Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков
i> 2.1.3 Операции на открытом рынкеПостепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе. По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.Главное отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
2.2 Политика дешевых и
дорогих денег
Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах
скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих
денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы
могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения
денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше,
скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы
сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит
при политике дорогих денег.
2.3 Монетарная политика ЦБ
2.3.1 Цели монетарной
политики ЦБ
Монетарная (денежно-кредитная) политика – это политика по изменению
денежной массы в экономике. Денежная масса изменяется в результате операций
Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского (реального)
сектора. При этом важнейшую роль в осуществлении монетарной политики играет
Центральный банк как главное звено банковской системы страны.
Традиционно перед ЦБ ставятся пять основных задач, в соответствии с
которыми он является:
1. Эмиссионным центром страны. ЦБ монопольно выпускает национальные
банкноты – бумажные деньги;
2. Банком банков. ЦБ хранит резервы коммерческих банков, выдает им
ссуды (является кредитором последней инстанции), осуществляет надзор за их
деятельностью;
3. Банкиром правительства. ЦБ размещает государственные ценные бумаги,
предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, ведет
счета казначейства, хранит официальные золото-валютные резервы;
4. Главным расчетным центром страны. ЦБ выступает посредником между
банками при осуществлении безналичных расчетов;
5. Органом регулирования экономики посредством монетарной политики.
При решении этих задач Центральный банк выполняет три основные функции:
регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
Цели и инструменты монетарной политики можно
сгруппировать так:
Промежуточные целевые ориентиры: денежная
масса в экономике; процентная ставка; курс национальной валюты.
2.3.2 Инструменты монетарной политики ЦБ
1. Купля-продажа государственных ценных
бумаг.
Предположим, ЦБ покупает государственные
ценные бумаги. Тем самым он увеличивает денежную базу, следовательно, и
денежную массу в экономике. Когда ЦБ продает ценные бумаги, все происходит
наоборот.
Сегодня в России рынок государственных
ценных бумаг крайне незначителен, что не позволяет Банку России использовать
куплю-продажу ценных бумаг в качестве средства по управлению денежной массой.
2. Купля-продажа иностранной валюты.
Тот же механизм. Покупая валюту, ЦБ
расплачивается рублями. В результате возрастает денежная база в экономике, что
ведет к росту денежной массы. При продаже валюты все происходит наоборот.
Фактическое отсутствие в сегодняшней России
ликвидного рынка государственных ценных бумаг вывело рублевые и валютные
интервенции ЦБ на первое место в качестве инструмента монетарной политики.
3. Изменение
обязательной резервной нормы.
Часть привлеченных средств коммерческие банки обязаны держать на
специальном резервном счете в центральном банке. Увеличивая эту обязательную
резервную норму, ЦБ уменьшает возможности коммерческих банков выдавать кредиты.
Тем самым он уменьшает кредитные и депозитные мультипликаторы, соответственно и
денежную массу.
Политика резервных требований в 2000 г. Банком России практически не использовалась. Последнее изменение (повышение) резервных требований в целях
решения краткосрочной задачи – ослабления атаки на рубль – было предпринято
зимой 1999-2000 гг. С 1 января 2000 г. норматив обязательных резервов по
привлеченным средствам юридических лиц был установлен на уровне 10%, а по
привлеченным средствам физических лиц – 7%.
4. Изменение
процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ. На средства,
находящиеся на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ, проценты не
начисляются. В то же время сегодня Банк России предлагает коммерческим банкам
открывать у себя особые депозитные счета, по которым он платит проценты.
Увеличение этой процентной ставки позволяет ЦБ привлекать депозиты коммерческих
банков, уменьшая, тем самым, их свободные резервы, а значит и денежную массу в
экономике. Соответственно уменьшение процента по депозитам дает противоположный
результат.
5. Изменение
ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой ЦБ выдает
кредиты коммерческим банкам. Увеличивая эту ставку, ЦБ уменьшает объем
кредитов, которые коммерческие банки могут у него взять. Тем самым он уменьшает
денежную базу, следовательно - и денежную массу. И наоборот. В последнее время
рефинансовая ставка в России постепенно снижалась в связи с замедлением
инфляции и составляет сегодня 21%.
