бесплатные рефераты

Безработица и ее роль




Виды безработицы

     Существую различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами.

     Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделяя ее специфические виды: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

     Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты, а не редко и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу.

     Крое того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.).  Такие «новички» также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы.

     Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим  тревоги (тем более что обычно она носит кратковременный характер). Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной  экономике, поскольку в ней отражаются свобода выбора людьми места работы.

     Что может вести к росту уровня фрикционной безработицы?

     Следует выделить несколько основных причин:

1. неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающем уровнем оплаты в конкретных фирмах;

2. факторы, объективно снижающие мобильность рабочий силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переселится в другой город, где такая работа есть, из-за  неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки. Такая ситуация характерна для России, что не выгодно отличает отечественный рынок труда, скажем, США. Американские работники переезжают из города в город безо всяких трудностей благодаря хорошо развитому рынку жилья и отсутствию требований о «прописки» или «регистрации»;

3. особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, т.е. отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращается перетоки рабочей силы между регионами.

     Циклическая безработица – присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживают большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.

     Структурная безработица – возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессии  и увеличивающих спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессии.

     Такая безработица куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии и неизвестно, будут ли они в дальнейшем получать столько же, сколько получали благодаря своей прежней профессии.

     Например, ввоз в Россию значительного числа персональных компьютеров привел к отказу от использования больших ЭВМ, для обслуживания которых требовалось много программистов. Вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника-программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы пришло срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ.

     Изменения в структуре спроса сегодня оказываются все более существенными. Например, в России долго создавались преимущественно вузы для подготовку инженеров, а рынок руда требует сегодня все больше специалистов совсем других профессии. Например в апреле 2001 года на московском и санкт-петербургском рынках труда, по данным газеты «форум карьер», требовались специалисты таких профессии как:

1. менеджер торговой марки;

2. старший координатор региональных маркетинговых исследований;

3. менеджер по рекламе и маркетингу;

4. налоговый аналитик;

5. главный бухгалтер;

6. инженер-проектировщик со знанием систем компьютерного проектирования;

7. торговый представитель фармацевтической компании;

8. консультант по развитию бизнеса;

9. менеджер проекта;

10. старший финансовый аналитик;

11. аналитик телекоммуникационных систем;

12. менеджер по управлению сбором маркетинговой информации.

     Структурная безработица, при всей своей болезненности, также  может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это означает, что в стране возникла самая  неприятная форма безработицы – циклическая.

     Иногда к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться  только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером являются сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками.

     Знакома сезонная незанятость и жителям курортных регионов России, где зимой нет ни отдыхающих, ни доходов от их обслуживания.

     Такая незанятость, конечно, порождает определенные проблемы, но в ней нет ничего трагического: придет новый сезон, и с ним вернется работа. Более того, сезонно незанятые люди не вполне подходят под само определение безработного, так как часто не занимаются активным поиском постоянного места работы. Кому-то нравится такой образ жизни, у других нет нужной квалификации или желания ее получить и т.д.

     Понять и запомнить разницу между типами безработицы помогает рис.1.

Рис. 1. Условия возникновения безработицы различных типов

Фрикционная безработица

       ☺☺☺☺                ≤          ☺☺☺☺☺☺☺☺       

Число безработных                          Число свободных мест 

определенных                                   для работников тех же

профессии                                          профессий 


Структурная безработица

☺☺☺☺☺☺       ≥       ☺☺☺☺        ≤        ☺☺       

Общее число                      Число безработных        Число свободных мест

свободных рабочих            определенных                 для работников тех же

мест всех профессии          профессий                       профессии 


 Циклическая безработица

☺☺☺☺☺☺            ≤               ☺☺☺☺☺☺☺☺

Общее число свободных                      число безработных

рабочих мест всех профессии             всех профессии

    

     Для экономике России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической.

     Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентоспособности многих видов отечественных товаров по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьезная угроза безработицы. В то же время  отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств.

     Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфическое явление, возникшее еще во времена командной системы, - так называемая неполная занятость.

     Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты, так как трудится неполный рабочий день.

