бесплатные рефераты

Банковская система России. Роль центрального банка России

Подводя итог необходимо отметить следующее. Принципиальным выводом является тот, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в сфере правления банковской системой не может являться коммерческой организацией, то есть организацией основной целью деятельности которой, в соответствии со статьей 50 ГК РФ, является извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством за Центральным Банком не может быть однозначно (без оговорок) признана никакая из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но ближе всех Банк России, именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, подпадает под определение государственного учреждения.

Определение же Центрального банка в качестве государственной корпорации потребует внесения соответствующих изменений в Закон о Центральном банке. [№2]

2.6. Банковские операции

Обычно выделяют четыре группы банковских операций:

·        пассивные;

·        активные;

·        банковские услуги;

·        собственные операции банков.

Первые две группы операций наиболее распространенные, и на них приходится основная часть банковской прибыли. В развитых странах с рыночной экономикой в последние годы значительно возрос объем банковских услуг. Они постепенно становятся вторым по важности источником доходов банков. Собственные операции банков играют по-прежнему подчиненную роль.

2.6.1. Сущность пассивных операций

Пассивные операции служат для мобилизации средств. В резуль­тате пассивных операций, суть которых сводится к получению ссуды, банки получают денежные средства, которые используются для финансирования активных


31

операций (рис. 2.). Результаты этих операций отражаются в пассиве баланса банка.

Для создания банка первоначально необходим определенный собственный капитал. Но это лишь отправная точка для организа­ции собственного банковского дела. Банковские операции бази­руются на заемных средствах. В экономически развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находит­ся на уровне от 1:10 до 1:100. Рассмотрим подробнее виды пассив­ных операций.

Под депозитами понимаются все срочные и бессрочные вкла­ды клиентов банка, кроме сберегательных. Источники средств, помещаемые на депозиты, весьма разнообразны. Это средства на счетах предприятий, счетах заработной платы рабочих и служа­щих, счетах государственных учреждений и предприятий, которые временно не используются. С точки зрения банковской техники депозиты можно подразделить на две группы: на вклады до вос­требования и срочные вклады.

Вклады (депозиты) до востребования представляют собой сред­ства, которые могут быть востребованы в любой момент. По вкла­дам до востребования выплачивается довольно низкий процент. В некоторых странах начисление процентов по вкладам до востре­бования вообще запрещено. Депозиты до востребования предна­значены в первую очередь для осуществления текущих расчетов.

Ежедневное ведение платежных операций предприятий в бан­ках требует немалых затрат. Однако эти затраты банков в большей или меньшей степени компенсируются тем, что клиенты, владею­щие счетами до востребования, далеко не в полной мере использу­ют имеющиеся на их счетах денежные средства. Как правило, ос­тается так называемый твердый остаток, который используется банком для своих коммерческих целей, т.е. может быть выдан в ссуду в целях получения прибыли. Банк без особых трудностей может выдавать из этих средств в определенном объеме кратко­срочные кредиты.

Срочные вклады бывают двух видов: собственно срочные вклады и вклады с предварительным уведомлением о снятии средств. Собственно срочные вклады возвращаются владельцу в заранее установленный день, до того момента они «заблокированы» и банк может полностью распоряжаться ими. Если сумма, первона­чально вложенная как срочный вклад, не изымается владельцем в установленный день, то в дальнейшем он может распоряжаться ею так же, как и текущим счетом. Сроки, на которые принимаются такие вклады, подразделяются на четыре группы: от 30 до 89, от 90 до 179, от 180 до 359 и более 360 дней.

Если в случае собственно срочных вкладов по истечении договорного срока клиенту автоматически предоставляется право их изъятия в любой из последующих дней, то срочные вклады с пред­варительным уведомлением требуют подачи в банк специального заявления вкладчика. Обычно сроки уведомления следующие: от 1 о 3, от 3 до 6, от 6 до 12 и более 12 мес. Для каждой


32

из этих групп вкладов устанавливаются соответствующие проценты. Отметим также, что срочные вклады занимают промежуточное положение между текущими и сберегательными вкладами.

Для сберегательных вкладов типичным является их медленный рост и то, что использование средств часто происходит через несколько лет. Отличительная особенность сберегательного вклада заключается в том, что его владельцу выдается свидетельство о на­личии вклада (чаще всего сберегательная книжка). В практике сберегательного дела отдельных стран различают два вида сберегательных вкладов: с законодательно установленным и с договор­ным сроками оповещения об изъятии средств.

