Независимый центральный банк успешен тогда, когда занимает
определенное положение в обществе. Профессиональная этика его руководителей
должна делать их зависимыми от оценок признаваемых ими специалистов по
денежной системе, среди которых должно быть определенное единодушие
относительно того, что можно считать компетентной денежной политикой.
Общественное мнение также должно ценить центральный банк и защищать его свободу
от политических давлений. Вероятно, лучшим независимым центральным банком
является Бундесбанк - центральный банк Германии. Высокая немецкая
профессиональная этика обеспечивает качество принимаемых его руководителями
решений, а народная память о двух гиперинфляциях нынешнего столетия - их
политическую поддержку. Однако подобное сочетание благоприятных условий
встречается реже, чем их отсутствие. К тому же, примеры последних лет, в
частности навязанный канцлером обмен остмарок на дойчмарки в пропорции 1:1,
осуществленный исключительно в политических целях и заставивший Бундесбанк
поднять ставки процента, косвенно спровоцировав валютные потрясения 1993 года,
показал ограниченность независимости центрального банка.
Недостаточная эффективность
центральных банков в борьбе с инфляцией побуждает к принятию специальных мер
для усиления ответственности их руководителей за поддержание денежной
стабильности. Одно из любопытных технических решений в этой связи осуществлено
недавно в Новой Зеландии: центральный банк этой страны действует на основе
договора, по которому он принимает на себя обязательства по недопущению
инфляции выше установленного в договоре уровня, причем неисполнение карается
штрафными санкциями.
Необходимо заметить, что хотя
хороший независимый центральный банк может ограничить инфляцию -
государственную денежную дезинформацию, он все же в принципе не способен
снабдить общество такими деньгами, которые были неподвержены государственному
манипулированию.
·
"Currency Board" или "Валютная палата" - название
денежной системы, при которой денежная единица страны жестко привязана к валюте
и финансовой системе стабильной и экономически мощной страны, либо к корзине
валют.
Сама Валютная палата
является учреждением, выпускающим денежные знаки с твердым курсом по отношению
к материнской валюте (или набору валют) со 100% обеспечением резервами в ней.
Для большей надежности эти резервы могут храниться вне доступности местных
политиков в частных банках. Во второй половине XX века Валютные палаты были
сознательным нововведением, призванным обеспечить устойчивость расстроенного
денежного обращения.
Используя Валютную палату,
страна ограничивает денежный суверенитет своего правительства. Что она получает
взамен?
1) Местную валюту, такую же
твердую, как и материнская валюта. В роли материнских валют выступали
английский фунт, американский доллар, валютная корзина.
2) Процент по резервам,
хранящимся в банках. Этот процент дает существенный экономический выигрыш от
использования банкнот Валютных палат вместо материнской валюты.
3) Низкие трансакционные
затраты в коммерческих операциях с зоной материнской валюты. Это особенно
выгодно, когда страна имеет большой объем коммерческих операций с зоной
материнской валюты.
В настоящее время обсуждаются
следующие предложения по ограничению денежного произвола.
·
Конституционное ограничение
роста денежной массы. Милтон
Фридман в прошлом предлагал внести в американскую конституцию поправку,
ограничивающую рост денежной массы 5% в год (годовой рост производительности
труда, а, значит, и потребности в деньгах, составляет обычно около 3%).Денежная
политика с таким ограничением безусловно лучше, чем без него. Однако
политическая и правовая слабость предложения М. Фридмана - в его излишне
техническом характере, слишком техническом, чтобы стать конституционным. С
точки зрения экономической теории предложение не решает главной проблемы - определения
рынком потребного объема денег в обращении. Ограничивая "государственный
шум", оно не устраняет его; гарантируя низкий уровень инфляции, не
обеспечивает качественных денег. К тому же эффективность ограничения зависит от
способа статистического учета, который сам всегда является предметом
политических манипуляций.
·
Золотой стандарт. Еще одно радикальное теоретическое предложение
состоит в возврате к прежде действовавшему золотому стандарту. Тем самым
полностью ликвидируется пагубный произвол государственной денежной политики,
государственный шум, мешающий координации экономики. Государство, однако,
вольно в любой момент пересмотреть свое собственное решение, изменив золотой
паритет валюты или отменив его вовсе. Теоретическое возражение к использованию
золотого стандарта состоит и в том, что динамика предложения золота,
определяемая его добычей, может не соответствовать динамике потребности
экономики в деньгах, определяемой ее ростом.
Логика частных денег -
центральная в рассуждениях Хайека, однако, не единственная. Другой важный
аспект проблемы денежного обращения, который затрагивается в книге -
устойчивость банковской системы. Современная кредитно-денежная система западных
стран характеризуется высокой нестабильностью, которую пытаются преодолеть, причем
крайне неэффективно, путем административного регулирования.
