бесплатные рефераты

Центральный банк РФ. Его функции и политика

     4) определяет структуру Банка России;

     5) принимает решения:

ü      о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

ü      об установлении обязательных нормативов[22] для кредитных организаций;

ü      о величине резервных требований;

ü      об изменении процентных ставок Банка России;

ü      об определении лимитов операций на открытом рынке;

ü      об участии в международных организациях;

ü      об участии  в  капиталах  организаций,  обеспечивающих  деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

ü      о купле и продаже недвижимости для  обеспечения  деятельности  Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

ü      о применении прямых количественных ограничений;

ü      о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об  общем  объеме выпуска наличных денег;

ü      о порядке формирования резервов[23] кредитными организациями;

     6)  утверждает  внутреннюю  структуру  Банка  России;

     7) определяет условия допуска иностранного  капитала  в  банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

 

 

2. Цели и задачи деятельности ЦБР

 

 Основными целями деятельности Банка России являются:

   -   защита  и  обеспечение  устойчивости  рубля,   в   том   числе   его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

   -    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

   - обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования  системы расчетов.

 

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

     Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

 

 Банк России выполняет следующие функции:

     1)  во  взаимодействии   с   Правительством   Российской   Федерации разрабатывает  и  проводит   единую   государственную   денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

     2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег  и  организует  их обращение;

     3)   является   кредитором   последней   инстанции   для   кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

     4)  устанавливает  правила  осуществления  расчетов   в   РФ;

     5)   устанавливает   правила   проведения    банковских    операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

     6) осуществляет государственную регистрацию  кредитных  организаций; выдает  и  отзывает  лицензии  кредитных   организаций   и   организаций, занимающихся их аудитом;

     7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

     8) регистрирует эмиссию  ценных  бумаг  кредитными  организациями  в соответствии с федеральными законами;

     9)  осуществляет  самостоятельно  или  по  поручению   Правительства Российской  Федерации  все  виды  банковских  операций,  необходимых  для выполнения основных задач Банка России;

     10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

     11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через  уполномоченные  банки  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации;

     12) принимает  участие  в  разработке  прогноза  платежного  баланса Российской  Федерации  и  организует   составление   платежного   баланса[24] Российской Федерации;

     13) в  целях  осуществления  указанных  функций  проводит  анализ  и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации  в  целом  и  по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и  ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

 

Для реализации возложенных на него  функций  ЦБР участвует в разработке экономической  политики  Правительства  Российской Федерации.

     Банк России и Правительство Российской  Федерации  информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

 

 

3. Функции   Центрального  Банка 

 

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот;  проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов;  регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.

 

Эмиссия банкнот.

За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  Российской  Федерации.

Совет директоров принимает решение о выпуске в  обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

 В целях  организации  наличного  денежного  обращения  на территории Российской Федерации  на  Банк  России  возлагаются  следующие функции:

     прогнозирование и организация  производства,  перевозка  и  хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

     установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных  денег для кредитных организаций;

     установление признаков платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

     определение порядка ведения кассовых операций.

 

Проведение денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнца).

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

по форме их воздействия (прямые и косвенные);

по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

- регулирование официальной учетной ставки;[25]

- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

 

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли  привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства  по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков  и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

 

Регулирование официальной учетной ставки ЦБ.

Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг,  отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года).

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика  

« дорогих денег»  ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

 

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по  заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой ре-стрикционной[26] политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

сферы проведения операций: только на банковском  секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

 

При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими  и  иностранными  кредитными  организациями:

     1)  предоставлять  кредиты  на  срок  не  более  одного   года   под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

     2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более  шести месяцев;

     3) покупать и продавать государственные ценные  бумаги  на  открытом рынке;

     4) покупать и продавать облигации,  депозитные  сертификаты  и  иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

     5) покупать  и  продавать  иностранную  валюту,  а  также  платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными организациями;

     6) покупать, хранить, продавать  драгоценные  металлы  и  иные  виды валютных ценностей;

     7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

     8) выдавать гарантии и поручительства;

     9) осуществлять операции с финансовыми инструментами,  используемыми для управления финансовыми рисками;

     10)  открывать  счета   в   российских   и   иностранных   кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11) осуществлять другие банковские операции от  своего  имени,  если это не запрещено законом.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

     золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

     иностранная валюта;

     векселя в российской и иностранной валюте со  сроками  погашения  до шести месяцев;

     государственные ценные бумаги.

