Экономическая сущность и роль государственного бюджета
Функциональная классификация представляет развернутую
характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных
отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по
четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфики. Категория
включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов,
финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер
расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная
плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.
При исполнении бюджет используется сочетание
функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации,
включающей основные подразделения обеих классификаций.
Исполнение расходов и кредитование бюджета по ведомственной
классификации означают группировку по администраторам бюджетных программ,
например Администрация Президента Республики Казахстан, хозяйственное
управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов
Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы
Республики Казахстан.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и
адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой
оперативности управления с применением средств автоматизации.
В ряде государств применяется практика разделения расходной
части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование
инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с
расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы,
которые вытекают из действующих норм и сложившегося
уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных
накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития
объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства,
централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий;
анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно
и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен
последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в
пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные
расходы бюджета развития не должны носить
обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел,
то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то
придется сократить расходы бюджета развития.
3.2 Баланс
бюджета и дефицит бюджета.
В каждом бюджете желательно уравновесить,
то есть сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс - это равновесие,
и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого
состояния денежных поступлении и расходов государства. Превышение доходов над
расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на
погашение государственного долга или может составить свободные остатки
бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки
бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному
бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных
органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности и на покрытие
государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой
необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими
администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит
государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита
характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита
считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях
дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных
займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците
бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются
дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет
к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег,
снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а
его наличие вызывается следующими причинами:
1) общим спадом производства
в экономике страны;
2) ростом издержек общественного
производства;
3) чрезмерным выпуском в
обращение денег, не покрываемых товарными массами;
4) преобладанием в расходах бюджета значительных
социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;
5) большими объемами
финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса,
на управление;
6) крупномасштабным оборотом
«теневой» экономики;
7) непроизводительными
расходами и потерями в национальном хозяйстве.
Существуют следующие способы покрытия бюджетного
дефицита:
а) государственные займы;
б) увеличение налогообложения;
в) эмиссия денег.
В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в
прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно – путем выпуска
государственных ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые
увеличивают свои резервы н посредством банковского мультипликатора увеличивают
количество денег в обращении.
Фискальная политика в
отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях.
1. Ежегодно балансируемый
бюджет.
Подобный бюджет до последнего времени считался целью
фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую,
антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета
может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и
падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В
этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить
ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба чти
действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение
производства.
Политика сбалансирования бюджета может
также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов
автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного
излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов,
либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух
мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического
цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая
дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и
сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение
дефицитов в годы спада. Таким образом, проводится антициклическая фискальная
политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном
этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по
глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность
бюджета.
3. Концепция фискальных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом
для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной
полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является
второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного
долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая
система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического
роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате
чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически
неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В
данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного
государственного долга для нормальной экономики не опасны.
Фискальная политика, ориентированная на концепции
бюджета, балансируемого на циклической основе и функциональных финансов,
предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий,
учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за
формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятии по
направлениям государственных расходов.
3.3
Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах
совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы
взаимосвязи ее звеньев.
Состав бюджетной системы определяется
национально-государственным устройством страны. Возможны федеративное и
унитарное устройство государства: в первом случае применяется трех звеньевая
бюджетная система: центральный бюджет (союзный, федеральный, республиканский),
бюджеты членов федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты.
Во втором случае применяется двух звеньевая бюджетная система: центральный
бюджет и местные бюджеты. В обоих случаях возможна различная степень
обособления и самостоятельности бюджетов, но, как привило, за центральным бюджетом
сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам в
зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими
процессами.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:
республиканский бюджет;
местные бюджеты: областей, городов, районов, районные в
городах.
Бюджетная система основывается на принципах единства,
полноты, реальности, гласности.
1. Принцип
единства означает степень
организационно-экономической централизации бюджетной системы. Наиболее полно
принцип единства проявлялся в бюджетной системе СССР. В настоящее время этот
принцип ослаблен в связи с обретением самостоятельности
местных органов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми
ресурсами.
Единство выражается в существовании общей системы
государственных доходов, действующих на территории страны, единообразии
государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и
организации бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим
прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление
эффективного контроля со стороны Парламента за движением бюджетных средств.
Принцип
единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы,
использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением
необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода
государственного бюджета страны. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии
бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных
источников. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую,
включая налоговую, политику.
