Денежные аспекты инфляционного процесса в России
9. Распад СССР и СЭВ.
Неразвитость инфраструктуры торговли, в том числе международной торговли. После распада могучего социалистического лагеря возникла проблема
кооперационных связей. Теперь традиционные предприятия-контрагенты оказались в
разных государствах, а из-за отсутствия надлежащей инфраструктуры типа быстрой
конвертации валюты, разногласий в законодательствах или вообще в отсутствии
оного, такие предприятия должны были искать или новых контрагентов, или искать
новые пути сотрудничества, которые принимали порой весьма странные или даже
комичные формы. Например одна из китайских текстильных компаний в качестве
оплаты долга получила БелАЗ[33].
10. Рост количества коммерческих банков. Рост количества коммерческих банков привел к
мультипликативному[34]
расширению денежной массы. Если в 1985 году кроме Сбербанка никаких банков не
было, то сейчас количество банков измеряется тысячами, если не десятками тысяч.
Однако я не говорю, что банки плохо. Я лишь констатирую факт.
11. Требования социальных компенсаций. Конечно же, социальные компенсации снижают общую напряженность в
обществе, но они увеличивают совокупный спрос и увеличивают дефицит
государственного бюджета. Именно поэтому действия правительства по выходу из
кризиса должны быть быстрыми и четкими, иначе дефицит будет возрастать в
прогрессии, а социальная напряженность все нарастать. Также очевидно, что
популизм в решении экономических проблем также неуместен, как и чрезмерное
пристрастие к наркозу в медицине.
12. Homo Soveticus. Советскому
правительству удалось то, на что эволюции потребовались десятки или сотни
тысячелетий. За время хождения в поисках светлого будущего был выведен новый
вид людей - Homo Soveticus. В то время, как нормальные люди при нехватке денег
ищут дополнительную работу, повышают свою квалификацию, Homo Soveticus идет на
митинги и на демонстрации, требуя от правительства хлеба, а по возможности и
зрелищ. Этот вид не понимает, что экономика и чудеса - “две большие
разницы”. Народ начинает верить в чудеса аферистов, например в дутые
коммерческие предприятия коллекционеров бабочек или в обещания господ и дам,
дающих очень властные или очень восточные имена своим организациям. Девиз
“Где бы мне работать , да чтобы не работать?” еще жив в сердцах миллионов. Для
ублажения подобных групп людей продолжается субсидирование нерентабельных
предприятий, выдача необоснованных компенсаций и тому подобное.
Также вышеупомянутый тип людей,
привыкший к установленной зарплате, не использует такой принцип, как разделение
труда. Например таксист, работающий на себя до сих пор проводит все выходные на
даче, выращивая картошку, хотя за то же время, работая по специальности, он смог
бы получить достаточно для покупки картошки и еще бы осталось денег для чего-то
другого.
13. Недостаточность спроса на продукцию отечественных
предаприятий. Производство в России сокращается и
из-за того, что при отсутствии сложившихся частных рынков предприятия не в
состоянии заменить частными заказами государственные. Ни частный
потребительский, ни частный инвестиционный спрос не оказываются эффективными с
этой точки зрения. Правительство могла бы стимулировать подъем через
восстановление в прежнем объеме госзаказа, но оно против такого решения, потому
что это восстановит административно-командное планирование.
Итак, мне кажется, что я в
основном перечислил и раскрыл основные причины инфляции в России. Теперь будет
правомерным вопрос классика , который задавали люди на протяжении
тысячелетий:“Что делать?”
9. Âàðèàíòû
àíòèèíôëÿöèîííîé
ïîëèòèêè.
Реакция государства на разросшуюся
инфляцию двоякая:
·
Формирование условий наименее болезненной адаптации
населения к инфляции.
·
Выработка системы мер, способных противостоять
инфляции.
В последнем случае государство пытается
погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией, например
затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить
заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее
нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть
продумана система мер, гасящих источники инфляции.
Как я уже говорил, умеренная
инфляция до 10% в год не считается опасной, поэтому современные правительства в
этом случае выбирают тактику непротивоборства с ней, пытаясь заглушить
негативные последствия для населения.
При сильной инфляции, имеющей
место в России, погасить которую за короткий срок невозможно, государство
вынуждено оценить величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной
конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых
снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику
амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:
·
индексация доходов
·
компенсация потерь от инфляции.
