|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43. Национальная экономика: цели, результаты и их измерения. Понятие национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизведения страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производства, охватывающая сложившиеся в народном хозяйстве формы общественного разделения труда. Основу национальной экономики составляют: предприятия, фирмы, организации, домашнее хозяйство.
Национальная экономика состоит из ряда сфер: 1. материальное производство: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь, сфера услуг. Предприятия материальной сферы группируются в два подразделения: а) производство средств производства грА-75% б) производство предметов потребления грБ-25% 2. не материальное производство: научные знания, информация, произведения искусств, услуги, наука, научное обслуживание, культура, здравоохранение, образование. 3. не производственная сфера: оборона, судебные и юридические органы, религиозные учреждения, различные общественные организации.
Цели национальной экономики: 1. стабильные, высокие темпы роста национального объема производства. 2. стабильность цен (отсутствие инфляции). 3. высокий уровень занятости. 4. поддерживание внешне торгового баланса (экспорт=импорту).
Структура национальной экономики – Это устойчивые, количественные соотношения между различными ее составляющими частями. Различают: 1. воспроизводимая структура. 2. социальная структура – означает деление ее на секторы в соответствии с формами собственности. 3. отраслевая структура. 4. территориальная структура – означает деление национальной экономики на экономические регионы (11 экономических районов, 89 субъектов федерации). 5. инфраструктура – включает отрасли обслуживающие производство (транспорт, энерго-водо-газоснабжение, связь). 6. структура внешней торговли.
44. Инструменты макроэкономического регулирования. Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования. Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. Прямое вмешательство
государства - это и принятие законодательных Косвенное вмешательство предполагает осуществление
государственного регулирования посредством использования основных инструментов При проведении макроэкономической политики важно помнить,
что и
46. Экономические функции государства в рыночной экономике. 1. обеспечение правовой основы функционирования рынка. а) определение прав частных предпринимателей. б) установление прав, ответственности и способов регулирования отношений владельцев частной. собственности, акционеров, членов кооперативов в) регулирование отношений между предприятием г) арбитр в области экономических отношений между субъектами рынка 2. защита конкуренции. а) обеспечивание антимонопольным законодательством и другими правовыми документами б) регулирование деятельности профсоюзов, корпораций с целью предотвращения монопольного сговора в) стимулирование развития конкуренции 3. перераспределение доходов а) уменьшение неравенства доходов б) обеспечение трансфертных платежей в) гарантия поддержки предпринимательства г) установление минимальной ставки заработной платы 4. стабилизационная экономика а) обеспечение максимального использования ресурсов б) стимулирование предпринимательства в) введение рациональной налоговой политике г) стабилизация денежно-финансовой сферы д) регулирование цен и тарифов Минимально и максимально допустимые границы вмешательства в рыночную экономику. Минимально допустимые границы ограничиваются рамками обеспечения норм функционирования, в том числе, финансирования государственного сектора, национальной обороны, здравоохранения, образования, науки, культуры, государственного аппарата, обеспечение общественных благ государство должно проводить антимонопольную и антиинфляционную политики. Максимально допустимые пределы - вмешательство таких размеров и форм, которые не сбивают нормальной работы механизма рынка, т. е. граница разумного воздействия.
47. Теоретические концепции регулирования национального производства.
В экономической теории сложились три концепции государственного вмешательства в рыночную экономику: 1. классическая концепция (А.Смитт, Д.Рикардо) она отражает теорию саморегулирования экономики характеризующую: а) не вмешательство государства в экономику, предоставления полной свободы действия в рыночном механизме. Государство – это ”ночной сторож” б) максимальные возможности развития свободной конкуренции в) обеспечение рыночного равновесия, через ценовой механизм 2. кейнсианская концепция – ее смысл в необходимости регулирования экономики, которая может осуществляться только государством.
3. институционно - социальная концепция – это реализация трех функций государства в экономической жизни общества: а) силовая б) экономическая в) социальная
Исторически обусловленная реализация этих функций государства должны обеспечить минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя полезными эффектами саму рыночную систему.
