бесплатные рефераты

Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан

Стратегия привлечения

Дальнейшее углубление экономических реформ подра­зумевает выработку и осуще­ствление новой стратегии привлечения иностранных инвести­ций, основанной не на "точеч­ном" инвестировании отдель­ных отраслей, производств, а на комплексном, программно-целевом подходе, заключаю­щемся в создании и реализа­ции целевых или комплексных инвестиционных программ, ох­ватывающих всю совокупность предприятий различных отрас­лей, расположенных на одной территории. Это могут быть территориально-производ­ственные комплексы, специ­альные экономические, экспор­тные или другие зоны. Причем наиболее важны не текущие краткосрочные программы, а долгосрочные, рассчитанные на решение стратегически зна­чимых задач либерализации экономики. Как отмечает Игорь Ансофф: "Цели определяют за­дачи, а стратегия - способы их решения"[15].

Подобное понимание инве­стиционной политики опреде­ляет и основные ее направле­ния:

Ø     активное участие иност­ранного капитала в структурных преобразованиях экономики, ускорение технического пере­вооружения и модернизации производств;

Ø     создание необходимых ус­ловий для широкой интеграции экономики Узбекистана в ми­ровую экономическую систему;

Ø     последовательное прове­дение политики открытых две­рей в отношении инвесторов, поставляющих в республику тех­нологии мирового уровня и оказывающих содействие в со­здании интегрированной струк­туры народного хозяйства;

Ø     содействие инвестициям, направляемым на производ­ственные проекты, обеспечива­ющие валютную самоокупае­мость;

Ø     поддержание национальной кредитоспособности и обеспе­чение Узбекистану репутации первоклассного заемщика;

Ø     содействие инвестициям, направленным на решение со­циальных и экологических про­блем[16].

Указанные направления ре­ализуются по мере формиро­вания необходимых условий и в прямой связи с характером и масштабом общих экономи­ческих преобразований. Сейчас в республике создалась благоприятная ситуация для внедрения базисных ресурсосберегающих нововведений в капиталоемкие горнодобываю­щие и перерабатывающие от­расли, что позволяет снизить чрезмерные ресурсные затра­ты, особенно в области произ­водства товаров, цены на ко­торые ниже мировых. Внедре­ние подобных технологий в на­званных отраслях промышлен­ности создает прочную основу для инвестирования в наукоем­кие производства и высокие технологии, поскольку «повсе­местным внедрением ресурсосберегающих технологий можно снизить инвестиции в капиталоемкие отрасли, а по­лученный эффект использовать в наукоемких и высокотехноло­гичных производствах"[17].

Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переход­ный период инвестиции стано­вятся важнейшим фактором не только реконструкции и обнов­ления, но и создания новых про­изводств и предприятий. Поэто­му привлечение и использова­ние зарубежного капитала в эко­номике Узбекистана представля­ется существенной закономер­ностью инвестиционного про­цесса на современном этапе. При этом привлечение иност­ранных инвестиций должно осу­ществляться на основе принци­пов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержа­ния приоритетности государ­ственной структурной и воспро­изводственной политики.

Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптималь­ных форм инвестиционной де­ятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельнос­ти и вид продукции (наукоем­кие, технически сложные и т.д.); масштабы проекта (мел­кий, средний, крупный); стра­тегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производствен­но-управленческого опыта).

Изучение достоинств и не­достатков существующих форм привлечения иностранных инве­стиций показывает, что наибо­лее приемлемыми можно счи­тать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов ин­вестора в хозяйстве принима­ющей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[18].

Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций

Под стимулированием пря­мых иностранных инвестиций в широком смысле слова можно понимать процесс создания мак­симально благоприятных усло­вий, гарантий и стимулов для их широкого привлечения в эконо­мику страны. В настоящее вре­мя эта задача стала ключевой и требует выработки новых под­ходов и механизмов для своего решения. А для этого необходи­мо объективно и самокритично оценить все проделанное. В этом плане следует прежде всего под­черкнуть тот факт, что создана серьезная законодательная база инвестирования.

Это обеспечило такие благо­приятные условия для иностран­ных инвесторов, как освобожде­ние их от уплаты налога на при­быль в течение семи лет, если вложенный ими капитал задей­ствован в инвестиционной про­грамме республики. Иностран­ные инвестиции не подлежат на­ционализации и реквизиции. Если в республике будут приня­ты законы, ухудшающие условия инвестирования, то к иностран­ным вложениям еще в течение 10 лет будет применяться законода­тельство, действовавшее на мо­мент осуществления инвестиций. Улучшение общих условий сопро­вождалось предоставлением ряда льгот ПИИ: снижены нало­говые ставки при росте масш­табов инвестиций (их долей) в ус­тавных фондах; облегчены усло­вия выплаты налогов на прибыль при росте объема реализации экспортной продукции с 30% и более; в общем объеме реали­зации предусмотрено льготное налогообложение предприятий, вкладывающих свои капиталы в техническое перевооружение; снижены таможенные пошлины при использовании имущества, ввозимого из-за рубежа на соб­ственные нужды и др.[19]

