бесплатные рефераты

Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан

Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан

Узбекское Агентство Почты и Телекоммуникаций

Ташкентский Электротехнический Институт Связи

 

 

 

Кафедра Менеджмента и Маркетинга

 

 





КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ

ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»








Проверил : Журавлева О. И.

Выполнил: студент группы Э-25

Батиров Ахмад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАШКЕНТ - 2001

Содержание


1. ВВЕДЕНИЕ.. 2

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4

2.1 Понятие и сущность инвестиций. 4

2.1.1 К проблеме определения термина. 4

2.1.2 Виды инвестиций. 5

2.1.3 Инвестиции и капитал. 6

2.1.4 Когда инвестирование имеет смысл. 7

2.1.5 В чем суть категории «инвестиции». 8

2.2 Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане. 10

2.2.1 Проблемы инвестиционной политики. 10

2.2.2 Методы определения эффективности инвестиций. 12

2.2.3 Повышение качества проектно-сметного дела. 14

2.2.4 Инвестиции и инновации. 17

2.3 Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. 18

2.3.1 Иностранные инвестиции: общая оценка. 19

2.3.2 Стратегия привлечения. 21

2.3.3 Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций. 23

2.3.4 Предприятия с иностранными инвестициями. 27

2.3.5 Инвестиционная программа – 2001. 30

3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 33

3.1 Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA». 33

3.2 Анализ процесса привлечения инвестиций. 35

4. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ.. 38

4.1 Практические предложения. 38

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 40

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 42

7. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43


ВВЕДЕНИЕ

«...следует создать еще более благо­приятные законодательные условия, гарантии и экономические стимулы для широкого привлече­ния иностранных инвестиций в экономику стра­ны, прежде всего прямых инвестиций. Необхо­димо добиваться, чтобы иностранные инвести­ции активно участвовали в структурных преоб­разованиях нашей экономики, ускорении техни­ческого перевооружения и модернизации произ­водства»[1].

Сегодня стало очевидно, что необходимым условием устойчивого развития республики является высокая инвестиционная активность, которая достигается за счет привлечения и эффективного использования  внутренних и внешних ресурсов.

Дальнейшая либерализация экономики, расширение экономических свобод хозяйствующих субъектов и масштабов частной собственности во всех сферах народного хозяйства, укрепление международных экономических связей стимулируют успешное осуществление работ по привлечению и использованию иностранных инвестиций.

За годы независимости (1991-2000гг) общий объем иностранных капиталовложений в экономику республики превысил $10 млрд. Опыт показывает, что иностранные инвестиции, соединяясь с национальными природными производственными и трудовыми ресурсами, создают высокий совокупный эффект при внедрении прогрессивных технологий, современных методов управления и организации производства, более активном вовлечении в хозяйственный оборот местных, зачастую ранее неиспользованных богатств. Иностранные инвесторы не только вкладывают свои средства в национальные предприятия, реконструируют и технически перевооружают их, но и открывают доступ к мировым рынкам сбыта, что улучшает адаптацию хозяйствующих субъектов к цивилизованным рыночным отношениям, помогая поднять их производственную и финансово-хозяйственную деятельность до соответствующих мировых стандартов. Поэтому стимулирование иностранных инвестиций, повышение эффективности их использования обуславливают их необходимость сохранить и улучшить благоприятные условия и преференциальный рынок в республике.

Мировой опыт достаточно убедительно показывает, что привлечение и использование иностранных инвестиций способствует развитию экономики и служит мощным стимулом социально-экономических реформ.

Мысль о том, что инвестиции являются двига­телем экономики, обеспечивающим ее движение вперед, - это аксиома любой экономической те­ории. Каждое государство должно прилагать уси­лия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью раз­рабатывается и реализуется определенная инве­стиционная политика, формируется соответству­ющий инвестиционный климат. Экономические реформы, последовательно осуществляемые в независимом Узбекистане, предполагают дости­жение рациональных отраслевых, воспроизвод­ственных и территориальных пропорций, разви­тие интеграционных процессов, обеспечение эко­номического роста и др. Решение всей совокуп­ности указанных проблем тесно связано с про­ведением соответствующей инвестиционной по­литики, формированием действенной системы регулирования и поддержки инвестиционных про­цессов.

