ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности
Деловое чтение обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень,
прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, навыки поиска и
переработки информации. Именно в сфере делового чтения актуальна дидактическая
установка научить учиться. Умение учиться не дано личности изначально.
Деловое чтение имеет тенденции, характерные для развития образования, культуры
и профессиональной подготовки в целом. Оно предполагает сделать выбор: что
читать и как читать, как относиться к прочитанному. Эта литература учит
отделять факты от их интерпретации, фиксировать изменения, анализировать
различия между способами мышления в разных культурах, воспринимать инокультуры
и инакомыслие. Для делового чтения важно также соблюдение правила аутентичности
содержания, то есть человек должен быть приучен судить о тексте по самому
тексту, а не по его переложению. Деловое чтение предусматривает умение и
привычку пользоваться современными информационно-поисковыми системами. Именно
поэтому оно является составной частью современного информационно-культурного
пространства. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его
основы закладываются в детстве и юности.
Основными организаторами делового чтения являются учреждения, входящие в
информационно культурно-образовательное пространство – школа и библиотека.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что 90 % обращений школьников в
библиотеку с конкретным запросом относится к сфере делового чтения.
С появлением альтернативных школ, лицеев и т.д. значительно усложнился характер
учебных программ и курсов. Школьные и детские библиотеки испытывают сейчас
значительные трудности, связанные с тем, что их фонды не удовлетворяют
читателей. Проблема комплектования, а главное финансирования – самая серьезная.
Дело иногда не в отсутствии денег, а в отсутствии информации о книжном рынке.
Разрушена система информации о новинках издательств, система доставки
литературы в регионы. Создание национальной системы книгоиздания и
книгораспространения «Вооks
in print»
во многом позволит решить проблемы комплектования. Многие детские и школьные
библиотеки начали решать эти задачи сами, организуя альтернативное
комплектование, выступая в качестве дилеров издательств, заключая прямые
договоры с ними, привлекая внебюджетные средства для приобретения литературы,
хорошо понимая, что только правильно скомплектованный фонд может привлечь и
удержать читателей.
Фонд – основа образовательной сферы делового (и не только) чтения.
Библиотекарь должен помогать юному читателю в овладении способами поиска,
переработки и усвоения деловой информации, в организации процессов
самоообразования, овладении техникой интеллектуального труда. В последнее
время получили широкое распространение различные курсы и программы обучения
творческой деятельности. Спрос на них, особенно среди старшеклассников,
молодежи, очень велик. Приведем хотя бы пример школ, курсов техники быстрого
чтения, без овладения навыков которого невозможно усвоение и просмотр большого
количества источников. Библиотеки вносят свою лепту в разработку и претворение
в жизнь таких программ. Но правильная организация делового чтения, на наш
взгляд, требует, во-первых, индивидуализации работы с читателем, от чего, к
сожалению, многие библиотеки отошли, а главное - внедрения в библиотеку новых
информационных технологий.
Фактором резко сокращающим время поиска информации, должны стать современные
компьютерные технологии. Допустим, нужно узнать, где и в каких контекстах о
каком-либо философском вопросе говорили крупнейшие мыслители древности. Можно в
течение многих месяцев перелистывать сотни книг. Электронно
информационно-поисковая система способна отвечать на такие запросы спустя
несколько минут. Более того, можно распечатать список книг с указанием глав,
параграфов или страниц. Таким образом, время тратиться только на содержательную
работу с книгой, на проникновение в идеи источников, на их осмысление.
Вторая очень серьезная проблема связана с предыдущей – это организация
свободного доступа к информации и документам в стенах библиотеки. Человек
получает доступ к культуре отнюдь не тогда, когда его обязывают прочитать или
запомнить огромное колличество материала. Человек должен жить в культуре,
личностно проявляться в ней мыслить оценивать ситуацию, делать выбор, стремится
к истине. А истина – это доступ к фактам и источникам, формирование рефлексии и
критического мышления, умения работать с источником. Библиотека обязана
обеспечивать читателю ознакомление с альтернативными концепциями, идеями,
толкованиями фактов или феноменов культуры. На это должны быть направлены
усилия по раскрытию фонда, ориентирован справочно-поисковый аппарат.
Таким образом библиотека выживет и будет востребованной только тогда, когда она
станет подлинным культурным, информационным и образовательным центром,
получающим, хранящим и распространяющим всевозможные источники информации,
способные удовлетворить любые запросы своих пользователей. /3, с 22-23./
В ЦБС «Кунцево» разработана программа «Все дети талантливы», которая находит
применение в настоящем времени.
ПРОГРАММА «ВСЕ ДЕТИ
ТАЛАНТЛИВЫ»
1.Назанчение
и цели
Программа разработана в целях содействия социальному, духовному, моральному
благополучию и творческому развитию детей.
Программа предполагает:
1.Объединение всех организаций,
работающих с детьми (библиотек, культурных центров, детских содов, школ,
лицеев, гимназий), смей, творческих союзов, специалистов, психологов,
педагогов, художников, артисов, музыкантов; ассоциаций, благотворительных фондов
в целях взаимодействия по выявлению, поддержанию одаренности и развитию
потенциальных творческих возможностей детей.
2.Создание
модели «Свободная библиотека», предоставляющей возможность детям
заниматься теми видами деятельности, которые для них наиболее интересны.
3.Расширение
круга интересов и развития детей; исследование новых направлений познавательной
деятельности.
Ориентация детей на поиск
новых форм индивидуальной деятельности, самостоятельной исследовательской
активности.
2.Основные
задачи библиотек.
2.1.Организуют оптимальную структуру,
приспосабливая пространство и помещение к интересам и потребностям зоны с
учетом вида возможных увлечений и занятий детей.
Обеспечивают соответствующим
оборудованием и современными телекоммуникационными средствами.
2.2.Представляют права и свободу выбора
занятий, проведение досуга по интересам и желаниям детей.
2.3.Представляют права и свободу выбора
источников информации для чтения и образования, обеспечивая пользователей
печатными, ауди-визуальными материалами и информационным обслуживанием.
2.4.Формируют специализированные фонды
многоотраслевой литературы, АВ-материалы, микрофиши, электронные базы данных
на компакт-дисках, компьютерные игры, игры для интеллектуального развития.
2.5.Признают ребенка как личность и
предоставляют возможность межвозрастного общения в клубах, студиях, кружках,
досуговых мероприятиях; развивают любовь к чтению и художественное восприятие,
открывают возможности для конструктивного творчества.
2.6.Организуют поиск и выявление
одаренных детей, эффективную и постоянно действующую диагностику одаренности
детей; оказывают своевременную помощь в развитии одаренности.
2.7.Функционируют как консультационные
центры для родителей по проблемам воспитания и развития творческих
способностей, одаренности детей-инвалидов и разрабатывают индивидуальные
программы своевременной помощи по развитию творческих способностей
детей-инвалидов, основанные на дифференциированном подходе. В приложение 2
отображена структура расходов на финансирование программы.
