бесплатные рефераты

Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков

Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика центральных банков.

/КУРСОВАЯ РАБОТА/

 

 

 

 

 

 

        ГИМАЛЕТДИНОВА Э.Р.

 

 

 

 

УФА – 2006

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

С

Введение

3

1. Денежный рынок

5

1.1 Спрос на деньги. Предпочтение денег. Классическая и кейсианская концепции

5

1.2 Равновесие на денежном рынке

9

1.2.1 Равновесие на денежном рынке в краткосрочном периоде

9

1.2.2 Равновесие на денежном рынке в долгосрочном периоде

11

2. Денежно-кредитная политика и основные инструменты воздействия на экономику

14

2.1 Инструменты воздействия

14

2.1.1 Политика обязательных резервов

14

2.1.2 Рефинансирование коммерческих банков

16

2.1.3 Операции на открытом рынке

18

2.2 Политика дешевых и дорогих денег

19

2.3 Монетарная политика ЦБ

22

2.3.1 Цели монетарной политики ЦБ

22

2.3.2 Инструменты монетарной политики ЦБ

23

3. Денежно-кредитная политика в современной России

27

Заключение

36

Список использованной литературы

38

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Что такое деньги? Этот вопрос занимает научную мысль со времен древнегреческих философов. В разные времена ученые и государственные деятели по-разному определяли природу денег и причины их возникновения, роль и значение в жизни общества и в экономике. Ради денег пролиты реки слез и крови, искалечены миллионы человеческих судеб. К сожалению, и в наше время деньги приносят людям не только радости, но и беды.

    Деньги не придуманы людьми, они возникли стихийно в процесс развития товарного обращения. По историческим меркам это произошло сравнительно поздно – на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. До тех пор пока обмен происходил между соседними племенами и носил случайный характер, его можно было осуществлять в натуральной форме – путем прямого обмена одного товара на другой. Позже, когда обмен стал регулярным и массовым явлением и начал совершаться между отдаленными друг от друга народами, возникла необходимость в специальном средстве обмена, с помощью которого можно было бы быстро и с минимальными издержками получить любую вещь, нужную в хозяйстве.

    Таким средством обмена и становятся деньги. Они позволяют приобрести то, что предлагает рынок. Владелец денег мысленно обладает всем тем, что они позволяют получить. По выражению К. Маркса, «свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане».

Б. Андерсон говорил, что деньги являются «носителями выбора». Меткое выражение можно найти также у Л. Бодена: «Раздобыв деньги, человек приобретает непредвиденное».

    Все эти определения говорят о важном свойстве денег – ликвидности. Ликвидность – это мера того, насколько быстро и полно можно обменять какой-либо актив на наличные деньги, чтобы использовать их как средство платежа. Следовательно, деньги обладают не просто ликвидностью, а абсолютной ликвидностью.

    Долгое время символом денег служили достаточно редкие и поэтому дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, пушнина, рыба и т.д. Не случайно слово деньги в переводе с латинского означает стадо. По мере расширения интернациональных связей роль денег должен был взять на себя наиболее последовательного товара. В итоге человечество пришло к благодарным металлам – золоту и серебру, лучше всего приспособленным к тому, чтобы сохранять свою вещную ценность: сохранность, однородность, делимость, высокую цену. Как писал Кантийон, «золото и серебро, и только они, малы по объему, одинаково добротны, легки в перевозке, не оставляют отходов при размене, удобны для хранения, и могут использоваться до бесконечности».

    Таким образом, исторически деньги приходят к людям из товарного мира – мира экономических благ. Они являются экономическим благом в силу тех же причин, что и другие блага: на них есть спрос; они удовлетворяют человеческие потребности. Вместе с тем в мире экономических благ деньги занимают особое место.

    Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют три основные функции денег:

1)     средство обмена;

2)     мера стоимости;

3)     средство сбережения или накопление богатства.

    В современной экономике платежи за товары и услуги (деньги как средство обмена) осуществляются тремя способами:

а) путем передачи денежных знаков;

б) посредством записей на счетах в банках;

в) документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому.

                       

 

 

 

 

1.ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК.

1.1. Спрос на деньги. Предложение денег. Классическая и кейнсианская концепции.

    Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег.  Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в виде наличности и чеков.

    Спрос на деньги возникает потому, что деньги, как выяснено, являются предметом с не заменяемыми свойствами и в данном своем качестве особым образом «встроены» в денежный рынок.

    Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги: монетаристский ( в основе классический) и кейнсианский.

    В классическом подходе определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:

MV=PY,

где М – количество денег в обращении;

      V – скорость обращения денег;

      P – уровень цен (индекс цен);

     Y – объем выпуска (в реальном выражении).

    При этом предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она, естественно, с течением времени может меняться (в связи с внедрением новых банковских технологий, например, кредитных карточек), но при постоянстве V уравнение обмена принимает вид:

MV = PY.

    Отсюда следует, что спрос на деньги М  определяется динамикой ВВП (PY):

M + PY/V.

