Билеты по экономической теории
На денежном рынке
равновесие определяется исходя из трех компонентов:
1.
денежная база
2.
ставка процента
3.
доход
i
M
i
M
0
M M
Равновесие на
денежном рынке можно представить при помощи линии LM.
i LM
i E
y y
Точки лежащие выше
линии LM – избыток, а точки ниже – дефицит.
Кривая LM
показывает, как должен изменится доход при изменении ставки процента, чтобы на
денежном рынке сохранилось равновесие.
61. Цели и
инструменты кредитно-денежной
политики.
Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет
собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным
банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль в
проведении кредитно-денежной политики. Тем самым, он стремиться обеспечить
благоприятные условия для экономического роста и преследует конкретные цели:
регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний,
сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.
Важнейшими
инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются:
операции на открытом рынке; учетно-процентная
(дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского
резервирования.
Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением
кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с
рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, -
покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг.
Учетно-процентная
(дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки
(дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства
у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой
рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется ломбардная ставка,
представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует
коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств.
Центральный банк также
имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских
резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования.
Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и
проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского
резервирования устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до
20% в зависимости от экономической конъюнктуры.
Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-
первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой
«дешевых денег»), когда Центральный банк:
а) покупает ценные государственные бумаги
на открытом рынке, пере-
водя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это
обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и
увеличивает денежную массу.
б) снижает учетную ставку процента, что
позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем
кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает
денежную массу.
в)
снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет
к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования
экономики.
Следовательно, мягкая кредитно-денежная
политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и
снижение процентных, ставок.
Во-вторых, жесткую кредитно-денежную
политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:
а) продает ценные государственные бумаги
на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и
текущих счетов населения,
уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей
кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает
коммерческие
банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные
ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательную норму банковского
резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост
денежной массы.
Следовательно,
жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный),
характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для
противодействия инфляции.
На практике правительство
и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно
гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е
гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не
оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х - начале 1990-х гг., в
связи с тем, что
спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами
денежного предложения и темпами инфляции — менее предсказуемой, Центральные
банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над
ставкой процента.
62. Механизм
воздействия монетарной политики на объемы национального производства.
Суть монетарной политики состоит в воздействии на
экономическую коньюктуру посредством изменения количества находящихся в
обращении денег (осуществляет Центральный банк).
Инструменты монетарной политики:
1.
прямой инструмент – прямое
регулирование ставки процента, лимиты кредитования
2.
косвенный инструмент –
изменение норм обязательных резервов, изменение учетной ставки или ставки
рефинансирования, операции на открытом рынке
Нормы обязательного резерва – это часть
суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в Центральном банке.
Чем выше устанавливает ЦБ норму резервов, тем меньше доля средств может быть
использована коммерческими банками для активных операций. Таким образом, ЦБ
оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Учетная ставка или
ставка рефинансирования – это ставка по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим
банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований снижается, а,
следовательно, уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.
Операция на открытом
рынке – предлагает куплю-продажу ЦБ ценных государственных бумаг. Такие
операции проводятся с развитым рынком ценных бумаг.
Если национальная
экономика столкнулась с ростом безработицы, то ЦБ необходимо прибегнуть к
политике “дешевых денег”. Для этого проводятся следующие действия:
1.
покупка государственных
облигаций у банков и частных лиц
2.
понижение резервной нормы
3.
уменьшение учетной ставки
В результате: сбивается реальная ставка процентов, поднимается уровень
инвестиций, повышается экономическая эффективность.
Если существует
проблема инфляций, то ЦБ прибегает к политике “дорогих денег”, т.е. к снижению
их предложения и сокращению совокупных расходов. Принимаются меры обратные
политике “дешевых денег”.
63. Инфляция:
сущность, критерии
классификации,
типы.
Инфляция – это повышение общего уровня цен
на товары и факторы производства.
Причины инфляции:
1.
рост цен может быть связан
с превышением спроса над превышением товара (С>П).
Однако такой рост цен связан с диспропорцией между спросом и
предложением на отдельном товарном рынке – это еще не инфляция.
Инфляция – это повышение общего уровня
цен в стране, которая возникает в связи с длительным не равновесием на большом
рынке в пользу спроса, т. е. это дисбаланс между совокупным спросом и
совокупным предложением.
2.
цены могут возрасти в
результате опережения роста заработной платы над производством труда. Инфляция
издержек ведет к повышению уровня цен.
3.
открытость экономики и
втягивание ее в мирохозяйственные связи, увеличивая опасность импортируемой
инфляции.
4.
инфляция приобретает
самоподдерживающий характер в результате инфляционных ожиданий.
Типы инфляций:
1.
инфляция спроса
2.
инфляция издержек.
