бесплатные рефераты

Экономическая теория. Социальная политика государства

 

 

 

 


 Экономическая теория. Социальная политика государства  Экономическая теория. Социальная политика государства  0     0 

 А)  полезность В  Б)  полезность В

рис. 4. Общественная кривая безразличия: утилитаристский подход

Если утилитаристская общественная кривая безразличия имеет линей­ный вид причем ее наклон равен -1, как в случае а, то снижение полезности «В» будет компенсироваться точно таким же приращением полезнос­ти «А». Индивидуальные полезности дохода, следовательно, у этих двух членов общества совершенно одинаковы. Коли же общественная кривая безразличия выпукла к началу осей координат (вариант б), то мы видим, ( Эта идея для нас не нова. Потребитель остается на одной и той же кривой безразличия. поскольку уменьшение предельной полезности одного товара компенсируется увеличением предельной полезности другого товара.) что уменьшение полезности для «В» должно компенсирования более, чем равным, приращением полезности «А», поскольку только таким образом остается неизменной суммарная полезность общества в целом. Это означа­ет, что члены общества имеют не одинаковую функцию индивидуальной полезности. Таким образом, согласно утилитаристскому подходу, общество может считать справедливым как равное, так и неравное распределение доходов, в зависимости от представлений о характере индивидуальных функций полезностей разных членов общества. Нетрудно заметить, что в случае а) утилитаристская концепция совпадает с эгалитаристской: по­скольку все люди обладают совершенно одинаковой способностью извле­кать предельную полезность из своего дохода, то справедливым будет его уравнительное распределение.

 

Рыночный принцип. .Считается справедливым распределение доходов. основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным процессом. Этот способ никем не придумывался и не создавался. В этом смысле этот принцип точно описывает Ф Хайек,: «Эволюция не мо­жет быть справедливой». «при подавлении дифференциации, возникаю­щей в результате везения одних и невезения других, процесс открытия но­вых возможностей был бы почт полностью обескровлен»1

Итак, последний из рассмотренных принципов справедливости вновь заставляет нас задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс перераспределения доходов, если блага в свободном рыночном хозяйстве достаются только тем, кто обладает «денежными голосами»? Правительства промышленно. развитых стран не стали дожидаться окончания теоретических споров относительно справедливого распределения до­ходов, тем более, что в дискуссии по вопросам нормативного характера некому вынести суждение, обладающее статусом абсолютной истины. Практика показала, что существование обширных зон нищеты чревато мно­гими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого рос­та экономики, правопорядка, морального здоровья и т. п. В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе.

       Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в парадоксальном явлении, подмеченном многими эко­номистами: количество людей, относимых к категории бедных, может воз­-

 

 Экономическая теория. Социальная политика государства  


1 Хайек.Ф. “Пагубная самонадеянность». М.,1992. С. 130-131.

 

расти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перерас­пределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономи­ческое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вво­дя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным.

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уп­латы налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нуж­ных сумм для социальных программ. Сплошь и рядом мы видим, что це­лью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить имен­но социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.

Особые трудности возникают и при определении того, кто именно име­ет право на государственную помощь. Так, в России в начале экономичес­ких реформ (1993 г.) государство обещало выделять субсидии только тем животноводческим фермам, которые занимаются племенным разведением скота. Не прошло и года, как многие хозяйства объявили себя племенны­ми. Экономисты, настороженно относящиеся к перераспределительным программам, утверждают, что, как только будут объявлены широкие льготы беременным, например, при покупке товаров длительного пользования, так множество женщин тотчас принесут справ­ки о своей беременности. И опять мы увидим, что целью трансферта явля­ется сам трансферт. А ведь государство, предоставляя социальную помощь, надеялось, что производители и потребители изменят свое поведение так, чтобы повысились стимулы к труду и инвестициям.

Американские экономисты подчеркивают и то негативное явление, ко­торое связано в США с программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных отцов). Указанная программа предо­ставляет помощь и внебрачным детям. Конечно, это гуманно, но многие ис­следователи считают, что такая система ведет к упадку нравственности и подрыву института семьи.

Многие ученые, анализируя программы помощи неполноценным семь­ям с детьми, выдвинули гипотезу «культуры бедности» (culture of poverty hypothesis), согласно которой нищета становится образом жизни и переда­ется из поколения в поколение.

Таким образом, как слишком глубокое неравенство подрывает стабиль­ность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство не­редко приходится платить снижением эффективности. Самое сложное в осуществлении социальной политики государства заключается в нахожде­нии приемлемой «социальной цены», или платы, за более равномерное рас­пределение доходов.

