Экономическая теория. Социальная политика государства
Экономическая теория. Социальная политика государства
Введение.
Наиболее масштабной
задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся
рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев
общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее
реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в
социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в
стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование
занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда
и, как следствие, увеличения национального дохода .
Существуют
некоторые проблемы, связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты
населения. В данной работе рассмотрены принципы и направления социальной
политики, а также система социальной защиты в России. Проблема охвата
социальной защитой всех слоев населения, обусловленная отсутствием
нормативно-законодательной базы и прочими трудностями.
Необходимость и
сущность социальной политики государства
В любой хозяйственной
системе общество сталкивается с необходимостью решения трех задач: что, как и
для кого производить. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем
действия правительства, направленные на распределение и перераспределение
доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную
политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно
из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить
социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые
«стартовые условия» для граждан страны.1
Социально ориентированная рыночная
экономика предполагает значительную деятельность государства в решении
социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует
трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную
защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость
вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения
социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода
через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система
социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой
войны и получила название «государства благосостояния».
В социальной сфере господствующее
положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные
функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины
государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои
особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики
государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность
социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер
перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная
политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные
институты социальной сферы.
Социальная политика призвана
гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от
болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение
государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это
сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется
через механизм государственных программ социального обеспечения и системы
социальных услуг.
Важнейшей частью государственной
программы социального обеспечения является социальное страхование.1
Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то
времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей,
пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части
населения потерю дохода из фонда социального страхования.
1 «Основы экономической теории» издат.
«Норма» М.А. Асжина; Г.Г. Чибриков; М – 1996г
Источником
фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также
отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками
финансирования социального страхования в различных странах различно. Например
во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде
социального страхования 22%, предприятий – 59%, государства – 17%.
Другая часть государственной программы
социального обеспечения составляет общественное вспомоществование.1
Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на
поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в
трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование
может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды,
продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).
Социальная защита населения в странах
рыночной экономики достигает значительных размеров. Так в США расход на социальное
страхование составляет 40% федерального бюджета, а на вспомоществование – 16%
Система социальных услуг
(здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости)
опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в
каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в
финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем
самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики
государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через
государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов частично
возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным
социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к
налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном
материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются
различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов
от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным
(пенсионерам, больным, инвалидам).
Наилучшим образом социальную политику
государства в рыночных условиях отражает так называемая «шведская модель
благосостояния»
«Шведская модель» это система
взаимосвязанных принципов, предусматривающая одновременность их реализации.
Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор
государственных услуг, высокий уровень организации трудящихся в профсоюзы, их
роль в решении ряда экономических проблем – все это компоненты одновременного
действия.
Перестройка социальной политики идет
по нескольким направлениям. Сокращаются расходы на социальные нужды,
увеличивается платность социальных услуг, повышаются требования для получения
социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы все больше
заменяются профессиональной подготовкой рабочей силы, происходит
разгосударствление предприятий сферы социальных услуг путем частичной продажи
государственной собственности и развития частного сектора в отраслях социальной
инфраструктуры.
1 «Основы экономической теории» издат.
«Норма» М.А. Асжина; Г.Г. Чибриков; М – 1996г
Главное звено в социальной политике
государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход»
представляет собой показатель результатов экономической деятельности.
Экономическая литература использует понятие «доход»1 как превышение
стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также
как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в
произведенном продукте и присвоенную им.
Уровень доходов членов общества
является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности
материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования,
поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов,
оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме
размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень
насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Для оценки уровня и динамики
доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и
реального дохода.1
Номинальный доход /NI/ — количество денег, полученное
отдельными лицами в течение определенного периода:
Располагаемый доход /DI/ — доход, который может быть
использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход
меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход /RI/ — представляет собой
количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в
течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников,
основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии
государственных программ помощи в виде выплат и льгот. поступления из
финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.)
и др.