     Наиболее распространенными в России проявлениями неполной занятости являются:

1. предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;

2. введение сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели;

     Люди, находящиеся в таком положении, формально не стоят на учете в службе занятости и не получают пособия по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями,  безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработка они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.

     Корни нынешней российской не полной занятости уходят во времена командной системы. Именно тогда в нашей стране возникло явление, которое можно обозначать как «скрытая (подавленная) безработица». По сколько коммунистическая идеология не допускала возможности существования в социалистическом государстве безработицы, численность рабочих мест планировалась так, чтобы возникал даже некоторый избыток. Недаром на стенах заводов и рекламных щитах в советское время всегда висели объявления типа: «Заводу требуются работники следующих  специальностей….»

     Формальная ликвидация безработицы была куплена дорогой ценой – поддержанием на предприятиях избыточной численности работников.

     Что это означало экономически, можно понять с помощью рис.2. 

Рис.2. Экономические последствия вмешательства государства работу рынка труда в условиях командной экономике СССР

 

     Чтобы разобраться в сути процессов, происходящих в СССР в сфере занятости населения (рынком труда назвать это было нельзя), надо пояснить, что здесь существовала ситуация монопсонии. А монопсонистом было государство, которому реально принадлежали все рабочие места  и которое диктовало уровень заработной платы. 

     Монопсония – ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монопсониста), который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену.

     Будучи монопсонистом, государство устанавливало заработную плату ниже того уровня, на котором бы смогли настоять работники в условиях свободного рынка. Именно отсюда родился грустный советский афоризм: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем». Было бы победы, если при такой заниженной зарплате предприятия могли бы сами принимать решения о численности работников, сопоставляя доход от продажи продукции,  произведенной дополнительно нанятыми работниками, с их заработной платой.

     Тогда (если исходить из рис.2.) численность занятых соответствовала бы  величине П1 (вместо П0, которая сложилась бы в условиях свободного рынка труда). На рис.2. это означало бы наем четырех работников, труд которых был сделан выгодным лишь за счет диктата государства-монопсониста (символизирующие их фигурки изображены более светлыми).

     Поэтому эти четверо работников реально получали занятость за счет недоплаты другим трудящимся. Так командная система искусственно сокращала безработицу, переводя ее в скрытую форму. Расплачивались за это наиболее продуктивно трудившиеся работники снижением уровня получаемой ими заработной платы.

     К сожалению, этим государство не ограничилось и диктовало предприятиям не только пониженный уровень оплаты, но и завышенное число занятых. На рис.2. этой ситуации соответствует численность занятых на уровне П2.

     Обратите внимание, что в диапазоне П1-П2 линия заработной платы проходит выше кривой спроса на труд. Это означает, что труд работников, нанятых сверх величины П1, был просто убыточен для хозяйства страны: они  получали от общества больше, чем стоила продукция, которую они производили. Расплачиваться за это приходилось уже всем гражданам страны: на компенсацию убытков такого рода шла немалая часть доходов, которые в иной экономической системе могли бы стать основой роста их благосостояния.

     Таким образом, все работники, нанятых сверх численности П0, были исключены из числа безработных искусственно- это и есть скрытая безработица командной экономике. Как только в России начал постепенно формироваться нормальный механизм рынка труда, с одной стороны, а государство уже не могло компенсировать предприятиям убытки от содержание излишнего числа работников – с дугой, скрытая безработица начала превращается в открытую. В России появились официально признанные безработные и люди с неполной занятостью.

     Формальная ликвидация безработицы была куплена дорогой ценой – поддержанием на предприятиях избыточной численности работников. Сегодня российские предприятия просто уволить избыточных работников не всегда могут или не хотят. Дело, в частности, в том, что после увольнения работников закон предусматривает перечисление службе занятости их заработной платы в течение нескольких месяцев. Это позволяет платить безработным пособия в течение некоторого времени, пока они ищут работу.

     Но у многих предприятий просто нет денег на такие выплаты, и дешевле оказывается не увольнять работника, а держать его в состоянии скрытой безработицы. Кроме того, нередко россияне стесняются быть «безработными» и предпочитают где-то  «числится», даже ценой отказа от помощи со стороны службы занятости.











Так гласит закон

     В России рынок рабочей силы регулируется законом «о занятости населения в РСФСР», принятым в апреле 1991г.

