Центральный банк РФ. Его функции и политика
В настоящее
время в экономической политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он
представляется раньше, чем основные направления единой государственной
политики. Неспособность с помощью бюджета решить ряд фундаментальных проблем
российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие
инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству
национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития
социальной сферы и науки – создают крайне неустойчивую основу для формирования
денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация
денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его
доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса
валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных
доходов российской экономики.
В проекте
бюджета 2000 г. просматривается подчинение всей бюджетной политики задаче
погашения внешнего долга. Профицит бюджета в размере 162 млн. руб. почти
полностью (156,8) направляется на погашение внешнего долга.
Общая сумма
долга федерального бюджета составит на конец 2000 г. 6,3 трлн. руб., что в 1,2
раза превышает прогнозируемый объем ВВП (5,1 трлн.руб.) и почти в 8,5 раза
величину доходов бюджета.
Выплаты по
обслуживанию внешней задолженности (не считая расходов по погашению основной
суммы долга) составляют 71% всех расходов по обслуживанию госдолга. На эти цели
придётся направить 3% ВВП, что в 2 раза превышает рост ВВП, проектируемый на
2000 г., и составит почти 20% от общего объёма расходов федерального бюджета.
Сумма процентных выплат в $ составит 4,9 млрд. Кроме того, иностранным
кредиторам будет выплачено $5,3 млрд. в порядке погашения основной суммы долга
за счёт новых займов.
Вторая
характерная черта проекта бюджета состоит в том, что он не способствует в
должной мере решению самых насущных задач российской экономики. Прогнозируется:
рост реальных располагаемых доходов населения в виде «вилки» на 1,5-3%;
розничный товарооборот на 1%; увеличение доходов населения, рост реальных
располагаемых доходов на 2% (с учётом дефлятора); доля населения с доходами
ниже прожиточного минимума – 33-34% (в 1999 г. – 35%). Но, что особенно
противоречит концепции ориентации экономической политики повышения доходов
населения, это повышение уровня безработицы до 14,8% против 14,3%.
В целом
совокупный спрос на товары и услуги российского производства составит 101-102%,
прогнозируется рост импорта на 7-13%[34].
Ненадежны
корректировки доходов бюджета, базирующихся на высоких мировых ценах на нефть.
Есть основание полагать, что в 2000 г. квоты на добычу нефти увеличатся,
предложение возрастёт, и мировые цены снизятся.
Предложение
денег, исчисленное по бюджетным проектировкам, занижено на сотни млрд.руб.,
поскольку бюджет и в целом экономическая политика не решают проблем
трансформации сбережений в накопление, репатриации сбежавших капиталов.
Проблема
погашения внешнего долга решается на суженном доходном поле. Между тем основой
погашения внешних долгов должны быть дополнительные накопления, полученные за
счёт расширения производства и внутреннего рынка товаров и услуг. Стагнация же
доходной базы бюджета создаёт чрезмерную нагрузку на резервы банковской
системы, ведет, в конечном счете, к сокращению золото-валютных резервов.
Сложившийся
рыночный механизм со слабой конкуренцией не создаёт стимулов к экономическому
росту, порождает спрос на дешёвые деньги. Бюджет сегодня – резервуар, из
которого черпаются дешёвые деньги. Спрос на такие деньги всегда будет превышать
предложение. Выход из этого положения видится в строгом целевом использовании
бюджетных средств, в отладке сквозного финансового контроля, в недопущении
бюджетных средств на спекулятивные операции фондового рынка.
Для
улучшения координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик необходимо
проектировки денежно-кредитных индикаторов сделать органической частью
прогнозов социально-экономического развития, обеспечив необходимую увязку
прогнозов ВВП с прогнозами не только балансов денежных доходов населения, но и
совокупной денежной массы.
Следует
снизить ставки кредитования, что позволит сократить спрос на дешёвые бюджетные
средства. Целесообразно разработать новую кредитную политику, предусматривающую
государственное регулирование процентов за кредит и нацеленную на
переориентацию денежных потоков с финансовых рынков в реальную экономику,
повысить роль банков в инвестиционном процессе, разработать меры по
воссозданию и укреплению доверия к национальной валюте, стимулировать
вовлечение огромных валютных и рублёвых сумм, накопленных и хранимых дома, в
хозяйственный оборот.
