бесплатные рефераты

Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития

Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу «Региональная экономика и управление» на МУП

На тему «Экономические (прямые и косвенные) регуляторы  регионального развития

 

 

 

 

                                          

 

                                                                                                Выполнил

                                                                                                Третьякова К.Н.

                                                                                                Студент 6  курса

                                                                                                Специальности Государственное и

                                                                                                Муниципальное управление

                                                                                                Группа ГМУ-211

 

                                                                                                Проверил 

                                                                                                Маковецкий И.П.

 

 

 

 

 

Сочи, 2006

ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………………………………………..3

       Глава 1. Методы проведения региональной политики и специфика региональных комплексных программ……………………………………………………………………….4

1.1. Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах……………………………………………………………………………………………4

1.2. . Специфика региональных комплексных программ развития, их структура и типовой классификатор………………………………………………………………………………………8

1.3. Состав и структура комплексной программы………………….…………………………12

Глава 2. Региональные финансы……………………………………………………….17

2.1. Сущность и состав региональных финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территории…………………………………………………………………………….17

2.2. Региональные бюджеты- главная финансовая база региональных органов власти..…..20

2.3. Региональные внебюджетные фонды………………………………………….………….25

Заключение………………………………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и прочее). Во втором- государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связано с административными. В числе этих методов- осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд ( в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализации крупных экологических и социальных программ.

Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, экологическим и социальным проблемам.

Основным источником финансирования региональных соци­альных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы республиканский федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения. Основ­ными средствами реализации социальной политики будут предо­ставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платы работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т. п.

 

 

 

 

Глава 1.Методы проведения региональной политики и специфика региональных

комплексных программ

 

1.1.    Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах.

 

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и прочее). Во втором- государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связано с административными. В числе этих методов осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд ( в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

         Развитие рыночной экономки предполагает более широкое при­менение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федераль­ных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведе­ния политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйству­ющие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т. е. в связи с истощением запасов природных ре­сурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территори­альной структуры экономики; введения регионально-дифференци­рованной амортизации, позволяющей предприятиям, расположен­ным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышен­ных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду особенно в v наиболее неблагополучных регионах.

      Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы прежде всего должны регулировать про­цессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализации крупных экологических и социальных программ; организации межрегиональных и межго­сударственных экономических связей.

Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации струк­туры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.

Специфика регионов предопределяет целесообразность исполь­зования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов.

Успешное проведение экономических реформ требует всесто­роннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.

В области финансовой и налоговой политики в связи с расши­рением экономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перерас­пределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для реше­ния тех задач, которые в соответствии с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах, возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (суб­венции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, ре­шение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.

Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повы­шенной социальной опасности. К таким, требующим постоянного внимания, районам относятся районы нового хозяйственного освоения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), тер­ритории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан). Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов.

Основным источником финансирования региональных соци­альных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы республиканский федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения. Основ­ными средствами реализации социальной политики будут предо­ставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платы работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т. п.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений глав­ный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компа­ний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рациона­лизировать территориальную структуру производства, способству­ющие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народнохозяйственных задач.

В целях повышения инвестиционной активности в регионах предусматривается выплата инвестиционных премий за сооруже­ние объектов, практиковать гарантии на ссуду, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способство­вать предоставлению льготных кредитов на инвестирование, со­зданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, акционерных обществ для завершения ранее начатого строитель­ства объектов, в которых заинтересованы территории.

Методом стимулирования экономики в условиях экономичес­кого кризиса, воздействующим на оживление темпов роста произ­водства, а также осуществления структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для поощре­ния капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций.

