бесплатные рефераты

ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

         Использование стандарта открывает новые возможности сотрудничества библиотек и влатных структур, прежде всего на основе того, что многие нормативные (колличественные и качественные) требования  стандарта напрямую адресованы органам местного самоуправления, а их выполнение зависит от ответственности этих органов перед населением и местными сообществами в деле организации их обслуживания. В дальнейшем его можно применять в процессе аккредитации библиотек (как в целом, так и по отдельным параметрам), выдавая им сертификаты, подтверждающиеся необходимый уровень возможностей или качества непосредственной деятельности. Таким образом, стандарт будет полезен и необходим в непрерывном процессе самоанализа и осмысления библиотекой достигнутого ею уровня и соответствия принятым профессиональным критериям, что будет в итоге способствовать повышению ответственности библиотек перед обществом. /13, с 17-18./

          На основании всех действующих нормативных актов и законов в библиотеке «Кунцево» были составлены различные правила с помощью которых регулируется деятельность библиотеки.

Ниже приведены правила пользования универсальной публичной библиотекой(для взрослого населения) в ЦБС «Кунцево» со сносками на правовые документы.       

   1.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ.(для взрослого населения)

1.Общие положения

1.1    ЦБС является информационным, культурным образовательным учреждением, располагающим организованным фондом тиражированных документов и предоставляющим их во временное пользование физическим и юридическим лицам (Федеральный закон – далее ФЗ – «Обиблиотечном деле», ст. 1; Устав библиотеки).

1.2    Настоящие правила разработаны в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле», Гражданским кодексом (ГК РФ Ч.1), Положением «Об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», Уставом ЦБС «Кунцево», утвержденным Комитетом по культуре г. Москвы.

1.3    В своей деятельности библиотека обеспечивает право свободного и равного доступа к информации, способствует удовлетворению информационных потребностей, самообразованию.

            Для достижения этих целей библиотека предоставляет свои фонды во временное пользование через систему читальных залов, абонементов, осуществляет справочно-информационное обеспечение потребностей пользователей (Устав ЦБС «Кунцево»).

1.4 Библиотека общедоступна. Порядок доступа к ее фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются настоящими Правилами в соответствии с Уставом ЦБС.

          2.ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ.

2.1.Каждый пользователь, независимо от пола, возраста, нацмональности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание.

2.2.Пользователем библиотеки может стать каждый гражданин, проживающий на территории г. Москвы по предъявлению документов, удостоверяющих его личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет -  по предъявлению документов, удостоверяющих их законных представителей.

2.3.Лица, не имеющие прописки на территории г. Москвы, имеют право на библиотечное обслуживание только в читальном зале.

2.4.Юридические лица обслуживаются на основе договорных отношений.

2.5.Все пользователи библиотеки имеют право:

-бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

-бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

-бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

-получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

-пользоваться другими видами услуг, в том числе и платными, перечень которых определяется Правилами пользования библиотекой.

2.6.Пользователи библиотеки имеют также право:

-участвовать во всех мероприятиях библиотеки;

-входить в состав различных советов при библиотеки, высказывать свои мнения и суждения о деятельности библиотеки и отдельных работников, вносить предложения по улучшению работы библиотеки, ее структуры;

-ожаловать в суде действия должностных лиц, ущемляющих их права;

-пользоваться платными услугами  библиотеки  согласно Устава ЦБС.

     3. ПРАВА БИБЛИОТЕКИ.

3.1. Права библиотеки определяются в соответствии со ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле», гл. 4 Гражданского кодекса (Ч.1), ст. 20 Закона «Об авторском праве  и смежных правах», Уставом библиотеки.

     4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (ст 9 ФЗ – «О библиотечном деле»)

Пользователь обязан:

4.1. Ссоблюдать правила пользования. Пользователи, нарушившие Правила пользования и причинившие ущерб библиотеки, компенсируют его в следующем порядке:

-при утере или порче документа изфонда библиотеки пользователи обязаны  заменить их соответственно такими же или признанными равноценными ( в том числе и копиями утраченных документов), а при невозможности замены – возместить их индексированную стоимость в 10-кратном размере. Стоимость утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в современных рыночных условиях (ст. 12,15 ГК; ст. 20 Закона «Об авторском праве и смежных правах»);

-при нарушении сроков возврата  документов, взятых во временное пользование, аобнементы могут быть лишены права пользования библиотекой на сроки,  установленные админстрацией; (ст. 12, 330- 331, ст. 334-360 ГК);

-за утрату произведений печати и иных материалов из фонда библиотеки, причинение им невосполнимого вреда и нарушения срока возврата документов несовершеннолетними читателями ответственность несут их родители, опекуны, попечители, учебные заведения, воспитательные или лечебные  учреждения, под надзором которых они состоят;

-при иных случаях нанесения вреда имуществу или персоналу библиотеки пользователи несут ответственность в соответствии с  действующим законодательством (ГК, УК).