Однако наряду с положи­тельными моментами в форми­ровании благоприятного инве­стиционного климата в респуб­лике имеются и определенные трудности. В частности, одной из причин сокращения темпов со­здания ПИИ и прекращения де­ятельности уже созданных, осо­бенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностран­ных инвестиций, а также пробле­мы с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный кли­мат в нашей стране, глава пред­ставительства Всемирного бан­ка в Узбекистане господин Дэвис Пирс отмечает: "Можно ска­зать, что для крупных инвесто­ров с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при уча­стии и под гарантии правитель­ства) в Узбекистане могут созда­ваться особые условия благо­приятного "микроклимата", что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынеш­ние условия вкладывания капи­тала в Узбекистан, его эффек­тивного использования и репат­риации прибыли не столь при­влекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Цент­ральной Европы. Думаю, поло­жение можно значительно улуч­шить, окончательно решив про­блемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему, стимулируя при этом конкурен­цию банков»[20]. Экспертный ана­лиз по двум странам с переход­ной экономикой, проведенный Европейским банком реконст­рукции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на бли­жайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня ры­ночных преобразований, рассчи­танный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности, в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса не­достаточна либерализация экс­порта и импорта; несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного ба­ланса, поддерживается множе­ственность (или двойствен­ность) обменного курса; режим конвертации недостаточно про­зрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности за­конодательства, так как некото­рые нормативные акты не обла­дают полной ясностью и имеют­ся случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребнос­тью является улучшение финан­сового положения банков и на­лаживание механизмов банков­ского надзора, полная либера­лизация процентной ставки, ми­нимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иност­ранных банков[21].

Следовательно, стимулиро­вание прямых иностранных ин­вестиций обеспечивается, по нашему мнению, осуществле­нием мер, направленных на со­вершенствование финансово-кредитных, налоговых рычагов и стимулов, а также такими не­финансовыми методами, как общая оптимизация рыночной инфраструктуры, обеспечиваю­щей нормальное функциониро­вание иностранного капитала. Сюда относятся: обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, различного рода коммуникаци­ями, службами управления, транспорта, улучшение банков­ского обслуживания и т. д.

Таким образом, речь идет о максимальном использовании того благоприятного инвестиционного климата, который сложился в стране. При заклю­чении кредитных соглашений или реализации инвестицион­ных проектов обнаруживается ряд трудностей, связанных с возникновением дефолта, т. е. проблемы погашения внешней задолженности. Причиной дефолтов является отсутствие или несовершенство реальных механизмов движения инвести­ционных проектов, обслужива­емых на всех этапах за счет иностранных кредитных линий.

Для того чтобы предупре­дить возникновение подобных ситуаций, надо, чтобы система отслеживания, планирования и контроля имела надежную ста­тистическую базу, включающую показатели, учитывающие раз­меры внешних поступлений во всех формах и во всех секто­рах национальной экономики. Также, на наш взгляд, имеет смысл внедрить конкурсный отбор иностранных кредиторов с тщательным изучением воп­роса о целесообразности ис­пользования кредитных линий в зависимости от важности и обоснованности подготовлен­ных проектов. А для этого нуж­на их детальная предваритель­ная экспертиза, проводимая банками и независимыми эк­спертами.

В целях привлечения ино­странных портфельных инвес­тиций в процесс приватиза­ции следовало бы разработать принципы их валютной конвер­тации, а также выделять спе­циальные группы приватизиру­емых предприятий для между­народных торгов, развивая первичный и вторичный рын­ки ценных бумаг, что обеспе­чит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер бу­дет способствовать привлече­нию иностранных инвестиций в экономику Республики Узбе­кистан.

Предприятия с иностранными инвестициями

Характеризует эффективность прово­димой инвестиционной политики дея­тельность предприятий с участием ино­странного капитала. Несмотря на сокра­щение численности действующих ПИИ (предприятий с иностранными инвес­тициями) (с 1951 до 1910) за год, их вклад в создание валового внутренне­го продукта страны в 1999 году остал­ся практически на уровне 1998 года и составил 13% (диаграмма 3).

Прекращение деятельности и ликви­дация совместных предприятий проис­ходят не только из-за существующих проблем с доступом к твердой валюте, но и в результате недостаточно проду­манных условий учредительных догово­ров, распределения и страхования воз­можных рисков, а также часто из-за от­сутствия навыков работы с иностранны­ми партнерами.

Рассматривая изменение объема про­дукции, выпускаемой предприятиями с иностранными инвестициями за после­дние годы, можно отметить в целом тен­денцию роста. Так, за период с 1996 г. по 1999 г. объем продукции ПИИ в со­поставимых ценах 1996 года вырос в 2,8 раза. За 1999 год реальный объем про­дукции ПИИ увеличился на 12,8%.