В
существующей модели развития российская экономика не способна расплатиться с
внешним долгом, профицит её ещё больше обескровит, поскольку насущные
потребности останутся без источников финансирования.
Необходимо
инициировать переговоры с МВФ и др. финансовыми структурами о выработке
принципиально новых подходов к погашению Россией государственного внешнего
долга, учитывая, что он составляет сейчас сумму, значительно превышающую
признанные в мире (в частности Маастрихтскими соглашениями) нормы. Выплаты и
обслуживание этого долга, даже с учётом последних соглашений о его
реструктуризации, угнетающе действуют на российскую экономику. Продолжение этой
политики грозит полной деградацией производства и обострением социальных
конфликтов.
Целесообразно
склонить МВФ и др. международные финансовые структуры к установлению строгой
зависимости сумм выплат и обслуживания государственного внешнего долга от
темпов роста российского ВВП. Тогда основной целью экономической политики
России действительно станет рост экономики.
Продажа
экспортёрами своих товаров за российские рубли, по мнению российских учёных,
явилась бы наиболее целесообразной мерой по стимулированию инвестиций в страну,
укреплению национальной валюты и увеличению золотовалютных резервов ЦБ РФ.
Рассмотрим
эту проблему шире. Экспортёр, чтобы продать товар за границей, составляет
большое количество документов. Они в первую очередь необходимы для проведения
государственными органами валютно-экспортного контроля, но не позволяют
существенно влиять на его эффективность. Существует множество способов
избежания валютного контроля со стороны гос. органов, экспортные контракты
зачастую являются фиктивными и служат легальным прикрытием покупки иностранной
валюты для перевода её за границу. Сфера контроля органов ЦБ и уполномоченного
банка резко сужена, проследить дальнейшее движение валютных средств за рубежом
не представляется возможным. Цивилизованные и правовые методы воздействия
затруднительны. Заблокировать движение валютных средств российским
правоохранительным органам в иностранном банке довольно проблематично. Сами
иностранные банки в этом не заинтересованы, т.к. это бьёт по их репутации,
приводит к нежелательным финансовым последствиям.
В случае если экспортёр
продаёт товар за российские рубли, возникают условия для реального контроля
над движением средств. Во-первых, контрагент российского экспортёра через
иностранный коммерческий банк продаёт иностранную валюту на российской валютной
бирже, что представляется более эффективным для осуществления контрольных
функций гос. органами. Дело в том, что движение средств идёт из иностранного
банка в российский ком. банк. Иностранный партнёр экспортёра не будет
заниматься благотворительностью и продавать валюту на бирже без наличия
определённых обязательств со стороны экспортёра, зафиксированных в контракте. В
противном случае для иностранного партнёра это может обернуться финансовыми
потерями, прежде всего на разнице курсов.
Во-вторых, иностранный
партёр экспортёра будет продавать на бирже все 100% вырученной валюты (сейчас –
только 75%).
В-третьих, счета
иностранного партнёра и самого экспортёра будут открыты в уполномоченном
российском банке, и режим их функционирования станет определять уже российское
законодательство и нормативные документы ЦБ. Таким образом, создаётся
возможность цивилизованными и правовыми способами влиять на денежные потоки по
счетам участников экспортной сделки.
В-четвёртых, валютный
контроль становится реально действенным и охватывающим все возможные пути
движения средств, а не только номер счёта партнёра экспортёра в иностранном
банке, как это происходит сейчас.
В-пятых, появляется правовой
механизм воздействия на иностранного партнёра экспортёра. Ведь иностранное
юридическое лицо не будет идти на сомнительную сделку, чтобы понести
неоправданные убытки или потерять средства при неисполнении процедурных норм и
требований валютно-экспортного контроля.