4.2 При получении документов тщательно  их рассмотреть и в случае обнаружения  каких-либо дефектов сообщить об этом  библиотекарю, который обязан сделать  соответствующие пометки на выдаваемом документе.

4.3. Бережно относться к документам из фонда библиотеки: не делать в них никаких заметок, пометок из помещения и не загибать страниц, не выносить из помещения библиотеки (отдела), если документы не записаны в читательском формуляре, возвращать их в установленные сроки. Не нарушать расстановки фонда в отделах с открытым доступом, не вынимать карточек из каталогов и карточек.

4.4. Бережно относиться к имуществу библиотеки.

4.5 Соблюдать правила пользования в общественных местах.

  5. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

  Библиотека обязана.

5.1.Создавать все условия для осуществления прав пользователя на свободный доступ к информации и документам из фондов библиотеки (с. 12 ФЗ «О библиотечном деле»);

5.2.Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей. Не допускается  использование сведений о читателе и его чтении в любых случаях, кроме научных целей и улучшения организации библиотечного обслуживания (ст. 24 Конст. РФ, ст. 12,п. 1 ФЗ «о библиотечном деле»);

5.3. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей , принимать меры по привлечению пользователей в библиотеку.

5.4.Осуществлять справочно-библиографическое и информационное обеспечение с учетом требований времени.

5.5.Обеспечивать высокую культуру обслуживания читателей, оказывать им помощь в выборе необходимых произведений и иных материалов путем устных консультаций, предоставления а их пользование каталогов и картотек.

5.6.В случае отсутствия в фонде необходимых читателям произведений печати и иных материалов запрашивать их по межбиблиотечному пбонементу из других библиотек.

5.7.Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах библиотеки документов в соответствии с установленными Правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование, а также произведений печати и иных материалов, являющимися памятниками истории и культуры, с соблюдением требований законодательства РФ.

            Сотрудник библиотеки при выдаче документов обязан тщательно просматривать их и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов делать соответствующие пометки на выдаваемом документе.

5.8. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателям документов.

5.9.Билиотека по требованию пользователей обязана предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

    6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ.


6.1.Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность.

            Дети до 16 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей, и их поручительства.

            Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования и письменно (своей подписью) заверить свою обязанность соблюдения их.

            При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском билете или читательском формуляре (ст. 7 ФЗ, ст.26,п.1, ст.28,п.1,3, ст361-363,367 ГК)

6.3.При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях читатель должен сообщить об этом в библиотеку.

6.4. Библиотека определяет технологию записи и пользования библиотекой (читательские билеты, контрольные листки или только формуляры)

      7.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ.

7.1.Абонемент – форма индивидуального обслуживания и(или) структурное подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу документов для использования вне библиотеки на определенный срок и на определенных условиях.

7.2.Пользователь может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров на срок 14 дней. Срок пользования новыми журналами и документами повышенного спроса устанавливается библиотеокй 7 дней.

7.3.Абонемент может продлить срок пользования документом, если на него нет спроса со стороны других читателей.

7.4.Библиотекарь обязан систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных документов. Через 30 дней сотрудник напоминает читателю (письменно или по телефону) о необходимости возврата документов. Если документы не возвращены, то библиотека может применить административные меры:

-лишить права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок (ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле»; ст.12,15,330 ГК)

перевести читателя на обслуживание только в читательном зале.

7.5.Пользователь обязан расписаться за каждый документ, при возвращении документы погашаются подписью.

7.6.Формуляр читателя и книжный формуляр являются документом и приемом их к библиотечной работе.

        8. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ.

8.1.Читальный зал – структурное подразделение библиотеки с помещением  и формами обслуживания пользователей, предоставляет литературу из фондов библиотеки для работы только в читальном зале.

