Бизнес-информация и информационный менеджмент
Бизнес-информация и информационный менеджмент
Пермский Государственный
Институт Искусств и Культуры
Кафедра информатики и
информационных технологий
Бизнес-информация
и
информационный
менеджмент
Курсовая работа
студентки группы ИР-23
Михайловой Н.С.
Научный руководитель:
доцент Квартерникова Т.О.
Пермь, 2002.
Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Глава
I. Бизнес-информация............................................................................ 5
1.1.
Бизнес-информация: понятие, специфика и виды................................. 5
1.2.
Потребители, их основные группы и специфика потребностей......... 12
Глава
II. Информационный менеджмент....................................................... 17
2.1.
Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи 17
2.2.
Информационная система и информационные технологии как средства информационного
менеджмента................................................................ 30
2.3.
Менеджер как субъект управленческой деятельности........................ 37
Заключение..................................................................................................... 48
Литература...................................................................................................... 49
Основой
стабилизации и устойчивого развития экономики страны, перешедшей на рыночные
механизмы, является предпринимательство. Процессы глобализации развития мировой
экономики и информатизации мирового сообщества предъявляют к действующим
хозяйствующим субъектам всё более повышенные требования к их информированности
в вопросах рынка, движения фондов, продвижения производимой продукции и услуг.
В связи с этим, вопросы информированного обеспечения предпринимательской
деятельности, наряду с налогообложением и законодательной базой, занимают
ведущее место среди неотложных проблем развития бизнеса России.
Необходимым
условием обеспечения развития экономики должна стать широкая информационная
поддержка действующих и вновь создаваемых предприятий различных форм
собственности, системы переобучения и подготовки кадров с учётом местной
специфики, конъюнктуры текущего момента, потенциальных возможностей города.
В сегодняшней
социально-экономической и политической ситуации на этапе формирования
информационного общества на первый план выходит информация, передача новых
знаний, технических и научных идей. При этом возникает необходимость
централизовать поставляемые информационные ресурсы.
В данной работе
рассматриваются условия и особенности информатизации в различных сферах, а
также используемые при этом средства. Формулируется проблема информационного
менеджмента как специфическая проблема управления. Проанализированы основные
цели и задачи информационного менеджмента в типовых условиях применения
информационных ресурсов. При этом учитываются тенденции развития мирового рынка
средств информатизации, его современное состояние, как по зарубежным, так и по
отечественным данным.
Выбор темы не
случаен, так как развитие рыночных процессов в России способствовало
формированию рынка информационно-телекоммуникационных продуктов и услуг, прежде
всего, в сфере деловой информации. Для того чтобы развитие информационной
системы соответствовало целям производства, необходимо определить её место в
системе управления экономическим объектом и обеспечить координацию действий
коллектива, управляющего информационной системой, с действиями коллектива,
управляющего развитием объекта управления.
В курсовой работе
предполагается рассмотреть следующие проблемы: во-первых, определить состояние
рынка деловой информации в России, выявить поставщиков бизнес-информации;
во-вторых, определить задачи менеджмента, а также функции менеджера, которому
поручено управлять информационными ресурсами.
Нужно отметить,
что данная тема ещё не исследована достаточно глубоко, хотя некоторые авторы,
такие как профессор, доктор технических наук Костров А.В., специалисты в области
управления информационными ресурсами Шумилов Ю.П., Бакут П.А. и некоторые
другие, в своих статьях и научных трудах сделали попытку проанализировать
бизнес информацию как объект управления.
Исследование
проводилось на основе периодических изданий за последние 3-5 лет, в частности,
основными источниками являлись журналы: «Информационные ресурсы России»,
«Научные и технические библиотеки».
Мы надеемся, что рассмотренная в курсовой работе тема
будет полезна для изучения, благодаря своей актуальности.
В информационном
обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов
на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался
ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально не говорил о нём
и тем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых
понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы»,
толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о
переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много
публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные
научные школы, рассматривающие эти понятия.
В ГОСТ 7.0-99
содержится следующее определение Информационных ресурсов:
Информационные
ресурсы –
это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации,
где
Данные – это
информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшей
обработки.
Макарова Н.В.
