительная. Стране нужна структурная и систематическая подготовка и переподготовка специалистов, организация международного сотрудничества (определенный опыт в этом плане уже накоплен и продолжает накапливаться). Все это до сих пор сказывается на уровне нашего аудита. Возьмем, к примеру, представительства крупных международных организаций и транснациональных корпораций, которые, теоретически, могли бы стать клиентами кыргызских аудиторских компаний. Но их руководство не знает местных аудиторов, в них не уверены, считают, что они не могут предоставить услуги высокого качества, т.к. современных технологий международного уровня аудита они не знают. Это относится, конечно, не только к определенным компаниям, а к большинству компаний Кыргызской Республики. Безусловно, у кыргызских аудиторов есть свои технологии, но они пока не отвечают международным стандартам. Простой пример: национальные компании часто проигрывают в международных тендерах по примитивной причине – форма подачи заявки не соответствует требованиям заказчика. При этом само исследование вполне может отвечать всем нормам, но его оформление - нет, и это все перечеркивает. Вот и думаешь, почему бы Всемирному банку, например, не провести семинар о собственных требованиях к оформлению заявки на участие а тендере и не обучить методике работы аудиторов.

Вообще необходимо очень большое значение придавать профессиональной этике в аудите. Этика важна для аудитора, как ни для кого другого. Принято считать, что соблюдение этических норм делает честь любому бизнесу и бизнесмену. Да и вообще, клиент не станет доверять беспринципному услугодателю, будь это продавец или аудитор.

Общество должно верить заключению аудитора, а аудитор, в свою очередь, должен каждый день, каждым своим заключением подтверждать доверие общества. Чем выше доверие, тем выше репутация, и наоборот. Причем, чем больше общество доверяет и прислушивается к аудитору, тем выше уровень его собственного развития. Насколько общество хорошо относится к аудитору, настолько развит и цивилизован рынок.

В сложном мире бизнеса аудит помогает быстро определить, что искать, чего остерегаться, что и как делать.

Независимые подтверждения аудиторскими проверками как профилактика экономической преступности субъектов и соблюдения ими законодательства необходимы государственным органам, судам, прокурорам, налоговым инспекциям и др. для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Таким образом, аудит при надлежащей его организации в соответствии общепринятыми международными стандартами станет надежным барьером на пути развития в нашей республике новых видов экономической преступности, способствуя формированию нового общества, основанного на рыночных условиях хозяйствования.

В сложном мире бизнеса аудит помогает быстро определить, что искать, чего остерегаться, что и как делать.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.

Планируя долгосрочное развитие профессии, надо исходить из того, что наша экономика испытывает возрастающую потребность в скорейшем становлении профессионального института независимого аудита. При этом совершенно очевидно, что доверие общества к аудиторам базируется не только на глубоких знаниях специалистов в области экономики, финансов, налогов и права, но и на соблюдении ими определенного свода этических норм и правил. Государственная комиссия планирует совместно с профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими компаниями, индивидуальными аудиторами разработать и рекомендовать к применению в Кыргызстане Кодекс профессиональной этики аудиторов. Этика профессионального поведения аудитора должна определять нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм должно явится непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Общество испытывает потребность в существовании профессии профессионального аудитора и бухгалтера, пользующегося доверием тех, кому требуются соответственно, аудиторские и бухгалтерские услуги.

Бухгалтера и аудиторы Кыргызской Республики заинтересованы в доверии общественности, независимо от поведения отдельных представителей своей профессии. Общественное доверие к качеству оказываемых услуг возрастает тогда, когда в рамках профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности и профессионального поведения.

Бухгалтера и аудиторы Кыргызской Республики принимают свой "Кодекс профессиональной этики", обязуются неукоснительно выполнять его принципы и тем самым оправдать доверие общества к своей профессии.

Профессионалы давно испытывают острую потребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.

На эту главную трудность развития аудиторской отрасли в Кыргызской Республике как снежный ком наворачиваются другие проблемы, сопутствующие этой, либо те, которые призван разрешить Закон «Об аудиторской деятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхование ответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д. Такую же роль регулятора процесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила (стандарты) аудиторской деятельности. Однако принятие Закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности имеет принципиальное значение не только для решения внутренних проблем отрасли. Оно (принятие) будет способствовать лучшей интеграции кыргызского аудита в систему международных экономических отношений, обеспечит признание отечественного аудиторского заключения зарубежными пользователями национальной экономической информации.

