Центральные банки, их сущность и функции
Центральные банки, их сущность и функции
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра «Финансы и Кредит» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Деньги, Кредит, Банки» Центральные банки, их сущность и функции |Выполнил студент |
|3 курса ФЭФ 4 группа ФиКр |
|Одиноков А.В. |
|Научный руководитель: |
|Хвостенко О.А. | Самара 1999
План | |Введение |3 |
|1.|Сущность и функции центральных банков |4 |
|1.1.|Сущность центральных банков |4 |
|1.2.|Независимость центральных банков от исполнительной власти |5 |
|1.3.|Функции центральных банков |7 |
|2.|Денежно-кредитная политика центрального банка |11 |
|2.1.|Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного |11 |
| |регулирования | |
|2.2.|Регулирование официальной учетной ставки |12 |
|2.3.|Минимальные резервные требования |14 |
|2.4.|Операции на открытом рынке |17 |
|2.5.|Меры административного воздействия |19 |
| |Заключение |22 |
| |Список литературы |26 | Введение Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие
развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую
роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск
действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики
предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с
рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная
политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет
сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой
регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В
связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности
центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-
кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам,
рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения
зарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных
банков, их важнейшие функции. В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации
центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от
органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для
решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения
стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками
функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка. Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой
рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация
денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-
кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение
минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также
некоторые методы административного воздействия.
Сущность и функции центральных банков Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно.
На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между
центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.
Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления
капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс
централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках.
Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного
права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или
национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его
главенствующему положению в кредитной системе. Первый центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668 г, на
рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк
Англии, Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных
знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -
например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и
промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю.
Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее время
практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако между
ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического
и финансово-экономического развития стран базирования. 1.1. Сущность центральных банков Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,
отличительный признак которого - обособленность имущества банка от
имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,
в государственной собственности, центральный банк наделен правом
распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от
государственного банка, имущество которого полностью контролируется
государством. Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых
актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и
кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным
правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является
Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-
правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего
состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.
Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного
института страны. Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого
банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми
властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как
правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания,
Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью
капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются
коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения
(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании
органов управления центрального банка. Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами
государственной власти существенно различаются в разных странах.
Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух
моделей: . центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики; . центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов. Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В
большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой
используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным
банком при определенной степени его независимости. В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и
Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам.
В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или
министерству финансов. В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых
странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным
банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,
консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей
и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства
финансов и центрального банка совместных заявлений. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен
только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или
решения правительства. В странах, в которых центральные банки
непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных
процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы
оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели
денежно-кредитной политики. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков
перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС)
представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а
центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих
стран ежегодно. 1.2 Независимость центральных банков от исполнительной власти. Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели его
деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие
определенной степени его независимости от исполнительной власти. Причем
независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее
формы: политическую и экономическую. . Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы; . Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики. Условиями политической независимости центрального банка являются
определение порядка назначения членов его руководящего органа или
управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны
правительства и(или) парламента. Экономическая независимость выражается в
том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные
средства правительству для финансирования государственных расходов и
оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для
экономической независимости центрального банка имеет значение характер
осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение
административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее
вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию
последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень
политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью
некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как
наличие формальных организационных связей между центральным банком и
правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать
фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из
проведенных исследований степени независимости центральных банков с
использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной
взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким
уровнем инфляции. Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что
независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами: . Независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства; . Личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости; . Юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка. Важным фактором, определяющим возможности центрального банка
поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с
государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями
центрального банка и государственных органов власти повышают степень
доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению
им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению
данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту
отчетность центрального банка о своей деятельности. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в
разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в
проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии
Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957
г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать
экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.
Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим
вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую
информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в
работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего
органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для
обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета
может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае
необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства. При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанк
обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не
будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики
правительства. Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти
располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны
президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет
ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную
политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения
председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются
президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации
проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть
охарактеризована как «независимая внутри правительства». Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии.
Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке
Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В
соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на
деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии
наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа
-Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной
политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально
ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту.
Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое
уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных
консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений
Казначейства и центрального банка. Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую зависимость
от правительства при проведении денежно-кредитной политики. Административно
он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного при
последнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италии
выступает как правительственный консультант. Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны централизм
и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более
зависим от правительства. В федеративных же государствах центральный банк пользуется гораздо
большей самостоятельностью. Кроме того, в федеративных государствах четко
прослеживается стремление должным образом представить интересы регионов в
руководящих органах центрального банка. Различная степень независимости центральных банков Германии, США,
Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции в
этих странах. В упомянутом исследовании проф. А.Алесины указано, что за
1973 -1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17
государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии и
Великобритании. Разумеется, в идеале центральный банк должен быть достаточно независимым
и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-
кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с
другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование
кредитно-банковской системы. Однако в реальных условиях независимость
многих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в
результате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми
правительством задачами экономической политики и необходимостью поддержания
стабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечивать
центральный банк. Практика показывает, что конфликт подобного рода удается
урегулировать путем довольно формальных переговоров между правительством и
центральным банком без применения «силовых» методов. 1.3. Функции центральных банков Среди многообразных функций центральных банков следует выделить
основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального
банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и
дополнительные, соответствующие решению этой задачи. Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральными
банками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие. К регулирующим функциям относятся: . управление совокупным денежным оборотом; . регулирование денежно-кредитной сферы; . регулирование спроса и предложения на кредит. Контрольные функции включают в себя: . осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы; . проведение валютного контроля. Обслуживающие функции заключаются в: . организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков; . кредитовании банковских учреждений и правительства; . выполнении центральным банком роли финансового агента правительства. Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения
центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной
политики. Характер проводимой центральным банком денежно-кредитной политики во
многом зависит от степени его независимости от правительства, которая может
быть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например,
целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются
непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный
банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или
иной валютный режим. С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-
кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков.
Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и
дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и
уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою
очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной
степени укрепило независимость центральных банков. Разработка и проведение денежно-кредитной политики включают в себя: . определение направлений развития денежно-кредитной политики; . выбор основных инструментов денежно-кредитной политики; . создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям; . проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики; . составление денежных программ и контроль за их выполнением. Не менее важной регулирующей функцией центрального банка является
регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту,
осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежном
и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные
банки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских
институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют
противоположные действия. Аналогичный характер имеют интервенционные
операции на валютном рынке (см. с. 118). Контроль за функционированием кредитно-банковской системы - одна из
контрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостью
поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной
денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих
кредитно-банковских институтов. Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют
непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и
Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка.
Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними,
принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В
других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-
банковских учреждений совместно с другими институтами. Так, ФРС США
осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией
страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения,
уполномоченными органами штатов. Не менее важной контрольной функцией центрального банка является
осуществление валютного контроля и валютного регулирования. Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависит
прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в
развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций
по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью
регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые
в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути
либерализации валютного контроля. Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и
безналичных расчетов - одна из обслуживающих функций центрального банка. Первоначально деятельность центрального банка в этой сфере
ограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежная
эмиссия и в настоящее время составляет основу деятельности всех центральных
банков.) В дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный
банк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных
отношений. Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки
призваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма
безналичных расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участие
центральных банков в платежных системах не является обязательным -
некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих
систем. Другая обслуживающая функция центрального банка - кредитование кредитно-
банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней
инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским
учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах. Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют
финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета.
Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды
центрального банка правительству составляют значительную часть их активов.
Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим
данная функция в настоящее время относится не к основным, а к
дополнительным. Еще одна обслуживающая функция центрального банка - выполнение им роли
финансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетов
и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых
странах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместно
с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии,
центральные банки являются практически бухгалтерами государственных
учреждений. Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с
его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной
единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся
управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и
ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему
характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных
банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной
политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило
в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония)
делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода
данных. Большинство центральных банков осуществляют исследования экономической
конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки
публикуют подробные результаты проведенных исследований (федеральные
резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий
федеральный банк, Банк Франции, Банк Англии и др). Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и
создают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банк
Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, Банк
Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании,
Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий. Задача всех центральных банков - выпуск в обращение банкнот и
обеспечение их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногие
центральные банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеют
специальные структурные подразделения по производству банкнот. Отдельные центральные банки осуществляют связи c нeбанковской клиентурой
и предоставляют общественные услуги. Все центральные банки поддерживают
корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны,
другими центральными банками и международными финансовыми организациями.
Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются
второстепенными. Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг
коллективного пользования. В целях улучшения функционирования банковской
системы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторые
центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по
банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр. Денежно-кредитная политика центрального банка 2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком,
является одним из элементов экономической политики государства и
представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение
денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и
других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно
нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня
инфляции и безработицы, В законах о центральных банках особо подчеркивается
их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной
валюты. В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика
разделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты
посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной
ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние
национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую
на объем денежной массы в обращении. Эти меры воздействия взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Являясь посредником между государством и банковской системой страны,
центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью
определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков
ссудных капиталов возможности центрального банка непосредственно
воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе
с тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов
денежно-кредитного регулирования. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых
центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование
различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности
экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся
традиций и конкретных обстоятельств. Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-
кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам
воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и
косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и
долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная
политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной
эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная
рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки
преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи
кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры,
наблюдаемый в периоды экономических подъемов. По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на
административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными
являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций,
исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы
деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в
практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое
применение в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы
воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством
формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.
Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению
с административными, но результаты их применения не всегда адекватны
намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход
центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным. По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия
центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного
регулирования разделяются на количественные я качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на
состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное
обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого
регулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимости
банковских кредитов. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования
разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами
реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под
долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются
те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1
года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты
воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-
кредитной политики. Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто
используемыми центральными банками зарубежных стран, являются установление
минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков,
регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке.
Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного
регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким
методам, как установление кредитных ограничений лимитирование уровня
процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные
ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного
регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный
банк на том или ином этапе экономического развития. На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее
результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в
денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и
кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов
кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов.
По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным
(косвенным) методам регулирования денежной массы, и прежде всего к
операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок. 2.2. Регулирование официальной учетной ставки Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к
кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под
определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая
центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету
краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и
других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг,
называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная
ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих
банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по
кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк
определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками.
Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов
рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения
учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного
параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным)
инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования с
помощью изменений официальной учетной ставки довольно прост, что и явилось
причиной его широкого использования как в развитых, так и развивающихся
странах. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения
кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку,
удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центрального
банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он
снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается
достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки центрального
банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент
наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их
повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки
предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели
дорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетная
ставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне ниже
рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой
соответствующую реакцию денежного рынка. Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки
воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так,
рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по
кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает
уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на
ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку
более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных
институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое
финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким
образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной
стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив,
удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам:
повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается
рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка
представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность
кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов
рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в
целом. Как уже отмечалось, именно на центральные банки возложена функция
установления уровня официальной учетной ставки. Несколько своеобразными
являются методы регулирования официальной учетной ставки ФРС США в силу
специфики самой формы организации денежно-кредитной системы этой страны.
Каждый из федеральных резервных банков самостоятельно устанавливает уровень
своей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру и
утверждению Советом управляющих ФРС. Вместе с тем фактическая централизация
действий федеральных резервных банков, по существу, определяет проведение
ими единой политики в области регулирования учетных ставок. Как показывает анализ динамики официальных учетных ставок, изменения
экономической обстановки вызывают изменения в учетной политике центральных
банков. Например, в США в период экономического кризиса 1929 - 1933 гг.
официальные учетные ставки понижались 8 раз, а во время экономического
кризиса 1957-1958 гг. - 4 раза; во время экономического подъема в 1955-1957
гг. учетная ставка повышалась 7 раз, а в 1979-1981 гг. - 17 раз. Как правило, в законах о центральном банке предусмотрена лишь сама
возможность установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки
и не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим
центральный банк полностью автономен в своих действиях и может исходить из
сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной
сфере. Как следует из практики центральных банков зарубежных стран,
официальная учетная ставка может колебаться в довольно широких пределах -
от 5 до 15%. Так, размеры официальной учетной ставки федеральных резервных
банков США в 60-е гг. не выходили, как правило, за пределы 4%, а в 70-е гг.
возросли до 14%. Высокий уровень официальной учетной ставки федеральных
резервных банков и процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих
банков явился одним из важнейших факторов усиления в эти годы притока
иностранных капиталов в США. С начала 70-х гг. отмечался рост учетной
ставки Бундесбанка (Германия): с 3-4% до 8% в 1993 г. Обычно официальные учетные ставки устанавливаются в отношении всех видов
учитываемых центральным банком векселей, однако в порядке исключения в
течение определенных периодов могут действовать и льготные ставки. Так, до
1956 г. льготные ставки применялись Банком немецких земель (ФРГ) при
переучете иностранных векселей и векселей, выставленных экспортерами. Изменение официальной учетной ставки как инструмент денежно-кредитного
регулирования широко используется центральными банками развитых стран, в то
время как в развивающихся государствах отдается предпочтение прямому
регулированию процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих
банков. Оценивая регулирующую роль официальной учетной ставки, следует отметить,
что она является для деловых кругов страны своего рода барометром
экономической обстановки. 2.3. Минимальные резервные требования Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов
денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении
обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой
применения, что в совокупности с непосредственным воздействием на уровень
ликвидности коммерческих банков делает его весьма привлекательным. Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков
в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных
требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных
параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В
результате повышения норы обязательных резервных требований центральным
банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в
распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных
операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности
кредитования.
Страницы: 1, 2
|