|
|||||||||||||||||||||||
1.2.2. Cчет 68 “Расчеты с бюджетом”
На этом счете учитывается информация о расчетах с бюджетом по налогам, уплачиваемым предприятием, и налогам с персоналом этого предприятия. Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и другими актами, в частности инструкциями Госналогслужбы РФ: · “О порядке исчисления и уплаты акцизов” от 17.07.95 г. №36; · “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” от 10.08.95 г. №37; · “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятия” от 8.08.95 г. №33; · “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, расположенные на территории РФ” от 23.02.94 г. №24; · “О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц” от 16.06.95 г. №34; · “По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” от 29.06.95 г. №3 и другим. К счету 68 “Расчеты с бюджетом” могут быть открыты субсчета: 68-1 “Расчеты по налогу на прибыль” 68-2 “Расчеты по НДС” 68-3 “Расчеты по налогу на имущество” 68-4 “Расчеты с персоналом “ и другие. По кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” отражаются суммы, причитающиеся к взносу в бюджет, а по дебету отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет. Налог на прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, являющиеся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, филиалы предприятий. Не платят налог на прибыль предприятия, производящие и реализующие сульскохозяйственную и сельскохозяйственную продукцию(кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа). Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия: Пвал = Пр+Двн-Рвн, где Пр - прибыль от реализации продукции, работ, услуг; Двн - внереализационныее доходы; Рвн - внереализационные расходы. Пр = В-З-НДС-А, где В - выручка от реализации продукции, работ, услуг, иных материальных ценностей; З - затраты на производство; А - акцизы. Состав затрат на производство продукции, работ, услуг устанавливается правительством России. Выручка от реализации продукции складывается: В = Вр+Овв+Кб+Рп, где Вр - рублевая выручка за продукцию, работы. услуги; Овв - остаток валютной выручка, перечисленной на валютный счет предприятия; Кб - курс рубля к инвалюте, в соответствии с курсом ЦБ РФ; Рп - рублевое покрытие обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке. Прибыль, облагаемая налогом, рассчитывается следующим образом: Побл = Пвал-Ср-Дцб-Дду-Ди-Дз-Пп-Дстр-Дб-Псх-Л-Ор, где Ср - рентные платежи; Дцб - доход по ценным бумагам; Ду - доход от долевого участия в других предприятиях; Ди - доходы от игорного бизнеса, видеосалонов, от проката аудио- и видеокассет и записи на них; Дз - доход от зрелищных мероприятий; Пп - прибыль от посреднической деятельности; Дстр - доход от страховой деятельности; Дб - доход от банковской деятельности; Псх - прибыль от производства и реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции; Л - льготы по налогу на прибыль; Ор - отчисления в резервный фонд (по АО). Суммы льгот, исключаемых из облагаемой налогом прибыли, определяется в соответствии с Законом о налоге на прибыль предприятий (общая сумма льгот - не более 50% налога на прибыль). Отчисления в резервный фонд,. не облагаемый налогом, по существующим законам должны производить АО (размер фонда - не более 25% УФ; сумма отчислений в фонд - не более 50% налога на прибыль). Расчет фактической суммы налога на прибыль производится ежеквартально нарастающим итогом с начала года: Нприбk = Побл*Сприб/100 - Нприбi, где Нприбk -сумма налога на прибыль в рассчитываемом k-ом квартале; Побл - размер облагаемой прибыли по всем кварталам с начала года до рассчитываемого периода; Сприб - ставка налога на прибыль; Нприбi - сумма налога на прибыль, уплаченная с начала года по всем кварталам, предшествующим расчетному. Ставка налога на прибыль по всем предприятиям, в том числе полностью принадлежащим иностранным инвесторам, до принятия органами гос. власти субъектов РФ соответствующих решений установлена в размере 35%; 13% - в республиканский бюджет, до 22% - в местный бюджет. Принятые два федеральных закона вносят изменения и дополнения в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Федеральный закон от 14 декабря 1996 г. № 151-ФЗ “О внесении изменений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” вступил в силу с 1 января 1997 г. Внесены поправки в пункт 7 статьи 6. Согласно этому пункту при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты и расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по которым предоставляются льготы, но не более чем на 50% фактической суммы налога, исчисленной без учета льгот. В общую сумму льгот, подлежащий такому ограничению, входит также льгота, предусматривающая освобождение от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытка, полученного в предыдущем году, в течение последующих пяти лет. Ранее исключение было сделано только для государственных и муниципальных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке, направивших свои средства непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. С 1 января 1997 г. указанное ограничение снято при предоставлении льготы предприятиям за счет собственной прибыли затраты на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава. Эта льгота, как и льгота для образовательных