Размер уставных фондов ПИИ сокра­тился в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 23%, что связано с уменьшением численности действующих ПИИ. По дан­ным Министерства макроэкономики и статистики, практически весь объем иностранного капитала приходится на прямые инвестиции. Большая часть вкла­дов (более 60%) в уставный капитал осу­ществляется иностранными партнера­ми в виде оборудования и технологий.

Наибольший объем торговых опера­ций предприятий с иностранными ин­вестициями в январе - августе 2000 года приходился на долю Республики Корея, Великобритании, Российской Федера­ции, Турции, Германии, США, Франции, Японии, Китая, Польши и других стран.

Доля импорта предприятий с инос­транными инвестициями в общем им­порте страны имеет тенденцию к пониже­нию, но оставалась в 1999 году достаточ­но большой - 33%, С 1996 по 1999 гг. объем импорта ПИИ снизился на 40% (табли­ца 1). Однако в объеме выпускаемой про­дукции доля импорта составляет более 1/ 3, что свидетельствует о недостаточном ис­пользовании местного сырья.

В структуре импорта, по данным за 8 месяцев 2000 года, машины и обо­рудование составляют 50,3%, химичес­кая продукция - 15,4%, продовольствен­ные товары - 8,4%, черные и цветные металлы - 4,7%.

В целях сокращения импорта продук­ции производственного назначения, рационализации валютных расходов государства в сентябре 2000 г. была принята Программа локализации про­изводства изделий и материалов на базе местного сырья на период до 2005 года.

И в 1999 году сохранялась тенден­ция увеличения в общем объеме экспор­та страны доли ПИИ, она уже достигла 11,5%.

В структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями, по данным за 8 месяцев 2000 года, преобладали машины и оборудование (11,4%), про­довольственные товары (8,4%), хлопокволокно (7,5%), энергоносители (3,6%) и услуги (3,5%).

Хотя за период с 1996 года объем экспорта ПИИ увеличился в 1,7 раза (таблица 2) необходимость обязатель­ной продажи части валютной выручки снижает доходность предприятий. Либе­рализация валютного рынка также по­зволит значительно увеличить экспорт­ные возможности предприятий.

Почти половина предприятий с ино­странным капиталом (48,7%) приходит­ся на мелкие с размерами уставных фондов до $10 тыс., 12% имеют устав­ные фонды от $10 до $59 тыс., 7,2% -от $50 до $100 тыс., 16,4% - от $100 до $300 тыс., 5,1% - от $300 до $500 тыс. Наиболее крупные предприятия с иностранными инвестициями с разме­ром уставного фонда более $500 тыс. составляют 10,7% от общего количества совместных предприятий.

Пятая часть предприятий республики с участием иностранного капитала при­ходится на иностранные предприятия и их дочерние компании (100% уставно­го фонда). Предприятия с долей инос­транного капитала до 10% составляют 26,7%, соответственно 15% - от 25 до 50% и 16,3% - от 75 до 99,9%. Таким образом, наблюдается относительно равномерное распределение предпри­ятий, хотя налоговым законодательством стимулируется более высокая доля ино­странного капитала в уставных фондах.

Размер уставных капиталов оставал­ся наиболее крупным в промышленнос­ти и в 1999 г., когда ее удельный вес составил 66%. На долю сельского хозяй­ства, заготовок, народного образования и других отраслей непроизводственной сферы, вместе взятых, приходится чуть меньше 10% уставных капиталов.

Наибольшая доля в объеме производ­ства принадлежит таким отраслям промышленности, как машиностроение, пищевая и легкая, цветная металлургия (диаграмма 4).

В 1999 году более быстрыми темпа­ми рос объем продукции ПИИ отрас­лей информационно-вычислительного обслуживания и черной металлургии.

Распределение ПИИ по областям за рассматриваемые годы существенно не изменялось, по-прежнему на город Таш­кент и Ташкентскую область приходится более половины всего объема производ­ства ПИИ республики, чуть более четверти - на Андижанскую область (таблица 3).

В октябре 2000 г. принято постанов­ление Кабинета Министров № 393 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в создание совместных предприятий", в соответ­ствии с которым введены дополнитель­ные налоговые льготы для предприятий с участием иностранных инвестиций, создаваемых в сельской местности.

В Республике Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента образова­ны постоянно действующие рабочие груп­пы по координации создания и деятель­ности предприятий с иностранными инвестициями. В 2001 году намечено создать 74 совместных предприятия[22].

Инвестиционная программа – 2001

Инвестиционная политика в респуб­лике реализуется через ежегодно при­нимаемые государственные инвестици­онные программы.

