Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан
Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан
Узбекское Агентство
Почты и Телекоммуникаций
Ташкентский Электротехнический Институт
Связи
Кафедра Менеджмента и Маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА
ТЕМУ:
«ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ
ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»
Проверил
: Журавлева О. И.
Выполнил:
студент группы Э-25
Батиров
Ахмад
ТАШКЕНТ - 2001
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ.. 2
2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ.. 4
2.1
Понятие и сущность
инвестиций. 4
2.1.1
К проблеме
определения термина. 4
2.1.2
Виды инвестиций. 5
2.1.3
Инвестиции и
капитал. 6
2.1.4 Когда инвестирование
имеет смысл. 7
2.1.5 В чем суть категории
«инвестиции». 8
2.2 Инвестиционная
политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане. 10
2.2.1 Проблемы
инвестиционной политики. 10
2.2.2
Методы определения
эффективности инвестиций. 12
2.2.3
Повышение качества
проектно-сметного дела. 14
2.2.4
Инвестиции и
инновации. 17
2.3
Иностранные
инвестиции в экономике Узбекистана. 18
2.3.1
Иностранные
инвестиции: общая оценка. 19
2.3.2
Стратегия
привлечения. 21
2.3.3
Стимулирование
привлечения прямых иностранных инвестиций. 23
2.3.4
Предприятия с
иностранными инвестициями. 27
2.3.5
Инвестиционная
программа – 2001. 30
3.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ.. 33
3.1
Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA». 33
3.2
Анализ процесса
привлечения инвестиций. 35
4.
ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ.. 38
4.1
Практические
предложения. 38
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 40
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ... 42
7. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43
«...следует
создать еще более благоприятные законодательные условия, гарантии и
экономические стимулы для широкого привлечения иностранных инвестиций в
экономику страны, прежде всего прямых инвестиций. Необходимо добиваться,
чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях
нашей экономики, ускорении технического перевооружения и модернизации производства»[1].
Сегодня стало очевидно, что необходимым условием
устойчивого развития республики является высокая инвестиционная активность,
которая достигается за счет привлечения и эффективного использования
внутренних и внешних ресурсов.
Дальнейшая либерализация экономики, расширение
экономических свобод хозяйствующих субъектов и масштабов частной собственности
во всех сферах народного хозяйства, укрепление международных экономических
связей стимулируют успешное осуществление работ по привлечению и использованию
иностранных инвестиций.
За годы независимости (1991-2000гг) общий объем
иностранных капиталовложений в экономику республики превысил $10 млрд. Опыт
показывает, что иностранные инвестиции, соединяясь с национальными природными
производственными и трудовыми ресурсами, создают высокий совокупный эффект при
внедрении прогрессивных технологий, современных методов управления и
организации производства, более активном вовлечении в хозяйственный оборот
местных, зачастую ранее неиспользованных богатств. Иностранные инвесторы не
только вкладывают свои средства в национальные предприятия, реконструируют и
технически перевооружают их, но и открывают доступ к мировым рынкам сбыта, что
улучшает адаптацию хозяйствующих субъектов к цивилизованным рыночным отношениям,
помогая поднять их производственную и финансово-хозяйственную деятельность до соответствующих
мировых стандартов. Поэтому стимулирование иностранных инвестиций, повышение
эффективности их использования обуславливают их необходимость сохранить и
улучшить благоприятные условия и преференциальный рынок в республике.
Мировой опыт достаточно убедительно показывает,
что привлечение и использование иностранных инвестиций способствует развитию
экономики и служит мощным стимулом социально-экономических реформ.
Мысль о том, что инвестиции являются двигателем
экономики, обеспечивающим ее движение вперед, - это аксиома любой экономической
теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую
очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных
инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная
политика, формируется соответствующий инвестиционный климат. Экономические
реформы, последовательно осуществляемые в независимом Узбекистане, предполагают
достижение рациональных отраслевых, воспроизводственных и территориальных
пропорций, развитие интеграционных процессов, обеспечение экономического
роста и др. Решение всей совокупности указанных проблем тесно связано с проведением
соответствующей инвестиционной политики, формированием действенной системы
регулирования и поддержки инвестиционных процессов.