Формирование
книжного фонда.
В Централизованной библиотечной
системе «Кунцево» при организации комплектования фонда профильных библиотек
отдел обработки и комплектования литературы использует не только традиционные,
но и альтернативные источники комплектования. При закупки литературы и других
материалов в эти библиотеки акцент делается на их специализацию.
Книжный фонд библиотеки
универсальный. Его составляет как печатные издания, так и нетрадиционные
носители информации.
В фонде детской библиотеки –
филиала 106 им. В.В.Бианки, помимо круга литературы для детей по всем отраслям
знаний произведений художественной литературы, представлены издания для
взрослых, которые могут использоваться как школьниками так и руководителями
детского чтения.
Фонд раскрывает
научно-популярную литературу, произведения отечественной и зарубежной
художественной литературы, книги в помощь образованию.
Организация фонда при открытом
доступе определяется принципом дифференцированного обслуживания читателей: в
библиотеки функционируют абонементы для пользователей разных возрастных групп
Содержание работы с читателями.
Индивидуальная работа.
Библиотека организовала
индивидуальное информирование читателей по 13 темам. В Централизованной
библиотечной системы «Кунцево» разработана программа для детских библиотек «Все
дети талантливы». Осуществляя ее, детская библиотека – филиал 106 проводит
конкурсы детского творчества:
-конкурс на лучшую экологическую сказку
«Нет повести печальнее на свете»
-конкурс рисунка о родном крае «Любимый
уголок моей Родины»;
-конкурс юных поэтов;
-конкурсы художественного чтения стихов,
рассказов;
-конкурсы на лучший экологический плакат;
-конкурс на лучшее изготовление кормушки
для птиц.
В библиотеке организована и
постоянно действует выставка детского творчества «детских рук прекрасные
творения», но которой представлены работы детей - читателей из природного
материала; оформлены альбомы «Дети пишут о природе». При организации книжных
выставок по творчеству писателей – натуралистов стало традиционным привлекать
детей к написанию отзывов, оформлению рисунков, которые используются также на
выставках.
Сотрудники библиотеки постоянно
оказывают методическую помощь читателям при написании рефератов, докладов,
сочинений, курсовых и дипломных работ студентов Московского государственного
университета культуры по теме "Д«тская библиотека - экологический центр».
«Лесные» корресподенты клуба «Друзья природы» оформляеют информационный стенд
библиотеки, проводят фото-выставки и фото-конкурсы читателей по теме
«Тревожные вести из леса», а также оформляют и распространяют листовки «Поможем
птицам перезимовать»./5, с 54-65/
Кто, как не библиотекари, помогут
детям увидеть и понять этот удивительный мир, определить свою позицию во
взаимоотношениях с природой, потому что без библиотекарей они не узнают, что на
лугу растет не просто трава, а подмаренник и листлик: что пеночка – весничка
поет иначе, чем зяблик или большая синица – ведь книга природы, открытая всем,
по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Библиотека
постоянно уделяет внимание популяризации и пропаганде экологических знаний. Как
правило готовя массовое мероприятия, сотрудники библиотек уделяют большое
внимание изобразительно-выразительным средствам воздействия на читательскую
аудиторию, поискам музыкального материала, монтажу и записи фонограммы,
элементам театрализации. Поэтому библиотекари смело заимствуют формы и методы
работы, ранее считавшиеся более характерными для клубов и домов культуры,
перерабатывая и используя из с точки зрения библиотечной специфики, так как
конечная цнль – это более полное раскрытие наших фондов. Библиотекари глубоко
убеждены, что если читатель активно включается в мероприятия, если его начинают
волновать проблемы сохранения уникальной природы нашей планеты, то он вырастет
настоящим гражданином и высоконравственным землянином. В сегодняшнее сложное
время в вопросах воспитания многое зависит от библиотек, прежде всего детских.
Библиотекари уверены, что работа вносит пусть небольшой вклад в воспитание
личности гражданина великой России, страны с чистыми, прозрачными реками,
тенистыми лесами, бескрайними просторами, прекрасными и светлыми городами./17,
с 15/
В ЦБС «Кунцево» работают многие клубы по различным программам. В приложение № 3
приведена программа клуба «Робинзоны».
2.5. МАРКЕТИНГ -
МИКС: ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ.
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИБЛИОТЕКИ И ПЕРПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
Библиотечный (библиотечно-информационный) маркетинг – специфический вид
творческой управленческой деятельности, основывающийся на комплексном
организационно-экономическом анализе, прогнозировании спрса и возможностей его
удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг,
интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация
библилтечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям
общества и запросам конкретных категорий (групп) пользоватлей (т.е. текущей
коньюктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие
библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги,продукцию).
Термин «библиотечно-информационный маркетинг» – наиболее комплексный среди
других интерпретаций маркетинга в библиотеке. Главная цель профильного
маркетинга – повышение эффективности функционирования библиотечного учреждения
(т.е. приспособленности к выполнению заданных функций в определенном режиме)
посредством социально-экономического обоснования ведущих направлений работы,
объективной оценки своих потенций в сочетании с учетом текущих и опережающим
прогнозированием перспективных запросов пользователей.
В классическом виде маркетинг предполагает направленную деятельность по
выявлению оптимальных путей взаимодействия между поставщиками услуг и
пользователями. Логично смоделировать следующую «формулу» маркетинга.
изучение спроса +
оригинальный способ
М= его удовлетворения +
до деталей продуманная
подача услуг.
Традиционный маркетинговый комплекс содержит четыре ключевых структурных
элемента:
-
услуга
-
цена
-
методы
распространения
-
стимулирование
(продвижение)
Можно констатировать, с одной стороны, нацеленность маркетинговых процедур на
изучение спроса и выявление потребностей, т.е. диагностику рынка, а с другой –
активное воздействие на этот спрос, рынок для фомирования соответствующих
перспетивных запросов. При этом маркетинговый инструментарий обеспечивает
надежный прогноз спроса при одновременной информации о реальных текущих
потребностях пользователей, их пожеланиях и замечаниях относительно
дополнительных услуг и сервиса, а также о ситуационных и потенциальных
возможностях конкретного хозяйствующего субъекта.
Таким образом, концепция маркетинга позволяет реализовывать системный подход к
управленческой деятельности: ставить перспективные цели, выдвигать текущие
задачи, разрабатывть и осуществлять необходимые организационно-экономические
мероприятия./11, с 111/
Определеяющее значение для возрождения библиотечного дела, полного обновления
библиотек имеет пересмотр их роли в меняющем обществе. Перспективная модель
библиотеки должна отразить такие общественные процессы, как усиление значимости
культуры во всех сферах жизнедеятельности человека, атакже демократизация,
информатизация общества, переход к рыночным отношениям. Только повернувшись
лицом к человеку, библиотека восстановит свой престиж.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
БИБЛИОТЕК.
