Экономическая сущность и роль государственного бюджета
Экономическая сущность и роль государственного бюджета
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Алматинский Университет Технологии и Бизнеса
Факультет: «Экономики и Технологии»
Кафедра: «Финансы»
Курсовая работа на тему:
«Экономическая сущность и роль государственного
бюджета»
Выполнил: студент 3-го курса
очного отделения специальности
Финансы и Кредит – 99
отделения Банковское Дело
Зелих Егор
Руководитель: к.э.н. проф.
Надиров М.Н.
Алматы 2001 год
Содержание
Введение............................................................................................................................. 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета................................. 5
1.1 Государственный бюджет как
экономическая категория..................................... 5
1.2 Роль бюджета в распределении
совокупного общественного продукта и национального дохода......................................................................................................................... 10
1.3 Функции бюджета.................................................................................................... 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и
несбалансированности государственного бюджета........................................................................................................................................... 14
2.1 Дефицит бюджета.................................................................................................. 15.
2.2 Разные теоретические подходы к
проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики............................................................................................................................ 16
2.3 Государственный долг.............................................................................................. 18
2.4 Избыток бюджета................................................................................................... 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета................................................... 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан. 22
3.1 Состав доходов и расходов
государственного бюджета.................................... 22
3.2 Баланс
бюджета и дефицит бюджета................................................................. 25
3.3 Бюджетная
система и бюджетное устройство................................................. 27
3.4 Бюджетный
процесс................................................................................................. 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета.................. 33
Заключение...................................................................................................................... 35
Список
используемой литературы.............................................................................. 36
Введение
При
переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства
в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных
методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику
должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде
всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного
функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил,
укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и
социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального
распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и
национального дохода страны.
Важнейшим
инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения
социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях
рынка выступает бюджетный механизм.
Именно
путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального
дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного
производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному
механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие
государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический
подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической
базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня
безработицы и увеличение занятости.
Государственное
регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов
бюджетной политики, которая все более должна переходить от решения оперативных
и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и
целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности.
Развитие
бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все
более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень
деловой активности предпринимателей, демонополизацию экономики, развитие ее
частного сектора, приватизацию производства и др. Посредством таких финансовых
рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы
бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на
различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных
производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного
производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения,
культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки
кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии
экономической структуры любого современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый
механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является
государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные
органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые начала девяностых
годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую
очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством
мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти
реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную
перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в
большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма
обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1
Государственный
бюджет как экономическая категория.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и
использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и
населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на
финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных
средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются
отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного
порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за
счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования
затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного
устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как
бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с
федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет
штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Государственный бюджет – это централизованный фонд
денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования
государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых
социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного
регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную
конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного
государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все
многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и
источников их финансового покрытия.
Проект
бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.
Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный
бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в
обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного
денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных
потребностей. Иными словами ¾ государственный бюджет ¾ это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и
юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а
также с распределением и перераспределением национального дохода,
предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности
страны и др.
Финансовые
отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями
и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной
части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в
фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на
формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.
Бюджетным
отношениям присущ объективный характер. Это
обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться
часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного
воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и
социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек
управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения
органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем эти
отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные
отношения ¾ это часть экономической структуры общества; их функционирование
предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно
необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные
отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они
овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные
бюджеты.
Выступая
центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики,
бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения,
поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле
бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию
общественного развития.
Являясь
частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется
теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои
особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу
таких особенностей следует отнести то, что:
1)
бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений,
связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием
для общественных потребностей;
2) посредством
бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального
богатства) между важнейшими сферами общественного производства
(промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.),
внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности
(производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами
страны и территориями;
3)
область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных
финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими
звеньями финансовой системы.
Взгляд
на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в
последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций
экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная
экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой
базы государства ¾ как его финансовый план.
В
огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся
отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения
валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у
государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще
то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным
участником которого является государство, и связаны с формированием и
использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для
удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых
отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название
«государственный бюджет».
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер.
Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно
предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в
соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств
необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального
хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование
специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также
природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных
средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных
мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом,
существование государственного бюджета отнюдь не результат
субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная
потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.
На современном этапе развития экономики централизованные
финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и
пропорции общественного производства, добиваться совершенствования ею
отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах
средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить
крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные
средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального
развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и
социальной политики государства.
Таким образом, как особая часть стоимостного
распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное
назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей.
Являясь экономической формой существования объективных распределительных
отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный
бюджет выступает в качестве экономической категории.