Целью данной курсовой работы является определение
сути категории «инвестиции», существующих проблем, а также стратегии
привлечения иностранных инвестиций в экономику республики Узбекистан на примере
Общества с ограниченной ответственностью «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA».
ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» - бывший Государственный Проектный Институт «Узтяжпромэлектропроект»,
существует как самостоятельная проектная организация с 1951 года и является
старейшей в Средней Азии специализированной организацией по проектированию и наладке
электрооборудования промышленных предприятий, преимущественно тяжелой
индустрии.
Понятие «инвестиции» используется как в широком,
так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и
сущность очень сложно. В разных разделах экономической науки, а также применительно
к различным направлениям практической деятельности в него вкладывается разный
смысл, исходя из особенностей сферы и объектов приложения.
Дословно в переводе с латинского слово «invest» обозначает «вкладывать».
Содержание понятия «инвестиции» в Законе
Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» определяется как «материальные
и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и
иной деятельности»[2].
Рассматривая сущность этой категории, следует
отметить, что в современной литературе очень часто встречается отождествление
ее с понятием «капитальные вложения». В этих случаях инвестиции определяются
как вложения средств в воспроизводство основных фондов, однако это не совсем
корректно, так как вложения делаются и в оборотные активы, и в отдельные виды
нематериальных активов, и в различные финансовые инструменты.
На макроэкономическом уровне под инвестициями
понимают часть затрат, направленных на воспроизводство средств производства,
прирост жилого фонда, товарных запасов и т. п., то есть не потребленную в
текущем периоде часть валового внутреннего продукта, направленную на прирост
капитала.
На макроуровне и в теории производства под
инвестициями имеют в виду процесс организации воспроизводства нового
капитала, в том числе средств производства и интеллектуального потенциала.
В теории финансов инвестиции связываются с
приобретением реальных или финансовых активов, то есть по существу это
современные затраты с целью получения доходов в будущем. Другими словами, это
обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную будущую
стоимость[3].
В экономике в целом инвестиции трактуются как процесс накопления капитала. В
последнем определении в качестве основного критерия отражаются будущие интересы
и связанные с ними риски.
Инвестиции дифференцируются на базе самых
различных признаков: выделяют чистые, связанные с необходимостью
увеличения основного капитала, и валовые, обусловленные
необходимостью возмещения износа основных фондов. Инвестиции выделяются по
объектам приложения. Этими объектами могут быть: имущество, финансовые инструменты,
нематериальные ценности. По направлению действия инвестиций можно выделить:
замену, расширение, рационализацию, обновление состава фондов и т. п. С
точки зрения целей и связанных с ними рисков бывают инвестиции: венчурные
(рисковые) прямые, портфельные и аннуитет. Формой венчурного
капитала является выпуск новых акций, производимых в новых сферах деятельности,
связанных с большим риском. Рисковый капитал включает в себя различные формы:
ссудный, акционерный, предпринимательский.
Прямые инвестиции
представляют собой вложения в уставный капитал экономического субъекта с
целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным
хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции представляют собой совокупность
собранных воедино различных ценностей, служащих для достижения инвестором
конкретной цели. Аннуитет – инвестиции, приносящие инвестору
определенный доход через регулярные промежутки времени.
С точки зрения субъектов инвестирования
различают частные инвестиции, осуществляемые за счет собственного
частного капитала, займов (включая облигационные), а также привлеченного
капитала; и государственные инвестиции, реализуемые за счет бюджетных
ассигнований, долгосрочных ссуд и других привлеченных ресурсов. В зависимости
от отношения к коммерческому риску всех субъектов, производящих какие-либо
вложения, можно подразделить на инвесторов, предпринимателей, спекулянтов и
игроков. Инвестор, вкладывая капитал, заинтересован в предельной минимизации
риска, предприниматель - учитывает возможность риска, спекулянт - готов идти
на определенный, заранее рассчитанный риск, игрок - готов идти на любой риск.
