бесплатные рефераты

Центральный банк РФ. Его функции и политика

В настоящее время в экономической политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он представляется раньше, чем основные направления единой государственной политики. Неспособность с помощью бюджета решить ряд фундаментальных проблем российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития социальной сферы и науки – создают крайне неустойчивую основу для формирования денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных доходов российской экономики.

В проекте бюджета 2000 г. просматривается подчинение всей бюджетной политики задаче погашения внешнего долга. Профицит бюджета в размере 162 млн. руб. почти полностью (156,8) направляется на погашение внешнего долга.

Общая сумма долга  федерального бюджета составит на конец 2000 г. 6,3 трлн. руб., что в 1,2 раза превышает прогнозируемый объем ВВП (5,1 трлн.руб.) и почти в 8,5 раза величину доходов бюджета.

Выплаты по обслуживанию внешней задолженности (не считая расходов по погашению основной суммы долга) составляют 71% всех расходов по обслуживанию госдолга. На эти цели придётся направить 3% ВВП, что в 2 раза превышает рост ВВП, проектируемый на 2000 г., и составит почти 20% от общего объёма расходов федерального бюджета. Сумма процентных выплат в $ составит 4,9 млрд. Кроме того, иностранным кредиторам будет выплачено $5,3 млрд. в порядке погашения основной суммы долга за счёт новых займов.

Вторая характерная черта проекта бюджета состоит в том, что он не способствует в должной мере решению самых насущных задач российской экономики. Прогнозируется: рост реальных располагаемых доходов населения в виде «вилки» на 1,5-3%; розничный товарооборот на 1%; увеличение доходов населения, рост реальных располагаемых доходов на 2% (с учётом дефлятора); доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – 33-34% (в 1999 г. – 35%). Но, что особенно противоречит концепции ориентации экономической политики  повышения доходов населения, это повышение уровня безработицы до 14,8% против 14,3%.

В целом совокупный спрос на товары и услуги российского производства составит 101-102%, прогнозируется рост импорта на 7-13%[34].

Ненадежны корректировки доходов бюджета, базирующихся на высоких мировых ценах на нефть. Есть основание полагать, что в 2000 г. квоты на добычу нефти увеличатся, предложение возрастёт, и мировые цены снизятся.

Предложение денег, исчисленное по бюджетным проектировкам, занижено на сотни млрд.руб., поскольку бюджет и в целом экономическая политика не решают проблем трансформации сбережений в накопление, репатриации сбежавших капиталов.

Проблема погашения внешнего долга решается на суженном доходном поле. Между тем основой погашения внешних долгов должны быть дополнительные накопления, полученные за счёт расширения производства и внутреннего рынка товаров и услуг. Стагнация же доходной базы бюджета создаёт чрезмерную нагрузку на резервы банковской системы, ведет, в конечном счете, к сокращению золото-валютных резервов.

Сложившийся рыночный механизм со слабой конкуренцией не создаёт стимулов к экономическому росту, порождает спрос на дешёвые деньги. Бюджет сегодня – резервуар, из которого черпаются дешёвые деньги. Спрос на такие деньги всегда будет превышать предложение. Выход из этого положения видится в строгом целевом использовании бюджетных средств, в отладке сквозного финансового контроля, в недопущении бюджетных средств на спекулятивные операции фондового рынка.

Для улучшения координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик необходимо проектировки денежно-кредитных индикаторов сделать органической частью прогнозов социально-экономического развития, обеспечив необходимую увязку прогнозов ВВП с прогнозами не только балансов денежных доходов населения, но и совокупной денежной массы.

Следует снизить ставки кредитования, что позволит сократить спрос на дешёвые бюджетные средства. Целесообразно разработать новую кредитную политику, предусматривающую государственное регулирование процентов за кредит и  нацеленную на переориентацию денежных потоков с финансовых рынков в реальную экономику, повысить роль банков в  инвестиционном процессе, разработать меры по воссозданию и укреплению доверия к национальной валюте, стимулировать вовлечение огромных валютных и рублёвых сумм, накопленных и хранимых дома, в хозяйственный оборот.

В существующей модели развития российская экономика не способна расплатиться с внешним долгом, профицит её ещё больше обескровит, поскольку насущные потребности останутся без источников финансирования.

