Бюджетное устройство Российской экономики
• благоустройство и озеленение территорий муниципаль-
ных образований;
• организация утилизации и переработки бытовых отходов
(за исключением радиоактивных);
4.Бюджетное планирование.
Финансово-бюджетная
политика и бюджетный процесс.
Выполнение
государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых
финансовых ресурсов, а это
в свою очередь
требует концентрации в бюджете части денеж-
ных средств,
создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в
бюджет этих средств и
их использования возникают финансовые
отношения между
государством, налогоплательщиками и полу-
чателями бюджетных
ассигнований. Эти отношения строятся в
соответствии с
финансово-бюджетной политикой, разрабаты-
ваемой и
осуществляемой органами власти. Финансово-
бюджетная политика
включает действия государственных и тер-
риториальных органов
власти в налоговой, денежно-кредитной,
ценовой и других
областях финансов.
Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых
органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих
функций и управлению
бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение
целей и задач в
области финансов, разработку механизма моби-
лизации денежных
средств в бюджет, выбор направлений ис-
пользования бюджетных
средств, управление финансами и бюд-
жетной системой,
организацию с помощью финансово-
бюджетных
инструментов регулирования экономических и со-
циальных процессов.
Финансово-бюджетная
политика осуществляется главным
образом в ходе работ,
производимых органами власти по моби-
лизации средств в
бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюд-
жетного процесса.
Совокупность действий исполнительных и представительных органов
власти по разработке
и осуществлению финансово-бюджетной поли-
тики и управлению
бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре-
деляется в Бюджетном
послании Президента Российской Федера-
ции Правительству
Российской Федерации. На территориальном
уровне она
определяется решениями соответствующих органов
власти. Эта политика
реализуется в деятельности финансовых и
налоговых органов,
органа денежно-кредитного регулирования
(Банк России),
контрольно-счетных органов (контрольнр-счетные
палаты Российской
Федерации и субъектов Российской Федера-
ции, другие
контрольные органы исполнительнойвласти).
В
Российской Федерации бюджетный период, т. е. время со-
вершения процесса исполнения
бюджета, установлен с 1 января
по 31 декабря,
следовательно, он совпадает с календарным го-
дом.
Продолжительность бюджетного процесса значительно
больше бюджетного
периода, так как в бюджетный процесс
включается время,
необходимое для бюджетного планирования,
последующего
бюджетного контроля и других действий.
Органы,
наделенные в соответствии с законодательством бюд-
жетными полномочиями,
т. е. правами и обязанностями участни-
ков бюджетного
процесса, осуществляют бюджетный процесс.
Такими полномочиями
наделены:
• органы
представительной и исполнительной власти;
• финансовые и
налоговые органы;
• органы
денежно-кредитного регулирования и органы го-
сударственного
финансового контроля;
• главные
распорядители бюджетных средств и распоряди-
тели бюджетных
средств;
• государственные
целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утвер-
ждают проекты
бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное фи-
нансовое
планирование, составление проектов бюджетов, внесе-
ние проектов бюджетов
на рассмотрение представительных ор-
ганов власти,
исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис-
полнением бюджетов.
Банк
Российской Федерации совместно с Правительством
России разрабатывает
и представляет на рассмотрение Государ-
ственной Думы
основные направления денежно-кредитной по-
литики государства,
обслуживает денежные счета Казначейства
Российской Федерации,
счета государственных целевых вне-
бюджетных фондов,
счета территориальных бюджетов.
Главный
распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый
прямой получатель бюджетных средств,
имеющий право
распределять средства между распорядителями и по
лучателями бюджетных
средств. Он готовит роспись бюджетных рас
ходов по
распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям,
доводит до них
уведомления о бюджетных назначениях, утверждает
им сметы доходов и
расходов, изменяет в случае необходимости рас
пределение средств между
статьями утвержденной для них сметы,
осуществляет контроль
за рациональным, целевым использованием
бюджетополучатслсм
бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти,
распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них
уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов
бюджетополучателей, контролирует целевое
использование ими
бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, соз-
данная органом
исполнительной власти для осуществления функций
некоммерческого
характера (управление, оборона, социально-
культурные
мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке
из бюджета или
внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской
Федерации,
контрольно-счетные палаты субъектов Российской
Федерации и
муниципальных образований) осуществляют кон-
троль за исполнением
соответствующих бюджетов и внебюджет-
ных фондов, проводят
внешний аудит отчетов об исполнении
бюджетов и
внебюджетных фондов.
