бесплатные рефераты

Экономическая роль государства

Экономическая роль государства

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Кафедра «Экономическая теория»

Курсовая работа

на тему:

«Экономическая роль государства»

Выполнила:

студ. гр. С II-2,

Донич Ю.

Проверила:

доцент,

Будкевич Г.В.

Москва, 2004

План работы:

Введение.                                                                                                                       2

1.               Теоретические аспекты государственного регулирования экономики:                   4

1.1.      Обзор позиций различных школ;                                                                                 4

1.2.   Сущность и содержание государственного регулирования экономики..                7

2.                Роль государственного регулирования в странах с различными уровнями

развития экономики:                                                                                                    13

2.2.      Роль государственного регулирования в странах с развитыми рыночными системами;                                                                                                              14

2.2.      Роль государственного регулирования в странах, находящихся в условиях догоняющего развития.                                                                                   16

3.               Особенности государственного регулирования в России.                                       19

Заключение.                                                                                                                  23

Список литературы.                                                                                                     24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных условиях рыночная экономика заняла лидирующую позицию практически во всех странах мира и своим потенциалом доказала превосходство по отношению к другим типам устройства ведения хозяйства на национальном и глобальном уровнях. Но, как и, к примеру, в плановой экономике, так и в рыночной есть свои изъяны. Не всегда использование принципов «невидимой руки» А. Смита и «эффективности по Парето» столь эффективно сказывается на развитии экономики государства, как если бы последнее не следовало принципу laissez-faire, то есть регулировало определенным образом экономику. Американские ученые Э. Аткинсони и Дж. Стиглиц в свою очередь отмечают, что «есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей ситуацию негосударственной экономики»[1]. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния государства на экономику.

Для начала, в своей работе я покажу как эволюционировало понимание и осознание людей факта вмешательства в экономику на примере различных школ. Этим я хочу доказать, что отношение к регулированию экономики государством менялось на различных стадиях развития общества.

А для того, чтобы развеять мысль об абсолютном невмешательстве государства, я приведу основные причины объективного вмешательства.

Я сразу хотела бы обозначить, что государственное регулирование – неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики, который обеспечивает управление экономическими процессами в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики. Но, с другой стороны, само «государственное регулирование экономикой» применимо лишь к эффективно работающим и рентабельным субъектам хозяйствования. В противном случае следует пользоваться термином «государственный патернализм».

Я уделяю сейчас этому особое внимание, так как хочу показать, что правильное использование терминов «государственное регулирование» и «государственный патернализм» – важная предпосылка выбора научно обоснованных направлений экономической роли государства в любой развитой стране. Тем более, это важно для России, страны с переходной экономикой. Для правительства нашей страны сейчас важно определить степень влияния государства на экономику, которая будет соответствовать объективным потребностям и возможностям России. Как пишет в предисловии к докладу Всемирного банка «Государство в изменяющемся мире» его президент Дж. Вулфенсон, «история неоднократно демонстрировала, что хорошее правительство – не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно»[2].

В своей работе в разделе «Сущность и содержание государственного регулирования экономики» я раскрою основные теоретические направления роли государства в экономике, покажу причины, по которым рыночная экономика немыслима без координации государства.

В разных странах государство каждый раз по-своему определяет степень своего участия в экономике. Необходимость учитывать зарубежный опыт никогда не бывает лишней, именно поэтому я так подробно останавливаюсь на этом вопросе в своей работе. Ведь, как бы там не было, чем больше мы знаем примеров чужих ошибок, тем меньше делаем своих.

Что касается роли государства в российской экономике, то этому я уделяю особое внимание и посвящаю целый раздел работы, так как очень важно осознать современную, да и прошлую, действительность; понять, что российская экономика отличается рядом специфических преимуществ, которые невозможно подогнать ни под одну модель, которые использовали другие страны, что страна относится к классу смешенных экономик, где частное предпринимательство не может сочетаться с госрегулированием. Но, самая главная причина моего интереса – это то, что я живу в этой стране и мне не безразлично ее будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невозможно придумать рациональную модель общественного устройства, где государство просто бездействовало бы.

Ф. фон Хайек.