Целью данной курсовой работы является определение сути категории «инвестиции», существующих проблем, а также стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику республики Узбекистан на примере Общества с ограниченной ответственностью «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA».

         ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» - бывший Государственный Проектный Институт «Узтяжпромэлектропроект», существует как самостоятельная проектная организация с 1951 года и является старейшей в Средней Азии специализированной организацией по проектированию и наладке электрооборудования промышленных предприятий, преимущественно тяжелой индустрии.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Понятие и сущность инвестиций

К проблеме определения термина

Понятие «инвестиции» использу­ется как в широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно опре­делить его содержание и сущность очень сложно. В разных разделах эко­номической науки, а также примени­тельно к различным направлениям прак­тической деятельности в него вклады­вается разный смысл, исходя из особен­ностей сферы и объектов приложения.

Дословно в переводе с латинс­кого слово «invest» обозначает «вкла­дывать».

Содержание понятия «инвести­ции» в Законе Республики Узбекис­тан «Об инвестиционной деятельнос­ти» определяется как «материаль­ные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности»[2].

Рассматривая сущность этой ка­тегории, следует отметить, что в со­временной литературе очень часто встречается отождествление ее с по­нятием «капитальные вложения». В этих случаях инвестиции определя­ются как вложения средств в вос­производство основных фондов, од­нако это не совсем корректно, так как вложения делаются и в оборот­ные активы, и в отдельные виды нематериальных активов, и в различ­ные финансовые инструменты.

На макроэкономическом уровне под инвестициями понимают часть затрат, направленных на воспроиз­водство средств производства, при­рост жилого фонда, товарных запа­сов и т. п., то есть не потребленную в текущем периоде часть валового внутреннего продукта, направленную на прирост капитала.

На макроуровне и в теории производства под инвестициями име­ют в виду процесс организации вос­производства нового капитала, в том числе средств производства и интел­лектуального потенциала.

В теории финансов инвестиции связываются с приобретением реаль­ных или финансовых активов, то есть по существу это современные затра­ты с целью получения доходов в будущем. Другими словами, это обмен определенной сегодняшней стоимос­ти на, возможно, неопределенную будущую стоимость[3]. В экономике в целом инвестиции трактуются как про­цесс накопления капитала. В после­днем определении в качестве основно­го критерия отражаются будущие ин­тересы и связанные с ними риски.

Виды инвестиций

Инвестиции дифференцируются на базе самых различных признаков: выделяют чистые, связанные с не­обходимостью увеличения основно­го капитала, и валовые, обусловлен­ные необходимостью возмещения из­носа основных фондов. Инвестиции выделяются по объектам приложения. Этими объектами могут быть: иму­щество, финансовые инструмен­ты, нематериальные ценности. По направлению действия инвести­ций можно выделить: замену, рас­ширение, рационализацию, обновление состава фондов и т. п. С точки зрения целей и связанных с ними рисков бывают инвестиции: венчурные (рисковые) прямые, портфельные и аннуитет. Фор­мой венчурного капитала является выпуск новых акций, производимых в новых сферах деятельности, свя­занных с большим риском. Рисковый капитал включает в себя различные формы: ссудный, акционерный, пред­принимательский.

Прямые инвестиции пред­ставляют собой вложения в уставный капитал экономического субъек­та с целью извлечения дохода и по­лучения прав на участие в управ­лении данным хозяйствующим субъек­том. Портфельные инвестиции представляют собой совокупность со­бранных воедино различных ценно­стей, служащих для достижения ин­вестором конкретной цели. Аннуитет – инвестиции, приносящие инвестору определенный доход через регуляр­ные промежутки времени.

С точки зрения субъектов ин­вестирования различают частные инвестиции, осуществляемые за счет собственного частного капитала, займов (включая облигационные), а также привлеченного капитала; и го­сударственные инвестиции, реа­лизуемые за счет бюджетных ассиг­нований, долгосрочных ссуд и дру­гих привлеченных ресурсов. В зави­симости от отношения к коммерческому риску всех субъектов, произво­дящих какие-либо вложения, можно подразделить на инвесторов, предпри­нимателей, спекулянтов и игроков. Инвестор, вкладывая капитал, заинтересован в предельной минимизации риска, предприниматель - учитывает возможность риска, спекулянт - го­тов идти на определенный, заранее рассчитанный риск, игрок - готов идти на любой риск.