Фонды многих библиотек, особенно нецентральных, уже несколько лет попольняются
не систематически, а межбиблиотечный абонемент бесславно погибает в тисках
почтовых и других расходов. Между тем развитие вычислительной техники, средств
телекоммуникации и программного обеспечения – особенно в послендние годы –
позволяет с большим оптимизмом смотреть на проблему обеспечения читателей
литературой. Появилась и быстро развивается новая технология, которую называют
электронной доставкой документов (ЭДД).
Технология электронного копирования и доставки довольно проста. Как и раньше,
все начинается с поиска читателем библиографических данных изданий в
библиотечных каталогах, но в каталогах электронных. Электронные каталоги теперь
не редкость даже для нашей страны, не говоря уже о западных библиотеках. Имея
доступ к Интернет, можно осуществлять поиск в многомиллионных электронных
каталогах и базах данных (БД) разных стран. А для тех библиотек, которым пока
недоступен Интернет, вполне подойдут библиографические базы данных на
компакт-дисках (СD
ROM).
Все крупнейшие национальные библиотеки мира и многие издательства выпускают CD ROM со своими
базами данных. Например, Библиотека конгресса США, британская и Немецкая
национальные библиотеки, объединение французских издателей и многие другие. /10,
с 3-17./
Итак, читатель определил источники, которые ему необходимы. Но ведь находятся
они далеко. Сегодня есть возможность передать заказ на копию в
специализированный центр, который занимается электронной доставкой. Как правило
заказ передается по электронной почте. После приема заказа специализированный
центр создает с помощью сканера его электронную копию и отправляет ее заказчику
по электронной почте или через Интернет. Это простая в общем схема лежит в
основе работы активно развивающихся во всем мире служб ЭДД- в структурах
библиотек и фирм, предоставляющих различные информационные
услуги. Конечно, непременным условием вхождения в круг
пользователей ЭДД является, как минимум, наличие в библиотеках электронной
почты. Еще лучше, если библиотека подключена к Интернет. Только имея эти
средства, можно решать вопрос о предоставлении этой информационной услуги своим
читателям. Наличие сканера позволит создать собственную службу электронной
доставки документов и войти в складывающуюся в России систему электронного
копирования.
В России ЭДД только начинает появляться. Эта организационная задача еще требует
решения, хотя есть некоторый практический опыт. С точки зрения технической
обеспеченности проблем возникает множество. Парк используемых на разных
участках компьютеров очень широк и служба ЭДД вынуждена подстраиваться под
каждый персональный компьютер, под удобный клиенту способ пересылки копий. И
прежде всего это касается объема принимаемой информации, возможности ее
выгрузки и распечатки.
Электронное копирование и доставка могут решить целый комплекс задач –
информационных и библиотечных. Они, по сути, представляют собой основу и
прообраз библиотеки будущего, цифровой, виртуальной, библиотеки без границ и расстояний.
Ведь цифровая библиотека – это не просто распределенное хранилище электронных
текстов. Все, что написано человечеством и достойно хранения, перевести в
цифровую форму, по крайней мере в обозримом будущем, невозможно. К тому же у
электронных текстов есть масса недостатков - например трудность восприятия.
Однако если к архивам электронных текстов и электронным изданиям добавить ЭДД,
то все это вместе и будет виртуальной библиотекой, в которой любой читатель
может получить любую затребованную им литературу, где бы она не находилась.
Развивая дистанционный доступ к источникам информации, реально создается
виртуальная библиотека. А это озночает, что каждая библиотека становится
проводником новой культуры -–культуры информационного обмена, чтения и,
главное, общения и познания. /7, с 34-35./
Определение понятия «библиотека», ее основных функций, видов и типов, вскрытие
сущностных основ библиографической информации, решение многочисленных
терминологических и типологических проблем занимали умы ученых в 70-80-х
годах. Объяснение этому кроется, вероятно, в том, что традиционная библиотечная
методика на уровне доминировавших тогда карточно-бумажных технологий была
довольно хорошо разработана, а электронные технологии еще недостаточно
развиты. Исследование теоретико-методологической проблематики являлось таким
образом наиболее интересным и одновременно престижным занятием. Кроме того,
технологическая, и прежде всего компьютерная, отстраненность большинства ученых
– библиотековедов была не чуть ли не нормой отечественного библиотековедения.
Такая ориентация науки дала естественный результат: в области методологии и
теории библиотековедения именно в прошлые десятилетия были достигнуты заметные
успехи, однако реальной пользы библиотекам и не могло принести из-за огромного
дистанцирования теоретико-методологических исследований от практической
деятельности. /14, с 48-61./
До недавнего времени как-то априори считалось, что технология библиотечной
работы – дело в общем-то второстепенное, не могущее поколебать фундаментальных
устоев, разработанных методологией и теорией. Сегодня грустно осозновать, что
всего лишь пару лет назад отечественные библиотековеды совершенно серьезно
обсуждали, например, принципиальную проблему структуры свободного каталога,
терзаясь мыслью, должен ли он быть алфавитным или же все-таки систематическим.
В научных отделах библиотек и на вузовских кафедрах ломались многочисленные
копья и пахло валокордином, когда сторонники какой-либо из точек зрения
пытались доказать оппонентам очевидную, на их взгляд, истину. И, к сожалению,
мало кто осозновал, что сводный каталог в начале 90-х годов мог и должен был
быть уже только электронным, как должны быть «электронными», т.е.
компьютеризированными, большинство библиотечных процессов и услуг. А в новых
условиях все процессы и конечные продукты имеют совершенно иной вид и законы
развития. /15, с 17-22./
Во второй половине 90-х годов выявилось со всей очевидностью, что именно
технологические аспекты библиотечной работы приобретают первостепенную
значимость. Их приоритет доказывается тем, что умелое применение компьютерных
технологий (и ничто иное.) реально и во много раз повышает эффективность работы
библиотек. Более того, происходящие сегодня технологические изменения
постепенно устанавливают новую парадигму развития библиотеки, как социального
института, приводят к изменению сущности ее работы. Одной из ключевых
тенденций современного развития человеческой цивилизации является формирование
новой информационной среды. Технологическую базу этой среды составляют
глобальные компьютерные сети или то, что принято называть термином «Интернет».
Основная отличительная часть среды, которую западные специалисты поэтично
называют эпохой или веком информации, заключается в образовании системы
информационных коммуникаций, позволяющей получить доступ к любому виду данных в
любом месте и в любое время. Столь претенциозная концепция, более похожая на
красивый лозунг, с получением доступа к Интернет технически становится
реальностью практически для каждого. По сути, разница заключается лишь в
степени платежеспособности и соответственно полномочиях в сети каждого клиента.