Эта нестабильность
имманентно присуща денежной системе с государственной валютой. Ее глубинная причина состоит в резком ослаблении
"иммунного" рыночного механизма конкурентной проверки и выбраковки
принимаемых частными банками решений, ослабления, необходимого, в свою очередь,
для того, чтобы рыночный
механизм не отторг чужеродную административно-управляемую государственную
валюту."
Властный" эмитент
государственной валюты заинтересован в уменьшении конкуренции, как и всякий
"невластный" производитель, однако в отличие от последнего он имеет
еще и средства добиваться этого. Его подстегивает падающая на него
экстра-коммерческая нагрузка финансирования государственных расходов,
ослабляющая его рыночные конкурентные возможности. Эта нагрузка тем более
значительна, что источник заманчивых для государственного аппарата денежных
ресурсов находится в подчиненном положении внутри этого аппарата, а не вне его,
и является потому несравненно более удобной дойной коровой, чем всегда
вызывающая общественное напряжение налоговая система.
На денежном рынке монопольный эмитент защищает себя от конкуренции
других валют, ограничивая хождение иностранных денег и запрещая эмиссию
частных банкнот. Полученная свобода рук используется и для политического
манипулирования "стимулирующей" инфляцией, например, в связи с
выборами.
На кредитном рынке эмитент государства одновременно:
а) административно
ограничивает кредитную эмиссию, устанавливая, в частности, обязательную норму
резервирования,
б) обеспечивает весь
"плановый" объем кредитной эмиссии государственной валютой, с тем,
чтобы избежать конкурентного давления на нее кредитной эмиссии. В результате
блокируется рыночный механизм отбраковки низкокачественной кредитной эмиссии,
и банковская система становится глобально неустойчивой.
Банкротство крупного банка
при современной низкой норме резервирования приводит к сжатию денежной массы,
провоцирующему снятие денег с текущих счетов других банков и их банкротство.
Предвидя эту ситуацию, клиенты совершают набеги на свои банки, стремясь изъять
деньги раньше, чем те лопнут. В такой ситуации эмитент государственной валюты,
чтобы предотвратить коллапс банковской системы выступает как "кредитор
последней руки" (lender of last resort), бросается на выручку и ссужает
банки своими деньгами. Вслед за тем государство, что вполне логично, принимает
меры для предотвращения повторения подобных разорительных ситуаций и усиливает
регулирование банковской деятельности, что резко снижает ее эффективность.
Кроме того, в экономике расцветает пустая и дорогостоящая, но сделанная
государством сверхприбыльной деятельность по обходу навязанных им ограничений.
В числе других регулятивов государственные органы вводят обязательное
страхование банковской деятельности, которое национализирует частные риски. Эти
меры, уменьшая риск банкротства банков, одновременно делают их поведение более
безответственным. От регулятивов - к скандалам и крахам - от скандалов и крахов
- к новым регулятивам - это путь кредитно-денежной системы, базирующейся на
государственной валюте.
В отсутствии государственной валюты и
центрального банка сложатся совершенно иные институты эмиссионных,
инвестиционных и кредитных услуг. Тот факт, что конкуренция является
процессом открытий, заведомо не дает возможности предсказывать вид этих
институтов (хотя на эту тему, конечно, можно теоретизировать, что и делает ряд
авторов). Можно, однако, достоверно сказать, что при денационализации денег
риски всех финансовых учреждений становятся частными, на риски распространяется
механизм рыночного отбора, устраняя основные факторы сегодняшней нестабильности
кредитно-денежной системы.
Основной вывод состоит в том, что конкуренция
между ЦБ приведет к положительным результатам. А если это так, то что
мешает продолжить мысль и разрешить конкуренцию со стороны частного сектора?
Сейчас это кажется очевидным, а Хайеку понадобилось больше полугода, чтобы
перейти от "свободного выбора валют" до "денационализации
денег".
1)Деньги с ожидаемой стабильной стоимостью будут иметь устойчивый
спрос.
2)Подобные деньги будут выпускаться банками непосредственно
заинтересованными в результатах своей деятельности.
3)Желаемый результат будет достигаться регулированием наличности в
обращении.
4)Подобный способ регулирования будет лучшим из всех возможных средств
контроля количества средств обмена.
Способ поддержания цен в Хайековской схеме
ординарный: каждый эмитент выбирает подходящую корзину товаров и берет
обещание, не обязательное оформленное юридически, поддерживать покупательную
стоимость своей валюты постоянной, оставляя за собой право незначительных
изменений состава корзины. Регулирование происходит с помощью количественного
метода. Реагируя на рыночную стоимость своей единицы банк проводит интервенции,
продавая или покупая активы, а также изменяя соответствующим образом свою
кредитную политику. Возможно возникновение частичной размениваемости валют в
целях укрепления доверия к собственной валюте, хотя Хайек отрицательно
относится к этому, из-за непродуктивного использования разменного средства.