Если рассматривать инвестиции в свете категории
стоимости, то можно сказать, что на уровне предприятий они направлены на
увеличение стоимости имущества собственника, а на уровне акционерных обществ -
на увеличение стоимости доли в акционерной собственности. Иначе говоря, в любом
случае целью инвестиций является капитализация стоимости и осуществление
накоплений.
Однако в отличие от различных форм капитала
(ссудного, акционерного, предпринимательского) инвестиции направлены на минимизацию
риска потерь, хотя и связываются с определенными рисками.
Таким образом, инвестиции представляют собой
связывание капитала в определенный процесс на определенное время с целью сохранения
его настоящей стоимости или приумножения ее в будущем. Инвестиции - это, по
сути, отказ от современного потребления с целью накопления в счет будущих
потреблении.
Экономисты подразделяют инвестиции на:
• реальные (капиталообразующие) прямые;
• портфельные;
• финансовые;
• интеллектуальные нематериальные[4],
В Законе «Об инвестиционной деятельности»
инвестиции дифференцированы по объекту назначения. Соответственно выделяются:
• капитальные (в реальные активы);
• инновационные - (на разработку и освоение
нового поколения техники и новых технологий);
• социальные (в развитие человеческого
потенциала, навыков, производственного опыта, в иные формы нематериальных
благ).
Инвестиционные решения, принимаемые на
микроуровне, как правило, относительно автономны. Эти решения различны по
мотивам, масштабам и целям и приводят к соответствующим финансовым
последствиям, которые, как правило, просчитываются, прогнозируются и служат
критерием выбора. С точки зрения выбора сферы деятельности ее финансовой
политики для финансиста и инвестора важно располагать информацией о степени
воздействия макроэкономического цикла на положение дел в устойчивых,
циклических и растущих отраслях[5].
Эта информация необходима для принятия решений в области инвестиционной
политики на уровне предприятия, т. к., выбирая ту или иную инвестиционную
политику, оно реализует свои возможности в прогнозировании долгосрочных
тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Вложение средств в производство, в ценные бумаги
и т. п. целесообразно, если:
• чистая прибыль от данного вложения превысит
чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;
• рентабельность инвестиций будет выше уровня
инфляции;
• рентабельность данного проекта с учетом
временной стоимости денег будет выше рентабельности альтернативных проектов;
• рентабельность активов предприятия после осуществления
проекта увеличится (или, по крайней мере, не уменьшится) и в любом случае превысит
среднюю расчетную ставку по заемным средствам;
• рассматриваемый проект соответствует
генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования
рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат,
наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения стабильных, но
скромных, либо, наоборот, концентрированных, но оттянутых во времени
поступлений и т. п.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря
на наличие подобных общих принципов, определение главных для того или иного
хозяйствующего субъекта критериев выбора инвестиционной политики всегда
весьма субъективно и зависит от преследуемых на данном конкретном этапе
стратегических финансовых целей.
Однако при любой степени субъективности
финансовый менеджер, принимая решение, должен учитывать временную стоимость
денег, рискованность проекта и его привлекательность по сравнению с альтернативными
возможностями вложения средств в плане максимизации доходов и увеличения
имущества при приемлемой степени риска.
Таким образом, принятие решений об инвестициях
основывается на анализе соотношения ожидаемой доходности и риска. Поэтому,
определяя сущность инвестиций, на наш взгляд, всегда следует помнить о том, что
они связаны с различного рода рисками и ожидаемыми доходами.