Этот закон устанавливает, что:

1. Каждый гражданин вправе абсолютно свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, а потому никто и ни в какой фирме не может принуждать его к труду или наказывать за незанятость;

2. Безработным считается гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к ней, если рабочее место для него будет найдено;

3. предлагаемая безработному работа не может считаться для него подходящей, если она требует перемены места его жительства без его согласия, а предлагаемый заработок ниже среднего заработка на прежнем месте его работы;

4. Граждане России имеют право работать за рубежом и искать там работу;

5. Помощь в поиске работы оказывают службы государственного комитета по занятости;

6. пособие по безработице выплачиваются не более 12 месяцев с момента потери работы;

7. Для помощи безработным создается Государственный фонд занятости населения, в который все работодатели обязаны ежемесячно отчислять средства в размере, составляющем 1% общей суммы средств, расходуемых на заработную плату в этом месяце;

8. Безработные имеют право на получение пособия по безработице, определяемого как часть оплаты их труда на последнем месте работы, но не ниже минимальной заработной платы; пособия устанавливаются и для молодежи, впервые ищущей работу.




Что такое полная занятость

     Ответ на вопрос: «Можно ли победить безработицу полностью?» - зависит от того, что понимать под такой победой, а точнее, какой смысл вкладывается в слово «полностью».

     Если полагать, что победить безработицу полностью – значит добиться, чтобы в любой момент времени все трудоспособные граждане страны где-то работали, то такая задача может быть решена лишь очень дорогой ценой.

     Именно такой печальный опыт имеет наша страна. До последнего времени в России, как и во всем бывшем СССР, трудовые отношения строились по  особым правилам:

1.каждый имеет право на труд;

2.каждый обязан трудится;

3.тот, кто не работает без уважительной причины, подлежит уголовному наказанию (именно по этой статье Уголовного кодекса, например, был отправлен в ссылку молодой поэт Иосиф Бродский – будущей лауреат Нобелевской премии по литературе. Он не смог убедить судей, что труд поэта – тоже работа, хотя его трудовая книжка и не лежит в отделе кадров одного из заводов);

4.человек, который часто меняет место работы и специальности, заслуживает только презрения, а уважения достоин только тот, кто всю жизнь проработал на одном месте;

5.самые дефицитные блага (жилье, автомобили, садовые участки) могут получить только те, кто отработал на одном месте 10, 15 и более лет.

     Что может сказать экономист о таком регламентировании рынка труда?

     Право на труд без всякой дискриминации – одно из главных прав личности,  признаваемое во всех цивилизованных странах. Но остальные из перечисленных правил «советского кодекса труда» антидемократичны и экономически вредны. Именно такая организация рынка труда привели к тому, что СССР дважды «проспал» научно-технические революции ХХ в. И подошел к ХХI в. с устаревшей структурой производства. Последствия этого ныне пожинают как Россия, так и другие бывшие республики СССР.

     Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица – явление нормальное и не представляет угрозы для развития страны. Более того, без этих видов безработицы развитие просто не возможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются  на рынке повышенным спросом?

     Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасается потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу в полнее  можно назвать  стимулом к лучшей работе 9в Древнем Риме, где родилось слово «стимулус», им обозначали заостренную палку, которой вьючных ослов кололи в спину, что бы  они шли быстрее). Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

     Соответственно уровень полной занятости определяется уравнением:

Полная занятость =  Рабочая сила  х   1 – Естественная норма безработицы.

     Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для нее не существует. Например, в середине 70-х годов американские экономисты считали, что для их страны эта норма составляет порядка 4%. В середине 80-х годов эти оценки возросли до 6,5 – 7,0%.

     Какова естественная норма безработицы для России?

     Сегодня некоторые из отечественных специалистов по аналогии с другими странами оценивают этот уровень ориентировочно в 3-3,5% общей численности трудоспособного населения. Между тем в 2000г. Безработными (при оценки по приятным во всем мире правилам) в России было 11,7% экономически активного населения.  Это несколько больший уровень, чем, скажем, существовал в 1990г. В Канаде, но меньший, чем сложился в тот же период во Франции.