рассматривает информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
[9, c. 23]
Надо понимать,
что документы и массивы информации, о которых говорится, не существуют сами по
себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди,
создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания,
подготовленные людьми для социального использования в обществе и
зафиксированные на материальном носителе.
Информационные
ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые
их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались
в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ а
также произведений искусства, литература, науки.
В настоящее время
не разработана методология количественной и качественной оценки информационных
ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает
эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и
увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к
информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объём трудовых ресурсов
должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных
ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут
решены. [2]
Информационные
ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические
ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим
ресурсам.
Развитие мировых
информационных ресурсов позволило:
§
Превратить
деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
§
Сформировать
мировой и государственный рынок информационных услуг;
§
Образовать
всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен
сравнительно недорогой доступ;
§
Повысить
обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах,
промышленности, торговле и др. за счёт своевременного использования необходимой
информации.
В современных
условиях активного сотрудничества России со странами Запада важную роль играет
качественное и оперативное информирование партнёров не только в области
научно-технической, но и бизнес-информации.
С развитием
рыночных отношений появляются не возникавшие до настоящего времени задачи
обеспечения специалистов полным набором экономической и коммерческой
информации, без которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность.
Причём эта информация нужна специалистам не от случая к случаю, а постоянно.
ГПНТБ России –
одна из первых осознала необходимость предоставления «business-information», результатом чего стало расширение тематики комплектования,
включение в фонды экономической, финансовой, юридической, справочной
конъюнктурно-коммерческой литературы и открытие в библиотеке Кабинета деловой
информации. [20, c. 35]
Основной целью
Кабинета деловой информации ГПНТБ России стало обеспечение быстрого доступа к
этой литературе читателей библиотеки, представителей предприятий, научных
организаций, фирм, различных коммерческих и банковских структур, иностранных
компаний.
Что же сегодня
представляют собой ресурсы бизнес-информации в России и кто их готовит?
В этом процессе
можно выделить следующие структуры:
§
Редакции
газет, журналов, специализированных деловых периодических изданий;
§
Агентства
новостей и коммерческой информации;
§
Органы
государственного управления;
§
Аналитические
и исследовательские организации;
§
Организации-генераторы
адресно-справочных баз данных.
Информация о
состоянии финансового рынка содержится в основном в периодических изданиях –
газетах («Экономика и жизнь», «Коммерсант-Daily», «Финансовая газета», «Финансовые известия»), еженедельных бюллетенях
(«Коммерантъ», «Деньги»), и ежемесячных изданиях («Экономика и коммерция»,
«Финансовый бизнес», «Российский экономический журнал»).
Среди деловых
журналов необходимо отметить появление специализированных периодических изданий
и баз данных, публикующих официальные документы Президента, правительственных
органов, законодательные акты, нормативные документы по отдельным направлениям
деятельности. К ним относятся журналы по проблемам государства и права,
экономическому праву, правовому праву, интеллектуальной собственности. Это
такие журналы, как «Закон», «Экономика и право», «Думский вестник»,
«Законность», «Вестник мэрии». [1, c. 17]
Среди агентств
новостей и коммерческой информации, где деловая информация выступает всего лишь
как одно из направлений деятельности, можно отметить Российское информационное
агентство «Новости», которое ежедневно распространяет актуальную
фактографическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском и
основных европейских языках по каналам связи, а также в виде печатных
вестников, бюллетеней, справочников.
Органы
государственной власти в силу своего статуса обладают самой достоверной и
полной информацией, но из-за специфики нашей страны она труднодоступна,
материалы Госкомстата РФ и Роскомстата появляются с большим опозданием. На
основе официальных статистических данных Госкомстата РФ Рабочим центром
экономических реформ при Правительстве России и Российско-Европейским центром
экономической политики издаётся серия ежеквартальных аналитических выпусков
«Обзор экономики России. Основные тенденции развития».
Пожалуй, самый
большой интерес представляют аналитические и исследовательские обзоры.
