Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития
• рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке
с совокупностью уже решаемых региональных проблем.
Обоснование возможности решения проблем программным методом выключает:
·
разработку рекомендаций об объективной возможности
решения проблем программно-целевым методом
(выявление наличия у проблем программных признаков — конечность во времени реализации, локализуемость проблемного
объекта, неразрешимость проблемы в
заданные сроки на основе других
методов и форм управления и др.);
·
анализ преимуществ и
недостатков использования программного метода для устранения выявленных проблемных ситуаций применительно к условиям региона;
·
обобщение и
систематизация накопленного в регионе опыта применения программного метода;
·
оценка возможности
использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.
Экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом содержит следующие
процедуры:
·
предварительная
ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных,
трудовых, информационных и временных ресурсах);
·
определение ресурсных
возможностей региона и сопоставление их с потребностями для решения проблем;
·
расчет полезной результативности решения каждой из
проблем, конкретизация конечных результатов;
·
определение
экономической эффективности реализации проблем программным методом;
·
ранжирование проблем
для программирования по значимости
и приоритетности, формирование каталога проблем;
·
принятие решения о
разработке конкретных программ.
Технология
разработки региональных целевых комплексных программ включает в себя следующие основные этапы:
формирование
перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой
списка территориальных
проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых
программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточное количество программ, превышающее ресурсные
возможности, реализуемые
текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и
средств для обоснования целесообразности их разработки,
установления оптимальных параметров, увязки с
другими потребностями региона, а также с
образом жизни и обычаями людей. Не проработанные решения, как показывает опыт,
влекут за собой неоправданные, невозместимые потери;
определение
органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «Заказчик» программы и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и
«Исполнителем» программ
регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;
определение головного разработчика проекта программы и соисполнителей.
Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально
созданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и
ответственным «Исполнителем». В
качестве головного разработчика могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специализированные
организации, других регионов или творческие коллективы, составленные из представителей разных ведомств и имеющих
соответствующий опыт/решения поставленных в программе проблем. В конкурсе допускается участие
организаций государственного
(ведомственного) подчинения. Головной разработчик осуществляет
организационное и научно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных
программ; формирует проект территориальной программы в сводном виде и
представляет его заказчику. Соисполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, а также наличии квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ.
Взаимоотношения головного
разработчика и соисполнителей также регламентируются контрактами с «Исполнителем» программы;
разработка
технического задания на
проектирование программ! На
основе утвержденного перечня программ организация-заказ чик подготавливает и
выдает голодному разработчику исходное задание на
формирование региональной программы, которое дол) содержать:
• развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно
определенными конечными
показателями;
• примерный состав программы в рамках региона;
• ориентировочный состав предприятий (организаций),
участвующих в реализации
программы;
• ориентировочную потребность в
материально-технических, топливно-энергетических,
земельных, трудовых ресурсах, прочих видах ресурсов;
• объем предполагаемых затрат на разработку
программы с указанием
источников и порядка финансирования;
• указания по организации разработки, согласованию и
рассмотрению программы и др.
Головной
разработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с
«Заказчиком»:
• общую схему программы и организационный план ее
составления;
• координационный план, в котором всем
соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки
завершения работ по проектированию, объемы и
источники их финансирования;
• необходимые методические материалы, формы и
показатели для
соисполнителей;
проектирование
программы. Проектирование
осуществляется на стадии
планово-бюджетных расчетов и начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогноза,
экономических и других
последствий. На основе предпрограммных проработок (схемы развития и размещения производительных сил
районов, схемы формирования
территориально-производственных комплексов, научно-исследовательские и проектно-изыскательские разработки и
др.) осуществляется изучение состояния проблем, форм и способов ее решения,
производится отбор исходной информации, необходимой для
проведения последующих оценок и расчетов.
Стержнем
анализа выступает изучение ретроспективы состояния проблемы. Привлекаются динамические ряды
показателей, характеризующих, например, уровни удовлетворения потребностей в программном продукте (продуктах) за
предшествующие годы; затраченные
ресурсы на покрытие этих потребностей, отставание от нормативного уровня, состояние производительных
сил, выявление устойчивых тенденций в изменении этих показателей и характеристик. Строится аналитическая
картина состояния проблемы.
Анализ призван сравнить состояние аналогичных проблем в других регионах.
Устанавливаются возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения
специалистов, программно-проектных
материалов, связанных с осуществлением аналогичных программ.
При необходимости проводится экологический анализ и оценка последствий
выполнения программы.
Учитываются последние и краткосрочные прогнозируемые достижения
научно-технического прогресса. В краткосрочных программах отражаются факторы нестабильности
экономики (кризис, инфляция).
Уточняются
и детализируются конечные цели программы. Для обеспечения достижения конечных
целей формируется комплекс подцелей.