Таким образом будет существовать два типа
конкуренции: между различными корзинами и между различными учреждениями,
выбравшими корзину, получившую наибольшее распространение. Следует ожидать
также возникновение своеобразных "корзинных зон", отражающее факт
различия потребительских вкусов в различных регионах.
2.2Классификация
частных денег.
2.2.1Предпосылку к
развитию частных электронных денег.
Тот факт, что первая
система LETS появилась в 1983 г., когда стал доступен дешевый
персональный компьютер , не является совпадением.
Хайек не мог предвидеть , что вскоре технологический прогресс положит
конец господству монополии и инерции и сделает его идеи реальными:
·
Интернет - создает
глобальную систему коммуникаций, неконтролируемую сегодня ни одним политическим
органом,
·
Полупроводниковые чипы –
оп закону Мура, их мощность удваивается каждые 18 месяцев, давая любому из нас
доступ к более мощным компьютерам для перемещения данных, в том числе и денег,
в любую точку земного шара. Широкое распространение и использование технологий
криптографий позволяет контактировать двум субъектам в любой точке земного
шара;
·
Всемирный товарный рынок
– позволяет любому человеку знать цену любой валюты или товаров в любое время;
·
секьюритизация активов –
позволяет множеству видов активов служить обеспечением частным деньгам;
·
Смарт – карты –
обеспечивают легкий удобный способ хранения, сбора, распоряжения электронными
деньгами ( включая их куплю продажу), минуя традиционные системы коммуникаций и
существующую банковскую систему;
·
Низкозатраные
телекоммуникации – глобальные коммуникации буду постоянно удешевляться,
электронные деньги будет все дешевле держать и использовать.
Союз этих технологий
означает электронную свободу. Единицы информации, выполняющие функции денег,
могут перемешаться в любую точку земного шара в любое время за мгновение, без
ведома властей или третьих лиц. Частные деньги торят себе путь. Никакое
правительство не в силах их остановить.
2.2.2Форма и
содержание частных электронных денег
Деньги
прошли долгий путь эволюции. Первоначально в роли всеобщего эквивалента
выступали различные предметы: продовольствие, одежда, орудия труда, украшения и
т.д. Затем главную роль стали играть золото и серебро. Развитие
производственных и торговых отношений потребовали новой формы денег: появились
металлические и бумажные деньги, а впоследствии, с развитием
кредитно-банковской системы, и безналичные деньги. В настоящее время в
хозяйстве применяются два вида денежных знаков: наличные и безналичные.
Наличные деньги (банкноты и мелкая разменная монета) эмитируются обычно
центральными эмиссионными банками, безналичные же появляются в процессе
проведения кредитных операций коммерческими банками. Наличные деньги
обслуживают розничные операции населения, а безналичные, движение, которых
осуществляется с помощью платежных инструментов (чек, прямые переводы,
банковские карточки), − расчеты между организациями и операции граждан.
Эволюция
форм и видов денег связана с закономерным развитием производительных сил и
производственных отношений и действием общего экономического закона экономии
общественного труда. Известно, что новая форма (или вид) денег появляется, как
и любой интеллектуальный продукт, только в соответствии с экономической
необходимостью, когда предыдущие формы (виды) денег начинают тормозить процесс
производства и обмена. Постоянно идет поиск более экономичных денежных систем,
цель которого − экономия общественного труда, снижение издержек денежного
оборота, повышение скорости оборота, надежности и удобства движения денег.
Процессу смены видов денег способствует технический и научный прогресс.
Безналичные
деньги являются преобладающими в структуре современного денежного оборота. Со
временем они постепенно вытеснят наличные деньги из сферы обращения. Банки
увеличивают скорость и относительно удешевляют процесс расчетов с помощью
безналичных денег и снижают трудозатраты персонала за счет внедрения новых
платежных инструментов и перехода на безбумажные (электронные) системы
расчетов. В то же время в сфере наличного обращения, монополизированного
государством, адекватных изменений не происходит. Практически не
предпринимается активных действий с целью уменьшения трудо- и материальных
затрат на печатание, перевозку, хранение и пересчет наличных денег. А процесс
повышения защищенности банкнот от подделок, наоборот, удорожает стоимость их
обращения. Однако наличные деньги несут в себе существенный потенциал экономии
трудозатрат, издержек и скорости денежного оборота, связанный с применением
современных технологий. Полностью отказаться от наличных денежных знаков и
перейти на безналичные в ближайшее время не представляется возможным. Для этого
необходимо снижение стоимости расчетных операций, осуществляемых кредитными
учреждениями, внедрение системы расчетов в режиме реального времени, высокий
уровень развития и существенное удешевление вычислительной техники, технологии
осуществления расчетных процессов, телекоммуникационной связи и т.д.
Естественно, необходимость в развитии и изменении наличных денег существует.
Так, появления нового вида наличных денежных знаков требует, развивающаяся
электронная коммерция в сети Интернет.