2. Принцип полноты
означает сосредоточение в бюджете всех
финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых
расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все
поступления и затраты государства. В мировой практике этот принцип в настоящее
время считается менее целесообразным, поскольку следование ему перегружает
бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с самостоятельными
источниками доходов. В Казахстане же принят централизованный способ
формирования государственных финансовых средств, поэтому с 1998 г. в
государственный бюджет включены средства внебюджетных фондов: пенсионного, социального
страхования, дорожного, содействия занятости населения,
3. Принцип
реальности необходим для предотвращения и
устранения фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое
отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных
сумм исполнению бюджетных назначений. Реальность определяется обоснованностью
расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на
показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием
бюджетных резервов.
4. Принцип
гласности означает требование публиковать
данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с
составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия
(сокращение расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).
Условиями нормального
и эффективного функционирования низовых - местных бюджетов являются самостоятельность
и сбалансированность.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и
закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право
использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в
пределах полномочий, определенных законами страны.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться
необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и
утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут
устанавливаться предельные размеры дефицита бюджетов.
Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за
счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия
дефицита бюджета является:
1.
выпуск государственных займов;
2.
использование кредитных ресурсов.
С целью уменьшения дефицита или его устранения
используется секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов на
определенный процент по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося
времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется
Парламентом республики и местными органами власти.
3.4 Бюджетный процесс
Бюджетный процесс (бюджетная
процедура) - это регламентированная законодательством
деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению,
утверждению, исполнению бюджетов, контролю за исполнением и утверждением отчетов
об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется
Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О республиканском бюджете»,
иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной
власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов
об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти,
рассмотрение и утверждение — функциями Парламента и местных представительных
органов - маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.
Для разработки проекта республиканского бюджета
Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая
рассматривает внесённые Министерством финансов основные прогнозные
показатели проекта республиканского бюджета и сопутствующие ему
предложения, согласовывает их.
Важная роль в бюджетном процессе отводится Министерству
финансов. Оно разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на
предстоящий трёхлетний период на основе параметров индикативного плана
социально-экономического развития страны, экономических и социальных программ
развития территории с учетом ежегодного послания Президента Республики
Казахстан к народу. Министерство финансов обобщает заявки администраторов
республиканских бюджетных программ*, с учетом предложений бюджетной
комиссии разрабатывает и представляет в Правительство Республики Казахстан проект
закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Министерство
финансов доводит до акимов областей, городов Астаны и Алматы согласованные
показатели: поступления в их бюджеты, лимиты долга, объёмы расходов на
погашение и обслужи ванне долга местных исполнительных органов.
Администраторы республиканских бюджетных программ в
сроки, устанавливаемые Правительством, вносят в Министерство финансов бюджетные
заявки, а акимы областей и городов Астаны и Алматы - вышеупомянутые
согласованные показатели их бюджетов.
Закон о республиканском бюджете должен содержать:
- объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения
основного долга по ранее выданным кредитам, расходов, кредитования и дефицита
(профицита) бюджета;
- минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного
расчетного показателя;
- размер резервов Правительства Республики Казахстан;
- сумму выполнения обязательств по государственным гарантиям
Республики Казахстан;
- лимит долга местных исполнительных органов, городов Астаны и
Алматы на конец соответствующего финансового года:
- перечень предельных расходов по функциональным группам,
администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;
- перечень республиканских и местных бюджетных программ, не
подлежащих секвестированию*;
- особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных
бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением
минимальной суммы расходов. Проект закона о республиканском бюджете на
предстоящий финансовый год представляется Правительством в Парламент
Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего
планируемому.
Утверждение
республиканского бюджета и внесение в него изменений и дополнений происходит на
совместном заседании палат, после процедур последовательного рассмотрения
проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем - в Сенате. Республиканский бюджет
утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном
заседании палат Парламента не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря
текущего года. В случае если Парламент в этот срок не примет Закон о республиканском
бюджете, Президент вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на 1
квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения
Парламентом республиканского бюджета.
Для разработки проектов местных бюджетов акимы
образуют бюджетные комиссии соответствующих
административно-территориальных подразделений, определяют задачи и порядок их
работы. Комиссии рассматривают и вырабатывают предложения о предоставлении на
согласование основные прогнозных показателей по их бюджетам: объёмов
поступлений, лимитов долгов, объемов расходов на погашение и обслуживание
долгов местных органов власти с учетом бюджетных заявок администраторов местных
бюджетных программ. Бюджетные комиссии формируют и представляют на одобрение
акимов основные прогнозные показатели проекта местного бюджета. Местные исполнительные
органы с учетом предложений бюджетных комиссий разрабатывают проекты
соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября предоставляют прогнозы
в Министерство финансов.
