Бюджетное устройство Российской экономики
Бюджетное устройство Российской экономики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РЕФЕРАТ
ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Бюджетное устройство
российской экономики
Выполнил: студент
Сунгуров Денис Юрьевич, группа 103
Научный руководитель: Харламов Андрей Викторович
Санкт-Петербург
2002
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….3
2.Основы бюджетного
устройства
и построения
бюджетной системы России…………………..………4
3.Бюджеты Российской
Федерации……………………………………8
4.Бюджетное
планирование…………………………………………...15
5.Организация
бюджетных процедур (утверждение и исполнение
бюджета)….…………………………………………………………….23
6.Расходы бюджета:
планирование и финансирование…………..…32
7.Целевые бюджетные
фонды………………………………………...33
8.Финансовая помощь
субъектам федерации и муниципальным образованиям…………………………………………………………..35
9.Система
внебюджетных фондов……………………………………36
10.Формы и методы
бюджетно-финансового контроля…………….40
11.Заключение……………………………………………………….....42
12.Список используемой
литературы………………………………...47
1.Введение.
Одним из важнейших институтов государства
является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств
финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают
государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них
функций бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и
социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства,
барометр его экономического и социального состояния и политического положения.
Ведь с разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной
системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно
возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного
регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной
системой в экономике страны.
2.Основы бюджетного устройства
и построения
бюджетной системы России.
Основы бюджетного устройства
Российской Федерации определяются
Конституцией страны и ее государственным устройством как федера-
тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес-
публики в составе Российской Федерации, края, области, автономные
округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд-
жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий-
ской Федерации состоит из трех уровней:
• федерального бюджета и бюджетов государственных вне-
бюджетных фондов;
• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных
бюджетов) и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
• местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает:
федеральный
бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ,
55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и
Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10
окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных
бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе-
дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е.
бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в
федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре-
гиональные бюджеты.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской
Федерации следующие:
• единство бюджетной системы;
• разграничение доходов и расходов между уровнями бюд-
жетной системы;
• самостоятельность бюджетов разных уровней;
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-
тов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированность бюджета;
• эффективность и экономность использования бюджетных
средств;
• общее покрытие расходов бюджета;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер использования бюджетных
средств.
1. Единство бюджетной системы означает единство правовой
базы, денежной системы, форм бюджетной документации,
принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд-
жетного законодательства, а также единый порядок финансиро-
вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве-
дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре-
гиональных бюджетов и местных бюджетов.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы Российской Федерации — это закрепление (полностью
или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по
осуществлению расходов за органами власти Российской Феде-
рации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех
бюджетов:
1) право законодательных (представительных) органов госу-
дарственной власти и органов местного самоуправления на каж-
дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж-
дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже-
тов, полномочий по формированию доходов соответствующих
бюджетов;
4) право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно определять направления расхо-
дования средств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно определять источники финан-
сирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен-
ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм
превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии
по расходам бюджетов.
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-
тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до-
ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд-
жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от-
ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных
фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ-
ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию
за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд-
жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен
быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас
ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже
та и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6. Эффективность и экономность использования бюджетных
средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов
органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо
дить из необходимости достижения заданных результатов с ис
пользованием определенного бюджетом объема средств.
7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд
жета должны покрываться общей суммой доходов из источнике
финансирования его дефицита.
8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой
печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,
полнота представления информации о ходе исполнения бюдже
тов, а также доступность иных сведений по решению законода
тельных (представительных) органов государственной власти,
органов местного самоуправления; обязательная открытость для
общества и средств массовой информации процедур рассмотре
ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по
вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель
ного (представительного) органа государственной власти, либо
между законодательным (представительным) и исполнительным
органами государственной власти.
9. Достоверность бюджета означает надежность показателей
прогноза социально-экономического развития соответствующей
территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением направления и
на финансирование конкретных целей.
3.Бюджеты
Российской Федерации.
Консолидированный бюджет.
Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон
РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про-
цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением
Государственного бюджета Российской Федерации, в который
входили все звенья бюджетной системы России.
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет-
ной системы обеспечивается не только единой правовой базой,
единством бюджетной классификации и документации, но и
представлением необходимой статистической и бюджетной ин-
формации для составления консолидированных бюджетов. В ст.
165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми-
нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон-
солидированного бюджета Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде-
ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий-
ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта
Российской Федерации, и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты Российской федерации и
субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут-
верждаются законодательными (представительными) органами
власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь
статистическим сводом бюджетных показателей, ха-
рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам,
источникам поступления средств и направлениям их использо-
вания по территории в целом Российской Федерации и отдель-
ных субъектов Российской Федерации.
Федеральный бюджет Российской Федерации.
Основные функции управления государством возложены на
центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-
стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро-
приятий формируется централизованный финансовый фонд —
федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,
что в ведении Российской Федерации находятся федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре-
гионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс
распределения и
перераспределений внутреннего валового продукта и созданного на-
ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства,
регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-
жет возложено финансирование общегосударственных органов власти
и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-
собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-
цированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источни-
ком финансирования структурной перестройки экономики, кон-
версии предприятий военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства, пионерного
освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и
развития искусства, культуры, средств массовой информации.
