Банкротство предприятий в современных услових
Банкротство предприятий в современных услових
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЭК
Специальность – 2203
"ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ"
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине "Экономика и управление
предприятием" на тему:
"Банкротство предприятий в современных
условиях"
Выполнил:
студент группы 48
Коробов П. Н.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Маркова Т.М.
ОЦЕНКА: 4 (ХОР.) ___________
Красногорск
2004
Содержание
Введение......................................................................................................................................... 3
Глава 1. Банкротство предприятий в условиях
рыночной экономики.................................... 5
1.1. Понятие
банкротства, основные критерии, законодательство...................................... 5
1.2. Причины
банкротства многих российских предприятий
и
пути выхода из кризиса................................................................................................ 12
1.3. Методика оценки
платежеспособности
и
финансовой устойчивости предприятия.................................................................... 15
Гдава 2. Диагностика финансового состояния предприятия.................................................. 24
2.1. Краткая
характеристика предприятия............................................................................ 24
2.2. Расчет
финансовых коэффициентов............................................................................... 25
2.3. Анализ расчетных
коэффициентов и рекомендации по
стабилизации
финансового положения предприятия.................................................. 29
Заключение................................................................................................................................... 32
Список литературы...................................................................................................................... 34
Введение
Объективным процессом рыночной экономики,
основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее
доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих
субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством
процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой
экономической системой одним из основных элементов механизма правового
регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности
(банкротстве).
В настоящий момент нашей рыночной экономике
присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие
инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к
несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед обществом встает вопрос: что
же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Существующая до 2002 г. в России
нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась
неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что
крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать
усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о
несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно,
свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из
ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников
хозяйственного оборота.
В настоящее время основным нормативным
документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон
“О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 года. Необходимость
принятия нового закона была обусловлена несовершенством Закона «О
несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года.
В Законе о
банкротстве 1998 г. содержались противоречивые определения досудебной санации. Согласно ст. 2
досудебная санация представляла
собой меры по восстановлению платежеспособности, а ст. 27 рассматривала
досудебную санацию как мероприятие по предоставлению финансовой помощи должнику третьими лицами. Закон практически не регулировал отношений, возникающих между
должником и участниками санации, а
также отношений участников санации между собой. Кроме того, предоставление
финансовой помощи для проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов не находит своего
должного подтверждения при принятии федерального бюджета на соответствующий год. Закон о банкротстве 2002 г. также ушел
от решения вопросов, связанных с досудебной санацией. В законе имеются всего две статьи (30, 31), которые полностью
дублируют аналогичные статьи Закона о
банкротстве 1998 г. (26, 27), не раскрывающие сущность досудебной санации. Для
реализации мер по предупреждению несостоятельности
(банкротству), на наш взгляд, необходимо определить срок проведения досудебной санации (12 месяцев), а
также ответственность ее участников
Актуальность и практическая значимость темы
настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в российской
экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину
российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные
средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы
способствовало оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, в условиях массовой
неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение
приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия,
направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию
его финансового состояния. Данная деятельность объединяется понятием
антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.
Основной целью курсовой работы является
освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий.
В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как
неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности
и процедуры банкротства, установленные российским законодательством.
Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих
предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. В
заключение первой части изложена обобщенная методика анализа финансового
состояния предприятия, являющаяся основным инструментом антикризисного
менеджера.
Во второй части на основе вышеуказанной
методики проведена оценка потенциального банкротства одного из реально
действующих предприятий нашей области. Анализ финансовых коэффициентов позволил
сформулировать направления по преодолению кризиса.
При написании работы было использовано
множество различной литературы, включая гражданское законодательство,
законодательство о банкротстве, а также методические материалы по анализу и статьи
практикующих юристов и экономистов, рассматривающих проблемы банкротства и
антикризисного менеджмента.
1.1. Понятие
банкротства, основные критерии, процедуры банкротства
Неизбежное в условиях формирования рыночной
экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе
законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между
предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из
таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого
должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей
системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае
признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий
банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в
цивилизованной форме.
Пятилетняя история
применения старого закона, безусловно, позволила ученым и юристам-практикам
сделать выводы о степени его эффективности, оценить положительные и
отрицательные его качества.
Один из наиболее
ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, -
применение в качестве критерия несостоятельности принципа неоплатности.
Мировой практике
известно два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый
подход - объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств
расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой
банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени.
Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен
изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для
удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии
функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести
ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный
критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных
средств.
Второй подход к
критерию банкротства заключается в том, что банкротом может быть признан
должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств.