Все
перечисленные выше органы власти и учреждения явля-
ются участниками
бюджетного процесса. Бюджетный процесс
включает:
• сводное финансовое
планирование и прогнозирование;
• составление,
рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
• исполнение бюджета
в течение бюджетного года;
• анализ и контроль исполнения бюджета.
Составление проектов бюджетов.
Следующий этап бюджетного планирования — процесс со-
ставления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта
бюджета — определение объема денежных средств, централи-
зуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций,
возложенных на органы государственной власти и органы мест-
ного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогно-
зом экономического и социального развития государства и тер-
ритории.
Составление проекта бюджета является прерогативой
Прави-
тельства Российской Федерации, исполнительных органов вла-
сти субъектов Российской Федерации и муниципальных образо-
ваний. По их поручению проект бюджета разрабатывается Ми-
нистерством финансов РФ и территориальными финансовыми
органами.
Для составления проекта бюджета Министерство финансов
РФ и территориальные финансовые органы должны быть обес-
печены необходимой информационной базой, которая поступает
им от соответствующего правительства, статистических, налого-
вых органов и других учреждений. Главным источником инфор-
мации для составления проекта бюджета служит прогноз социаль-
но-экономического развития государства или территории, кото-
рый в свою очередь разрабатывается на основе данных экономи-
ческого и социального развития за отчетный период, тенденций
развития на планируемый год и других показателей. При разра-
ботке проекта бюджета учитываются также основные положения
финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий
плановый период.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерст-
вом финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над
проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала
планируемого года.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
• проекта федерального бюджета;
• проектировок основных показателей федерального бюд-
жета на среднесрочную-перспективу, которые разрабаты-
ваются на базе среднесрочной программы Правительства
Российской Федерации, среднесрочного прогноза соци-
ально-экономического развития России и сводного фи-
нансового баланса;
• проекта федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год.
В основу разработки проекта федерального бюджета закла-
дываются направления планируемой финансово-бюджетной по-
литики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ
Правительству Российской Федерации» и показатели разработанного
Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития России на
планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза
социально-экономического развития России, показателей сводного финансового
баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой
Центральным банком Российской Федерации, и показатели
долгосрочных федеральных целевых программ, перечень кото-
рых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и
среднесрочных прогнозов социально-экономического развития
страны.
1) На первой стадии формирования проекта бюджета феде-
ральными органами исполнительной власти разрабатываются
сценарные условия экономического и социального развития на пла-
нируемый год, в которых отражены главные макроэкономиче-
ские показатели и материалы для уточнения параметров средне-
срочного прогноза экономического и социального развития
страны.
После одобрения Правительством РФ этих сценарных усло-
вий Министерство финансов РФ разрабатывает основные харак-
теристики доходов и расходов федерального бюджета на плани-
руемый год и проектирования размеров основных доходов и
расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных раз-
мерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной
платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом
году и на среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение
Правительства РФ. После их принятия Правительством они
могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную
Думу по их запросу.
Затем Министерство финансов РФ направляет основные
характеристики по доходам и расходам федерального бюджета фе-
деральным органом исполнительной власти, а также доводит до
органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции методику формирования межбюджетных отношений Рос-
сийской Федерации с субъектами Российской Федерации на
плановый год и среднесрочную перспективу.
2) На второй стадии разработки федерального бюджета феде-
ральными органами исполнительной власти производится рас-
пределение предельных объемов бюджетных средств по показа-
телям бюджетной классификации, также адресное распределе-
ние финансовых ресурсов между главными распорядителями
бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ оп-
ределяет федеральные целевые программы, подлежащие финан-
сированию, и согласовывает объемы их финансирования в пла-
новом году и в среднесрочной перспективе.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в
Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и
обоснования, поступающие от субъектов Российской Федера-
ции, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти мате-
риалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за
соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются
расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов
территорий, выявляются возможности мобилизации дополни-
тельных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесен-
ными поправками рассматриваются у руководителей департа-
ментов Министерства, а затем направляются в бюджетный де-
партамент, который рассматривает представленные расчеты,
вносив в них в случае необходимости поправки и направляет на
решение руководства Министерства финансов РФ.