Практическое значение ставки рефинансирования в нашей стране заметно
меньше, чем в развитых странах, поскольку у нас отсутствуют механизмы
кредитования коммерческих банков со стороны Банка России. Тем не менее каждое
снижение рефинансовой ставки ЦБ приводит к удешевлению денежных ресурсов:
падают ставки по кредитам коммерческих банков реальному сектору и доходность
привлекаемых банками депозитов.
В целом денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2004-05 гг. остается весьма
сдержанной, хотя периодически наблюдаются периоды ускорения денежного
предложения. Последнее в основном связано с необходимостью дополнительных
рублевых интервенций Банка России на валютном рынке с целью накопления валюты,
продаваемой Министерству финансов для осуществления платежей по внешнему долгу.
С другой стороны, рублевая эмиссия означает рост денежной базы,
увеличившейся в 2004 г. на 68 %, а в 2005 г. – еще на 29 % (широкая денежная база). Это влечет за собой рост денежной массы, которая выросла (по агрегату М2)
в эти годы соответственно на 62 и 40 %. Такое положение чревато проблемой
избыточной ликвидности, когда в банковской системе образуются свободные деньги,
готовые в любой момент выплеснуться на валютный рынок (резко «уронив» рубль) и
подстегивающие инфляцию.
В 2005 г. Банк России достаточно успешно решал эту проблему путем
стимулирования спроса на иностранную валюту через отрицательные реальные
процентные ставки на большинство рублевых финансовых активов, накопления
средств на госбюджетных счетах и расширения кредитования частного сектора
банковской системой.
Подводя итог, можно выделить следующие ключевые моменты монетарной
политики ЦБ РФ в 2005 г.:
– Стабилизация инфляционных процессов одновременно с ростом влияния на
динамику инфляции немонетарных факторов (повышение регулируемых цен
естественных монополий);
– Плавная динамика номинального обменного курса рубля, сохранение
низких темпов ревальвации российской национальной валюты;
– Начало процесса
либерализации валютного контроля;
– Замедление
роста спроса на деньги и уровня монетаризации экономики;
– Рост
капитализации банковской системы и доверия населения к банковским вкладам;
– Решение
проблемы «избыточной ликвидности» в банковской системе через стимулирование
вложений в иностранные активы и остатки средств на счетах государственных
органов;
– Расширение
предложения денег банковской системой путем кредитования частного сектора,
ослабление рационирования кредита.
3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Реализация
Банком России денежно-кредитной политики в 2004 г. была направлена на создание благоприятных условий для поступательного экономического развития
страны в долгосрочной перспективе. Последовательное снижение уровня инфляции
происходило на фоне высоких темпов экономического роста, заметно превышающих
прогнозные ориентиры, сильного платежного баланса и укрепления национальной
валюты.
В
условиях почти двукратного увеличения темпов роста ВВП по сравнению с ранее
сделанными оценками заметно возрос спрос предприятий реального сектора на
деньги для проведения сделок. Чрезвычайно благоприятная внешнеэкономическая
ситуация, обусловленная высокими ценами энергоносителей на мировом рынке,
обеспечила масштабный приток в страну иностранной валюты, что в рамках
проводимой курсовой политики способствовало существенному изменению
относительной привлекательности активов, номинированных в рублях и в
иностранной валюте. Кроме того, значительное увеличение реальных располагаемых
денежных доходов населения по сравнению с 2003 г. способствовало росту организованных сбережений граждан. Их увеличение, а также изменение предпочтений
сектором домашних хозяйств активов в национальной валюте активам в иностранной
валюте на фоне номинального укрепления рубля по отношению к доллару США в
значительной степени способствовали ускорению спроса на национальную валюту
сверх ожидаемых ориентиров. При этом темп инфляции за 2004 г. был ниже уровня 2003 г. – 12% против 15,1%.