Необходимо инициировать переговоры с МВФ и др. финансовыми структурами о выработке принципиально новых подходов к погашению Россией государственного внешнего долга, учитывая, что он составляет сейчас сумму, значительно превышающую признанные в мире (в частности Маастрихтскими соглашениями) нормы. Выплаты и обслуживание этого долга, даже с учётом последних соглашений о его реструктуризации, угнетающе действуют на российскую экономику. Продолжение этой политики грозит полной деградацией производства и обострением социальных конфликтов.

Целесообразно склонить МВФ и др. международные финансовые структуры к установлению строгой зависимости сумм выплат и обслуживания государственного внешнего долга от темпов роста российского ВВП. Тогда основной целью экономической политики России действительно станет рост экономики.

 

Новое слово в валютной политике России

 

Продажа экспортёрами своих товаров за российские рубли, по мнению российских учёных, явилась бы наиболее целесообразной мерой по стимулированию инвестиций в страну, укреплению национальной валюты и увеличению золотовалютных резервов ЦБ РФ.

Рассмотрим эту проблему шире. Экспортёр, чтобы продать товар за границей, составляет большое количество документов. Они в первую очередь необходимы для проведения государственными органами валютно-экспортного контроля, но не позволяют существенно влиять на его эффективность. Существует множество способов избежания валютного контроля со стороны гос. органов, экспортные контракты зачастую являются фиктивными и служат легальным прикрытием покупки иностранной валюты для перевода её за границу. Сфера контроля органов ЦБ и уполномоченного банка резко сужена, проследить дальнейшее движение валютных средств за рубежом не представляется возможным. Цивилизованные и правовые методы воздействия затруднительны. Заблокировать движение валютных средств российским правоохранительным органам в иностранном банке довольно проблематично. Сами иностранные банки в этом не заинтересованы, т.к. это бьёт по их репутации, приводит к нежелательным финансовым последствиям.

В случае если экспортёр продаёт товар за российские рубли, возникают условия для реального  контроля над движением средств. Во-первых, контрагент российского экспортёра через иностранный коммерческий банк продаёт иностранную валюту на российской валютной бирже, что представляется более эффективным для  осуществления контрольных функций  гос. органами. Дело в том, что движение средств идёт из иностранного банка в российский ком. банк. Иностранный партнёр экспортёра не будет заниматься благотворительностью и продавать валюту на бирже без наличия определённых обязательств со стороны экспортёра, зафиксированных в контракте. В противном случае для иностранного партнёра это может обернуться финансовыми потерями, прежде всего на разнице курсов.

Во-вторых, иностранный партёр экспортёра будет продавать на бирже все 100% вырученной валюты (сейчас – только 75%).

В-третьих, счета иностранного партнёра и самого экспортёра будут открыты в уполномоченном российском банке, и режим их функционирования станет определять уже российское законодательство и нормативные документы ЦБ. Таким образом, создаётся возможность цивилизованными и правовыми способами влиять на денежные потоки по счетам участников экспортной сделки.

В-четвёртых, валютный контроль становится реально действенным и охватывающим все возможные пути движения средств, а не только номер счёта партнёра экспортёра в иностранном банке, как это происходит сейчас.

В-пятых, появляется правовой механизм воздействия на иностранного партнёра экспортёра. Ведь иностранное юридическое лицо не будет идти на сомнительную сделку, чтобы понести неоправданные убытки или потерять средства при неисполнении процедурных норм и требований валютно-экспортного контроля.

Существенным моментом при реализации вышеназванной схемы является продажа обязательно всеми экспортёрами своих товаров за российские рубли. В этом случае экспортёры и их партнёры будут находиться в равных условиях, максимально упростятся их взаимоотношения, ликвидируются теневые стороны их взаимоотношений, присутствующие сейчас во внешней торговле. Таким образом, Россия получает надёжный механизм, обеспечивающий устойчивый приток иностранной валюты для пополнения внутренних резервов, что создаст дополнительные возможности для российских экономических субъектов как участников международных экономических отношений.

В случае введения практики продажи российских товаров за рубли ситуация коренным образом изменится. ЦБ для регламентации этих операций должен дополнительно разработать соответствующую нормативную базу.