Формой расчетов между банками (в России — минуя расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ, осуществляющего расче­ты между коммерческими банками) является установление прямых корреспондентских отношений путем открытия корреспондент­ских счетов одними банками в других и осуществления платежных расчетных операций по поручению друг друга. Корреспондент­ские отношения могут включать и иные виды услуг, в том числе банки-корреспонденты могут прокредитовать клиента сверх ли­мита, установленного для одного банка. Кроме того, крупные банки-корреспонденты могут давать более мелким банкам кон­сультации по управлению инвестиционным портфелем, покупать, продавать, хранить ценные бумаги по их поручению.

Используя систему корреспондентских счетов, банки сущест­венно снижают свои издержки, устанавливают доверительные от­ношения друг с другом, что особенно важно в связи с усилением конкуренции в банковской сфере за привлечение средств инвес­торов.

Основные записи делаются по счету «Лоро». Эти записи явля­ются решающими для обеспечения своевременности платежа и начисления процентов. Операции по счету «Ностро» проводятся по методу зеркальной бухгалтерии. Обычно предусматривается, что в случае отсутствия средств на корреспондентском счете может быть предоставлен кредит в установленном порядке. По ос­таткам средств на корреспондентском счете проценты в пользу корреспондента не начисляются.

К пассивным операциям банка относятся и так называемые привлеченные средства (кредиты, полученные от других банков). Этот вид пассивных операций представляет собой обычные кре­дитные сделки. Здесь инициатива исходит от банка: ему на определенный срок необходима некоторая сумма денег, для этого он как заемщик выходит на денежный рынок.

Еще одна группа пассивных операций — эмиссия облигаций: ипотечных (закладных листов) и банковских. Суть этих операций состоит в мобилизации банками денежных средств взамен выдачи определенных ценных бумаг.

2.6.2. Сущность активных операций

В активных операциях банков выделяются кредитные (учетно-ссудные) операции и операции с ценными бумагами (фондовые). На них приходится до


33

80% всего баланса. Кроме того, банки осу­ществляют кассовые, акцептные операции, сделки с иностранной валютой, недвижимостью. При этом в соответствии с Базельским соглашением (для стран — участниц ОЭСР) доля собственных средств банка в общих активах должна быть не ниже 9,2%.

Кредитные операции можно классифицировать по ряду призна­ков.

1. В зависимости от обеспечения: ссуды без обеспечения (бланковые) и имеющие обеспечение. Последние подразделяются на вексельные (вьщаваемые в форме покупки векселя или под его залог), подтоварные, под ценные бумаги. Одной из разновиднос­тей ссуд, имеющих обеспечение, являются ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком, коммерческим банком,
т.е. процентные ссуды под залог ценных бумаг.

2. По срокам  погашения: онкольные (до востребования, т.е. погашенные по требованию заемщика или банка), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

3.По характеру погашения: погашаемые единовременным взносом и в рассрочку.

4.По методу взимания процента: процент удерживается в момент предоставления ссуды (при учете векселя, выдаче потребительской ссуды), или в момент погашения кредита, или вномерными взносами на протяжении всего срока кредита.

5.По категориям  заемщиков, отражающим экономическое содержание и цель кредита. Различаются четыре вида ссуд:

·        коммерческие ссуды, предоставляемые предприятиям для пополнения временной нехватки оборотного капитала и вложений в основной капитал, расширения производства и т.д.;

·        ссуды посредникам фондовой биржи, которые выдаются под обеспечение ценными бумагами и используются для биржевых операций;

·        сельскохозяйственные ссуды, которые, в свою очередь, под­селяются на ипотечные ссуды (под залог недвижимости — земли, строений и т.д.) для покрытия крупных капитальных затрат и краткосрочные ссуды на временные нужды (например, покупку семян), погашаемые обычно при реализации урожая;

·        кредитование конечного потребления, выступающее в трех формах: под залог жилых строений, на покупку потребительских товаров с погашением в рассрочку, ссуды с разовым погашением (по окончании ее срока).

Выдача ссуды банком — сложная, многоступенчатая процеду­ра. Заемщик, обращаясь в банк, представляет заявку, в которой указана цель кредита, срок, график погашения и другие данные. Кроме того, он обязан сообщить подробные сведения о всех сто­ронах своей производственной и финансовой деятельности (в слу­чае потребительской ссуды — о состоянии личных финансов, до­ходах, месте работы и т.д.). Мелкие фирмы должны представить обеспечение, а также поручителей или гарантов. Кредитные заяв­ки поступают в управление учетно-


34

ссудных операций банка, кото­рое направляет их в кредитный отдел для оценки способности за­емщика погасить ссуду. Заявка рассматривается учетно-ссудным комитетом, состоящим из двух-трех директоров. Рекомендации этого органа по всем заявкам периодически докладываются совету директоров, который принимает окончательное решение о выдаче ссуды или отказе в ней.