Областные представительные органы утверждают стабильные
нормативы распределения доходов между областными бюджетами и бюджетами районов
(городов), долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных
бюджетов и бюджеты районов (городов), и бюджетных изъятий, передаваемых
из бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее
двухнедельною срока после вступления и силу закона о республиканском бюджете
уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на
рассмотрение маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об
их утверждении.
Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после
утверждения областного бюджета вносят проект бюджета на рассмотрение
соответствующих маслихатов. которые не позднее двухнедельного срока принимают
решение об утверждении бюджета.
Решение маслихата о местном бюджете должно содержать:
1.
объемы доходов, полученных от официальных
трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным из местного бюджета
кредитам, расходов, кредитования, дефицита (профицита) бюджета и финансирования
дефицита (использования профицита) бюджета;
2.
нормативы распределения доходов между
областным бюджетом и бюджетами районов (городов) на основе утвержденных
стабильных величин;
3.
размеры резервов и лимит долга области,
городов Астаны и Алматы на конец соответствующего финансовою года;
4.
размеры местного государственного фонда
охраны окружающей среды;
5.
Предельные расходы по функциональным
группам, администраторам местных бюджетных программ и по программам;
6.
перечень местных бюджетных программ, не
подлежащих секвестированию.
До утверждения местных бюджетов соответствующими
маслихатами исполнение бюджета первого квартала осуществляется в размере 25% от
проекта годового бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство Правительства Республики Казахстан, вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов
областей в процесс разработки и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается
(за исключением случаев, предусмотренных Законом «О бюджетной системе»).
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Казахстан. Государственные
учреждения в пределах утвержденных администраторами программ, смет производят
расходы на основании разрешений, выдаваемых Комитетом казначейства Министерства
финансов Республики Казахстан; оно вправе отзывать, приостанавливать
финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренные
казначейскими разрешениями.
Министерство финансов Республики Казахстан вправе
размещать временно свободные бюджетные деньги со счетов органов Казначейства
во вклады (депозиты) в Национальном банке Республики Казахстан в порядке, определяемом
Правительством.
Правительство Республики Казахстан имеет право в ходе
исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов,
реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным Законом о
республиканском бюджете, и изменить источники покрытия дефицит республиканского
бюджета.
Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение
бюджетом соответствующих административно-территориальных единиц,
эффективное и целевое использование бюджетных средств. Ведение счетов местных
бюджетов, счетов государственных учреждений, содержащихся за счет местного бюджета,
переводные операции для них осуществляются органами Казначейства Министерства
финансов на основании финансовых разрешений, выдаваемых местными
исполнительными органами; они вправе отзывать и приостанавливать финансирование
в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренные
финансовыми разрешениями.
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными
органами принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми
увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим
бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.
Нормативные правовые акты Правительства и центральных
исполнительных органов, в соответствии с которыми увеличиваются расходы
бюджетов областей, городов Астаны и Алматы. принимаются с установлением вступления
их в силу не ранее следующею финансовою года.
Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года, не подлежат изъятию в вышестоящий
бюджет. Они используются на погашение основного долга местного исполнительного
органа, погашение кредиторской задолженности местного бюджета, а при отсутствии
таковых - на финансирование местных бюджетных программ.
Применяется порядок изменения расходов бюджета,
состоящий в следующем: при превышении установленною уровня дефицита бюджета
либо снижении поступлений доходных источников в ходе его исполнения,
Правительством Республики Казахстан, а также местными исполнительными органами
принимается решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не
более чем на 10% от утвержденных сумм: а свыше 10% - путем внесения изменений в
Закон о республиканском бюджете и в соответствующие решения маслихатов о
местных бюджетах.
Перечень программ, не подлежащих секвестированию,
определяется Парламентом Республики Казахстан и местными представительными
органами в законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.
Операции республиканского и местных бюджетов отражаются
на кассовой основе через Единый Казначейский счет; при отражении
расходов счет дебетуется, доходов - кредитуется. Операции по поступлениям и
налогам за счет государственных внешних займов и грантов отражаются на
основе месячных отчетов по поступлениям и расходованию этих средств в
национальной валюте по курсу, установленному Национальным Банком на дату
совершения операций. Натуральные гранты в операции республиканского бюджета не
включаются.
Для функции расходов, не обеспеченных финансированием в
истекшем финансовом году по утвержденным суммам, а также по зачислению в
бюджеты официальных трансфертов, установлен срок, в течение которою проводятся
заключительные операции, не включаемые в новый финансовый год - счетный период, продолжительностью до 1 апреля
текущего бюджетного года. Финансовый год — бюджетно-учетный период, начинающийся
1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года.
Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет Правительство Республики Казахстан Парламенту и Счетному
комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля
года, следующего за отчетным. Министерство финансов представляет в Счетный комитет
по контролю за исполнением республиканского бюджета месячные отчеты об
исполнении республиканского бюджета на уровне подпрограмм. Местные
исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении бюджетов
вышестоящему исполнительному органу и соответствующему представительному органу
- маслихату. Областные исполнительные органы и городов Астаны и Алматы представляют
ежемесячные отчеты Министерству финансов. Министерство финансов ежемесячно
составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за
отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству
Республики Казахстан.
Контроль за правильностью исполнения и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из
республиканского бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии
с казначейскими разрешениями, осуществляется Министерством финансов и его
территориальными подразделениями, а государственных учреждений, финансируемых
из местных бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии
с финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными органами.
Контроль
за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю
за исполнением республиканского бюджета, а местных бюджетов - ревизионными
комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также
Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными органами с
обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных
органов
.
3.5
Пути совершенствования и развития государственного бюджета
Относительно арендной платы за использование космодрома Байконур.
В соответствии с Соглашением от 8 октября 1998 года между Казахстаном и
Россией об урегулировании взаимных финансовых вопросов оплата арендной платы за
использование Российской Федерацией комплекса "Байконур" в 1999 году
была предусмотрена в размере 115 млн. долл. США, из них: 65 млн. долл. США –
поставками товаров, 50 млн. долл. США – в денежной форме, которые своевременно
поступили в бюджет.
Недопоступление связано с тем, что указанные выше поставки
товаров на сумму 65 млн. долл. США в 1999 году не производились. В настоящее
время соответствующие государственные органы определяют и согласовывают с
российской стороной перечень товаров.
По вопросу недополучения доходов от операций с
капиталом. В соответствии с проектом Концепции управления государственным
имуществом и приватизации в Республике Казахстан, внесенной на рассмотрение
Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента с приватизации
государственного имущества на обеспечение его эффективного управления с целью
улучшения финансово-экономических показателей государственных предприятий.
Приоритетом при обеспечении эффективного управления
государственного имущества будет являться классификация объектов
государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления и
определение цели государственного управления по каждому объекту управления (или
группе объектов).
Отмечаемое автором невыполнение плана по приватизации
(составившего за шесть месяцев 15,3% к намеченному на полугодие объему) связано
с тем, что из десяти объектов, относящимся к так называемым "голубым
фишкам", четыре объекта выведены из программы в соответствии с решениями
Правительства: "ССГПО", "Алюминий Казахстана", "ТНК
Казхром", "Корпорация Казахмыс". Из предполагаемых госпакетов
продан госпакет акций, соответствующий 16,7% уставного капитала ОАО
"Народный Сберегательный Банк Казахстана". Кроме того, из пяти
оставшихся объектов реальна (учитывая заинтересованность инвесторов) продажа
только пакетов акций двух объектов – ОАО "Мангистаумунайгаз" и ОАО
"Казахтелеком".
По вопросу расширения доходной базы местных бюджетов. Во
внесенных Правительством на рассмотрение Парламента Республики Казахстан
предложениях о внесении некоторых изменений и дополнений в Закон Республики
Казахстан "О бюджетной системе" уже учтены упоминаемые автором предложения
по расширению перечня поступлений, включаемых в местный бюджет, путем передачи
им некоторых источников поступлений. Это очень широкий перечень, начиная от
сборов за проезд по платным государственным автомобильным дорогам местного
значения заканчивая поступлениями изъятых доходов, полученных от
безлицензионной деятельности казино, тотализаторов и игорного бизнеса.
По децентрализации бюджетной системы. Одним из
показателей децентрализации государственных функций является отношение расходов
республиканского бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходов
государственного бюджета с 1998 года по первое полугодие 2000 года
свидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета к
расходам местных бюджетов сократилось с 1,98 в 1998 году до 1,56 по состоянию
на 1 июня 2000 года.
Вышеназванной децентрализации предшествовала реализация
следующих мероприятий. В рамках подготовки проекта Закона Республики Казахстан
"О республиканском бюджете на 1999 год" был проведен функциональный
анализ расходов государственного сектора Республики Казахстан.
С целью рационализации функций государственных органов и
исключения дублирующих функций в процессе административной реформы
государственного управления была осуществлена попытка устранения излишних
уровней и звеньев управления путем передачи подведомственных организаций
государственных органов, выполняющих функции управления, надзора и контроля
государственных органов в состав государственных органов. В рамках
реформирования административной и бюджетной системы были определены государственные
органы, ответственные за выполнение вышеперечисленных государственных функций.