Тенденция же такова, что доступ к Интернет ощутимо дешевеет во всем мире и ,
следовательно, его информационные ресурсы становятся достоянием все большей
части населения планеты. Рост популярности Интернет, в свою очередь,
способствует тому, что все больший массив информации перемещаетсмя в
виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности,
множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи. Текст,
полноцветная движущая графика и трансляция радиопрограмм воспринимаются сегодня
уже как явление обыденное. Однако новая информационная среда – это не только и
не столько сама технологическая база, представленная рассредоточенным по всему
земному шару компьютерно – телекоммуникационным оборудованием, каналами связи,
средствами доступа к данным и самими данными. Это прежде всего изменение
системы отношений между производителями, распространителями, хранителями и
потребителями информации, т. е. Между всеми участниками нынешней системы
информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы
предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во всей
этой системе. В ней возникают новые элементы, а устаревшие видоизменяются или
же исчезают.
В традиционной системе информационных коммуникаций, субъектами которой
являются издательства, книжная торговля, архивы, органы НТИ, электронные
средства массовой информации и некоторые вспомогательные звенья, библиотеки
прочно занимают место главного хранителя и систематизатора знаний,
зафиксированных в виде документов, а также института обеспечивающего
общественный доступ у этим знаниям. Авторитет библиотеки, вне зависимости от ее
конкретного бытия на практике, видится на том, что она является главным, а
порою и единственным гарантированным держателем фонда документов, хранителем
интеллектуального потенциала. Именно потребность информации заставляет
читателя обращаться в библиотек, и именно существование учреждения,
выполняющего роль держателя и систематизатора знаний, заставляет общество
финансировать и поддерживать библиотеки. В этом случае библиотека наряду с
книжной торговлей, органами НТИ и другими институтами играет роль еще одного
незаменимого посредника, связывающего производителей информации с ее
потребителями.
В новой информационной среде структура информационных потоков существенно
меняется. В киберпространстве все данные представлены не в виде дискетных и
вполне осязаемых документов, а в виде компьютерных файлов. Они располагаются на
многочисленных компьютерах-серверах по всему миру, причем их емкость может быть
практически безграничной. Поставщиками информации в глобальных сетях становятся
владельцы серверов. Это могут быть предпринимательские компании,
правительственные учреждения, учебные заведения, научные центры, музеи,
библиотеки, агентства новостей, общественные ассоциации и частные лица.
Издательская деятельность в сети требует несравнимо меньших затрат, чем
традиционная. Собственный сервер и команда из трех-четырех человек для его
оформления и актуализации достаточны, чтобы о тебе узнал весь мир. Не нужно
распологать полиграфической базой, тратиться на бумагу и беспокоиться о
распространении экземпляров изданий.
Характер представляемых сведений может быть сколь угодно широким: от
развлекательных материалов до государственных законов, речей и интервью лидеров
политики, экономики и культуры, научных отчетов, трудов конференций, сведений о
выпускаемой продукции, репродукций живописных полотен и т.п. Технические
средства, в частности такое приложение Интернет, как Всемирная компьютерная
паутина, дают возможность доступа ко всей этой информации за считанные минуты
вне зависимости от ее реального местонахождения. Государственные границы в этом
случае упраздняются, расстояния сводятся к нулю, опоздания исключаются.
Создается новая реальность информационной работы, в которой уже нет
необходимости комплектовать, обрабатывать и хранить источники, как это делается
с документами в их традиционном виде.
Возможность столь простого доступа к знаниям ощутимо снижает роль всех, вчера
еще, казалось бы, незаменимых, посредников в системе документальных
коммуникаций, в том числе и библиотек. Осознав возможности, выгоды и , главное,
перспективы новой информационной среды, в информационную деятельность
включаются совершенно иные субъекты, а ее сторожилы срочно модернизируют формы
деятельности, дабы укрепить позиции в изменившихся условиях.
Издательские дома активно осваивают не только рекламу, но и продажу своей
продукции через глобальные сети (что, кстати, является чувствительным ударом по
книжной торговле). При этом потребителю не обязательно приобретать все издания
в целом, порой выгоднее и дешевле приобрести лишь одну главу из книги или
статью из журнала. В этом случае копия затребованного фрагмента высылается по
факсу или же обычной почтой, причем срок доставки по факсу может не превышать
одного часа.
Несколько иным способом действует издатели периодики, предоставляющие в
Интернет доступ непосредственно к электронным версиям известнейших газет,
журналов и сборников за соответствующую плату. Электронный вариант, как
правило, содержит практически идентичное печатному оформление и появляется на
сервере одновременно или даже раньше бумажных аналогов.
Весьма активно ведет себя совершенно новая категория участников системы
информационных коммуникаций. Это сервер-провайдеры (в большинстве коммерческие
фирмы), обеспечивающие техническое подключение пользователей к Интернет. Каждый
провайдер, стремясь сделать сой сервер наиболее привлекательным, неминуемо
приходит к необходимости размещения на нем сведений, которые могут
заинтересовать потенциальных клиентов. Начиная с прогнозов погоды, перечня
местных достопримечательностей, расписаний поездов и самолетов, некоторые
провайдеры переходят к развитию более фундаментальных информационных услуг.
Например, создают базы данных о наличии лекарств в аптеках региона, различного
рода справочники («желтые» и «белые» страницы), регулярно обновляемые кино- и
театрально-концертные афиши городов и т.д.
Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе коммерческие
информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие информационную
работу как вид предпринимательской деятельности. Свою продукцию в сети
предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного профиля и
крупнейших энциклопедических изданий. Очень интенсивно развиваются специальные
формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах электронных версий
одновременно целого ряда периодических изданий, предоставляя платный доступ к
полным текстам статей и иллюстрациям. При этом пользователям предлагаются как
свежие выпуски, так и тщательно ведущиеся архивы за прошлые месяцы и годы.
Например, российский сервер «Гарант-Парк» поддерживает электронные версии более
чем 20 ведущих российских газет и журналов.
Таким образом Интернет формирует огромный информационный потенциал, который,
помимо разнообразнейших сведений в специфической электронной форме, включает
огромное число источников, работа с которым традиционно относилась к ведению
библиотек. Ключевое же значение в данном случае приобретает тот факт, что
потенциальному потребителю уже нет надобности обязательно отправляться в
библиотеку, дабы обрести необходимые сведения.
В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственным фондодержателем,
теряют монополию на владение информацией в систематизированном виде. Именно в
этом заключается главная проблема, создаваемая новой информационной средой для
библиотеки как общественного института. С развитием сети вширь и вглубь все
более весомая доля информационных ресурсов перемещается в виртуальную сферу,
совершенствуются способы создания, доставки и оплаты электронных источников, и,
следовательно увеличивается общее социальное значение информационного
потенциала Интернет. Параллельно с этим происходит снижение роли библиотеки как
учреждения, выполняющего посреднические функции между информацией (прежде всего
в документальной форме) и ее потребителями. У общества появляется возможность
выбора между обращением в реальную библиотеку или обращением в виртуальным
ресурсам сетей. И поскольку получение данных из Интернета зачастую сопряжено с
неизмеримо меньшим затратами времени и сил, выбор все чаще будет делаться в
свою пользу. Спрос же на традиционные библиотечные ресурсы будет снижаться, и
соответственно будет падать авторитет библиотеки в обществе, а с ним и размеры
сумм, отпускаемые на ее финансирование.