Существенным
моментом при реализации вышеназванной схемы является продажа обязательно всеми
экспортёрами своих товаров за российские рубли. В этом случае экспортёры и их
партнёры будут находиться в равных условиях, максимально упростятся их
взаимоотношения, ликвидируются теневые стороны их взаимоотношений,
присутствующие сейчас во внешней торговле. Таким образом, Россия получает
надёжный механизм, обеспечивающий устойчивый приток иностранной валюты для
пополнения внутренних резервов, что создаст дополнительные возможности для
российских экономических субъектов как участников международных экономических
отношений.
В случае введения практики
продажи российских товаров за рубли ситуация коренным образом изменится. ЦБ для
регламентации этих операций должен дополнительно разработать соответствующую
нормативную базу.
Приход иностранных банков на
российский рынок приведет к увеличению участников валютных торгов, к повышению
ликвидности и устойчивости внутреннего валютного рынка. Изменятся некоторым
образом и действия Банка России. Он будет вынужден проводить целенаправленные
действия не только по укреплению рубля, но и по его ослаблению, сглаживая
колебания валютного рынка. Повысится и мера ответственности ЦБ РФ перед всеми
субъектами хозяйственной деятельности при решении задач укрепления валютного
курса рубля, поддержания его устойчивости. При вытеснении иностранной валюты из
экспортного оборота у его участников не останется надёжных валютных
инструментов обеспечения сохранности своих активов.
Увеличение в дальнейшем
валютных активов ЦБ РФ будет способствовать не только проведение предсказуемых
мер в отношении национальной политики, но и позволит улучшить ситуацию с
обслуживанием российских внешних долгов. При таком положении выплаты по
внешнему долгу могут осуществляться без помощи международных финансовых
организаций (прекратится кредитование Россией иностранных государств – США).[35] [36]
Возрастёт не только
регулирующая, но и надзорная, контролирующая роль Банка России. Поворот
товарообменных отношений в пользу российского рубля не обязательно даст только
положительные результаты, возможны и отрицательные моменты. Современная
глобализация мировой экономики способствовала тому, что между отдельными
национальными экономиками циркулируют транснациональные капиталы в поисках
наиболее выгодного вложения, тем самым национальные финансовые системы
постоянно испытываются на прочность. Из-за отсутствия действенного механизма,
регулирующего такие перетеки капитала в Россию, появятся огромные спекулятивные
деньги, широко будут осуществляться операции валютного трансферта. Это
серьёзным образом может отразиться на устойчивости нашего внутреннего рынка
недвижимости, рынка акций, товарного рынка, а в дальнейшем привести к
дестабилизации всей экономики. Здесь ЦБ РФ должен выработать чёткие нормативные
меры, которые бы нивелировали разрушительное воздействие на российскую
экономику международных спекулянтов, защищали бы финансовую систему государства
от их нежелательного вмешательства.[37]
Продажа российских товаров
за рубли – это интернационализация расчётов, которая важна для усиления
интеграции в рамках СНГ. Не секрет, что с подавляющим большинством Стран
Содружества российские экспортёры осуществляют расчёты в СКВ. Такое положение
существенно сдерживает экономическое взаимодействие стран СНГ и дальнейшее
расширение интеграции между ними. При введении в расчёты российского рубля по
другому будет стоять вопрос и о создании зоны свободной торговли на территории
стран, входящих в СНГ.
Изменится статус российского
рубля как расчетного инструмента при осуществлении кредитования стран и их
экономических субъектов. Развернётся борьба за рубль, т.к. он по существу будет
свободно конвертируемой валютой, с которой можно проводить неограниченный круг
операций и которую можно использовать в качестве полноценного инструмента
расчётов.
Вопрос укрепления рубля
тесно связан с инвестициями в национальную экономику. Иностранные банки,
открывшие корреспондентские счета в российских ком.банках, вынуждены будут
держать определённое количество средств в российских рублях на этих счетах. На
межбанковском рублёвом рынке существенно возрастёт потребность в инструментах,
регулирующих ликвидность ком. банков. Это могут быть краткосрочные бумаги
Минфина РФ и самого ЦБ. В то же время у них на корсчетах могут образовываться и
«длинные деньги» в форме неснижаемого среднемесячного остатка средств. Эти
средства можно направить на долгосрочное инвестирование через покупку рублёвых
облигаций частных российских корпораций, долгосрочных облигаций Минфина РФ,
покупку акций ведущих российских фирм, что придаст дополнительный импульс
развитию фондового рынка в России.
