бесплатные рефераты

Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

Постепенно американский аудит развился в «тестовый аудит», когда процедуры начали приспосабливаться к быстро расширяющемуся американскому бизнесу, представители которого считали, что британский стиль проверки подсчетов и переносов требует чересчур много времени и средств. Кроме методов тестирования, которые занимали все большее место, аудиторы начали практиковать сбор свидетельств о деятельности фирм у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Учитывая интересы инвесторов, они стали уделять большее внимание оценке актива и пассива. Все эти новшества отражали расширение задач аудита, который не ограничивался больше проверкой канцелярской точности. По существующему в США законодательству, большинство частных корпораций и правительственных ведомств ежегодно подвергаются финансовой проверке, проводимой аудиторскими фирмами. Отчет о проверках поступает владельцам, кредиторам предприятия. В нем содержится меморандум с оценкой правильности и обоснованности процедур бухгалтерского учета, а также рекомендации по улучшению его форм и методов ведения. В Соединенных Штатах развивался независимый аудит в современном смысле слова; необходимость его диктовалась в значительной мере спросом кредиторов, особенно банков, на надежную финансовую информацию, на основе которой они могли принимать решения о предоставлении кредита.

В первые годы нашего столетия, те, кто пользовался финансовыми отчетами, продолжали считать баланс основным показателем надежности компании, и аудиторы в своей работе главное внимание в большинстве случаев уделяли балансу. Первое в Соединенных Штатах официальное постановление об аудите, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов (ныне Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров — АIСРА) по просьбе Федеральной комиссии по торговле, было опубликовано в 1917 г, и посвящено «аудиту балансов». Пересмотренное издание вышло в 1929 г. под заголовком «Проверка финансовых отчетов». Хотя в этой брошюре главный упор по-прежнему делался на аудит баланса, здесь, тем не менее, подробно шла речь о счетах прибыли и убытков, что связано с растущим интересом к результатам операций. В издании 1929 г, говорилось уже и о Практике составления заключений, а также подчеркивалась важность внутреннего контроля. В 1936г. вышла брошюра под названием «Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами». На ее содержание повлияли многие важные события последних лет, из которых самыми примечательными стали сотрудничество АIСРА с Нью-йоркской фондовой биржей, направленное на усовершенствование стандартов составления заключений, а также введение в действие Закона о ценных бумагах от 1933г. и Закона о биржах 1934 г., которые требовали, чтобы зарегистрированные компании составляли соответствующие формы финансовой отчетности.

Современная эра стандартизации аудита началась с 1939 г., когда АIСРА учредила Комитет по аудиторским проверкам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре (SАF). До 1972 г. включительно вышло 54 Положения, а комитет получил за это время новое наименование: Исполнительный комитет по аудиторским стандартам (позднее переименованный в Совет по аудиторским стандартам), который кодифицировал все Положения, сведя их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре (SAF) № 1, которое действует в настоящее время; 70-е и 80-е годы отмечены повышением интереса общественности к кругу обязанностей и работе аудиторов. Этот период связан с целым рядом неудачных проверок, за которыми следовали слушания в Конгрессе, созданием специальных комиссий для определения роли и ответственности аудитора, выводом о наличии несоответствия между тем, в чем, по представлению общества, должен заключаться аудит, и возможностями реального процесса аудита, которые ограничены определенными рамками; усилением активности Совета по аудиторским стандартам, направленной на ликвидацию этого разрыва.

1.3    Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы.


Формирование бухгалтерского учета, в т.ч. аудита, связано с порядком регистрации, хронологической и систематической записями, с формами учета и ее регистрами. Подлинная эволюция форм счетоводства подразделяется по следующему: Л. Пачоли (1494) — старая итальянская, Ф. Гарратти (1688) — новая итальянская, М. де ла Порт 1685 — французская, Ф. Гельвич (1774) — немецкая, Ж-Б. Дюмарже (1914) — интегральная, И. С. Розниченко (1952) — журнально-ордерная форма учета. В основе развития форм лежит принцип дифференциации учетной записи в журнале. Логика подсказывает, что с увеличением объема предприятий, должен усложняться и бухгалтерский учет, который потребует осуществления над собой соответствующего контроля (аудита). Поэтому считается, что появление аудита можно отнести к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний.

