бесплатные рефераты

Экономическое обоснование инвестиционного проекта на базе "Донецкого металлургического завода"

-         соблюдение  прав, интересов граждан, юридических лиц  и  государства, охраняемых  законом, при  осуществлении  инвестиционной деятельности.

           Инвестиционная деятельность  может иметь ярко выраженный финансовый характер. В этом  случае финансовые инвестиции  осуществляются в форме вложений  в акции, облигации и другие ценные бумаги,  а также банковские депозиты.

Инвестиционная  деятельность осуществляется инвесторами, которые самостоятельно определяют  объемы, направления, размеры  и  эффективность инвестиций, а также имеют право привлекать на договорной, имущественно конкурсной  основе  физических и юридических лиц, необходимых им для реализации инвестиций.

Инвестор может передавать  по  договору (контракту) свои правомочия по инвестициям  и их  результатам, физическим  и юридическим лицам, а также государственным  и муниципальным органам в установленном законом порядке.

Инвестор имеет право владеть, пользоваться  и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции, а также повторные или дополнительные вложения  капитала в различного рода предприятия, ценные бумаги и иные формы приложения капитала, как правило, из полученной прибыли  (реинвестирование) на территории Украины. Он также может приобретать необходимые ему имущество у граждан и юридических лиц  непосредственно или через посредников по ценам соглашения. Если инвестор не является пользователем  объектов  инвестиционной  деятельности, то  имеет право контролировать  их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователем  таких объектов другие  права,  предусмотренные договором (контрактом) и действующим законодательством. При этом следует иметь в  виду, что законодательством Украины могут  быть определены  объекты, инвестирование которых не влечет за собой непосредственно приобретения  права  собственности  на  них. В этом случае  возможно  последующее владение, оперативное  управление, участие- инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов.

Инвесторы могут осуществлять  на  добровольных началах совместную -  инвестиционную деятельность.

Субъекты инвестиционной деятельности несут определенную ответственность: по соблюдению законодательно установленных норм  и стандартов на территории Украины и республики Крым;  по выполнению требований государственных органов и должностных лиц, предъявляемых в пределах их компетенции. Участниками инвестиционной деятельности, - выполняющие виды работ, должны иметь лицензию или  сертификат на право осуществления своей деятельности, перечень  таких  работ определяется высшими органами исполнительной власти.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности определяются договором (контрактом) между  ними. Договор сохраняет свое действие на весь срок инвестиционной  деятельности. Договор  может быть изменен, если после его заключения в законодательном  порядке произошли изменения, ухудшающие положение партнеров.

Незавершенные объекты инвестиционного процесса являются  долевой собственностью субъектов инвестиционного  процесса  до момента приемки и оплаты  инвестором  (заказчиком)  выполненных  работ  и услуг. Если инвестора не устраивает инвестиционный  процесс и дальнейшая его реализация, и он отказывается  от инвестирования проекта, то они обязаны компенсировать затраты другим  его участникам, если это не предусмотрено договором.

Прекращение  или  приостановление  инвестиционной  деятельности производится  в порядке, установленном  действующим  законодательством Украины, и может быть осуществлено:

а) по  решению  инвесторов. В  этом  случае  инвесторы возмещают другим участникам инвестиционной деятельности убытки, включая упущенную  выгоду,  вызванные  прекращением выполнения своих обязательств по договорам с ними;

б) по решению правомочного государственного органа. Правомочные государственные органы согласно действующему законодательству могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях:

1) признания инвестора банкротом в силу неплатежеспособности;

2) стихийных и иных бедствий, катастроф;

3) введения чрезвычайного положения;

в) если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных  законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, а также прав и интересов физических и юридических лиц и государства.

Инвестиционный процесс нуждается в государственном регулировании, как прямом, так и косвенном. Так как прибыли должны быть достаточными для того, чтобы предприниматели могли делать инвестиции. В то же время, если прибыли становятся слишком высокими за счет уменьшения доли заработной платы, то это может породить напряженность в политике и требование повысить заработную плату, которые быстро сведут на нет как и прибыль, так и желание осуществлять инвестиции.

