бесплатные рефераты

Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития

•   рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке с совокупностью уже решаемых региональных проблем.

Обоснование возможности решения проблем программным методом выключает:

·        разработку рекомендаций об объективной возможности ре­шения проблем программно-целевым методом (выявление наличия у проблем программных признаков — конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);

·         анализ преимуществ и недостатков использования програм­много метода для устранения выявленных проблемных ситу­аций применительно к условиям региона;

·         обобщение и систематизация накопленного в регионе опыта применения программного метода;

·        оценка возможности использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.

 Экспертная оценка целесообразности решения проблем про­граммным методом содержит следующие процедуры:

·         предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материаль­ных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);

·        определение ресурсных возможностей региона и сопостав­ление их с потребностями для решения проблем;

·         расчет полезной результативности решения каждой из про­блем, конкретизация конечных результатов;

·        определение экономической эффективности реализации проблем программным методом;

·        ранжирование проблем для программирования по значи­мости и приоритетности, формирование каталога проблем;

·         принятие решения о разработке конкретных программ.

Технология разработки региональных целевых комплексных программ включает в себя следующие основные этапы:

формирование перечня одновременно реализуемых программ и при­нятие решения об их разработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территори­альных проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточное коли­чество программ, превышающее ресурсные возможности, реали­зуемые текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и средств  для обосно­вания целесообразности их разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, а также с образом жизни и обычаями людей. Не проработанные решения, как показывает опыт, влекут за собой неоправданные, невозмес­тимые потери;

определение органа программно-целевого управления, ответствен­ного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «Заказчик» программы и «Исполнитель» програм­мы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» программ регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;

определение головного разработчика проекта программы и соис­полнителей. Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурс­ной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем». В качестве головного разработчика могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специ­ализированные организации, других регионов или творческие кол­лективы, составленные из представителей разных ведомств и име­ющих соответствующий опыт/решения поставленных в программе проблем. В конкурсе допускается участие организаций государ­ственного (ведомственного) подчинения. Головной разработчик осуществляет организационное и научно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ; формирует проект территориальной програм­мы в сводном виде и представляет его заказчику. Соисполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, а также наличии квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ. Взаимо­отношения головного разработчика и соисполнителей также регла­ментируются контрактами с «Исполнителем» программы;

разработка технического задания на проектирование программ! На основе утвержденного перечня программ организация-заказ чик подготавливает и выдает голодному разработчику исходное задание на формирование региональной программы, которое дол) содержать:

•   развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями;

•   примерный состав программы в рамках региона;

•   ориентировочный состав предприятий (организаций), участвующих в реализации программы;

•   ориентировочную потребность в материально-технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах, прочих видах ресурсов;

•   объем предполагаемых затрат на разработку программы с указанием источников и порядка финансирования;

•   указания по организации разработки, согласованию и рассмотрению программы и др.

Головной разработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»:

•   общую схему программы и организационный план ее состав­ления;

•   координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирова­ния;

•   необходимые методические материалы, формы и показатели  для соисполнителей;

проектирование программы. Проектирование осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов и начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогноза, экономических и других последствий. На основе предпрограммных проработок (схемы развития и размещения производительных сил районов, схемы формирования территориально-производственных комплек­сов, научно-исследовательские и проектно-изыскательские разра­ботки и др.) осуществляется изучение состояния проблем, форм и способов ее решения, производится отбор исходной информации, необходимой для проведения последующих оценок и расчетов.

Стержнем анализа выступает изучение ретроспективы состоя­ния проблемы. Привлекаются динамические ряды показателей, характеризующих, например, уровни удовлетворения потребнос­тей в программном продукте (продуктах) за предшествующие годы; затраченные ресурсы на покрытие этих потребностей, отставание от нормативного уровня, состояние производительных сил, выяв­ление устойчивых тенденций в изменении этих показателей и ха­рактеристик. Строится аналитическая картина состояния пробле­мы. Анализ призван сравнить состояние аналогичных проблем в других регионах. Устанавливаются возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения специалистов, программно-проектных материалов, связанных с осуществлением аналогичных программ. При необходимости проводится экологический анализ и оценка последствий выполнения программы.

Учитываются последние и краткосрочные прогнозируемые до­стижения научно-технического прогресса. В краткосрочных про­граммах отражаются факторы нестабильности экономики (кризис, инфляция).

Уточняются и детализируются конечные цели программы. Для обеспечения достижения конечных целей формируется комплекс подцелей. Обеспечивается сопоставимость целей и подцелей по масштабу и значению. Уточнение целей осуществляется экспертно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Региональные финансы

 

2.1. Сущность и состав региональных финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территории.

 

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые ох­ватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Регио­нальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы — это система экономических отношений, посредством ко­торой распределяется и перераспределяется национальной доход на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствам наблюда­ется регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усилива­ется, а сфера их использования расширяется. Величина регио­нальных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы государство активно проводит, социальную политику. На основе предоставления региональ­ным органам власти средств для их бюджетов осуществляется! финансирование муниципального народного образования, здраво­охранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только обще­образовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство осуществ­ляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, гео­графических, военных и других условий отстали от других рай­онов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих админи­стративно-территориальных единиц, а также налогов выше­стоящих бюджетов. Региональным бюджетам выделяются от­числения от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Региональные финансы — это не только система экономи­ческих отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное разви­тие территорий. Главным -направлением использования регио­нальных финансов является финансовое обеспечение социаль­ной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не­производственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в эконо­мическом и социальном развитии регионов. Это вызывает не­обходимость дальнейшего расширения и укрепления финансо­вой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и ис­пользования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные пред­приятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится
в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме регио­нальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные
фонды. Источниками формирования таких фондов служат за­емные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое на­
значение.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Региональные бюджеты- главная финансовая база региональных органов власти.