Таким
образом, экономическая необходимость требует появления нового вида наличных
денежных знаков, физическим воплощением которых станет не кусок бумаги или
металла, а электронные импульсы, хранящиеся в памяти компьютера. Развитие
вычислительной техники, средств телекоммуникаций, а также систем шифрования и
криптографии вполне позволяет провести такую трансформацию. Причем необходимо
отметить, что сущность денег как экономической категории, их функции, роли и
отношения субъектов не меняются, меняется только физическая форма носителя
денежных знаков.
Российские
экономисты употребляют дефиницию «электронные деньги» в совершенно разных
контекстах.
Группа
авторов (Усоскин В.М., Матюхин Г.Г., Хандруев А.А., Дробозина ЛА, Савинский
Ю.П., Лозовский Л.Ш. и др.) понимают под термином «электронные деньги» в общем
виде схему безналичных расчетов с использованием «денег в банковском
компьютере», пересылаемых по банковским сетям. Но правомерно ли использовать
термин «электронные деньги» как синоним термина «электронные денежные
переводы»? По нашему мнению - нет, так как при таких операциях меняется только
форма платежных инструментов (приказов) на перевод безналичных денег,
находящихся на счетах в банках. Ведь никаких новых безналичных денег не
возникает. А особенность названия − безналичные, отражает лишь специфику
их существования. Движение таких денег идет путем записей на счетах,
инициируемых банками по приказу клиентов. В банковских компьютерах хранится
информация об остатках средств на счетах, и по телекоммуникационным линиям
передаются приказы на зачисление или списание денег. Причем несмотря на наличие
компьютерной формы банковского учета, первичным в законодательной и деловой
практике продолжает оставаться ведение банковских книг в бумажной форме. Сами
же безналичные кредитные деньги представляют лишь специфические отношения между
банком и его клиентами.
Другая
группа авторов (Шаров А.Н., Пашкус Ю.В., Назаров М.Г. и др.) связывает термин
«электронные деньги» только с банковскими карточками. Не хотелось бы
соглашаться с таким подходом, связывающим понятия «электронные деньги» и
«банковские карточки». Расчеты при помощи банковских карт, независимо от того,
дебетовые это карты или кредитные, функционируют они на основе бумажного
документооборота или в системе электронных переводов, происходят с теми же
безналичными кредитными деньгами, как и при помощи других платежных
инструментов (чеков, прямых переводов). Ни одна традиционная банковская
карточка не позволяет окончательно провести платеж от плательщика к получателю
без участия банка. Оформленные бумажные слипы или их электронные аналоги (в том
числе и в режиме офф-лайн) − это лишь приказы провести платеж, но никак
не передача денежных средств. И только после списания суммы платежа со счета
плательщика банком и зачисления на счет получателя его можно считать
завершенным. Таким образом, расчеты происходят не при помощи какого-то нового
вида денег, а при помощи средств на банковских счетах, т.е. безналичных денег.
И как мы отмечали выше, их нельзя отнести к электронным деньгам.Так что же
представляют из себя электронные деньги? Электронные деньги в их физической
форме − это файл (специализированные электронные импульсы), содержащий
число, характеризующее величину денежных средств, находящихся в распоряжении
его владельца, а также прочую специализированную информацию. Этот файл
сформирован кредитной организацией и хранится на накопителях (в памяти)
компьютера пользователя. Данные из него передаются в другой компьютер с помощью
телекоммуникационных линий и прочих электронных средств передачи информации. В
экономическом же смысле электронные деньги представляют собой эмитированные
кредитной организацией денежные знаки, представленные в виде информации в
памяти компьютера, выполняющие функцию как средства платежа, так и средства
обращения, а также прочие функции денег и обладающие всеми основными свойствами
традиционных наличных кредитных денег (банкнот и мелкой разменной монеты),
процесс оплаты которыми происходит путем перевода (перезаписи) их из компьютера
плательщика в компьютер получателя. Иными словами − это новый вид
наличных кредитных денег.
Электронные
деньги могут называться таковыми только при удовлетворении всех основных
свойств наличных денег: обращаемости, универсальности в использовании,
отсутствии прямой связи с банковским счетом, а также клиринга. Расчеты с их
использованием должны быть единовременны и окончательны. Существует еще один
параметр наличных денег − анонимность, и ряд авторов (например Лебедев
А.Н., Волчков А.А. и др.) отмечают это свойство электронных денег в качестве
положительного момента, рассматривая его как один из основных параметров
классификации электронных денег в качестве наличных. Однако необходимо
отметить, что именно с помощью электронных денег существует возможность сделать
наличные деньги именными.
Обладая
свойствами традиционных наличных денег, электронные деньги в то же время
преодолевают большинство их недостатков: высокие издержки обращения, сложности
транспортировки, необходимость пересчета, проблемы трансформации (уменьшения
или увеличения номинала банкноты), потребность в специальной бумаге и т.д.
2.2.3
Влияние частных электронных денег на денежно-кредитную политику страны.