В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия
по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим
показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной пра-
вительственнойкомиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными
органами исполнительной власти показателей проекта феде-
рального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов
законодательных актов и др.) должны быть завершены до
15 июля года, предшествующего планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами
и субъектами Федерации бюджетный департамент Министерства
финансов РФ составляет окончательный проект федерального
бюджета, который представляется в Правительство Российской
Федерации.
Проекты территориальных бюджетов составляются финансо-
выми органами субъектов Российской Федерации и муници-
пальных образований.
Для составлении проектов бюджетов территориальные фи-
нансовые органы имеют право на получение информации не
только от территориальных органов исполнительной власти, но
и от вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации полу-
чают из Министерства финансов РФ следующие материалы:
• предполагаемые изменения налогообложения;
• расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объе-
мы передаваемых соответствующих средств;
• порядок формирования Фонда финансовой поддержки
субъектов РФ и распределение его средств;
• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъек-
там РФ.
Финансовые органы муниципальных образований получают
от финансовых органов субъектов Российской федерации сле-
дующие материалы:
• предполагаемые изменения отчислений по закрепленным
за местными бюджетами доходам;
• порядок формирования регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных образований и распределение
его средств;
• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче мест-
ным, бюджетам.
Порядок организации и проведения работ по составлению
проекта территориального бюджета аналогичен работам, прово-
димым в Министерстве финансов РФ.
В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае
не-
сбалансированности доходов и минимально необходимых расхо-
дов территориальных бюджетов территориальный исполнитель-
ный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный
орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров
нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций,
субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче
из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении соста-
ва объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Исполнительный орган субъекта Федерации и
муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган
власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом
власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам
рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти.
Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляе-
мом протоколе, в котором содержатся обоснование предложе-
ний и обоснование отказа. В случае необходимости решения
этих вопросов на паритетных началах создается согласительная
комиссия, решение которой доводится до сведения ниже-
стоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное ре-
шение принимается вышестоящим представительным органом
власти.
Кроме составления проекта бюджета на планируемый год,
исполнительные органы власти субъектов Федерации и муници-
пальных образований в целях составления консолидированного
бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансо-
во-бюджетной политики государства должны подготовить и
представить в вышестоящий орган исполнительной власти сле-
дующие документы и материалы:
• прогноз социально-экономического развития субъекта
Российской Федерации и муниципального образования
на очередной год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики
субъекта Российской Федерации и муниципального обра-
зования на очередной год;
• прогноз сводного финансового баланса по территории
субъекта Российской Федерации и муниципального обра-
зования на очередной год;
• прогноз консолидированного бюджета субъекта Россий-
ской Федерации на очередной год;
• адресную инвестиционную программу на очередной год;
• программу приватизации государственных предприятий
на очередной год.
Дополнительно к этим материалам исполнительные органы
субъектов Российской Федерации подготавливают:
• структуру внутреннего долга субъекта Российской Феде-
рации и программу внутренних заимствований, преду-
смотренных на планируемый год для финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
• программу предоставления гарантий исполнительного
органа субъекта Российской Федерации на планируемый
год;
• оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Рос-
сийской Федерации за текущий год.
5.Организация бюджетных процедур (утверждение и
исполнение бюджета).
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
Получив от финансовых органов проекты соответствующих
бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят
поправки и дополнения.
Правительство Российской Федерации до 15 августа года,
предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического
развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных
целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы,
характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
После изучения этих документов и работы с ними
Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год. Вместе с этим проектом Правительство вносит в Государственную
Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных
внебюджетных фондов, и другие проекты, реализация которых требует осуществления
расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджете на планируемый год.
Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступивших
материалов по проекту бюджета проводится депутатами совместно с приглашаемыми
для этой работы экономистами, учеными, представителями министерств, ведомств,
которые готовят заключения по разделам проекта бюджета, вносят предложения по
доходам и расходам.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год может быть возвращен на доработку в Правительство РФ, если
состав представленных материалов не соответствует требованиям законодательных
документов о бюджете.
Доработанный проект вновь поступает на рассмотрение Совета
Государственной Думы.