Инфляция может возникнуть в результате уменьшения совокупного предложения.
3.
инфляция прибыли
4.
инфляция заработной платы
Виды инфляции:
1.
инфляция может быть
ползучей – она может быть эффективной для экономического роста цен до 10% в
год. Она позволяет корректировать цены, применительные к изменяющимся условиям
производства и спроса.
2.
галопирующая инфляция –
рост от 20% до 200%
3.
гиперинфляция –
астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен до
2000% - 3000%
В 1992 году рост цен
– 2500% , в Никарагуа 33000%. По росту цен, по различным товарным группам
различают сбалансированные инфляции и не сбалансированные, а по степени
предсказуемости ожидаемые и не ожидаемые. Существует понятие открытые и
закрытые инфляции.
Пути
преодоления инфляции:
1.
преодоление спада
промышленности, т. е. государство должно разработать серию мер, включая
субсидии, способность поддержания, как процесс денежного накопления у
предпринимателя, так и платежеспособность, спрос населения
2.
демонополизация и создание
условий для здоровой конкуренции
3.
стимулирование инвестиций.
64. Причины и источники инфляции.
Экономической теории удалось раскрыть
механизм порождающий инфляцию (которая практически присуща всем странам мира)
Первая причина состоит в том, что
современное денежное обращение осуществляется "бумажными" знаками,
прервавшими всякую связь с золотом В эпоху "золотых денег" их избыток
преодолевался "уходом" золота из сферы обращения в сферу накопления.
А вот бумажные деньги, которые являются только средством обращения копить
подобно золоту, бессмысленно Но, в отличие от золотых денег, бумажным просто
некуда уйти. сфера обращения - их единственная обитель.
Более того, возникает "замкнутый инфляционный бег": рост цен
требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а новая их
порция ведет к новому росту цен, вновь требуя роста денежной массы, и т. д.
Таким образом, первая причина инфляции
в "бумажной" природе современного денежного обращения, поскольку снят
ограничитель эмиссии бумажных денег в виде определенного законом размера их
золотого обеспечения.
Вторая причина - это постоянный рост
расходов цивилизованного государства на финансирование общенациональных
экономических и социальных программ (оборонная система, помощь безработным,
поддержка малообеспеченных, затраты на науку, образование, экологию и т. д).
Обе названные выше причины инфляции объединяются под названием
"инфляция спроса", т.к. это – потребность в дополнительных
деньгах со стороны спроса, покупателей.
Третья причина инфляции - спрос на деньги со
стороны производителей (поэтому она получила название "инфляция
издержек"). Дело в том, что в структуре расходов постиндустриального
производства основное место занимает "зарплата", и чем цивилизованнее
общество, тем выше её размер. Рост цен на товары начинает раскручивать спираль
"цены - зарплата": чем выше цены, тем выше должна быть зарплата, а
чем выше зарплата, тем выше издержки производства (и цены производственных
товаров). В этом смысле и говорят об "инфляции издержек".
65. Социально-экономические
последствия
инфляции.
Социально-экономические последствия инфляции:
·
Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное
распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность
производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке. В
том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и
капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже
реальная заработная плата, тем меньшей частью национального продукта
вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала, т. е., при
ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.
·
Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к
должникам.
Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при
неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как
невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.
·
Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода
между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное
право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство
расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная
способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального
продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на
перераспределенную в его пользу денежную сумму
·
Инфляция перераспределяет
национальный доход между получателя-
ми трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних.
Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет
пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде
пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в
период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее,
чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой
инфляции может остаться неизменным.
66.
Система антиинфляционных мер.
Антиинфляционная политика в России.
Очень важным условием антиинфляционной
политики является независимость правительства от групп давления:
антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение
алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо
противоположным результатам.
Итак, основной принцип борьбы с
инфляцией - уничтожение ее источников. Необходимо иметь в виду, что временные
лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины
монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности
бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению
ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом
акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых
технологий, скачкообразное развитие экономической системы — это объективные
причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.
Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то
полностью это явление не устранимо. По-
этому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не
абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание
ее темпов на стабильно низком и, подчеркнем еще раз, предсказуемом уровне.
Пути преодоления инфляции:
1.
преодоление спада
промышленности, т. е. государство должно разработать серию мер, включая
субсидии, способность поддержания, как процесс.
2. денежного накопления у предпринимателя, так и платежеспособность,
спрос населения.
3. демонополизация и создание условий для здоровой конкуренции
стимулирование инвестиций.
67. Фискальная
политика государства.
Специфика ее
проведения в России.
Фискальная
политика подразумевает
воздействие государства на экономическую коньюктуру по средством изменения
объема государственных расходов и налогообложения.
К фискальной политике
относятся только такие монепуляции государственном бюджетом, которые не
сопровождаются изменением количества, находящихся в обращении, денег.