При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает
установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько
просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком
просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия
неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность
годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно
- поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость
активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно
пользовался в своих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны
ситуации, когда должник погашал строго определенную часть задолженности - как
раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В
случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и
размер долгов был огромным.
В период действия
старого закона указанная ситуация была весьма распространена. Следует отметить,
что это было характерно только для российского конкурсного права, поскольку в
основных зарубежных правопорядках использовался критерий неплатежеспособности.
В законе содержится четкое определение самого
понятия несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным судом или
объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность
по уплате обязательных платежей. Поэтому то и дело встречающиеся утверждения
специалистов типа: "как видно из баланса, предприятие является
банкротом" - ни что иное, как расхожий литературный оборот. У предприятия
может быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явные
признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд
(или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).
Признаком банкротства юридического лица по
новому закону считается неспособность юридического лица удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность
по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или)
обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты
их исполнения.
Следует отметить, что в законодательстве
некоторых государств используется критерий неоплатности, требующий анализа
баланса должника (например, по германскому законодательству критерием
несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается и
"сверхзадолженность", то есть недостаточность имущества должника для
покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило,
применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и
служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к
неплатежеспособному должнику, ликвидационной или реабилитационной.
По этому же пути
идёт российский Закон о несостоятельности (банкротстве): должник юридическое
лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его
неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму
кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности
восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием
для применения к должнику процедуры внешнего управления.
Для определения наличия признаков банкротства
должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе
размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные
услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за
исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате
авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями
(участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия.
Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного
обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера
денежных обязательств. Размер обязательных платежей принимается во внимание без
учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и
иных финансовых (экономических) санкций.
Дело о банкротстве может быть возбуждено
арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в
совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не
менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства Правом на
обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи
с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а
в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также
налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Должник имеет право обратиться в арбитражный
суд с заявлением о своей несостоятельности в предвидении банкротства (т.е., при
наличии признаков ухудшения экономического положения, обстоятельств, объективно
свидетельствующих о том, что предприятие через определенное время не сможет
выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему
восстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем раньше должник
обратится в суд (результатов логичнее ждать в период, когда экономическое
состояние еще может быть стабилизировано).
Однако предприятие-должник, чье экономическое
положение достаточно стабильно (а значит, финансовые сложности являются
временными) имеет возможность избежать судебного разбирательства путем
осуществления мер по предупреждению банкротства организаций, предусмотренных
гл. II Закона.
Таким образом, в основе понятия банкротства
лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое
лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а
также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного
срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед
кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои
обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований
кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.
Арбитражный суд, при наличии достаточных
оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков
банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего
заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность
должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в
бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет
подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства,
применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть
применены и иные процедуры.
Закон
предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности
должника, а именно:
· досудебную санацию (ст.31 Закона) - предоставление должнику финансовой
помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления
платежеспособности;
· мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.95 Закона);
· возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса
(ст.150 Закона);
· иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей
(ст.109 Закона).
Сам процесс
банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур:
q наблюдения - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия
арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель - обеспечение
сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния должника);
q внешнего управления - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на
основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности
должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему;
q
финансовое оздоровление - процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и
погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
q конкурсного производства - процедуры банкротства, проводимой в целях
соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем
продажи в установленном порядке (ст.124 Закона) имущества должника.
Рассмотрим основные процедуры более подробно.
Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности
должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного
предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными
лицами в целях предупреждения банкротства;
Участвовать в досудебной санации могут
учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного
предприятия, кредиторы, иные лица (не являющиеся кредиторами, но
заинтересованные в судьбе должника).
Предоставление финансовой помощи в рамках
досудебной санации может сопровождаться принятием должником либо иными лицами
обязательств в пользу субъектов, осуществивших санацию.
Возможно осуществление досудебной санации и за
счет средств бюджета (как федерального, так и субъектов Российской Федерации)
либо внебюджетных фондов, но это должно быть предусмотрено соответствующими
законами.
Логично предположение о том, что экономически
сильный должник найдет возможность убедить кредиторов либо заинтересованных
третьих лиц в его потенциальных возможностях.
q Наблюдение
Если досудебная санация не проводилась,
возбуждается производство по делу о банкротстве; с данного момента начинается
период наблюдения. В течение периода наблюдения проводятся мероприятия,
направленные в том числе на выявление экономического состояния должника и
способные определить его дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с
руководством должника (которое не отстраняется от исполнения своих
обязанностей), действует временный управляющий. Рассмотрим его функции.
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансового состояния должника;
выявлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Федеральным законом;
уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
созывать и проводить первое собрание кредиторов.
2. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за
пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в
определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в
арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии
должника и предложения о возможности или невозможности восстановления
платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением
документов, определенных в пункте 7 статьи 12 Федерального закона.
Кроме этого, в силу п. 2 ст. 58 Закона только
с согласия временного управляющего органами управления должника может быть
принято решение об участии организации-должника в объединениях юридических лиц
(ассоциациях (союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и
других).
Помимо выражения (либо невыражения) согласия с
указанными сделками и решениями должника временный управляющий должен следить
за тем, чтобы органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58
Закона решения:
а) о реорганизации должника (во всех пяти
формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);
б) о ликвидации должника;
в) о создании юридических лиц или об участии в
иных юридических лицах (за исключением ассоциаций (союзов));
г) о создании филиалов и представительств;
д) о выплате дивидендов;
е) о размещении должником облигаций и иных
эмиссионных ценных бумаг;
ж) о выходе из состава участников должника -
юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Все эти меры служат сохранению активов
должника и тем самым направлены на стабилизацию его экономического положения.
2. Вторая основная обязанность временного
управляющего - осуществление анализа финансового состояния должника.
Временный управляющий изучает и выявляет
количество и состояние активов должника; наличие и характер дебиторской
задолженности; перспективность деятельности предприятия-должника; размер
требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и
т.д.
В результате изучения финансового состояния
должника управляющий может сделать следующие выводы:
а) о достаточности (недостаточности) имущества
должника для покрытия судебных расходов.
б) о возможности (невозможности)
восстановления платежеспособности должника.
На практике часто временный управляющий,
составляя заключение о возможности восстановления финансового состояния
должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые
и эффективные для данного должника.
Следует отметить, что указанное заключение
носит не обязательный, а рекомендательный характер. Как положительное, так и
отрицательное заключение может быть проигнорировано кредиторами.
Временный управляющий созывает первое собрание
кредиторов, которое представляет интересы всех кредиторов при проведении
процедур банкротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с
возможными перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние
активов и экономический потенциал предприятия.
Временный управляющий информирует кредиторов о
предполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого
затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность
должника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить
в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.
С момента
признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного
производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового
соглашения наблюдение прекращается.
q Внешнее управление
Основную роль в решении вопроса о назначении
внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень
незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо
значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении
определенного срока.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том,
что в большинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для
должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в
восстановлении экономического положения должника. Однако, закон, устанавливая
общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов о введении
внешнего управления, устанавливает и исключение из правила, состоящее в
обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению
суда вопреки мнению кредиторов.
С момента введения внешнего управления:
· руководитель должника отстраняется от должности, управление делами
должника возлагается на внешнего управляющего;
· вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным
обязательствам и обязательным платежам должника.
На сумму требований кредитора по денежным
обязательствам и (или) обязательным платежам, установленным на момент введения
внешнего управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые
предусмотрены статьей 395 ГК РФ, (т.е по учетной ставке Центробанка).
По окончании внешнего управления неустойки
(штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан
уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут
быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения
внешнего управления.
Мораторий (приостановление исполнения) на
удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства
и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего
управления.
Рассмотрим основные права и обязанности
внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе:
· самостоятельно распоряжаться имуществом должника с некоторыми
ограничениями;
· заключать от имени должника мировое соглашение;
· заявлять отказ от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий обязан:
· разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план
внешнего управления;
· вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
· заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику
требованиям кредиторов;
· принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
· рассматривать требования кредиторов;
· вести реестр требований кредиторов;
· представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана
внешнего управления;
· осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.
План внешнего управления должен предусматривать
меры по восстановлению платежеспособности должника. Платежеспособность должника
признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, рассмотренных
выше.
По результатам рассмотрения отчета внешнего
управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
· о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением
платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
· об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении
установленного срока внешнего управления;
· об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства;
· о заключении мирового соглашения.
Рассмотренный собранием кредиторов отчет
внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом.
q Конкурсное производство
В случае нецелесообразности введения внешнего
управления, а также по иным основаниям, предусмотренным законом «О
несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по
ходатайству собрания кредиторов принимает решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство - процедура
банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований кредиторов. С момента признания должника
банкротом:
· срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также
отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
· прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных
финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;
· сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к
категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся
коммерческой тайной.
Конкурсный управляющий с момента своего
назначения осуществляет следующие функции:
· принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и
оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности;
· анализирует финансовое состояние должника;
· предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником,
требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
· принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества
должника, находящегося у третьих лиц;
· осуществляет иные функции в соответствии с законом.