ИТАЛИЯ. Первыми теоретиками бухгалтерии были Бенедетто Котрульи (1458г.) — купец-гуманист из Дубровника и Лука Пачоли (1494 г.) — известный ученый-математик, и их последователи. От этих первых авторов в области бухгалтерского учета берут начало два основных теоретических направления. Независимо от того, как различные авторы решали вопрос о природе бухгалтерского учета, все они внесли определенный вклад в решение тех практических и теоретических проблем, которые вставали перед ними. Развитие научного направления привело к переоценке целей, стоящих перед учетом; если раньше единственной целью считалось обеспечение контроля за сохранностью ценностей, то к началу XIX в. начинает формулироваться и новая цель — выявление эффективности хозяйственных процессов, учет начинает пониматься как орудие контроля и управления.

Как нам известно, первую научную книгу по бухгалтерскому учету написал выдающийся итальянский математик Лука Пачоли (1445—1515). В 1494 г. вышел в свет его труд «Трактат о счетах и записях». По нашему мнению такое обоснование более аргументально, делить бухгалтерский учет с аудитом нельзя. Так, в главе 23 «О порядке и способе ведения счета магазина, который ведешь сам или ты доверил другим, как этот счет ведется отдельно в основных книгах хозяина и в книгах магазина» говорится о том, что под магазином здесь понимается филиал торговой фирмы, где посвящена учету внутрифирменных расчетов. Подчеркивая систему (план) счетов обуславливается целью наблюдения и с изменением цели счета должны меняться. В 1494 г. Л, Пачоли в своей книге писал, что «Счета — суть, не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получает сведения обо всех делах и о том, идут ли дела его успешно или нет». И далее: «...Смотря по надобности прибегни к этому средству — устройству счетов и помни, что всегда представляется возможным увеличить или уменьшить число счетов». Таким образом, уже к концу XV века была осознана некоторая условность, которая привносит контроль над счетами в мир хозяйственных ценностей.

Итальянский ученый Д. Масса (1850—1918), подчеркивал, что для него бухгалтерский учет не просто наука об управлении, а наука об управлении людьми. «В цели и задачи счетоведения, — по мнению Масса, — входит выявление результатов хозяйственной деятельности, контроль всей работы хозяйства, выполняемый для того, чтобы деятельность этого хозяйства протекала согласно полученным от управляющего органа указаниям». Масса подробно высказывался за полную независимость контрольного органа — бухгалтерии — от администрации; «...контроль, — писал он, — для того, чтобы быть действительным, должен быть верен такому органу, который, с одной стороны, имел бы сведения о каждом акте и документе, с другой — пользо­вался бы необходимой независимостью, чтобы быть в состоянии действовать свободно. Если бы контроль был верен лицам зависимым, на которые администрация может оказывать давление, или хуже, — учинять по отношению к ним репрессии, то не было бы никакой гарантии нормальной его работы. Логика подсказывает, что под «независимым контролем» он имел ввиду — аудиторство. В 1874 г. Д. Масса начал издавать первый бухгалтерский журнал в Италии, который выходил в течение тридцати лет.

Другой итальянский ученый Фабио Беста (1845—1923) считал, что оценка — цель учета, ценности — его предмет. Сам бухгалтерский учет — наука о контроле. Хозяйство — часть общества, и оно также разделяется интересами лиц, в нем занятых. В каждом хозяйстве Ф. Беста замечал три вида функций. Писал, что «хозяйственный контроль должен принудить каждого работающего в предприятии быть честным, хотя бы и против желания. Счетоводство должно быть наукой хозяйственного контроля и ничем больше». Отождествляя бухучет с хозяйственным контролем, он видел контроль предварительный, текущий и последовательный.

Итальянские ученые хотя в основном занимались развитием бухгалтерского учета, однако в их высказываниях имеются определенные мысли по развитию аудита. Экономические перемены в период 1600 — 1800 гг., которые характеризовались ростом городов, фабрик, а также расширением торговли, вызвали появление новых подходов к учету. Они ставили во главу угла право собственности на имущество и калькуляцию прибыли и убытков в экономическом смысле этого слова. Аудит также начал превращаться из процесса слушания в подробный анализ письменной документации и исследование подтверждающих свидетельств. Другие авторы пишут, что «история аудита восходит к XVIII веку, когда некий Джордж Уотсон порекомендовал шотландским коммерсантам провести проверку из бухгалтерской отчетности. Проведенная проверка показала столь высокую результативность, что по расхожему мнению прочих британцев, «черствые, скупые и педантичные» шотландцы признали пользу таких проверок и с тех пор стали их практиковать».

