бесплатные рефераты

Центральные банки, их сущность и функции

p> Изменение норм минимальных резервных требований -один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г. - за полвека до создания ФРС.

Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования возникли в качестве своего рода обеспечения обязательств по депозитам коммерческих банков. Это их назначение сохранилось и в настоящее время. Они выполняют две основные функции; создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент
«жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все больше предпочтения отдают более гибким инструментам регулирования.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявление в установлении требований к разным частям баланса - активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования.
Вместе с тем с появлением новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды пассивов. Так, в Германии в середине 80-х гг. резервные требования были распространены на предъявительские ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США - на банковские обязательства в евровалютах. В то же время отдельные виды обязательств в различных странах не подпадают под «базу» исчисления обязательных резервов.
Практикуется также исключение из «базы» минимальных резервных требований депозитов нерезидентов - такая система действует в Германии.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям - в частности, банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.

Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежное» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований.

Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Качественный состав этих средств различен - это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США,
Германия, Швеция) - иностранная валюта на счетах центрального банка. В любом случае все они должны быть максимально «денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц - подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется 2-недельному сроку, в Канаде он составляет 2 полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - тот механизм используется в США и Франции, Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать
30%, по срочным обязательствам (от 1 месяца до 4 лет) - 20%, по сберегательным вкладам - 10%. В то же время в отношении обязательств банков- нерезидентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета, - подобная практика характерна для Японии и Австрии.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается в развивающихся странах. Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков.

В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер - в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объемов депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах.
Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%.
В Японии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляет
2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45% объема обязательств коммерческих банков.

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в
США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро нашли другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов. В настоящее время
ФРС США практически отказалась от использования инструмента минимальных резервов.

Следует отметить, что большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков.

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на. открытом рынке.

2.4. Операции на открытом рынке

На протяжении всего периода после второй мировой войны отмечается все более интенсивное использование операций на открытом рынке, что соответствует общей тенденции перехода от прямых к рыночным (косвенным) инструментам регулирования денежно-кредитной сферы.

Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг. Объект этих операций - так называемые рыночные ценные бумаги, преимущественно обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком.

Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на экономику. Время их проведения и их объем вызывают заданную реакцию рынка. В связи с этим они предсказуемы и краткосрочны.

Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Так, в случае покупки центральным банком ценных бумаг на открытом рынке объем собственных резервов банков и банковской системы в целом увеличивается, а в случае продажи, наоборот, уменьшается, что отражается на стоимости кредита и, следовательно, на объеме денежной массы.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование различных технических процедур. Они различаются в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок
(операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные - до 3 месяцев - и долгосрочные - от 1 года и более - операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).

Различия в технических процедурах проведения операций на открытом рынке обусловлены рядом факторов. Важнейшими из них являются специфика кредитно- банковской системы, предполагающая различный состав участников рынка, и особенности национального законодательства. Наибольшее распространение операции на открытом рынке получили в странах с максимально развитыми сегментами денежного рынка - США, Канада, Великобритания, Германия Япония,
Франция и Италия. В развивающихся государствах, в которых отсутствует достаточно широкий рынок высококачественных ценных бумаг, операции центрального банка с ценными бумагами не могут влиять на денежную базу и величину резервов коммерческих банков, не дезорганизуя в то же время сам рынок.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке, как отмечалось, различаются прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке явились прямые операции, то есть операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах - частных векселей и векселей центрального банка. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня завершения сделки. Операции на базе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставки ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день. В наиболее значимых масштабах прямые операции с ценными бумагами осуществляются в США Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС. При покупке ценных бумаг на открытом рынке федеральными резервными банками платеж осуществляется в виде чека, выписанного на резервные банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг могут являться банки (входящие или не входящие в систему ФРС), промышленные или финансовые компании, а также физические лица. Если продавцом ценных бумаг выступает банк - член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает размеры своих резервов. Во всех других случаях продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым депозит. Банк, в свою очередь, депонирует его на свой счет в федеральном резервном банке, увеличивая свои резервы на сумму проведенной операции. Покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает увеличение резервов банков — членов этой системы, что дает им возможность расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики. Если покупателями ценных бумаг являются коммерческие банки, то они уменьшают свои депозиты в федеральных банках на соответствующую сумму. В случае покупки ценных бумаг физическими лицами или нефинансовыми компаниями наблюдается сокращение депозитов соответствующего банка - члена ФРС в резервном банке данного округа, поскольку чеки при операциях на открытом рынке выписываются на резервные банки. Одновременно уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих их банках - членах ФРС.