Темпы
прироста наличных денег в 2004 г. были достаточно высокими и практически не
отличались от темпов роста рублевой денежной массы в целом. Фактором, который
наряду с ростом реальных доходов населения оказывал существенное влияние на
динамику наличных денег в прошедшем году, можно считать достаточно резкое
сокращение спроса населения на наличную иностранную валюту. На фоне
номинального снижения курса доллара США и заметного уменьшения спроса населения
на наличную американскую валюту (особенно во II и IV кварталах) отмечалось
сокращение нетто-продаж банками наличной иностранной валюты физическим лицам,
что способствовало росту количества наличных денег на руках у населения. В результате
в целом за 2004 г. темпы прироста денежного агрегата МО были более чем в 1,5
раза выше, чем за 2004 год.
Улучшение
финансового положения предприятий в течение 2004 г. сопровождалось увеличением остатков средств в национальной валюте на их банковских счетах.
При этом темпы роста средств на рублевых счетах нефинансовых предприятий и
организаций (до востребования и срочных) за 2004 г. заметно опережали аналогичный показатель 2004 г., что отражало процесс ускоренного повышения
спроса на трансакционные деньги в условиях экономического роста.
Значительное
увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения по сравнению с 2004 г. и повышение доверия населения к национальной валюте способствовали росту организованных
сбережений граждан. Так, объем рублевых вкладов населения в 2004 г. возрос на 64,8%, на 19,7 процентного пункта превысив соответствующий показатель 2004 года.
На фоне снижения инфляционных ожиданий и укрепления национальной валюты рост
склонности населения к сбережениям происходил несмотря на снижение процентных
ставок по депозитам. В структуре вкладов населения в течение 2004 г. сохранялась тенденция к опережающему росту срочных депозитов, увеличение объема которых
составило 67,9% (в том числе депозитов со сроками свыше одного года – 84,5%). В
результате удельный вес срочных вкладов населения в структуре денежного
агрегата М2 возрос с 24,6 до 27,5%.
В
этой ситуации снижение скорости обращения денег было более интенсивным, чем в 2003 г. Так, в 2004 г. скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2, в
среднегодовом выражении снизилась с 6,2 до 5,3, или на 14,7% (за 2003 г. - на 9,9%). Уровень монетизации экономики в среднегодовом выражении за 2004 г. увеличился с 16,2 до 19%.
Снижение
спроса на иностранную валюту и увеличение спроса экономических агентов на национальную
валюту в качестве средства сбережения способствовали росту объемов рублевых
депозитов и их срочности. Денежный агрегат М2 увеличился за 2004 г. на 50,5%, темпы прироста денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте (по
методологии денежного обзора) были значительно меньше - 38,5% за счет
сокращения доли депозитов в иностранной валюте (за 2003 г. прирост денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте был выше прироста денежной
массы М2).
Несмотря
на существенный рост в 2004 г. чистых иностранных активов органов
денежно-кредитного регулирования (на 57,2%), на динамику чистых иностранных
активов банковской системы в целом заметное влияние оказало изменение объема
чистых иностранных активов кредитных организаций. В результате существенного
роста средств, привлеченных от нерезидентов, чистые иностранные активы
кредитных организаций сократились за 2004 г. в абсолютном выражении более чем в 5 раз. Поэтому в целом за 2004 г. чистые иностранные активы банковской
системы увеличились на 32,8%, в то время как за 2003 г. темпы их прироста составили 44,4%.
Основным
источником формирования денежного предложения со стороны органов
денежно-кредитного регулирования в 2004 г. были их операции с иностранной валютой. При увеличении денежной базы в узком определении за указанный период на
463,4 млрд руб. суммарный прирост чистых международных резервов Банка России и
Правительства Российской Федерации составил 879,5 млрд руб., или 27,7 млрд дол.
по фиксированному курсу рубля к доллару США на 1.01. 2004. В условиях роста
сальдо по счету текущих операций платежного баланса в 2004 г. по сравнению с 2003 г. и при уменьшении отрицательного сальдо по счету операций с капиталом
и финансовыми инструментами увеличение чистых международных резервов органов
денежно-кредитного регулирования, составившее за 2004 г. 67%, стало основным источником роста денежной базы.
