Банковская система России. Роль центрального банка России
Расчетные
небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение — обслуживание
юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном
рынках, на рынке ценных бумаг; проведение расчетов по пластиковым картам;
инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое
обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в
безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами.
Небанковские
кредитные организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять
только инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют две небанковские
кредитные организации инкассации.
Небанковские
депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать
денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать
их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в
безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные
сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе:
выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от
третьих лиц, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным
имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др. Следует отметить, что
лицензия, выдаваемая этим кредитным организациям, может предусматривать
проведение разрешенных им операций либо только в валюте Российской Федерации,
либо и в валюте Российской Федерации, и в иностранной валюте. Но при любой
лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещено привлекать
денежные средства физических лиц во вклады (до востребования и на определенный
срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские
счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению
физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их
банковским счетам и переводы денежных
17
средств по поручению физических лиц без
открытия банковских счетов; инкассировать денежные средства, векселя,
платежные и расчетные документы и проводить кассовое обслуживание физических и
юридических лиц; покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме;
привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы. Небанковским
депозитно-кредитным организациям не разрешается также открывать филиалы и
создавать дочерние организации за рубежом.
Согласно действующему
банковскому законодательству, в состав банковской системы России включаются
также филиалы и представительства иностранных банков, на них распространяется
российское правовое регулирование банковской деятельности. При этом иностранным
банком считается банк, признанный таковым но законодательству иностранного
государства, на территории которого он зарегистрирован.
Количественные
параметры банковской системы России представлены в (табл. 1.) Данные этой таблицы свидетельствуют о
существенном сокращении в период с 01.01.99 г. по
01.09.01 г. как числа зарегистрированных (с 2481 до 2062), так и числа
действующих (с 1476 до 1322) кредитных организаций на территории Российской
Федерации, что объясняется преодолением последствий кризиса и выведением с
рынка неплатежеспособных кредитных организаций. При этом наиболее заметно за
этот период сократилось число банков — с 1447 до 1281. Количество же
небанковских кредитных организаций, напротив, увеличилось с 29 до 41. Это
увеличение связано как с преобразованием некоторых банков в небанковские
кредитные организации, так и с созданием новых небанковских кредитных организаций
в ответ на рост потребностей в их услугах. Число филиалов банков-нерезидентов
на территории Российской Федерации остается неизменным: в настоящее время
действует всего один такой филиал.
Согласно действующему
законодательству, в Российской Федерации банки могут создаваться на основе
любой формы собственности.
По принадлежности
капитала все
действующие в Российской Федерации банки можно разделить на банки, основанные
на частной собственности, т. е. банки, собственниками которых являются
негосударственные предприятия, организации и частные лица; банки с государственным
участием и банки с участием иностранного капитала.
Банки с
государственным участием — это банки, в капитале которых участвуют организации,
представляющие государство. По некоторым оценкам, в настоящее время
насчитываются 23 кредитные организации, в уставных капиталах которых доля
государственного участия превышает 50%. В настоящее время в Российской Федерации
не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность
кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия
федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются
отдельными для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления своим
18
имуществом и денежными средствами в
формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на
основании особого законодательного акта субъекта Федерации или решения органа
местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в
капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные
унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской
Федерации, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не
относящихся к числу органов исполнительной власти, — Банка России и
Российского фонда Федерального имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время
владеет контрольными пакетами акций Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков.
РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка Развития и Росэксимбанка. В
19-ти кредитных организациях контрольные пакеты акций принадлежат органам
исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих
кредитных организаций относятся Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Всероссийский
банк развития регионов и др.
В настоящее время
основная проблема российских банков с государственным участием — отсутствие
определенных задач, которые должны решать эти банки в рамках проводимой
государственной экономической политики. Кроме того, отсутствуют четкие
процедуры контроля за деятельностью банков с государственным участием со
стороны самого государства, а также за эффективностью работы представителей
государства в их органах управления.
Банки с иностранным участием
— банки, в уставном
капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и
физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые
иностранным капиталом, т. е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит
нерезидентам. На 01.09.2001 г. в России действовали 133 кредитные организации с
иностранным участием в уставном капитале
( табл. 1.), из них только 36 находились под
контролем иностранного капитала. При этом в 23 кредитных организациях 100%
уставного капитала принадлежало нерезидентам, и в 13 кредитных организациях
доля иностранного капитала превышала 50%. С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков в Российской Федерации и мораторий на
обслуживание иностранными банками граждан России. Стабилизация политической и
экономической ситуации в России привела к активизации деятельности банков,
находящихся под контролем иностранного капитала. Число филиалов банков со 100%
иностранным участием с начала 1999 г. до середины 2001 г. увеличилось вдвое
(табл. 1.)