Способность денег приносить доход зависит от
источников их поступления и направлений их применения, то есть от того,
откуда деньги приходят и во что они инвестируются. Следовательно,
прослеживается неразрывная связь между надежностью источников капитала и правильностью
инвестирования средств. По этим признакам инвестиции отличаются от других
вложений.
В популярнейшем учебнике «Инвестиции», одним из
авторов которого является лауреат Нобелевской премии по экономике (1990 год)
У. Ф. Шарп, инвестиции определяются как отказ от определенной ценности в
настоящий момент с целью получения ценности (возможно, неопределенной) в будущем[6]. Смысл термина «инвестирование»
авторы этого пособия трактуют так: «Расстаться с деньгами сегодня ради получения
прибыли в будущем»,- и считают, что инвестировать средства можно либо в
реальные, либо в финансовые активы[7].
То есть, содержание инвестиций состоит в том, что они вовлечены в процесс
движения капитала, точнее, сам процесс движения капитала отражает сущность инвестиций.
Создающийся в этом движении прирост капитала должен быть достаточным для
компенсации инвестору его отказа от использования имеющихся средств на
потребление в настоящее время и вознаграждения его за риск возмещения потерь от
инфляции в будущем.
Из вышесказанного вытекает, что инвестиции -
понятие значительно более емкое, чем «капитальные вложения». Инвестиции
вовлекаются в процессы движения капитала. Они связываются на определенное время
под конкретные активы. Их основная цель - сохранение стоимости капитала или
его приумножение, а их главное отличие от капитала заключается в том, что по
ним прогнозируется риск и определяется норма отдачи.
В первые годы после обретения независимости
инвестиционная активность резко снизилась из-за нестабильной нормативно-правовой
базы, быстрой инфляции, спада производства и жесткой, налоговой политики.
Однако в результате формирования стратегии экономических реформ, создания полноценной
правовой и финансовой системы начиная со второй половины 1995 г. наметилось
заметное возрастание объемов капитальных вложений. В 1999 г. их общий объем
достиг 503215 млрд. сумов, то есть увеличился по сравнению с предыдущим годом в
1,3 раза. Более 2/3 совокупных инвестиций освоено в производственной сфере.
Из них на приобретение оборудования и современных технологий направлено
более 30%. Объем иностранных инвестиций в 1999 г, составил более 23332 млрд.
сумов, хотя их доля по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшилась (на
2,9%).
В общем объеме капитальных вложений увеличивается
удельный вес средств предприятий и организаций. В 1999 г. этот показатель
составил 22,8%. Банковские кредиты возросли с 10% в 1995 г. до 28,6% в 1999
г., а средства населения соответственно с 6,5% до 22,8%.
Хотя проводимая в годы независимости
инвестиционная политика была, прежде всего, нацелена на преодоление имеющихся
структурных диспропорций и решение социальных задач посредством выбора инвестиционных
приоритетов, нерешенных проблем в данной сфере еще немало.
К ним относятся слабое развитие наукоемких
отраслей, низкий технический и технологический уровень производства, сырьевая
направленность экономики, ее слабая восприимчивость к нововведениям.
В то же время воспроизводственные пропорции
капитальных вложений недостаточно благоприятствуют изменению ситуации. Так, из
общего объема освоенных в 1999 г. инвестиций 62% были направлены на новое
строительство и расширение, тогда как на техническое перевооружение, реконструкцию
и поддержание действующих мощностей - 38%, что явно недостаточно.
Нерациональной представляется и территориальная
концентрация капитальных вложений. Из общего объема освоенных в 1999 г.
инвестиций более 58% приходится на г. Ташкент и Ташкентскую область, в то
время как на развитие хозяйства других административно-территориальных единиц
республики направлено крайне мало: на Каракалпакстан, Кашкадарьинскую и
Джизакскую области приходится соответственно 1,8%, 1,8% и 1,7%. Удельный вес
других областей - от 2,4% до 5,6%. И при таких явно недостаточных объемах не во
всех областях четко определены приоритеты развития экономики с учетом специфики
и освоенности территории и роль отдельных регионов в решении хозяйственных
задач.