8.2.Читальный зал обслуживает всех желающих только по предъявлению соответствующих документов, удостоверяющих их личность. В случае отсутствия этих документов гражданин получает право на единовременный вход в библиотеку через администрацию или дежурного по библиотеки.

8.3.Число документов, выдаваемых в читальном зале не ограничивается.

8.4.Документы, полученные по МБА, на дом не выдаются. Ими пользуются только в  читальном зале.

8.5.Пользователь обязан расписаться за каждый полученный в читальном зале документ.

          На основании всех выше перечисленных правовых документов составлены  Правила пользования детской библиотекой./5, с 18-20/




2.3.ИНФОРМАЦИОННАЯ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ.


          В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы – информатики и вычислительной техники, инормационных технологий и телекоммуникаций, - занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных направлений (в том числе и расходование бюджетных средств), традиционно скептически отношение к библиотекам, недооценка их деятельности стали меняться, причем, - в сторону несравненно лучшего понимания их реальной роли, задач в современном информационном мире, их информационных возможностей, характера и полноты накопленных в библиотеках информационных ресурсов и связанной с этим степени востребованности их обществом.

          Не в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерства в этих вопросах сначала с Комитетом по информационной политике при Президенте РФ,  затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны на фоне ослабления деятельности центров НТИ  и обусловлены консолидированностью библиотечного профессионального сообщества в осмыслении текущих проблем и перспектив своего развития в контексте мирового опыта.

          До самого последнего времени проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались изолированно друг от друга, прежде всего ввиду их большого разнообразия как по составу и содержанию самой информации, так и по формам ее представления, собственности, орагнизационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам. В потоке публикаций, исследующих эти проблемы, библиотеки если  и небыли откровенно на заднем плане, то во всяком случае  явно терялись. Выходить на авансцену в информационном сообществе они начали тогда, когда была осознана необходимость формирования целостной государственной информационной политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний, представлений и информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к ним и способах их использования./12, с 168,169/

          В 1995 году был  подготовлен Национальный доклад «Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития», содержащий анализ состояния информационных ресурсов, представленных в электронной форме, прежде всего баз и банков данных. Хотя в этом докладе библиотекам отведено достаточно скромное  место, но все же они в нем присутствуют./1, с 121/

          В 1999 году опубликован Национальный доклад «Информационные ресурсы России», целью которого является «формирование целостного представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов, позволяющего сформулировать  и определить пути реализации эффективной государственной политики в области формирования, защиты и использования информационных ресурсов» В нем библиотеки стоят уже на первом месте и раздел «Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы» фактически открывают доклад, следуя сразу после общего описания структуры всех информационных ресурсов страны. Библиотечная сеть России в этом докладе названа в числе четырех основных государственных информационных систем России, имеющих межведомственный универсальный характер, наряду с Архивным фондом Российской Федерации, государственной системой статистики и государственной системой научно-техничесмкой информации. Причем любопытно и показательно, что  в этом перечислении библиотечная сеть – на первом месте. В докладе омечается, что «в настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления». Но и на этом направлении работ в качестве положительного примера в докладе приводится набирающее силу сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных федеральных и региональных) библиотек и  ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией – имеется в виду начавшийся  1998 году процесс создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. /8, с 24/; /9, с 203/

          Тем не менее, говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают подобающее им место в государственной информационной политике или близки к гармонии отношений с ее идеологами, прямо скажем, прждевременно. Поэтому в повестке дня неминуемо появится вопрос об интеграции этих ресурсов с библиотечными (там, где это возможно и целесообразно) на основе совместимых технологий, единых стандартов, норм и правил в рамках государственной информационной политики. Новая федеральная программа «Электронные библиотеки» дает реальный шанс для такой интеграции./12, с 170/

ТРЕБОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ЧИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ БИБЛИОТЕК.


          Появление нового направления в библиотечной деятельности, связанного с информационным обслуживанием предпринимательства, изменение экономического, хозяйственного статуса библиотек требуют осмысления выполняемых ими функций с учетом этих реалий.

         Сложности в определении функционального назначения библиотек в отношении обслуживания предпринимательства связаны прежде всего с изменениями, происходящими в нашем обществе, которые в основе своей институциональны. Это означает, что разрушаются устойчивые прежде  стереотипы интерпретации событий в повседневной жизни. Прежде всего это относится к новым для нашего общества социальным ролям. Появился социальный слой предпринимателей. Но общепринятый, типичный образ предпринимателя применительно к российской действительности еще не сложился, он только формируется.