Обеспечение конкурентоспособности продукции с помощью производства определенной высокотехнологичной продукции лучшего качества (в отличие от относительного снижения цен и заработной платы) и получение соответствующей платы за нее – путь для поддержания платежного баланса в равновесии, а, следовательно, в этом случае нет необходимости в проведении политики сдерживания или протекционизма. Таким образом, высокая конкурентоспособность – это тот ключ, который позволяет разрешить конфликт целей между внутренним и внешним балансом. Она – основополагающая предпосылка развития экономики, в целом, без дефицита платежного баланса и безработицы. Но, чтобы производить требуемые товары и услуги, страна должна находится на переднем плане в вопросах внедрения новой техники и выпуска новой продукции. А из этого следует, в свою очередь, требование не консервировать ресурсы – людей и производительный капитал – в таких отраслях, которые выбиты международной конкуренцией, вместо того, чтобы наоборот, поддержать и стимулировать структурную перестройку и перевести ресурсы из старых отраслей и предприятий в новые, путем проведения соответствующих инвестиционных программ. При этом необходима также долгосрочная политика повышения образовательного уровня кадров, а также прибыльности для стимулирования новых инвестиций и распространения новой техники и технологии.

Необходимость государственного регулирования особенно усиливается в условиях существующей стагфляции. Дело в том, что при инфляции и одновременном спаде производства спаде производства, экономические решения становятся более краткосрочными и получают спекулятивную направленность, а инвестиции сокращаются, кроме тех, которые обещают крупные инфляционные прибыли, - но эти инвестиции не так желательны с точки зрения всей экономики. А это угрожает благосостоянию и занятости в долгосрочной перспективе.

Инфляция может быть обусловлена нехваткой инвестиционных товаров. Поэтому антиинфляционная политика должна включать меры по преодолению такого положения: правительство и другие органы хозяйственного управления должны принимать меры по обеспечению средств для рискового капитала и инвестиций в предприятия.

Инфляция обусловлена ростом цен, а это, прежде всего, результат снижения эффективности производства и роста удельных затрат на производство продукции. В Украине, в период господства административно-командной системы, функционировал огромный сектор строительства, не отличавшийся высокой эффективностью (см. табл.1.2) [19, с.408], куда отвлекалась львиная доля средств, не оставляя достаточно ресурсов для экономического стимулирования, производительности труда и модернизации производства.

Таблица 1.2 - Состояние производственного строительства в Украине в 1986-1991 гг.

 
Показатели
Годы

1986

1990

1991

Полная сметная стоимость строительства,

млн. крб.

 

94389

 

94239

 

111803

В том числе стоимость введенных в действие основных фондов с начала строительства, млн. крб.

 

31977

 

32116

 

29393

Объем работ, которые подлежат выполнению для завершения строительства, млн. крб.

 

52709

 

49033

 

67274

Количество объектов

2984

3234

300

Количество законсервированных объектов

150

302

304

Невостребованность технологического прогресса компенсировалась избыточными инвестициями и излишним потреблением природных ресурсов. Цикличность же развития экономики требует разумного соотношения инвестиций и инноваций. Инновационный импульс должен трансформироваться в инвестиционный цикл.


1.3 Стратегия инвестиционной деятельности в Украине

Общая экономическая ситуация в Украине в данный момент приобретает положительные тенденции. По данным Госкомстата, ВВП Украины за январь-март 2001 г. вырос на 5,6 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Промышленное производство выросло на 9,7 процента. Объем аналогичного периода прошлого года превышен практически во всех отраслях. Объемы производства в черной металлургии выросли на 16,4 процента, пищевой - на 30,8, легкой - на 31,8, химической и нефтехимической - на 8,2, в машиностроении - на 6,9 процента.

Наметились позитивные сдвиги в структуре капитальных вложений в направлении увеличения части объемов, направленных на развитие производственного потенциала. Введена новая амортизационная политика, которая дает возможности аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы непосредственно на предприятиях.

Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных ценностей: относительно стабильные деньги и относительно стабильные цены. С определенной долей уверенности можно сказать, что Украина, как демократическое государство, сформировала свою денежную и банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой стабилизации, которая формирует базовые условия для разворачивания инвестиционных процессов в Украине. Большое значение имеет тот факт, что стабильность гривны - это результат действия рыночных механизмов саморегуляции экономических процессов общества. А результат стабильности гривны - это ряд качественно новых процессов на рынке капитала, в том числе реальное увеличение срочных вкладов населения Украины, которые могут стать важным источником национальных инвестиций.

В Украине достигнута нормализация функционирования банковской системы. С 01.10.1998 г. украинская банковская система перешла на международные стандарты учета и отчетности. Уровень банковского капитала на начало октября 1999 г. достиг 4,2 млрд.грн.

Стабильность - это один из основных залогов развития валютного рынка. В мае 1997 года Украина стала 138-й страной, которая подписала статью 8 Соглашения с Международным валютным фондом о полной конвертабельности гривны в рамках текущих операций. Этим были сняты все проблемы репатриации выручки инвесторов любого типа с территории Украины.

В середине 1998 года Национальный банк Украины отменил 50-процентную обязательную продажу валюты на украинском рынке. Результатом этого явился классически организованный и известный для инвесторов валютный рынок. В экономической политике 2000 года стабильность денег также будет важным индикатором общего инвестиционного климата, частью обновления экономического развития.

Важнейшей составной частью экономических реформ является крупномасштабная приватизация, которая в данный момент находится на завершающей стадии. Почти завершилась малая приватизация, в значительной степени  приватизированы средние предприятия  и большая часть всех активов государства, которые подлежат приватизации, уже приватизированы.

Сейчас в процессе продажи, кроме средних и малых предприятий, находятся около 300 больших предприятий с основным капиталом более 100 млн. долларов США. Среди них есть достаточно привлекательные, с инвестиционной точки зрения, объекты. Например, нефтеперерабатывающие предприятия, добывающие нефтегазовые, электрогенерирующие и снабжающие компании, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения и других отраслей промышленности.

Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических инвесторов могут быть определены те, где Украина имеет традиционные производства, владеет необходимым ресурсным потенциалом и формирует значительную потребность рынка в соответствующей продукции, а именно: производство легковых и грузовых автомобилей; тракторо- и комбайностроение; авиа- и ракетостроение; судостроение; замкнутый цикл производства топлива для АЭС; развитие энергогенерирующих мощностей; нефтегазодобыча, в частности на Черноморском шельфе; внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий; переработка сельхозпродукции; транспортная инфраструктура.

Инвестиции являются (в образном смысле) как бы воротами научно-технического прогресса. Научный потенциал страны, который раньше отличался мировым уровнем достижений в разных областях фундаментальной науки и техники, с возобновлением инвестиционной активности получит новое дыхание. Эффективно решить проблему снижения ресурсо- и энергоемкости можно только путем широкого внедрения новых технологий современной техники, связав воедино интересы научных исследований и практики через потребности рынка.

В рыночных условиях на новых технологиях и новой технике можно только тогда заработать деньги, когда они содействуют улучшению жизни. При этом ученым в новой для них среде международной конкуренции на открытых рынках следует помнить, что время является главным фактором в современной экономике. Однако, как ни странно, многие рассматривают время как неисчерпаемый ресурс.

Современные условия экономического развития требуют проведения активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.

Одобренным 19 марта 1996 года Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования” для зарубежного инвестора в Украине установлены равные условия деятельности с отечественным инвестором. Указанным Законом иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их капиталовложений.

В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления чрезвычайных мер при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях. При этом зарубежному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение ущерба, включая упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный им в результате действий, бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами Украины либо должностными лицами предусмотренных законодательством обязательств перед иностранным инвестором.

В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному инвестору гарантируется возвращение его капиталовложений в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также гарантирует беспрепятственный и срочный перевод за границу прибылей и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций.