Государственному бюджету как определенной совокупности
финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают
категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный
характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием
и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям
присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с
финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного
распределения характеризуется следующими чертами:
1) представляет особую
экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением
части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием
на удовлетворение общественных потребностей;
2)
предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального
хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности
в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания
и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы,
обслуживающих потребление стоимости;
3) выражает такую стадию
стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением
общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве
от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере
финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.
Государственный бюджет, как и любая другая экономическая
категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное
воплощение:
бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном
фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате
этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в
обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых
государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно
обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и
национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного
распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по
расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения,
обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс
движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.
Как экономическая категория государственный бюджет
выражает денежные отношения, возникающие между государствам и другими
участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда
денежных средств государства и его использования на цели расширенного
воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом - распределительную
и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной
спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено
государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной
функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения
(ресурсов), перераспределительную, стабилизации.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику
в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов
образования и использования централизованного фонда денежных средств
государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления
количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации
форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов
в процессе становления и исполнения бюджета.
Разнообразие форм собственности предполагает
прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму
функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей,
плановая форма движения централизованного
фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются
в соответствующем финансовом документе — основном финансовом плане страны.
В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют
экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного
финансового плана показывают источники формирования и направления использования
централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план
является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля
государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного
финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с
ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском
бюджете».
Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к
его трактованию в следующих составляющих:
- как относительно
самостоятельная экономическая категория;
- как централизованный
фонд денежных средств государства;
- как инструмент
воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
- как основной финансовый
план государства;
- как юридический закон,
положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и
членами общества.
Схема 1. Качественные характеристики
государственного бюджета
Роль
государственного бюджета в общественном
воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною
бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30%
национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного
продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального
хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности,
экономическими районами и территориями страны.
Государственный бюджет активно воздействует на экономику
в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства.
Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства
выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для
обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и
общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.
Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на
действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов
позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных
предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются
основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть
учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и
находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и
здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку,
культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно
проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба.
Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей
непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование
непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать
окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции
в его использовании.
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного
продукта и национального дохода.
В бюджете страны аккумулируется значительная часть
вновь созданной стоимости ¾
национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными
законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения,
закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей)
для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных
потребностей.
В
условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится
посредством образования, распределения и использования денежных доходов и
накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные
доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур,
финансовых групп, банков, а также доходы населения.
Значительная
часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения ¾ налогообложения
государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода
населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.
Распределение
части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью
создания централизованного фонда денежных средств для расширенного
воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем
перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной
сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны:
государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного
хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном
секторе, в торговле и т.д.
Перераспределение
национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный
бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода
из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального
развития страны, с программами радикальных экономических преобразований
общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и
т.д.
Такое
перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического
оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей;
неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей
системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям
необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства.
Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри
отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного
финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных
процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является
выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В
условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию
государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение,
просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой
части национального дохода отводится содержанию аппарата управления,
правоохранительных органов и т.д.
Пропорции
национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были
постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных
сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.
Так,
на первых этапах строительства социалистического государства распределение
национального дохода было подчинено максимальному сосредоточению фонда накопления
в руках государства для обеспечения развития тяжелой промышленности и
укрепления обороны страны. Накануне периода индустриализации через
государственный бюджет перераспределялась примерно одна четвертая часть
национального дохода. В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, и в
послевоенный период доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет
составляла более 60% его величины, причем происходило его интенсивное
перераспределение между подразделениями общественного производства, между отраслями
производства (главным образом между промышленностью и сельским хозяйством),
колхозным и государственным секторами экономики.
При
переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании
общественного производства и распределении национального дохода. Основные
направления этих преобразований ¾ сосредоточение главных ресурсов государственного
бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих
пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития
экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что
должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных
отношениях ¾ перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные
финансы страны.
На
основании этого возможно более обоснованное решение вопросов рационального
распределения и перераспределения национального дохода и формирования бюджета.
Производство,
распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального
дохода является предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого
человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в распределении
совокупного общественного продукта и национального дохода, важно отразить
влияние бюджетной политики на процесс воспроизводства личностного элемента производства
¾ рабочей силы. Изучая первую фазу этого воспроизводства ¾ производство
личностного элемента производства (эта фаза включает бюджетные расходы на здравоохранение,
культуру, общеобразовательную подготовку, профессиональную подготовку и
переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и мастерства работников),
необходимо отметить, что эта фаза воспроизводства рабочей силы органически
связана с расходной частью бюджета. Сюда же относятся так называемые
трансфертные платежи ¾ такие виды платежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в
бюджет. Это платежи из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и .т.д.
Страницы: 1, 2, 3
|