учреждений, может быть предоставлена в размере фактических затрат без ограничения. Федеральный закон от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 1, который вступил в силу с 1 января 1997 г. Этот закон затрагивает ряд важных положений статей основного закона и в первую очередь существенно изменяет порядок уплаты в бюджет налога на прибыль. При сохранении основной нормы - уплаты налога в виде авансовых платежей с последующими ежеквартальными перерасчетами по фактически полученной прибыли - всем предприятиям, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц предоставлено право принять решение о переходе с 1 января 1997 г. (ст.2 Федерального закона от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ) на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Этот порядок должен действовать без изменения до конца календарного года. Предприятия, перешедшие на вновь предусмотренный порядок расчетов с бюджетом, должны составлять расчеты налога по фактически полученной прибыли ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представлять их в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно с указанными налоговыми расчетами должны представляться обоснованные расчеты по налоговым льготам и дополнительные материалы по корректированию для целей налогообложения прибыли, определенной согласно бухгалтерскому учету, в частности, на суммы: превышения фактических затрат предприятий, которые должны учитываться при налогообложении исходя из действующих норм и нормативов; средств, полученных безвозмездно от других предприятий; убытков, полученных от реализации и безвозмездной передачи основных фондов и иного имущества; отклонений от рыночных цен при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости и т.д. Уплата налога должна производиться по месячным расчетам не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, малые предприятия, как и ранее, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период. Все предприятия. как рассчитывающиеся с бюджетом ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, так и уплачивающие авансовые платежи, представляют в налоговые органы квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность, дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли, обоснованные расчеты по налоговым льготам. Уплата налога по квартальным расчетам производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей. По предприятиям, являющимся плательщиками авансовых взносов налога, сохраняется положение об уточнении разницы между суммой. подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. В 1997 г. ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, не изменилась и составила 13%. Сохранены также порядок установления и предельные ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации. В частности, из основного закона исключено положение, предусматривающее корректирование для целей налогообложения валовой прибыли на суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам, действовавшего на день поступления валютных средств на валютный счет предприятия (или на дату последнего отчета), и курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам на день определения предприятием суммы налогооблагаемой прибыли с целью расчетов с бюджетом. В связи с этим положительные курсовые разницы будут облагаться налогом на прибыл в составе общей прибыли, отрицательные курсовые разницы будут уменьшать налогооблагаемую базу. Валовая прибыль не должна уменьшаться на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые акционерными обществами и предприятиями с иностранными инвестициями. Предусмотрена новая льгота для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных потребительских кооперативов. Освобождены от налогообложения направляемые ими собственные средства на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых эти организации были созданы. Изложена в новой редакции льгота, связанная с направлением средств на финансирование капитальных вложений. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна уменьшиться на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, только предприятиями отраслей сферы материального производства. В то же время льготой по направлению прибыли на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, могут воспользоваться предприятия всех без исключения отраслей народного хозяйства. При этом сохранено положение, при котором эти льготы предоставляются предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Изменилась льгота, связанная с направлением прибыли в течение пяти лет на покрытие убытков. Согласно новой редакции закона при определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки только от реализации продукции (работ, услуг). До этого льгота предоставлялась на покрытие всей суммы полученного в предыдущем году убытка по данным годового бухгалтерского отчета. Существенные поправки внесены в статью закона, регулирующую налогообложение отдельных видов доходов предприятий. Так, отменена льготная ставка налога по доходам, полученным по корпоративным ценным бумагам. Вместо налоговой ставки в размере 15% доходы от этих ценных бумаг будут облагаться в составе общей прибыли по общеустановленной ставке, не превышающей соответственно 35% или 43% в зависимости от категории