В большинстве зарубежных стран значительная часть ссуд вы­дается компаниям в форме открытия лимита, т.е. «кредитной линии». В Англии, например, устанавливается лимит по овердрафту. Овердрафт — предоставление кредита банком клиенту сверх ос­татка по его текущему счету. Открытие кредитного лимита означа­ет достижение между заемщиком и банком договоренности о мак­симальной сумме задолженности по кредиту. Лимит устанавлива­ется на определенный срок, например на год, в течение которого заемщик может в любой момент получить ссуду без дополнитель­ных переговоров с банком. Но банк может отказать выдать ссуду в рамках утвержденного лимита, если положение дел заемщика ухудшилось. Открытие подобной кредитной линии сопро­вождается, как правило, требованием банка, чтобы заемщик хра­нил на своем текущем счете минимальный компенсационный ос­таток, обычно в размере не менее 20% суммы кредита. Тем самым банк «привязывает» к себе заемщика, не давая изъять всю сумму кредита или перевести его в другой банк. Соответственно повы­шается реальный размер процента, взимаемый по ссуде.

При предоставлении суммы под обеспечение банк получает за­логовое обязательство, позволяющее ему распоряжаться заложен­ным имуществом. Обеспечением может служить недвижимое и движимое имущество, ценные бумаги, вкладные сертификаты и т.д.

Во многих странах банки устанавливают первичную, или базо­вую, ставку (англ. prime rate, base rate), которая начисляется по необеспеченным ссудам первоклассным заемщикам. Это самый низкий уровень процентов по кредитам.

Процент по кредитам дифференцируется в зависимости от вида и размера кредита, величины капитала заемщика, его связей с банком. По каждой из категорий ссуд норма процента, как пра­вило, выше, чем по предыдущей: необеспеченные ссуды перво­классным заемщикам (первичная ставка), под биржевые ценные бумаги, под товары и оборудование, под дебиторскую задолжен­ность (долговые обязательства клиента), сельскохозяйственные ссуды (без обеспечения), потребительский кредит.

2.6.3. Банковские услуги

Важнейшие посреднические операции — инкассовые, аккре­дитивные, переводные и торгово-комиссионные. Особое место за­нимают доверительные (трастовые) операции, которые внешне сходны с посредническими, но выходят за их рамки, и лизинговые операции.

Инкассовые операции представляют собой операции, при по­средстве которых банк по поручению своего клиента получает деньги по денежным и товарно-расчетным документам. На инкассо принимаются чеки, векселя, ценные

 

35

бумаги, иностранная ва­люта и т.д. Совершая инкассовую операцию, банк взимает комис­сию, размер которой зависит от вида операции.

Аккредитив — это поручение о выплате определенной суммы лицу или компании при выполнении указанных в аккредитивном письме условий. В подобной операции участвуют: клиент, даю­щий поручение об открытии аккредитива; банк, открывающий аккредитив; банк, в котором открыт аккредитив и который следит за выполнением его условий; лицо, в пользу которого открыт ак­кредитив (бенефициар, или получатель).

Различают денежные и товарные аккредитивы. Денежный аккредитив — это именной документ, выдаваемый банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить ее в другом городе данной страны или за границей. Товарный аккредитив применяется для расчетов между поставщиком и покупателем товара в оптовом обороте.

Переводные операции заключаются в перечислении внесенных в банк денег получателю, находящемуся в другом месте. Они осу­ществляются путем посылки банковского чека или перевода банку-корреспонденту.

Банки выполняют следующие доверительные (трастовые) опера­ции для частных лиц: временное управление имуществом лиц, ли­шенных права осуществлять эту функцию (вдовы, несовершенно­летние); управление имуществом умершего в интересах наследни­ков; управление капиталом с целью получения наивысшей прибыли (вложение денег в акции, недвижимость); хранение ценностей в сей­фах и т.п. Доверительные операции для компаний отличаются от пере­численных выше: банк может выступать гарантом по облигационно­му займу; агентом по регистрации выпускаемых на рынок акций, по трансферту (передаче права собственности по именным акциям); управляющим средствами пенсионных фондов корпораций и т.д.

