бесплатные рефераты

Банки их виды, функции

Как отмечалось ранее, через банки проходит денежный оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движе­ние капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы. Перерасп­ределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями дру­гого. Банк, находясь в центре экономической жизни, получает возмож­ность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления ка­питалов в соответствии с потребностями хозяйства. Таким образом, посредническая функция банка - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов воспроиз­водства и сокращение риска.










1.2. Сущность банков

 

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается действительно неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций.

    Банк как учреждение или организация. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. “Банковские учреждения и организации” - довольно распространенный термин,   его можно встреть как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Здесь и далее не следует забывать, что “организация” отсылает нас к определенной совокупности людей.  Но банк как организация оказывается близко стоящим к понятиям “благотворительная организация”.  Однако следует отметить, что банк, хотя и выполняет общественную миссию, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.

   Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Банк решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).

   Банк как торговое предприятие. Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк — это торговое предприятие.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы “покупают” ресурсы, “продают” их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих “продавцов”, хранилища, особый “товарный запас”, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.

Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной цене.

    Банк как посредническое предприятие.  Нередко банк характеризуется, как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения.    Банк как агент биржи.  банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами.. Частные банки (банкирские дома) появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг. Существенно при этом и то, что торговля ценными бумагами является частью банковских операций, причем далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.

    Банк как кредитное предприятие. Постепенно банк, в свою очередь, все более становился кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие.

Кредит — это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости.

Банк — это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Далее, отличие между банком и кредитом состоит и в том, что кредит — это отношение как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. При сопоставлении банка и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк — следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку фундаментом.





































1.3 Банковская система


    Банковская система –  совокупность разных видов взаимосвязанных банков других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

   В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:

  • принцип двухуровневой структуры банковской системы;
  • принцип универсальности банков.

   Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного  разделения функций центрального банка  и всех  остальных банков.

   Центральный банк Российской Федерации (Банк России)  как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить  банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством Российской Федерации, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями.

   Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися  кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России) Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям , и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

   Коммерческие банки и другие кредитные организации второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе  на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок и т.п.

   Принцип универсальности российских банков, закрепленный законодательством, означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют универсальные функциональные возможности. Законодательство не предусматривает  специализации банков по видам их операций.

   Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счёт диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов, максимальный учёт специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность консервации неэффективной стуктуры банковских услуг, компенсируя низкую рентабельность одной группы услуг высокой доходностью других групп.

   Сочетание в рамках одного банка коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между банком и его клиентами и повышает значение  систем внутреннего контроля в банках. В целом в настоящие время универсальный характер банков отвечает базовым потребностям российской экономики.Современная банковская система России включает в себя  Центральный Банк, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. ( Схема№ 2)   

   Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций см. Положение, утвержденное приказом ЦБР от 7 октября 1997 г. N 02-437

















































2. Центральный банк, как первая ступень двухуровневой

банковской системы

Как описано выше, в двухуровневой банковской системе,  банком  первого уровня может являться только Центральный банк. Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной де­нежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

   Владельцами Центрального банка в большинстве случаев является государство, в котором он расположен. Участие других субъектов, включая коммерческие банки, в этой собственности не предусмотрено. Однако не во всех странах правительство может диктовать свои условия Центральному банку.

Банк России подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение. На данный момент председателем   Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с 2002 г.– по н./в. является Игнатьев С.М.[16]


 






























2.1 Функции Центрального банка


В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение сле­дующих функций:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их обращение;

• быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций, организовывать систему рефинансирования;

• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Фе­дерации;

• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

• выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

• регулировать прохождение валюты, включая операции по покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с ино­странными государствами;

• организовывать и производить валютный контроль как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного ба­ланса Российской Федерации;

• в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материа­лы и статистические данные;

• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными за­конами.

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Фе­дерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кре­дитного регулирования экономики и эмиссионную функцию. [8]














2.2 Денежно-кредитная политика Центрального банка

Банк России в полном соответствии с новой редакцией Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" считает своей главной текущей целью борьбу с инфляцией.

Политика Банка России по отношению ко всему банковскому сообществу будет подчинена этим целям и исходить из текущих макроэкономических реалий. В том числе иногда Банку России придется принимать непопулярные в банковских кругах решения.