    Если, например, ВВП увеличится на 3% в год, то этому темпу будет соответствовать темп спроса на деньги. А это значит, что в целом функция спроса на деньги достаточно стабильна.

    Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом, согласно классической теории, реальный ВВП (Y) изменяется медленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. А в долгосрочном периоде реальны ВВП достигает возможного уровня. Поэтому изменение предложении денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменения уровня цен и не окажет влияния на реальные величины производства и занятости. Это явление получило в экономической теории название «нейтральность» денег.

   Поэтому, согласно правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов реального ВВП. В этом, и только в этом, случае предложения денег будут соответствовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

    В рамках количественной теории денег было сформулировано два мотива спроса на деньги. Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т.е. в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производства). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок.

    Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от:

- объема товарной массы, находящейся на рынке;

- уровень цен, по которым продаются товары и услуги;

- национального дохода;

- скорости обращения денег.

    Однако главным фактором выступает уровень дохода, поэтому:

М = f(Y),

где М  – трансакционный спрос на деньги;

      Y  – совокупный(национальный) доход. 

    Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу:

M = f(Y),

где М  – спрос на деньги по мотиву предосторожности. 

    Поскольку эти два мотива спроса на деньги не зависят от уровня процентной ставки, то графически трансакционный спрос и спрос по мотиву предосторожности выглядят как вертикальная линия, расстояния которой от оси ординат определяется величиной дохода (рисунок 1,а).

    Дж. Кейнсу принадлежит заслуга в выделении третьего мотива хранения денег – спекулятивного. Он связывал его с наличием у денег альтернативной стоимости. Под альтернативной. Под альтернативной стоимости хранения денег (издержки хранения) понимается упущенная выгода в виде неполученных процентов (дивидендов), которые могли бы быть получены, если бы деньги были обменены на менее ликвидные, но доходные финансовые активы. 

    Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос М , зависит от уровня процентной ставки i и эта зависимость обратная: при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, а при повышении – сокращается.

М = f(i).

    Графически в координатах «процентная ставка – количество денег» линии спекулятивного спроса выглядит как кривая с отрицательным наклоном (рисунок 1,б).

                

                              

    Предложение денег М в экономике осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность C и D:

М = С + D.

    Наличность (банкноты и монеты) создает ЦБ страны. Осуществление создания наличности: во-первых, расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм и государства золото, иностранной валюты и ценных бумаг; во-вторых, предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами.

     Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

а) одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм;

б) другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.

    Следовательно, если наличность создает ЦБ, то депозиты – КБ.

    Деньги, поступавшие в КБ, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастет. При возвращении кредита объем денежной массы на руках субъектов уменьшается. Таким образом, КБ могут как создавать, так и сокращать денежную массу.

    В отличие от ЦБ, возможности увеличения денег у которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства и есть деньги, КБ имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, КБ должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности КБ всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создают в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ.

    Таким образом, ЦБ создает не только наличность, но и обязательные резервы R образуют так называемые базовые деньги, или денежную базу Н:

Н = С + R.

    Оставшиеся в распоряжение КБ ( после формирования обязательных резервов) средства получили название избыточных резервов (Е).

   

1.2.Равновесие на денежном рынке.

 

    1.2.1.Равновесие на денежном рынке в краткосрочном периоде.

    Механизм любого рынка – это поиск равновесия. Вначале будем исходить из предложения, что предложение денег контролирует ЦБ и фиксировано на уровне М. Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо до краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне М/Р и на графике представлено вертикальной прямой М.

    Спрос на деньги  рассматривается как убывающая функция процентной ставки для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные процентные ставки равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.

         Гибкая процентная ставка удерживает в равновесии денежной рынок. Экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от изменения процентной ставки. Так, если i будет выше равновесной, то предложение денег превысит спрос на них. Домашнее хозяйство и фирмы, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные депозиты и т.п.

    Колебания равновесных значений процентной ставки и денежной массы могут быть связаны с изменением денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отображается сдвигом кривых спроса и предложения денег.

    Так, например, увеличения уровня дохода повышает спрос на деньги (сдвиг в право кривой спроса на деньги L ) и  процентную ставку от i до i . Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки и наоборот.   

    Если подробно рассматривать ситуацию. В случае увеличения совокупного дохода – спрос на деньги возрастает и денежный рынок перемещается в новое состояние, которое характеризует более высокая процентная ставка i . Таким образом, вместе с ростом дохода Y возрастает и процентная ставка i. Если отразить эти два фактора на графике, то получим кривую ликвидности денег LM, известную в мировой экономической науке как модель Хансена.

    Эта модель иллюстрирует важную зависимость. Она показывает, что для достижения равновесия на денежном рынке необходимо соблюдение следующего условия: при данном предложении денег с ростом доходов должна возрастать процентная ставка. Только в этом случае будет увеличиваться стоимость хранения денег и снижаться курс облигаций.

    На рисунке 1-3,б показано, как предложение денег, за котором стоит ЦБ, может изменять процентную ставку. Сокращая предложение денег (кривая М смещается влево, в положение М ), ЦБ способен повысить процентную ставку, а значит замедлить инвестиционный процесс, сократить занятость и объем национального производства. В случае увеличения предложения денег в экономике произойдут противоположные эффекты.