     Большая часть нынешних российских безработных – это мужчины (55%). Средний возраст безработного в нашей стране сейчас  примерно 34 года, но растем  доля тех, кому от 22 до 39 лет. В группу моложе 20 лет без работы  сейчас  каждый  пятый.   

     Наиболее высокий уровень безработицы  сейчас в Ивановской области. Здесь из-за  тяжелейшего кризиса  главной отрасли региона -  легкой промышленности – без  работы остался каждый третий. А в таких регионах, как северная Осетия, Владимирская область, Астраханская и Брянская области,  уровень безработицы  достиг 10-14% численности трудоспособного населения.  

     Все это говорит о том, что экономические болезни, унаследованные Россией от командной экономики СССР, крайне  тяжелы и излечить их будет очень непросто. Государству приходится уделять все большее внимание проблеме сокращения  безработицы и осваивать различные методы решения этой задачи.

     Явная безработица для России пока в новинку, и по этому мы еще не скоро сможем  экспериментально нащупать объективно присущую именно нашей стране величину ее естественной нормы. Сделать это  можно будет  только тогда, когда наша  экономика выйдет  из кризиса и начнет устойчиво  расти при годовой  инфляции менее 10-20%. Первые признаки возникновения  такой  макроэкономической  ситуации были зафиксированы в России в 2001-2003гг.










Посчитаем – подумаем

     Ситуация на рынке труда прямо зависит от демографических процессов, т.е. от того, как изменяются численность населения и его возрастная структура. В России эти процессы носят весьма тревожный характер, так как общая численность населения сокращается и оно стареет.  За 1993-2000гг. численность России сократилась на 3,5млн человек, и этот процесс продолжится в будущем  из-за низкой рождаемости и высокой смертности (особенно среди мужчин). Прогнозы демографов говорят о том, что к 2050 г. Численность населения России (при существующей иммиграционной политике) снизится в оптимистическом варианте примерно до 115млн чел., а в пессимистическом – до 90млн человек против 145млн на начало ХХIв.

     Казалось бы, снижение численности населения должно улучшить ситуацию на рынке труда. И для людей, ищущих работу, так оно и есть. Но с точки зрения страны в целом картина выглядит совсем не радостно. Сокращение численности российского населения сопровождается его старение: к 2005г. Доля населения в возрасте моложе трудоспособного сократится до 15,4% против 23,7% в 1993г. А это приведет к увеличению среднего возраста работающих и снижению их мобильности, что очень нежелательно. Между тем уже сейчас в ряде районов центральной и западной части страны доля пожилых людей среди работающих превышает 30-40% и в перспективе станет только расти.

     В результате не только будет труднее найти работников для вновь создаваемых предприятий, но и придется отчислять все большую часть заработков людей трудоспособного возраста на пополнение пенсионных фондов, а возможности повышения заработной платы уменьшится.






Масштабы безработицы

     В США в 60-х гг. естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х – уже 6,6%, в 80-90-х гг. – около 7%. Превышение безработицы над ее естественным уровнем  определяется  в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической  конъектуры в стране.  По расчетам  американских экономистов, 60%  прироста числа безработных в США в 60-90-х гг. приходится на структурную безработицу, а 40% - на циклическую. На динамику безработицы  влияют, кроме того, экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы  военных расходов, позиции и активность профсоюзов.

     Разумеется, на практике трудно отделить воздействие структурных факторов от циклических, и по этому  дефиниции, используемые наукой (фрикционная, структурная, циклическая и прочие виды безработицы., достаточно условны. Тем не менее они могут быть полезны,  например, для выявления долгосрочных и краткосрочных  факторов,  влияющих на рынок труда.

     О макроэкономических издержках  безработицы говорит, в частности, закон Оукена, отражающий  отношение между  уровнем безработицы и отставанием объема ВВП.  Это  отставание   представляет собой объем, на который  фактически ВВП меньше  потенциального его значения. В свою очередь,  потенциальный ВВП  определяется исходя  из предположения, что существует  естественный уровень безработицы при данных темпах  экономического роста.  Согласно закону Оукена  превышение  текущего уровня  безработицы на 1% над предполагаемым естественным ее уровнем  (при полной занятости) увеличивает отстаивание объема ВВП на  2,5%. Это отношение 1:2,5, т.е. уровня  безработицы к отстаиванию объема ВВП, позволяет вычислить  абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы в стране. 