АНГЛИЯ. Если родоначальной страной по бухгалтерскому учету считается Италия, то аудиторством считают Англию. Уже в 1773 г. в адресной книге Эдинбурга — столицы Шотландии, значились имена семи аудиторов. Позже, в 1854 г. здесь было образовано «Общество бухгалтеров», которое объединило бухгалтеров-аудиторов. Это дало основание отдельным авторам сделать вывод о том, что в «западных странах профессиональный аудит возник в Шотландии в середине XIX в.» В интересах собственника и лиц, связанная с ними деловыми отношениями, появилась Законодательная регламентация учетных записей. Самым влиятельным актом следует считать коммерческий кодекс Савари (1673). Были и более нормативные документы. Так, в Кастилии в XIII в. был издан законодательный акт, наиболее законченная его редакция относится к 1549г. Эти документы уже четко гарантировали права кредиторов. С середины XIX в. распространение акционерных обществ и изменения в налогообложении привели к резкому усилению налогового законодательства, повысилась роль аудиторов. (Институт аудиторов возник в Англии еще в 1299г., но современные его формы берут начало в Эдинбурге с 1854 г.).

По мнению Угольникова К. Л. «Аудит в современном понятии этого слова существует уже более 200 лет. Корни его возникновения восходят ко времени, когда впервые появилось разделение интересов между теми, кто непосредственно занимается управлением предприятий и теми, кто вкладывает деньги в его деятельность. В это же время начали зарождаться акционерные общества, и аудитор (ревизор) занял центральное место общественного контролера внешней отчетности».

В конце XVII века был принят (в Шотландии) первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора; тем самым в Западном мире было введено современное понятие независимости аудитора. Основной толчок дальнейшему развитию аудита безусловно дал закон о британских компаниях, который был принят в 1862г. В нем предписывалось в обязательном порядке проверка счетов и отчетов компаний аудиторами по меньшей мере один раз в год. Железнодорожный транспорт — одна из первых отраслей в Великобритании, которые создали службу внутренних аудиторов. В конце XIX века так называемые разъездные английские аудиторы уже посещали разбросанные по всей стране транспортные агентства с задачей оценить меру ответственности администрации за имущество и систему отчетности. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества с тем, чтобы получить достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйственной деятельности за определенный период. Полагаться всецело на саму компанию дело было рискованным, так как нередки были банкротства предприятий, в результате которых акционеры и пайщики или кредиторы теряли свои капиталы, В результате этого недоверие акционеров и кредиторов, с одной стороны, и налоговых органов, — с другой, к достоверности бухгалтерских балансов и отчетов о доходах способство­вало появлению бухгалтеров-аудиторов, которые должны были изучать и анализировать отчетность акционерного общества и давать квалифицированное заключение о ее достоверности. При обсуждении годового отчета общества на общем собрании акционеров заслушивалось заключение аудитора, и лишь после этого отчет утверждался (или не утверждался) и делалась оценка деятельности правления общества. Иными словами, профессия бухгалтера-аудитора появилась впервые в акционерных компаниях, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы вынуждены были искать стороннего независимого специалиста, который мог бы дать объективные заключения о финансовом состоянии предприятия.

Крупнейший авторитетный английский ученый Лоуренс Дикси аудиторство и технику ревизий видел в выявлении:

1) подлогов;

2) случайных ошибок,

3) недостатков в организации учета.


Ревизия начиналась с кассы. Анализ баланса рассматривали с точки зрения интересов различных заинтересованных лиц. В теории и практике аудиторской работы, прежде всего, необходимо назвать А. Т. Ватсона, который определил три фальсификации учета в котором:

1. Ситуация означает, что материально ответственные лица совершили хищение, оно могло быть у собственника, у другого материально ответственного лица и у сторонних лиц, например у покупателей, которое называется сокрытием;

2. Ситуация возникает в целях приукрашивания действительного положения (например, желание поднять курс акций), т. е. вуалированием;

3. Ситуация означает, что действительное положение лучше отраженного в балансе (например, желание изменить суммы налоговых платежей, также вуалированием).

Всякая фальсификация, как более широкое понятие, рассматривалось и анализировалось английскими аудиторами. Для выявления фальсификации по Ватсону необходимы следующие условия:

1) содействие главы фирмы, он в лучшем случае готов разоблачить сокрытие, но почти никогда — вуалирование;

2) четкое представление, с какой целью может быть подвергнут тот или иной счет фальсификации (для ревизора нужна специальная классификация счетов);

3) знание психологии потенциального растратчика, его желание и умение «обратить окружающие обстоятельства в свою пользу»;

4) анализ  взаимоотношений сотрудников ревизуемого предприятия.