Все имущество должника, имеющееся на момент
открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства,
составляет конкурсную массу. После проведения инвентаризации и оценки имущества
должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на
открытых торгах.
Вырученные от реализации имущества средства
используются для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с
установленной очередностью:
· вне очереди покрываются судебные расходы;
· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми
должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и
оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате
вознаграждений по авторским договорам;
· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по
обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
· в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам
в бюджет и во внебюджетные фонды;
· в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются
после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности
денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей
очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества
должника, считаются погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами
конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах
проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении
конкурсного производства является основанием для внесения в единый
государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
q Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом
дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение должно содержать положения
о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о
прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией
обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными
гражданским законодательством Российской Федерации.
Мировое соглашение
может содержать условия:
· об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
· об уступке прав требования должника;
· об исполнении обязательств должника третьими лицами;
· о скидке с долга;
· об обмене требований на акции;
· об удовлетворении требований кредиторов иными способами.
Мировое соглашение может быть заключено после
погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или
внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о
банкротстве.
Утверждение
мирового соглашения арбитражным судом в ходе внешнего управления является также
основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, современное российское
законодательство о банкротстве преследует две основных цели (для достижения
каждой из которых выработаны особые средства).
Во-первых, необходимо изъять из гражданского
оборота субъектов, не способных функционировать, принося прибыль и
добросовестно исполняя свои обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких
субъектов способна только оздоровить экономику.
Закон призван осуществить ликвидацию таких
юридических лиц, во-первых, быстро (чтобы они не успели причинить более
значительных убытков кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов
как должника, так и кредиторов и государства.
Во-вторых, закон должен помочь восстановлению
финансового положения должника, испытывающего временные трудности, обладающего
значительным финансовым потенциалом.
В условиях плановой экономики, когда все
вокруг принадлежало одному собственнику - государству, понятие
"банкрот" было для нас чем-то весьма отвлеченным. Государство в
случае финансовой несостоятельности того или иного предприятия просто
перераспределяло финансовые ресурсы от одного хозяйственного субъекта к
другому.
Ситуация совершенно изменилась, когда мы
приступили к строительству цивилизованного рынка. Проблема неспособности
предприятия платить по своим обязательствам стала весьма актуальной. Массовые
взаимные неплатежи, долги по заработной плате - все это реалии сегодняшнего
дня.
Следует уяснить существующие объективные
условия для массовой несостоятельности предприятий различных
организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного
комплекса РФ. Они порождены прежде всего непродуманностью экономической
концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким
качественным потенциалом управленческих кадров, а также явились следствием:
· разрыва экономических связей между странами СНГ и субъектами РФ;
· необоснованности и поспешности проведения приватизации;
· замедленного развития организационно-правовых основ развития экономики;
· наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих
необходимость перехода к рыночным отношениям;
· неудовлетворительного финансово-экономическое положения в стране и
субъектах РФ;
· затухающих темпов инновационных процессов;
· высоких темпы инфляционных процессов.
Переход к рынку означает тяжелый структурный
кризис экономики. Огромное количество предприятий становится ненужными. Не
нужна их продукция, их оборудование. Этот кризис развивается лавинообразно: по
цепочке начинают сворачивать производство поставщики и потребители предприятия.
Рынок создаёт и новые ниши, но чтобы их занять, приспособится к новым условиям,
нужны инвестиции. Но механизмов аккумуляции инвестиций, адекватных рыночным
условиям, нет, и создание их - вопрос времени. В стране возникает явление так
называемого "штопора кризиса": одновременно все производители из-за
неопределённости конъюнктуры сбрасывают производство. В это же время появляются
иностранные конкуренты, имеющие стабильные источники доходов и надёжные каналы
инвестиций. В итоге кризис продолжает углубляться. Финансовая
несостоятельность, неспособность оплатить свои долги становится массовым
явлением. Одно разоряющееся предприятие тянет за собой другие.
Банкротство - это цивилизованная форма
недопущения физической остановки производства. Предприятие может формально существовать
долго, накапливая долги и увеличивая число кредиторов. Необходимо наведение
порядка до наступления безнадежного положения, когда денег не дают даже на
текущую деятельность. И в таком положении оказалась большая часть российских
предприятий.
Введение процедур банкротства позволяет отсечь
заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически
закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не
вписавшихся в рынок.
Эффективность антикризисного управления во многом
зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который
назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления
имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом
должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность
предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации
части его имущества и осуществления других организационных и экономических
мероприятий.
План внешнего управления может предусматривать
следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
· перепрофилирование производства;
Страницы: 1, 2, 3
|