Чтобы этого не произошло, библиотека должна измениться, пересмотрев некоторые,
кажущиеся незыблемыми ныне, принципы своего существования. В новой
информационной среде предполагаются иные подходы к обработке информации,
поскольку виртуальные источники нет необходимости комплектовать, хранить,
рекомендовать и выдавать читателям так, как это делается сегодня с привычными
документами. В то же время виртуальные материалы надо оперативно и регулярно
учитывать, отслеживать их изменения, осуществлять навигацию в сети,
консультировать пользователей, заботиться об обеспечении доступа к платным
источникам, осуществлять обучение читателей работе со всем арсеналом средств
киберпространства. Практическая деятельность библиотек уже в обозримой
перспективе во многом должна быть ориентирована на эти процессы, кажущиеся
сегодня почти экзотическими. Не освоив их, библиотеки, прежде всего
универсальные научные и массовые, рискуют быть вытесненными с информационного
рынка, и никакие заявления об их непреходящей ценности не помогут.
Таким образом технологические реалии новой информационной среды приведут к
существенному изменению содержания библиотечной работы. Библиотека скорее всего
продолжит выполнение посреднических функций между информацией и потребителем,
но во многом уже в иной форме. Смена технологической парадигмы повлечет
кардинальную модификацию большинства внутрибиблиотечных процессов,
перераспределение кадровых ресурсов, изменение содержания библиотечной
профессии и т.д.
Наконец, грядущие технологии приведут к фундаментальным изменениям всей
философии библиотечной работы, которые, по нашему убеждению, будут проявляться
в постепенном переходе от принципа обладания документом к принципу возможного
доступа к нему по требованию. Все это повлечет за собой переосмысление сущности
библиотечной деятельности, создание обновленной методологии, теории и методики
работы.
Надеясь, что сказанное убеждает в важности технологических факторов в
библиотечной практике и неизбежности грядущих перемен или же, по крайней мере,
заставляет об этом задуматься. Поворот к приоритетному решению технических
проблем в отечественном библиотековедении уже начался. Это доказывается, в
частности, простым перечнем тематики докладов на ежегодных крымских конференциях,
являющихся самыми авторитетными форумами российской информационной отрасли.
Однако это понимание еще не стало достоянием широких кругов библиотечной
общественности России. Инерция прошлых десятилетий в современном
библиотековедении недопустимо высока. До сего дня нередки исследования,
посвященные, например, изучению методики подготовки или классификации
библиографических пособий, в то время как сами пособия в печатной форме себя
изживают, а электронные имеют иные законы существования. Что еще более печально,
в программах вузов культуры сохраняются старые и формируются новые огромные
теоретические курсы, дающие отвлеченные знания, нужные далеко не каждому
информационному работнику, в то время как элементарная компьютерная грамотность
многих выпускников до смешного низка.
Главная задача текущего момента состоит таким образом в осознании существующих
реалий и переориентации всей науки, практики и образования на решение прежде
всего технологических проблем и максимальное использование новых возможностей.
Теоретико-методологические и тем более организационно-методологические
исследования в области информационной деятельности в обязательном порядке
должны вестись с учетом изменений, вносимых новой информационной средой,
независимо от того, идет ли речь о социологии чтения, типологии библиотек,
методике библиографирования или библиотечном обслуживании. Без этого любое
исследование, кроме сугубо исторического, обречено в лучшем случае на
неполноту, в худшем – на недостоверность.
В прочем, можно, конечно, и не осозновать, и не переориентироваться, да и
вообще не замечать описанных тенденций, продолжая сосредотачиваться на
привычных процессах и игнорируя информацию, представленную в виде, отличном от
традиционного документа. Но в таком случае уже через два-три года библиотеки
неминуемо начнут превращаться в некую разновидность архивов с редкими
посетителями и мизерной обращаемостью фонда. В них перестанут ходить люди. А
это значит, что библиотеки перестанут быть нужными обществу. И оно поступит с ним
адекватно. И будет право. /21, с 25-27./
На примере опыта специальной библиотеки ЦБС «Кунцево» для слепых мы можем
рассмотреть реальное развитие деятельности библиотеки. В 1997 г. библиотека
для слепых вышла на новый уровень развития своего информационного потенциала.
Она получила доступ во всемирную компьютерную сеть - Интернет. Трудно в связи
с этим переоценить бесчисленные возможности, впервые открывающиеся для незрячих
читателей . Прежде всего – это практически неисчерпаемые ресурсы так называемой
Всемирной паутины, десятков тысяч связанных друг с другом компьютеров с
миллионами страниц на все вкусы, интересы и потребности: от всех родов
беллетристики до узкопрофессиональной литературы. Вызывает удивление: как
могут незрячие увидеть то, что изображено на экране? Но для этого есть
специальная компьютерная техника, программы, переводящие видеоизображение на
специальные принтеры, распечатки с которых могут «читать руками» незрячие люди.
Вполне понятно, что все это вызвало интерес у историков, филологов,
реабилитологов и т.д. Современная компьютерная техника и специальные прграммные
средства позволяют читателям самоятоятельно просматривать свежие номера газет,
как российских, так и иностранных. К их услугам самая свежая информация о
спорте, туризме, расписания движения поездов, автобусов, телефонные справочники
и даже прогноз погоды. /23, с 37./
Интернет позволяет обновлять программное обеспечение для компьютеров, получая
прграммы со всего мира за считанные минуты. Немало дает таким читателям участие
в телеконференциях Интернет. Задавать вопросы и делиться своим мнением можно
буквально обо всем, начиная от библиотечных проблем и вопросов языкознания и
кончая коммерческой информацией. Клубы по интерссам объединяют в этих
конференциях людей со всего мира, и, что немаловажно, не имеет ровно никакого
значения, зрячий ты или нет, ты – часть мирового сообщества пользователей сети.
/6, с 30-34./
Электронная почта – одно из универсальных средств общения. Тем, кто хочет
развлечься, - в Интернете раздолье. Можно смотреть видеофильмы, слушать
музыкальные записи и радио, играть в самые интересные компьютерные игры и даже
разговаривать с поп- и кинозвездами. К сожалению, качество телефонных линий и
дороговизна прямого доступа пока не позволяют систематически пользоваться
досуговыми возможностями Интернет. И все же развитие технологии в этом
направлении, несомненно, сделает жизнь незрячих более насыщенной и интересной.
Помимо Интернет, в этой библиотеки продолжается живое общение на коллективной
радиостанции библиотеки. Туда приходят люди с местного предприятия
Всероссийского общества слепых и другие читатели, интересующиеся
радиоэлектроникой и радиокоммуникацией. Там можно целыми часами, причем
совершенно бесплатно, обсуждать интересующие темы и практиковаться в любимом
виде радиоспорта.