Инвестиции и капитал

Если рассматривать инвестиции в свете категории стоимости, то мож­но сказать, что на уровне предприя­тий они направлены на увеличение стоимости имущества собственника, а на уровне акционерных обществ - на увеличение стоимости доли в акционерной собственности. Иначе говоря, в любом случае целью инвестиций является капитализация стоимости и осуществление накоплений.

Однако в отличие от различ­ных форм капитала (ссудного, акци­онерного, предпринимательского) инвестиции направлены на миними­зацию риска потерь, хотя и связыва­ются с определенными рисками.

Таким образом, инвестиции представляют собой связывание ка­питала в определенный процесс на определенное время с целью сохра­нения его настоящей стоимости или приумножения ее в будущем. Инве­стиции - это, по сути, отказ от совре­менного потребления с целью накоп­ления в счет будущих потреблении.

Экономисты подразделяют ин­вестиции на:

• реальные (капиталообразующие) прямые;

• портфельные;

• финансовые;

• интеллектуальные нематериальные[4],

В Законе «Об инвестиционной деятельности» инвестиции дифферен­цированы по объекту назначения. Соответственно выделяются:

• капитальные (в реальные ак­тивы);

• инновационные - (на разработ­ку и освоение нового поколения тех­ники и новых технологий);

• социальные (в развитие че­ловеческого потенциала, навыков, производственного опыта, в иные формы нематериальных благ).

Инвестиционные решения, при­нимаемые на микроуровне, как прави­ло, относительно автономны. Эти ре­шения различны по мотивам, масшта­бам и целям и приводят к соответству­ющим финансовым последствиям, кото­рые, как правило, просчитываются, прогнозируются и служат критерием выбора. С точки зрения выбора сферы деятельности ее финансовой политики для финансиста и инвестора важно рас­полагать информацией о степени воз­действия макроэкономического цикла на положение дел в устойчивых, циклических и растущих отрас­лях[5]. Эта информация необходима для принятия решений в области инвестиционной политики на уровне предпри­ятия, т. к., выбирая ту или иную ин­вестиционную политику, оно реализует свои возможности в прогнозировании долгосрочных тенденций экономичес­кого развития и адаптации к ним.

Когда инвестирование имеет смысл

Вложение средств в производ­ство, в ценные бумаги и т. п. целе­сообразно, если:

• чистая прибыль от данного вложения превысит чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;

• рентабельность инвестиций будет выше уровня инфляции;

• рентабельность данного про­екта с учетом временной стоимости денег будет выше рентабельности альтернативных проектов;

• рентабельность активов пред­приятия после осуществления проек­та увеличится (или, по крайней мере, не уменьшится) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам;

• рассматриваемый проект соот­ветствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования рациональной ассорти­ментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения стабильных, но скромных, либо, наоборот, кон­центрированных, но оттянутых во времени поступлений и т. п.

Вместе с тем следует подчерк­нуть, что, несмотря на наличие подоб­ных общих принципов, определение главных для того или иного хозяй­ствующего субъекта критериев выбо­ра инвестиционной политики всегда весьма субъективно и зависит от пре­следуемых на данном конкретном этапе стратегических финансовых целей.

Однако при любой степени субъективности финансовый менед­жер, принимая решение, должен учи­тывать временную стоимость денег, рискованность проекта и его привле­кательность по сравнению с альтер­нативными возможностями вложения средств в плане максимизации дохо­дов и увеличения имущества при приемлемой степени риска.

В чем суть категории «инвестиции»

Таким образом, принятие реше­ний об инвестициях основывается на анализе соотношения ожидаемой до­ходности и риска. Поэтому, определяя сущность инвестиций, на наш взгляд, всегда следует помнить о том, что они связаны с различного рода рисками и ожидаемыми доходами.

Способность денег приносить доход зависит от источников их по­ступления и направлений их приме­нения, то есть от того, откуда день­ги приходят и во что они инвестиру­ются. Следовательно, прослеживает­ся неразрывная связь между надеж­ностью источников капитала и пра­вильностью инвестирования средств. По этим признакам инвестиции отли­чаются от других вложений.