Затем проект направляется Президенту, в Совет Федерации,
комитеты Государственной Думы для внесения замечаний, предложений, а так же в Счетную
палату РФ на заключение.
После этого проект бюджета с замечаниями и предложениями
депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы.
Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета — это важнейший
этап бюджетного процесса
действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в
процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной
власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения.
юридические и физические лица—плательщики налогов в бюджет,
получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех по-
ступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление
всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах
фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения ор-
ганом представительной власти. В финансовых органах готовит-
ся организационный план, в котором предусматриваются задачи
подразделений каждого финансового органа по обеспечению
выполнения бюджета. Далее проводится работа по покварталь-
ному распределению бюджета, направленная на равномерную
мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение
денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюд-
жета.
В финансовом органе на основании показателей бюджета со-
ставляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утвер-
ждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий
детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного
бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам
бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и
направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные
органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому глав-
ному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам,
главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатыва-
ется на основании; балансов доходов и расходов, смет расходов
бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов
бюджета — документ, регламентирующий взыскание платежей в
бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий,
предусмотренных в бюджете.
Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами
на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета И платежам за счет
бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального ка-
значейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет
бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечении фи-
нансирования мероприятий, предусмотренных росписью расхо-
дов, и имеет ряд этапов.
1)Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до рас-
порядителей и получателей бюджетных средств. На основании
бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения
Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассиг-
нований на период действия утвержденного бюджета доводят
объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядится
лями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и по-
лучателей через федеральное казначейство посредством пред-
ставления утвержденного распределения средств федерального
бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюд-
жетов).
2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями
право предъявления требования к бюджету. На основании доведен-
ных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обяза-
тельств они имеют право принятия обязательств на осуществление
расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансо-
вым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.
На основании уведомлений о выделенном лимите бюджет-
ных обязательств получатель средств бюджета обладает правом
осуществления закупок, начисления установленных денежных
выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обяза-
тельств при осуществлении закупок оформляется соответствую-
щими договорами с поставщиками продукции, исполнителями
работ и услуг.
3) Подтверждение а выверка исполнения бюджетных обяза-
тельств. Расходование бюджетных средств не может быть про-
изведено без завершения исполнения бюджетных обязательсхв.
Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган
документы, подтверждающие реализацию бюджетных обяза-
тельств.
4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обяза-
тельствам. Расходование бюджетных средсте осуществляется в
форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях
исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юриди-
ческих и физических лиц. Основанием для расходования бюд-
жетных средств является платежный документ, оформленный в
порядке, установленном финансовым органом. При этом объем
расходуемых бюджетных средств не может превышать испол-
ненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма де-
нежных средств, списанных с бюджетного счета в целях испод-
нения платежного обязательства, представляет собой кассовый
бюджетных расход.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское ис-
полнение федерального бюджета. Для его осуществления в соста-
ве Министерства финансов РФ образовано Федеральное казна-
чейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном
процессе государства:
организация исполнения федерального бюджета;
контроль за сто исполнением;
управление бюджетными доходами и расходами;
регулирование межбюджетных отношений;
финансовое исполнение внебюджетных фондов;
управление и обслуживание государственного внешнего и
внутреннего долгов Российской Федерации;
осуществление учета и отчетности по движению средств
федерального бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета реги-
страция поступлений, регулирование объемов и сроков приня-
тия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осу-
ществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осу-
ществление платежей от имени бюджетополучателей возлагают-
ся на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
• отражения Федеральным казначейством всех операций и
средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
• централизации в Федеральном казначействе всех поступ
лений в федеральный бюджет и платежей из федераль-
ного бюджета;
• совершения Федеральным казначейством всех кассовых
операций с использованием единого счета и управления
этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской
Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и
закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их
режима. ЕДИНЫЙ счет федерального бюджета — он же единый
счет Федерального казначейства находится в Центральном банке
Российской Федерации.
Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам
включает:
• перечисление и зачисление доходов федерального бюдже-
та на единый счет Федерального казначейства;
• распределение в соответствии с утвержденным федераль-
ным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
• возврат излишне уплаченных сумм доходов;
• учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо-
дах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной
классификацией.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает
Страницы: 1, 2, 3
|