Основными направлениями
деятельности кредитных организаций, контролируемых
иностранным капиталом, являются:
·
кредитование
внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между страной — местом
нахождения иностранного банка и Российской Федерацией;
·
банковское
обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций,
работающих на российском рынке;
19
·
предоставление
комплекса современных банковских услуг национальным предприятиям и
организациям;
·
финансовое
посредничество между иностранными и российскими финансовыми рынками.
Банки с превалирующим
участием иностранного капитала, как правило, являются дочерними банками
известных иностранных банков. Посредством учреждения дочерних банков
иностранные банки сопровождают своих глобальных клиентов, приходящих на
российский рынок. Дочерние банки получают ресурсы в основном от материнских
банков, но могут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых
рынках. Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых
иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в
экономику страны, расширение их деятельности служит косвенным подтверждением
улучшения инвестиционного климата. Иностранные банки приносят в Россию новые
финансовые технологии, современные банковские продукты, новейшие
информационные системы. Их отличают высокие стандарты ведения бизнеса,
квалифицированный менеджмент, а забота о собственной репутации удерживает эти
банки от сотрудничества с теневым сектором. Приток иностранного капитала с
солидной репутацией служит важным фактором развития банковского сектора страны,
способствует формированию конкурентного рынка банковских услуг. Вместе с тем
активизация деятельности на российском рынке иностранных банков, за которыми
стоят финансовые институты с сомнительной репутацией, таит в себе потенциальную
угрозу для стабильности банковской системы. Поэтому в настоящее время действует
разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковский сектор России,
согласно которому кредитная организация обязана получить предварительное
разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств
нерезидентов и на отчуждение своих акций в пользу нерезидентов.
Особенность
современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких
и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики
по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов
внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия
между структурой банковской системы и структурой реального сектора является
создание банковских групп и банковских холдингов.
Банковская группа — это не являющееся юридическим
лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная
организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное
влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных
организаций.
Банковский холдинг — это не являющееся юридическим
лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором
юридическое лицо, не относящееся к кредитным организациям (головная
20
организация банковского холдинга), имеет возможность оказывать прямо
или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые
органами управления кредитных организаций. Коммерческая организация,
выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления
деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского
холдинга в форме хозяйственного общества,
основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных
организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация
обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского
холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том
числе о ее реорганизации и ликвидации.
Возможность оказывать
существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может
возникать:
·
во-первых, в
силу преобладающего участия головной организации в уставном капитале других
кредитных организаций;
·
во-вторых, в
силу договора между участниками банковской группы или банковского холдинга,
закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных
организаций.
Кредитные организации
могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения
прибыли. Цель их деятельности — защита интересов организаций-членов и
координация их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных
организаций запрещено осуществлять банковские операции. В Российской Федерации
крупнейшей ассоциацией является Ассоциация Российских Банков (АРБ). Наряду с
АРБ в Российской Федерации функционируют 19 территориальных банковских союзов
(ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне
регионов и в своей деятельности сотрудничают с Ассоциацией российских банков.
Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке
предложений по защите интересов региональных банков, в разработке
законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.
Финансовый кризис 1998 г. потребовал определенных институциональных изменений и привлечения государственных ресурсов
для его разрешения. С целью восстановления банковской системы была разработана
программа ее реструктуризации, для реализации которой создано Агентство по
реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АРКО является государственной
корпорацией, в своей деятельности по реструктуризации кредитных организаций
оно тесно взаимодействует с Правительством и Банком России. АРКО предоставляет
кредиты кредитным организациям, находящимся под его управлением; открывает и
ведет их банковские счета, проводит расчеты по поручению кредитных
организаций-корреспондентов по их банковским счетам; осуществляет инкассацию
векселей, платежных и расчетных документов; проводит куплю-продажу на открытых
торгах, передачу в качестве обеспечения
21
акций (долей) кредитных организаций,
находящихся под управлением Агентства; проводит другие операции с имуществом и
активами кредитных организаций, находящихся под его управлением. Операции и
сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте. Для обеспечения
эффективности реструктуризационных процедур, проводимых АРКО, с момента
перехода кредитной организации под управление Агентства до окончания срока
осуществления плана реструктуризации вводится мораторий на удовлетворение
требований кредиторов по обязательствам кредитной организации, возникшим до момента
ее перехода под управление Агентства. Источниками финансирования деятельности
агентства являются: уставный капитал и фонды Агентства; средства бюджетов
различных уровней; кредиты Банка России; средства международных финансовых
организаций, прибыль самого Агентства и др.