Рассматривая источники финансиро­вания инвестиций в рамках принятой на 2001 г. инвестиционной программы, мож­но отметить, что на этот год доля инос­транных инвестиций и кредитов под га­рантию правительства (централизован­ных) составляет 28,5% от всех капиталь­ных вложений, прямых иностранных ин­вестиций - 5,2%. При этом за счет соб­ственных средств предприятий финанси­руется 22,1%. Бюджетные средства все еще являются значительным источником финансирования инвестиций - 20,8%.

Из общей суммы инвестиций и кре­дитов, предусмотренных в адресной программе инвестиционных проектов на 2001 год[23], доля иностранных кредитов под гарантию правительства составля­ет 82,76%, а прямых иностранных инве­стиций и кредитов - 17,24%.

Число проектов, включаемых в адрес­ную часть инвестиционной программы, сокращается, начиная с 1999 года, что связано с более жесткими требованиями к качеству проработки проектов, обеспе­чению их проектно-сметной документацией и источниками финансирования. Так, в инвестиционную программу 1999 г. вошел 181 проект, 2000 г. - 91, а 2001 г. - 75.

Наибольшую долю инвестиций и кре­дитов планируется направить в 2001 году в топливно-энергетический (22,9%) и ин­дустриальный (20.7%) комплексы (таб­лица 4).

Принимаемые в последние годы ин­вестиционные программы характеризу­ются своей социальной направленнос­тью. Так, в 2000 году в социальный ком­плекс было направлено 7,1% от всего объема инвестиций. Согласно инвести­ционной программе 2001 г. в социаль­ной сфере запланировано освоение 14,1% общего объема.

Большое внимание уделяется поддер­жке малого и среднего бизнеса. Так, на долю кредитных линий для его развития приходится более 10% инве­стиций и кредитов.

В сводный перечень приори­тетных инвестиционных предло­жений включены 115 проектов с расчетным объемом привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов около $5,9 млрд. Большие инвестиционные воз­можности имеет энергетическая отрасль - это проекты по рекон­струкции и модернизации Таш­кентской, Навоийской, Ново-Ангренской ГРЭС, Мубарекской и Ташкентской ТЭЦ.

Активная работа по привлече­нию иностранных инвестиций ведется в химической промыш­ленности. Здесь среди намеча­емых проектов - расширение и реконструкция Самаркандского химического завода, строитель­ство Кунградского содового за­вода, разработка Тюбегатанского месторождения калийных солей.

Так же, как и вышеперечис­ленными, проектами по разви­тию ирригации и мелиорации сельского хозяйства предусмот­рена поставка технологического оборудования за счет иностран­ных кредитов и инвестиций.

Несколько проектов АО "Алмалыкский ГМК" (по расширению и реконструкции рудника Кальма-кыр, медной обогатительной фабрики и завода по переработ­ке цветных металлов и др.) на­мечается осуществить за счет продажи акций иностранным инвесторам.

В то же время, на наш взгляд, увеличить приток иностранных ин­вестиций помогло бы, во-первых, более полное обеспечение инве­сторов необходимой норматив­но-правовой, статистической, маркетинговой и другой опера­тивной информацией, во-вторых, упрощение процедуры эксперти­зы инвестиционных проектов.

Создание единой доступной базы инвестиционных предложе­ний (в том числе в системе Ин­тернет) значительно облегчило бы поиск партнера и потенциаль­ным инвесторам, и местным предпринимателям.

Кроме того, важнейшим на­правлением работы является организация специальных обуча­ющих курсов "Как работать с иностранными инвесторами".

Без поддержки банковской системы республики невозможен системный подход к решению этих проблем[24].


АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»


1. Общие сведения о предприятии:

а) адрес предприятия: 700100, г. Ташкент, Яккасарайский район, улица Усмана Насыра, 45

         б) страна регистрации: Узбекистан

         в) номер телефона: 55 28 56

2. Вид хозяйственной деятельности: проектная

3. Характер собственности предприятия: коллективная

4. Правовое положение предприятия: Общество с ограниченной ответственностью

5. Принадлежность предприятия по капиталу и контролю: коллективная

6. История образования:

год создания: 1951

основные слияния (поглощения), изменения наименований:

1951 – Государственный проектный институт «Узтяжпромэлектропроект»

1974 – Государственный проектный институт «Цветметэлектропроект»

1994 – Коллективное предприятие «Цветметэлектропроект»

2000 - Коллективное предприятие «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»

2001 (май) – ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»

7. Основной деятельностью ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» является:

-         Проектно-конструкторские работы для вновь строящихся, реконструируемых или технически перевооруженных предприятий в области внешнего и внутреннего электроснабжения, автоматизированного электропривода, силового и осветительного электрооборудования, автоматизированных систем управления производством (АСУП), технологическим процессом (АУТП), энергоснабжением (АСУЭ, всех видов связи, пожарной и охранной сигнализации, радиофикации, промышленного телевидения;