         В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и т.д.) и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в становлении института предпринимательства может быть отведена и библиотекам. Являясь неотъемлимой частью социальной системы, библиотека выполняет функции, связанные с обеспечением механизма социализации личности, т.е. знакомство с окружающей человека жизнью, приспособление и выработка индивидом собственных принципов, позиций, ценностей, норм, установок, стереотипов, социальных ролей, присущих данному обществу, профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние библиотеки заключается в выявлении комплекса  формальных и неформальных норм и ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и услуг. Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В настоящее время разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих эту деятельность. Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно правовых документах, инструктивных и методических материалах по регулированию предпринимательской, экономическому сотрудничеству в условиях рынка, создают для сотрудничества с предпринимательскими структурами, а также поддерживают эти самые структуры. Деятельность библиотеки, связанная с информированием, разъяснением политики, программ, целей, задач, конкретных союзов, партий, ассоциаций, может способствовать консолидации потребностей и интересов разных социальных групп для достижения единых целей экономического и социального развития страны. Сейчас можно говорить о широком изучении предпринимательской деятельности. Подготовка специалистов в области бизнеса, осуществляется на базе различных курсов, бизнес-школ и т.д. Издается учебная литература по различным вопросам бизнеса, необходимая для организации учебного процесса. Информационное обеспечение учебного процесса является традиционной функцией как специальных учебных, так и других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена современной концепцией образования, в которой большее значение приобретает задача усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание перестает быть просто приложением к различным обучающим программам. С его помощью каждому индивиду предоставляется возможность самостоятельно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.

         Практическая реализация социализирующей функции библиотеки должна происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в обществе. Определяющим должны стать профессионализация тех или иных людей, личностные характеристики, сходство и несхожесть интересов, условий жизни и возможностей различных социальных групп.

         Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких социальных интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям общества в целом к данной социальной деятельности.

          Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в процессе подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со стандартными методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою специфическую систему, информационные потребности, обусловленные особенностями планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка товаров, их сертификации, возможностей и областей приложения денежных средств, а также потребностью в обеспечении законности своей деятельности. Взаимодействие субъектов рынка начинается с описания делового предложения. Точность формулировки делового предложения требует, в свою очередь, моделирования рыночной ситуации. Обычно такое моделирование проводится при составлении бизнес-плана предстоящей деятельности. Помощь в составлении бизнес-плановых, деловых предложений может оказать библиотека, одновременно реализуя и социализирующую, и коммуникативную функции.

         В условиях рыночной экономики, когда знания и информация получает статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации. Принятие эффективных  решений в области предпринимательства невозможно без достоверной информации о них.           

         Для организации рациональной системы информационного обеспечения предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в регионах, которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную базу. Это могут быть территориальные центры единой системы ТПП РФ, информационно-аналитические центры поддержки малого предпринимательства, создаваемые в соответствии с федеральной программой, центры научно-технической информации, коммерческие информационные структуры, уже зарекомедовавшие себя на информационном рынке. Важную роль в решении задачи информационного обслуживания предпринимателей способны взять на себя библиотеки, имеющие высококвалифицированных специалистов, обширные информационно-документальные фонды, отработанные формы и методы предоставления различных видов информационных услуг.

         Информационные потребности, связанные           с            предпринимательской деятельностью, могут идентифицироваться не только с самим бизнесом, но и      с научной, преподавательской, учебной, управленческой деятельностью. В этой связи можно отметить все большее расширение функций универсальных научных библиотек, возглавляющих систему библиотечного обслуживания в Российской Федерации. Благодаря своим фондам, именно они могут обеспечивать весь спектр функциональных            потребностей связанных с предпринимательской деятельностью. /22, с 24-25./

          Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок. Прежде всего это тотальная информатизация: повсеместное распространение  компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами  работы с формализованными знаниями беспрецедентное сокращение дистанций между появлением новой идеи и освоением ее индивидами и др. Вторая предпосылка – убыстрение технических средств реализации идеи, то есть сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующих для ее материального воплощения. И как результат этого – возрастание самоценности образования, квалификации, творческой продуктивной деятельности. Третья предпосылка – рефлексивная предметизация природной и социальной среды, то есть процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

         Во всем мире отмечается рост самоценности культуры и образования, преодоление противоречий между ними. В то же время развитые страны уже давно столкнулись с проблемой так называемой функциональной или вторичной неграмотности, что означает неспособность части населения, даже окончившей средние и высшие учебные заведения, воспринимать смысл коротких и несложных прочитанных текстов.