 

Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, ут­верждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды по­требления распределяются между отдельными административ­но-территориальными единицами и социальными группами на­селения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компо­нентом программы повышения народного благосостояния.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обес­печением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хо­зяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществле­нии общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессио­нальную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение — свыше 80%, на социальное обеспечение — около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство — 100%. В настоящее время число ре­гиональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консо­лидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь госу­дарственных социально-экономических реформ. Финансирова­ние мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществле­ние государственной программы в области социального разви­тия требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закреп­ленных и регулирующих источников доходов.

Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. пол­ностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные на­логи. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов может существенно повыситься, например на имущество.

Перспективным является и земельный налог. Цель его — способствовать повышению уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим ры­чагом, способствующим повышению эффективности использова­ния земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.

Региональные органы заинтересованы в закрепленных ис­точниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйствен­ную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недос­таточном росте объема закрепленных доходов вызвали необхо­димость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществля­лось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов регио­нальных бюджетов. Таким образом, в число этих доходов входят:

•    процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;

•    дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;

•    субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго оп­ределенные цели;

•    средства, полученные из вышестоящего бюджета в про­цессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой сис­темы» в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стои­мость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйст­ва, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закре­пленных доходов. По объему и экономическому значению регули­рующие доходы занимают ведущее положение в доходах регио­нальных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении  финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в по­вышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их доходов (несмотря на отчисления от регули­рующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами ре­гиональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают у региональных органов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает их воздействие на выявление экономических резервов в подведомственном им хо­зяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и суб­венции, полностью исключить их как методы наделения регио­нальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При фор­мальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из выше­стоящих бюджетов. В целом это приведет к осложнению в финан­сировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средства­ми. Представляется, что дотация может иметь место в тех насе­ленных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических па­мятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориаль­ное формирование доходов. Местные же источники не в состоя­нии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить го­рода и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назна­чением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.

Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического по­тенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации яв­ляются основными факторами увеличения числа и объема регио­нальных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой ин­фраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоян­но увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение доходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюд­жетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства насе­ленных мест влекут расширение расходов региональных бюд­жетов. Возрастание расходов связано как с новым строительст­вом, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В настоящее время одним из главных направлений исполь­зования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для по­лучения в будущем собственных доходов.

Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — 60—86%.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищ­но-коммунального строительства, повышением стоимости основ­ных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению комму­никаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущест­венный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации растут потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т. д.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увели­чения затрат общества на поддержание необходимого состоя­ния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрас­тающих статей расходов региональных бюджетов являются ас­сигнования на охрану окружающей среды.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоуст­ройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Целесообразно разбить городские территории на участки и давать подряды на их обслуживание на конкурсной ос­нове городским специализированным организациям по благоуст­ройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и по­высят качество работ по городскому благоустройству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Региональные внебюджетные фонды.

 

В связи с расширением для региональных органов власти воз­можностей по объединению средств предприятий и местных бюд­жетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование обще­региональных мероприятий стало образование территориальных вне­бюджетных фондов экономического и социального развития.

Внебюджетный фонд местного органа власти может форми­роваться за счет:

•    добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;

•    доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;

•    привлечения на добровольной основе средств предпри­ятий, колхозов, кооперативов, других общественных ор­ганизаций и граждан;

•    штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и др.

Такие фонды создаются на основании решений региональ­ных представительных органов, в соответствии с которыми ис­полнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из предста­вителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направ­лены на расходы: связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-культурного назначения; не заплани­рованные в бюджете на текущий год (главным образом на расходы но благоустройству); связанные с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнения плано­вого размера доходов; связанные с перерасходами установленных смет и нормативов (например, перекрытие установленных смет­ных расходов на строительство, пополнение установленных нор­мативов собственных оборотных средств подведомственным пред­приятиям и другие незапланированные расходы).

Средства, полученные за счет взносов предприятий, долж­ны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание фондов развития местного хозяйства в населен­ных пунктах воздействует:

•    концентрации средств предприятии и региональных орга­нов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

•    усилению материальной заинтересованности региональных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;

•    укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финан­совой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;

•    более эффективному использованию материальных и фи­нансовых ресурсов нашего общества;

•    усилению экономической связи региональных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;

•    освобождению предприятий от выполнения не свойст­венных им функций по развитию местного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая, что влияние регионального фактора будет усиливаться, уже сейчас необходимо принять специальные законодательные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономической деятельности.
Проекты этих актов следует обсудить как законодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается разработке взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешне­ экономической деятельности.

Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реали­зации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость го­сударственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопре­деляет довольно значительный объем централизованных инвести­ций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (даже независимо от их экономического положения) тре­бует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функциони­руют. К их числу относятся: налоговая, банковская, складская и торгово-сбытовая, службы занятости и др. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в на­стоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования.

В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Морозова Т.Г. Экономическая география России: учебное пособие для ВУЗов/2001

2.  Региональная экономика: учебник Степанов М.В. 2005г

3.  Региональная экономика: уч. для ВУЗов, М: ЮНИТИ,2000г

 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