 

 

    1.2.2. Равновесие на денежном рынке в долгосрочном периоде. 

    Рассмотренные явления, происходящие на денежном рынке, характерны лишь для краткосрочного периода: изменения процентных ставок вслед за изменением объема предложения денег происходит в течении двух-трех месяцев. В долгосрочном плане денежный рынок ведет себя неожиданно,

Поскольку процентные ставки утрачивают всякую связь со спросом на деньги  и их предложением.

    Ситуация складывается таким образом, что даже если будет соблюдаться условие непопадания в ликвидную ловушку, т.е. даже если государство будет жестко контролировать предложение денег в краткосрочном периоде, не приближаясь к критическому рубежу М , инфляционной опасности ему не избежать. Из-за того, что каждое очередное впрыскивание денег М ,М, …,М ,…

способствует росту занятости и увеличению доходов, которые будут не только сберегаться, сколько направляться на текущее потребление. Такой вывод следует из эффекта А. Пигу (эффекта реальных кассовых остатков), который говорит о том, что изменение реальных ценности денежных остатков приводит к изменению совокупного спроса. Если цены в экономике гибкие, тогда их снижение приведет к увеличению реальной стоимости наличных сбережений домашних хозяйств. Этот рост увеличивает покупательную способность их денежных накоплений, стимулируя таким образом, потребление. И наоборот, рост уровня цен уменьшает реальную ценность наличности, хранимой домашними хозяйствами, и, сокращая их покупательную способность, заставляет уменьшить потребление. Так как цены обычно снижаются во время спада, эффект Пигу в этот период частично погашает падение потребления, связанное со спадом. Тем не менее, если экономика достигает состояние полной занятости, увеличение потребительского спроса, связанное с увеличением денежных доходов, не может быть удовлетворено вследствие того, что производство уже работает с полной нагрузкой. В этом случае цены будут расти до тех пор, пока реальные денежные остатки не восстановятся на исходном уровне.

    Иными словами, все это означает, что в условиях ликвидной ловушки эффект Пигу практически не работает. Поскольку доходу направляются на дорожающие товары, происходит торможение сбережений, следовательно, спроса на деньги. Поэтому, чем настойчивее государство будет становиться его денежная политика. Совершая рыночные колебания, уровень процентной ставки будет в конечном счете стремиться к равновесному состоянию. Это означает, что данный равновесный уровень процентной ставки не зависит от того, сколько раз государство вливает в экономику.

    Этот феномен денежного рынка показывает, что спрос на деньги в долгосрочном периоде не зависит от изменения процентных ставок. Поэтому уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название в экономической науке денежного (монетарного) правила М.Фридмана, не включает процентных ставок:

M = Y + P ,

где М – долгосрочный темп увеличения предложения денег;

      Y – долгосрочный темп изменения национального дохода;

      Р – темп ожидаемой инфляции.

    Если предположить, что долгосрочный темп изменения национального дохода Y известен, то для выбора правильного значения М необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего инфляционному росту экономики.

    Ожидаемый темп инфляции – целевой показатель. Это тот темп повышения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не проводило краткосрочной денежной политике, направленной на снижение процентных ставок и стимулирование экономического роста.

    Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государства является стабилизация инфляционного процесса, превращение текущей инфляции в ожидаемую. Это означает, что краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустимо только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на фундаментальном уравнении равновесия М.Фридмана.                   

                                                                                                            

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ

 

2.1 Инструменты воздействия

 

Основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

 

2.1.1 Политика обязательных резервов

Важным инструментом денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ является изменение ставки рефинансирования за пользование централизованными ресурсами. Это регулирование осуществляется с учетом уровня инфляции и общей ситуации на финансовом рынке.

В 1992-1995 гг. официальная ставка рефинансирования характе­ризовалась как отрицательная, т.е. ее уровень был ниже темпов ин­фляции, хотя по сравнению с мировой практикой он был достаточно высок. Так, в среднем за 1993 г. этот показатель составлял 206 , в первой половине 1994 г. – 130 %, а после резкого падения обменного курса рубля по отношению к доллару он был снова повышен до 180 %. С середины 1995 до осени 1997 г. наблюдалась устойчивая тенденция снижения ставки рефинансирования. В 1996 г. она изменялась пять раз, снизившись со 160 до 48%, а в 1997 г. – трижды, с 48 до 21 %. С началом финансового кризиса осенью 1997 г. ставка рефинансиро­вания неоднократно повышалась, достигнув в июне 1998 г. 150%, а с октября 1998 по январь 2000 г. оставалась на уровне 55%.

В период финансовой стабилизации 1994-1996 гг. регулирование ставки рефинансирования было направлено на ее постепенное при­ближение к положительному уровню (т.е. выше уровня инфляции) в целях стимулирования сбережения капитала и уменьшения его оттока из страны.

В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

 

2.1.2 Рефинансирование коммерческих банков

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку поломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения – не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