В 2000 г. АРКО осуществляло 14 проектов по реструктуризации 19-ти банков, расположенных в 10-ти
регионах Российской Федерации. Шесть реорганизуемых банков до кризиса 1998 г. входили в число крупнейших кредитных организаций страны. Общая сумма обязательств указанных
банков перед кредиторами превышает 93 млрд. руб., в том числе 10 млрд. руб. —
перед частными вкладчиками. Три проекта осуществляются по многофилиальным
банкам, имеющим общефедеральное значение: ОАО «Альфа-банк», ОАО «Банк
Российский кредит», АКБ «СБС-АГРО». В целом в результате деятельности АРКО
финансовое состояние большинства банков, находящихся под его управлением,
приобрело положительную динамику, совокупный капитал региональных банков
увеличился почти в 10 раз, количество кредитов предприятиям реального сектора
экономики выросло в 1,4 раза. [с.18-26, №3]
Специализированные
кредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало
быть, структурным сдвигам в экономике. В то время как коммерческие банки обслуживают
прежде всего кругооборот оборотных фондов, на долю специализированных
учреждений приходится оборот основного капитала, т.е. кредитование
инвестиционного процесса. [с.466, №5]
2.3.
Банковская инфраструктура и банковский рынок.
Банковская
инфраструктура как элемент банковской системы состоит из всех тех предприятий,
организаций и учреждений, функционирование которых непосредственно направлено
на обеспечение жизнедеятельности кредитных организаций и банковской системы в
целом.
Важным элементом
банковской системы несомненно является банковский рынок, на котором
концентрируются банковские ресурсы и осуществляется торговля банковскими
услугами.
Таким образом,
элементный состав банковской системы не ограничивается
22
организациями, которые непосредственно
осуществляют банковские операции. В число ее элементов входят также органы и
организации, непосредственно регулирующие или обслуживающие деятельность
банковской системы, которые сами могут не совершать банковских операций. При этом
выдвигается лишь одно условие: данный орган должен быть специализированным
органом управления или обслуживания банковской системы. Его основной функцией
должно быть решение вопросов, имеющих непосредственное отношение к деятельности
этой системы.
Например, в
банковские системы Германии, Франции, США входят помимо банковских и различных
кредитных учреждений также Федеральное ведомство надзора за кредитным делом
(Германия), комитеты по банковской регламентации и кредитным учреждениям, а
также Банковская комиссия (Франция), Совет управляющих Федеральной резервной
системы, Федеральный комитет открытого рынка, Служба финансового контролера и
Федеральная корпорация страхования депозитов (США), а также развитая банковская
инфраструктура, огромный банковский рынок, банковские ассоциации.
Рассмотренный
элементный состав банковской системы России позволяет сформулировать
определение понятия банковской системы современного демократического
государства с рыночно ориентированной экономикой.
Банковская система — это совокупность организаций,
осуществляющих банковскую деятельность на основании специального разрешения уполномоченного
органа государственной власти, совокупность образований, обеспечивающих
реализацию основных функций кредитных организаций, а также органов государства, на которые возложено
государственное управление банковской деятельностью.
Данное определение
основывается на выделении трех элементов банковской системы:
·
кредитные
организации, непосредственно осуществляющие банковские операции, т.е. по
существу выполняющие функции банковской системы;
·
организации,
обеспечивающие эффективность функционирования кредитных организаций, т.е. не
выполняющие непосредственно банковские операции, но способствующие их единообразному
и наиболее успешному осуществлению;
·
органы
государственного управления банковской системой, осуществляющие регулирование
отношений, возникающих в процессе банковской деятельности и ее обеспечения с
целью упорядочения такой деятельности и защиты наиболее слабой стороны в
отношениях такого рода — клиента кредитной организации.
Перечисленные
компоненты образуют систему, т.е. объединенную общими функциями (банковская
деятельность— осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (кредитование
экономики) совокупность. Кроме того, наличие общей правовой основы —
банковского законодательства,
23
регламентирующего сопоставимый правовой
статус отдельных элементов банковской системы, способы их взаимодействия между
собой, а также закрепляющего различные типы связей между элементами,
свидетельствует о том, что совокупность трех названных элементов образует
систему.
Если внимательно
рассмотреть банковскую систему РФ, то в ней можно обнаружить связи двух типов:
связи между однопорядковыми элементами банковской системы и связи Банка России
с остальными элементами банковской системы.