5) длительность работы «делает преступника менее осторожным»;

6) амбициозность, в той или иной степени заложенная в характере каждого человека, может всегда подвести психически неустойчивого и алчного человека;

7) небрежность в записях;

8) запущенность, отставание бухгалтерских записей от совершения фактов хозяйственной жизни; чем больше отставание в учете, тем больше вероятность возникновения злоупотреблений;

9) назначение на должности по протекции — одно из самых больших зол учета.

Названные обстоятельства приводят к выводу, что предметом аудита и ревизии, и в конечном счете бухгалтерского учета является психология лиц, занятых в хозяйстве, не права и обязанности сотрудников, а мотивы их действий. Управлять хозяйством — значит управлять желаниями людей в нем занятых. Сами бухгалтера — те же люди и они не обязательно лучше тех, действия которых им приходится проверять. В жизни это ревизоры, но ревизоров надо ревизовать тоже!

Годдард исходя из столь печальной оценки своих современников и коллег утверждал, что девять десятых всех хищений происходит по вине бухгалтера, а Ватсон, отмечая психологическую неустойчивость людей, специально выделял одиннадцать наиболее типичных преступлений людей этой профессии:

·        не приходуются ценности, прежде всего денежные;

·        документы оформляются не тем днем;

·        искусственно завышаются остатки по денежным (касса) и материальным счетам;

·        завышаются итоги платежных ведомостей;

·        завышается зарплата «друзьям» бухгалтера;

·        выписываются деньги на подставных лиц («мертвые души»);

·        завышаются цены по сговору с поставщиками;

·        фиктивное кредитование счета Кассы или отражение фиктивной кредиторской задолженности;

·        оплата завышенных комиссионных и дележ их с получателями;

·        подделка документов, как правило чеков;

·        оплата несколько раз одного и того же документа (или его различных экземпляров).

Конечно, коммерческая практика того времени знала и много других преступлений. Средствами фальсификации выступали операционные счета (расходов, издержек, расходов будущих периодов и т. п.), документы, которые подделывались, исправлялись, подчищались и т. п. а также «двойные книги», одна для себя, другие для внешнего употребления (одни черновые, но верные, другие беловые, но обманные).

Средствами борьбы с фальсификацией рекомендовались: ревизии с частотой от 3 до 6 месяцев, сплошные инвентаризации всех складов фирмы одновременно, частое перемещение материально ответственных лиц со склада на склад; инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности (контрактам направляются письма с перечнем прав и требований, адресаты должны их подтвердить); внезапные проверки расчетных документов, как правило расчетных книжек сотрудников (бухгалтер мог указать в лицевом счете больше, чем в расчетной книжке).

При ревизии на всех проверенных документах проставляли личный штамп ревизора. Признавалось, что контролер должен, с одной стороны, подозревать всех, а с другой, будучи предельно вежливым, — ни в коем случае не дать понять этого проверяемым.

Относительно последовательности проведения ревизии мнения расходились. Если Ватсон и Чэдвик считали необходимым проверить прежде всего кассу, а потом все остальное в последовательности, выбираемой ревизором, то Р. Годдард настаивал на проверке прежде всего Главной книги. Проверка должна была проводиться в последовательности счетов, устанавливаемой ревизором. Отсюда правило Годдарда: «Прежде чем перейти к следующему счету, предыдущий должен быть вполне исчерпан».

Крупные труды по бухгалтерской экспертизе оставили Л. Дикси и Ф. Пикслей. Техника английских ревизоров часто вызывала восхищение в других странах. В 1908г. А.И. Гуляев писал о работе в Петербурге двух английских экспертов. Они руководствовались анкетой-инструкцией, содержащей около 150 вопросов, проставляли в качестве ответов числа и «картина состояния дел компании получалась удивительно ясная и полная».

В Великобритании были созданы Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (1880), Ассоциация дипломированных и корпоративных бухгалтеров, членами которых становились не только жители Британских островов, но и представители британских доминионов, колоний и подмандатных территорий. В дальнейшем при развитии национально-освободительного движения и получении независимости этими странами в них стали создаваться свои национальные организации, объединяющие представителей аудиторской профессии. Вопрос возникновения в Англии аудита, нельзя делить его историей, появлением и становлением бухгалтерского учета. Один английский автор В. Т. Бакстер развития учета и аудита разделил на четыре периода:

1) классический, включающий в себя всю историю древнего мира и рынков средневековья.