         Таким образом усложнение информационного пространства, появление новых технологий, техники не снимают, а, наоборот, углубляет проблемы воспитания и читательской культуры, навыков, умений и способов поиска и освоения информации на традиционных носителях. /16, с 36-37./

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИННОЙ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК.

1.     Информатизация библиотек «Кунцево»

          Основные направления деятельности по информатизации библиотек ЦБС «Кунцево» осущесьтвляется в соответствии с ее программой «Автоматизация библиотечных технологий». Приоритетная задача информатизации 1995-1996гг. – опытно-промышленная эксплуатация АИБС «МАРК» в сетевом режиме.

БЫЛИ ВЫПОЛНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

- определены основные технологические  процессы информационной деятельности ЦБС и создания информауионного центра на базе ЦБ 193 им. А.Ахматовой;

- разработаны алгоритмы автоматизированной обработки документов и определен формат ведения баз данных;

-  отрабатывалась технология ведения электронного каьталога и электронной картотеки статей;

-         определены ориентиры дальнейшего развития информатизации библиотек ЦБС на основе локальной вычислительной сети АИБС «МАРК»;

-         внедряется первый этап локальной вычилительной сети, к которой  9 автоматизированных рабочих мест

-АРМ-комплектование и обработка

-АРМ-поиск

-АРМ-абонемент

-АРМ-администратор

-АРМ-хранение

-проводится поэтапное обучение сотрудников ЦБС работе на компьютерах как в однопользовательском варианте, так и в сетевом;

-         ведущие специалисты ЦБС по информатизации обучаются на семинарах при ГПНТБ, посещают конференции и семинары по  информационным технологиям, проводимые ВГБИЛ им.Рудомино, ЦГБ им. Некрасова, Министерством культуры России;

-         Изучается опыт зарубежных библиотек на международных конференциях в гг.Евпатории, Форосе, Лондоне и Тель-Авиве, библиотек Германии (Берлина, Кельна, Бонна, Штутгарта);

-         Оснащены компьютерами библиотеки;

-         Установлены два мультимедийных комплекса.


СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

          Создание компьютерной  инфраструктуры существенным        образом изменило информационный сервис библиотек ЦБС, улучшились качество и оперативность информационной деятельности.

          Электронные базы данных (исполнителями которых являются функциональные отделы ЦБ 193) позволяют осуществлять оперативный и многоаспектный поиск по  тематическим, фактографическим и другим запросам пользователей библиотек, вывод информации на бумажные носители ( в виде списков, бюллетеней, экспресс-информации), копирование на дискеты.

БАЗЫ ДАННЫХ ЦБС:

-электронный каталог                             13 000ед.

-электронная картотека статей               22 000ед.

-БД «А.Ахматова»                                   1500ед.

-БД «Царские династии»                         1200ед.

-БД «Великая Отечественная война»     650ед.

-БД «Меценаты. Благотворители.          400ед.

Коллекционеры.»

-БД «Москва. Кунцево. ЗАО»                 1200ед.

-Справочно-библиографическая

автоматизированная программа

«ЛИКС – СБОРНИК» (РГБД)

-Справочно правовая

полнотекстовая база                                 15 000ед.

«Консультант плюс» («ИМПИ Плюс»)

-БД «Читатель»

-БД «Страны мира»                                  3500ед.

          Информационно-библиотграфическим отделом ЦБ внедряются новые информационные услуги с использованием электронных баз данных:

-выполняются запросы пользователей ЦБС по социально-бытовым проблемам, деловым и житейским ситуациям на основе правовой полнотекстовой базы данных с выводом текста на бумагу или дискету;

-распечатываются для пользователей библиотек ЦБС «Информ-досье», «Экспресс-информация» по проблеме «Социальная информация»;

-подготовлены «Дайджесты публикаций» по 16 актуальным темам (в т.ч.льготы, налогооблажение, жилье, инвалиды, ветераны, пенсионное обеспечение, репрессированные);

-подготовлены для библиотек ЦБС библиографические указатели:

    -«Великая Отечественная Война»

    -«С.А.Есенин. Жизнь и творчество»

    -«Меценаты. Благотворители. Коллекционеры.»