В целях выравнивания социально-экономического
развития отдельных районов в плане освоения занятости и доходов на душу
населения, видимо, целесообразно пересмотреть сложившуюся практику
территориального распределения инвестиционных ресурсов.
В современных условиях инвестиционная политика
должна быть нацелена на интенсивное воспроизводство, предполагающее создание
условий для рационального обновления, действующего производственного аппарата
на основе внедрения наиболее прогрессивных видов техники и технологий,
современных методов организации и управления. В промышленности страны ведущее
место должны занять наукоемкие отрасли, конкурентоспособные, высокотехнологичные
и экологически чистые производства. В настоящее время при сложившемся соотношении
затрат (58%; 32%) на строительно-монтажные работы и на приобретение оборудования
решение данного вопроса представляется весьма затруднительным. Только при
резком увеличении доли инвестиций, вложенных в приобретение оборудования,
станут возможными существенные положительные сдвиги в техническом уровне производства,
а значит, и улучшение качественных характеристик выпускаемой продукции.
В этих условиях требуется заметная активизация
инвестиционного процесса, от успешного осуществления которого во многом
зависит действенность создаваемого экономического механизма и особенно
наращивание производственного потенциала республики.
В свою очередь, повышение инвестиционной
активности и ускорение структурной перестройки экономики всецело зависит от
объемов и сроков накопления инвестиционных ресурсов, формируемых на основе
разумной бюджетной, налоговой, амортизационной и кредитной политики. Кроме того,
следует шире привлекать нетрадиционные источники финансирования, среди которых
иностранные инвестиции, валютные займы и кредиты, использование лизинга и франчайзинга.[8]
Углубление экономических реформ, проводимых в
республике, ставит целый ряд экономических, правовых и методологических
проблем, связанных с анализом и оценкой эффективности долгосрочных вложений.
В Узбекистане становление новых экономических
отношений происходит в условиях формирования новой нормативно-правовой базы,
еще недостаточно подкрепленной методически.
В новых условиях хозяйствования требуется такая
методика, в которой учитывались бы социально-экономические, территориальные и
природно-климатические особенности Узбекистана, международная практика и разработки
стран СНГ. Кроме того, она должна реагировать на изменения в сметной стоимости
строительства объектов, вызванные различиями в природно-климатических условиях
республики.
В настоящее время потенциальные инвесторы,
особенно иностранные, хотя и располагают методическим инструментарием для
проведения укрупненных оценок, но не имеют достаточной информационной базы,
отражающей природно-климатические и региональные особенности республики, что
чревато существенными просчетами и ошибками.
При разработке методологии и методики
определения эффективности как внешних, так и внутренних инвестиций следует
планировать получение от капитальных вложений не только разовой выгоды, но и
достижение так называемого «цепного эффекта». Это означает, что продукция
конкретного - предприятия или цеха, сооруженного в результате привлечения
инвестиций, должна давать эффект не только в данной отрасли, т. е. в первом
круге использования, но и во всех сферах народного хозяйства, с ним связанных,
при этом вынуждая их внедрять новую технику и прогрессивную технологию, а
также самые новые достижения науки и техники, повышая в целом эффективность
производства, способствуя тем самым решению социально-экономических задач.
Усиление общественного эффекта инвестиций
представляет собой сложную и многогранную социально-экономическую проблему.
Она охватывает все аспекты экономики; ее сущность может быть определена как
достижение максимальных результатов при наименьших затратах труда, материальных
и денежных средств. В конечном итоге повышение общественного эффекта должно
обеспечивать возрастание национального дохода и, как следствие, повышение
жизненного уровня населения Узбекистана.