Средства, получаемые населением,
работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства
(труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная
плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д.,
доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного
развития оплаты фактора труда свидетельствую о том, что данный вид дохода
сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на
долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на
формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной
помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение,
содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида
пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям
на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения
доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формирований
экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.
1 «Курс экономической теории»
под редакцией М.Н. Чепурина ; Е.А. Киселевой. Киров – 1994г
При доминирующей роли заработной
платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как
предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии
государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного
отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения,
получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
1) выплат по государственному страхованию;
2) банковских ссуд на
индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым
семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое
строительство);
3) процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам
года;
4) доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и
погашении по займам;
5) выигрышей по лотереям;
6) временно свободных средств,
образующихся в результате покупки товаров в кредит;
7) выплат различного рода
компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные поступления
включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные
магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось,
включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные
платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода
налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство
реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в
последующем социальной политики через перераспределение денежных средств,
оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан
и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в
данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в
доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов
устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Обратимся к конкретным примерам
неравенства в распределении доходов: какова пропасть между богатыми и бедными?
Как измерить неравенство в распределении доходов?
Одним из наиболее известных способов
измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца,
названной так по имени американскою экономиста и статистика Макса Лоренца.
Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода
общества между различными группами населения. (Рис 1)
По горизонтали отложены
процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые
этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное
равенство, то 20% населения получали бы 20% от всего совокупного дохода
общества, 40% населения — соответственно 40% дохода, 80% населения — 80% дохода
и т.д. Следовательно, линия ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении
доходов.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и
40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением
одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода.
Ломаная линия ОЕ — это линия абсолютного неравенства.1
В реальности фактическое
распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца,
от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим
заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства
в распределении доходов.
Если площадь заштрихованного
Рис. 1 Кривая Лоренца
участка графика обозначить буквой Т,
то можно получить следующее
отношение:
Т
G = ---------
OFE
где G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
На рис. 2 приведены различные кривые Лоренца для России на 1997
г., отражающие распределение доходов от собственности, предпринимательских
доходов, доходов от труда (заработная плата) и т. д.2
линия равномерного распределения
социальные
трансферты
оплата труда
денежные доходы
всего
предпринимательские
и другие доходы
доходы от
собственности
Рис. 2 Кривые Лоренца для России
1 «Курс экономической теории» под
редакцией М.Н. Чепурина ; Е.А. Киселевой. Киров – 1994г
2 Белая книга. Экономика и политика России
в 1997г. ИЭППП. М., 1998г
Больше всего приближается к линии абсолютною
равенства кривая Лоренца, отражающая распределение доходов с учетом
трансфертных выплат, а далее всего от нее находится кривая, демонстрирующая
распределение доходов от собственности.
Рассмотрим динамику коэффициента Джини в
России. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,260, а в 1993 г., после одного года
радикальных экономических преобразований, уже 0,496. В 1997 г., по данным
Института экономических проблем переходного периода, он снизился, составив
величину 0,370.1
Для сравнения коэффициент Джини составлял в
Япония -0,270; Швеции - 0,291; США 0,329; Бразилии - 0,565; Великобритании
-0,297; Германии - 0,250.
В связи с переходом России к рыночной
экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей
дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период
социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, не декларируемые
субъектами теневой экономики и просто граждан. Следовательно в переходной
экономике России коэффициент Джини может оказаться еще большей величиной по
сравнению с официальными цифрами. Периоды экономических потрясений, высокой
инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп
населения. Так, в России (сентябрь 1997 г.) на долю 10% наиболее обеспеченной
группы населения приходилось 31% денежных доходов, а на долю 10% наименее
обеспеченной 2,5%. Таким образом, разрыв в доходах этих групп составил 12,5
раз. В сентябре 1998 г. этот разрыв составил 13,5 раз. Обратим особое внимание
на неравномерность коэффициента по различным регионам и отдельным крупнейшим
промышлснно-финансовым центрам. В 1997 г. он составил в Дальневосточном
экономическом районе 16,4; Центрально-Черноземном районе 6,4; в Москве 15,9
раз.2
Но почему
вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демократических странах
принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться
соответствующими институтами рыночной экономики. Отметим самые важнейшие
факторы и причины неравенства.