Необходимо отметить такие информационно-аналитические ежегодники, как
«Бизнес-путеводитель по России» и «Бизнес-путеводитель по Москве» (на русском и
английском языках), которые содержат аналитические обзоры по основным отраслям
экономики с прогнозами тенденций на обозримую перспективу, анализ
инвестиционного климата и инфраструктуры для ведения бизнеса, обзоры
конъюнктуры потребительских рынков.
Заметное место на
рынке бизнес-информации занимают адресно-справочные издания и базы данных. К
устоявшимся поставщикам этой информации можно отнести «Агентство деловой
информации»: широко известные справочники «Бизнес-карта России», «Независимые
производители товаров и услуг», «АСУ-Импульс», «Регистр WA-2».
Для обслуживания
пользователей в Кабинете деловой информации ГПНТБ России кроме
библиографических БД используются следующие базы данных:
Отечественные нормативно-правовые БД:
«Консультант
Плюс. Версия Проф» - универсальная справочная система по российскому законодательству;
поставляется на дискетах; содержи более 13 тыс. документов: нормативные акты,
необходимые в работе юристам, аудиторам, бухгалтерам и работникам банковских и
финансовых структур, руководителям предприятий и специалистам государственных
служб; включает все разделы российского законодательства и имеет прямые
договоры об информационном обмене с основными федеральными ведомствами
(Государственное правовое управление Президента РФ, Совет Федерации,
Министерство финансов и др.).
«Консультант
Плюс. Московский выпуск» - справочная система по московскому законодательству;
содержит нормативные акты органов власти и управления Москвы; имеет прямые
договоры об информационном обмене с органами власти и управления.
Наряду с этими БД
существует ещё несколько версий:
«Консультант
Плюс: Эксперт» включает все разделы Российского законодательства; содержит все акты РФ,
а также документы более 100 федеральных министерств и ведомств;
«Консультант
Плюс: Региональное законодательство» - информация о документах органов исполнительной и
законодательной власти 50 субъектов РФ, а также органов местного
самоуправления;
«Консультант
Плюс: Бухгалтер» содержит тысячи консультаций по вопросам применения законодательства в
практике бухгалтерского учёта и налогообложения, а также все необходимые в
работе бухгалтера нормативные документы;
«Консультант
Плюс: Арбитраж» отражает документы высших органов судебной власти, информацию о судебной
практике по арбитражным, гражданским и уголовным делам.
Все перечисленные
БД – полнотекстовые; виды поиска: по тематике, меню, контекстный.
Базы данных «Infoset - CD»: электронный бюллетень «Юридический
вестник»; «Законодательство РФ»; «Налги России»; «Банки, страхование и ценные
бумаги»; «Внешнеэкономическая деятельность»; «Деловая документация»;
«Справочная информация» и др.
Также имеются и
Адресно-справочные базы данных такие, как:
«Записная
книжка» -
сведения о совместных предприятиях, инофирмах, аккредитованных в СНГ,
посольствах, банках, биржах, торговых палатах, коммерческих центрах,
международных хозяйственных организациях, торгпредствах, советских
внешнеторговых организациях, корпунктах иностранной прессы. (Тип БД –
фактографическая; виды поиска: меню, контекстный, собственный обзор информации,
сведения из печатных изданий АО Издательский дом «Коммерсант»).
«Бизнес-карта.
Регион. Промышленность» - сведения о промышленных предприятиях стран СНГ и Балтии,
структурированные по регионам.
Банк данных «Производители
товаров и услуг» (АСУ «Импульс») предназначен для руководителей предприятий, отделов
снабжения, сбыта, маркетинга, специалистов различных отраслей промышленности.
CD-ROM «Промышленность России и ближнего
зарубежья»
включает информацию о 45 тыс. предприятий и организаций, производителей и
потребителей продукции.
«Экспортёры и
импортёры России»;
коммерческая
информация НТК «Полином» - информация о предложениях различных товаров в Москве,
разбитая на несколько разделов, которые могут поставляться отдельно. [5, c. 40]
Интерес для
пользователя также представляют еженедельные издания «Оптовик», «Товары со
склада» и появившиеся электронные справочники поставщиков и продавцов продукции
(фирма «Полином»). Информация собирается на основе рекламных объявлений и
обновляется практически ежедневно.