 

 

Проведение валютной политики.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных   банках   и    иных    международных    валютно-финансовых организациях.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и  осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном  регулировании  и валютном контроле" и федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для  осуществления  своих  функций  Банк  России  может открывать представительства в иностранных государствах.

 

Рефинансирование коммерческих банков.

Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

сроков предоставления (среднесрочные -  на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);

целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

 

Регулирование деятельности кредитных институтов.

Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью банков  проводится с целью  обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и кредиторов.  Банк  России  не  вмешивается  в  оперативную   деятельность кредитных   организаций,   за   исключением   случаев,    предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:

-  устанавливает  обязательные  для  кредитных организаций   правила    проведения    банковских    операций,    ведения бухгалтерского  учета,  составления  и  представления   бухгалтерской   и статистической отчетности.

 - регистрирует кредитные  организации  в  Книге государственной  регистрации  кредитных  организаций,  выдает   кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

 В целях обеспечения  устойчивости  кредитных  организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

     1)  минимальный размер уставного капитала  для   вновь   создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств  (капитала) для действующих кредитных организаций;

     2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

     3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

     4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

     5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

     6) нормативы ликвидности кредитной организации;

     7) нормативы достаточности капитала;

     8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

     9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

     10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;

     11)      нормативы использования собственных средств банков      для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

     12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

 

Для осуществления своих  функций  в  области  банковского надзора  и  регулирования  ЦБ  проводит   проверки   кредитных организаций и их филиалов,  направляет  им  обязательные  для  исполнения предписания об  устранении  выявленных  в  их  деятельности  нарушений  и применяет  предусмотренные законом  санкции   по отношению к нарушителям.

В случае  нарушения  кредитной  организацией  федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка  России,  непредставления информации, представления  неполной  или  недостоверной  информации ЦБ имеет  право  требовать  от  кредитной   организации   устранения выявленных  нарушений,  взыскивать  штраф  в  размере  до  одной  десятой процента от  размера  минимального уставного капитала  либо  ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

     В случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении нарушений,  а  также  в  случае,  если  эти  нарушения  или совершаемые  кредитной  организацией  операции  создали  реальную  угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

     1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента  от  размера оплаченного уставного капитала, но не более 1  процента  от  минимального размера уставного капитала;

     2) потребовать от кредитной организации:

     а) осуществления мероприятий по финансовому  оздоровлению  кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

     б) замены руководителей кредитной организации;

     в) реорганизации кредитной организации;

     3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

     4) ввести запрет на осуществление кредитной  организацией  отдельных банковских операций,  предусмотренных  выданной  лицензией,  на  срок  до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

     5)  назначить  временную  администрацию  по   управлению   кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

     6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

 

 

Функция финансового агента правительства.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов[27], а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

 

 

4. Отчетность и  аудит Банка России

 

 Банк России  ежегодно  не  позднее  15  мая  представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

      Годовой отчет Банка России включает:

     1) отчет о деятельности Банка  России,  анализ  состояния  экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения  и  кредита, банковской системы, валютного положения и платежного  баланса  РФ,  а  также  перечень  мероприятий  по  единой   государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

     2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

     3) порядок  формирования  и  направления  использования  резервов  и фондов Банка России;

     4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

(Решение об аудите ЦБР и определение аудиторской  фирмы, имеющей  лицензию  на  осуществление  банковского  аудита, Государственная  Дума принимает до  завершения  отчетного   года. В  соответствии  с  заключенным  с аудиторской  фирмой  договором Банк  России  обязан представлять  отчетность  и   информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.)

 

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России  Государственная Дума принимает решение.

  Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом  директоров  в  резервы  и  фонды  различного назначения.

 

 

Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000 году.

 

Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 г., разработанные ЦБР, представлены в двух вариантах:

Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 1999 г.;

Второй – проведение политики, ориентированной на стимулирование роста потребительского спроса.

Глобальная задача экономической политики и её важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечении на этой основе устойчивого роста ВВП.

Можно констатировать, что в последние годы произошла серьёзная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики: от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода к стимулированию потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения.[28]

 

 

Повышение уровня анализа и прогнозирования денежно-кредитных индикаторов.