В популярнейшем учебнике «Инвестиции», одним из авторов ко­торого является лауреат Нобелевс­кой премии по экономике (1990 год) У. Ф. Шарп, инвестиции определяют­ся как отказ от определенной ценно­сти в настоящий момент с целью получения ценности (возможно, нео­пределенной) в будущем[6]. Смысл термина «инвестирование» авторы этого пособия трактуют так: «Рас­статься с деньгами сегодня ради по­лучения прибыли в будущем»,- и считают, что инвестировать средства можно либо в реальные, либо в фи­нансовые активы[7]. То есть, содержа­ние инвестиций состоит в том, что они вовлечены в процесс движения капитала, точнее, сам процесс движе­ния капитала отражает сущность ин­вестиций. Создающийся в этом дви­жении прирост капитала должен быть достаточным для компенсации инве­стору его отказа от использования имеющихся средств на потребление в настоящее время и вознаграждения его за риск возмещения потерь от ин­фляции в будущем.

Из вышесказанного вытекает, что инвестиции - понятие значительно более емкое, чем «капитальные вло­жения». Инвестиции вовлекаются в процессы движения капитала. Они связываются на определенное время под конкретные активы. Их основная цель - сохранение стоимости капита­ла или его приумножение, а их глав­ное отличие от капитала заключается в том, что по ним прогнозируется риск и определяется норма отдачи.

Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане

Проблемы инвестиционной политики

В первые годы после обре­тения независимости инвести­ционная активность резко сни­зилась из-за нестабильной нор­мативно-правовой базы, быст­рой инфляции, спада производ­ства и жесткой, налоговой по­литики. Однако в результате формирования стратегии эко­номических реформ, создания полноценной правовой и фи­нансовой системы начиная со второй половины 1995 г. наме­тилось заметное возрастание объемов капитальных вложе­ний. В 1999 г. их общий объем достиг 503215 млрд. сумов, то есть увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,3 раза. Более 2/3 совокупных ин­вестиций освоено в производ­ственной сфере. Из них на при­обретение оборудования и со­временных технологий направ­лено более 30%. Объем иност­ранных инвестиций в 1999 г, составил более 23332 млрд. сумов, хотя их доля по сравне­нию с предыдущим годом не­сколько уменьшилась (на 2,9%).

В общем объеме капитальных вложений увеличивается удель­ный вес средств предприятий и организаций. В 1999 г. этот по­казатель составил 22,8%. Банков­ские кредиты возросли с 10% в 1995 г. до 28,6% в 1999 г., а сред­ства населения соответствен­но с 6,5% до 22,8%.

Хотя проводимая в годы не­зависимости инвестиционная политика была, прежде всего, нацелена на преодоление име­ющихся структурных диспро­порций и решение социальных задач посредством выбора ин­вестиционных приоритетов, нерешенных проблем в данной сфере еще немало.

К ним относятся слабое раз­витие наукоемких отраслей, низкий технический и техноло­гический уровень производ­ства, сырьевая направленность экономики, ее слабая воспри­имчивость к нововведениям.

В то же время воспроизвод­ственные пропорции капиталь­ных вложений недостаточно благоприятствуют изменению ситуации. Так, из общего объе­ма освоенных в 1999 г. инвес­тиций 62% были направлены на новое строительство и рас­ширение, тогда как на техни­ческое перевооружение, рекон­струкцию и поддержание дей­ствующих мощностей - 38%, что явно недостаточно.

Нерациональной представ­ляется и территориальная кон­центрация капитальных вложе­ний. Из общего объема осво­енных в 1999 г. инвестиций бо­лее 58% приходится на г. Таш­кент и Ташкентскую область, в то время как на развитие хо­зяйства других административ­но-территориальных единиц республики направлено край­не мало: на Каракалпакстан, Кашкадарьинскую и Джизакскую области приходится соот­ветственно 1,8%, 1,8% и 1,7%. Удельный вес других областей - от 2,4% до 5,6%. И при таких явно недостаточных объемах не во всех областях четко опреде­лены приоритеты развития эко­номики с учетом специфики и освоенности территории и роль отдельных регионов в ре­шении хозяйственных задач.