Вместе с тем Банк России будет также защищать интересы банковской сферы там, где это будет необходимо.

        Сохранение стабильной покупательской способности денежной единицы и обеспечение эффективности системы денежных платежей и расчетов – являются основными задачами, которые Центральные банки преследуют в области денежно-кредитной политики.

Кроме того политика Центрального банка является одной из важных частей макроэкономического регулирования, направленного на достижение экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Выделяются следующие основные инструменты, которыми оперирует Центральный банк для регулирования денежно-кредитной политики:

Ø      Изменение учетного процента;

Ø      Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков;

Ø      Операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств).

Вследствие изменения учетного процента происходит регулирование способности коммерческих банков пополнять резервы за счет краткосрочных кредитов Центрального банка. Между размером резервов и способностью банков к предоставлению кредитов существует взаимосвязь. Рост кредитов, (и обязательств по депозитам), обуславливает необходимость увеличения резервов, и наоборот сокращение кредитов (депозитов) высвобождает резервы.

Поэтому, осуществляя регулирование норм обязательных резервов банков, Центральный банк воздействует на рынок ссудного капитала и кредитные операции. На открытом рынке Центральный банк может продавать государственные обязательства в случае, когда преследуется цель ограничения эмиссии денег и ограничения способности банков к предоставлению кредитов и наоборот. Помимо основных инструментов регулирования денежно-кредитных обращений Центральный банк применяет и так называемые селективные методы регулирования, в качестве которых могут выступать:

Ø      установление верхнего предела процентных ставок, уплачиваемых банками по срочным вкладам;

Ø      изменение маржи по сделкам с биржевыми, ценными бумагами и т.д..

В рыночной экономике Центральный банк осуществляет покупку и продажу, как отечественной,

 так и иностранной валюты. Когда правительство допускает переменный курс национальной валюты, Центральный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня. Когда правительство осуществляет политику фиксированного валютного курса, Центральный банк продает часть резервов иностранной валюты и покупает отечественную, если прогнозируется девальвация. В случае ревальвации (официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение ее валютного курса) осуществляется обратная операция. Если же правительство допускает ограниченные колебания обменного курса на свою валюту, Центральный банк лишь периодически вступает в “игру”, когда изменение курса национальной валюты превышает определенный пороговый уровень.

    Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

    В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.[12]











































3.1 Коммерческий банк,

как вторая ступень двухуровневой банковской системы

Коммерческие банки – это основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на принципах коммерческого расчета. Для этой цели они используют не только свой собственный, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, в основном, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно об­служивающие предприятия и организации, а также население - сво­их клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан­ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их от­ношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.[1]

Согласно банковскому законодательству банк - это кредитная орга­низация, которая имеет право привлекать денежные средства физичес­ких и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчет­ные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслужива­ние клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации произво­дят лишь отдельные банковские операции. Коммерческий банк, как и любой другой банк, выполняет функции:

1.      аккумуляции (привлечения) средств в депозиты;

2.      их размещения (инвестиционная функция);

3.      расчетно-кассового обслуживания клиентов.

В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские и региональные. Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней.


Что касается России, то коммерческие банки снизили практически до нуля тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и начали проводить активную политику процентных ставок по депозитам физических лиц. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы.

 Однако в результате   финансового кризиса 1998г. банковская система понесла значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений правительства от 17 августа составили:

·        110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными на неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из ликвидных мгновенно превратились в просроченную задолженность. (Сбербанк на 17 августа имел пакет рублевых гос.облигаций в объеме 78-85 млрд. руб., остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);

·        6.2-6.3 млрд. руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также можно квалифицировать как неликвидные активы, поскольку после 17 августа обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие местные органы власти;

·        23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за август-сентябрь1998 г. по предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным органам власти).

Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как отношение капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти 20% (на 1 августа 1998 г.) до 10% (на 1 ноября 1998 г.).

Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части банковских балансов) в кризисный период составило:

·        5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;

·        7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных средств юридических лиц;

·        17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь) рублевых депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд. руб., в остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);

·        23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).

Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало августа в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились на 140-150 млрд. руб. (или на 12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на 1 августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-550 млрд. руб.).