Важное место отводится налоговым и амортизационным льго­там в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов. Важное значение региональный аспект имеет для реформи­рования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в этой сфере создалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных республик, областей правительство предо­ставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспорт­ных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой мало­упорядоченной деятельности существенно увеличивается несбалан­сированность бюджета, осложняется общероссийское регулирова­ние внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создавая примерно равные возможности для всех регионов. Это не означает ущемления прав субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а направлено на обеспечение экономической безопасности России. Исключения должны распространяться главным образом на создаваемые сво­бодные экономические зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Специфика региональных комплексных программ развития, их структура и типовой классификатор

 

К настоящему времени в России уже накоплен значитель­ный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Не­смотря на различия в ведомственной и территориальной принад­лежности их разработка должна проводиться на единой методоло­гической основе, а различия в методических подходах к их состав­лению должны сводиться к учету специфики особенностей разви­тия соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной не­равномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной струк­туры хозяйства, обеспечения занятости населения и т. д. В этих условиях оправдано использование новых, эффективных методов воздействия на экономику. К числу таких методов относится программно-целевое прогнозирование, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных экономических уровней.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку, комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, напри­мер «Здравоохранение в России». В ее составе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы — «Здравоохранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т. д. Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным

Программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, отдых и т.д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов определить приоритетность их решения по срокам.

Региональные программы классифицируются по нескольким признакам (территориальная принадлежность, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др.) Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д.

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональном ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т. д.

Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования. Отмечаются перенос способов общегосударственного» программирования на региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранения попытки осуществления чрезмерно большого количества одновре­менно реализуемых не увязанных между собой мелких и частным программ. Программы не проходят объективную экспертизу, содержат завышенные потребности в финансовых и материальной технических ресурсах. Не проводятся расчеты потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования. Проекты часто формируются без учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки. Неправильно устанавливаются сроки завершения программ и отдельных мероприятий. Не создании организационно-управленческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования. Разработка региональных программ осуществляется на условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования. Не организована статистика по выполнению программ.

Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных! структур, разработкой определенной системы стимулов и экономических нормативов с учетом требований рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных  (республиканских, краевых, областных, городских и т. д.) программ.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального зна­чения). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства — это в том случае, когда та или иная про­блема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона. Используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капитале вложения и др.).

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ приграничных территорий. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно- рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка. Основные задачи региональных программ:

•   выравнивание межрайонных различий по показателям экокомического, социального и научно-технического развития;

•   формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

•   сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

•   максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

•   развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;

•   охрана окружающей среды;

•   преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

•   формирование инфраструктуры информационного обеспе­чения органов управления и хозяйствующих субъектов;

•   духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Состав и структура комплексной программы

 

Состав и структура комплексной программы социально-эконо­мического развития региона представляют перечень и взаимо­расположение разделов, отражающих содержательную и функцио­нальную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:    

          -показатели целевой программы;

          -показатели эффективности конечных результатов, где оце­ниваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отража­ющие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответствую­щих пользователей. Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы); перераспределенного эффекта (воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программы могут быть как абсолютными, так и сравнительными (исчис­ляются как прирост по сравнению с началом осуществления программы). Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отноше­ние эффекта к затратам;

            -специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;

            -показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);

            -параметры и оценки клиентных групп, характеризующие пользователей программы;

            -показатели ресурсных (финансовых, материально-техничес­ких, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма пря­мых и сопряженных затрат за вычетом доходов, полученных по программе).

Помимо названных выше показателей разрабатываются форму­лировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпро­грамм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих реше­нию на программной основе, является многоэтапным. Выделяются три основные этапа:

•   отбор региональных проблем, требующих решения;

•   обоснование возможности решения проблем программным методом;

•   независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом.

Отбор проблем включает в себя следующие процедуры:

•   комплексное изучение принятой концепции и прогнозов функционирования экономики региона;

•   анализ складывающейся социально-экономической ситуации (экономический потенциал, внутренние и внешние тенденции развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктура межрегиональных
связей и внешней торговли, уровень удовлетворения произ­водственных, научных, социальных потребностей и др.);

•   определение узких мест в хозяйстве региона, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыв между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);

•   выделение и описание проблем, требующих неотложного решения;

•   структурный, качественный анализ выделенных проблем (выявление соподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем;

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