Денежная
база в широком определении увеличилась за 2004 г. на 55,3% (за 2003 г. – на 32,8%). Эти изменения отразились на структуре широкой денежной
базы: удельный вес наличных денег снизился с 66% на 1.01. 2004 до 64% на
1.01.2004, доля средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в
Банке России за этот же период возросла с 13,8 до 15,9%, удельный вес обязательных
резервов снизился с 16,3 до 14%, доля депозитов кредитных организаций в Банке
России увеличилась с 3,8% на 1.01. 2004 до 4,6% на 1.01.2004. Заметные
колебания в течение 2004 г. происходили в динамике удельного веса
обязательств Банка России по обратному выкупу ценных бумаг. Так, практически с
нулевой отметки в начале 2004 г. этот показатель на 1.05. 2004 достиг
максимального значения, составив 8%. В последующие месяцы доля обязательств
Банка России по обратному выкупу ценных бумаг в структуре денежной базы в
широком определении постепенно уменьшалась и на 1.01.2004 составила 1,6%.
Заметное
увеличение в 2004 г. темпов роста требований к нефинансовым частным
предприятиям и населению проявилось, в частности, в повышении по сравнению с 2003 г. среднего уровня классического денежного мультипликатора. В то же время в условиях
масштабного наращивания золотовалютных резервов Банк России путем проведения
стерилизационных мероприятий ограничивал денежное предложение. Это в
определенной степени оказало понижательное воздействие на динамику мультипликатора,
рассчитанного по денежной базе в широком определении3, его средний уровень в 2004 г. немного снизился по сравнению с аналогичным показателем 2003 года.
В
2004 г. Банк России продолжил реализацию политики активного использования
рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования, позволяющих более
эффективно воздействовать на состояние денежно-кредитной сферы, в том числе на
уровень процентных ставок межбанковского рынка. Условия развития экономики
потребовали применения инструментов, направленных как на проведение рублевых
интервенций в связи со значительным притоком иностранной валюты на внутренний
рынок, так и на связывание свободной ликвидности банковской системы на основе
сочетания среднесрочных и краткосрочных инструментов регулирования ликвидности.
Банк
России в 2004 г. в соответствии с ежемесячно объявляемыми графиками проводил
депозитные аукционы и аукционы биржевого модифицированного РЕПО наряду с
ежедневными депозитными операциями на стандартных условиях по фиксированным
процентным ставкам с использованием системы «Рейтере-Дилинг», а также
осуществлял операции по продаже облигаций федерального займа из собственного
портфеля. В то же время, учитывая формирование спроса со стороны ряда кредитных
организаций на дополнительные денежные средства, Банк России в случае
необходимости осуществлял операции по предоставлению краткосрочной ликвидности
банкам путем проведения на ежедневной основе аукционов однодневного прямого
РЕПО и предоставления банкам кредитов «овернайт», а в отдельные дни - путем заключения
с банками сделок «валютный своп» сроком на один день.
1.
Денежная база в широком определении включает: наличные деньги в обращении с
учетом остатков в кассах кредитных организаций, корреспондентские счета
кредитных организаций в Банке России, обязательные резервы, депозиты банков в
Банке России, обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг,
облигации Банка России у кредитных организаций.
2.
Классический денежный мультипликатор рассчитывается как соотношение денежной
массы М2 и денежной базы (включающей наличные деньги, обязательные резервы по
привлеченным средствам в национальной валюте и средства на корреспондентских
счетах кредитных организаций в Банке России).
3.
Рассчитывается как соотношение денежной массы М2 и денежной базы в широком
определении.
Общая
сумма денежных средств, привлеченных Банком России в депозиты, составила 5,3
трлн руб., увеличившись по сравнению с 2003 г. более чем в 2 раза. Депозитные операции с фиксированными процентными ставками применялись в целях
краткосрочного влияния на ликвидность кредитных организаций и проводились на
стандартных условиях «том-некст», «спот-некст», «1 неделя», «спот-1 неделя»,
«до востребования».
В
течение 2004 г. Банк России неоднократно пересматривал процентные ставки по
депозитным операциям. Ориентируясь на снижение уровня доходности на рынке
межбанковских кредитов, рынке государственных ценных бумаг и замедление темпов
инфляции, Банк России понижал ставки по собственным операциям. Дополнительным
аргументом в пользу снижения ставок было стремление органов денежно-кредитного
регулирования не допустить дополнительного притока капитала на внутренний
рынок. В результате уровень фиксированных ставок по депозитным операциям был
снижен с 1-3% годовых до 0,5-1% годовых. Уровень ставок отсечения, определяемых
Банком России по результатам депозитных аукционов, также снизился и составил к
концу года 1,5% годовых для двухнедельных аукционов и 3,5% годовых для
трехмесячных. Общий объем задолженности по депозитным операциям возрос за 2004 г. на 84,2% - с 47,4 до 87,3 млрд рублей.