Таким образом, продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности. Отсюда следует, что продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке является инструментом, используемым для оказания сдерживающего воздействия на экономику.

Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими векселями.

Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами активно применяются как инструмент регулирования денежного обращения и в других промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, в Германии объектом операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые «мобилизационными свидетельствами».

Прямые операции с ценными бумагами широко использует в качестве инструмента косвенного регулирования денежной массы и Банк Италии. Объектом торговли являются, как правило, так называемые основные ценные бумаги, которые пользуются наибольшим спросом, - прежде всего средне- и долгосрочные государственные ценные бумаги.

Обратные операции на открытом рынке (операции «репо») - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делает их еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования. Обратные операции широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время они составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции проводятся с интервалом от
1 до 15 дней.

В традиционном, классическом понимании операции на открытом рынке осуществляются на вторичном рынке ценных бумаг. Однако в странах, где вторичный рынок не получил достаточного развития, к операциям на открытом рынке приравниваются и операции на первичном рынке, хотя в этом случае желаемый результат достигается не прямо, а опосредованно. Например, в
Италии при проведении операций центрального банка по купле-продаже ценных бумаг как на первичном, так и на вторичном рынке преследуются цели регулирования объема денежной массы. Основным инструментом, применяемым
Банком Италии при управлении ликвидными средствами коммерческих банков, являются операции типа «спот» и «форвард», которые осуществляются на аукционах с участием или без участия брокеров, представляющих интересы банковских и нефинансовых компаний. В последнем случае Банк Италии напрямую покупает и продает ценные бумаги. Прямые операции Банк Италии осуществляет с государственными ценными бумагами со сроком погашения менее 1 года. На вторичном рынке он проводит операции со средне- и долгосрочными ценными бумагами, подпадающими под категорию основных ценных бумаг, то есть пользующихся наибольшим спросом.

Следует отметить, что при сравнительно небольших масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное средство регулирования состояния денежного обращения и экономики в целом.

2.5. Меры административного воздействия

Важным инструментом административного, или прямого, воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу является регулирование уровня процентных ставок, прироста кредитов, объема портфельных инвестиций.

Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно для развивающихся государств, хотя в отдельные годы данный метод использовался и в промышленно развитых странах. В условиях ограничения верхних пределов процентных ставок возникает избыточный спрос на кредит, в результате чего процентная политика способствует административному распределению финансовых ресурсов.

Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок прежде всего облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним компаниям; кроме того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок широко используется на ранних этапах развития рыночных отношений. Так, этой практике следовал Банк
Кореи в 60 -80-е гг., когда на каждый вид депозитов и кредитов банковских институтов устанавливался максимальный уровень процентных ставок. В конце
1988 г. порядок регулирования процентных ставок коммерческих банков был либерализован, в частности были дерегулированы процентные ставки по кредитам и краткосрочным депозитам. В результате в настоящее время Банк
Кореи устанавливает верхние пределы лишь на ставки по депозитам сроком более чем на 2 года.

В последнее время наблюдается отход центральных банков от политики лимитирования верхнего .уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов. Это обусловлено тем, что выгоды от использования данного метода регулирования имеют место лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков являются причиной размещения свободных финансовых средств не в виде банковских депозитов, а в других формах, например недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяет их использовать для финансирования производственных инвестиций. Лимитирование уровня процентных ставок создает одинаковые условия кредитования, что существенно ослабляет конкуренцию между банками. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускоряет рост цен и ослабляет позиции национальной денежной единицы, нарушает макроэкономическую стабильность.

Административное регулирование процентных ставок, как правило, связано с мероприятиями правительства по ограничению объема предоставляемых банковскими институтами кредитов. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии центральные банки прибегают к так называемым кредитным потолкам, то есть определяют предельную сумму кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов. Данный инструмент особенно популярен в развивающихся странах, а в 70-е гг. активно использовался и промышленно развитыми государствами: Банк Италии в этот период установил лимиты на годовой прирост кредитов коммерческих банков в размере 5%; в
Южной Корее во время войны в 50-е гг., а также в 1977-1981 гг. в целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки устанавливались персонально для каждого кредитного института.

Использование прямых лимитов на банковское кредитование или ограничений темпов его прироста вынуждает коммерческие банки держать определенную часть депозитов в виде неработающих резервов. Достижение лимита означает, что данное средство регулирования ограничивает прирост денежной массы в такой степени, как это может быть достигнуто при 100-процентной норме резервных требований.

При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках (фондовых биржах) наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные денежные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на этих неорганизованных рынках. Другим негативным последствием применения данного метода регулирования является необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. В противном случае по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах «экспортируют» привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.