Укрепление рубля приведёт и
к изменению его статуса. Он станет полноценной конвертируемой валютой, примерно
той, что была на рубеже 19-20 вв. в Российской империи, только уже без опоры на
золотой стандарт. Тогда импортёры, в свою очередь, смогут покупать необходимые
им товары также за российские рубли, и пропадёт надобность в существующей в
стране громоздкой процедуре покупки валюты.
Изменится и роль валютных
бирж: они перестанут быть универсальным учреждением, где покупается валюта для
совершения импортных операций. Это можно будет делать непосредственно на
межбанковском рынке, как происходит с мировыми валютами на рынке Forex.
На пути реализации схемы
продажи экспортёрами товаров за российские рубли есть несколько существенных
препятствий. Первое – это российские олигархи и лица, связанные с ними. При
реализации этого решения им будет намного труднее вывозить капитал за рубеж,
пропадёт надобность в различных теневых схемах перевода капиталов за границу.
Второе – международные финансовые организации. Эта схема подорвёт влияние этих
организаций на экономику РФ с точки зрения реализации их интересов. По существу
иностранные банки будут кредитовать Российскую Федерацию, средства западных
банков станут работать на российскую экономику[38],
а острая надобность в кредитах международных финансовых организаций отпадёт.
Третье – политическое препятствие, не все политические силы внутри и вне России
будут заинтересованы в переориентации денежных потоков. Четвёртое – сами
иностранные банки, которым придётся вести дополнительные операции, отвлекать
дополнительные средства, а всё это дополнительные расходы.
В целом схему, при которой
все экспортёры продают экспортируемые товары за российские рубли, можно
осуществить поэтапно, реализация же её в большей степени зависит от
политической воли исполнительной власти в России.
В
заключение своего реферата хочется подвести итоги всему вышеперечисленному.
Каково же значение ЦБ для
функционирования системы распределения финансов? Есть ли перспективы развития?
И что для этого всё же необходимо?
Прежде всего, хочется
отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и
финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила
поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго
контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной
правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать
как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же
проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов,
привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие
содержания законопроектов потребностям государства, развития
финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о
необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования
финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений
потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к
принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок
(здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в
стиле и методах высшего руководства государства).
Огромное значение имеет
привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере
представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые
международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного
состояния.
Так же необходимо
поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как
положительное явление вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит
отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в
стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является
шагом вперёд в защите конкуренции.
Защите конкуренции будет
способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему
казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90%
от привлечённых средств юридических лиц.[39]
Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные
банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны
коммерческого риска.
Так же
важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций
и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и
банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично
организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране,
вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить
необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации
банков с минимальными потерями для клиентов.
Немаловажным является вопрос
о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога.
Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта
купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития
сельхозпредприятий.
Необходим пересмотр системы
надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности
банковской деятельности;[40] б)
создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е.
ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.[41]
Строго контролировать
целевое использование средств бюджета.
Обеспечить ускорение денежного
оборота и расширить рынок банковских услуг. В этой связи интересна новация
Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном
времени. Система “Remote trader” относится к системам класса “Internet broker”. Она ориентирована на профессиональных участников рынка
ценных бумаг и физ.лиц.”Remote trader” позволяет клиентам обмениваться зашифрованными
протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по
любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на
покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.[42]
Для реализации грамотной
валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и
интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с
российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны,
валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по
отношению к объёму и движению криминального капитала.[43]
- «Банковское дело»: №№ 6, 11, 12 – 1999 г.; 2, 3
– 2000 г.
- В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного
обращения и кредита» М., «ИНФРА - М», 1996 г.
- «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова
Е.Ф., М., «Банки и биржа», 1995 г.
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с
изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля
1997 г.)
- «Большой экономический словарь», А.Н.Азрилиян,
М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.
The author: _________________
Michael Konev. All Rights Reserved J.
Страницы: 1, 2, 3
|