Если в дальнейшем специальным законодательством об иностранных инвестициях будут меняться гарантии защиты зарубежных инвестиций, определенные вышеуказанным Законом, то на протяжении десяти лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования”.

Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные соглашения “О содействии и взаимной защите инвестиций”. Такие договоры являются гарантом придания справедливого статуса инвестициям и защиты их на территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд проектов договоров находится на стадии согласования.

Положительно влияет на привлечение иностранных инвестиций сотрудничество и помощь Украине со стороны Международного валютного фонда и других международных организаций.

С целью поддержки разработки и реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, использования современного мирового экономического опыта ускорения интеграции Украины в систему международных хозяйственных связей Указом Президента Украины создан Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине.

Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания. Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования инвестиционных проектов.

В июле 1996 года создано Национальное агентство Украины по реконструкции и развитию, основной целью деятельности которого является создание благоприятных условий для развития международного экономического сотрудничества, взаимодействия с международными финансовыми организациями, соответствующими межгосударственными и региональными организациями, организациями иностранных государств в сфере привлечения и использования внешних финансовых ресурсов.

Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины.

Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе реализации инвестиционных проектов при участии американских компаний, в октябре 1997 года Указом Президента Украины создана украинская часть Специальной группы быстрого реагирования.

Однако, несмотря на созданную определенную законодательную базу, институционную инфраструктуру, привлекательность экономического потенциала Украины (сравнительно богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение, наличие квалифицированных “дешевых” рабочих кадров, достижения в научных исследованиях, значительная емкость внутреннего рынка), поступления иностранных инвестиций в Украину - незначительные. По сравнению со странами Восточной Европы объем иностранных инвестиций, которые поступают в экономику Украины, в 3-7 раз меньше.

  Две трети мировых капиталовложений приходится на 10 стран мира. Крупнейшие инвесторы - США, Великобритания, Германия, Япония и Франция. В развивающиеся страны (в основном азиатские) было инвестировано 100 млрд. долл. США. На долю же 100 стран - наименьших реципиентов (включая Россию и Украину) - приходится лишь 1,0 % прямых иностранных инвестиций, что для нашей страны не может считаться нормальной ситуацией.

Общий объем прямых иностранных инвестиций, которые фактически поступили в Украину (согласно квартальным данным Госкомстата Украины) за первое полугодие 2000 года по сравнению с первым полугодием 1999 года выросли на 58,6% и составили 420,1 млн. долларов. При этом из стран СНГ и Балтии за январь-июнь поступило 5,3 млн. долларов (1,2% всех инвестиций), из других стран мира - 414,8 млн. долларов (98,8%).

Наибольшие объемы инвестиций внесены нерезидентами из США - 629,3 млн. долларов (17,5%), Кипра - 337,9 млн. долларов (9,4%), Нидерландов - 329,9 млн. долларов (9,2%), России - 284,2 млн. долларов (7,9%), Королевства Великобритании - 271,9 млн. долларов (7,6%), Германии - 226,8 млн. долларов (6,3%), Кореи – 171,2 млн. долларов (4,8%), Швейцарии - 151,7 млн. долларов (4,2%), Вирджинских островов - 151,5 млн. долларов (4,2%). Прямые иностранные инвестиции в Украину поступили из 107 стран мира, их общий объем на 1 июля 2000 года составил 3596,1 млн. долларов.

Наибольшие объемы иностранных инвестиций в млн. долларов приходятся на: г.Киев - 555,1; Киевская область - 170,6; Днепропетровская область - 141,5; АР Крым - 119,8; Одесская область - 119,0; Черкасская область - 106,3.  В инвестициях в одинаковой мере остро нуждаются все регионы Украины.

Зарубежные инвесторы проявили наибольший интерес к таким отраслям народного хозяйства (в млн. долл. США), как пищевая промышленность - 366,5; внутренняя торговля - 303,6; машиностроение и металлобработка - 152,2; финансы и кредит - 152,3; строительство и промышленность строительных материалов - 116,9; химическая и нефтехимическая промышленность 114,1; что составляет 67,1 % от общего объема.

Иностранные инвестиции вложены в 6247 предприятий, из которых лишь 1854 (29,7 %) выпускают продукцию.