Оценка средств, необходимых для восстановления российской банковской системы (приравниваемая к понесенным потерям) по состоянию на 1 января 1999 г., может быть различна в зависимости от поставленных целей:

·        70 млрд. долл. (1.45 трлн. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) - восстановление (в долларовом исчислении) чистых активов российской банковской системы;

·        15 млрд. долл. (310 млрд. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) - восстановление (в долларовом исчислении) собственных средств российских банков;

·        76.6 млрд. руб. - ликвидация потерь, понесенных в результате замораживания гос.облигаций (средства, вложенные в ГКО/ОФЗ по состоянию на 1 января 1999 г.);

·        135 млрд. руб. - ликвидация объема неликвидных активов (просроченная задолженность, ГКО/ОФЗ и муниципальные облигации);

·        40 млрд. руб. - ликвидация непокрытого активами (исключая неликвидные активы) объема привлеченных средств банковских клиентов;

·        33.3 млрд. руб. - ликвидация убытков российских коммерческих банков (исключая Сбербанк) или 18.5 млрд. руб. - убытки банков с учетом показателей Сбербанка.















3.2.   Принципы деятельности коммерческих банков

         Определяют четыре принципа деятельности коммерческого банка:

  1. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов;
  2. Полная экономическая самостоятельность;
  3. Построение взаимоотношений коммерческого банка с клиентами как обычные рыночные отношения;
  4. Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными методами.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. В основном это относится к срокам тех и других. Например, если банк привлекает средства в основном на короткие сроки (краткосрочные вклады или вклады до востребования), а вкладывает их главным образом в долгосрочные ссуды, то под угрозой оказывается его способность расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность).

Наличие в активах банка большого количества ссуд  с повышенным риском  требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Поэтому,  разрабатывая условия тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.д.), необходимо первостепенное внимание уделять источникам формирования соответствующих пассивов.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций, т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Так как систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и потому приоритет в регулировании должен быть отдан экономическим мерам.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим принципом, ан котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков и распоряжение доходами, остающимися после уплаты всех налогов.

Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами, а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на “общегосударственные интересы” не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными (а не административными) методами. Государство определяет только “правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказов.
















































3.2.  Цель деятельности коммерчески банков

Одна из основных целей коммерческих банков ¾ получение прибыли, являющейся источником выплаты дивидендов акционерам, создание фондов банков, базой повышения благосостояния работников банка и т.п. Прибыль банка представляет собой разность между его валовым доходом и расходами.

Валовой доход банка зависит, прежде всего, от объема его кредитных вложений и инвестиций, размеров процентной ставки по выдаваемым кредитам, от величины и структуры активов банка.

Основным источником  доходов большинства коммерческих банков являются проценты, взимаемые с заемщиков за пользование ссудами. Это объясняется тем, что банки являются финансовыми посредниками,  осуществляющими перераспределение денежных средств между теми, у кого они освободились и теми, у кого в них появилась временная потребность.

Размер процентной ставки за пользование кредитом определяется  в процессе переговоров между банком и заемщиком при заключении кредитного договора. Причем процент не одинаков в том же банке по отношению к разным клиентам.

При установлении размера процентной ставки также учитывается:

¨    размер базовой процентной ставки, установленной Центральным банком;

¨    стоимость привлечения кредитных ресурсов на рынке ссудных капиталов;

¨    соотношение спроса и предложения на кредит;

¨    степень риска;

¨    размер и срок погашения кредита;

¨    уровень издержек банка;

¨    перспективы развития экономики и уровень инфляции.

Значительные доходы банки получают от проведения операций с иностранной валютой.

Банки могут также получать доходы от операций с ценными бумагами, но поскольку этот рынок не развит, то доходы пока незначительны. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами могут проводить только те банки, у которых имеются на это лицензии, в основном Центральным банком и министерством финансов.

Многие коммерческие банки берут со своих клиентов плату за совершение расчетных операций ¾ переводных, аккредитивных, инкассовых. Эта плата должна покрывать расход банка на совершение расчетных операций, в том числе и плату банка региональной расчетной палате за проведение электронных платежей.

Относительно постоянными являются расходы банков на заработную плату и начисления на нее, бланки и канцелярские принадлежности, содержание помещений, охраны, противопожарной сигнализации и другое.