Центральные
эмиссионные банки являются главным регулятором денежно-кредитной политики во
всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих
системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с ними.
Основные вопросы, стоящие перед Центральными банками в связи с внедрением
электронных денег, как правило, следующие: разрешение эмиссии электронных денег
и определение круга эмитентов, организация регулирования и обращения
электронных денег, решение проблемы возникающих рисков в системах электронных
денег.Более того, отсутствие или невысокое качество нормативной базы приводит к
возможности в отдельных странах эмитировать электронные деньги, в связи с тем,
что они не имеют прямой связи с банковскими счетами, не только кредитных
учреждений, подконтрольных центральным банкам, но и прочим организациям,
эффективного контроля над которыми Центробанки не имеют.
Без одобрения или молчаливого невмешательства со стороны центрального
банка попытка внедрения электронных денег в стране будет несостоятельна.
Центральный же банк при решении вопроса о разрешении функционирования
электронных денег сталкивается с проблемой ограничения своих возможностей по
регулированию денежно-кредитного оборота и возможной потерей контроля над
денежной массой, так как нарушается его монополия на эмиссию наличных денег.
Позиция
центральных банков многих стран по данной проблеме сводится к тому, что эмиссия
электронных денег должна быть прерогативой только кредитных организаций.
Политика некоторых систем электронных денег облегчает позицию центральных
банков по данному вопросу. Так, согласно технологии компании Mondex International, распространяющей самую крупную в настоящее время систему электронных
денег, только одно кредитное учреждение может являться ответственным за
производство, выпуск и окончательное погашение электронных денег в каждой
валюте. При таком подходе центральному эмиссионному банку приходится
контролировать только одну организацию, что существенно облегчает работу и
повышает возможности регулирования.Однако не все центральные эмиссионные банки
заняли наблюдательную позицию по вопросу разрешения эмиссии электронных денег.
Так, например, Центральный Банк России в отсутствие специального
законодательства сам пытается организовать правовое поле для частных
электронных денег.
Согласно
пункту 2.4. Положения «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских
карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» №
23-П от 09.04.1998г ( изм. от 28.04.2004 N 1426-У).,
2.1. Кредитная организация может осуществлять
эмиссию банковских карт для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия
на осуществление банковских операций предусматривает проведение операций по
счетам указанных лиц в соответствующей валюте.
2.2. В случае, если эмитируемые банковские карты
предоставляют возможность держателю банковской карты осуществлять трансграничные
платежи, их эмиссию могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся
уполномоченными банками в соответствии с Законом Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле".
2.3. Эмиссия банковских карт на территории Российской Федерации
осуществляется кредитными организациями - резидентами.
Указанием ЦБ РФ от 09.04.1999 N 536-У установлено, что
кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или
банковских карт других эмитентов на основании лицензии на право осуществления
банковских операций без получения разрешения Банка России.
2.4. Распространение (продажа) кредитными организациями -
резидентами карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов
(American Express, Diners Club, Visa Travel Money, VISA CASH, Mondex, чеков и
аналогичных им), позволяющих производить оплату товаров (услуг) и/или получение
наличных денежных средств, может осуществляться только по специальному
разрешению Банка России.
Банк
России выделяет специальную группу, классифицируемую как предоплаченные
финансовые продукты, позволяющие производить оплату товаров (услуг) или
получение наличных денежных средств, и указывает, что их распространение может
осуществляться только по специальному разрешению Банка России. Причем в приведенном
в указанном Положении перечне примеров предоплаченных финансовых продуктов,
наряду с такими как Visa Travel Money, VISA CASH, и аналогичные им, указан и Mondex.
2.2.4НОВАЯ КАТЕГОРИЯ ДЕНЕГ
Таким
образом, Банк России, выпустив свои нормативные документы и выделив новую
категорию «предоплаченных финансовых продуктов», в которую попадают и
электронные деньги, дает возможность кредитным организациям организовать
процесс эмиссии и распространения последних в обход законодательного запрета
эмиссии наличных денег, но под контролем Центрального Банка.По нашему мнению,
при первоначальном внедрении электронных денег необходимо ограничить круг
эмитентов небольшим числом кредитных организаций, с целью жесткого
регулирования, контроля и минимизации возможных рисков. В то же время
распространение и обслуживание электронных денег могут проводить как
банковские, так и небанковские организации. Решение же данного вопроса в
дальнейшем должно основываться на анализе состояния и развития систем
электронных денег в каждой конкретной стране. В настоящее время логичными и
экономически обоснованными можно назвать действия Банка России, который
своевременно предпринял шаги, направленные на осуществление контроля за
нововведениями в денежно-кредитной сфере.
При
разрешении эмиссии электронных денег частными кредитными организациями
центральные банки сталкиваются с необходимостью оценить ее влияние на
денежно-кредитную политику, денежную массу, эмиссионный доход и другие факторы.