Если величина капитальных вложений зависит от
роста национального дохода и его доли накопления, то величина физического
объема национального дохода в свою очередь определяется тем, насколько эффективно
используются капитальные вложения и создаваемые благодаря им основные
производственные фонды.
Следует особо подчеркнуть роль изучения
фактической эффективности капитальных вложений. Анализ отчетных материалов
министерств, ведомств, проектных и научно-исследовательских институтов,
строительных организаций не только позволяет выявить экономические результаты
уже авансированных из фонда накопления средств и, частично, амортизационных
отчислений, но и разработать кардинальные меры по повышению эффективности как
иностранных, так и внутренних инвестиций и критически оценить теоретические
концепции, выдвинутые в годы советской власти.
Для этого необходимы тщательный анализ данных
отчетов об осуществленных и подлежащих осуществлению капитальных вложениях,
оценка правильности их направления, выявление недостатков и определение
путей их исправления. Такой анализ конкретного материала, несомненно, явится
наиболее надежным источником дальнейшего совершенствования методов определения
эффективности вложений; попытки улучшения этих методов вне анализа фактических
данных неизбежно оказываются бесплодными и обреченными на провал. При
освоении иностранных и внутренних инвестиций необходимо добиваться того,
чтобы экономическая результативность, заложенная еще на стадии проектирования,
распространялась на сферу строительного производства и в течение длительного
периода сказывалась на эксплуатационных показателях предприятий[9].
От качества организации проектно-сметного дела в
значительной степени зависит эффективность не только подлежащих освоению, но
и уже освоенных в строительном производстве иностранных и внутренних инвестиций,
а также технико-экономические показатели действующих и проектируемых
предприятий.
Проектирование заводов, фабрик и других производственных
и непроизводственных объектов, являясь начальным этапом воспроизводства основных
фондов, имеет исключительное значение. Идеи, заложенные в проектах строительных
объектов, приобретают в сфере строительного производства и эксплуатации его
продукции форму материальных ценностей.
Недооценка проектирования как звена,
соединяющего науку с производством, в конечном итоге заметно снижает его
качество. Высокое качество проекта обеспечивается такими инженерными и экономическими
решениями, которые связывают в единое целое новейшие достижения науки, техники
и практический опыт. Эти решения должны безусловно гарантировать технико-экономическую
эффективность создаваемого производства, значительное повышение
производительности труда, разумное размещение предприятия на территории
республики, решение проблем социального характера. Степень эффективности
проектных решений в значительной степени зависит и от организации системы информации.
В проводимой министерствами, ведомствами и научными
организациями инновационной политике ощущается явная недооценка технологической
модели связи науки с производством, в соответствии с которой обязательным
связующим звеном между ними выступает проектирование. Зачастую этот факт игнорируется
и предпринимаются попытки внедрить результаты исследований непосредственно в
производство, что в принципе невозможно без соответствующей их доработки в
сфере проектирования. В практике реализации инновационных достижений необходимо
опираться на опыт таких выдающихся ученых Узбекистана, как академики X. А.
Абдуллаев, А. С. Садыков, которые при внедрении научных достижений всегда
учитывали значимость процесса проектирования.
Прекрасные климатические условия Узбекистана в сочетании
с его огромными минерально-сырьевыми и трудовыми ресурсами являются важным
фактором повышения эффективности капитальных вложений. Однако если влияние
природных ресурсов и форм организации производства на эффективность капитальных
вложений традиционно учитывается в экономических расчетах, то климатическому
фактору пока не уделяется должного внимания ни в научных исследованиях, ни в
практике проектирования и строительства. До сих пор не разработана методика
измерения эффекта, получаемого при проектировании и строительстве за счет
рационального использования климатического фактора (в конкретных условиях
каждой области республики).
Мягкий климат Узбекистана и других стран Средней
Азии позволяет широко применять облегченные конструкции (например,
асбоцементные волнистые листы) для ограждений, монтировать некоторые виды
машин и механизмов на открытых и полуоткрытых площадках, размещать транспортные
ленты на открытых эстакадах, что значительно сокращает затраты не только при
строительстве, но и при эксплуатации предприятий.