налогоплательщиков. Ранее действовавший порядок налогообложения по ставке 15% сохранен только по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, у источника выплаты этих доходов. Аналогичный порядок налогообложения доходов в виде процентов установлен по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным с момента вступления в силу Федерального закона от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ, и соответственно не подлежат налогообложению такие доходы по ценным бумагам, эмитированным до вступления в силу этого закона. Интересным представляется проведение параллели в отношении порядка начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль по российским и международным (а также американским) стандартам бухгалтерского учета (МБСХ). Так, например, согласно МБСУ по отношению к предприятиям плательщикам налога на прибыль применяется метод отложенного налогообложения. Стандарт 12 МБСУ рассматривает налоги на прибыль (доходы), в частности, отложенные налоги. Данный стандарт допускает использование либо метода отсрочки налоговых платежей (при этом резерв создается по ставке налога на момент возникновения временных расхождений), либо метода налоговых обязательств (при этом создается резерв по ожидаемой ставке аннулирования различий). В соответствии со Стандартом 12 отложенный налог должен, как правило, рассчитываться по всем временным различиям. Однако предприятие может исключить влияние определенных временных различий по налогам, если существует достаточное доказательство того, что эти временные расхождения не будут устранены в течение последующего значительного периода времени (по крайней мере в течение трех лет). Для этого также необходимо, чтобы не было указания признаков того, что послед данного периода эти временные расхождения, вероятно, будут устранены. Необходимо расшифровать сумму, связанную с временными расхождениями и не отраженную в учете как текущем, так и кумулятивном. Дебетовые остатки по отложенными налогам не должны быть перенесены при отсутствии достаточной уверенности в том, что они будут выплачены. Потенциальная экономия по налогам, связанная с отложенными налоговыми убытками, может быть включена в чистый доход за отчетный период, в которым был отражен убыток, при наличии разумной уверенности в том, что будущий доход, подлежащий налогообложению, будет достаточен для реализации налоговых льгот по отраженному убытку. Если это условие не удовлетворяется, то экономия по налогам, связанная с отложенными налоговыми убытками, должна быть включена в чистый доход в размере чистых кредитовых позиций по отложенному налоговому сальдо, которые будут или могут быть устранены в течение периода, во время которого можно воспользоваться налоговыми льготами по убыткам. В финансовой отчетности отложенный налоговый платеж находит отражение в форме “Отчет о финансовых результатах” по строке “Налог на прибыль” со знаком “минус”, а в бухгалтерской отчетности по международным стандартам - в графе “Income profit tax”. Российскими стандартами бухгалтерского учета использование метода отложенного налогообложения при исчислении налога на прибыль не разрешается. Налог на добавленную стоимость НДС платят все юридические лица, в том числе с иностранными инвестициями; полные товарищества; ИЧП; филиалы предприятий. Объектом НДС является: · реализация продукции, работ, услуг собственного производства, реализация имущества предприятия (основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, запчастей, тары, МБП); · реализация товаров, приобретенных со стороны; · средства, полученные от других предприятий и организаций (за исключением средств, зачисляемых в УФ предприятия и его учредителями в порядке, установленном законодательством РФ, средств на целевое бюджетное финансирование, а также осуществление совместной деятельности), доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций, а также средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек, полученных за нарушение обязательств, предусмотренные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг (с 1.01.94 г.). С 1 января 1993 г. и по настоящее время установлены следующие ставки НДС: 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных); товарам для детей по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ. При реализации для промышленной переработки и промышленного потребления сельскохозяйственной продукции продовольственного назначения, продукции мукомольно-крупяной и пищевых отраслей промышленности (за исключением подакцизной и спират этилового из пищевого сырья, отпускаемого для выработки ликеро-водочных изделий и винодельческой продукции) - ставки налога также 10%; 20% - по остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары. Предприятие определяет величину НДС в следующих случаях: 1) при выставлении счета покупателю (заказчику) за товары, работы, услуги; 2) при расчете НДС, подлежащего уплате в бюджет по полученной выручке; 3) при расчете окончательной суммы НДС, уплачиваемой предприятием в бюджет. НДС, уплачиваемый предприятием в бюджет (НДСб) определяется следующим образом: НДСб = НДСпол-НДСупл, где НДСпол - НДС, полученный от покупателей по реализованной им продукции, работам, услугам, товарам, основным средствам, материалам и др.; НДСупл - НДС, уплаченный поставщикам по приобретенным от них товарам, работам, услугам, включенным в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг. Учет НДС ведется на счетах 19 “НДС по приобретенным ценностям”, 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по НДС”. Схематично расчеты по НДС можно представить следующим образом: Д-т 19 К-т Д-т 68 К-т