Обеспечивается сопоставимость целей и подцелей по масштабу и значению. Уточнение целей
осуществляется экспертно.
Глава 2.
Региональные финансы
2.1.
Сущность и состав региональных финансов, их роль в экономическом и социальном
развитии территории.
Одной из важнейших
составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты
административно-территориальных
единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей
регионов. Региональные
финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и
коммунально-бытовым
обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы
— это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальной доход на экономическое и социальное развитие территорий.
В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и
социальных процессов. Все в
большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной
власти к региональным. Поэтому
роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Величина региональных
финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов
государства.
Через
региональные финансы государство активно проводит, социальную политику. На основе предоставления
региональным органам власти
средств для их бюджетов осуществляется! финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания
населения. При этом круг финансируемых мероприятий
расширяется. За счет средств региональных
бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по
внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и
социального развития
территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от
других районов страны. С этой
целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов
соответствующих административно-территориальных
единиц, а также налогов вышестоящих
бюджетов. Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего
субвенции, т. е. финансовые
ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие
здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).
Региональные финансы — это не
только система экономических отношений. Они
являются и совокупностью денежных средств,
используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным -направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение
социальной и частично
производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования
стали бюджетные ассигнования и средства
субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся
бюджеты республик в составе РФ, краев,
областей, автономных округов, районов,
городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.
В
современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны
обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно
возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это
вызывает необходимость
дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда
проблем, связанных с
совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.
Одной из составляющих
региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким
средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в
муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых,
финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций,
используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно
в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится
в ведомственном подчинении. Поэтому в
общем объеме региональных финансов
превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные
внебюджетные
фонды. Источниками формирования таких
фондов служат заемные ресурсы,
добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из
централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют
целевое на
значение.
2.2. Региональные бюджеты- главная финансовая
база региональных органов власти.
Финансовой базой
региональных органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность
составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться
переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Региональные
бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов
общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления
распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными
группами населения. Кроме
того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь
местной и пищевой
промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также
являются важным компонентом
программы повышения народного благосостояния.
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их
назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных
фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между
отраслями народного хозяйства;
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений,
подведомственных этим органам
власти.
Важное
значение имеют региональные бюджеты в осуществлении
общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в
распределении государственных средств на содержание и развитие социальной
инфраструктуры общества.
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется
значительная часть общественных фондов потребления.
При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более
65% всех бюджетных средств, на здравоохранение — свыше 80%, на социальное
обеспечение — около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство — 100%. В настоящее
время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам)
в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консолидированного
бюджета Российской Федерации.
Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в
жизнь государственных
социально-экономических реформ. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в
решающей части проводится за
счет средств этих бюджетов. Осуществление государственной программы в области
социального развития требует
больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет
закрепленных и регулирующих источников доходов.
Термин закрепленные, или
собственные, доходы означает, что эти
средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на
постоянной или долговременной основе
поступают в соответствующий бюджет, минуя
вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов,
местные налоги. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих
налогов может существенно повыситься,
например на имущество.
Перспективным является
и земельный налог. Цель его — способствовать
повышению уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим рычагом, способствующим повышению эффективности
использования земли, и источником
возмещения затрат местных бюджетов на
освоение и обустройство территорий населенных пунктов.
Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Они позволяют шире
проявлять хозяйственную
инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия.
Постоянно увеличивающиеся
расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов.
Это осуществлялось главным
образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих
бюджетов.
К
регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для
сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов. Таким образом, в
число этих доходов входят:
• процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
• дотации, т. е. средства, передаваемые в
твердой сумме из вышестоящих
бюджетов в нижестоящие;
• субвенции, т. е. средства, передаваемые в
твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;
• средства, полученные из вышестоящего
бюджета в процессе исполнения
бюджета.
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» в число главных регулирующих доходов
региональных бюджетов входят
отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль
предприятий, хозяйства, по
ставкам, определяемым законами.
Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и
объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению
регулирующие доходы занимают ведущее
положение в доходах региональных бюджетов. Их роль заключается не
только в обеспечении финансовыми ресурсами
региональных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в
мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в
повышении эффективности общественного производства на подведомственной
им территории.
Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их
доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в
дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как
методы наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов несовершенны. Они лишены
стимулирующих качеств и
создают у региональных органов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы,
снижает их воздействие на выявление экономических резервов
в подведомственном им хозяйстве, уменьшает
возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет
финансовый контроль.
Тем
не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции,
полностью исключить их как методы наделения региональных бюджетов необходимыми
средствами нельзя. При формальном подходе к
решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в
больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение
может быть ухудшено. Это может привести к
постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за
ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо,
не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может иметь место
в тех населенных пунктах, где в
силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей
среды, исторических памятников и
других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в
состоянии покрыть необходимые
расходы. Примером могут служить города и поселки-курорты, города —
исторические и архитектурные заповедники и
др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные
мероприятия, на осуществление которых па
местах не хватает средств.
Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс
урбанизации являются основными факторами увеличения числа
и объема региональных бюджетов. Рост
региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е.
расширением социально-бытовой инфраструктуры.
В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа
городских жителей, рост крупных
городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в
малых городах, влекут за собой увеличение доходов городских бюджетов, темпы
роста которых опережают темпы роста звеньев
местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части
региональных бюджетов.
Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию
жилищно-коммунального
хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных
бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на
содержание объектов жилищно-коммунального
и культурно-бытового назначения.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть
финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую
очередь учреждения народного
образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских
бюджетах они составляют
приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и
сельских бюджетах — 60—86%.
Развитие
урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов
региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют
тенденцию к увеличению в связи с ростом и
усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального
строительства, повышением стоимости основных
фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к
удлинению коммуникаций, к увеличению
эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где
расходы в расчете на одного жителя выше,
также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует
игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации
растут потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах
развивается коммунальное хозяйство, торговля и т. д.
Развитие
производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции,
химизация сельского
хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку
на природу, приводят к резким нарушениям
природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою
очередь, увеличения затрат
общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно
возрастающих статей расходов
региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.
Одной из
актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел.
Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти
цели бюджетных ассигнований. Целесообразно разбить
городские территории на участки и давать подряды на их обслуживание на
конкурсной основе городским специализированным организациям по благоустройству,
кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому
благоустройству.
2.3. Региональные внебюджетные фонды.
В связи с расширением для региональных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на
развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на
финансирование общерегиональных
мероприятий стало образование территориальных внебюджетных фондов
экономического и социального развития.
Внебюджетный
фонд местного органа власти может формироваться за счет:
• добровольных взносов и пожертвований
граждан, предприятий,
организаций, средств самообложения населения;
• доходов от местных займов и местных
денежно-вещевых лотерей,
аукционов;
• привлечения на добровольной основе средств
предприятий, колхозов,
кооперативов, других общественных организаций и граждан;
• штрафов за загрязнение окружающей среды,
порчу объектов историко-культурного
назначения и др.
Такие фонды создаются на основании решений региональных представительных органов, в
соответствии с которыми исполнительные
органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для
управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей
региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган
принимает решение об использовании средств фонда.
Мобилизованные
в такие фонды средства могут быть направлены на расходы: связанные со
строительством на кооперативных началах объектов социально-культурного
назначения; не запланированные
в бюджете на текущий год (главным образом на расходы но благоустройству); связанные с увеличением
текущих расходов бюджета (за
исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае
невыполнения планового
размера доходов; связанные с перерасходами установленных смет и нормативов (например, перекрытие
установленных сметных
расходов на строительство, пополнение установленных нормативов собственных оборотных средств
подведомственным предприятиям
и другие незапланированные расходы).
Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило,
использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.
Создание
фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах воздействует:
• концентрации средств предприятии и
региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
• усилению материальной заинтересованности
региональных органов в
результатах своей хозяйственной деятельности;
• укреплению финансовых ресурсов
региональных органов власти,
что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
• более эффективному использованию
материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
• усилению экономической связи региональных
органов с предприятиями,
расположенными на подведомственной им территории;
• освобождению предприятий от выполнения не
свойственных им функций по
развитию местного хозяйства.
Заключение
Учитывая, что влияние регионального фактора будет усиливаться, уже сейчас необходимо принять специальные
законодательные или нормативные
акты, в которых следует установить единые правила предоставления в
исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным
регионам в сфере внешнеэкономической деятельности.
Проекты этих актов следует обсудить как
законодательным органам, так и федеральным и местным органам
исполнительной власти. Важное значение также
придается разработке взаимоувязанных программ
развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе
развития внешне экономической
деятельности.
Социально-экономические
особенности регионов не только требуют
разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают
минимальные требования к централизации ресурсов на
федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из
важнейших условий стабильности, надежности
социально-экономической и политической систем Российской Федерации.
Необходимость государственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций
предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций.
Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (даже
независимо от их экономического положения) требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования
федеральной налоговой системы.
На современном
этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу относятся: налоговая,
банковская, складская и торгово-сбытовая,
службы занятости и др. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям,
поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их
совершенствования.
В
условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и
регулирование процессов
занятости.
Список использованной литературы
1. Морозова
Т.Г. Экономическая география России: учебное пособие для ВУЗов/2001
2. Региональная
экономика: учебник Степанов М.В. 2005г
3. Региональная
экономика: уч. для ВУЗов, М: ЮНИТИ,2000г
Страницы: 1, 2
|