    -«Малое предпринимательство»

    -«Рождество Христово»

    -«Три стихии: земля, вода, воздух»

    -«Любовь – аромат бытия»

    -«Круг семейного чтения»

    -«Бюллетени периодических изданий, выписываемых библиотеками ЦБС»

          Все библиотеки ЦБС представляют информационные издания в пользование своих читателей и для выполнения справок.

          Библиотеки ЦБС выполнили в течение 1995-1996 гг. 290000 сложных библиографических, фактографических, адресных справок по запросам пользователей.

          Изучение запросов пользователей выявило изменение спектра запросов,  отражающего социально-экономические проблемы сегодняшней ситуации. Образовательные запросы школьников и студентов носят индивидуальный характер и зависят от альтернативных образовательных программ учебных заведений. Библиотекарями отмечается низкий уровень информационной грамотности не только школьников и студентов, но и педагогов образовательных учреждений, которые не владеют знаниями литературы по своему предмету, практически отсутствуют рекомендации для них по той или иной литературе. Для системы дополнительного образования проведено изучение публикаций как периодических, так и книжных изданий по темам: концепции и модели образовательных программ; методики, модульные уроки; развитие творческой способности  и одаренных детей; работа кружков, курсов для детей. Подготовлен список литературы для дополнительного чтения детей, занимающихся в кружках и студиях Станции юных техников.

          Выявлены регионы с преобладающими группами населения, например, Крылатсткое (регион обслуживания ЦБ 193 и ЦДБ 17), в котором постоянные пользователи  - студенты негосударственных образовательных учреждений, не имеющих учебных библиотек. Запросы их разнообразны – от истории религий, культурологии до микроэкономики. В регионах обслуживания библиотек 40,41,38 много пользователей из социально незащищенных слоев населения.

          Информационное обеспечение библиотек в помощь образовательным программам включает историю мировых цивилизаций, историю отечества, культурологию, политологию, социалогию, психологию.

          Пользователям библиотек предоставляется социально-бытовая информация по  проблемам налогооблажения, льгот и компенсаций, страхованию, пенсионному обеспечению в виде списков, информ – стендов «№полезная информация», дайджестов, информ  -  досье.

          Библиотеками проводятся информационные мероприятия с использованием интегрированной информации (аудивизуальной, компьютерной, документальной): неделя экологического просвещения, неделя краеведческих знаний, неделя исторических знаний.

          Детские библиотеки уделяют большое внимание информационной культуре читателей –детей:

-ЦДБ разработала и апробировала программу обучения информационному поиску читателей детей «Библиотека в компьютере»;

-библиотека-клуб провела комплекс компьютерных игровых уроков с использованием СD-ROM;

-с целью воспитания культуры чтения библиотеками организуется информины, информ-релизы, премьеры новых публикаций, экскурсии, уроки ББЗ.


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО -БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

1. Основные задачи

1.1        Организация эффективного информационого обслуживания  пользователей библиотек ЦБС.

1.2        Обеспечение развития информационной базы библиотек ЦБС  и внедрение информационных услуг на основе автоматизации.

1.3        Организация единой информационной и справочно-библиографической службы на основе согласованной деятельности структурных подразделений ЦБС, координация с библиотеками других ведомств и организаций, с библиотеками-методическими центрами.

2.Содержание работы

2.1 Организация системы информационного обеспечения пользователей библиотек:

2.1.1 Изучение инфраструктуры регионов обслуживания библиотек, выявление профильности предприятий, учреждений, организаций, государственных и коммерческих структур, их потребностей в информационных услугах.

2.1.2 Изучение потребностей населения регионов обслуживания библиотек в информационно-библиографических услугах.

2.1.3 расширение ассортимента информационных услуг, их совершенствование.

2.1.4 Разработка технологии навых форм информационного обеспечения.

2.1.5 организация рекламы информационных услуг библиотек ЦБС.

2.2 Организация индивидуального и группового информирования пользователей библиотек совместно с подразделениями ЦБС:

2.2.1 Ведение базы данных (картотеки) абонементов индивидуального и группового информирования.

2.2.2 подготовка бюллетеней новых поступлений, тематических списков литературы, экспресс-информаций. Рассылка по библиотекам-филиалам и структурным подращделениям ЦБС.

2.2.3 Информирование органов местной власти (муниципалитетов, префектуры) о новых нормативно-законодательных документах. Информационное обеспечение муниципальных программ.