В целях выравнивания соци­ально-экономического разви­тия отдельных районов в пла­не освоения занятости и до­ходов на душу населения, ви­димо, целесообразно пере­смотреть сложившуюся практи­ку территориального распреде­ления инвестиционных ресур­сов.

В современных условиях инвестиционная политика дол­жна быть нацелена на интен­сивное воспроизводство, пред­полагающее создание условий для рационального обновления, действующего производствен­ного аппарата на основе вне­дрения наиболее прогрессив­ных видов техники и техноло­гий, современных методов организации и управления. В промышленности страны веду­щее место должны занять нау­коемкие отрасли, конкурентос­пособные, высокотехнологич­ные и экологически чистые производства. В настоящее время при сложившемся соот­ношении затрат (58%; 32%) на строительно-монтажные рабо­ты и на приобретение обору­дования решение данного воп­роса представляется весьма затруднительным. Только при резком увеличении доли инве­стиций, вложенных в приобре­тение оборудования, станут возможными существенные положительные сдвиги в тех­ническом уровне производства, а значит, и улучшение каче­ственных характеристик выпус­каемой продукции.

В этих условиях требуется заметная активизация инвести­ционного процесса, от успеш­ного осуществления которого во многом зависит действен­ность создаваемого экономи­ческого механизма и особен­но наращивание производ­ственного потенциала респуб­лики.

В свою очередь, повышение инвестиционной активности и ускорение структурной пере­стройки экономики всецело зависит от объемов и сроков накопления инвестиционных ресурсов, формируемых на ос­нове разумной бюджетной, на­логовой, амортизационной и кредитной политики. Кроме того, следует шире привлекать нетрадиционные источники финансирования, среди кото­рых иностранные инвестиции, валютные займы и кредиты, использование лизинга и франчайзинга.[8]

Методы определения эффективности инвестиций

Углубление экономических реформ, проводимых в респуб­лике, ставит целый ряд экономи­ческих, правовых и методологи­ческих проблем, связанных с ана­лизом и оценкой эффективнос­ти долгосрочных вложений.

В Узбекистане становление новых экономических отноше­ний происходит в условиях формирования новой норма­тивно-правовой базы, еще не­достаточно подкрепленной ме­тодически.

В новых условиях хозяйство­вания требуется такая методи­ка, в которой учитывались бы социально-экономические, тер­риториальные и природно-климатические особенности Узбе­кистана, международная прак­тика и разработки стран СНГ. Кроме того, она должна реаги­ровать на изменения в сметной стоимости строительства объектов, вызванные различи­ями в природно-климатических условиях республики.

В настоящее время потен­циальные инвесторы, особен­но иностранные, хотя и распо­лагают методическим инстру­ментарием для проведения ук­рупненных оценок, но не име­ют достаточной информацион­ной базы, отражающей природно-климатические и регио­нальные особенности респуб­лики, что чревато существен­ными просчетами и ошибка­ми.

При разработке методоло­гии и методики определения эффективности как внешних, так и внутренних инвестиций следует планировать получение от капитальных вложений не только разовой выгоды, но и достижение так называемого «цепного эффекта». Это озна­чает, что продукция конкретно­го - предприятия или цеха, со­оруженного в результате при­влечения инвестиций, должна давать эффект не только в дан­ной отрасли, т. е. в первом кру­ге использования, но и во всех сферах народного хозяйства, с ним связанных, при этом вы­нуждая их внедрять новую тех­нику и прогрессивную техноло­гию, а также самые новые дос­тижения науки и техники, по­вышая в целом эффективность производства, способствуя тем самым решению социально-экономических задач.

Усиление общественного эффекта инвестиций представ­ляет собой сложную и много­гранную социально-экономи­ческую проблему. Она охваты­вает все аспекты экономики; ее сущность может быть опреде­лена как достижение макси­мальных результатов при наи­меньших затратах труда, мате­риальных и денежных средств. В конечном итоге повышение общественного эффекта долж­но обеспечивать возрастание национального дохода и, как следствие, повышение жизнен­ного уровня населения Узбеки­стана.

