бесплатные рефераты

Экономическое содержание бюджета государства

Экономическое содержание бюджета государства

 

Министерство образования Российской Федерации

 

Хабаровский государственный технический университет

 

 

 

 

 

Кафедра « ФКиБУ »

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу: бюджет и бюджетная система.

Тема: « Экономическое содержание бюджета государства »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент. гр. ФК–91(п)

Буренок Н.

Проверил:               преподаватель

Карловская Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

Х а б а р о в с к   2001

Содержание.

 Введение.

1 История возникновения и развития бюджета государства.

   1.1  Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система.

   1.2  Бюджетная система дореволюционной России.

   1.3  Бюджетная система СССР.

2 Бюджетные основы России в настоящее время.

   2.1  Бюджетное устройство и бюджетная система России.

   2.2  Бюджеты Российской Федерации.

   2.3  Финансово – бюджетный федерализм.

3 Бюджетное право.

   3.1  Основные положения бюджетного права.

   3.2  Бюджетные права органов государственной власти Российской Федерации.

   3.3  Бюджетные права органов местного самоуправления.

3.4    Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Заключение

Список литературы.




Введение.

    

     Сейчас Российская Федерация находится в  процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

     Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

    В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции  РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

    В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая  система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных  отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

    Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

1 История возникновения и развития бюджета государства.

1.1 Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система.


      В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

      Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств.

      Бюджет государства — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии, осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных полномочий. Бюд­жет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

      В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо­мическую категорию, которая выражает определенные экономи­ческие отношения. Бюджет — категория свойственная различ­ным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство исполь­зует бюджет в качестве одного из основных инструментов обес­печения как непосредственно своей деятельности, так и важ­нейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

     Как экономическая категория бюджетные отношения явля­ются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

     Бюджет выполняет следующие основные задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ­ления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

      Распределительная функция бюджета (основная) проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денеж­ных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономи­ческие отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом эко­номические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост  капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

      Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвя­занные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

      Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     В процессе образования доходов бюджета происходит принуди­тельное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в про­цессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

     Доходы бюджета имеют существенные различия по их платель­щикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

     Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый ха­рактер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее пер­вичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспреде­ления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

     Структура бюджетных доходов подвижна и во многом опре­деляется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уров­нем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

      Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправ­ления.

     Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюд­жетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят тран­зитный характер. В бюджете только определяются размеры бюд­жетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субси­дии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предостав­ляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Струк­тура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредст­венно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

      Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязатель­ность государственного контроля за поступлением и использо­ванием бюджетных средств.

      Бюджетное устройство. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюдже­тов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюд­жетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, адми­нистративно-территориальных образований, самостоятельных в бюд­жетном отношении государственных учреждений и фондов, основан­ная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой госу­дарственного устройства страны, действующими в ней основны­ми законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром и административно - территориальными образованьями все государства подразделя­ются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма госу­дарственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на феде­ральном государственном устройстве. Рассмотрим кратко ее историю.

 

1.2 Бюджетная система дореволюционной России.

     Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань име­ла натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, вос­ка, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошли­ны и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя уста­навливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складывать­ся система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

       В XV в. с образованием Русского централизованного госу­дарства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, ка­бацкий и другие сборы.

       В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюд­жетная система унитарного государства, состоящая из велико княжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

      Местные налоги были введены в Русском государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и су­дебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помеще­нием), померное (за измерение) и др.

        В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и соби­равшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

        В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территори­альные органы — чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содер­жание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинно­сти (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населе­ния, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов суще­ствовали косвенные, которые стали поступать в казну с введени­ем в середине XVI в. винных откупов.

      Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись горо­довые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

      В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительст­вом, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

     После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной  податью, которая взималась с лип мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничест­ва). Подушная подать была одним из главных источников дохо­дов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, глав­ным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обя­зательные (содержание органов волостного и сельского управле­ния, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

      Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в на­логовую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной пода­ти с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли кре­стьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вноси­ли крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были кос­венные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монопо­лии, введенной в 1894 г.

       Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном — казначейства.

      Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выда­вали денежные средства на финансирование мероприятий, осу­ществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными мага­зинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролирова­ли винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью ка­зенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных зем­ских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления — земства. Предста­вительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладель­цев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматри­вались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались мини­стром внутренних дел, а уездных — губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местны­ми дорогами, организацией школьного образования и медицин­ского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточ­ности плательщика и предназначались для финансирования целе­вых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься ка­ким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% до­ходов земских бюджетов.

Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих до­ходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предна­значались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохра­нение, содержание школ и др.

     В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским общест­вам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты формировались за счет доходов от город­ских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

      Местные бюджеты не входили в состав государствен­ного бюджета России.

      Таким образом, в России до революции дейст­вовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

 

 

1.3 Бюджетная система СССР.

       В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управ­ления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансиро­вания неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, на­жившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

      Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Все­российский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докла­дом, подчеркнул:

      « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основопола­гающим в формировании финансовой политики Советского государ­ства на всех последующих этапах истории СССР.

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулирова­ны цели государственной финансовой политики:

     Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент дик­татуры трудящихся способствует основной цели — экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения мест­ных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

       Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установле­нии единства государственного бюджета и всей финансовой сис­темы Российской Федерации, включении государственных дохо­дов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Со­циалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

  В 1920 г. доходная часть государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%):

Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий                              97,5

в том числе:

от промышленности                                                                                                     35,6

транспорта                                                                                                                     14,1

сельского хозяйства                                                                                                        5,1

налоги и сборы                                                                                                               0,3

прочие поступления                                                                                                       2,2

      Территориальные бюджета формировались за счет: поступ­лений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, го­родскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нуж­ды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущест­ва; ссуд и пособий из государственного бюджета.

       Однако в условиях военного времени, экономической разру­хи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб, а поступления от местных налогов — 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

       С окончанием Гражданской войны, переходом к новой эко­номической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяй­ства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и по­вышения экономической деятельности местных Советов в октяб­ре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядоче­нию финансового хозяйства», в соответствии с которым государ­ственный и территориальные бюджета были разъединены.

      С образованием в 1922г. Союза Советских Социалистиче­ских Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюд­жета социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансо­вое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.

     При формировании доходной части всех бюджетов использо­вался принцип подведомственности, в соответствии с которым, предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предпри­ятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союз­ных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, город­ского подчинения) — в соответствующие бюджета. В свою оче­редь из соответствующих бюджетов финансировались предпри­ятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из кото­рых были отчисления от прибылей предприятий союзного под­чинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджета автоном­ных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджета) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

     Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 —1932 гг. Она зало­жила основы налоговой системы, главные элементы которой суще­ствуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократ­ность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый кон­троль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

      В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соот­ветствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др..  Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирую­щими источниками для сбалансирования территориальных бюд­жетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распро­страняться на другие общегосударственные источники. Он ис­пользуется и в ныне действующей бюджетной системе России.

         Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами госу­дарства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

        Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в го­сударственный бюджет СССР были включены местные бюдже­ты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был вклю­чен бюджет государственного


социального страхования. Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему:

Рис 1. Бюджетная система СССР.

       В зависимости от степени централизации распределение фи­нансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно про­следить по следующим данным:

                                                                                      1928/29г.  1938г.   1946г.  1965г.  1988г.

Государственный бюджет СССР (расходы)

100%

100%

100%

100%

100%

в том числе союзный бюджет

60,7%

72,2%

79,5%

42,5%

56,9%

Бюджеты союзных республик

39,3%

27,8%

20,5%

57,5%

43,1%

 

2 Бюджетные основы России в настоящее время.

2.1 Бюджетное устройство и бюджетная система России.

      Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федера­тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес­публики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд­жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий­ской Федерации состоит из трех уровней:

•   федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

•    местных бюджетов.

     Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рисунок:

Рис 2. Схема консолидированного бюджета РФ.

 


      Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе­дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре­гиональные бюджеты.

     Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации

следующие:

      •            единство бюджетной системы;

      •            разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы;

      •            самостоятельность бюджетов разных уровней;

      •            полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

      •            сбалансированность бюджета;

      •            эффективность и экономность использования бюджетных  средств;

      •            общее покрытие расходов бюджета;

      •            гласность;

      •            достоверность бюджета;

      •            адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

       1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансиро­вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве­дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре­гиональных бюджетов и местных бюджетов.

        2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Феде­рации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

        3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

1) право законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

         4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд­жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от­ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ­ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд­жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Рос­сийской Федерации.

        5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас­ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже­та и поступлении из источников финансирования его дефицита.

        6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

        7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд­жета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

        8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законода­тельных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель­ного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