2) с 1200 по 1850 г. рождение позиционной системы счисления, применение которой позволило создать двойную бухгалтерию и обеспечить исчисление финансовых результатов учетными методами;

3) с 1850 по 1950 — резкое усложнение экономической жизни, распространение учета затрат и калькуляции себестоимости, возникновение публичной отчетности и аудиторства;

4) с 1950 года возник принципиально новый период в истории учета и аудита.

Он связан с распространением электронно-вычислительной техники, необходимостью отражать инфляционные процессы с гармонизацией учетных процедур, которые выражаются в разработке учетных и аудиторских стандартов. Ныне существует свыше 200 аудиторских фирм.

ФРАНЦИЯ. Исторический путь становления экономических аспектов бухгалтерского учета и аудита во Франции характерен и для трудов четырех крупнейших ученых французской школы: Жана Густава Курсель-Сенеля, Леоне Сейя, Адольфа Гильбо и Эжена Пьера Лесте и можно рассматривать его по двум основным направлениям:

а) по роду элементов: капитала, ценностей, амортизации, третьих лиц, результатов;

б) по историческим периодам: на момент образования предприятия, за время функционирования предприятия и на момент выявления финансовых результатов.

Известный французский ученый Леон Сей считал, что бухгалтерия не освещает путь в будущее, но, по крайней мере, указывает дорогу, по которой шли, и пункт, в котором находишься. И главное в учете — контроль. «В основе контроля, писал Л. Сей, — лежит известного рода недоверие, которое подчас не мерится с доверием»; самое важное в контроле — «своя цена» — себестоимость. Там, где есть конкуренция, где рынок знает постоянные колебания цен, себестоимость становится параметром хозяйственной жизни. Там, где на продаваемые изделия установлен прейскурант, — калькуляция не нужна. Таким образом Л. Сэй в те времена уже понимал «цену» аудита и рынка. Подлинный расцвет французской ученой мысли связан с трудами двух. авторов. Э. Лесте и А. Гильбо выдвинули доктрину трех функций учета:

·        счетоводной, которая связана с разработкой специальной логики, с классификацией объектов и т. д.;

·        социальной, сопоставляющей, как сказали бы мы, классовые интересы;

·        экономической, позволяющей с помощью учетной информации осуществлять управление хозяйственными процессами.

Эти функции реализуются с помощью специальной конструкции, «начального счетовода», под которым они понимали «лицо, вследствие присущей ему обязанности вести счетоводство о своем имуществе и изменениях в последнем под влиянием хозяйственных операций».

Уже через пять лет, в 1867 году после установления обязательного аудита в Англии, был принят такой закон и во Франции, в котором было записано об обязательной проверке и оценке балансов акционерных обществ особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам». Капиталист-собственник все реже занимался непосредственно производственными и финансовыми делами, поручая это нанятым служащим, или превращался в рантье, живущего на доходы от владения акциями или облигациями какого-нибудь общества. Для держателя ценных бумаг бухгалтер-аудитор, ревизующий учет и отчетность в акционерном обществе, представлялся своего рода гарантом достоверных сведений о финансовой стабильности предприятия и доходах от его деятельности.

Одним из видных бухгалтеров-ревизоров во Франции был Эдуард Мишо. Желание все и вся регламентировать выразилось во Франции в попытке создать бухгалтерский кодекс и соответственно новую отрасль бухгалтерского права. Кодекс должен был, по мнению Луи Рашу и Ж. Октора, содержать юридическое определение профессии и обязательства сторон (бухгалтера и нанимателя), т.е. то, что в США называют этическим кодексом бухгалтера. После второй мировой войны в ряде европейских стран (ФРГ, Франция, Швеция, Бельгия, Дания, Люксембург) вводится жесткая и весьма детальная регламентация бухгалтерского учета, в т. ч. аудита. Можно ожидать в ближайшее время создания специальной отрасли права — бухгалтерского. Цель жесткой регламентации учета — обеспечение интересов транснациональных корпораций.

В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров (причем вторая категория не обладала всеми правами, какие имеют бухгалтеры-эксперты). Спустя три года деятельность Палаты бухгалтеров-экспертов была регламентирована правительственным декретом. Эта палата находится под опекой министра экономики и финансов. Большую работу по совершенствованию аудиторского дела проводили и другие национальные общества бухгалтеров-аудиторов. В частности, созданное в 1945 г. Французское общество бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров ставит перед собой следующие задачи; защищать общественные интересы перед государством, добросовестного и квалифицированного выполнения обязанностей, представлять и отстаивать интересы профессии и готовить кадры специалистов по учету, ревизии, контролю и аудиту.