 

Ведущее место в системе индикаторов денежно-кредитной политики отводится показателю М2, включающему наличные деньги и безналичные в виде депозитов до востребования, средства на расчётных и текущих специальных счетах предприятий и организаций, срочные вклады населения. В качестве главного экономического параметра, определяющего динамику М2[29], в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» приняты темпы прироста потребительских цен.

В 1998 г. прогнозировался опережающий в 3,8-4,4 раза прирост денежной массы по сравнению с приростом потребительских цен. Фактически же потребительские цены увеличились на 84%, а денежная масса М2 на 30,2%

В 1999 г. прогнозировался более медленный прирост денежной массы, на 11-15%, по сравнению с потребительскими ценами, фактически он является опережающим.

В 2000 г. в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» ЦБ намечает вернуться к политике опережающего прироста денежной массы (М2) по сравнению с приростом потребительских цен.

Зависимость между динамикой потребительских цен и денежной массы М2 неустойчива. Реальная динамика цен и денежной массы существенно отклоняется от прогнозных ориентиров денежно-кредитной политики и в процессе её реализации даже изменяется характер зависимости. В 1999 г. прирост денежной массы М2 ожидается в 1,9-2,4 раза, а  потребительских цен в 1,3-1,9 раза больше, чем в прогнозе.[30]  

Неустойчивость зависимости между важнейшими индикаторами денежно-кредитной политики ослабляет её практическую ценность, снижает доверие к ней инвесторов, ослабляет потенциал экономической политики, её организующее начало в поддержании высокой деловой конъюнктуры[31].

Для повышения предсказуемости денежно-кредитной политики важно наладить глубокий анализ причинно-следственных связей между важнейшими денежно-кредитными индикаторами. Например, до финансового кризиса 1998 г. не было ясного понимания влияния на динамику денежной массы резких перепадов курса валюты, масштабов и структуры внутреннего долга, доли импорта в товарообороте. Считалось, что прирост денежной массы оказывает определяющее влияние на потребительские цены, и проводилась политика сокращения денежной массы. Вопреки этой политике цены вместо прогнозируемого увеличения на 5-8% выросли на 80,4%. Определяющее влияние на их рост оказало многократное падение курса рубля и рублёвое удорожание чрезмерного объёма импортных товаров.

Необходимо осуществить дифференциацию факторов спроса на деньги: для деловых сделок, с учётом реальной ценовой конъюнктуры, на финансовые активы. Специальных расчётов влияния на денежную массу требуют такие факторы, как скорость обращения денег, совокупность валютных факторов, спрос на денежные ресурсы для предполагаемых затрат на инновации и инвестиции[32].

Реализация предложенного подхода потребует глубокого изучения категории спроса на деньги, повышения достоверности и точности информации, обширных исследований факторов, формирующих денежный спрос. Необходимо иметь систему прогнозных расчётов агрегатов денежной массы, не замыкать денежное обращение на М2, прогнозировать объёмы притока и оттока широких денег, добавляя к М2 депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе, прогнозные оценки (притоки и оттоки) объёма тезаврации[33] иностранной валюты. Признавая специфику вторичных денег типа ГКО, ОФЗ и др., необходимо учитывать их влияние на М2 и налично-денежное обращение.

 

Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.

 

Является важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики. Эта взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух векторов экономической политики и зависимости от базовых условий её осуществления; во-вторых, на совпадении ряда объектов, на которые направлено их воздействие (госдолг, дефицит бюджета и др.); в-третьих, на взаимодействии инструментов и институтов, с помощью которых осуществляются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.

Базовой основой обеих политик является экономический рост и, прежде всего увеличение ВВП и реальных доходов населения, поскольку только в условиях роста раскрываются возможности рыночной экономики, действуют основные рыночные категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада платежеспособный спрос подавлен и все факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, НТП) недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость.

На протяжении, по крайней мере, 7-8 лет реформирования российской экономики бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей, задача сбалансированности бюджета приобрела самодовлеющий характер. Опыт показывает, что сделать это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование бюджета за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к  увеличению внутреннего долга и к повышению доли расходов на его обслуживание (до 30%). Наступает такой период, когда доходы от выпуска новых ГКО не компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в финансовом кризисе в августе 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