-         Комплексное проектирование энергетических объектов и объектов связи во всех частях (подстанции, узлы связи, линии передач, эстакады, галереи, каналы, туннели и прочее);

-         Экспериментально-исследователькие работы в области рационализации и оптимизации режимов электропотребления, сокращение потерь электроэнергии, повышение надежности электроснабжения, нормализации показателей качества электроэнергии;

-         Производство монтажных и наладочных работ по вышеназванным направлениям;

-         Производство товаров народного потребления, наукоёмкой продукции на создаваемых подсобных производствах и совместных предприятиях;

-         Осуществляет деятельность по торговле и закупкам продовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; в том числе по бартерным сделкам, оказывает посреднические услуги;

-         Ведёт работы по строительству и ремонту объектов производственного, жилищного, культурно-бытового, социального и иного назначения;

-         Оказывает технические, консультационные, информационные, транспортные, транспортно-экспедиционные и другие услуги предприятиям (объединениям), государственным и общественным организациям, другим формированиям, кооперативам  и гражданам;

-         В установленном порядке осуществляет внешнеторговую деятельность, в том числе экспорт и импорт товаров, продукции, работ и услуг.

Экспорт:

Договор № 3525/06141 от 8.11.1999 г.

ЧЭЦЗ. Электротехнический цех ТГ-8. Капитальный ремонт электрооборудования РУ-10кВ и РУ-0,4 кВ на 12000 российских рублей. Договор выполнен и оплачен на сумму 36000 рублей. Остальные работы перенесены согласно акта приостановки работ на более поздние сроки.

         Договор № 3514/06142 от 20.12.1999 г. ЧЭЦЗ ЭТЦ. Капитальный ремонт ГПП-I. Корректировка проекта. Замена трансформатора ТДТ-60000 на ТРДН-63000 на сумму 102000 рублей. Работы выполнены и оплачены на сумму 102000 рублей.

         Договор 3515/06282 от 20.12.99 г. ЧЭЦЗ СКУ. Капитальный ремонт ТП-9, РУ-0,4 кВ. Рабочий проект на сумму 120000 рублей. Работы выполнены и оплачены на сумму 120000 рублей.

Импорт:

         Контракт №319 от 02.08.99 с ЗАО «Центрприбор» на сумму 8700 долларов США на покупку теплосчётчиков.

Анализ процесса привлечения инвестиций

         При ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» намечается регистрация совместного российско-узбекского предприятия по выпуску бытовых и промышленных счётчиков воды и газа, с производством до 40,0 тыс. штук в год.

         Учредителями Совместного Предприятия являются:

с российской стороны – Открытое акционерное общество «Арзамасский приборостроительный завод»

Юридический адрес: Российская Федерация, Нижегородская область, г. Арзамас, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 8.

с узбекской стороны - ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»

Юридический адрес: Республика Узбекистан, г. Ташкент, Яккасарайский район, улица Усмана Насыра, дом 45.

с узбекской стороны – Совместное предприятие «АЛЬ БАЙ МЕТАЛЛ»

Юридический адрес: Республика Узбекистан, г. Ташкент, Сергелийский район, Южный промцентр.

         Основными направлениями деятельности предприятия являются:

-         международное сотрудничество в области разработки и внедрения в промышленное производство новых современных приборов учета водогазоэнергоресурсов;

-         промышленное производство, международное кооперирование, выпуск, монтаж, пуско-наладка бытовых и корпоративных приборов учета расхода воды, газа, тепловой энергии, их систем и комплексов;

-         оптовая и розничная реализация приборов собственного производства и выпущенных в кооперации с иными производителями, а также в порядке торгового посредничества и дилерства;

-         внешнеэкономическая деятельность, в том числе предметная и технологическая кооперация;

-         услуги населению и предприятиям по монтажу, пуску и наладке, гарантийному, послегарантийному, сервисному обслуживанию приборов, комплексов и систем учета водогазоэнергоресурсов.

Уставной капитал совместного предприятия, согласно уставу составляет 150 000 долларов США.

Уставной капитал создается за счёт взноса учредителей в размере:

         67 500 долларов США - ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA», что составляет 45% от Уставного капитала. Вносится в форме передачи в срочное пользование на 10 лет производственных, складских и конторских помещений общей площадью 260 квадратных метров, а также помещения под фирменный магазин площадью 40 квадратных метров;

         36 000 долларов США – СП «Аль Бай Металл», что составляет 24% от Уставного капитала. Вносится в форме денежных средств;

         46 500 долларов США – ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», что составляет 31% от Уставного капитала. Вносится в форме передачи технологического, испытательного и поверочного оборудования, технической документации.

         ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», ведущий приборостроительный завод министерства авиационной промышленности,  в настоящее время является ведущим в России предприятием по разработке и производству водосчетчиков и теплосчетчиков.