Важное место в регулировании направления кредитов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах. В некоторых из них от 20 до 80% объема банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики. Например, в Пакистане в отдельные годы до 70% новых кредитов национальных банков предоставлялось в соответствии с целевыми установками. До недавнего времени в Индии коммерческие банки должны были направлять около половины своих активов на резервные счета или вкладывать в правительственные облигации, а 40% - в кредиты, направляемые на развитие приоритетных отраслей национальной экономики. В начале 70-х гг. в государствах «третьего мира» получили распространение программы поддержки мелких фермеров, в рамках которых были разработаны специальные механизмы переучета векселей сельскохозяйственных компаний в центральных банках.

В комплекс основных механизмов селективной кредитной политики входят:
. установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли;
. создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке;
. распространение различного рода льгот на банковские институты, кредитующие преимущественно приоритетные сферы экономики.

Страны «третьего мира» прибегали к селективной кредитной политике прежде всего в связи со слабым развитием финансовых рынков, которые не способны обеспечить достаточно эффективное распределение денежных средств и экономическое развитие в целом. Оценивая результаты использования этой политики, следует отметить, что, с одной стороны, она способствовала существенному изменению кредитных потоков - в частности, наблюдалось расширение кредитования мелких предприятий, жилищного строительства, экспортных отраслей промышленности, создание базы рискового финансирования.
С другой стороны, отмечались и негативные моменты, препятствовавшие нормальному функционированию кредитно-финансовой системы: льготные процентные ставки по кредитам, предоставляемым приоритетным отраслям, обусловливали необходимость их субсидирования за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций, бюджетных средств и других источников, что неизбежно порождало новые проблемы в кредитно-финансовой сфере. Кроме того, периодически возникал избыточный спрос на дешевые кредиты, которые в условиях отрицательных процентных ставок приобрели характер безвозмездных ссуд. Значительный приток в экономику кредитных ресурсов приводил к быстрому росту объема денежной массы в обращении, спроса на реальные активы и иностранную валюту, давлению на официальные валютные резервы.

Одной из мер административного воздействия на денежно-кредитную сферу являются портфельные ограничения, обязывающие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги. Так, в
1973 г. в соответствии с директивами Банка Италии коммерческие банки инвестировали 5% объема совокупных депозитов по состоянию на конец 1972 г. в ценные бумаги с фиксированными доходами. В 1974 г. норма обязательного инвестирования была повышена до 12%, а в 1978 г. снижена до 6,5% объема прироста ресурсов.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что административные меры денежно- кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков. Однако они не привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов в значительной степени ослабили действенность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки стали постепенно отказываться от применения этих средств и в 80-е гг. постепенно перешли на использование преимущественно рыночных инструментов.

Заключение

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования.
Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.

Основные функции центральных банков - эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач.

Центральные банки зарубежных стран выполняют важную роль в системе мер государственного воздействия на экономику благодаря своей относительной самостоятельности при решений вопросов регулирования денежной эмиссии, деятельности кредитно-банковских институтов, при проведении валютной политики.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер и служит инструментом их оперативной и гибкой поддержки.

В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков.

В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Эволюция регулирующей деятельности центрального банка прослеживается в большинстве зарубежных стран. Ее причины обусловлены общими закономерностями развития их экономики и особенностями трансформации денежно-кредитных и банковских систем. Комплекс специфических признаков, отличающих современный этап регулирования денежного обращения центральным банком, характеризует более высокий уровень развития механизма регулирования. Так, при сохранении предпочтительности долгосрочной направленности регулирования центральным банком денежного обращения отмечается тенденция к антиинфляционному характеру этой деятельности.
Прослеживается расширение сферы приложения регулирования, арсенала кредитных инструментов, используемых для расчетов за товары и услуги.
Расширился круг кредитных учреждений, регулируемых центральным банком.
Основу этого процесса составляет универсализация деятельности кредитных институтов, подпадающих под категорию субъектов денежного обращения.

Наиболее серьезные трансформации произошли в инструментах регулирования центральным банком денежного обращения: наблюдаются изменения в целях их применения (так, минимальные резервные требования все чаще способствуют созданию благоприятного фона, облегчающего восприятие рынком других регулирующих мер); изменилась роль отдельных методов - возросло значение операций на открытом рынке; модифицировались способы использования традиционных методов, отразившиеся на частоте пересмотра норм резервных требований, их общем уровне, диапазоне использования.