Связи первого типа
обеспечивают отношения координации между указанными элементами системы, в то
время как связи второго типа перерастают в отношения субординации, которые
главным образом обеспечивают целостность системы и слаженность ее
функционирования.
Действительно, анализ
деятельности Банка России по выполнению возложенных на него ст. 3 и 4 Закона о
Банке России основных целей, задач и функций показывает, что Центробанк и есть
тот элемент системы, который непосредственно осуществляет государственное
управление банковской системой. При этом используются преимущественно методы
государственного регулирования, экономические методы управления, которые
призваны создавать благоприятные экономические, правовые, организационные
условия для функционирования кредитных организаций. Вместе с тем в процессе
управления Банк России широко применяет административные средства банковского
регулирования. [с.64-66, №4]
2.4. Центральный
банк России: история создания, место в современной экономике.
Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету
РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно
которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был
подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в
области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования,
внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и
кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету
РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых
24
Государств и упразднением союзных структур
ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР
органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики
республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению
курса рубля. Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные
ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и
пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку
РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным
банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992
гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов
спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения
Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых
центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Центральный
банк РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном
им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных
валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета
вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции,
определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк
осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в
порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему
надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного
регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов
Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать
участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального
бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям
экономики.
С целью преодоления
последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику
реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы
коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных
законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные
банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в
послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации
кредитных организаций (АРКО) и
25
Межведомственного координационного
комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате
эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в
середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Кредитная политика
Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и
формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста
страны. Банк России способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению
процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к
некоторому укреплению и стабильности финансовых рынков.
В результате
взвешенной кредитной политики, проводимой Банком России, увеличились
золотовалютные резервы Российской Федерации.
Деятельность Банка
России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее
надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и
экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании
платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и
территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный
опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
В настоящее время
реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих
преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение
качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений
населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции;
предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной
коммерческой практики.
2.5. Правовой
статус Банка России
Статьей 75
Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой
статус Банка России, определено его исключительное право на осуществление
денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение
устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия
Банка России определяются также Федеральным законом "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.
Ключевым элементом
правового статуса Банка России является принцип независимости, который
проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый
публично-правовой институт, обладающий
26
исключительным правом денежной эмиссии и
организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти,
вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям
государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер
государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость
статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а
также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)".
Нормотворческие
полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию
нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам,
отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк
России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом
законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе,
помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что
проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих
функций, должны направляться за заключение в Банк России.
Банк России является
юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются
федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и
финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и
распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка
России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке,
которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества
Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено
федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том,
что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе
защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах
иностранных государств и третейских судах.
Государство не
отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по
обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или
если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по
обязательствам кредитных организаций, а кредитные
27
организации не отвечают по обязательствам
Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные
организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя
Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета
директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России,
согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает
представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка
России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и
принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского
совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке
Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка
России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная
дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его
представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о
деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных
направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Организационно-правовая
форма Банка России.
Общим признаком,
характеризующим правовое положение Банка России, независимо от того, в каком
качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является
предоставленный ему Федеральным законом Российской Федерации от 10.07.2002 года
№86-ФЗ "О Ценральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Однако ни данный Закон, определяющий что Банк России является юридическим лицом
(статья 2), ни другие принятые после него федеральные законы не устанавливают
для него организационно-правовой формы юридического лица.
По разным мнениям, нашедшим отражение в
юридической литературе, по своей организационно-правовой форме он представляет
собой:
- унитарное предприятие;
- государственное учреждение;
- государственную корпорацию.
- унитарное предприятие
Существование данной
точки зрения обусловлено некоторыми историческими предпосылками. Так,
действовавшие до 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990 года № 394-1 "О
Центральном банке РСФСР (Банке России)" и Устав Банка России, утвержденный
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.07.1991 года закрепляли
за Банком России имущество на праве хозяйственного ведения. В результате были
созданы фактические и юридические предпосылки для выводов о коммерческом
статусе Банка. Такие
28
выводы получили подтверждение после
принятия Федерального закона от 30.11.1994 года №52-ФЗ "О введение в
действие части первой Гражданского кодекса РФ". В части 6 статьи 6
указанного закона устанавливалось, что к созданным до дня официального
опубликования части первой ГК РФ государственным предприятиям, основанным на
праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных
предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения и являющихся
коммерческими организациями. Устав Банка России также предоставлял ему
практически неограниченные полномочия по распоряжению закрепленным за ним
имуществом. После принятия Конституции РФ Закон "О Центральном банке
(Банке России)" вступил в противоречие с конституционными положениями.