         Производимые им счетчики являются одними из лучших в Росси. Подразделение Республиканского объединения «Спецсплав» ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA», ведущий проектный институт министерства цветной металлургии, на дилерской основе на протяжении ряда лет успешно внедряет водосчетчики и теплосчетчики на рынке Узбекистана.

         ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» за 3 года работы на рынке Узбекистана на основе самофинансирования поставил, сертифицировал и ввел в эксплуатацию свыше 3000 штук бытовых и промышленных счетчиков расхода воды и тепла.

         СП «Аль Бай Металл» специализируется в производстве литья, располагает необходимым литейным и станочным оборудованием и соответствующими технологиями. Производственные мощности позволяют организовать производство литья и механической обработки корпусов водосчетчиков в требуемых объемах. На производственных площадях СП «Аль Бай Металл» решены вопросы охраны окружающей среды, предприятие располагает соответствующей социальной инфраструктурой.


ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ

Практические предложения


Процесс создания ПИИ не исчерпал своих возможностей: и количественно, и качествен­но их еще крайне недостаточ­но. Они сосредоточены в ос­новном в промышленности, но их очень мало в сельском хозяй­стве, перерабатывающих отрас­лях агропромышленного комп­лекса. В 1997 году в общем объеме производства ПИИ доля промышленности составила 78,3%, сельского хозяйства -0,2%, транспорта - 1,8%, связи - 5,3%, строительства - 2,1%, торговли и общественного пи­тания - 6,4%[25].

Как видно, отрас­левой потенциал ПИИ огромен. К тому же они весьма неравно­мерно размещаются по терри­тории республики (более 73% этих предприятий сосредоточе­но в г. Ташкенте), что, безуслов­но, резко снижает их эффектив­ность. ПИИ как основные про­водники прямых иностранных инвестиций пока не обеспечи­вают растущих потребностей республики.

Особое сожаление вызыва­ет тот факт, что не все зареги­стрированные предприятия ра­ботают в полную силу. Так, в 1998г. из 3594 зарегистриро­ванных ПИИ действовали все­го лишь 54%. Основными при­чинами такого положения являются недостатки в правовом, организационно-экономичес­ком обеспечении, низкий уро­вень функционирования рыноч­ной инфраструктуры.

Совершенно недостаточно используется и другой путь привлечения иностранных ин­вестиций, так называемых пор­тфельных, связанный с приоб­ретением иностранными инве­сторами бумаг, выпускаемых предприятиями и акционерны­ми обществами в нашей стра­не. Этот процесс в Узбекистане только начинается, и очень важно создать для него необ­ходимые условия и стимулы. В своем докладе на заседании Межведомственного координа­ционного совета по реформи­рованию и инвестициям Пре­зидент Республики Узбекистан отмечал: "...нас не может се­годня удовлетворить, что зна­чительная часть иностранных инвестиций привлекается под гарантию правительства, что поток прямых иностранных ин­вестиций еще не соответству­ет их реальной потребности, что иностранные инвесторы еще слабо участвуют в приоб­ретении акций предприятий, выкупе в свою собственность целых производств"[26].

На рассматриваемом мною ООО «RANGLIMETELEKTRLOYIHA» главной проблемой является усложненный процесс заключения контрактов с иностранными партнёрами (в том числе и партнёрами из СНГ). Время между заключением контракта с инопартнером (регистрация контракта в Министерстве Внешнеэкономических Связей, банке, выставление аккредитива и прохождение таможенных процедур) занимает от 4 до 5 месяцев.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переход­ный период инвестиции стано­вятся важнейшим фактором не только реконструкции и обнов­ления, но и создания новых про­изводств и предприятий. Поэто­му привлечение и использова­ние зарубежного капитала в эко­номике Узбекистана представля­ется существенной закономер­ностью инвестиционного про­цесса на современном этапе. При этом привлечение иност­ранных инвестиций должно осу­ществляться на основе принци­пов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержа­ния приоритетности государ­ственной структурной и воспро­изводственной политики.

Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптималь­ных форм инвестиционной де­ятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельнос­ти и вид продукции (наукоем­кие, технически сложные и т.д.); масштабы проекта (мел­кий, средний, крупный); стра­тегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производствен­но-управленческого опыта).

Изучение достоинств и не­достатков существующих форм привлечения иностранных инве­стиций показывает, что наибо­лее приемлемыми можно счи­тать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов ин­вестора в хозяйстве принима­ющей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[27].

В целях привлечения ино­странных портфельных инвес­тиций в процесс приватиза­ции следовало бы разработать принципы их валютной конвер­тации, а также выделять спе­циальные группы приватизиру­емых предприятий для между­народных торгов, развивая первичный и вторичный рын­ки ценных бумаг, что обеспе­чит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер бу­дет способствовать привлече­нию иностранных инвестиций в экономику Республики Узбе­кистан.

Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление ры­ночных реформ в Узбекиста­не, включая углубление про­цессов приватизации, дости­жение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в националь­ном народнохозяйственном комплексе неразрывно связа­ны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится при вступлении на­шей независимой страны в XXI век.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев М. Ю., Миркин Я. М.Ценные бумаги и фондовый рынок. - М: Перспектива, 1995.
  2. Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург: "Питер", 1999.
  3. Галимов Ю. Есть достижения, но есть и проблемы – Г. Правда Востока от 10.02.00 г.
  4. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности»
  5. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование // Учебное пособие – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
  6. Иностранные инвестиции в Узбекистане (обзор 1998 года , тенденции 1999 года).- Ж. Рынок, деньги и кредит, 1999, №10. с 34.
  7. Каримов И. А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям – Г. "Правда Востока" от 02.02.2000 г.
  8. Каримов И. А. доклад Президента Республики Узбекистан на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. «Народное слово», 23 января 2000 г.
  9. Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому требование времени.Т.:Узбекистон, 1997
  10. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Т.: Узбекистон, 1995
  11. Материалы отдела анализа инвестиционного климата Агентства по иностранным инвестициям. Ташкент, 1998 г.
  12. Мертенс А. В. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. – Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997
  13. Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, апрель – июнь 2000.
  14. Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, июль – декабрь 1999.
  15. Приложение № 4 к постановлению Кабинета Министров № 475 от 12 декабря 2000 года.
  16. Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N2, 2001, с. 28-32
  17. Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6,     2000, с. 46-47.
  18. Сиражиддинов Н. Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. – Ж. Экономическое обозрение, 1998, № 3, с. 54.
  19. Стратегия регулирования экономики России.//"Вопросы экономики", 1996, №3.
  20. Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 42-45
  21. Холбеков К. Иностранные инвестиции: правовое формирование – Ж. Рынок, деньги и кредит, N 10,1999, с. 33.
  22. Шарп У., Александр Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 1997.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА

Показатели доли ПИИ в:


1994 г.


1995 г.


1996 г.


1997г.


1998 г.


1999 г.


объеме ВВП

2,63

2,05

7,4

12,5

13

13,01

внешнеторговом обороте

3,1

7,5

20,9

24,4

21,3

22,0

общем объеме экспорта

0,57

1,97

4,66

8,0

9,7

11,5

общем объеме импорта

5,59

14,54

36,75

36,0

33,96

33,0

общей численности экономически активного населения

0,3

0,39

0,64

0,91

0,98

0,98


Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В УЗБЕКИСТАНЕ ЗА 1996 – 1999 гг.


Показатели

1996г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

1999 г. к 1996г.,в разах

Количество зарегистрированных ПИИ


3061

3278


3594


3554


1,16


в т. ч. действующие


1855

1963


1951


1910


1,03


Размер уставных капиталов (на конец года), тыс. долл.


1157



2048,2


1573,8


1,36


Объем производства продукции, млрд. сум.:

в текущих ценах

в сопоставимых ценах (1996 года)

в % к предыдущему году




41,7 41,7

-



123,5 95,3 228,5




176,6 104,6 109,7




267,5 118,0 112,8




6,4

2,8


Экспорт, в млн. долл.


213,7


399,6


342,9


371,5


1,7


Импорт, в млн. долл.


1734.5


1777,9


1116,8


1027,8


0,6




Таблица 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ПО РЕГИОНАМ РУ, В % К ИТОГУ

Наименование областей

1996 г.

1998 г.

1999 г.

Всего:

100

100

100

Республика Каракалпакстан

0,1

0,2

0,3

Андижанская

25,8

29,8

26,4

Бухарская

0,4

0,3

0,2

Джизакская

0,1

0,3

0,2

Кашкадарьинская

0,1

0,5

0,6

Навоийская

12,8

8,8

10,5

Наманганская

1,5

1,4

2,4

Самаркандская

1,6

4,0

4,4

Сурхандарьинская

0,2

0,5

0,3

Сырдарьинская

0,3

0,2

0,2

Ташкентская

2,1

5,7

5,7

Ферганская

1,5

2,5

2,6

Хорезмская

0,9

1,2

0,4

г. Ташкент

52,7

44,6

45,8

Таблица 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И КРЕДИТОВ В АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЕ 2001 ГОДА РУ ПО ОТРАСЛЯМ

Отраслевые комплексы

Доля в общем прогнозе освоения на 2001 год

В том числе доля по:

Иностранным кредитам под гарантию

Прямым инвестициям и кредитам

%

$ млн.

%

$ млн.

%

$ млн.

Всего


100


833,1


100


700,87


100


132,22


Топливно-энергетический,

всего,

в т.ч.



22,9



190,8



17,7



124



50,5



66,76

Узбекнефтегаз

17,5

145,7

16,2

113,5

24,3

32.18

Минэнерго

1,4

11.4

1,5

10,5

0,7

0.93

Госкомгеология

4,0

33,7

0,0

0

25.5

3365

Комплекс индус­триального развития, всего, в т. ч.