К-т счетов 60, 76 Д-т счетов 46, 47, 48, 64,80 Счета 47, 48
Счета 29, 81
Бухгалтерские записи по счету 68 “Расчеты с бюджетом” | |||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Содержание операций |
Корреспондирующие счета дебет кредит |
|||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
Отражена задолженность по суммам, связанным с капитальными вложениями и подлежащим взносу в бюджет Отражена задолженность бюджету по налогам и сборам, связанным с заготовкой материалов и приобретением МБП, а также оплатой труда Отражена задолженность финансовым органам по различным налогам и сборам по заготавливаемым материалам Отражена задолженность финансовым органам по различным платежам, налогам, взносам и сборам общехозяйственного значения; то же, но по обслуживающим производствам и хозяйствам, основному и вспомогательному производствам Отражена задолженность финансовым органам по разным отчислениям, налогам и сборам. начисляемым при сбыте и реализации продукции; то же, отражаемым в издержках обращения Различные налоги и сборы, уплачиваемые из выручки за реализованную продукцию (работы, услуги); то же, но связанные с выбытием основных средств и продажей прочих активов, в т.ч. НДС Возврат средств из бюджета Отражены суммы удержаний подоходного налога из зарплаты Отражены суммы налога на доходы от участия в предприятии, подлежащие уплате в бюджет Отражены начисленные в течение года суммы задолженности по платежам из прибыли (налоги) в бюджет; отражены экономические санкции Одновременно с погашением сумм по недостачам отражено начисление задолженности по вносимой в доход бюджета разнице между взыскиваемой с виновных лиц суммой за недостачи и их стоимостью по учетным ценам Фактическое перечисление платежей бюджету в течение года; дополнительные перечисления платежей Задолженность финансовым органам погашена путем получения краткосрочной ссуды банков Списывается НДС, относящийся к материальным ресурсам, оплаченным поставщикам, а также МБП, выданным в эксплуатацию |
08 68 10, 12 68 15 68 26 68 29 68 43 68 44 68 46, 47 68 48 68 51, 52 68 70 68 75 68 80 68 81 68 83 68 68 50, 51 52, 55 68 90 68 19 |
В соответствии с Указом Президента РФ “Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой платежной дисциплины” от 8.05.96 г. №685 пунктом 2 установлено, что “с 1 января 1997 года вводится льготный порядок осуществления налоговых платежей в виде отмены авансовых платежей и осуществления единовременной уплаты всех налоговых платежей не чаще одного раза в месяц для всех налогоплательщиков, не имеющих по состоянию на 1 января 1997 года текущей задолженности по налогам, ведущих учет реализованной продукции на основе метода начислений и составления счетов-фактур, не осуществляющих бартерных операций и эмиссии ценных бумаг на предъявителя, не нарушающих таможенное и налоговое законодательство РФ, а также соблюдающих иные требования, устанавливаемые указами Президента РФ.
1.2.3. Счет 69 “Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению”
Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия.
Порядок производства отчислений на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами.
К счету 69 могут быть открыты субсчета:
69-1 “Расчеты по социальному страхованию”
69-2 “Расчеты по пенсионному обеспечению”
69-3 “Расчеты по страхованию”
69-4 “ Расчеты по отчислениям в фонд занятости”.
На субсчете 69-1 “Расчеты по социальному страхованию учитываются расчеты по отчислениям на государственное социальное страхование персонала предприятия.
На субсчете 69-2 “ Расчеты по пенсионному обеспечению учитываются расчеты по отчислениям на пенсионное обеспечение.
На субсчете 69-3 “Расчеты по медицинскому страхованию” учитываются расчеты по отчислениям на медицинское страхование персонала предприятия.
На субсчете 69-4 “Расчеты по отчислениям в фонд занятости” учитываются расчеты по отчислениям в фонд занятости.
Счет 69 кредитуется на суммы отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, их медицинское страхование, а также в фонд занятости, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции:
· со счетами, на которых отражено начисление зарплаты - в части отчислений, производимых за счет предприятия;
· со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” - в части отчислений, производимых за счет персонала предприятия.
Кроме того, по кредиту счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетами учета использования прибыли или расчетов с персоналом по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременную уплату отчислений, в корреспонденции со счетом %! - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над отчислениями.
По дебету счета 69 проводятся суммы,
перечисленные в уплату начисленных отчислений, а также суммы, выплачиваемые за
счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсионное
обеспечение, медицинское страхование.
Бухгалтерские записи по счету 69 “Расчеты по социальному обеспечению и страхованию”
№ п/п