     В России, по данным  статистики, общая численность безработных (в соответствии с методологий Международной организации труда) составляет к началу1999г. Около 8,5млн человек,  т.е. порядка 11,5% рабочей силы. Из них статус  официально зарегистрированных безработных имели около 2млн человек.

    Представляется, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В частности,  статистика не учитывает в составе безработных лиц,  отправленных в не оплачиваемые отпуска,  переведенных на график неполной рабочей недели (а таковых  в начале 1998г.  Насчитывалось несколько  миллионов человек). Весьма  несовершенны и методы учета лиц,  нуждающихся в трудоустройстве.  

     В России сегодня преобладает «синеворотничковая» безработица. Большая часть безработных (65%) – рабочие, 19% - специалисты, в том числе 8,3% - с высшим образованием.

     В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду  существование  значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной  статистикой. Сюда относятся, в частности, так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч  человек); люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т.п.), и криминальные структуры. Кроме того, существует не мало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительства дач и садовых домиков и т.д.), которая не редко, осуществляется, без какой-либо регистрации и масштабы которой  весьма велики.  Все это, вместе взятое, может обеспечить регулируемые и не регулируемые занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующую оценку безработицы.


 


Методы борьбы с безработицей

     При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
     В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,
направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в
экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста
безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано
законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с
международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования.
Регулирование социально - страховых отношений способствовало их
нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.
     Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
     В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких
социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,
неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет
традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием
рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты
труда.
     Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.
     Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости. Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России.         

     Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

     Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ – повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
     В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным
приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи
перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,
возникших в результате «народной» приватизации.
     Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем
государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой
мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.
     Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя
квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
     Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:
окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
     Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от
рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных
работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди
них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные
условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков
потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого
урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
     Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного
регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной
заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной
защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в
государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен
следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и
заложить в основу тарифных систем.

     Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над
государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.
     Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,
включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от
безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и
местной администрации систему активного содействия безработным на основе
страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый
элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство
вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с
использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
     Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
     Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.
     По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой
пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за
труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в
соответствии с реализацией программ реструктуризации производства,
создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для
интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к
поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном
соотношении, что является условием социально - экономической
сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная
экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу
эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию»
безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда
становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной,
адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы. 




















Заключение

     Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке
действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по
безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны
обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
     Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или
иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого
административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии
избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным,
именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции
регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна
включать:
1. макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
2. государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;
3. регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий
кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков
труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
4. регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций
субъектов этих отношений.
     Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть
повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет
изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого
капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для
этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях,
гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды
занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет
способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров
предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать,
что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде
разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь
государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной
занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна
идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
     Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.




















Список используемой литературы


1.     Булатов А.С. «Экономика» – М.: издательство Экономистъ, 2004г.

2.     Липсиц И.В. «Экономика» – М.: издательство Омега-Л, 2004г.

3.     Бузгалин А.В. «Переходная экономика» - М.: издательство Таурус, 1994г.

4.     Дикаpева А.А.,. Миpская М.И «Социология труда» -  M.:  издательство Высшая школа, 1989г.

5.     Генкин Б.М. «Экономика и социология труда» -  М.: 1998г.

6.     Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» -  М.: 1995 г.

7.     Мэнкью Г. «Макроэкономика» -  М.: МГУ,  1994г.

8.     Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишнин В.В. «Рынок труда, занятость населения,
экономика ресурсов для труда» - М.: 1998г.

9.     Борисов Е. Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений» - М.: 1996г.

10.                        Под ред. Чепурина. «Курс экономической теории» Киров, 1996г.  

11.                        Волгин Н.А. «Экономика труда и социальных отношений» –  М.: издательство «Экзамен», 2006г.

12.                        Архипов А.И., Нестеренко А.Н., «Экономика – учебное пособие» - М.: издательство «Проспект», 1998г. 

13.                        Маликьян Д.Г., «Экономика труда и социально трудовых отношений» - М.: издательство «ЧеРо», 1996г


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