Перечисленные возможности резко увеличивают долю
средств, направляемых на закупку дополнительного оборудования, что, в свою
очередь, улучшает материально-вещественную структуру инвестиций, т. е. повышает
техническую вооруженность труда, являющуюся синтетическим показателем
инновационного процесса. Однако среди климатических факторов имеются и отрицательные.
Это, прежде всего сейсмичность ряда территорий и просадочность грунтов: они
нередко приводят к удорожанию сметной стоимости строительства.
Предварительные расчеты показывают, что 1,5%
территории республики относится к районам с сейсмичностью в 9 баллов, 3,7% - 8
баллов, 23,3% - 7 баллов, 34,6% - 6 баллов и 37% - к несейсмичным.
Просадочные грунты распространены весьма незначительно:
из 44991,4 тыс. га территории республики только 1460 тыс. га (около 3,1%) имеют
просадочные грунты.
С учетом всех названных условий и в целях
улучшения территориального размещения производительных сил необходимо разработать
новые варианты типовых проектов для средних и малых предприятий, которые
смогут инвестироваться как внутренними, так и внешними инвесторами. В этих
проектах должен быть указан (в зависимости от выбора варианта размещения)
экономический эффект за счет правильного использования природно-климатического
своеобразия района строительства.
Такие проекты должны разрабатываться в каждом
министерстве, ведомстве, городском, областном хокимиятах. Это значительно
повысит инвестиционную привлекательность подобных проектов не только для иностранных,
но и для отечественных инвесторов и создаст предпосылки для реального
увеличения средств, вкладываемых в народное хозяйство республики[10].
Инвестиции и инновации являются довольно тесно смыкающимися
структурными элементами рынка, следовательно, любая инвестиционная тактика,
которую осуществляет то или иное предприятие, будет определенным образом связана
с инновационной деятельностью.
В данном контексте надо иметь в виду еще одно весьма
важное обстоятельство: выход на передовые позиции экономического развития в
начале XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую революцию, а та, в
свою очередь, - инновационно-инвестиционный бум, который будет направлен на
обновление основного капитала на принципиально новой конкурентной основе.
Следовательно, капиталовложения без инноваций невозможны, поскольку не имеет
смысла воспроизводить устаревшие в техническом и технологическом отношении
производства. Однако инноваций без капиталовложений не существует. Уже
сегодня стало реальностью формирование тесно взаимосвязанных инвестиционного и
инновационного рынков, что помогает ресурсному обеспечению насущных видов
инновационной деятельности.
В связи с трудностями переходного периода
государственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на
долгосрочное инновационно-техническое перевооружение действующих производств.
Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на самих
собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня,
прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания производственным
инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближайших
интересов.
Чтобы кардинально изменить ситуацию, товаропроизводители
и собственники капиталов должны наряду с детальным изучением рыночной конъюнктуры,
изысканием внутренних резервов для снижения себестоимости продукции
разрабатывать собственную инновационно-инвестиционную программу с конкретными
предложениями, адресованными как потенциальным иностранным инвесторам, так и
отечественным кредитно-инвестиционным институтам.
Безусловно, большой экономический интерес для
развития инновационного процесса представляют зарубежные инвестиции, привлечению
которых может способствовать предоставление относительно дешевой, но квалифицированной
рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо
усилить реальные гарантии сохранности и возврата иностранных кредитов и
инвестиций, которые будут обеспечиваться отечественными страховыми
организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального
обеспечения зарубежных кредитов и инвестиций, видимо, целесообразно
использовать республиканские авуары в заграничных банках, а также вкладывать
валюту в совместное производство за рубежом.
Подводя итог сказанному, можно сделать
однозначный вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая
углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации
и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные
преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны
с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более
усилится при вступлении нашей независимой страны в XXI век[11].