Общее направление изменений в методах регулирования денежного обращения соответствует наметившейся тенденции дерегулирования, направленной на достижение соответствия целей и методов регулирования уровню развития и состоянию денежного обращения. Прямые методы регулирования не исчезают, но отходят на второй план, что отчетливо прослеживается на примере процентной политики центральных банков. Так, сохранилась общая направленность регулирования на изменение стоимости кредита. Вместе с тем на смену прямому установлению уровня процентных ставок приходит использование рыночных рычагов, оказывающих косвенное воздействие на стоимость кредита, например, проведение операций на открытом рынке.

В условиях развитого рынка денежное обращение отличается высокой приспособляемостью к мерам регулирования. Важной особенностью современных схем регулирования является тенденция к универсальности и общности.
Действенность регулирования обеспечивается за счет установления максимально широких по охвату, но либеральных норм регулирования. Наконец, необходимым условием эффективности регулирования денежного обращения становится постоянная корректировка его форм и методов с целью достижения их соответствия степени развития денежно-кредитной сферы.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти,. предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.
В результате данная функция приобретает комплексный характер, поскольку позволяет решать частные задачи и координировать бюджетную и денежно- кредитную политику.

Формы участия центрального банка в управлении долгом различаются, в частности, в зависимости от разделения сфер влияния в этом отношении между центральным банком, казначейством и специализированной организацией (если таковая существует).

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий", двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

Стратегические направления валютной политики обусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка, характером проводимой им денежно- кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной задолженности. В зависимости от этих факторов подходы центральных банков к выбору тех или иных инструментов валютной политики существенно различаются по странам. На выбор инструментов проведения валютной политики, применяемых центральными банками различных стран, оказывает влияние и специфика задач, стоящих на том или ином этапе их экономического развития.

Для проведения валютной политики центральные банки обычно используют 3 вида инструментов: интервенции на валютных рынках, дисконтную политику и управление валютными резервами.

Важную роль в изменениях методов и инструментов регулирования центральными банками денежно-кредитной сферы в последние годы сыграли растущая интернационализация экономики и международная интеграция финансовых рынков. Дополнительным стимулом развития межгосударственного регулирования явилось усиление банковских рисков, вызванных резкими колебаниями темпов экономического развития отдельных отраслей и стран, неравномерностью темпов роста инфляции, процентных ставок и валютных курсов.

В результате возникла необходимость в координации деятельности центральных банков, направленной на максимальную унификацию норм регулирования в различных странах с целью предотвращения возможных банковских кризисов и резкой миграции международных капиталов. Центром межгосударственного регулирования банковской деятельности стал Банк международных расчетов (БМР), в рамках которого создан Комитет по банковскому регулированию и контролю (Базельский Комитет). В рамках БМР разработаны рекомендации по внедрению в странах - его участницах системы нормативов деятельности банковских учреждений и порядок контроля за ними.

Первоначально систему регулирования, предложенную БМР, предполагалось использовать лишь при контроле за международной деятельностью банков.
Однако, как показал опыт, эта система является очень гибкой, экономически обоснованной и может эффективно применяться при внутреннем банковском контроле, поэтому в настоящее время большинство развитых стран активно внедряют в практику регулирования рекомендации БМР.

Межгосударственное регулирование банковской деятельности наглядно прослеживается на примере Западной Европы: стремление добиться большей стабильности банковских и финансовых систем усиливает координацию валютной и денежно-кредитной политики стран - членов ЕС и сотрудничество их центральных банков. Причем в настоящее время наблюдается постепенный переход от системы координации денежно-кредитной и валютной политики государств - членов ЕС к формированию единой денежно-кредитной и валютной политики, требующей и создания соответствующего наднационального регулирующего института. Органом ЕС, ответственным за его единую денежно- кредитную и валютную политику, призвана стать система центральных банков стран - участниц ЕС, независимая в своих решениях от политических институтов ЕС, имеющая федеральную структуру и приоритетную цель - поддержание стабильности денег.

Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.

Денежно-кредитная политика, первоначально направленная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка - путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко.

Резко возросла необходимость международного согласования кредитно- денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.

В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.

Список литературы

1. Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран.

– М.: Финансы и статистика,1992.
2. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги банковское дело и денежно-кредитная политика. – М.-Л.: Профило,1991.
3. Банки и банковские операции. под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 1997.
4. Банковская система России. Настольная книга банкира. под ред. А.Г.

Грязнова. М.: «ДЭКА», 1995.
5. Общая теория денег и кредита. под ред. Е.Ф. Жукова. М.: «ЮНИТИ», 1995.
6. Поляков В.П., Московина Л.А. Структура и функции центральных банков.

Зарубежный опыт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996.
7. Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. – М.: Консалтбанкир, 1994.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