 

В России вплоть до конца 1998 г. порог бедности определяли по схеме, установлен­ной еще в начале рыночных реформ в 1992-1993 гг. Тогда это делалось так: бралась стоимость минимального набора продуктов и умножалась

 Экономическая теория. Социальная политика государства  

 

 


на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России тратит на питание в среднем 68,3% семейного бюджета; умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффи­циент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но эта методика все чаще и чаще подвергалась критике, что вполне заслуженно. Ведь многие бедные семьи по пол­года и более не платят за квартиру, не в состоянии приобрести самые необходимые предметы одежды и обуви и т.п.

По новой методике, которая в начале ноября 1998 г. рассматривалась правитель­ством, прожиточный минимум рассчитывается на основе реальной потребительской корзины. В нее входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор про­мышленных товаров, необходимых услуг и впервые включены даже некоторые товары длительного пользования. В новом варианте потребительской корзины присутствуют 33 вида продовольственных товаров и 79 позиций, составляющих минимальный непродо­вольственный набор товаров для взрослых, и 69 позиций - для детей. Таким образом, прожиточный минимум на указанный период времени (ноябрь 1998 г.) определялся по новой методике в 642 руб. в месяц на человека1, что по обменному курсу 16 руб./lUSD в то время соответствовало 40 долл. (Для сравнения - в США прожиточный минимум для семьи из 4-х человек в 1992 г. определялся как 14335 долл. в год). В Москве про­житочный минимум, по данным московских профсоюзов, в мае 1999 г. вплотную при­близился к отметке 2500 руб. По расчетам Самуэльсона и Нордхауса, в 1992 г. доля населения, живущего за чертой бедности в США, составляла 14,5%. По методике Все­мирного Банка (прогноз для России), бедным может считать себя тот, у кого на члена семьи приходится меньше 100 руб. (4 долл. США) в день или 3000 руб. в месяц. При таком понимании за чертой бедности в России (па середину 1999 г) жила половина населения

Итак, если общество признает справедливым поддержку наименее обес­печенных слоев населения, то конкретной реализацией социальных про­грамм занимается правительство страны.2

 

       Особую роль в социальной политике отводится трансфертам. Трансферт - это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следу­ет отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, что­бы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения.

       Одна из важнейших проблем социальной политики является стимулирование поиска работы бедными гражданами. Дело в том, что развитая система социальной помощи в странах с рыночной эко­номикой все чаще делала невыгодным для малоимущих граждан поиск ра­боты. Продовольственные талоны, пособия для матерей с детьми и т. п. составляли такую величину, что оказывалось невыгодным искать работу: получаемый в таком случае заработок оказывался ненамного выше, а то и ниже суммарных социальных выплат, получаемых прежде. В связи с этим существует система негативного

 Экономическая теория. Социальная политика государства  


       1 газета «Труд» 6 ноября 1998г

       2 «Деньги» № 17, 5 мая 1999г

(отрицатель­ного) подоходного налога (НПН), которая заменила бы собой многочис­ленные денежные и натуральные выплаты единой системой денежной под­держки бедных семей.

 Идея НПН (табл. 1) состоит в следующем: платить гарантирован­ный минимум тем, чей доход равен нулю. Но, если человек нашел работу, и его доход начинает расти, то НПН будет сокращаться с определенным коэффициентом. Например, коэффициент равен 50%. Тогда, при получении заработка мы должны уменьшить его на 50% и данную величину вычесть из гарантированного дохода. Так, если гарантированный доход составляет -8000 долл., то при заработке 4000 долл. мы должны уменьшить его на 50% (4000 х 0,5) и эти 2000 долл. вычесть из 8000 долл. Полученный общий до­ход составит 4000 + (8000 - 2000) = 1000 долл.

Таблица 1.

Заработок и негативный подоходный налог (НПН)

Заработок

НПН

Общий заработок (заработок + НПН)

0

8000

8000

4000

6000

10000

8000

4000

12000

12000

2000

14000

16000

0

16000

20000

-2000

18000

 

Как видно из таблицы, негативный подоходный налог уменьшается с ростом заработка. После того, как заработок превысит 16000 долл., нега­тивный подоходный налог уступает место обычному, т. е. положительному подоходному налогу. Проблема заключается в том, как сохранить стимулы к труду при данной системе социальной поддержки. Если коэффициент снижения пособия будет слишком высоким, то бедному гражданину будет выгоднее получать гарантированный минимум и не искать работу. В целом же семьи будут по-разному реагировать на отрицательный подоходный налог в зависимости от того, каков будет сам гарантированный минимум, ве­личина заработка и коэффициент снижения пособия, выступающий как отрицательная предельная налоговая ставка.

