бесплатные рефераты

Бюджетное устройство Российской экономики

Бюджетное устройство Российской экономики

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ
ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

Бюджетное устройство

российской экономики

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент Сунгуров Денис Юрьевич, группа 103

Научный руководитель: Харламов Андрей Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2002

Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………….3

2.Основы бюджетного устройства

  и построения бюджетной системы России…………………..………4

3.Бюджеты Российской Федерации……………………………………8

4.Бюджетное планирование…………………………………………...15

5.Организация бюджетных процедур (утверждение и исполнение бюджета)….…………………………………………………………….23

6.Расходы бюджета: планирование и финансирование…………..…32   

7.Целевые бюджетные фонды………………………………………...33

8.Финансовая помощь субъектам федерации и муниципальным образованиям…………………………………………………………..35

9.Система внебюджетных фондов……………………………………36

10.Формы и методы бюджетно-финансового контроля…………….40

11.Заключение……………………………………………………….....42

12.Список используемой литературы………………………………...47

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

           

1.Введение.

 

             Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

           Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. Ведь с разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

           В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей  государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основы бюджетного устройства

и построения бюджетной системы России.

 

            Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются

Конституцией страны и ее государственным устройством как федера-

тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес-

публики в составе Российской Федерации, края, области, автономные

округа.

           В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд-

жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий-

ской Федерации состоит из трех уровней:

 

• федерального бюджета и бюджетов государственных вне-

бюджетных фондов;

 

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных

бюджетов) и бюджетов территориальных государственных

внебюджетных фондов;

 

• местных бюджетов.

 

            Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный

бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ,

55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и

Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10

окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных

бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

             Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе-

дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е.

бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в

федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре-

гиональные бюджеты.

            Принципы функционирования бюджетной системы Российской

Федерации следующие:

 

• единство бюджетной системы;

 

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюд-

жетной системы;

 

• самостоятельность бюджетов разных уровней;

 

• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-

тов государственных внебюджетных фондов;

 

• сбалансированность бюджета;

 

• эффективность и экономность использования бюджетных

средств;

 

• общее покрытие расходов бюджета;

 

• гласность;

 

• достоверность бюджета;

 

• адресность и целевой характер использования бюджетных

средств.

            1. Единство бюджетной системы означает единство правовой

базы, денежной системы, форм бюджетной документации,

принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд-

жетного законодательства, а также единый порядок финансиро-

вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве-

дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре-

гиональных бюджетов и местных бюджетов.

           2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы Российской Федерации — это закрепление (полностью

или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по

осуществлению расходов за органами власти Российской Феде-

рации, органами государственной власти субъектов Российской

Федерации и органами местного самоуправления.

           3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

1) право законодательных (представительных) органов госу-

дарственной власти и органов местного самоуправления на каж-

дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять

бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж-

дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже-

тов, полномочий по формированию доходов соответствующих

бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно определять направления расхо-

дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно определять источники финан-

сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен-

ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм

превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии

по расходам бюджетов.

            4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-

тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до-

ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд-

жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от-

ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных

фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ-

ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию

за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд-

жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен

быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас

ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже

та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных

средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов

органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо

дить из необходимости достижения заданных результатов с ис

пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд

жета должны покрываться общей суммой доходов из источнике

финансирования его дефицита.

8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой

печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,

полнота представления информации о ходе исполнения бюдже

тов, а также доступность иных сведений по решению законода

тельных (представительных) органов государственной власти,

органов местного самоуправления; обязательная открытость для

общества и средств массовой информации процедур рассмотре

ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по

вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель

ного (представительного) органа государственной власти, либо

между законодательным (представительным) и исполнительным

органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей

прогноза социально-экономического развития соответствующей

территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных

получателей бюджетных средств с обозначением направления и

на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Бюджеты Российской Федерации.

 

Консолидированный бюджет.

 

Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон

РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про-

цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением

Государственного бюджета Российской Федерации, в который

входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет-

ной системы обеспечивается не только единой правовой базой,

единством бюджетной классификации и документации, но и

представлением необходимой статистической и бюджетной ин-

формации для составления консолидированных бюджетов. В ст.

165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми-

нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон-

солидированного бюджета Российской Федерации.

            Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде-

ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий-

ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет,   т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

           Консолидированные бюджеты Российской федерации и

субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут-

верждаются законодательными (представительными) органами

власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь

статистическим сводом бюджетных показателей, ха-

рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам,

источникам поступления средств и направлениям их использо-

вания по территории в целом Российской Федерации и отдель-

ных субъектов Российской Федерации.

 

           Федеральный бюджет Российской Федерации.

 

Основные функции управления государством возложены на

центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-

стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро-

приятий формируется централизованный финансовый фонд —

федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,

что в ведении Российской Федерации находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре-

гионального развития.

            Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и

перераспределений внутреннего валового продукта и созданного на-

ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства,

регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-

жет возложено финансирование общегосударственных органов власти

и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-

собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-

цированных специалистов.

            Средства федерального бюджета являются главным источни-

ком финансирования структурной перестройки экономики, кон-

версии предприятий военно-промышленного комплекса, развития

перспективных направлений в сфере производства, пионерного

освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и

развития искусства, культуры, средств массовой информации.