К переменным расходам относятся выплаты процентов по вкладам, депозитам и межбанковскому кредиту, за остатки средств на расчетных счетах, расходы на рекламу командировочные, почтово-телеграфные расходы и другие.

В соответствии с действующей методикой коммерческие банки определяют прибыль и убытки от своей деятельности ежеквартально, в последний операционный день квартала. В зависимости от налогового законодательства банки уплачивают налоги в государственные или местные бюджеты из прибыли или доходов. После уплаты налогов и штрафов, налагаемых налоговой инспекцией, Центральным банком и другими органами из прибыли банка производятся отчисления в его резервный фонд в размере не ниже 5 % прибыли, остающейся в распоряжении банка. Затем производятся отчисления в фонды экономического стимулирования банка, на благотворительные и спонсорские мероприятия, на выплату вознаграждения руководству банка. Если и после этого остается нераспределенная прибыль, она может быть направлена на индексацию акций или же на прирост уставного фонда банка.

Убытки банка по итогам деятельности банка за год покрываются за счет его резервного фонда, а при его недостаточности ¾ за счет уменьшения уставного фонда.

Прибыль является важнейшим показателем оценки деятельности коммерческих банков. Она используется аналитиками для определения рейтингов банков на основе их балансов. Ныне ни у нас, ни за рубежом  пока нет общепринятой методики исчисления рейтингов коммерческих банков. Поэтому рейтинги, рассчитанные по разным методикам, могут существенно различаться, а, следовательно, различными будут оценки деятельности банков.

Поскольку каждая методика имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого, прежде всего, следует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно определенные рейтинги банков позволят клиентам избрать те из них, в которые можно будет без риска помещать и вкладывать свои капиталы.

























                                                               















Заключение

Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что  банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухуровневые   банковские системы – Центральный и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине  огромны.

Сегодня коммерческий  банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов  и  услуг. Следует  учитывать,  что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые  операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать (прием депозитов, осуществление денежных платежей и расчетов, выдача кредитов). И это характерно для всех развитых стран. Наблюдается общая тенденция к специализации на более доходных операциях.

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.





























Список используемой литературы

  1. Финансы, деньги, кредит: Учебник под. ред. О.В. Соколовой. — М.: Юрист, 2000.
  2. Банковское дело Под редакцией проф. В.И. Колесникова –М: Финансы и статистика, 2000.
  3. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. Лаврушина О.И. — М.: Финансы и статистика, 2000

4.      Большая советская энциклопедия. М.:1980.

5.      Экономическая теория. Под ред. В.Д. Камаева. М.:1999.

  1. Банковское дело/ под ред.Белоглазовой,. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  2.   Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 7 июля 1995 г
  3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г.
  4. Вестник Банка России 8февраля 2001г №12 (512)
  5. .Г. Гибков Российские коммерческие банки// Международная жизнь, 2000, №8-9, 

11.  Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.:Юрайт-Издат, 2004. – 278с.

  1. Современный экономический словарь 1996

13.  Internet: www.referat.ru  www.bankreferatov.ru www.5ballov.ru

14.  Internet: www.vtb.ru

15.  Internet: www.cbr.ru

16.   Официальный сайт Банка России






















Приложение:

Приложение 1: Информация о деятельности Сбербанка России
по состоянию на 01 марта 2005 г.

  • капитал - 217,4 млрд. руб.;
  • прибыль - 16,2 млрд. руб.;
  • чистая прибыль - 15,9 млрд. руб.;
  • кредитный портфель - 1 437,7 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц
    (без МБК) - 1 117,8 млрд. руб.;
  • остаток средств на счетах физических лиц - 1 213,1 млрд. руб.;
  • доля Сбербанка в общем остатке вкладов физических лиц во всех коммерческих
    банках (на 1.01.2005г.):

рублевых - 64,8 %
инвалютных - 44,6 %;

  • остаток средств юридических лиц - 444,6 млрд. руб.;
  • филиальная сеть, ед.:

территориальные банки - 17
отделения - 994
внутренние структурные подразделения - 19 220.

Обязательные нормативы, установленные инструкцией Банка России от 16.01.2004г. № 110-И, соблюдаются.
















Схема 1:Виды банков

 











 


























Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