Приход иностранных банков на российский рынок приведет к увеличению участников валютных торгов, к повышению ликвидности и устойчивости внутреннего валютного рынка. Изменятся некоторым образом и действия Банка России. Он будет вынужден проводить целенаправленные действия не только по укреплению рубля, но и по его ослаблению, сглаживая колебания валютного рынка. Повысится и мера ответственности ЦБ РФ перед всеми субъектами хозяйственной деятельности при решении задач укрепления валютного курса рубля, поддержания его устойчивости. При вытеснении иностранной валюты из экспортного оборота у его участников не останется надёжных валютных инструментов обеспечения сохранности своих активов.

Увеличение в дальнейшем валютных активов ЦБ РФ будет способствовать не только проведение предсказуемых мер в отношении национальной политики, но и позволит улучшить ситуацию с обслуживанием российских внешних долгов. При таком положении выплаты по внешнему долгу могут осуществляться без помощи международных финансовых организаций (прекратится кредитование Россией иностранных государств – США).[35] [36]

Возрастёт не только регулирующая, но и надзорная, контролирующая роль Банка России. Поворот товарообменных отношений в пользу российского рубля не обязательно даст только положительные результаты, возможны и отрицательные моменты. Современная глобализация мировой экономики способствовала тому, что между отдельными национальными экономиками циркулируют транснациональные капиталы в поисках наиболее выгодного вложения, тем самым национальные финансовые системы постоянно испытываются на прочность. Из-за отсутствия действенного механизма, регулирующего такие перетеки капитала в Россию, появятся огромные спекулятивные деньги, широко будут осуществляться операции валютного трансферта. Это серьёзным образом может отразиться на устойчивости нашего внутреннего рынка недвижимости, рынка акций, товарного рынка, а в дальнейшем привести к дестабилизации всей экономики. Здесь ЦБ РФ должен выработать чёткие нормативные меры, которые бы нивелировали разрушительное воздействие на российскую экономику международных спекулянтов, защищали бы финансовую систему государства от их нежелательного вмешательства.[37]

Продажа российских товаров за рубли – это интернационализация расчётов, которая важна для усиления интеграции в рамках СНГ. Не секрет, что с подавляющим большинством Стран Содружества российские экспортёры осуществляют расчёты в СКВ. Такое положение существенно сдерживает экономическое взаимодействие стран СНГ и дальнейшее расширение интеграции между ними. При введении в расчёты российского рубля по другому будет стоять вопрос и о создании зоны свободной торговли на территории стран, входящих в СНГ.

Изменится статус российского рубля как расчетного инструмента при осуществлении кредитования стран и их экономических субъектов. Развернётся борьба за рубль, т.к. он по существу будет свободно конвертируемой валютой, с которой можно проводить неограниченный круг операций и которую можно использовать в качестве полноценного инструмента расчётов.

Вопрос укрепления рубля тесно связан с инвестициями в национальную экономику. Иностранные банки, открывшие корреспондентские счета в российских ком.банках, вынуждены будут держать определённое количество средств в российских рублях на этих счетах. На межбанковском рублёвом рынке существенно возрастёт потребность в инструментах, регулирующих ликвидность ком. банков. Это могут быть краткосрочные бумаги Минфина РФ и самого ЦБ. В то же время у них на корсчетах могут образовываться и «длинные деньги» в форме неснижаемого среднемесячного остатка средств. Эти средства можно направить на долгосрочное инвестирование через покупку рублёвых облигаций частных российских корпораций, долгосрочных облигаций Минфина РФ, покупку акций ведущих российских фирм, что придаст дополнительный импульс развитию фондового рынка в России.

Укрепление рубля приведёт и к изменению его статуса. Он станет полноценной конвертируемой валютой, примерно той, что была на рубеже 19-20 вв. в Российской империи, только уже без опоры на золотой стандарт. Тогда импортёры, в свою очередь, смогут покупать необходимые им товары также за российские рубли, и пропадёт надобность в существующей в стране громоздкой процедуре покупки валюты.

Изменится и роль валютных бирж: они перестанут быть универсальным учреждением, где покупается валюта для совершения импортных операций. Это можно будет делать непосредственно на межбанковском рынке, как происходит с мировыми валютами на рынке Forex.