Если величина капитальных вложений зависит от роста на­ционального дохода и его доли накопления, то величина физи­ческого объема национального дохода в свою очередь опре­деляется тем, насколько эф­фективно используются капи­тальные вложения и создава­емые благодаря им основные производственные фонды.

Следует особо подчеркнуть роль изучения фактической эффективности капитальных вложений. Анализ отчетных ма­териалов министерств, ве­домств, проектных и научно-исследовательских институтов, строительных организаций не только позволяет выявить эко­номические результаты уже авансированных из фонда на­копления средств и, частично, амортизационных отчислений, но и разработать кардиналь­ные меры по повышению эф­фективности как иностранных, так и внутренних инвестиций и критически оценить теорети­ческие концепции, выдвинутые в годы советской власти.

Для этого необходимы тща­тельный анализ данных отчетов об осуществленных и подлежа­щих осуществлению капиталь­ных вложениях, оценка пра­вильности их направления, вы­явление недостатков и опреде­ление путей их исправления. Такой анализ конкретного ма­териала, несомненно, явится наиболее надежным источни­ком дальнейшего совершен­ствования методов определе­ния эффективности вложений; попытки улучшения этих мето­дов вне анализа фактических данных неизбежно оказывают­ся бесплодными и обреченны­ми на провал. При освоении иностранных и внутренних ин­вестиций необходимо доби­ваться того, чтобы экономичес­кая результативность, заложенная еще на стадии проектиро­вания, распространялась на сферу строительного произ­водства и в течение длитель­ного периода сказывалась на эксплуатационных показателях предприятий[9].

Повышение качества проектно-сметного дела

От качества организации проектно-сметного дела в зна­чительной степени зависит эффективность не только под­лежащих освоению, но и уже освоенных в строительном про­изводстве иностранных и внут­ренних инвестиций, а также технико-экономические показа­тели действующих и проекти­руемых предприятий.

Проектирование заводов, фабрик и других производ­ственных и непроизводствен­ных объектов, являясь началь­ным этапом воспроизводства основных фондов, имеет ис­ключительное значение. Идеи, заложенные в проектах строи­тельных объектов, приобрета­ют в сфере строительного про­изводства и эксплуатации его продукции форму материаль­ных ценностей.

Недооценка проектирова­ния как звена, соединяющего науку с производством, в ко­нечном итоге заметно снижает его качество. Высокое качество проекта обеспечивается таки­ми инженерными и экономи­ческими решениями, которые связывают в единое целое но­вейшие достижения науки, техники и практический опыт. Эти решения должны безус­ловно гарантировать технико-экономическую эффективность создаваемого производства, значительное повышение производительности труда, разум­ное размещение предприятия на территории республики, решение проблем социально­го характера. Степень эффек­тивности проектных решений в значительной степени зависит и от организации системы ин­формации.

В проводимой министер­ствами, ведомствами и науч­ными организациями иннова­ционной политике ощущается явная недооценка технологи­ческой модели связи науки с производством, в соответ­ствии с которой обязатель­ным связующим звеном меж­ду ними выступает проектиро­вание. Зачастую этот факт иг­норируется и предпринимают­ся попытки внедрить резуль­таты исследований непосред­ственно в производство, что в принципе невозможно без со­ответствующей их доработки в сфере проектирования. В практике реализации иннова­ционных достижений необхо­димо опираться на опыт таких выдающихся ученых Узбекис­тана, как академики X. А. Абдуллаев, А. С. Садыков, кото­рые при внедрении научных достижений всегда учитывали значимость процесса проекти­рования.

Прекрасные климатические условия Узбекистана в сочета­нии с его огромными мине­рально-сырьевыми и трудовы­ми ресурсами являются важ­ным фактором повышения эф­фективности капитальных вло­жений. Однако если влияние природных ресурсов и форм организации производства на эффективность капитальных вложений традиционно учиты­вается в экономических расче­тах, то климатическому факто­ру пока не уделяется должного внимания ни в научных иссле­дованиях, ни в практике про­ектирования и строительства. До сих пор не разработана ме­тодика измерения эффекта, получаемого при проектирова­нии и строительстве за счет рационального использования климатического фактора (в кон­кретных условиях каждой обла­сти республики).