1.      Теоретические аспекты государственного регулирования экономики:

Вопрос об экономической роли государства был поставлен ещё очень давно и до сих пор каждое государство решает эту проблему по-разному и только для себя, на основе накопленного опыта с учетом своих обычаев и традиций. Объективная необходимость включения государства в экономический процесс определяется такими факторами, как-то: необходимостью обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе, обеспечением долговременности интересов населения, поддержанием баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране, обеспечением единства и целостности территориального пространства страны.

Современная научная литература определяет цели государственного регулирования как обеспечение: экономического роста, эффективного производства, экономической стабильности, экономической и социальной справедливости.

Каждое государство придерживается определенной экономической доктрине, но вне зависимости от этого, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции”, совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.

Но Кейнсианская концепция получила распространение только в 30-е годы ХХ века, а до этого существовали другие воззрения на экономическую роль государства.

Сейчас я проведу краткий экскурс по эволюции осознания роли государства в экономике, для того чтобы осознать на каком этапе сейчас находимся мы.

1.1.            Обзор позиций различных школ.

В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм и неокейнсианство.

Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатства страны и короля. Это воззрение имело место в ХVIII веке среди французских экономистов, как-то: Т. Мэн, А. Монкретьен. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны.

Для меркантилистов богатством считалось золото, поэтому в целях его накопления и преувеличения они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая теория вмешательства в экономику основывалась на работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры и делать все то, что индивидуум не в состоянии сделать сам эффективно. А. Смит выдвинул постулат, что именно стремление предпринимателя к достижению свои частных интересов является главной движущей силой экономического развития, которое в конечном итоге увеличивает благосостояние как его самого, так и всего государства в целом.

А главное в этой концепции то, что для всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированны основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская концепция как я уже отмечала выше, получила распространение в 30-е годы ХХ века после глубочайшего спада в экономике США.

Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики»[3].

Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии.

Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Он также рассматривал государство в качестве стабилизатора рынка, я имею в виду, что оно, по мнению Кейнса, должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

Что касается инструментов влияния государства на экономику, то он предлагал следующие из них: использование гибкой денежно-кредитной политики, активной

 финансово-бюджетной политики и прямого создания государством рабочих мест.

Говоря о достоинствах этой модели, я хочу отметить тот факт, что она позволила ослабить циклические колебания в течение 4-х десятилетий, но объективное развитие экономической системы привело к тому, что зародилось несоответствие между возможностями государственного регулирования и развивающимися экономическими условиями. Дело в том, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути входа из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.

Под воздействием этого кризиса  произошла кардинальная перестройки системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неоклассическая теория монетаристов заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.

Они уверенны в том, что государство может лишь косвенно влиять на экономику, а главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам рыночных сил.

В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Хочу заметить, что это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциальной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорционально зависимости от предложения денег.

Неокейнсианцы – сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Основателями такой теории были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Что ж, рассмотрев основные концепции экономической роли государства в эволюционном периоде, я могу сделать вывод, что ни одна из них не описывает целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях. Поэтому несостоятельными оказались как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем вмешательства государства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения влияния государства на экономические процессы только методами монетаристской политики.

Если рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось три основных подхода к вопросу о роли государства в экономике переходного периода, как-то: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.

Первая своими корнями уходит в теорию классиков политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Марка и В.И. Ленина.

В целом замечено, что роль государства в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира.

1.2.      Сущность и содержание государственного регулирования экономики.

Сегодня общепризнано, что развитая рыночная экономика не может существовать без постоянного государственного воздействия на нее. Экономическое регулирование – лишь часть общей проблемы экономической роли государства, так как последняя может быть очень значительной даже без прямого или косвенного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.

Государство фактом своего существования (содержанием армии, полиции, тюрем, чиновничества) уже представляет собой мощный экономический фактор. Само же воздействие государства на экономику, то есть его активность, – несомненный экономический фактор развития современной экономики. Государство должно создавать рамочные условия для успешного функционирования любой модели экономического развития. А сверхзадача каждого государства – компенсировать недостатки, создавать искусственные регуляторы рынка. Я считаю, что госрегулирование должно выполнять именно эти задачи.

Врожденное присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства уже само по себе определяет необходимость вмешательства государства в экономику. Но, если бы это была бы только одна причина вмешательства государства, то возможно, не возникали бы такие огромные трудности по определению степени влияния государства. Именно потому, что существуют еще и такие причины, как-то: необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах, необходимость выравнивания внешних эффектов, отсутствие в реальности совершенной конкуренции, отсутствие многих видов рынка в достаточно развитом виде (для России например, фьючерсных, страховых), недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия – государство сталкивается с выбором определения правильного направления экономической политики.

Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым прежде всего в следующих четырех сферах:

1.             Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе, так как накопление капитала ведет к его концентрации, а современное поглощение и слияние – к его укрупнению, откуда следует возможность монополизации и «убийство» конкуренции.

2.             Обеспечение общеэкономической стабильности. В таком случае перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.

3.             Социальная обеспеченность и сбалансированность. Необходима забота государства о тех слоях населения, которые по объективным причинам ничего не могут предложить на рынке: о больных, стариках, инвалидах, сиротах и т.д.

4.             Преодоление кризисов на микроуровне. Государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. К примеру, недопустить закрытия угольных шахт в добывающий районах, даже если такая добыча убыточная, если это приведет к дисбалансу занятости в регионе.

В общем своем случае, государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

1.            Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

2.            Антимонопольное регулирование.

3.            Проведение политики макроэкономической стабилизации. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

4.             Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений;

5.            Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

6.            Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и другие.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

- свои расходы;

- налогообложение;

- регулирование;

- государственное предпринимательство;

- социальная защита.

Мне хотелось бы подробней раскрыть суть каждого инструмента влияния государства на рыночную экономику, чтобы затем раскрыть механизм госрегулирования экономики по средствам вышеперечисленных инструментов.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. В данном случае можно привести пример наиболее крупных статей расходов государства на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как я уже раньше упоминала, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,

 на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Правда, я не совсем уверенна в том, что в России налоговая система адекватно отражает закон перераспределения доходов. По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность, что повлекло за собой целый ряд негативных явлений, а именно: оказалась скованной предпринимательская активность; многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать; нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. Как бы там не было, сегодня мы можем наблюдать то, что в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики, последствия которой правительство старается ликвидировать по сей день.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей, координированию экономических процессов и соответствию частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной. Законодательная форма означает, что разрабатываются и применяются правовые нормы хозяйственной деятельности.

Применительно к России одним из наиболее важных направлений развития разработки законодательных актов является развитие антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что три крупнейшие монополизированные отрасли, а именно: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС – своей мощью могут диктовать условия всему внутреннем рынку страны.

Антимонопольное законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. И, в частности, в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который предусматривает меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Что касается советской системы, то она гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. А рассматривая современную ситуацию в России очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. Важно заметить, что большинство льгот поступает от государства, а доля льгот, которые предоставляют предприятия – очень мала, поэтому люди не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны предпринимателя. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, притом, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Во многих странах в отраслях, которые испытывают кризис и наступает угроза увольнения, государственный органы берут на себя поддержание занятости. В Японии государственные органы принимают на себя до 50% выплат заработной платы работникам, которые оказываются под угрозой увольнения. В Германии государство поддерживает перевод работников на неполное рабочее время с доплатой до 80% прежних заработков.

Кроме инструментов, государство разрабатывает определенные механизмы регулирования экономикой, такие как: управление ограниченными производственными ресурсами, налоговое регулирование экономики, монетаристские методы воздействия на экономическую систему.

Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. Помимо этого, я считаю, к экономическим задачам государства можно отнести такие как: экономический рост и экономическое развитие, полная и эффективная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливость распределения доходов, сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

Нельзя не вспомнить о показателях, отражающих роль государства в экономике. Некоторые представления о масштабах госрегулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через бюджет и внебюджетные фонды. Также, роль государства характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности. Более высокая доля госсобственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике. Но несмотря на активную в некоторых развитых и развивающихся странах приватизацию, госсектор не ликвидируется и продолжает играть заметную роль в экономике.

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономики, так как идеальная модель «социально-ориентированной», «либеральной», «рыночной» экономики и «демократического» общества на практике остается недостижимой.

Но, как известно, в мире нет ничего идеального, а следовательно не существует и идеального государства, идеального правительства, поэтому возникает необходимость совершенствования государственной власти, уменьшение степени влияния ее отрицательных черт на регулирование экономики. В Приложении 1 я привела основные направления такого совершенствования.

Опираясь на опыт функционирования различных государств за последнее столетие, я суммировала наработки решений, способов и методов по оздоровлению госаппарата в разное время в различных странах, которые применялись в странах с различным уровнем развития социально-экономических и политических систем. См. Приложение 2.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