Негативное
влияние на состояние денежного обращения могут оказать два фактора:
·
бесконтрольное увеличение объема денежной массы и
·
ускорение оборачиваемости денежной единицы, что
может привести к существенному росту инфляции.
Бесконтрольная
со стороны Центральных банков эмиссия электронных денег частными кредитными
организациями может привести к росту денежной массы. В случае реинвестирования
денежных средств, полученных в обмен на электронные, возникнет кредит, который
приведет к возникновению новых денег под действием банковского мультипликатора.
Другой
фактор - увеличение скорости оборота денежной единицы. Рассмотрим уравнение
обмена Фишера:
MV
= PT
где
M — объем денежной массы,
V — скорость ее обращения,
P — общий уровень денежных цен на товары,
T — объем текущих сделок в экономике.
Обычно
при решении данного уравнения показатель скорости обращения денег (V) признается стабильной величиной. Однако, если происходит увеличение
скорости обращения денег, то оно должно соответствовать или пропорциональному
уменьшению денежной массы, или же в результате приведет к росту уровня цен (P) при неизменном объеме текущих сделок в экономике (T).
Использование
электронных денег приведет к существенному ускорению оборачиваемости наличной
денежной единицы, используемой при расчетах, при том, что адекватного
уменьшения денежной массы не произойдет, а наоборот, возможно она частично
увеличится. Однако, по нашему мнению, фактор роста денежной массы и влияние на
общую скорость обращения денег будут не таким существенными. 3начительная доля
рас-четов в денежном выражении происходит путем использования безналичных
денег, а платежи электронными деньгами будут происходить на небольшие суммы
эквивалентные от долей центов до двух-трех сотен долларов) за товары и услуги
реального спроса и предложения. И, соответственно, количество электронных денег
необходимое для обслуживания расчетов на малые суммы не должно быть
значительной величиной.
Глава
3.Перспективы расширения использования частных денег.
Взгляд в ближайшее
будущее показывает, что концепция денег в таком виде, как мы ее теперь
представляем, будет радикально меняться. "Деньги" будущего во все
большей степени будут выпускаться не государством, а частными компаниями,
помогая ускорять приватизацию в других секторах национальной экономики.
Приватизация денег происходит по большей части не как результат усилий
правительства по приватизации, а из-за того, что к этому принуждает развитие
технологии. Технологические достижения в области электронного банковского
обслуживания и электронной торговли угрожают едва ли не заменой существующей
системы бумажных денег. Они, в конечном итоге, приведут к революционизированию
способа, которым будут проводиться операции денежного обмена, как физическими
лицами, так и финансовыми учреждениями. И, следовательно, они усилят процесс приватизации
за счет вовлечения в него финансовой и налоговой систем государства.
Физические деньги
полезны только, как средство для облегчения торговли и инвестиций. Новые
технологии дадут возможность людям приобретать товары без использования
наличных денег, являющихся ненадежными и не приносящими дохода. В будущем,
торговля будет осуществляться путем проведения мгновенного и одновременного
дебетования на ликвидные счета активов и кредитования с таких счетов,
поддерживаемых как и банковскими, так и небанковскими учреждениями.
Технология электронных
цифровых платежей предоставит возможность предъявлять требования на права
собственности в реальных активах, такие, как фонды в акциях и облигациях или
золото, используемые как средство обмена для практически всех операций. В
итоге, когда предприятия или физические лица пожелают приобрести товар или
услугу, они дадут - непосредственно или косвенно - электронную инструкцию
своему банку или другому финансовому посреднику. В инструкции будет определена
сумма, эквивалентная номинальной стоимости покупки, которая должна быть
немедленно переведена на счет продавца товара или услуги. Соответственно, не
будет ни потерь, связанных с выплатой банковского процента, ни какой-либо
необходимости в традиционной межбанковской клиринговой распределительной
системе. Покупатель и продавец произведут перемещение стоимости мгновенно, без
риска неплатежа. При отказе от использования выпущенных государством бумажных
денег исчезнут многие проблемы, связанные с инфляцией и ненадежностью платежей.
Обычные деньги
исчезнут, потому что они являются дорогостоящими и неудобными в обращении.
Бумажные деньги и монеты могут легко быть потеряны или украдены, занимают
большой объем при перевозке и отнимают много времени при использовании в
деловых операциях. Использование таких денег требует от торговцев наличия их
запаса, необходимого для проведения обменных операций. При покупке товаров с
помощью торговых автоматов, например, должны быть установлены дорогостоящие
механизмы обработки монет и счетов. Эти механизмы подвержены частым
механическим неисправностям и случаям воровства, как со стороны служащих, так и
посторонних. Весь этот запас бумажных денег и монет является источником риска и
не приносит никакого материального дохода его владельцу. Бумажные деньги
являются также предметом для подделки. При наличии продвинутой технологии
копирования, подделка становится все проще. Несмотря на меры борьбы с этим,
технически опытные фальшивомонетчики продолжают находить способы разработки
"имеющих хождение" денег. Электронные платежи, проводятся ли они с
помощью различного вида карточек, или непосредственно с компьютера на
компьютер, устраняют большинство этих проблем и значительно уменьшают издержки.