В последние годы все большую популярность среди промыш­ленных компаний получает финансовый лизинг, т.е. приобретение дорогостоящих машин и оборудования и сдача их в аренду. Обыч­но банк или подчиненная ему лизинговая компания покупают за полную стоимость машины и оборудование и предоставляют их в пользование арендатору. Последний периодически (раз в месяц, квартал) уплачивает взносы, за счет которых происходит погаше­ние стоимости оборудования и обеспечивается прибыль учрежде­ния, кредитующего сделку.

2.6.4. Взаимосвязь банковских операций

Современней банк выполняет до 100 видов операций и услуг. Все они связаны между собой. Прежде всего, существует зависи­мость между активными и пассивными операциями. Банки опери­руют преимущественно чужим капиталом, поэтому масштабы кредитования и инвестирования банковских средств во многом зависят от способности кредитного учреждения привлечь свобод­ный денежный капитал и сбережения. В то же время с развитием банковской системы зависимость активных операций от пассив­ных ослабевает.


36

Помимо общей связи активов и пассивов имеется зависимость между отдельными видами операций. Банковская клиентура, особенно промышленные предприятия и крупные индивидуальные заемщики и вкладчики, как правило, заинтересованы в получении от банка различных услуг. Острейшая конкуренция на рынке ссудных капиталов заставляет банки вводить новые формы обслужиния, предоставлять сопутствующие и дополняющие, подчас бес­платные услуги. Так, открытие текущего счета обычно сопровож­дается выполнением разнообразных операций по расчетам и без­наличному переводу средств, выдаче краткосрочных кредитов (например, в форме овердрафта), использованию кредитных кар­точек, автоматов для получения или взноса денег в нерабочие часы, уличных кассовых (денежных) автоматов и т.д.

Регулярные кредитные связи между банком и заемщиком (на­пример, крупной компанией) побуждают банк инвестировать ка­питал клиента в ценные бумаги, выполнять для него комиссион­ные и посреднические операции, принимать его имущество в управление на доверительной основе, осуществлять расчеты в своем электронно-вычислительном центре и т.д. Предоставление дополнительных услуг привлекает в банк и мелких вкладчиков, которые обычно пользуются преимущественным правом получе­ния или пролонгации кредита в данном банке.

Современные тенденции развития банковской деятельности можно свести к следующим направлениям: расширение «нетрадици­онных» операций банков; стирание граней между различными типа­ми банков и небанковскими кредитными организациями; универса­лизация деятельности банков; респециализация деятельности крупных и средних банков и усиление специализации мелких банков, имеющих свою «рыночную нишу»; укрупнение объектов кредитования; увеличение доли среднесрочного и долгосрочного кредитования в структуре кредитных операций; широкое внедрение современных средств связи и информационно-программного обеспечения банковской деятельности; повышение качества банковских услуг.

Указанные направления выступают как ориентиры для организации и развития кредитной системы в России. Однако их реализация связана прежде всего с улучшением экономического поло­жения в стране: снижением уровня инфляции, цены кредита, активизацией инвестиционной деятельности, стабилизацией валютного курса рубля, нормализацией структуры денежной массы (увеличением доли агрегата М0).

Поэтому в последние годы достаточно типичным явлением для России стали кризисы ликвидности — ситуация, когда многие кредитные организации не могут исполнять свои текущие обязательства. Если им не удается восстановить ликвидность баланса (за счет реструктуризации портфеля активов и пассивов), то кризис ликвидности перерастает в кризис платежеспособности, т.е. банка фактически становится банкротом. [с.469-478, №5]

 

37

2.7. Роль Банка России в регулировании банковской деятельности

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,


38

предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Банк России определяет порядок формирования и размер резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России.

Основными рычагами воздействия Банка России на рынок денежного капитала является регулирование величины учетной ставки и размера обязательных резервов коммерческих банков, а также объема операций на рынке государственных ценных бумаг.

Если государство в лице Центрального Банка хочет уменьшить предложение денежного капитала оно продает государственные облигации, повышает норму обязательных резервов коммерческих банков или повышает учетную ставку Центрального Банка. Эти меры, кроме того, способствуют снижению деловой активности.

Для увеличения предложения денежного капитала проводятся меры противоположного характера.