В целом работники этой библиотеки стараются, чтобы люди города области, и в
особенности специалисты, знали, что уходят в историю те времена, когда
деятельность слепого человека была резко ограничена его физическим недостатком,
и что в век информации он не заблудится в ее необозримых просторах./23, с
37./
В ЦБС «Кунцево» идет процесс активного внедрения новых технологий
информационного обеспечения на основе компьютеризации и использования технических
средств. Коллектив библиотеки №22 участвует в создании банка
историко-краеведческой информации, а также информации по социально-бытоввым
проблемам населения. Совершенствование деятельности библиотеки зависит от
степени автоматизации библиотечно-информационных процессов, что избавит
сотрудников от рутинной работы, повысит качество предоставляемых услуг.
Инициирование интереса читателей к историческому и духовному наследию с помощью
внедрения новых форм просветительской работы, а также изучение потребностей
пользователей (в том числе учебных заведений, организаций, учреждений региона)
в историко-краеведческом информационном обеспечении активизирует кооперирование
работы и осуществление совместных программ с другими организациями и учреждениями:
ВООПиК, историческим музеем, музеем-клубом «Кунцево» и т.п. В связи с
вышеизложенным детская библиотека №22 достигла в своем развитии уровня,
соответствующего статусу историко-краеведческой библиотеки.
Перспективы развития
детской библиотеки № 22.
Совершенствование структуры.
1. Отдел
библиотечного обслуживания:
-
абонемент
для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
-
абонемент
для детей среднего и старшего школьного возраста;
-
читальный
зал для всех возрастных категорий.
2. Историко-краеведческий
сектор:
-
отраслевой
зал историко-краеведческой литературы;
-
школа
возрождения народных ремесел;
3. Сектор
нетрадиционных носителей информации:
-
видеоабонемент;
-
зал
мсножительно-копировальной техники.
Новые услуги.
Популярность библиотеки возрастет в связи с расширением ее деятельности по
удовлетворению потребностей читателей в отдыхе. Их привлечет способность
библиотеки организовывать интеллектуальный досуг, создание культурной среды для
межличностного общения. Повышению привлекаткльности библиотечного обслуживания
содействуют дополнительные услуги. Одна из них – открытие небольшого, уютного
кафе-читальни, где можно приятно провести время, перекусить (выпить чай, кофе,
прохладительные напитки) и одновременно просмотреть периодические издания.
Привлекают читателей в библиотеку и аудиовизуальные средства, имеющиеся в
фонде. Видеофильмы, предлагаемые в библиотеке, по содержанию резко отличаются
от тех, которые предлагают коммерческие видеосалоны, так как в библиотеке
происходит строгий отбор приобретаемых видеофильмов. Планируется выпуск
информационного путеводителя 2Видео для детей», в котором будут представлены
краткие рецензии, а также реклама досуговой работы библиотеки. С этой целью
есть намерение организовать видеоабонемент, который будет кооперировать работу
с видеоабонементом ЦБ №193
Перечень услуг:
Библиотечные
услуги:
Историко-краеведческие:
-
историко-краеведческий
клуб «Кунцевчане»;
-
фольклорно-этнографический
клуб «Родничок»;
-
клуб
естествознаний «Робинзоны».
Литературно-фольклорные:
-
литературный
клуб для малышей «Теремок 1»;
-
литературный
клуб для детей с ограниченными возможностями «Теремок 2»;
-
Видеоклуб
«Улыбка»
Дополнительные
услуги:
Декаративно-прикладное
творчество:
-
кружок
рукоделия «Лоскутная мозаика»;
-
студия
каллиграфии и живописи «Жар-птица».
Образовательные
услуги:
-
курсы
иностранного языка «Изучаем английский»;
-
курсы
подготовки детей к школе «Букваренок».
Финансово-экономическое
обоснование:
Финансирование перспективного развития библиотеки предполагает расширение
источников финансирования, рационального сочетания бюджтного и внебюджетного
финансирования. Поступление финансовых средств предполагается из бюджетов
различных уровней:
-
от
учредителей ЦБС на развитие и укрепление материально-технической базы;
-
на
целевые программы: окружные, муниципальные;
доходы от основных видов уставной
деятельности, в том числе платных услуг:
-
видеоабонемента,
ксерокопирования, обучающих курсов, кружков, студий;
-
отдельный
вид информационных услуг для учебных заведений, преподавателей, детских и
молодежных организаций, учреждений организаций региона.
Поступления от меценатоы и спонсоров:
-
общественных
организаций, издательств;
в
результате перспективных форм самофинансирования библиотека получает
возможность не только развивать деятельность и материально-техническую базу, но
и решать социальные вопросы сотрудников (материальное стимулирование,
обеспечение оздоровительно-лечебными путевками и т.д.)
Каково будущее библиотеки? Какую стратегию ее развития следует избрать, исходя
из перспективных тенденций и с учетом стартовых условий? Дать ответы на эти
вопросы – цель настоящего маркетингового анализа.
Обслуживание читателей сегодня требует индивидуального подхода. Это
обуславливает необходимость разрабатывать специальные образовательные ,
культурно-просветительские, социальные программы по социально-творческим
заказам учреждений и организаций региона, внедрять новые формы и методы работы.
Анализ потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия, состава
населения, инфраструктуры и профиля деятельности региона показал, что
культурные учреждения, в том числе клубные системы являются конкурентами
библиотеки, но не в просветительской, образовательной, информационной./5, с
88-91/
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При обилии и разнообразии библиотек, подчиненности их десяткас ведомств трудно
в деталях проследить и описать динамику и причины всех происходящих в этой
сфере процессов. В целом, однако, на политическом уровне их можно определить
как болезненный переход библиотек, сформированных тоталитарной системой, к
служению демократическому обществу. Нынешнее состояние – прямое следствие
несостоятельности и краха идей, многие десятилетия питавших развитие библиотек
и общества в целом. Радикальные политические и экономичекие реформы в основном
лишь обнажают и усисливают главные проблемы библиотечного дела – во-первых,
отсутствие сос стороны законодательных, исполнительных и судебных властей
гарантий обществу в его правк на библиотечно-информационное обслуживание;
во-вторых, полную экономическую и юридическую незащищенность самих библиотек.
Преодолеть кризис взаимоотношений библиотек с обществом и библиотек с
государством можно только, переосмыслив и заново сформулировав задачи, роль и
значение библиотек.
Принцип остаточного финансирования библиотек сохраняется до сих пор именно
потому, что в обществе и на всех этажах власти нет ясно сформулированного
представления о том, что такое библиотеки, для чего они нужны, и нет понимания
того, какими огромными материальными и моральными потерями оборачивается
пренебрежительное к ним отношение.
Старая система отношений библиотек и государства, библиотек и граждан уходит в
прошлое. Новые их отношения в демократическом правовом обществе должны быть
определены в законодательных документах, которые разрабатываются с участием
широкой общественности.
Среди массы проблем, без решения которых невозможно говорить о современной
системе библиотечного обслуживания в стране, есть три основные: это
комплектование библиотечных фондов, компьютеризация библиотек, подготовка
современных библиотечных кадров.