Роль государственного сектора в настоящее время
ограничивается только теми видами деятельности, которые не могут эффективно
реализовываться частным сектором. Учитывая, что виды деятельности, относящиеся
к частному сектору, все еще будут осуществляться государственными
предприятиями, существует необходимость дальнейшая работа по определению
границы бюджетной сферы для разделения государственного и частного секторов.
Функция выплаты пенсий по солидарной системе и
государственным социальным пособиям, по инвалидности, потере кормильца и по
возрасту принята на республиканский бюджет. При этом Правительство исходило из
принципа обязательности и равномерности социальных выплат на территории всей
страны.
Другим моментом децентрализации является предоставление права
местным исполнительным органам осуществлять заимствование. В 1999 году местными
исполнительными органами привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и эти деньги
нужно вовремя отдать, не допуская просроченных долгов. Избежать местных
дефолтов поможет система инвентаризации и мониторинга задолженности, оценка
эффективности региональных инвестиционных программ и прогнозирование денежных
потоков.
По планированию бюджета. Бюджетная
комиссия образована Указом Президента Республики Казахстан в марте 2000 года.
Она интенсивно работает над закреплением финансовой стабильности в стране,
расширением финансирования социальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма
в планируемых расходах.
В основу разработки бюджета на 2001 год заложен принцип
среднесрочного бюджетного планирования, основные параметры государственного
бюджета определяются на основе Индикативного плана социально-экономического
развития Казахстана на предстоящий среднесрочный период.
Правительством определены следующие приоритеты расходов и
кредитования:
1) в части обеспечения национальной безопасности: выполнение
обязательств Республики Казахстан по обслуживанию и погашению
правительственного долга, направление средств на оборонные расходы в объеме не
менее одного процента от прогнозного объема ВВП на 2001 год, а также
направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;
2) в части социального развития: направление средств на
выплату пенсий и государственных социальных пособий; на информатизацию,
учебники, подготовку кадров; централизованный закуп противодиабетических,
противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.
3) в части обеспечения экономического роста: направление
средств на погашение кредиторской задолженности республиканского бюджета, по
итогам предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на
сельскохозяйственные нужды.
4) в части инфраструктуры, транспорта и связи – направление
средств на строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части формирования профессионального Правительства –
направление средств на административные расходы центральных государственных
органов
Заключение
Решение
проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода связано, прежде
всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере
производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно
сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения
будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных
хозяйственных объектов.
Важным
инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения
бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных
средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в
рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться
определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства
Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных
вариантов использования выделенных ассигнований.
В целях
постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его
финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно
бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный. Регулярный охватывал бы, в основном,
текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а
чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается
за счет государственной задолженности. Важным условием решения проблемы эффективного
управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы
страны и соответствующее изменение функций Министерства Финансов и
Национального Банка, направленное на исключение возможностей автоматического
кредитования государственных расходов. В случае же нехватки бюджетных средств
могут допускаться краткосрочные кассовые кредиты для финансирования сезонного колебания
доходов.
Список используемой
литературы:
- Закон
Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года N 357-1 «О бюджетной системе»
(с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 16.07.99 г. N
440-1; от 26.07.99 г. N 463-1; от 4.11.99 г. N 472-1 (вступили в действие
с 1.01.2000); от 22.11.99 г. N 485-1 (действуют до 31.12.2002 г.); от
29.11.99 г. N 487-1);
2.
Закон
Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от
24.04.95 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2000 г.;
3.
«Финансы» Мельников В. Д., Ильясов К. К.,
Алматы 2001;
- «Общая теория финансов» Учебник, Дробозина Л.А.;
- «Финансы, денежное обращение, кредит» Под ред.
Дробозиной Л.А.;
- «Курс экономической теории» Учебник, под общей
ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство
«АСА», 1997;
- «Государственные финансы в новых условиях»
Лушин С.И., издательство Финансы, Москва, 1998;
- «Финансы» Учебное пособие, Ковалева А.М.,
Баранникова Н.П., Богачева В.Д., под ред. проф. Ковалевой А.М., Москва,
Финансы и статистика, 1997;
- «Экономическая теория» Учебное пособие, Борисов
Е.Ф., «ЮРАЙТ», Москва, 1998;
- "Казахстанская правда" от 24 июня 2000
года.
* Секвестр - запрет на расходование средств в
определенных пределах; вводится в случаях, когда при исполнении бюджета
происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются
поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным
финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетных
программ.
Страницы: 1, 2, 3
|