Важными
источниками деловой и коммерческой информации в печатной форме служат также
информационно-коммерческие и рекламные каталоги, например, «Кто есть кто в
России» - каталог фирм, выпускаемый рекламным агентством «Бизнес-пресс», или
каталог «Larics», который содержит
информацию о фирмах в виде форматной и строчной рекламы.
Следует отметить,
что практически вся справочная и коммерческая информация даже в России может
быть получена не только в печатной, но и в машиночитаемой форме как в виде
справочных и текст-числовых БД, так и БД полного текста, представляемых на
дискетах и компакт-дисках, и в виде БД, доступных по электронной почте в
режимах off-line или on-line через диалоговые службы. На
мировом рынке БД деловой и коммерческой информации предоставляются, в основном,
в режиме диалога и на компакт-дисках.
Среди российских
БД, характеризующих не только адресную, но и финансовую информацию,
предоставляющую интерес для кредитного анализа, возможно, одним из важнейших
источников служит «Реестр предприятий-партнёров для эффективной
предпринимательской и внешнеэкономической деятельности», подготавливаемый
Российской торгово-промышленной палатой (ТПП) в печатной и машиночитаемой
форме. Недостаток данного источника информации заключается в том, что он
охватывает в основном государственные или бывшие государственные предприятия и
организации, а кроме того, он трудно доступен даже для коммерческих банков.
Главным
источником кредитно-финансовой коммерческой информации по российским
предприятиям служат и будут служить ближайшие годы БД, подготавливаемые
западными информационными фирмами, обосновавшимися на российском рынке,
например, фирмой «Dun & Bradstreet», которая ведёт данную работу за
свой счёт, а также в рамках проектов, финансируемых из зарубежных источников.
Важным источником
деловых новостей по-прежнему являются ведущие государственные агентства
новостей, такие как ИТАР-ТАСС или РИА-Новости, однако, они во многом строятся
на использовании традиционных подходов к отбору и предоставлению информации.
Последние годы с ними успешно конкурируют частные независимые информационные
агентства, например, такие как «ИАП», «PostFactum», «SOVECON», «NOVA», «Палинформ», «ПагиПресс».
Примером
специального делового издания в электронной форме служит газета
«Компьютер-ворлд-Москва» (CW-Moscow), доступная абонентам сети «Eunet/Releom» через информационную систему «RELTS».
Интересным
источником деловой информации и новостей может стать «Сетевая служба новостей»,
распространяемая нескольким сотням подписчиков через сеть «Релком» на
конкретные сетевые адреса.
Информатизация
обеспечит переход общества от индустриального этапа развития к информационному.
Информационный рынок должен предоставить потребителям все необходимые
информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия
информатики, часто называемая информационной индустрией.
В информационном
обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система
ценностей, возрастает значимость культурного досуга о отношению к материальным
ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где всё направлено на
производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и
потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного
труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастёт спрос на
знания.
Материальной и
технологической базой информационного общества станут различного рода системы
на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии,
телекоммуникационной связи.
Информационное
общество –
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением,
переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.
Ближе всех на
пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной
индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию,
страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений
государственной политики является направление, связанное с инвестициями и
поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем
и телекоммуникаций.
Результатом
процесса информатизации является создание информационного общества, где
манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами,
интеллектом, знаниями.
Для свободной
ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной
культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура
связана с социальной природой человека.
Информационная
культура –
умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения,
обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные
технические средства и методы. [9, c. 19]
Как и при использовании
традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должен знать: где находятся
информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них
нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти
вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок
информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных
отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой
основе.
Поставщиками
информационных продуктов и услуг могут быть:
·
Центры,
где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное
накопление и редактирование в них информации;
·
Центры,
распределяющие информацию на основе разных баз данных;
·
Службы
телекоммуникации и передачи данных;
·
Специальные
службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её
анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки,
биржи;
·
Коммерческие
фирмы;
·
Информационные
брокеры.
Развитие рыночных
отношений привело к разрушению традиционных и появлению новых видов
предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив развития которых
зависит формирование научного и производственно-технического потенциала любого
предприятия. Прежде всего это относится к деятельности фирм, занятых в области информационных
технологий и информационного бизнеса, предпринимательской деятельности
(частной, кооперативной, государственной), связанной с разработкой и
распространением информационных технологий. [1]
Одним из
немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных технологий, тало
появление информации, которая вскоре приобрела статус бизнес-информации.