Задолженность
Банка России перед участниками рынка по операциям биржевого модифицированного
РЕПО после роста в январе - апреле 2004 г. постепенно снижалась и на 1.01.2004 составила 30,1 млрд руб. В течение IV квартала состоялся только один аукцион обратного РЕПО (в конце декабря),
проводившийся в условиях больших объемов свободных денежных средств банков.
Объем стерилизации на аукционе составил 13 млрд руб. Доходность по данному
виду операций снизилась с 9,8% в начале января до 2,5% к концу года.
Высокие
темпы роста денежного предложения способствовали снижению среднего уровня краткосрочных
процентных ставок (ставка MIACR по
однодневным кредитам) за декабрь до 1,1 % по сравнению с 7,3% в январе 2004 г. и уменьшению спроса на инструменты, используемые Банком России для предоставления ликвидности
банкам. Вместе с тем использование указанных инструментов в случае
необходимости способствовало сглаживанию колебаний уровня банковской
ликвидности.
В
целях оперативной поддержки ликвидности кредитные организации широко
использовали внутридневные кредиты Банка России. Они были предоставлены
кредитным организациям 16 регионов на общую сумму 1,5 трлн руб., что в 4,6
раза выше аналогичного показателя 2003 г. Внутридневные кредиты предоставлялись по нулевой ставке.
Объем
средств, предоставленных Банком России по операциям прямого РЕПО, в 2004 г. составил 322,5 млрд руб. Спрос на операции РЕПО активизировался в III квартале 2004 г. В этот период ставки по операциям РЕПО в отдельные дни превышали уровень ставок
межбанковского кредитного рынка, что свидетельствует о высокой степени
сегментации российского финансового рынка. В IV квартале интерес банков к этим
операциям понизился, в декабре не было заключено ни одной сделки. Банк России
с 14 октября расширил круг операций прямого РЕПО за счет аукционов на срок 1
неделя и 3 месяца. Однако в указанный период процентные ставки на межбанковском
рынке были весьма низкими, что привело к уменьшению спроса на предоставление
ликвидности со стороны Банка России.
В
результате проведения операций с банками-контрагентами Банка России на
внебиржевом сегменте рынка объем нетто-покупки иностранной валюты за IV квартал 2004 г. составил 3,4 млрд дол. Оборот операций Банка России на биржевом сегменте существенно возрос,
объем нетто-покупки составил за квартал 9 млрд дол. Без учета операций с
Минфином России в целом на валютном рынке за последний квартал года было
куплено 12,5 млрд долларов.
В
2004 г. Банк России не прибегал к изменению нормативов обязательных резервов и
не осуществлял внеочередного регулирования их размеров.
Постепенное
снижение темпов инфляции, процентных ставок на финансовых рынках создало
предпосылки для уменьшения ставки рефинансирования. Банк России дважды принимал
решение о ее снижении: 17 февраля 2004 г. – с 21 до 18% годовых, 21 июня – с 18 до 16% годовых. Уменьшение ставки рефинансирования явилось ориентиром для
снижения ставок по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп».
Основными
факторами формирования конъюнктуры российского межбанковского кредитного рынка
в 2004 г. стали значительный приток экспортной валютной выручки на внутренний
рынок и обусловленное им укрепление рубля. Рост рублевой ликвидности коммерческих
банков и снижение доходности краткосрочных долларовых активов в рублевом
выражении в 2004 г. способствовали формированию понижательной динамики ставок
межбанковского кредитования. В течение 2004 г. среднемесячная ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК составляла от 1,5 до 10,2%
годовых (в 2003 г. – 4,4-15,1% годовых). Среднегодовое значение этого
показателя снизилось с 8,4 до 4,2% годовых.