Налог – обязательный
сбор с физических и юридических лиц.
Налоги делят на:
1. прямые (налог на прибыль, на имущество)
2.
косвенные (на добавленную
стоимость)
В России трех
уровневая система налогообложения:
1.
федеральный налог
2.
налог субъектов федерации
3.
местные налоги
Налоги условно можно разделить на три вида
1.
пропорциональные (которые
изменяются пропорционально росту дохода)
2.
регрессивные (величена
налога растет медленнее по сравнению с доходами и имуществом)
3.
прогрессивные (налоги
растут быстрее, чем доходы и имущество)
стабилизирующее
воздействие на экономику оказывает не только определенная фискальная политика,
но и автоматические стабилизаторы.это факторы функционирования рыночной
экономики, которые не зависимы от текущих решений правительства, во время спада
увеличиваются притоки, а во время подъема увеличиваются оттоки.
Пример: Прогрессивная
школа налогообложения, системы пособия по безработицы.
Различают следующие
виды бюджетных налогов или фискальной политики:
1.
стимулирующая – в
краткосрочном периоде имеет целью преодоление циклического спада и предлагает
увеличение государственных расходов и снижение налогов
2.
сдерживающая – ограничение
циклического подъема экономики и соответственно снижение государственных
расходов и увеличение налогов.
68.
Налогообложения: принципы и формы.
По
способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта
налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог
Косвенные налоги, в отличие от
прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а
продавцы играют роль агентов
по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые
системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные
и пропорциональные.
При
прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта
налога. Другими словами, владелец большего дохода
платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по
сравнению с владельцем меньшего дохода.
Регрессивный налог
— это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е.
составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.
Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной,
независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности,
относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц.
Подходы к проблеме
справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашли свое
отражение в принципах налогообложения
По
принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать
налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.
Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин,
уплачиваемый авто владельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в
хорошем состоянии.
Принцип
платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна
зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода
должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В
основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной
единицы получаемого дохода.
Рассматривая вопросы
налогообложения, мы неоднократно подчеркивали определяющую роль налогов в
формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно
фискальная функция (пополнение доходов казны). Однако, помимо задачи
обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно влиять как на
структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту
функцию налогов
принято называть регулирующей.
69. Экономические
результаты введения налогов.
Кривая
Лаффера.
Налоги – это обязательны платежи, взимаемые
государством с физических и юридических лиц (изъятие средств без встречной
услуги).
Налоги устанавливает
только государство. Налог не является добровольным, имеет целевое назначение,
покрытие государственных расходов. Налог является безвозмездным. Налоги важный
экономический инструмент регулирования производства и обеспечения социальных
гарантий. Через налоговую систему создаются благоприятные условия подъема
деловой активности.
Функции налогов:
1.
фискальная
2.
перераспределительная –
перераспределение доходов между богатыми и бедными
3.
стимулирующая –
способствует ускорению ИТП. Для проведения ИНР в Европе – 2% ВНП, США -
2,8%,Япония – 3%, Россия менее 1%
4.
регулирующая, т. е.
регулирует условия производства и реализацию товаров.
Если до первой
мировой войны отношение суммы налогов и всех видов платежей к ВВП составляло от
10% до 15%.
Виды налогов:
1.
прямые: подоходный налог,
налог на прибыль, на имущество
2.
косвенные – включают НДС,
акцизы, таможенные пошлины
3.
основные: подоходный налог
(12% ВНП), НДС (6% ВНП), налог на прибыль (3% ВНП)
4.
дополнительные налоги:
налог на имущество, наследство
5.
прогрессивный
6.
регрессивный
Если налог взимается
в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют
адвалорный.
Кривая Лаффера.
История собирания
налогов привела к познанию зависимости налоговых поступлений от величены
налоговой ставки. Была описана Лаффером. На основе анализа статистических
данных он доказал что увеличение государственных доходов за счет роста
налоговых ставок не всегда возможно, что чрезмерное налоговое бремя ведет к
обратному результату. Данное явление – эффект Лаффера, а кривая отражает
зависимость кривой Лаффера.
ставка 80
налога 60
40
20
налогооблагаемая
база
70.
Налогообложение в России.
Основные
формы налогов.
По
способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта
налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог
Косвенные налоги, в отличие от
прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а
продавцы играют роль агентов
по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые
системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные
и пропорциональные.
При
прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта
налога. Другими словами, владелец большего дохода
платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по
сравнению с владельцем меньшего дохода.
Регрессивный налог
— это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е.
составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.
Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной,
независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности,
относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц.
Система налогообложения в
России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня:
федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в
разбивке по уровням представлены в таблице.
|