Коэффициент индексации должен строиться с
учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, а наоборот
ускоряется по мере принятия подобных мер[35],
то индексацию время от времени приходится повторять. Достоинством адаптивной
политики является краткосрочное снижение социальной напряженности, создание
предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой
ценой. Сильно затягивается период выхода из инфляционной волны. Как уже говорилось,
компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, а поскольку
сейчас практически вся Россия все еще “государственный сектор”, то дефицит
бюджета все усиливается. Причины инфляции не устраняются, а сглаживаются лишь
ее последствия, да и то временно.
Настоящая борьба с инфляцией имеет
место быть лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Как уже было
сказано, инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, которые
приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным
предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно
включать два блока:
1. Регулирование совокупного спроса и
2. Регулирование совокупного предложения.
Вообще, как я уже упоминал,
существует два направления антиинфляционной политики : кейнсианское и
монетаристское.
Сейчас наиболее разработанным и эффективным
считается монетаристское направление, и ему следует Российское правительство.
Однако сделаем маленькое
отступление и разберемся с кейнсианскими представлениями.
9.1
Êåéíñèàíñêàÿ
àíòèèíôëÿöèîííàÿ
ïîëèòèêà.
Кейнсианцы считают, что поднять
уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для
предпринимателей должен стать внешней активизурующей силой. Другим рычагом
роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым
кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет
крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со
смежниками, дают им тоже соответствующие заказы. В результате создается
мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий.
Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и
дешевыми кредитами, растет, что приводит в конечном счете к падению цен, к сокращению
инфляции. Однако в России такой способ наверняка не сработает. Основная
причина на мой взгляд - неразвитость частного сектора. Проще говоря, вряд ли
найдутся такие крупные частные фирмы, которые смогли бы “поднять” такой
государственный заказ.
Также неприятной особенностью
кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный
заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный
расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости
для безработных, также становились дополнительными расходами.
Дефицит государственного бюджета,
как неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае не должен
покрываться дополнительной эмиссией денег. Последняя - самая разрушительная
форма инфляции, так как мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр
действия. Кейнс считал целесообразным другой путь - прибегнуть к
государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна
переборет экономические болезни, а заодно и уменьшить денежные запасы населения
и немного сократить денежную массу, однако большого сокращения от этого не
последует, так как население все равно получит свои деньги назад через зарплату
за общественные работы, финансируемые правительством из этих займов.
Теперь вернемся к монетаристам и
рассмотрим их позиции.
9.2
Ìîíåòàðíàÿ
ïðîãðàììà
áîðüáû ñ
èíôëÿöèåé.
Монетаристские антиинфляционные
концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики
было достаточно апробировано.
Монетаристы во главе с Милтоном
Фридманом обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до
конца выполнить свою очищающую функцию - освободить на какой-то срок экономику
от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие.
Поэтому страна, следуя кейнсианской политике, досрочно выходит из кризиса, но
при этом старые диспропорции в значительной степени сохраняются. В дальнейшем
на них накладываются новые , и страна за сравнительно короткий срок вновь вползает
в кризис и инфляцию. Поэтому, наверное, кейнсианцы причины инфляции до конца
убрать не могут.
Милтон Фридман считает, что
инфляция есть чисто денежный феномен и развязан он неграмотным вмешательством
государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного
бюджета, последний нельзя перегружать. Надо искать рецепты, которые не
требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали
внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не
требовал бы дополнительного финансирования.
Для этой цели они рекомендуют
продавать все, что только можно - ресурсы, информацию и так далее. Вести
решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний
бизнес. Если в стране большой государственный сектор, то необходима разумная
приватизация. Рынки следует либерализовать , убрать всяческие барьеры притоку
капиталов.
Безусловно, факторы,
воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении
довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения
относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление
на инфляцию связано у монетаристов с ограничением спроса. Эти меры быстро
ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к
мерам тактического свойства.
Сократить спрос можно при помощи
денежной реформы конфискационного плана. Ее цель - уменьшить количество денег у
населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к
самым радикальным, но сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные
меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание
сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок
недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбережения не должны усиливать
давление спроса на потребительском рынке.
Сокращение совокупного
потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде
всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания
дотациями и субсидиями неэффективного производства.
Итак, задействовано два
антиинфляционных блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение
совокупного спроса.
Монетаристы считают, что меры,
сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная
программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет
слишком изнурительной.
Монетаристы применяют рецепты,
противоречащие теории Кейнса. Они предлагают ввести дорогой кредит. В этом
случае для малоэффективного производства он становится недоступным. Оно
разоряется. На рынок выходят самые сильные производители, которых правительство
поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены
начинают падать.