 

Доходы федерального бюджета

 

1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых

определяются налоговым законодательствон Российской

Федерации, а пропорции их распределения в порядке

бюджетного регулирования между бюджетами разных

уровней бюджетной системы Российской .федерации ут-

верждаются федеральным законом о федеральном бюдже-

те на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-

женные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодатель-

ством Российской федерации;

2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в го-

сударственной собственности, доходы от платных услуг,

оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися

в ведении органов государственной власти Российской

Федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государ-

ственной собственности, — в порядке и по нормативам,

которые установлены федеральными законами и другими

нормативными правовыми актами органов государствен-

ной власти Российской Федерации;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос-

сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов

и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли-

ваемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным

федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов.

 

Расходы федерального бюджета.

 

1. В соответствии с действующим в Российской Федерации

законодательством исключительно из федерального бюджета

финансируются следующие виды расходов (основные):

• обеспечение деятельности Президента Российской Феде-

рации, Федерального Собрания Российской Федерации,

Счетной палаты Российской Федерации, Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации, феде-

ральных органов исполнительной власти и их территори-

альных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

• проведение  выборов и референдумов Российской Федерации;

• обеспечение осуществления отдельных государственных

полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

• официальный статистический учет и др.

2. Кроме того, средства федерального бюджета используются

для финансирования мероприятий регионального и местного значе-

ния, включаемых в целевые региональные и местные программы.

            По согласованию с региональными и местными органами

власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств

бюджетов субъектов Российской  Федерации и средств местных

бюджетов финансируются следующие виды расходов:

• государственная поддержка отраслей промышленности,

строительства и строительной индустрии, сельского хо-

зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и

дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности;

• обеспечение противопожарной безопасности;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и

проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч-

но-технический прогресс;

• обеспечение социальной защиты населения;

• обеспечение охраны окружающей природной среды, ох-

раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-

ние гидрометеорологической деятельности;

• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре-

гионального масштаба;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• обеспечение развития федеративных и национальных от-

ношений;

• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ-

ектов Российской Федерации в соответствии с законода-

тельством Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации;

• финансовая помощь другим бюджетам;

• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос-

сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и

муниципальных образований.

          Федеральный бюджет является важным инструментом меж-

регионального перераспределения общегосударственных средств.

За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой

поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос-

сийской Федерации выделяются дотации и субвенции.

 

Региональные бюджеты.

 

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд

жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз-

ложенных на государственные органы управления субъекта Россий-

ской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ-

ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие

регионов, пропорциональное развитие производственной и не-

производственной сфер на подведомственных территориях. Зна-

чительно возрастает их координационная функция в экономиче-

ском и социальном развитии территорий.

            В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо-

мических и социальных процессов. Все в большей мере функ-

ции регулирования этих процессов переходят от центральных

уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль

региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования

расширяется.

           Через региональные бюджеты государство активно проводит

экономическую политику. На основе предоставления регио-

нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов

осуществляется финансирование промышленности, сельского

хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю-

щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши-

ряется.

           С помощью региональных бюджетов государство осуществ-

ляет выравнивание уровней экономического и социального раз-

вития территорий, которые в результате исторических, геогра-

фических, военных и других условий отстали в своем экономи-

ческом и социальном развитии от других районов страны. Для

преодоления такой отсталости разрабатываются региональные

программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио-

нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули-

рующих доходов.

           Собственные доходы включают следующие региональные на-

логи и сборы:

        налог на имущество предприятий;

        налог на недвижимость;

        дорожный налог;

        транспортный налог;

        налог с продаж;

        налог на игорный бизнес;

        региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от исполь-

зования имущества, находящегося в собственности субъектов

РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч-

реждениями, находящимися в ведении органов государственной

власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных

налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты

субъектов Российской Федерации по нормативам, определен-

ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-

ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и

трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

 

 Местные бюджеты.

 

Местное самоуправление — обязательный компонент демокра-

тического государственного строя. Оно осуществляется самим на-

селением через свободно избранные им представительные органы.

Для выполнения функций, возложенных на местные представи-

тельные и исполнительные органы, они наделяются определен-

ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

            Финансовой базой местных органов власти являются их

бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные

этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать,

утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан-

ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

            Местные бюджеты — один ид главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

            Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в

их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансо-

вым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между от-

раслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью

предприятий, организаций и учреждений, подведомст-

венных этим органам власти.

            Рост городских поселений, увеличение числа городских жи-

телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного

жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за

собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста

которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

            Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает

последствия экономических и социальных процессов в стране.

            Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального

развития на подведомственной им территории. Увеличение числа

поселений, особенно в новых районах освоения, осуществле-

ние мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяй-

ства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут

расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов

связано с новым строительством и с повышением уровня затрат

на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-

бытового назначения.

            В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно

из местных бюджетов финансируются следующие функциональ-

ные виды расходов:

• содержание органов местного самоуправления;

• формирование муниципальной собственности и управле-

ние ею;

• организация, содержание и развитие учреждений образо-

вания, здравоохранения, культуры, физической культуры

и спорта, средств массовой информации, других учреж-

дений, находящихся в муниципальной собственности или

в ведении органов местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны обществен-

ного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального

жилищно-коммунального хозяйства;                

• муниципальное дорожное строительство и содержание

дорог местного значения;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