Конституция закрепила за Банком статус особого властного органа, который в силу
этого не может являться коммерческой организацией. Попутно изменились критерии
оценки его деятельности.
Из Конституции России
1993 года следует, что показателем работы Банка России является вовсе не
прибыль, а устойчивость и защищенность денежной единицы России - рубля (Устав
Банка закреплял прибыль как показатель финансовых результатов деятельности
Банка). Эти и другие обстоятельства способствовали тому, чтобы в апреле 1995
года Закон РСФСР от 02.12.1990 года №394-1 "О Центральном Банке РСФСР
(Банке России)" был изложен в новой редакции, закрепившей некоммерческий
статус Банка России, а Устав Банка России был признан утратившим силу. Согласно
статье 3 названного закона "получение прибыли не является целью
деятельности Банка России". Более того, в отличие от ранее действовавшего
законодательства, Федеральным законом Российской Федерации от 10.07.2002 года
№86-ФЗ "О Ценральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банку
России предоставлено право осуществлять полномочия по владению, пользованию и
распоряжению переданной ему федеральной собственностью только в соответствии с
целями и в порядке, установленном Законом.
Поэтому выводы
некоторых юристов о коммерческом статусе Банка России носят предположительный
характер. Реализация такого предположения на практике, при сохранении за Банком
статуса государственного органа, не представляется возможным, поскольку,
властные полномочия Банка России по регулированию денежно-кредитной системы и
осуществление им непосредственно банковской деятельности на коммерческой основе
не совместимо.
Признанию Банка
России унитарным предприятием препятствует еще и то, что у него отсутствует
Устав как таковой (вряд ли можно считать, что Уставом для Банка является
Федеральный Закон "О Центральном Банке РФ (Банке России)". Кроме
того, странно было бы допустить, что осуществление публично-правовых и властных
функций государство доверило коммерческой организации.
- государственное учреждение
29
Банк России, как
утверждают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку
властные управленческие полномочия присущи только государственным органам,
которые в настоящее время являются государственными учреждениями.
Это так, но наличие
управленческих функций не является критерием для определения
организационно-правовой формы юридического лица. Одним из основополагающим
признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником
(пункт 2 статьи 48 ГК РФ).
Согласно статье 2
Закона о Центральном банке собственником имущества Банка является Российская
Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является
бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств
(пункт 2 статьи 2 Закона). Но осуществление Банком России своих расходов за
счет собственных средств вовсе не противоречит ст.ст.50 и 120 ГК РФ, так как
согласно ст.298 ГК РФ: "если в соответствии с учредительными документами
учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то
расходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет таких
доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и
учитываются на отдельном балансе". Поэтому осуществление Банком России
расходов за счет собственных средств не опровергает, а, наоборот, подтверждает,
что из ныне существующих организационно-правовых форм ему, как и другим
государственным органам, более всего соответствует государственное
учреждение".
Учреждение согласно
пункту 2 статьи 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам, находящимися в его
распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник
имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения.
Однако государство не отвечает по долгам Центрального банка, а Банк не отвечает
по обязательствам государства, если иное не установлено федеральным законом
(часть 5 статьи 2 Закона).
- государственная корпорация
В связи с внесением
изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к
государственным корпорациям. Ряд положений Закона о Центральном банке
корреспондирует нормам Закона "О некоммерческих организациях". Так,
Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса
(имущество Госбанка СССР перешло к Банку России), Банк России создан на основе
Закона о Центральном банке, Банк не имеет членства, Банк в настоящее время не
имеет уставных документов, - все это соответствует требованиям статьи 7.1
Закона "О некоммерческих организациях".
Веским доводов против представленной точки зрения является то, что Центральный
банк не является собственником, закрепленного за ним имущества, которое в
соответствии со статьей 2 Закона о Центральном банке является собственностью
Российской Федерации.
30
Макарова Я.М.
предлагает свое определение организационно-правовой формы Банка: "Банк
России - государственная корпорация с особым конституционно-правовым статусом,
учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения
устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории
Российской Федерации и осуществляющая свои функции независимо от органов
государственной власти. Имущество, переданное Банку России, является его
собственностью". Как видно, данное определение устраняет высказанное выше
замечание относительно невозможности признания за Центральным банком статуса государственной
корпорации.
Страницы: 1, 2, 3
|