Рост
банковской ликвидности в 2004 г. обусловил ослабление циклического характера
динамики ставок межбанковского кредитования. Хотя на протяжении большей части 2004 г. в последние дни месяца наблюдалось локальное повышение межбанковских ставок по рублевым
кредитам на наиболее короткие сроки, масштаб циклических колебаний ставок по
сравнению с 2003 г. заметно уменьшился.
Кривая
доходности по операциям на рынке МБК на протяжении большей части года сохраняла
сглаженно возрастающую форму. Это свидетельствует о преобладании ожиданий
сохранения умеренных ставок МБК в краткосрочной перспективе.
В
условиях стабильной конъюнктуры межбанковского кредитного рынка в 2004 г. возросла предсказуемость ставок денежного рынка. Заявляемые ставки привлечения и размещения
МБК являлись адекватным индикатором текущей рыночной конъюнктуры. На протяжении
большей части 2004 г. фактические ставки по размещенным российскими банками
рублевым МБК не выходили за границы диапазона, устанавливаемого заявляемыми
ставками привлечения и размещения межбанковских кредитов.
С
целью нормализации экономики необходимо сокращение скорости оборота денежных
средств, для чего нужно осуществить синхронизацию денежной массы с динамикой
цен важно добиться:
–
расширения денежной базы, денежных агрегатов путем включения ценных бумаг (в
том числе государственных ценных бумаг);
–
совершенствования соответствующей законодательно-правовой базы, создания
механизма правового обеспечения кредитных договоров;
–
усиления активности банковского кредитования;
–
развития финансового рынка и перехода к использованию таких косвенных
инструментов денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке;
–
сокращения нормы резервирования в отношении политики обязательных резервов,
установления льготных ставок для банков, оказывающих содействие инвестиционным
проектам, широкого внедрения практики льготного кредитования инвестиционных
проектов;
–
значительного ограничения использования свободных денежных средств коммерческих
банков для покрытия дефицита бюджета;
–
существенного изменения практики налогообложения банков с тем, чтобы
содействовать кредитованию реального сектора;
–
осуществления налогообложения доходов, полученных за счет долгосрочного
кредитования по более низкой ставке, чем доходов, полученных за счет
краткосрочного кредитования;
– совершенствование методов
использования Национальным банком учетной процентной ставки (ставки
рефинансирования), выдачи кредитов коммерческим банкам под обеспечение
государственными ценными бумагами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время денежно-кредитная сфера в России переживает, как, впрочем, и остальные государства, нелегкие времена.На современном этапе Центральный банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические. Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства. В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию кредита в качестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что будет способствовать снижению инфляции. Важное направление преодоления негативных результатов осуществления жесткой кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, в расширении кредитования массы платежных средств в обороте. В интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные займы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц.Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы. И в заключение, в свете всего вышеизложенного, хочется пожелать главному органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране – Центробанку удачи в его непосредственной деятельности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моисеев с. Взлет и падение
монитаризма // Вопросы экономики. – 2002. – № 9. – с. 92-104
2. Косой А.М. Современные деньги //
Деньги и кредит. – 2002. – №
6. – с. 42-52
3. Фетисов Г. Монетарная политика
2004: Кредитование национальной экономики или наращивание валютных резервов //
РЭЖ. – 2003. – № 9-10. – с 3
4. Жуков Г.Е. Монетаризм и
современная денежно-кредитная политика // Финансы. – 2004. –№ 10.– с. 64
5. Состояние денежной сферы и
реализация денежно-кредитной политики в 2004 г. // Деньги и кредит. – 2004. – № 3.– с 7.
6. Основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики на 2005 г // Деньги и кредит. – 2004. – № 11. – с. 3
7. В.Н.
Волков Российская экономика: анализ итогов 2000 года // Деньги и кредит. –
2000. - № 2. – С. 1.
8. И.К. Ковзанадзе Роль денежно-кредитной политики в преодолении последствий
банковских кризисов // Деньги и кредит. – 2003. – № 2. – С. 45-47
9. А.А. Козлов, А.О. Хмелев Качество кредитной организации // Деньги и кредит.
– 2003. – № 3. – С. 14-28
10. Погова О., Храменков В. Денежно-кредитная политика, деформация денежно-кредитной
системы // Экономист. – 2003. – № 3. – С.41-54