Во-первых,
от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак и
физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в
виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше
шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.
Во-вторых, различия во владении
собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в
какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих.
Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. е. доход от
собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.
В-третьих,
различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых
двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов
получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую
высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.
1 Белая
книга. Экономика и политика России в 1997 году. ИЭППП М.. 1998г. С.75.
2 «Курс экономической теории»
под редакцией М.Н. Чепурина ; Е.А. Киселевой. Киров «АСА» – 1999г
В-четвертых,
даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования
больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти
люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте
для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое
неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.
В-пятых,
есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем,
неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для
рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства
в распределении доходов.
Таким
образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических
возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют
даже в самых благополучных высокоразвитых странах.
По что
такое бедность? Как определить ее уровень? Статистические службы, профсоюзы
занимаются исчислением уровня бедности. От этого будут зависеть масштабы и
направления перераспределения доходов, построение налоговых систем, систем
пенсионного обеспечения и т. п.
Бедность -
это уровень дохода, достаточный для тою, чтобы поддерживать. прожиточный
минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего дохода на продукты питания.
Увеличив эту величину в 3 раза, можно получить доход, необходимый для
существования на уровне прожиточного минимума.1
Обратим внимание на
то, что прожиточный минимум - это не физиологический минимум, который можно
определить как уровень дохода необходимый для физического выживания.
Прожиточный минимум, или черта бедности, говорит нам не о границе выживания, а
о некоем минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет
различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных
исторических этапах ее развития.
Рассмотрим основные
направления и принципы социальной политики.
1 «экономика» П.
Самуэльсон., В. Нордхаус. 15 издание. М. – 1997г
Принципы и направления
социальной политики.
Государство является механизмом распределения
социальных выплат населению. Уровень жизни всех слоев населения во многом
зависит от того какую политику будет проводить государство. Чрезмерно активное
вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание
доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению
эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли
государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации
доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге
к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных
масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в
обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной
справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в сфере соприкосновения экономической и духовной
сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим
законам, но тем не менее тесно взаимосвязанных. При всей однотипности
экономических законов в странах с рыночной организацией хозяйства экономические
процессы в них развиваются по разному в зависимости от духовных, нравственных
устоев общества, национальных традиций, исторических особенностей. Так, чрезвычайно высокие ставки налогов,
взимаемых с доходов частных лиц и прибылей корпораций в Швеции, являются
неприемлемыми для США, их введение могло бы привести американскую экономику к
катастрофе. Как же определить оптимальные нормы выплат, налоговых ставок,
объемов доходов?
Поэтому что приемлемо с точки
зрения экономики не всегда соответствует этническим нормам данного общества и
наоборот. Существует несколько взглядов на справедливость распределения благ.
Четыре взгляда на
справедливость.1
Эгалитарный. Считается справедливым уравнительное распределение доходов.
Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное
количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым
было бы распределение поровну. Проблема заключается в том, что понимать под
«одинаковыми заслугами»? Одинаковый трудовой вклад в общественное
благосостояние? Одинаковые стартовые условия в смысле владения собственностью?
Одинаковые умственные и физические способности? Единого ответа на этот вопрос
мы, очевидно, не получим, потому что опять обращаемся к нравственным суждениям.
Но здесь представляется важным подчеркнуть, что эгалитарный подход не столь
примитивен, как его иногда представляют: взять и поделить все поровну. Ведь
речь идет именно о равном распределении благ между равным образом
заслуживающими этого людьми.
Роулсианский. Основан на утверждении,
что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует
благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Для обоснования
своего подхода Джон Роулс, американский философ, чье имя дало название рассматриваемой
концепции, использует специфическую мысленную конструкцию, известную в
1
«Микроэкономика» Р. Пиндайк., Д. Рубенфельд., М – 1992г
экономической
теории под названием «вуаль неведения» (veil of ignorance). «Вуаль неведения» означает,
что при формировании принципов справедливого распределения нужно
абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния.