Это Общество регулярно созывало съезды, на которых обсуждались важнейшие проблемы, представляющие большой интерес для специалистов, по материалам съезда публикуются отчеты, содержащие рекомендации по учету, правовым вопросам, методике проведения аудиторских проверок. Материалы съездов используются бухгалтерами-аудиторами в своей практической работе. Французское общество бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров возглавляется органами на двух уровнях — национальном и региональном.

Во Франции создана «Национальная Компания Комиссаров по счетам Франции», регулирующая аудиторскую деятельность, объединяющая в своих рядах аудиторов и аудиторские фирмы в регионах. Аудиторы и аудиторские фирмы Франции свои членские взносы перечисляют региональным отделениям, а региональные отделения — Национальной Компании Комиссаров по счетам. Все эти и другие требования во Франции закреплены законодательно и являются обязательными к выполнению.

Высший Совет, включающий в свой состав 24 человека и 8 заместителей, тайным голосованием сроком на год избирает президента. Кроме того, на национальном уровне действует комитет, занимающийся ведением списка лиц, допущенных к выполнению аудиторских обязанностей, дисциплинарная палата и контрольные органы, осуществляющие надзор над деятельностью высшего Совета.

На региональном уровне создаются департаментские Советы, департаментские дисциплинарные палаты и органы контроля за деятельностью департаментского Совета. Особо следует отметить, что в состав контрольных органов входят правительственные комиссары, назначенные Министерством экономики и финансов.

ГЕРМАНИЯ. Большим достижением немецкой школы был переход от идей, связанных с конструированием и трактовкой баланса, к его анализу. В попытках углубить изучение баланса выделим три направления: первое, наиболее плодотворное, вылилось в создание экономического анализа (Шер, Штерн, Ляйтнер, Герстнер и др.), второе развивало анализ юридический и привело к созданию бухгалтерской ревизии (Р. Байгель, Э. Рёмер, К. Порциг и др.), третье популяризировало знания о балансе среди акционеров (Брозиус, Губер, Шенвандт и др.). Подобные институты бухгалтеров-ревизоров не без влияния немецкой традиции были организованы в Христиании (Осло), Вене, Будапеште, Цюрихе, Риге, Гельсинфорсе). Институт существовал на средства банков и отражал интересы крупного финансового капитала. Бухгалтера-ревизора называли трейгендер. Об этих людях с симпатией писал Герстнер: «Трейгендер не только представитель в юридическом смысле, но и доверенное лицо, друг, советчик, помощник, короче — правая рука, верная рука, которая для нас работает там, где мы сами поручаем или где условия места, времени, личные, хозяйственные, материальные нам мешают самим сделать все и где нам необходимо третье лицо, именно трейгендер». Независимо от оценок современников институт ревизоров способствовал выработке и совершенствованию определенных способов проведения документальных ревизий, формулирования требований к лицам новой профессии: «Ревизор должен избегать всего того, что производит впечатление, как будто его мнение и система единственно правильны; он не должен превращать мелкие ошибки в государственные преступления, если в общем в работе была проявлена требуемая тщательность и добросовестность; он должен спокойно выслушать взгляды и мнения других, даже если они противоречат его собственному мнению, так как не всегда бывает, что вычитанное и изобретенное в кабинетах или одобренное на других предприятиях может считаться необходимым и правильным для введения в собственном предприятии. Не всегда благополучие предприятия и гарантия его правильного ведения зависят от составления и применения новых формуляров.

В Германии с 1908 г. при Лейпцигской Высшей Коммерческой школе была начата специальная подготовка бухгалтеров-ревизоров. На отделение принимались только лица, имеющие высшее экономическое образование и опыт бухгалтерской работы. Срок обучения — один год. Дальнейший толчок развитию аудиторского дела в Германии дал мировой экономический кризис 1929—1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов. Уже в 1931 г. было принято правительственное постановление, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчетов и балансов акционерных обществ, и других предприятий и регламентирующее само ее проведение.

В Германии существуют две профессиональные аудиторские организации: Палата аудиторов и Институт аудиторов. Членство в Палате аудиторов обязательно для каждого аудитора и аудиторской фирмы, а вторая организация — сугубо добровольная, хотя в ней состоят свыше 90% всех немецких аудиторов. Членство в Палате аудиторов обязательно и для тех членов правлений аудиторских фирм, которые сами не являются профессиональными аудиторами, а также для сравнительно немногочисленных присяжных контролеров книг.