На пути реализации схемы продажи экспортёрами товаров за российские рубли есть несколько существенных препятствий. Первое – это российские олигархи и лица, связанные с ними. При реализации этого решения им будет намного труднее вывозить капитал за рубеж, пропадёт надобность в различных теневых схемах перевода капиталов за границу. Второе – международные финансовые организации. Эта схема подорвёт влияние этих организаций на экономику РФ с точки зрения реализации их интересов. По существу иностранные банки будут кредитовать Российскую Федерацию, средства западных банков станут работать на российскую экономику[38], а острая надобность в кредитах международных финансовых организаций отпадёт. Третье – политическое препятствие, не все политические силы внутри и вне России будут заинтересованы в переориентации денежных потоков. Четвёртое – сами иностранные банки, которым придётся вести дополнительные операции, отвлекать дополнительные средства, а всё это дополнительные расходы.

В целом схему, при которой все экспортёры продают экспортируемые товары за российские рубли, можно осуществить поэтапно, реализация же её в большей степени зависит от политической воли исполнительной власти в России.

 

Заключение

 

В заключение своего реферата хочется подвести итоги всему вышеперечисленному.

Каково же значение ЦБ для функционирования системы распределения финансов? Есть ли перспективы развития? И что для этого всё же необходимо?

Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства  государства).

Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как положительное явление вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.

Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.[39] Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.

Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

Необходим пересмотр системы надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности банковской деятельности;[40] б) создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.[41]

Строго контролировать целевое использование средств бюджета.

 

Обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок банковских услуг.  В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система “Remote trader” относится к системам класса “Internet broker”. Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физ.лиц.”Remote trader” позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.[42]

Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объёму и движению криминального капитала.[43]

 

 
 
 

            СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «Банковское дело»: №№ 6, 11, 12 – 1999 г.; 2, 3 – 2000 г.
  2. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М., «ИНФРА - М», 1996 г.
  3. «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова Е.Ф., М., «Банки и биржа», 1995 г.
  4.  Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"        (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г.,  27 февраля, 28 апреля 1997 г.)
  5. «Большой экономический словарь», А.Н.Азрилиян, М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

The author: _________________ Michael Konev.  All  Rights  Reserved J.


[1] «Банковское дело», 12’99, Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России, стр. 26. Л.И.Абалкин.

[2] Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и др. кредитно-расчётных центров.  БЭС, А.Н.Азрилиян, М.1994г., стр. 39.

[3] Переводной вексель (тратта) – содержит приказ кредитора-векселедателя (трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в срок указанной суммы денег третьему лиуц (ремитенту) или предъявителю, если вексель не именной, а предъявительский. «Денежное обращение и кредит при капитализме», Л.Н.Красавина, М. «Финансы и статистика», 1989 г., стр. 117.

[4] Казна – совокупность финансовых ресурсов государства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[5] Казначейство – министерство финансов или спец. государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. Бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[6] Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

[7] Золотомонетная система – система денежного обращения со свободным обменом банкнот на золото. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[8] Эмиссионное право – 1) в широком смысле совокупность правовых норм, определяющих порядок эмиссии денег; 2) в узком смысле – предельный размер выпуска в обращение денежных знаков, установленный на определённый период. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 479.

[9] Банк банков – центральный банк. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 37.

[10] Золотой запас – централизованный резервный запас золота (в слитках и монетах), находящийся в распоряжении центрального эмиссионного банка, либо финансовых органов государства, или международных валютно-кредитных организаций. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[11] Деноминация – укрупнение денежной единицы страны (без её переименования) в целях упорядочения денежного обращения и придания большей полноценности национальной валюте. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 105.

[12] Банковский кредит – основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 40.

[13] Кредитный план банка – документ, определяющий размеры, целевое направление перераспределяемых на началах возвратности денежных ресурсов, а также источники средств для кредитования исходя из требований закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 207.

[14] Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 206.

[15] Акцепт банковский – 1) согласие банка на оплату платёжных документов, форма гарантии их оплаты; оформляется в виде соответствующей надписи-акцептанта; 2) векселя, гарантированные (акцептованные) банком или траст-компанией со сроком оплаты от одного до шести месяцев. Используется для предоставления капитала производителям и экспортёрам для обеспечения работы в период между изготовлением (либо экспортом) и поступлением платежей от покупателей. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 16.

[16] Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчёты в хозяйстве. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 104.

[17] Инкассация наличных денег и ценностей – сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставка их в кассы банка или в сберкассы, предприятия связи и др. организации. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 161.