Другими словами, если бы была возможность устранить все, что является
результатом случая или традиции, какое бы общество мы бы выбрали, если бы были
свободны выбирать все, что угодно? И если бы мы осуществляли свой выбор во
взаимодействии с другими, такими же свободными и равными людьми? Например,
принимая решение о правилах справедливого распределения доходов, вы лично
должны, набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы
станете в результате принятия таких правил: нефтяным магнатом, кинозвездой,
почтальоном, учителем, бомжем и т. д. Что предпочел бы в таком случае каждый
член общества? Роулс утверждает, что в условиях «вуали неведения» каждый
предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и потому
одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено
максимизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.
Роулсианская
функция общественного благосостояния имеет следующий вид:
W(u1,u2, . . . . . un
) = min { u1,u2, . . . . . un } (2)
или для нашего гипотетического
общества из двух лиц:
W(uA,uB) = min { uA,uB
.}
речь идет
о решении задачи «максимина». т. е. максимизации благосостояния лица с
минимальным доходом. Другими словами, подход Дж. Роулса означает, что
справедливость распределения дохода зависит только от благосостояния самого бедного
индивида. Роулсианская общественная кривая безразличия будет иметь следующий
вид (рис.3):
полезность
А
0
полезность В
Рис. .3. Общественная кривая безразличия:
роулсианский подход
Мы видим,
что никакое приращение благосостояния одного индивида не оказывает влияния на
благосостояние другого Общественное благосостояние, по Роулсу, улучшается
только в том случае, если повышается благосостояние наименее обеспеченного
индивида.
Утилитаристский
принцип1 (его разработал во второй половине XIX века английский
экономист и правовед Иеремия Бентам) считает справедливым такое распределение
доходов, при котором максимизируется общественное
1 Утилитаризм - этическая концепция,
построенная на отождествлении добра и пользы.
благосостояние, представленное суммой
индивидуальных полезностей всех членов общества. Математически это можно
выразить в виде формулы, отражающей утилитаристскую функцию общественного
благосостояния:
n
W(u1, u2, . . . . . un
) = Σ ui (1)
i=1
где W-функция общественного
благосостояния, а u индивидуальная функция полезности. В нашем условном
примере, когда все общество состоит из двух лиц, «А» и «В», формула примет
вид: W(uА,uВ) = иА+ иВ
Приведенная формула (1) требует некоторых пояснении. Во-первых,
утилитаристский подход предполагает возможность межличностного сравнения
индивидуальных функций полезностей различных членов общества. Во-вторых,
функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут
быть:
а)
одинаковыми у всех людей,
б)
различными у различных членов общества. В последнем случае мы подразумеваем различную
способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или
натурального). Трудно не согласиться с тем, что для богатого предельная
полезность его денежного дохода вовсе не такая, как у бедного человека.
Поставьте себя на место миллионера, а затем на место скромного конторскою
служащего: у кого будет выше предельная полезность дополнительной денежной
единицы дохода? Очевидно, у последнего из названных субъектов. Тогда предполагается,
что уменьшение полезности например, у «В», должно компенсироваться в ходе
распределения не точно таким же, а большим приращением полезности у «А». Такой
вывод не должен показаться странным, если, напомним, речь идет о максимизации
суммы индивидуальных полезностей.
На рис. 4. мы можем дать
графическое пояснение этого подхода. Для этого используем общественную кривую
безразличия. Общественная кривая безразличия показывает множество комбинаций
полезностей различных членов общества, каждая из которых означает одинаковый
уровень благосостояния общества. Форма общественной кривой безразличия может
иметь различную конфигурацию, На графике (рис. 4.) общественная кривая
безразличия означает множество сочетаний полезностей, которые могут извлекать
указанные субъекты из своего дохода, представленного в денежной или натуральной форме. Все комбинации,
лежащие на общественной кривой безразличия, одинаково удовлетворительны для
общества.
Страницы: 1, 2
|