Накопленные в библиотеах огромные информационные ресурсы используются крайне
неэффективно… На поиски необходимой информации затрачиваются колоссальные
ресурсы времени, сил и денег, при этом огромные массивы информации все равно
выпадают из поля зрения специалистов.
Один их насущных вопросов сегодня – компьютеризация библиотек, а также стоящая
за ним проблема информатизации общества. Внедрение современных информационных
технологий в библиотечную деятельность, возможность предоставления информации
из сколь угодно удаленных источников по каналам связи коренным образом меняют
положение библиотек в стуктуре современного общества. Принципиально по-новому
решаются проблемы своевременного получения научной информации, без чего сегодня
немыслимо развитие науки и производства. Для выхода из сложившейся ситуации
необходимо срочно объединить рассредоточенные по разным ведомствам
интеллектуальные и материальные ресурсы. Первым шагом могло бы стать
сосредоточение сил для создания государственной программы компьтеризайии и
технического оснвщения библиотек. Это позволит ускорить создание сводного
национального электронного каталога, других общенациоанльных баз данных, будет
способствовать их интеграции в мировые информационные системы.
Из уже существующих нормативно-правовых актов видно, что библиотечное дело
начало рассматриваться не столько как одна из подотраслей культуры, сколько
как эффективный социальный институт, призванный прежде всего обеспечивать
развитие интеллектуального потенциала страны, информационно-культурное
сопровождение процесса ее политической и экономической модернизации, создание
правового демократического государства, формирование гражданского общества,
трансляцию новых идей, знаний, информации по всей территории страны,
способствовать ее интеграции в мировое информационное сообщество./12, с 86-88/
Решать назревшие проблемы можно только не федеральном уровне, нужна
госсударственная программа, которая определила бы обязательства государства по
поддержке библиотек и всего библиотечного дела; утвердила библиотеку как важное
информационное звено в системе научных коммуникаций и управления, а также как
социальное учреждение оказывающее существенное влияние на духовную жизнь
общества. Кроме того программа способствовала бы осуществлению межбиблиотечной
координации и кооперации. Нужны централизованные средства на информацию
библиотечного дела, на приобретение особо ценной литературы, на развитие
национальной библиографии, создание свободных электронных каталогов. Необходимо
решить вопрос о повышении заработной платы библиотечным работников на
государственном уровне, так как не дело, когда в едином государстве оценка
труда зависти от той территории где ты работаешь. Для решения данного вопроса
можно воспользоваться опытом Украины. В ст. 31 Республиканского Закона «О
библиотеках и библиотечном деле» записано «Государство гарантирует и
обеспечивает работникам библиотек установление средней заработной платы в
размере не ниже среднего уровня заработной платы работников народного
хозяйства. /18, с 37./
На работников библиотек независимо от форм собственности и статуса
распространяется законодательство о труде, социальное обеспечение и социальное
страхование. Работники библиотек работающие в сельской местности и поселках
городского типа, имеют льготы по оплате жилья, отопления, освещения и другие, в
соответствии с действующим законодательством. Предприятия, учреждения
и организации за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные
льготы работникам библиотек. /2, с 22-23./
На фоне общего ситуационного спада развития отечественного библиотечного дела
мобильность и многовариантность инициативной деятельности ряда передовых
библиотечных учреждений позволили им последние годы значительно расширить и
обогатить аспекты работы, выделить новые перспективные направления обслуживания
пользователей, разработать нетрадиционные виды дополнительных услуг, успешно
решать вопросы социального обеспечения собственных трудовых коллективов. При
этом в полном объеме сохраняется бесплатность и расширяются основные
традиционные формы предоставляемого библиотечно-библиографического
обслуживания, а, благодаря сверхнормативным поступлениям от конкурентоспособных
платных услуг, ощутимо укрепляется ресурсный потенциал библиотек.
Библиотеки
системы в числе немногих в экспериментальном порядке (с 1989 г.) начали
осваивать перспективные формы и методы хозяйствования ; с 1991 г. ЦБС получила
право оперативно – хозяйственной самостоятельности. В 1993 г. ЦБС «Кунцево»
одна из первых среди массовых библиотек России приступила к реализации
маркетинговой программы информатизации своей деятельности с целью повышения
уровня обслуживания населения региона.
Благодаря правильно выбранной руководством Центральной библиотеки стратегии,
была качесвенно по-иному реорганизована библиотечная сеть, введена
специализированная маркетинговая служба, значительно пополнена
материально-техническая база всех 14 библиотечных учреждений системы,
сформирована гибкая структура библиотечно-библиографического и информационного
обслуживания (сбаласированно сочетающая бесплатные и платные виды разнообразных
услуг и интеллектуальной продукции), создан позитивный имидж библиотеки,
установлены обширные международные контакты, образован сплоченнй коллектив
(около 150 человек) высококвалифицированных специалистов – единомышленников,
действует автономная система социальной поддержки библиотечного персонала.
К середине 90-х гг. в России в основном завершилось законодательное оформление
гражданского, интеллектуального и информационного права, вступили в действие
базовые библиотечные федеральные законы. Правовое поле стало благоприятным для
многоаспектной библиотечно-информационной деятельности, появились конкретные
юридические гарантии управления библиотекой как экономической (хозяйствующей)
единицей и субъектом права. На этом фоне специалисты ЦБС «Кунцево» продолжали
успешно воплощать в жизнь курс на дальнейшую компьютеризацию,
интеллектуализацию и регионализацию деятельности библиотек, нормативно-правовую
регламентацию различных сторон библиотечно-информационного обслуживания
пользователей в условиях конъюктурной рыночной среды, насыщение фонда
небумажными носителями информации. Происходила практическая реализация отличной
от прежней парадигмы регионального библиотечного строительства,
предусматривающей, в частности, постепенное превращение традиционной библиотеки
в технически оснащенную медиатику с интерактивным доступом к документам, а
затем и в виртуальную библиотеку.
Безупречная репутация и высокая конкурентоспособность
библиотечно-информационных и досуговых учреждений ЦБС «Кунцево», расширение
сферы и диверсификация форм взаимодейяствияыы с пользователями, моделирование
перспективной номенклатуры услуг, умелое маркетинговое планирование, наличие
обширных партнерских связей позволяют с полным основанием сделать заключение о
плодотворности избранных подходов. Имеющийся в Центральной библиотеке пакет
последних проблемных практических наработок по вопросам менеджмента, внедрения
прогрессивных технологий, экономики, маркетинга вполне может рассматриваться в
качестве методического банка организационно-технологических материалов. /5, с
5-8/
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Автоматизированные
ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац. Доклад. – М.: НТЦ
«Информрегистр», 1994.
2.
Артамонова Г..Ответственность возлагается, но что к ней прилагается?// - Ж.
Библиотека. - 1998. - №9.
3.Бубекина
М..Деловые интересы современных старшеклассников// -Ж.Библиотека. – 1998.-№9.
4.Бутковская
М.. Библиотека – муниципальный общедоступный информационный центр// -
Ж.Библиотека. – 1998. - №7.