Мягкий климат Узбекистана и других стран Средней Азии позволяет широко применять облегченные конструкции (на­пример, асбоцементные волни­стые листы) для ограждений, монтировать некоторые виды машин и механизмов на откры­тых и полуоткрытых площадках, размещать транспортные лен­ты на открытых эстакадах, что значительно сокращает затра­ты не только при строитель­стве, но и при эксплуатации предприятий.

Перечисленные возможнос­ти резко увеличивают долю средств, направляемых на за­купку дополнительного обору­дования, что, в свою очередь, улучшает материально-веще­ственную структуру инвести­ций, т. е. повышает техничес­кую вооруженность труда, явля­ющуюся синтетическим показа­телем инновационного процес­са. Однако среди климатичес­ких факторов имеются и отри­цательные. Это, прежде всего сейсмичность ряда территорий и просадочность грунтов: они нередко приводят к удорожа­нию сметной стоимости стро­ительства.

Предварительные расчеты показывают, что 1,5% террито­рии республики относится к районам с сейсмичностью в 9 баллов, 3,7% - 8 баллов, 23,3% - 7 баллов, 34,6% - 6 баллов и 37% - к несейсмичным.

Просадочные грунты рас­пространены весьма незначи­тельно: из 44991,4 тыс. га территории республики только 1460 тыс. га (около 3,1%) име­ют просадочные грунты.

С учетом всех названных ус­ловий и в целях улучшения тер­риториального размещения производительных сил необхо­димо разработать новые вари­анты типовых проектов для средних и малых предприятий, которые смогут инвестировать­ся как внутренними, так и вне­шними инвесторами. В этих проектах должен быть указан (в зависимости от выбора вари­анта размещения) экономичес­кий эффект за счет правильно­го использования природно-климатического своеобразия района строительства.

Такие проекты должны раз­рабатываться в каждом мини­стерстве, ведомстве, городс­ком, областном хокимиятах. Это значительно повысит инве­стиционную привлекательность подобных проектов не только для иностранных, но и для оте­чественных инвесторов и со­здаст предпосылки для реаль­ного увеличения средств, вкла­дываемых в народное хозяй­ство республики[10].

Инвестиции и инновации

Инвестиции и инновации являются довольно тесно смы­кающимися структурными эле­ментами рынка, следователь­но, любая инвестиционная так­тика, которую осуществляет то или иное предприятие, будет определенным образом связа­на с инновационной деятель­ностью.

В данном контексте надо иметь в виду еще одно весьма важное обстоятельство: выход на передовые позиции эконо­мического развития в начале XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую ре­волюцию, а та, в свою очередь, - инновационно-инвестицион­ный бум, который будет на­правлен на обновление основ­ного капитала на принципиаль­но новой конкурентной основе. Следовательно, капиталовло­жения без инноваций невоз­можны, поскольку не имеет смысла воспроизводить уста­ревшие в техническом и тех­нологическом отношении про­изводства. Однако инноваций без капиталовложений не су­ществует. Уже сегодня стало реальностью формирование тесно взаимосвязанных инвес­тиционного и инновационного рынков, что помогает ресурс­ному обеспечению насущных видов инновационной деятель­ности.

В связи с трудностями пе­реходного периода государ­ственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочное ин­новационно-техническое пере­вооружение действующих про­изводств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на са­мих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания про­изводственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближай­ших интересов.

Чтобы кардинально изме­нить ситуацию, товаропроиз­водители и собственники ка­питалов должны наряду с де­тальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для сни­жения себестоимости продук­ции разрабатывать собствен­ную инновационно-инвестици­онную программу с конкретны­ми предложениями, адресо­ванными как потенциальным иностранным инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.

Безусловно, большой эко­номический интерес для раз­вития инновационного процес­са представляют зарубежные инвестиции, привлечению кото­рых может способствовать предоставление относительно де­шевой, но квалифицированной рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо усилить реальные гарантии сохранно­сти и возврата иностранных кредитов и инвестиций, кото­рые будут обеспечиваться отечественными страховыми организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения зарубежных кредитов и инве­стиций, видимо, целесообраз­но использовать республикан­ские авуары в заграничных бан­ках, а также вкладывать валюту в совместное производство за рубежом.

Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление ры­ночных реформ в Узбекиста­не, включая углубление про­цессов приватизации, дости­жение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в националь­ном народнохозяйственном комплексе неразрывно связа­ны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится при вступлении на­шей независимой страны в XXI век[11].

Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана

В осуществлении структурных преобразований эконо­мики Узбекистана иностранные инвестиции играют чрез­вычайно важную роль, поскольку производительные силы республики нуждаются в крупных капиталовложениях для модернизации и реконструкции, а внутренние источни­ки финансирования инвестиций недостаточны. Поэтому привлечение в широких масштабах иностран­ных инвестиций преследует стратегические цели и яв­ляется одним из важнейших направлений проводимой государственной политики[12].

Основная задача государства заклю­чается в создании благоприятных усло­вий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:

Ø     сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;

Ø     созданную инфраструктуру поддер­жки инвестиционного процесса;

Ø     политическую стабильность;

Ø     выгодное географическое положе­ние;

Ø     богатые минерально-сырьевые ре­сурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;

Ø     квалифицированные трудовые ре­сурсы;

Ø     достаточно емкий рынок сбыта.

Важным фактором инвестиционного климата является система финансово-экономических стимулов и льгот для иностранных инвесторов, которая сори­ентирована на увеличение прямых ино­странных инвестиций в производствен­ную сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом.

Иностранные инвестиции: общая оценка

Общий объем прямых иностранных инвестиций и иностранных кредитов воз­рос в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 24%, составив $986,8 млн. Однако за тот же период приток прямых иностранных инвестиций уменьшился на 37%, соста­вив $188 млн. Доля иностранных инве­стиций в общем объеме инвестиций снизилась с 7,6% до 4,6%[13]. В первом полугодии 2000 г. продолжилось сни­жение притока иностранных инвестиций. Так, их объем в сумовом выражении (7,6 млрд. сумов) уменьшился по сравнению с тем же периодом прошлого года в 3,5 раза. В то же время сумма полученных кредитов возросла в 1,5 раза[14].

В 1999 г. был отмечен наибольший приток иностранных инвестиций в энер­гетическую отрасль (газ - 30%), транс­порт (13%) и сельское хозяйство (12%) (диаграмма 1). В первом полугодии 2000 г. иностранные инвестиции активно при­влекались в переработку нефти, хими­ческую отрасль и транспорт. Совокуп­ная доля этих отраслей в общем объе­ме составила более 54%.


Что касается территориального рас­пределения, то по объемам привлечен­ных иностранных инвестиций выделяются Ташкентский (40%) и ферганский (26%) регионы (диаграмма 2).

Особо крупные проекты в республи­ке реализуются при государственном мониторинге. При отборе таких проек­тов предпочтение отдается объектам межотраслевого значения, высокотехно­логичным и наукоемким производствам, а также взаимосвязанным технологичес­ки производствам.

В результате реализации государ­ственной инвестиционной политики в 2000 году начались пусконаладочные работы на Шуртанском газохимическом комплексе, завершено строительство предприятия по производству целлюлозы на ферганском заводе фурановых соеди­нений, расширена первая очередь Кы­зылкумского фосфоритного комбината.

В прошедшем году введены в эксплу­атацию такие совместные предприятия, как "Хобас-ТАПО" по производству неметал­лических труб мощностью 270 км в год, "Узсматана-Сантехника" по производству счетчиков для горячей и холодной воды мощностью 750 тыс. штук в год, цех по производству полиэтиленовых труб мощ­ностью 468 т в год в Самаркандской об­ласти, производство универсального фос-форноазотнокислого удобрения мощнос­тью 4,4 т в час в Ташкентской области, производство пищевого спирта мощнос­тью 915 тыс. дал в год в Ферганской об­ласти, производство по переработке 600 тыс. штук овчин в год в Ташкентской об­ласти, СП "Олтин Дери" по производству 45 тыс. штук кожаных изделий в Андижан­ской области, СП "Ишк" по производству 2 млн. штук ученических тетрадей в г. Таш­кенте, завод по выпуску 390 млн. штук таб­леток и 6,6 млн. ампул инфузионных ра­створов в год в г. Ташкенте и ряд дру­гих объектов.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