20,7

172,8

24,5

171,8

0,8

1

Узхимпром

4,6

38,0

5,4

37,95

0,0

0

Узавтопром

10,5

87,4

12.5

87,4

0,0

0

Узэлтехпром

1,8

15,0

2,1

15

0,0

0

Узмашпром

2,2

18,0

2,6

18

0,0

0

Узсельхозмашхолдинг

0,5

4,0

0,4

3

0,8

1

Агропромышленный комплекс

4,3

35,7

5,1

35,69

0,0

0

Комплекс потре­бительских това­ров, всего, в т. ч.

12,3

102,3

12,7

89,24

9,9

13,1

Узбеклегпром

10,7

89,2

12,7

89,24

0.0

0

Мясомолпром

0,7

6,1

0,0

0

4,6

6.1

Масложиртабакпром

0,8

7,0

0.0

0

5,3

7

Строительство, промстроймат., транспорт и связь, всего, в т. ч.

7,2

59,6

8,5

59,6

0,0

0

Узстрой материалы

1,0

8,0

1.1

8

0,0

0

Узбекистон хаво йуллари

3,1

25,8

1,3

8,8

0.0

0

Узбекистон темир йуллари

1,8

15,0

2,1

15

0.0

0

Узавтотранс

1,0

8,0

1,1

8

0,0

0

Социальный комплекс, всего, в т.ч.

14,1

117,5

16,1

113

3,4

4,5

Центр ССПО

2,9

24,1

3,4

24,1

0.0

0

Минобразования

0,7

5,9

0,8

5,94

0,0

0

Минздрав

3,9

32,7

4,7

32,7

0.0

0

Гос ком печати

1,6

13,7

2.0

13,73

0,0


Узбектуризм

1,7

14,5

1.4

10

3,4

4.5

Узтелерадио

2,5

20,5

2,9

20,5

0,0

0

Комплекс разгосударствления и приватизации

1,5

12,1

0,0

0

9,2

12,12

Общеэкономи­ческий комплекс

4,4

36,4

5,2

36,35

0,0

0

Кредитные линии МСБ

10,1

83,9

7,5

52,9

23,4

31

Хокимияты

2,2

18,3

2,6

18,25

0,0

0

Другие предприятия и организации

0,4

3,7

0,0

0

2,8

3,74


















Рис. 1 Диаграмма распределения Уставного капитала СП «SIETA»



[1] Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. «Народное слово», 23 января 2000 г.

[2] Закон введен в действие с 13 января 1999 года постановлением Олий Мажлиса Рес­публики Узбекистан от 24 декабря 1998 г.

[3] А. В. Мертенс. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. – Киев: Киев­ское инвестиционное агентство, 1997, стр. 41.


[4] В- Г. Золотогоров. Инвестиционное про­ектирование // Учебное пособие – Минск: ИП «Экоперспектива». 1998, стр. 13.

[5] Такую классификацию отраслей эко­номики см., например: М.Ю. Алексеев, Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый ры­нок. - М: Перспектива, 1995, стр. 154-158.

[6] У. Шарп, Г. Александр. Дж. Бэйли. Инвестиции: Пер. с англ. • М.: ИНФРА -М. 1997. стр. 979.

[7] Там же, стр. 16.


[8] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 42-43.

[9] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 43-44.

[10] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 44-45.

[11] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 45.

[12] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N2, 2001, с. 28.

[13] Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, июль – декабрь 1999.

[14] Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, апрель – июнь 2000.

[15] Ансофф Игорь. Новая корпора­тивная стратегия. Санкт-Петербург: "Питер", 1999, с. 63.


[16] Иностранные инвестиции в Уз­бекистане (обзор 1998 года , тенден­ции 1999 года).- Ж. Рынок, деньги и кредит, 1999, №10. с 34.

[17] Стратегия регулирования эко­номики России-//-Вопросы экономи­ки-, 1996, №3.

[18] Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6,     2000, с. 46-47.

[19] Холбеков К. Иностранные инвес­тиции: правовое формирование – Ж. Рынок, деньги и кредит, N 10,1999, с. 33.

[20] Галимов Ю. Есть достижения, но есть и проблемы – Г. Правда Востока от 10.02.00 г.

[21] Материалы отдела анализа ин­вестиционного климата Агентства по иностранным инвестициям. Ташкент, 1998 г.

[22] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N2, 2001, с. 29 - 31.

[23] Приложение № 4 к постановлению Ка­бинета Министров № 475 от 12 декабря 2000 года.

[24] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N2, 2001, с. 32.

[25] Сиражиддинов Н. Иностранные инвестиции в экономике Узбекиста­на. – Ж. Экономическое обозрение, 1998, № 3, с. 54.

[26] Доклад Президента Республика Узбекистан И. Каримова на заседа­нии Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям – Г. "Правда Востока" от 02.02.2000 г.

[27] Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6,     2000, с. 46-47.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