[18] Сберегательная касса – форма финансовых учреждений, принятая во многих странах мира. Например, принятый во Франции в 1983 году закон определяет С.к. как «кредитное учреждение, не имеющее цели получения прибылей». С.к. ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать займы частным лицам, выдавать чековые книжки и т.д. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 356.

[19] Казначейство – министерство финансов или специальный государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных  бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[20] БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.

[21] Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и  выравнивание платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

[22] Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.

[23] Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 341.

[24] Баланс платёжный – соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы и всех её платежей за границу в течении определённого периода времени. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 34.

[25] Учётная ставка – ставка процентов, под которые, например, федеральная резервная система США предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение учётной ставки ведёт к соответствующему росту %% по предоставляемым банками ссудам и %% по депозитам, размещённым в этих банках. Последнее обстоятельство стимулирует иностранных инвесторов размещать свои долларовые активы в США и ведёт к увеличению спроса на доллары на валютных рынках. В результате активизации скупок долларов его курс относительно др. валют повышается. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 441.

[26] Рестрикция – 1) ограничение производства, продажи и экспорта, проводимое монополиями с целью взвинчивания цен на товары и получения высокой прибыли; 2) ограничение кредитов, предоставляемых ЦБ какой-либо страны ком. банкам, что приводит к  общему сокращению кредитов промышленным и  торговым предприятиям, к сжатию производства или снижению темпов его роста. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 346.

[27] Казначейский билет – сравнительно редко встречающийся в настоящее время вид неразменных бумажных денег, которые не подлежали обмену на драгоценные металлы. К.б. выпускались правительственными органами (казначействами) для покрытия дефицита гос. бюджета. К К.б. принято относить и краткосрочные обязательства государства, находящиеся в обращении. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[28] «Банковское дело»,12’99, В.К.Сенчаганов, «Направления повышения эффективности денежно-кредитной политик

[29] Денежные агрегаты: М1 – Наличные деньги и средства на текущих счетах; М2 – М1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до 4 лет); М3 – М2 плюс сберегательные вклады в специальных кредитно-финансовых институтах; М4 – М3 плюс депозитные сертификаты, акции ссудно-сберегательных ассоциаций и др. кредитные обязательства. «Денежное обращение и кредит при капитализме», Л.Н.Красавина, М., «Финансы и статистика», 1989 г., стр. 126.

[30] «Банковское дело», 12’99, В.К.Сенчаганов «Направления повышения эффективности денежно-кредитной политики», стр. 8.

[31] Конъюнктура – сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют: соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов и  иные экономические показатели. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 198.

[32] Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. «Банковское дело»,11’99,стр. 27.

 

[33] Тезаврация денег – неорганизованное накопление кредитных денег населением путём изъятия их из обращения. В широком смысле Т. включает также создание золотого запаса страны. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 418.

[34] Все данные: «Банковское дело», 12’99, «Направления повышения эффективности денежно-кредитной политики», В.К.Сенчагов, стр. 10

[35] «В настоящее время США стали рычагом мирового финансового дисбаланса, покрывая дефицит по текущим статьям привлечением иностранных ресурсов и закачиванием долларовых средств в международное обращение», «Банковское дело», 6’99, «Проблема мировой задолженности», А.Саркисянц, стр. 23.

[36] Выпуск наличных долларов США и их направление на различные финансовые рынки дают стране, эмитирующей валюту, огромный эмиссионный доход. По мнению зам. Председателя Внешторгбанка РФ М.Сарафанова, на полученную валюту «российские резиденты предоставляют на эту сумму беспроцентный кредит экономикам западных стран, и прежде всего США, непроизводительно расходуя часть национального дохода». «Банковское дело», 12’99, Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России, Л.И.Абалкин, стр.23.

[37] «Банковское дело», 3’2000, «Новый подход к валютной политике России», В.И.Михно, стр. 10.

[38] Как выразился один известный артист разговорного жанра: «Надо взять кредит на Западе и нанять их же, что бы отработали наши долги» J.

[39] «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.

[40] «Прозрачность» - среда, в которой цели политики, её правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а так же условия подотчётности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности. (Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике), МВФ, апрель 1999 г.

[41] «Банковское дело», 2/2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.

[42] «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее, А.Г.Сарибеков, стр. 31.

[43] «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