В большинстве
случаев пользователи заинтересованы в получении реальных данных о
производителях, ценах, спросе на отдельные товары и т.д. Информация такого рода
необходима данный конкретный момент и в большинстве случаев быстро устаревает.
В связи с этим появляется необходимость в актуализированных средствах,
позволяющих обеспечить решение проблем в сжатые сроки.
Потребителями информационных продуктов и
услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Различают
следующие группы потребителей деловой информации:
·
Потребители
малого и среднего бизнеса, которым необходимо следить за развитием конкуренции
на рынке товаров и услуг;
·
Индивидуальные
предприниматели;
·
Специалисты
отдельных областей знаний, например, для специалистов в области финансового
рынка появились удобные инструменты для осуществления операций и анализа
конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Примером может служить информационная база
данных «AK&M-LIST» («Российский фондовый рынок»), отражающая котировки ценных бумаг, цены
спроса и предложения, данные об эмитентах, характеристики выпусков ценных
бумаг, сведения об инвестиционных институтах, фондовые индексы AK&M и
другие полезные сведения.
·
Читатели
библиотек;
·
Представители
предприятий;
·
Представители
научных организаций;
·
Представители
фирм;
·
Представители
коммерческих и банковских структур;
·
Представители
иностранных компаний;
·
Отдельно
можно выделить и юристов, для них специально выпускаются компьютерные базы
данных, которые практически в неограниченном количестве содержат сведения об
имеющихся нормативно-правовых актах. Программное обеспечение позволяет
своевременно вносить сведения о действующих, вновь принятых нормативно-правовых
актах и актах, утративших юридическую силу. Имеется возможность анализировать
накопленную информацию, выбирать нужное по различным признакам.
В настоящее время
у российских фирм имеются реальные возможности вывести на мировой рынок
информационные ресурсы, интересующие зарубежных партнёров. Например, информация
о проспектах эмиссий ценных бумаг банков через сервер Института коммерческой
информации стала доступна в режиме онлайн для любого зарубежного инвестора.
Учитывая важность
развития сферы деловой информации для социально-экономических преобразования в
России, многие специалисты считают, что среди поддерживаемых государством по
развитию инфраструктуры информационного рынка должны быть: мониторинг
общедоступных информационных и телекоммуникационных продуктов и услуг,
широкомасштабные маркетинговые исследования рынка деловой информации,
целенаправленное формирование покупательских потребностей и, ответственно,
покупательского спроса, развитие системы информирования и рекламы.
Наступило время
переходить от вопросов использования отдельных компонентов системы
бизнес-информации в отдельных информационных учреждениях к созданию реальных
структур информационного обеспечения отечественных и западных потребителей. В
этой связи уместно рассматривать вопросы информационного сервиса через призму
информационного менеджмента. [20, c. 35]
Глава II.
Информационный менеджмент
Стремительное
развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента
позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение.
Менеджмент – это управление в
социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов,
средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и
увеличения прибыли. [18]
В управленческой
науке до сих пор не сложилось однозначного понимания того, то есть
информационный менеджмент.
1. Различные виды
менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например, документный,
информационный).
2. Менеджмент
зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не принимаются его
специфические особенности.
3. Большое
значение в обществе играет мода на иностранные термины, что мешает более
правильному пониманию информационного менеджмента.
Принято
трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.
В узком смысле
менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» (ДОУ). Согласно ГОСТ
Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая
документирование и организацию работы с официальными документами.
Документирование,
то есть создание документа, процесс подготовки официального документа.
Информационный
менеджмент – технология,
компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и
программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно
установленные процедуры формирования и использования информационных
ресурсов.[16, c. 15]
Для определения
понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание
ряд положений:
1.
информация
– комплексная категория, то есть
информация
– условие и средство делового общения;
информация
– средство доведения до общества сведений об организации;
информация
– источник сведений о внешней среде;
информация
– товар.
2.