Итак,
монетарные программы осуществляются в три этапа (см.рисунок).
·
на первом этапе проводится конфискационная денежная
реформа;
·
на втором сокращается бюджетный дефицит и
удорожается кредит;
·
на третьем снижаются налоговые ставки.
На первом и втором этапе
используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем - рычаги,
стимулирующие рост товарной массы.
Постараемся проследить шаги нашего
правительства в осуществлении монетаристской программы. В конце 80х и начале 90
было проведено несколько конфискационных денежных реформ, когда изымались из
обращения практически все купюры высокого достоинства. Далее очень возросла
цена кредита, были проведены и другие меры. И наконец совсем недавно были
понижены налоги на производство. Более детально обо всем этом я расскажу в
следующих главах.
10. Ïðîâåäåíèå
àíòèèíôëÿöèîííîé
ïîëèòèêè â
Ðîññèè.
Итак, прошло уже почти 5 лет с
начала объявленных российским Правительством рыночных реформ. Российские
власти полны решимости покончит с инфляцией уже к концу этого года.
Очевидно, что достижение
приемлемых темпов инфляции возможно лишь при последовательном сдерживании
инфляционных факторов сразу по нескольким направлениям.
1. Общеэкономические меры. Очевидно, что нужно приостановить спад
производства, составивший за 1991-1994 годы 60 процентов. Экономика подлежит
основательной структурной перестройке. Гипертрофированные отрасли группы “А”,
включая ВПК, должны потесниться. Необходимо оказать поддержку производству
товаров, пользующихся спросом. Необходима планомерная, эффективная и
компетентная конверсия ВПК. Учитывая небывалое падение инвестиций ( на 61 % в
1991-1994 годах), важной мерой сдерживания инфляции является эффективная
инвестиционная политика, концентрация средств на приоритетных проектах и
страхование инвестиционных рисков. Также необходима четкая концепция
привлечения и использования иностранных капиталов. При этом одним из условий
должна быть защита интересов национального производства. В данный момент
происходит чистый экспорт капитала в России. Необходимо эффективными методами
валютного и иного контроля пресечь бегство капиталов и добиваться их
репатриации.
2. Финансовые меры. Оздоровление бюджетной
системы. Сейчас виден прогресс в этой области. Вот график снижения бюджетного
дефицита за 1992-1996 год последнее прогнозируется)[36]. Очень важно на
деле удержаться от кредитов ЦБР для покрытия бюджетного дефицита. Пока что
правительство покрывает дефицит при помощи займов, при помощи увеличения
внутреннего и внешнего долга (ГКО, облигации, кредиты МВФ...). Также требуется
усовершенствовать существующее налоговое законодательство, так как около 40%
налогов недоплачивается[37].
Также необходимо разобраться с неплатежами в народном хозяйстве.
3. Денежные факторы инфляции. Чрезмерная денежная
эмиссия - важнейший фактор инфляции. Для эффективного действия денежной
политики необходимо точно знать реальную потребность в деньгах в условиях роста
цен и ускоряющегося оборота денежной единицы. Требуется совершенствование
структуры денежной массы, сокращение в ней чрезмерно высокой доли наличных
денег примерно до одной трети.
4. Повышение роли банков в преодолении инфляции.
Центробанк России должен обладать реальной независимостью для выполнения своей
главной уставной задачи: стабилизация рубля. Для реализации жесткой денежно-кредитной
политики необходимо более эффективно регулировать деятельность 2.5 тыс.
комбанков. Нужно подключить их к осуществлению антиинфляционной политики,
развернуть от трейдерства к обслуживанию производства, инвестициям, работе с
несостоятельными предприятиями. Но для этого необходимы налоговые льготы по
инвестиционным кредитам, создание эффективной системы страхования кредитов.
Невозврат ссуд исключительно высок, и не случайно поэтому почти половина банков
оказалась сегодня на грани банкротства после недавнего банковского кризиса,
разразившегося после объявления о продлении долларого коридора.
5. Регулирование финансового рынка. Рынок ЦБ
бурно развивается, однако часто он выполняет функции не главного рынка
инвестиций, а функцию перегона средств из одной компании в другую. Избыток
денег хлынул на рынок, способствуя обогащению финансовых компаний , а не росту
производства. Происходит разбазаривание привлеченных фондовым рынком сбережений
населения. Необходимо четкое регулирование операций с ЦБ, чтобы финансовый
рынок стал индикатором использования ресурсов, стимулятором слияний и
поглощения неэффективных предприятий.
6. Регулирование валютного рынка. Этим и
занимаются люди, регулирующие валютный коридор. Также необходимо доразвить
инфраструктуру этого рынка.
7. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ К РУБЛЮ. Главным, на
мой взгляд, фактором инфляции, с которым надо бороться, - инфляционные ожидания
населения. Для восстановления доверия к рублю необходимо продержать ситуацию с
низкой инфляцией хотя бы год, так как никакие краткосрочные меры не смогут
восстановить доверие к рублю. Мне кажется, что надо продлить валютный коридор,
и дать гарантии стабильности рубля на какой то продолжительный период времени.
В принципе, все вышеперечисленные шаги
очевидны.
Теперь рассмотрим саму “историю” инфляции,
начиная с начала 92 года.
10.1 Ðàçâèòèå
èíôëÿöèè â
ðîññèè ñ
íà÷àëà ‘92 ãîäà.
Вообще, многие аналитики[38] сейчас выделяют по
крайней мере три периода плюс как бы подготовительный этап.
Подготовительный этап.
Этот период начинается с жесткой
конфискационной денежной реформы, которая существенно уменьшила денежную массу,
которая была причиной подавленной инфляции, которая, из-за фиксированных цен,
привела к громадным дефицитам и к вводу талонов, карточек и т.п. Так же
началась подготовка законодательной базы.
Первый
- с марта 1992 по апрель 1993 года.
За первую половину этого периода значительно
снижаются темпы роста цен, причем это приводит к ускорению спада производства,
а за вторую - наоборот, ускоряется рост цен и снижается спад производства
практически до нуля, и, соответственно, в этот период предложение товаров на
рынке должно было быть и было стабильным. А было оно стабильным при месячной
инфляции примерно в 25% в месяц.
За этот период проводится подготовка субъектов
к скорой смерти, так как была создана ситуация, при которой увеличение цен
рассматривалось как единственно возможный способ сохранить свою долю доходов.
Ради этого допускались любые потери на рынках сбыта, хотя размеры возможных
потерь мало кто оценивал реально. В тоже время каждый пытался сохранить свое
место на рынке ресурсов, рассчитывая на “дешевые деньги”, в том числе в виде
государственной помощи, а также на инфляционный доход. Таким образом рост цен
позволял сохранить объемы производства, но увеличивалась зависимость
предприятий от дешевых денег.
Второй
- с мая по декабрь 1993 года.
Из-за последовательной политики денежного
сжатия произошло снижение инфляции. А поскольку денежное сжатие проводилось и
при помощи удорожания кредитов, а также поскольку из-за отсутствия нормальной
конкуренции субъекты могли перекладывать возросшую цену денег на цены, то
произошел парадоксальный виток инфляции. Но долго подобное продолжаться не
могло, и уже через три месяца производство стало сильно сокращаться, спад
достигал нескольких процентов в месяц. Из-за дороговизны денег многие
субъекты стали сбрасывать свои валютные запасы, что вызвало сильное укрепление
рубля (1993 год). Поскольку удорожание кредитов все-таки было переложено на
цены товаров, то кривая предложения сдвинулась вправо вверх. Из-за такого
ухудшения положения промышленности стабильный объем производства мог быть
достигнут при месячной инфляции уже в 40%. Однако можно заметить тот факт, что
политика дорогих денег ярко проиллюстрировала второй этап монетаристской теории
относительно борьбы с подобными кризисами (См. главу 4.1). Сначала политика
дорогих денег привела к усилению инфляции, а затем к спаду производства за счет
“вымирания” неконкурентоспособных производств, после чего ситуация немного
стабилизировалась, когда инфляция опять упала. Если в первых годах реформ
инфляция держалась в районе 4% в неделю, то после второй половины 1993 года
инфляция находится на уровне полутора процентов в неделю.
Третий
период - с начала 1994 года и до сих пор.
С началом третьего периода наметился переход
экономики в новое состояние - замедление и прекращение спада. Новая кривая
предложения обеспечивает равновесие при уровне инфляции менее 13%. Это
произошло по следующим причинам: во-первых, предшествующий спад производства сузил
хозяйственное поле каждого субъекта, появилось реальное ощущение размеров рынка
сбыта и потребность в сохранении своего места на нем. Это заставило субъектов
придерживаться более сдержанной ценовой политики, для чего субъекты стали
искать инвесторов, коими стали комбанки, появилась заинтересованность в
улучшении качества и т.п.
Исходя из всего вышесказанного
можно заключить, хотя и с некоторой натяжкой, что правительство уже подошло к
последнему этапу монетаристской программы - к стимулированию выжившего
производства, о чем, кстати, говорит недавнее снижение налогов на производство.