2.2.4 проведение библиографических обзоров, дней информации, дней специалистов.

2.2.5 Выполнение сложных библиографических справок по запросам пользователей библиотек и библиотек-филиалов, требующих использование центрального информационно-поискового аппарата.

2.2.6 Анализ выполненных справок и причин отказов, изучение использования информационно-поискового аппарата ЦБС.

2.3. организация единого информационно-библиографического банка данных ЦБС:

2.3.1 Формирование информационно-поискового аппарата ЦБС совместно с отделом комплектования и обработки.

2.3.2 Разработка технологии введения автоматизированных баз данных. Определение структуры баз данных, отиентированных для конкретных подразделений ЦБС, конкретных направлений использования. Ведение баз данных.

2.3.3 Анализ баз данных, устранение ошибок, контроль целостности, выполнение их резервного копирования и архивирования.

2.3.4Обеспечение автоматизированного информационно-библиографического поиска по запросам пользователей библиотек и структурных подразделений ЦБС.

2.3.5Изучение рынка библиографических и полнотекстовых баз даннах г.Москвы и России по темам, пользующихся повышенныи спросом.

2.4.Формирование информационной культуры пользователей библиотек ЦБС:

2.4.1Проведение групповых и индивидуальных консультаций, семинаров и библиотечно-библиографических уроков,организация курсов по культуре чтения.

2.4.2Разработка учебных программ для пользователей и библиотекарей по поиску в электронном каталоге. Организация обучения.

2.5.Координация работы с библиотеками других систем и ведомств, органами информациионного обслуживания. Посредническая деятельность между информационными центрами, библиотеками, пользователями.

2.6.Анализ состояния информационной и справочно-библиографической работы библиотек ЦБС. Учет на основе данных структурных подразделений.

2.7.Составление перспективных и текущих планов информационной и справочно – библиографической работы ЦБС, текстовых и статистических отчетов на основе данных структурных подразделений.

2.8.Изучение и обобщение инновационных методов и форм информационной и справочно-библиографической работы, внедрение в практику работы библиотек ЦБС совместно с отделом библитотечного маркетинга и инноваций.

2.9.Участие в системе повышения профессиональной квалификации, оказание консультативной и методической помощи в орга низации информационной и справочно-библиографической работы библиотек ЦБС.

3.Организация работы и управление

3.1. Информационно-библиографический (ИБО) отдел является структурным подразделением Центральной библиотеки. Находится в ведении и работает под непосредственным руководством директора ЦБ.

3.2. В своей деятельности руководствуется законами РФ, в том  числе «О библиотечном деле», «Основами законодаткльства РФ о культуре», потсановлениями Министерства и  управления культуры, рекомендациями методических центров, Уставом ЦБС, приказами и распоряжениями директора ЦБС, Положениями об отделе.

3.3. Структура и штат отдела утверждаются в принятом порядке. В штат отдела входят: главнй библиотекарь, главный библиограф, библиографы, библиограф-оператор, системный программист, инженер-электронщик.

3.4.Отделом руководит заведующий: главный библиотекарь\библиограф, назначаемый и освобожаемый от занимаемой должности директором ЦБС.

            Он несет ответственность за организацию и содержание работы отдела. Обязанности заведующего отделом определяются должностной инструкцией, утвержденной директором ЦБС. Заведующий отдела входит в состав Совета при директоре.

3.5. Сотрудники отдела назначаются и освобождаются от должности директором ЦБС по представлению заведующего отделом в соответствии с трудовым законодательством.

3.6. Отдел составляет перспективные и текущие планы работы, текстовые и статистические отчеты о работе отдела. Планы и отчеты утверждаются директором ЦБС.

3.7.Распорядок работы отдела определяется в зависимости от производственной необходимости и утверждается директором ЦБС./5, с 26-30/







           

2.4. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БИБЛИОТЕКАХ.

          Один из аспектов информационно-культурно-образовательной деятельности библиотеки, обслуживающей подрастающее поколение, - содействие интеллектуальному развитию, расширению сферы делового чтения (хоть это только часть интеллектуального чтения) детей и молодежи. Исследователи чтения выделяют, как известно, три вида: свободное (досуговое). Когда человек читает «для себя» из внутренней потребности, деловое – для цели образования, повышения квалификации, сдачи экзамена и др.,  пограничное, то есть чтение, рекомендованное кем-то, но предполагающее возможность выбора.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