В связи с программой перераспределения доходов существует так называемая дилемма эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повыше­ния налогов и их перераспределения. Таким образом, существует опасность того, что экономические стиму­лы будут подорваны, производственная деятельность сократится и умень­шится объем распределяемого «национального пирога». Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер со­здаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист Л.Оукен, назвал эту проблему «дырявым вед­ром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Сле­довательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система социальной защиты в России.

 

       Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

       Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах.

       Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

       В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

       Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

       Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям. 1

 Экономическая теория. Социальная политика государства  

 


       1 «Основы экономической теории» издат. «ТЕХЛИТ» М – 1996г

 

 

 Переход системного кризиса в России в августе 1998г. в открытую форму обусловил необходимость корректировки проводимой социальной политики. Такая корректировка окажется эффективной лишь в том случае, если будет учитывать не только негативные, но и позитивные результаты реформ 1992-1998гг.

Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации установила, что Россия является социальным государством. Построение государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны "развитого социализма" с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

 После финансового кризиса августа 1998г. в России увеличились количество жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума и их доля в общей численности населения страны - соответственно с 32,1 млн. и 21,8% в июле до 43,3 млн. человек и 29,5% в ноябре. Вывод кажется однозначным - проводившаяся социальная политика потерпела полный крах.1

  Вряд ли основную угрозу социальной стабильности в России представляет распад общества на отдельные группы, положительно и отрицательно относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другу социально - экономические интересы. Основная ошибка "олигархического" периода реформирования заключалась в том, что государство вместо сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных(не сумевших адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало покровительствовать крайне немногочисленным богатым.

  Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.

  Первым шагом должна встать разработка Концепции управления социальным развитием России.

  Концепция управления социальным развитием России призвана наметить контуры общественного устройства России как социального государства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствия модели социального государства.

  Далее, необходимо сохранить все положительное, что было накоплено в стране в 90-е годы, и прежде всего:

-         демократические в целом процедуры управления российским обществом;

-         новый тип экономически активного гражданина, рассчитывающего на свои собственные силы и стремящегося видеть государство в качестве защитника своих экономических и социальных прав;

-         новый негосударственный сектор отечественной экономики,

 ориентированный на платежеспособный спрос потребителя.

 


            1 «Вопросы экономики» №2 1999г. «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов и Н. Исаев.

  Необходимо, наконец, признать, что российское государство не потеряет авторитет только в том случае, если сможет создать своим гражданам условия для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту их личных прав и свобод.

  Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявить известную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.

  Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие "социальное государство". Специальным законом должны быть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального государства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц, принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение положений данного закона.

  Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время успешно с содержательной и безуспешно с организационной точек зрения выполняют средства массовой информации. Такая экспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений.

  Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

1.      стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2.      погашение задолженности работникам по заработной плате;

3.      расширение источников финансирования социальных услуг;

4.      внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

5.      введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

       Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.       журнал «Экономист» №4 1997г «Актуальные проблемы социального развития и пути их решения». Доктор экономических наук, профессор Е. Тишин

2.       журнал «Вопросы экономики» № 2 1999г «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов. Н. Исаев.

3.       «Экономикс» (1) Кэмпбелл. Р. Макконнелл. Стенли Л. Брю . Таллин 1995г

4.       «Экономикс» (2) Кэмпбелл. Р. Макконнелл. Стенли Л. Брю . издательство «Республика» М- 1996г

5.       «Курс экономической теории» под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров – 1994г

6.       «по основам экономической теории» издат. «ВЛАДОС» МГТУ им Баумана., М-1995г

7.       «Экономическая теория» учебник для ВУЗов., Издательская группа «НОРМА» М.А.Сажина., Г.Г.Чибриков

8.       «Основы экономической теории и практики» издательство Волгоградского Государственного университета., Волгоград 1994г

9.       «Основы экономической теории» под ред. Проф. В.Д. Камаева., издательство «ВЛАДОС» М-1999г

10.   «Экономическая Теория» учебник для ВУЗов 5-е издание под ред. Проф. В.Д. Камаева., издательство «ВЛАДОС». М-1999г

11.   газета «Труд» 6 ноября 1998г

12.    «Деньги» № 17, 5 мая 1999г

 

13.   «Микроэкономика» Р. Пиндайк., Д. Рубенфельд., М – 1992г

 

14.   «экономика» П. Самуэльсон., В. Нордхаус. 15 издание. М. – 1997г

 

15.   Экономика и политика России в 1997г. ИЭППП. М., 1998г


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