10.2 äåíåæíàÿ
ïîëèòèêà
ãîñóäàðñòâà
çà âðåìÿ
ðåôîðì.
На нижеприведенном графике представлена
совместная динамика темпов роста цен ( синяя линия ) и денежной массы по
агрегату М2 (фиолетовая линия)[39].
Из графика видно, что сохраняется жесткая
связь между динамикой денег и цен: замедление и ускорение роста количества
денег в экономике приводит к снижению или росту уровня инфляции, правда с задержкой
в 4-6 месяцев.
Как известно, в функцию государства входит
обеспечение экономики деньгами в количестве, обеспечивающим нормальное
функционирование экономики. Однако по данным “Эксперта” №4 за 5 сентября 1995
года правительство постоянно проскакивает тот объем денег, который бы
способствовал стабильности экономики (этот уровень был найден чисто
эмпирическим путем). Интересно то, что в первой период денег преимущественно
было слишком много, за второй - чуть мало, а с 1994 года наблюдается
синусоидальное колебание кривой насыщенности рынка деньгами вокруг оптимального
района, причем период колебаний составляет около года.
Но монетарная политика не ограничивалась
изменениями в денежной массе. Также проводятся игры и с “ценой” денег. Как уже
я упоминал, с начала реформ деньги были относительно дешевыми, а вот уже
начиная со второго периода деньги стали дорожать, и притом довольно сильно. На
это повлиял и тот факт, что государство практически перестало финансировать
некоторые отрасли, а коммерческие банки вынуждены были давать кредиты по
высоким ставкам из-за высокой невозвращаемости кредитов.
10.3 Ãîñáþäæåò
è èíôëÿöèÿ.
Необходимо упомянуть и такой источник
инфляции, как дефицитный госбюджет. В данной области правительство, похоже,
немного отошло от монетаристских принципов, так как последние полтора года
очень активно растет государственный долг, в основном из-за стараний
правительства покрыть дефицит госбюджета за счет ГКО, ОФЗ и прочих займов. Ему
это пока что довольно хорошо удается, так как в 1995 дефицит госбюджета
получается в два раза ниже запланированного, а на 1996 год планируется очень
маленький дефицит - менее 4% от ВВП. Однако существуют большие опасения на счет
следующего года, так как эффективность ГКО и ОФЗ для государства снижается -
если до июля темпы расширения номинальной стоимости рынка госбумаг составляли
около 3.7% от ВВП, то в настоящее время эта цифра упала до 3.3-3.4% от ВВП.
Отсюда напрашивается вывод, что в будущем году правительству довольно трудно
будет покрыть дефицит за счет неинфляционных методов.
10.4
Ïðîìûøëåííûé
ñïàä è
èíôëÿöèÿ.
Как это и предполагается
монетаристской программой, за первые ее два этапа должен произойти существенный
спад производства. Это и происходило с первых дней реформ и вплоть до весны 94
года. Однако после этого спад практически прекратился, и наблюдается только в
самых отсталых отраслях типа легкой промышленности, которая абсолютно
неконкурентоспособна. Во многих отраслях, прежде всего в “экспортных” отраслях,
наблюдается некоторый подъем. Конечно с разрушением старых
неконкурентоспособных перерабатывающих предприятий доля продуктов первичной
обработки и вообще сырья существенно выросла. Также быстрому спаду
способствует и политика дорогих денег, так что, по-моему, пора уже переходить к
более мягкой позиции относительно цены денег, так как первые два этапа
монетаристской программы уже, похоже, выполнены.
11.
Çàêëþ÷åíèå.
Итак, в данной курсовой я
постарался разобраться с монетаристской теорией, с вопросами, связанными с ней,
а также попытался рассмотреть действия правительства, направленные на
обеспечение экономической базы для проведения реформ. Также я постарался
наиболее полно рассказать об инфляции, о ее причинах и о ее последствиях.
Итак, мои выводы:
·
Во-первых, действия правительства за период реформ
довольно хорошо укладываются в рамки монетаристской теории.
·
Во-вторых, реакция экономики на монетаристскую
программу практически полностью соответствует ожиданиям, что может говорить о
верности этой теории.
·
В-третьих, общая ситуация экономики на данный
момент указывает, по-моему, на то, что пора приступать к третьему этапу
монетаристской программы - вскармливанию выжившей индустрии.
·
В-четвертых, спад производства, практически не
имеющий место быть последний год, а также вывод номер три вселяет определенный
оптимизм.
P.S. К сожалению курсовая получилась довольно
объемной, но я не вижу, что можно было бы убрать из приведенного материала.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|