информационный
менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;
3.
информация
представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе
процесса принятия управленческого решения.
4.
информационный
менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной
деятельности организации.
Информационный
менеджмент –
управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах
организации.
Цель
информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации
посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи
информационного менеджмента:
1.
качественно
информационное обеспечение процессов управления в организации;
2.
осуществление
управления информационными ресурсами;
3.
обеспечение
управления обработки информации на всех уровнях;
4.
обеспечение
управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к
человеку). Информация имеется в виду в различном представлении:
- в виде массива документов;
- в виде документной информации;
- в виде средства общения.
Под управлением
подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих
действий.
Информационный
менеджмент касается всех функций управления современной организации.
Функция планирования
– это деятельность субъекта по определению темпов, пропорций, развития объектов
управления. Планирование осуществляется в различных вариантах. Наиболее
распространены сегодня оперативное и стратегическое.
Оперативное
планирование отражает текущую деятельность организации.
Стратегическое
связано с перспективами.
Функция
стратегического планирования приобретает в настоящее время особое значение. Её
специфика: особенность самого стратегического управления. [19]
Стратегическое
управление – это управление, которое ориентировано на обеспечение выживания
организации и её эффективного развития в условиях динамично меняющейся внешней
среды.
В отличие от
оперативного управления, стратегическое имеет иные критерии эффективности:
-
своевременность и точность реагирования организации на изменения внешней среды.
Стратегическое
планирование – процесс, который включает ряд стадий. Составить стратегический
план, то есть определить те действия, которые организация должна совершить для
выполнения стратегии.
1 Стадия: определение миссии
организации.
Миссия – это чётко выраженная
причина существования организации, которая подчёркивает её отличия от аналогов.
Определении мисси
имеет огромное значение:
1. значение миссии в отношении
внешней среды;
миссия
формирует представление об организации и её назначение;
миссия
способствует формированию и закреплению имджа организации;
2. миссия имеет значение и в
отношении коллектива организации.
миссия
делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации;
миссия
содействует формированию определённого климата в организации;
миссия
способствует единению коллектива и укреплению его культуры.
3. миссия имеет значение в
отношении управления организацией.
миссия
помогает более точно определить стратегию;
миссия
оказывает содействие в осуществлении более правильного распределения ресурсов.
2 Стадия: определение целей
организации.
Цель – это ожидаемый, конечный
результат.
Именно через
цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть разным. Основные
требования к нему:
- он должен всесторонне
раскрывать миссию;
- он должен
касаться по крайней мере 4-х сфер деятельности организации:
-- сфера доходов
(не получение прибыли, а какой авторитет организация получает у пользователей –
если организация некоммерческая);
-- сфера работы
с пользователями;
-- сфера работы
с сотрудниками;
-- сфера
социальной ответственности (какова роль организации в жизни региона).
В организации все
цели должны быть взаимосвязаны и построены в определённой иерархии. Цели должны
отвечать следующим требованиям:
·
цели
должны быть конкретными;
·
цели
должны быть ориентированы во времени;
·
цели
должны быть достижимы;
·
цели
должны быть приемлемыми для организации;
·
цели
должны быть совместимыми;
·
цели
должны быть гибкими.
Цель может быть
правильно обозначена в том случае, если в организации осуществлён адекватный
анализ среды.
3
Стадия.
Анализ среды включает в себя 2 основных
компонента:
- анализ внешней
среды;
- анализ
внутренней среды.
Анализ внешней
среды
ориентирован на все компоненты, которые окружают организацию. Этот анализ делят
на две части: изучают макро и микро среды.
Макросреда – общие условия, в которых
организация находится.
Она включает в
себя:
·
экономический
компонент;
·
политический
компонент;
·
правовой
компонент;
·
социальный
компонент;
·
состояние
технологии.
Нужно учитывать,
что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния различных факторов
на конкретную организацию различна.
Микросреда – непосредственное окружение
организации.
·
Потребители;
·
Поставщики;
·
Конкуренты;
·
Рынок
рабочей силы.
Анализ
внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов.
- Кадровые
вопросы;
-
Организационные вопросы;
Страницы: 1, 2
|