Банковская сфера более всего пострадала от кризиса. К сожалению, пока не имеется статистических данных о состоянии банков на сегодня. Однако можно абсолютно твердо утверждать, что количество банков сильно уменьшится (по мнению Председателя ЦБ Геращенко В. В. до 200-300).

Для преодоления банковско-финансового кризиса Правительством Российской Федерации и Банком России разработан ряд мер.

К числу первоочередных мер следует отнести реструктуризацию кредитных организаций страны, целью которой является восстановление нормального функционирования системы банковских институтов.

На ближайшие полгода целями реструктуризации банковской системы являются:

- восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг;


39

- увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей;

- восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков и кредиторов, в том числе иностранных;

- недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности;

- отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка;

- привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;

- восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в том числе межбанковского денежного рынка.

В среднесрочной перспективе целью программы реструктуризации банковской системы является восстановление полноценной кредитной деятельности банковской системы при создании условий для эффективной работы банков с реальным сектором экономики.

В целях восстановления нормального функционирования банковской системы страны и содействия ее эффективному развитию, опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем, Правительство Российской Федерации и Банк России объявляют о создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций создается с участием Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации небанковской кредитной организации (закрытое акционерное общество).

Перед Агентством ставятся следующие задачи:

- участие в проведении процедур банкротства в целях законного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, а также обеспечение условий для эффективной реализации процедур банкротства;

- проведение государственной политики по предупреждению банкротств кредитных организаций;

- создание и обеспечение функционирования рыночного механизма отстранения от управления кредитными организациями участников, в результате деятельности которых эти организации стали неплатежеспособными;

- формирование рынка долгов кредитных организаций и их должников.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций возьмет на себя при активном участии Банка России часть работы по защите интересов кредиторов банков, проведению комплекса мероприятий по преодолению финансовой


40

неустойчивости конкретных банков либо по такому осуществлению процесса ликвидации банков, которое позволит осуществить справедливое распределение имущества обанкротившихся кредитных организаций между кредиторами.

Для реализации поставленных задач Агентство получит право осуществлять следующие виды деятельности:

- приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и осуществление управления этими банками;

- принятие в залог и в управление пакетов акций (долей в уставном капитале) банков, осуществление управления этими пакетами;

- участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства в этих банках, оказание им экономической поддержки;

- участие в разработке и реализации планов финансового оздоровления банков, подвергающихся реструктуризации;

- управление активами, приобретение, реализация и посредничество при реализации активов ликвидируемых банков;

- отстранение от руководства кредитной организацией лиц, допустивших потерю кредитной организацией капитала либо препятствующих ее оздоровлению;

- организация привлечения необходимых финансовых ресурсов от российских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и для организации своей деятельности.

К другим мерам по реструктуризации банковской системы, которые Правительство Российской Федерации и Банк России намерены реализовать, относятся:

- проведение активной политики поддержки и развития инфраструктуры финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев;

- усиление банковского надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления отчетности, уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам.

В соответствии с мерами Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, влияние государства на банки еще более возрастет. По поводу этого в последнее время слышно много негативных высказываний. Однако в развитых зарубежных странах влияние государства еще более велико. Например в США, если банк хочет расширить существующее здание или построить новое, он должен получить разрешение своего контролирующего органа. [№2]






41

Заключение


Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Банк России определяет порядок формирования и размер резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Следует отметить, что банковская система России слабо вы­полняет свою вторую главную функцию — кредитование. В ре­зультате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.

К середине 1998 г. заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однако августовский кризис 1998 г. нанес разрушитель­ный удар прежде всего по кредитной системе России. За август—де­кабрь 1998 г. капиталы банковской системы сократились на 30%.

Обострению кризиса способствовали также отток вкладов на­селения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокраще­нию кредитной активности.

В результате банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но, несмотря на это, она продолжает функ­ционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличи­вают капиталы и расширяют клиентуру (табл. 3.).

В сложившихся условиях остро стоит вопрос о реструктуриза­ции банковской системы. В частности, в рамках подготовки Бан­ком России Концепции развития банковской системы предлагает­ся принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» и закона «О


42

реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечение результативной деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 (70%) являются финансово стабильными и они способны работать без государственной поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к «проблемным»: у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказывается государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 75 млрд. руб.

Главными в процессе финансового оздоровления «проблем­ных» банков призваны быть меры по реорганизации, а не проведе­нию процессов банкротства. Мировой опыт показывает, что убытки от банкротства в 8—10 раз больше, чем при реорганизации.