54. Мультипликационный эффект. Дословно мультипликатор означает “множитель”. Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, “брошенные” в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости. Влияние инвестиций на рост национального дохода, используемого на потребление, связано с эффектом мультипликатора расходов. Суть мультипликационного эффекта рассмотрим на условном цифровом примере. Допустим, первоначальный объем инвестиций (строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, найм рабочих) равен 1000 дол. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы, получат свой доход. Часть своего заработка они предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например телевизоров. Другая часть дохода сберегается. Следовательно, у производителей телевизоров также увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров тоже потратят на покупку потребительских товаров, например автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров. Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 дол. в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса или потребляемого национального дохода более чем на 1000 дол., т.е. 1000 дол. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор. Как он определяется? С приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. В нашем примере 1000 дол. первоначальных инвестиций вызвала рост доходов на эту же сумму. Владельцы этих доходов часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Отсюда, из 1000 дол. только 800 дол. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, поскольку МРS = 1 – МРС = 1 – 0,8 = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 дол. на потребление будет также направлено только 80%, следовательно, дальнейший прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 800 Х 0,8 = 640 дол. Далее процесс будет распространяться на все более новые и новые слои населения. Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями? Нужно сложить 1000 + 800 + 640 + т. д. Теоретически понятие мультипликатора расходов помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или сжатия инвестиций. 55. Инфляционный и дефляционный тип нарушения макроэкономического нарушения. Инфляционный разрыв наступает тогда, когда инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций нет, размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения. Дефляционный разрыв наступает тогда, когда сбережения, соответствующие уровни полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, так как население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны. Эффекты инфляционного и дефляционного разрывов представлены на графике. Исходя из того, что национальный доход (НД) равен величине национального продукта (ВВП), а последний и есть совокупное предложение (АS). По мере роста национального дохода растет и совокупное предложение, что и отражает биссектриса (линия 45°). Рис. 20. Эффекты инфляционного и дефляционного разрывов Совокупный спрос (АD) – это уже известная нам линия С + I, т.е. национальный доход, используемый на инвестиционное и личное потребление. Точка Е, т.е. пересечение совокупных спроса и предложения и покажет нам уровень равновесия национального дохода – величину ON. Но дело в том, что уровень полной занятости не обязательно совпадает с уровнем равновесия национального дохода (ОN). Линия F – линия полной занятости, может проходить и слева и справа от точки Е. Когда уровень национального дохода, соответствующий полной занятости, составляет ОF1, совокупный спрос превышает совокупное предложение. Стрелкой показан инфляционный разрыв (ИР). Когда же НД, составляющий величину ОF2, превосходит уровень равновесия ОN, совокупное предложение будет больше совокупного спроса – стрелкой показан дефляционный разрыв (ДР.). И, наконец, следует подчеркнуть, что эффект мультипликатора расходов может проявить себя не вообще в абстрактно взятой экономике, а лишь в условиях экономики неполной занятости ресурсов, поскольку при полной занятости неоткуда будет черпать дополнительные рабочие руки и производственные мощности.
56. Деньги, их сущность, функции, структура денежного предложения. Сущность денег. Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, сущность проявляется в их функциях. Классическая политэкономия выделяет: 1. мера стоимости 2. средство обращения 3. средство платежа 4. средство накопления 5. мировые деньги Современная экономическая наука выделяет: 1. мера стоимости 2. средство обращения. Деньги в качестве средства обращения выступают в форме монет и бумажных денег. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости поэтому не выполняют функцию золота. Количество бумажных денег, находящихся в обращении, должно соответствовать количеству золота необходимого для обращения. Если бумажных денег больше золота, то они обесцениваются, цены на товар повышаются, появляется инфляция. Бумажные деньги не могут быть сокровищем, т.к. не имеют собственной стоимости, но выступают средством накопления. Виды денег: 1. металлические деньги (слитки, монеты) 2. бумажные деньги – специфика в том, что они не имеют внутренней стоимости и платежная сила придается законодательно 3. товарные деньги – системы, основанные на подобного рода товаров называются системами золотого стандарта 4. кредитные деньги – электронные деньги, кредитные карточки 5. международные деньги (доллар) Кредитную массу называют квазиденьгами. Квазиденьги – это ликвидные активы, которые могут быть быстро обращены в деньги, при очень не большом риске их потерь они обладают способностью приносить их держателям определенный доход (срочные вклады в коммерческих банках, сбербанках, долги и обязательства государственных финансовых учреждений). Функции денег: 1. как средство платежа. Средство осуществления платежей: а) передача денежных знаков одного лица другому б) посредством записи на счета банка в) документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому В связи с этим выделяют платежные средства: а) наличность б) жиро деньги в) долговые деньги 2. как средство счета, т.е. мера ценности благ 3. как средство сохранения ценности Сохранение ценности в виде наличных денег имеет ряд преимуществ: а) определенность, т.е. быстрое конвертируемость денег в другое имущество б) передоваемость, т.е. передача денег не сопровождается потерей их стоимости. Эти два свойства образуют понятие ликвидности. Деньги наиболее ликвидная форма сохранения ценности
59. Денежный рынок. Спрос и предложение денег.
Спрос на деньги.
Под спросом на деньги понимается желание экономических субъектов иметь в своем бюджете определенное количество платежных средств. Хранение денег в виде наличности связанно с издержками. Они равны ставке банковского процента, которую можно было получить положив деньги в банк. Кейнс выделил три мотива порождения спроса на деньги: 1. тансакционный, т. е. деньги для сделок 2. мотив предосторожности 3. спекулятивный, т. е. спрос на деньги, как на имущество, а не платежное средство Функция спроса на деньги выглядит:
M = M (y, i) i M – денежная масса y, i – доход в %
M
M
Равновесие на денежном рынке. M = M M = M (M; i)
M - денежная база |
|