В задачи Палаты аудиторов входит оказание консультационной и правовой защиты аудитора, разрешение спорных вопросов между членами организации, контроль за исполнением аудиторами профессиональных обязанностей, содействие обучению и повышению квалификации аудиторов и участие в формировании квалификационных и экза­менационных комиссий для присуждения звания бухгалтера-аудитора.

Деятельность палаты контролируется федеральным министром экономики. Этот контроль не предполагает управление ее делами, а ограничивается надзором за соблюдением законов ФРГ и Устава самой палаты.

Палату ФРГ возглавляет правление, состоящее из 9 человек, одна из которых избирается президентом. Институт аудиторов ФРГ также занимается проблемами аудиторского дела в стране, развития и укрепления международных связей с родственными профессиональными органами, осуществляет издательскую деятельность, выпуская ежемесячно журнал, различные справочники по аудиту, правовым и налоговым вопросам, а также разрабатывая программы профессиональной аудиторской подготовки.

Органами управления института являются общее собрание членов института, Совет управляющих, которых избирает правление из 5 человек. Подобные институты бухгалтеров-ревизоров не без влияния немецкой традиции были организованы в Христиании (Осло), Вене, Будапеште, Цюрихе, Риге, Гельсингфорсе). Так, в сентябре 1990 г. было создано общество бухгалтеров и аудиторов Литовской Республики, а в конце ноября в Вильнюсе состоялся его первый съезд.

Под влиянием британской практики аудиторства происходило становление этой профессии и в других странах, ныне входящих в состав Британского содружества наций. В частности на бывшей британской подмандатной территории в Палестине в 1948 г. возникло государство Израиль, в котором в этот момент насчитывалось около ста бухгалтеров-аудиторов, состоявших членами различных британских профессиональных обществ. По британским образцам и под руководством министра юстиции Израиля был создан специальный совет, в задачу которого входили прием экзаменов у претендентов на звание бухгалтеров-аудиторов и присвоением этого звания. В 1955 г. парламент Израиля утвердил положение о бухгалтерах-аудиторах, которым предусматривались как условия присвоения звания, так и требования, предъявляемые к бухгалтеру-аудитору при осуществлении им профессиональной деятельности.

Привлечение иностранных аудиторских фирм из дальнего зарубежья и изучение их опыта безусловно нам очень важно. Создание совместных аудиторских фирм со странами СНГ в условиях углубления интеграционных процессов значительно повысит эффективность аудиторских проверок и качество оказываемых консультационных услуг, будет способствовать ускорению научной и практической разработки многих актуальных вопросов, связанных с развитием аудита в нашей Республике.

1.4    Аудит в странах Азии и Восточной Европы.


Своеобразный интересный путь прошло развитие аудиторства в государстве — КИТАЙ. Как было ранее отмечено, Китай есть первая страна в мире, создавшая аудиторскую систему. Так, по данным книги У. Хань «Жизнеописание Чжу Юапьчжана», М. Прогресс 1980 г., стр. 140, описывается: «...При династии Юань ревизию осуществлял цензорат. В 15-м году Хуньу (1382 г.) Чжу Юаньчжан преобразовал его в палату главного ревизора (аудитора). В ней старшими начальниками были левый и правый главные цензоры, левый и правый помощники главных цензоров и левый и правый товарищи главных цензоров. Ниже их стояли 110 цензоров-ревизоров, которые осуществляли свои функции в наместничествах. Они должны были разоблачать злоупотребления во всех учреждениях, выявлять несправедливые обвинения и могли немедленно обвинить в служебных преступлениях тех крупных сановников, которые оказывались бесчестными, чинили самоуправство и вносили беспорядок в управление, или если чиновники оказывались непочтительными к старшим, проявляли алчность, совершали злоупотребления и подрывали систему, установленную предками. Цензоры-ревизоры были по рангу равны начальникам уездов, но пользовались большей властью. Император использовал их, чтобы держать под контролем крупных чиновников, контролируя больших с помощью малых и периферию с помощью столицы. Он даровал им право говорить все, что они сочтут нужным, вносить любые предложения и доносить на любых крупных чиновников вплоть до князей... При дворе цензоры-ревизоры проверяли весь бюрократический аппарат, а выезжая на места, ревизовали там учреждения, производили чистку в армии, инспектировали школы, проверяли солеварни, чайные и конские рынки, производили осмотр войск и выполняли другие функции».