Общая потребность экономики Украины (прогнозируемая) составляет более 40 млрд. долл.  В инвестициях нуждаются практически все отрасли экономики: металлургия - 7 млрд. долл., машиностроение - 8,5 млрд. долл., транспорт - 3,7 млрд. долл., химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долл.

Полный обзор инвестиций в основной капитал по регионам за период с 1985 по 1999 год представлен в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Инвестиции в основной капитал по регионам Украины

Регионы

Объем инвестиций по годам в сравнительных ценах, млн. грн.

1985

1990

1995

1996

1997

1998

1999

Украина

44690

55368

16097

12557

11449

12151

12197

Автономная Республика Крым

 

2323

 

2740

 

428

 

327

 

279

 

287

 

503

области

Винницкая

 

1015

 

1435

 

448

 

334

 

265

 

246

 

202

Волынская

678

932

196

142

162

167

174

Днепропетровская

4632

5557

1784

1335

1162

1133

1083

Донецкая

4991

5866

2027

1652

1330

1497

1480

Житомирская

1048

1906

473

322

212

173

148

Закарпатская

819

1063

143

132

122

146

169

Запорожская

2386

2898

809

702

583

688

661

Ивано-Франковск.

684

802

690

259

237

239

231

Киевская

2451

2938

779

611

489

572

490

Кировоградская

1132

1575

283

219

189

173

157

Луганская

2567

3102

903

647

653

583

513

Львовская

1807

1883

624

538

571

502

482

Николаевская

1322

1679

448

328

272

285

241

Одесская

2958

3014

674

495

512

519

602

Полтавская

1430

1832

752

704

796

850

813

Ровненская

1125

1388

323

259

237

279

270

Сумская

1114

1250

357

328

285

283

303

Тернопольская

668

973

247

190

198

217

157

Харьковская

2523

3095

717

721

766

703

582

Херсонская

1229

1558

282

189

171

168

140

Хмельницкая

1253

1735

441

295

321

334

289

Черкасская

965

1306

426

305

208

194

219

Черновецкая

560

868

168

110

108

101

83

Черниговская

823

1220

367

309

220

207

212

г. Киев

1978

2488

1209

1048

1050

1546

1945

г. Севастополь

209

265

99

56

51

59

48

 

Приведенные данные и тенденции, которые из них следуют, свидетельствуют о завершении короткого периода романтического отношения к  инвестированию в экономику Украины. В реальной ситуации сложился и негативно влияет на поведение независимых инвесторов целый ряд проблем, которые требуют безотлагательного урегулирования.

Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую перспективу являются: увеличение объемов капитальных вложений субъектов хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики;  усиление влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации; увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала, мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные отрасли экономики.

С целью облегчения поиска эффективных объектов инвестирования и инвесторов  во многих министерствах и ведомствах Украины образованы банки данных объектов инвестирования в разрезе отраслей народного хозяйства и регионов (например, база данных Минэкономики включает более 2000 таких объектов).

На основании информации посольств, стран - потенциальных инвесторов и материалов, которые поступают в правительство, образована база данных иностранных инвестиционных фирм (их более 200), которую используют украинские производители для поиска иностранных инвесторов.

Увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику Украины способствовало бы образованию отдельных экспортно-промышленных зон (вариант свободных экономических зон).

Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики, стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.

Успешно проведенная  денежная реформа монетарными способами приостановила инфляцию - за 11 месяцев 1997 года ее уровень - 8,6 %, отменены нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций, ведется работа по стабилизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, сбалансированности таможенной и ценовой политики, осуществляется реформирование налоговой системы в сторону уменьшения давления на производителя, совершенствуется нормативно-правовая база.

В соответствии с распоряжением Президента Украины от 18.08.97 года № 298 “О неотложных действиях по ускорению реформ и выводу экономики Украины из кризиса” готовится ряд законодательных актов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, улучшение условий деятельности инвесторов, в том числе зарубежных, в конкретных сферах хозяйственной деятельности, а именно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