Электронная оплата, будучи фактически мгновенной, также устраняет различие
между кредитными и дебетовыми перемещениями средств.
В настоящее время мы
входим в эру, когда людям не придется периодически испытывать воздействие
непрерывной инфляции, которая в общем случае вызывается государствами,
желающими тратить деньги людей на свои собственные цели. Люди смогут иметь
выбор использования денег, выпускаемых, как государством, так и в частном
порядке, который даст им возможность избежать валютной неустойчивости. Если
центральный банк государства, например, Центральный Банк РФ, прибегнет к
инфляционной валютной политике, пользователи денег переключатся на другую
валюту или будут использовать другие активы. Люди еще будут использовать
государственные деньги, чтобы платить налоги и получать платежи от
правительства. Но, в случае частных операций, они все более будут удаляться от
них. Государства, которые выпускают деньги с устойчивой стоимостью (малая или
нулевая инфляция) придут к тому, что их деньги смогут использоваться как
расчетная единица и средство урегулирования платежей, хотя они не смогут быть
использованы, как средство накопления или обмена. Происходит ряд
технологических и регуляторных изменений, которые, в конечном счете, сделают
частным порядком выпущенные цифровые (электронные) деньги нормой. Эти изменения
облегчат многие проблемы, связанные с использованием обычных денег, выпускаемых
центральными банками, особенно с бумажной валютой и монетами.
В течение прошедших
нескольких десятилетий, кредитные карточки стали популярными в развитых странах
с высоким доходом. Позже стали популярны дебетовые карточки, с помощью которых
происходит снятие средств с текущего счета. Кредитные и дебетовые карточки
имеют магнитную полосу на обратной стороне, которая считывается машиной, но
магнитная полоса довольно ограничена в количестве данных, которые она содержит.
Поэтому, из-за необходимости пользования телефоном и недостатка анонимности, а
также невыгодности оплаты малых покупок, кредитные и дебетовые карточки никогда
не станут универсальными механизмами оплаты.
Существует технология,
которая может преодолеть ограничения кредитных и дебетовых карточек – это
“интеллектуальная или умная карточка”. Интеллектуальная карточка похожа на
кредитную или дебетовую, но содержит компьютерный чип, который обрабатывает
значительное количество информации. Денежная стоимость может быть загружена в
карточку и храниться там, а затем сниматься по нарастающей по мере совершения
покупок.
Машины, которые
добавляют информацию в чип и снимают ее известны, как считывающие/записывающие
устройства интеллектуальной карточки. Они малы по размеру, недороги и могут
быть легко установлены в банкоматы, персональные компьютеры и телефоны. Когда
вы используете интеллектуальную карточку, как "кошелек с
наличностью," происходит перегрузка денег с вашего банковского счета банка
на карточку, подобно тому, как вы получаете наличные деньги из банкомата.
Каждый раз, когда вы делаете покупку с помощью карточки, сумма покупки
снимается из суммы, находящейся на карточке платы и вносится в компьютер
продавца через считывающее/записывающее устройство. Платежи также могут
проводиться непосредственно из компьютера. Таким же путем, как деньги
перегружаются из банковского счета в интеллектуальную карточку, они могут быть
направлены непосредственно на жесткий диск персонального компьютера.
"Деньги" на жестком диске могут быть направлены на чей-либо еще ПК, а
затем на банковский счет его владельца. Безопасность всех этих операций
гарантируется использованием практически нераскрываемого шифрованного ключа. В
результате доступного уже сейчас применения этих новых технологий можно послать
"деньги" из одной точки земного шара в другую чрезвычайно быстро и
анонимно. Такие переводы средств могут быть выполнены шифрованном формате,
который в любом случае является нераскрываемым и полностью защищенным от
вмешательства криминала или правительства.
Положительные черты частных электронных денег:
1.
Уменьшение операционных издержек
2.
Снижение инфляционного риска
3.
Меньшие размеры правительства
·
Уменьшение операционных издержек
Конкуренция
между частными и другими финансовыми учреждениями за получение прибыли от
выпуска денег или производство их заменителей снижает стоимость операций и
уменьшает “долю рынка” центральных банков и степень контроля функций денег.
Поскольку мы входим в цифровой век, частные конкуренты центральных банков будут
оказываться во все более выгодной ситуации, несмотря на существующее
законодательство о законных платежных средствах.