Чжу Юаньчжан еще в 1367 году дал директиву чиновникам цензората и центрального правительства устанавливать простые и строгие законы. Им были отобраны ученые, хорошо разбирающиеся в праве, для составления узаконений. В результате проведения тщательных исследований и обсуждений были составлены «Законы великой Мин», которые за время тридцатилетней работы над ними четыре-пять раз изменялись и сокращались. Они представляют собой важнейшее в истории китайского правительства уложение. После завершения работы по составлению свода законов Чжу Юаньчжан приказал чиновникам перевести на разговорный язык те части его, которые касались жизни народа; перевод был назван «дословным толкованием» и разослан по всем областям и уездам. Все это делалось с целью, чтобы простые люди поняли законы и исполняли их».

Законы и указы ее были чрезвычайно сложными, и порой накоплялись горы архивных материалов; чиновники искусственно раздувая делопроизводство, совершали злоупотребления, которые невозможно было обнаружить. К тому же работа в канцеляриях и писание казенных бумаг стали требовать специальных знаний, так как правила составления официальных документов предусматривали чересчур много мелочей. Чиновник, распоряжающийся печатью (старший чиновник), в каждом ямэне, назначался на определенный срок, едва ли он начинал понимать что-то в делопроизводстве, как его переводили на другое место, а канцеляристы, как правило, служили всю жизнь в одном месте. В результате править государством и народом стали фактически канцеляристы, а не чиновники. В 20-м году Хуньу (1387г.) Чжу Юаньчжан установил «Правила устранения сложностей в казенных бумагах» и разослал их по ямэням с целью упрощения формы официальных документов, чтобы они были ясны и понятны и чтобы делопроизводители не совершали злоупотреблений».

В 1982 г. Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) была провозглашена новая Конституция Китая, которая требовала от правительства создания аудиторской администрации. В сентябре 1983 года было зарегистрировано более 3000 аудиторских организаций, в которых работали более 30 тыс. штатных членов. Таким образом, конституция гарантирует независимость аудиторской администрации. Для обеспечения успешного выполнения аудиторской администрацией своих функций статья 91 Конституции обусловило, что «по указанию Премьера Государственного совета аудиторская организация независимо осуществляет свое право консультировать посредством проведения аудита в соответствии с законом при условии невмешательства со стороны каких-либо административных органов или общественных организаций или лиц».

Объективность и независимость Генерального аудитора защищается Конституцией. Согласно этому закону, Генеральный аудитор может назначаться и смещаться ВСНП по рекомендации премьера. ВСНП является высшим выборным руководящим органом Китая, поэтому данное положение эффективно препятствует вмешательству административных органов правительства в аудиторскую работу Генерального аудитора. Таким образом, он может действовать свободно, в соответствии с законом, выполняя свои обязанности.

Хотя общие принципы обязанностей и прав обусловлены в Конституции, многие детали задач проведения аудита не были разработаны. Поэтому правительство составило проект закона, где обусловило обязанности и права аудиторской администрации и меры, которые ей нужно предпринимать при обнаружении нарушений.

«Временные правила аудиторской работы, объявленные в 1985 г., установили основные обязанности аудиторской администрации. Вследствие того, что аудиторская администрация находит, что большинство государственных предприятий имеют очень слабый финансовый и бухгалтерский контроль, в правила включена специальная статья, которая обязывает все правительственные учреждения, а также крупные и средние предприятия развивать систему внутреннего аудита в их организациях. К концу сентября 1986 г. в стране существовало 21000 внутренних аудиторских организаций и 32000 внутренних аудиторов.

Китайское правительство поощряет увеличение среди бухгалтеров числа СРА (Certified Public Accountantants — дипломированных общественных бухгалтеров). Большинство фирм СРА оказывают услуги совместным предприятиям, основанным на базе иностранных инвестиции. Однако, по мере своего роста, большое число фирм СРА сможет оказывать услуги и другим фирмам. Некоторые фирмы СРА уже делают это предприятиям, представляющим собой коллективную и индивидуальную собственность. Фирмы СРА могут также проектировать систему внутреннего контроля, подготовку персонала и ведение бухгалтерских книг для предприятий. Их услуги помогают усилить контроль многих предприятий, не аудируемых аудиторской администрацией. Чтобы помочь СРА развиваться должным образом, правительство 3 июля 1987 г. установило новые правила по таким фирмам, определяющие необходимые условия для приобретения статуса «СРА». В действие будут также введены новые экзамены на СРА, и впервые правила позволяют фирмам СРА оказывать аудиторские услуги правительственным органам и предприятиям. В Китае после окончания колледжа специалисту присваивается степень бакалавра, а для получения степени магистра наук необходимо пройти двухгодичное обучение и в течение третьего года выполнять научное исследование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 РЕФЕРАТЫ