5.Бутковская
М., Харькова И., Шелудько В.. ЦБС «Кунцево»:новая стратегия, новые
возможности.// Сборник документов и материалов. - М., - 1997
6.Высоцкая
Л.А.. Проблемы и перспективы библиотек для слепых// - Ж.Мир библиотек сегодня.
– 1996. - №4.
7.Глухов
В.,Лаврик О.. Электронная доставка документов. //-Ж.Библиотека. –
1998. - №7.
8.Информацинные
ресурсы России: Нац. Доклад /Госкомитет РФ по связи и информатизации, Миннауки
России, ВИНИТИ. – М., 1999.
9.Информационные
ресурсы России. – М.:НТЦ «Информрегистр», 1999.
10.Карташов
Н.С. Добиваться качественно нового состояния библиотечной науки и практики.// -
Ж.Библиотекаведение. – 1998. - №6.
11.Клюев
В.К.. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки:// Учебное
пособие для вузов культуры и искусства. - М. 1998г.
12.Кузьмин Е.И.. Библиотечная Россия на рубеже тысячилетий.
Государсвенная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы.// –
М. - 1999г.
13.Куликова Л.. К разработке отечественного стандарта библиотеки // -
Ж. Билиотека. – 1998. - № 7.
14.Лукашов
И.В. Библиотечная наука, поиск путей обновления.// - Ж.Библиотековедение. –
1992. - № 2.
15.Мартынова
Л.С. Научные результаты в практику.// -Ж.Сов.библиограф. – 1990. - №1.
16.Полозова
Т.Д..Руководство чтением детей и юношества в библиотеке// - М.Издательство
МГИК. - 1992г.
17.Рязанцева Л. Подснежник души или как
разбудить добро // - Ж. Библиотека. – 1998. - №7.
18.Слободняк
М.С.. Выработка стратегии деятельности библиотек Украины.// - Ж.Сов.
библиотековедение. – 1991. - №4.
19.Соколов
А.В.. Пути преодоления кризиса.// - Ж. Библиотекарь. - 1990. - №11.
20.Стельмах
В.Д.. На каком фундаменте строить.// - Ж. Библиотекарь. – 1990. - №7.
21.Степанов
В. Хватит ли на наш век традиционных технологий , или теоретический взгляд на
практическую проблему. // - Ж.Библиотека. – 1998. - № 7.
22.Струкова
М. Ох, и тяжела забота воспитание бизнесмена.// - Ж.Библиотека. – 1998. - №9.
23.Яковлев
Д.. Роль электронных средств коммуникации в расширении информационных
ресурсов.// - Ж.Библиотека. – 1998. - №7.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
3%5% 2%
46%
19%
4% 21%
5%
- Основной оклад служащих (5% от единого фонда финансовых средств)
2%
- Начисление на зарплату.
19%
- Коммунальные услуги и аренда помещений.
21%
- Текущие расходы на закупку товаров и прочие расходы: книги, культмассовая
работа, подписка, сигнализация, электроэнергия,обеспечение информационной
программы «Консультант плюс» и др.
4%
- Приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
46%
- Капитальное строительство.
3%
- Служебные командировки и разъезды.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Структура
расходов на финансирование программы.(руб.)
1. Рачет
себестоимости.
1.1.
Материальные затраты (всего) 300
000.
-компьютеры(для обучающих классов,ввода базы даных)105 000.
- оборудование для технического творчества; 9 000.
-оборудование лингафонных кабинетов; 66 000.
-оборудование мест для индивидуального пользования; 9 000.
-аудиовизуальные материалы (аудио и видеокассеты); 3 000.
-СD – ROM;
30 000.
-ремонт и профилактическое обслуживание тех. Средств; 3 000.
-телекоммуникационные средства; 45 000.
-альтернативное комплектование фондов; 30 000.
1.2.
Материальные поощрения и доплаты. 30 000.
1.3.
Расходы,
установленные на работы, необходимые для выполнения
прграммы: 31 800.
-разработка методики работы библиотек с одаренными 4 500.
детьми;
-формирование базы данных «Творческий потенциал 6 000.
и одаренность», «Диагностика развития интеллекта»;
-социологические исследования с помощью компьютер- 4 500.
ных программ;
-издание методических и библиографических пособий; 3 000.
-экспериментальное исследование внедрения программы 4 800.
внесение изменений, корректировка;
-привлечение специалистов к работе студий, кружков, 4 500.
школ, курсов, диагностического центра;
-проведение досуговых мероприятий и художественно 3 000.
творческих занятий с детьми – инвалидами;
-повышение профессиональной квалификации библиоте- 1 500.
карей;
2. Калькуляция
себестоимости.
2.1.
Прямые затраты (всего)
330 000.
В том числе:
- материальные затраты;
300 000.
- материальные поощрения и доплаты. 30 000.
2.2.
Накладные расходы
31 800.
Итого:
себестоимость программы 361
800.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ПРОГРАММА КЛУБА
«РОБИНЗОНЫ».
(Абонемент
1998-1999гг.)
СЕНТЯБРЬ.
1. Гигантские
папоротниеи, лианы: что росло во времена диназавров и чем они питались?
-биоинформина.
2. «Долина
папоротников»
-видеофильм.
ОКТЯБРЬ.
1. На земле, в воде
и в воздухе: разновидности диназавров и их поведение.
-историческое путешествие.
2. «Вторжение
диназавров»
-видеофильм.
НОЯБРЬ.
1. Отчего погибли
диназавры?
-гипотез-пресс.
2. Затерянные миры
– вокруг нас!:
Эйвельманс Б. «Следы невиданных зверей!
-премьера книги.
ДЕКАБРЬ.
1. Вооруженные
рогами, шипами и панцирями: история появления звероящеров.
-час занимательной палеонтологии.
2. Когда крокодилы
летали…: диковинные гиганты и лилипуты среди крылатых ящеров.
-информина.
ЯНВАРЬ.
1.
Пращуры под водой: морские ящеры мезозоя.
-час интересных сообщений.
2.На
заре времен: «Земля до наших дней»
-видеофильм.
ФЕВРАЛЬ.
1. Медведь кодбяк,
белый носорог: происхождение и эволюция древних млекопитающих.
-беседа.
2. Койнозойские
оледенения и животный мир ледниковых периодов.
-конкурс знатоков.
МАРТ.
1. Смешные копии
людей: примтаы и происхождение человека.
-вечер вопросов и ответов.
2. Леший по
прозвищу «обезьяна»: обезьяна в народных верованиях, легендах, мифах.
-литературный час.
АПРЕЛЬ.
1. Они были
первыми: развитие рода человека.
-беседа.
2. Мастера и
художники каменного века.
-видеофильм.
МАЙ.
1. Приведи в
порядок свою планету: экология.
-эковизион.
2. «Заповедный
напев, заповедная даль…»: история крупнейших заповедников мира.
-экологическая информина.
Страницы: 1, 2, 3
|