·
Снижение инфляционного риска
По
мере того, как все большее количество "денег" становится электронными
деньгами с процентным доходом, уменьшается риск инфляции, потому что для
частных банков или других финансовых учреждений нет никакого стимула для
избыточного выпуска доходной по процентам валюты, так как это увеличивает их
собственные долги. Расчетная единица вероятно, и далее будет устанавливаться
центральным банком, даже при том, что использование государственных денег, как
средства проведения операций снизится. Однако, государство будет способно
сохранить функцию установления расчетной единицы только в том случае, если оно
будет действовать в дефляционном режиме. Государства дисциплинируются рынком,
потому что в век мгновенных глобальных коммуникаций и наличия финансовых
институтов, инфляция немедленно вызовет бегство капитала и валюты.
Государства во все
большей степени должны будут конкурировать с другими государствами и частными
поставщиками денежных единиц (например, долларов США, японских иен, британских
фунтов, швейцарских франков). В конечном счете, некоторые государства,
вероятно, ясно определят значение их валюты в форме покупательской корзины
товаров и услуг. Имеющие универсальную цену товары, продаваемые на
организованных товарных биржах будущего, станут главными кандидатами в такую
корзину. Например, доллар мог бы быть определен как количество золота – Х, плюс
количество сырой нефти - Y, плюс количество зерна - Z . Это представило бы
собой современную версию старого золотого стандарта, однако корзина товаров и
услуг более ясно отразит то, что мир, как производит, так и потребляет а также
те товары и услуги, которые являются наиболее легко измеряемыми - металл,
сельскохозяйственные продукты, энергоносители, и даже страховые тарифы.
Если государствам не
удастся разработать ясные определения стоимости своих валют, то частный сектор
сможет это сделать. Товары и индексы ценных бумаг, реализуемых в настоящее
время, служат основой для установления определений, которые могли бы служить
единицей счетной функции денег.
В экономике будущего,
большинство состояний станут делимыми, ликвидными и мгновенно перемещаемыми и,
вследствие этого, используемыми, как средства проведения операций. При
отсутствии необходимости выведения производящих стоимость активов с целью
обеспечения покупательной способности, как это имеет место в монетарной
экономике, и принятии расчетной единицы, определяемой взаимодополняющим
количеством товаров и услуг, не будет причин для возникновения инфляции или
дефляции. Все требования по облегчению торговли будут соблюдаться, а условия
самой торговли улучшатся.
Многие из тех, кто хотел
бы регулировать процесс обращения цифровых денег и интеллектуальных карточек,
работы в Интернете и т.д., утверждают, что при отсутствии регулирования будет
происходить уклонение от уплаты налогов. Но это утверждение упускает главное.
Утверждения о том, что возрастет уклонение от налогов правильны, если налоговое
законодательство не изменится с целью отражения достижений цифровых технологий.
Однако, неверно утверждать, что более жесткое регулирование приведет к большим
налоговым поступлениям от тех, кто не желает платить налоги. Цифровая революция
сделает уклонение от налогов очень простым, вызывая у все большего числа людей
желание воспользоваться таким преимуществом. Если несколько нажатий на
клавиатуру компьютера позволит избежать налоговых платежей, то искушение
сделать это будет велико.
·
Меньшие размеры правительства
Уменьшение налоговой
базы и налоговых тарифов, требуемые в цифровом веке неизбежно уменьшат размеры
правительства. Относительное сокращение правительства, однако, является
необходимым условием того, чтобы общество достигло своего полного
экономического, социального потенциала и развития личного потенциала его
членов. Изучение связи между экономическим ростом и правительственными
расходами показало отрицательное соотношение для большинства стран и периодов
времени - то есть большое правительство препятствует сильному экономическому
росту.
Заключение
Наше собственное
заключение... состоит в том, что передача денежных и банковских установлений на
усмотрение рынка привела бы к более удовлетворительному результату, чем тот,
который ныне достигнут благодаря государственному вмешательству.
М.Фридман
лауреат Нобелевской премии по экономике.
Государственная
монополия на деньги имеет недавнее происхождение. Государства поддерживают
монополию на выпуск денег, потому что, в той мере, в которой они способны
выпустить денежную единицу по стоимости, меньшей, чем ее номинальная стоимость,
они получают прибыль, известную, как “сеньораж” (доход от чеканки монеты).
Кроме того, по причине того, что денежная единица сама по себе - это долг
государства ее держателю, причем без процентов, накапливающихся по этому долгу,
государство получает беспроцентную ссуду.
Число выпущенных в
частном порядке цифровых денег будет расти, пока практически все деньги не
станут частно эмитированными. Рост объема цифровых денег сделает все более
затруднительным для правительства сбор налогов, особенно с финансового капитала
(если большинство государств не введет строгие меры контроля). Меньшая
налоговая база вынудит правительства сокращаться, что способствует
экономическому росту, а также финансовой независимости. Давление, направленное
на сокращение правительства будет напрямую выражаться в спаде производства
государственных предприятий, что увеличит стимул к их приватизации.
[1] “Исследование о природе и причине богатств народов” Адам Смит. Книга 1
глава IV стр. 40.