Важным вопросом является структура банковской системы. Целесообразно иметь полный «ассортимент» банков, таких как банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов.

В ситуации, в которой сейчас находится российская экономика, важнейшая задача – добиться того, чтобы эти финансовые ресурсы, которые формируются внутри страны и которые в ближайшее время придут извне, были трансформированы в реальные экономические проекты и в реальные инвестиции.

Роль банковской системы здесь крайне велика. Если банковская система активно будет участвовать в этом процессе, то темпы инвестиционной активности могут значительно возрасти, что создаст основу для долговременного высокого экономического роста в ближайшие годы, который, возможно, будет измеряться двузначным числом. Это вполне реально. Однако явных свидетельств того, что банковская система  справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

 

43

Список литературы


1)     www. cityref. ru

2)     www. referatw. Ru

3)     Банковское дело / Под редак. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – С – Пб, М., Харьков, Минск, 2002

4)     Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы. ¾ М.:«Юстицинформ», 2005

5)     Экономика / Под редак. А.С. Булатова ¾ М.,«Экономистъ»,

44

Приложение

Таблица №1

Кредитные организации на территории Российской Федерации


01.01.99

01.04.99

01.07.99

01.10.99

01.01.00

01.04.00

01.07.00

01.10.00

01.01.01

01.04.01

01.07.01

01.09.01

Количество КО,













зарегистрированных












Банком России —













всего

2481

2462

2439

2408

2376

2343

2316

2203

2124

2114

2075

2062

в том числе банков

2451

2430

2407

2383

2342

2305

2278

2196

2084

2074

2034

2021

небанковских КО

30

32

32

34

34

38

38

37

40

40

41

41

Действующие КО —













всего

1476

1433

1401

1385

1349

1333

1331

1322

1311

1318

1322

1322

в том числе банки

1447

1401

1369

1351

1315

1297

1294

1285

1274

1278

1281

1281

небанковские КО

29

32

32

34

34

36

37

37

37

40

41

41

Действующие КО













с иностранным













участием — всего

142

140

136

139

133

127

127

128

130

134

133

133

с участием 100%

18

19

20

22

20

21

22

21

22

23

23

23

с участием свыше 50%     12  1212          666667кккк12

13

13

13

12

11

10

11

11

10

11

13

Филиалы банков













с иностранным













участием 100%

4

4

4

4

  4

4

4

5

7

8

8

8

Филиалы банков-













нерезидентов













на территории РФ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Филиалы













действующих КО

4453

4275

4006

3914

3923

3844

3836

3869

3793

3679

3556

3484

в том числе













за рубежом

6

5

4

3

4

3

3

3

3

3

3

3

[c.21, №3]















45

Таблица 3

Характеристика деятельности кредитной системы России



Показатели

По состоянию н



1.04.98

1.04.9

1.

Количество финансово-кредитных институтов, имею-







щих право на осуществление банковских операций,




всего

1641

1433


В том числе:




банки                                                    '

1616

1401


небанковские кредитные организации

25

32

2.

Количество финансово-кредитных институтов, имею-




щих лицензии (разрешения), предоставляющие право на:




привлечение вкладов населения

1531

1330


осуществление операций в иностранной валюте

669

650


генеральные лицензии

264

255

3.

Количество финансово-кредитных институтов с




иностранным участием в уставном капитале, имеющих




право на осуществление банковских операций, всего

146

140


Из них:




со 100%-ным иностранным участием

16

19


с иностранным участием от 50 до 100%

11

13

4.

Зарегистрированный уставный капитал действующих




финансово-кредитных институтов, млн руб.

39 853

65 051


В том числе:




до 500 тыс. руб.

165

73


от 500 тыс. до 2 млн руб.

266

146


от 2 до 5 млн руб.

294

200


от 5 до 10 млн руб.

331

326


от 10 до 20 млн руб.

262

236


от 20 до 40 млн руб.

169

228


от 40 млн руб.

154

224

5.

Количество финансово-кредитных институтов, у кото-




рых отозвана лицензия на осуществление банковской




деятельности

905

1029

6.

Количество кредитных организаций, по которым приня-




то решение о ликвидации

737

907

[с.468, №5]

46


Министерство науки и образования Российской Федерации

Иркутский государственный Технический Университет













Курсовая работа

Банковская система России. Роль Центрального банка РФ.












Выполнила: студентка гр. ЭУП-04-5

                                                                                          Сахнова Н.В.

                                                                      Проверила: Дыкусова А.Г.












Иркутск 2005




Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