В целом же истекшее десятилетие рыночных преобразований в Кыргызской Республике заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок Кыргызской Республике развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, немалый кыргызский опыт в области управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит в Кыргызской Республике, как особая отрасль услуг, все-таки состоялся и вышел на качественно новый этап развития. Самое убедительное свидетельство тому – существование аттестованных аудиторов и утверждение нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности, правил (стандартов) аудиторской деятельности в Кыргызской Республике. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» национальной экономики в целом.


Список используемой литературы


1.         Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности», принятый Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 28 июня 2002 года.

2.         Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» от 3 июня 1998 года.

3.         Приказ от 13 сентября 1993 года N 47п/3 об утверждении Положения о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики.

4.         Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики от 7 июля 1997 года №236/П.

5.         Указ Президента Кыргызской Республики Об образовании Государственной комиссии по аудиторской деятельности при Правительстве Кыргызской Республики 14 января 1999 года УП № 5.

6.         Положение о Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту от 28 февраля 2001 года №67.

7.         Постановление Правительства КР О Международных стандартах аудита в Кыргызской Республике, г.Бишкек, Дом Правительства от 22 апреля 2003 года N 235

8.         Аренс Э. А., Лоббек Дж. К. Аудит.— М.: Финансы и статистика, 1995.

9.         Андреев В. Д. Практический аудит / Справочное пособие.— М.: Экономика, 1994.

10.       Аудит в России / Под ред. Ю. А. Данилевского.— М., 1994.

11.       Биримкулова К.Д. к.э.н. Аудит: Проблемы и решения. Под редакцией к.э.н. Чаловой К.Ч. – Б.:Шам 1998. – 464с.

12.       Данилевский Ю. А. Аудит: организация и методика проведения.—М., 1992.

13.       Дмитриенко Т.М., Чаадаев С.Г. Судебная (правовая) бухгалтерия. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 336с.

14.       Додж Рой. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита.— М.: финансы и статистика, ЮНИТИ, 1992.

15.       Малькова Т. Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? - М., 1995.

16.       Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996 год.

17.       Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности / Под ред. С.Г. Чаадаева. – М.: Юристъ, 1999. – 416с.

18.       Робертсон Джек К. Аудит.— М.: KPMG, «Контакт», 1993.

19.       Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 576с.

20.       Суйц В. П., Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. - М.: Анкил, 1997.

21.       Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 556с

22.       Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512с.

23.       Чекин В.Д. Курс лекций по аудиту. – М.: Финстатинформ, 1997. – 190 с.

24.       Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995.

25.       Болонин Н. Какое будущее у российского аудита? // Современный бухучет. – 2000. - № 6. – с.4-8.

26.       Валебникова Н.В. О кодексе профессиональной этики // Бухгалтерский учет. – 1997. - № 3. – с.21-23.

27.       Веренков А.И. Место в рейтинге и показатели деятельности аудиторских фирм // Консультант. –1999. – № 12. – с.81-84.

28.       Данилевский Ю.А. Становление аудита в России // Бухгалтерский учет. – 1995. - № 2. – с.39.

29.       Дьяконова И. Американский аудит в годы «Великого кризиса» // Бизнес и банки. – 1999. - № 44. – с.8.

30.       Меньшикова Г. Кому нужен аудит? // Курган и курганцы. – 2000. – 17 марта. – с.2.

31.       Меньшикова Г. Больше аудиторов – хороших и разных! // Курган и курганцы. – 2001. – 31 янв. – с. 2.

32.       Журнал «Главный бухгалтер»/декабрь 2002. Интервью с директором аудиторской фирмы «Аудит-Консалтинг» Самарской Е.Ф., с. 2-3.

33.       Журнал «Главный бухгалтер»/сентябрь 2002. Интервью с Заместителем Председателя Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту Садыковым К.Р., с. 2-4.

34.       Журнал «Налоги и Право»/декабрь 2002, № 3. Реформа бухгалтерского учета, с.22-23.

35.       Журнал «Рынок капиталов»/октябрь 2001 № 10. Капитал аудита – люди, этика, знания./Добрецова Н.,с 24-27.

36.       Социально-экономическое положение города Бишкек. Бишкекское городское управление государственной статистики. (Январь 2003).

37.       www.oba.kg.

38.       www.caa.kg.

39.       www.sti.gov.kg.

40.       www.gov.kg.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 РЕФЕРАТЫ