Доходы федерального бюджета
1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых
определяются налоговым законодательствон Российской
Федерации, а пропорции их распределения в порядке
бюджетного регулирования между бюджетами разных
уровней бюджетной системы Российской .федерации ут-
верждаются федеральным законом о федеральном бюдже-
те на очередной финансовый год;
• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-
женные платежи;
• государственная пошлина в соответствии с законодатель-
ством Российской федерации;
2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в го-
сударственной собственности, доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов государственной власти Российской
Федерации;
• доходы от продажи имущества, находящегося в государ-
ственной собственности, — в порядке и по нормативам,
которые установлены федеральными законами и другими
нормативными правовыми актами органов государствен-
ной власти Российской Федерации;
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос-
сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов
и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли-
ваемых Правительством Российской Федерации;
• прибыль Банка России — по нормативам, установленным
федеральными законами;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы федерального бюджета.
1. В соответствии с действующим в Российской Федерации
законодательством исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие виды расходов
(основные):
• обеспечение деятельности Президента Российской Феде-
рации, Федерального Собрания Российской Федерации,
Счетной палаты Российской Федерации, Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, феде-
ральных органов исполнительной власти и их территори-
альных органов;
• функционирование федеральной судебной системы;
• национальная оборона и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
• обеспечение осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
• официальный статистический учет и др.
2. Кроме того, средства федерального бюджета используются
для финансирования мероприятий регионального и местного значе-
ния, включаемых в целевые региональные и местные программы.
По согласованию с региональными и местными органами
власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных
бюджетов финансируются следующие виды расходов:
• государственная поддержка отраслей промышленности,
строительства и строительной индустрии, сельского хо-
зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и
дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч-
но-технический прогресс;
• обеспечение социальной защиты населения;
• обеспечение охраны окружающей природной среды, ох-
раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-
ние гидрометеорологической деятельности;
• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре-
гионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• обеспечение развития федеративных и национальных от-
ношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ-
ектов Российской Федерации в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• финансовая помощь другим бюджетам;
• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос-
сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
Федеральный бюджет является важным инструментом меж-
регионального перераспределения общегосударственных средств.
За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой
поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос-
сийской Федерации выделяются дотации и субвенции.
Региональные бюджеты.
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд
жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз-
ложенных на государственные органы управления субъекта Россий-
ской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональ-
ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие
регионов, пропорциональное развитие производственной и не-
производственной сфер на подведомственных территориях. Зна-
чительно возрастает их координационная функция в экономиче-
ском и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо-
мических и социальных процессов. Все в большей мере функ-
ции регулирования этих процессов переходят от центральных
уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль
региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования
расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит
экономическую политику. На основе предоставления регио-
нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов
осуществляется финансирование промышленности, сельского
хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю-
щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши-
ряется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществ-
ляет выравнивание уровней экономического и социального раз-
вития территорий, которые в результате исторических, геогра-
фических, военных и других условий отстали в своем экономи-
ческом и социальном развитии от других районов страны. Для
преодоления такой отсталости разрабатываются региональные
программы, финансируемые из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио-
нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули-
рующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные на-
логи и сборы:
налог на имущество предприятий;
налог на недвижимость;
дорожный налог;
транспортный налог;
налог с продаж;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от исполь-
зования имущества, находящегося в собственности субъектов
РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч-
реждениями, находящимися в ведении органов государственной
власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных
налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты
субъектов Российской Федерации по нормативам, определен-
ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-
ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и
трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Местные бюджеты.
Местное самоуправление — обязательный компонент демокра-
тического государственного строя. Оно осуществляется самим на-
селением через свободно избранные им представительные органы.
Для выполнения функций, возложенных на местные представи-
тельные и исполнительные органы, они наделяются определен-
ными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их
бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные
этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан-
ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один ид главных каналов доведения до
населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды
потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих
бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной
сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального
хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом
обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в
их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансо-
вым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между от-
раслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций и учреждений, подведомст-
венных этим органам власти.
Рост городских поселений, увеличение числа городских жи-
телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного
жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за
собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста
которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает
последствия экономических и социальных процессов в стране.
Главные стороны деятельности местных органов власти —
разработка и осуществление планов экономического и социального
развития на подведомственной им территории. Увеличение числа
поселений, особенно в новых районах освоения, осуществле-
ние мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяй-
ства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут
расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов
связано с новым строительством и с повышением уровня затрат
на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-
бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно
из местных бюджетов финансируются следующие функциональ-
ные виды расходов:
• содержание органов местного самоуправления;
• формирование муниципальной собственности и управле-
ние ею;
• организация, содержание и развитие учреждений образо-
вания, здравоохранения, культуры, физической культуры
и спорта, средств массовой информации, других учреж-
дений, находящихся в муниципальной собственности или
в ведении органов местного самоуправления;
• содержание муниципальных органов охраны обществен-
ного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального
жилищно-коммунального хозяйства;
• муниципальное дорожное строительство и содержание
дорог местного значения;
Страницы: 1, 2, 3
|