В осуществлении
структурных преобразований экономики Узбекистана иностранные инвестиции играют
чрезвычайно важную роль, поскольку производительные силы республики нуждаются
в крупных капиталовложениях для модернизации и реконструкции, а внутренние
источники финансирования инвестиций недостаточны. Поэтому привлечение в
широких масштабах иностранных инвестиций преследует стратегические цели и является
одним из важнейших направлений проводимой государственной политики[12].
Основная задача государства заключается в
создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все
необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:
Ø
сформированную законодательную базу, определяющую
правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и
конкуренции;
Ø
созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного
процесса;
Ø
политическую стабильность;
Ø
выгодное географическое положение;
Ø
богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также
потенциал развития агропромышленного сектора;
Ø
квалифицированные трудовые ресурсы;
Ø
достаточно емкий рынок сбыта.
Важным фактором инвестиционного климата является
система финансово-экономических стимулов и льгот для иностранных инвесторов,
которая сориентирована на увеличение прямых иностранных инвестиций в производственную
сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным
потенциалом.
Общий объем прямых иностранных инвестиций и
иностранных кредитов возрос в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 24%, составив
$986,8 млн. Однако за тот же период приток прямых иностранных инвестиций
уменьшился на 37%, составив $188 млн. Доля иностранных инвестиций в общем
объеме инвестиций снизилась с 7,6% до 4,6%[13].
В первом полугодии 2000 г. продолжилось снижение притока иностранных
инвестиций. Так, их объем в сумовом выражении (7,6 млрд. сумов) уменьшился по
сравнению с тем же периодом прошлого года в 3,5 раза. В то же время сумма полученных
кредитов возросла в 1,5 раза[14].
В 1999 г. был отмечен наибольший приток иностранных
инвестиций в энергетическую отрасль (газ - 30%), транспорт (13%) и сельское
хозяйство (12%) (диаграмма 1). В первом полугодии 2000 г. иностранные
инвестиции активно привлекались в переработку нефти, химическую отрасль и
транспорт. Совокупная доля этих отраслей в общем объеме составила более 54%.
Что касается территориального распределения, то
по объемам привлеченных иностранных инвестиций выделяются Ташкентский (40%) и
ферганский (26%) регионы (диаграмма 2).
Особо крупные проекты в республике реализуются
при государственном мониторинге. При отборе таких проектов предпочтение
отдается объектам межотраслевого значения, высокотехнологичным и наукоемким
производствам, а также взаимосвязанным технологически производствам.
В результате реализации государственной
инвестиционной политики в 2000 году начались пусконаладочные работы на
Шуртанском газохимическом комплексе, завершено строительство предприятия по производству
целлюлозы на ферганском заводе фурановых соединений, расширена первая очередь
Кызылкумского фосфоритного комбината.
В прошедшем году введены в эксплуатацию такие
совместные предприятия, как "Хобас-ТАПО" по производству неметаллических
труб мощностью 270 км в год, "Узсматана-Сантехника" по производству
счетчиков для горячей и холодной воды мощностью 750 тыс. штук в год, цех по
производству полиэтиленовых труб мощностью 468 т в год в Самаркандской области,
производство универсального фос-форноазотнокислого удобрения мощностью 4,4 т в
час в Ташкентской области, производство пищевого спирта мощностью 915 тыс. дал
в год в Ферганской области, производство по переработке 600 тыс. штук овчин в
год в Ташкентской области, СП "Олтин Дери" по производству 45 тыс.
штук кожаных изделий в Андижанской области, СП "Ишк" по производству
2 млн. штук ученических тетрадей в г. Ташкенте, завод по выпуску 390 млн. штук
таблеток и 6,6 млн. ампул инфузионных растворов в год в г. Ташкенте и ряд других
объектов.
Страницы: 1, 2
|