бесплатные рефераты

Экономическое содержание бюджета государства

        9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

        10. Адресность и целевой характер бюджетных средств, — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

2.2 Бюджеты Российской Федерации.

 

Рассмотрим более подробно наиболее важные бюджеты в структуре бюджетной системы России.

      Консолидированный бюджет. Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про­цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

     В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет­ной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной ин­формации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми­нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон­солидированного бюджета Российской Федерации.

      Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде­ральный бюджет и консолидированные бюджета субъектов Россий­ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъек­та Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюд­жет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

      Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут­верждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, ха­рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использо­вания по территории в целом Российской Федерации и отдель­ных субъектов Российской Федерации.

      Бюджетные показатели используются:

1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресур­сов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показа­тель консолидированного бюджета Российской Федерации, оп­ределяют степень централизации финансовых ресурсов, созда­ваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов не­возможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и терри­ториальных сводных финансовых балансов берутся из консоли­дированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на иму­щество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на госу­дарственные инвестиции, расходы на социально-культурные ме­роприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохрани­тельных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэконо­мической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспек­тивном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко­торых показатели консолидированных бюджетов.

     Разработка экономико-математических моделей прогнозиро­вания бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу ис­следуются корреляционные связи между объемами доходов кон­солидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленно­сти, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспе­ченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, обра­зование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Пока­затели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

     Федеральный бюджет. Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно­стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро­приятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре­гионального развития.

     Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного на­ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд­жет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо­собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи­цированных специалистов.

     Средства федерального бюджета являются главным источни­ком финансирования структурной перестройки экономики, кон­версии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

     Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР «Об основах налоговой системы» 1991 г. и На­логовым кодексом Российской федерации 1998 г. наделен феде­ральными налогами и неналоговыми доходами.

     Региональные бюджеты. Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз­ложенных на государственные органы управления субъекта Россий­ской Федерации.

      В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не­производственной сфер на подведомственных территориях. Зна­чительно возрастает их координационная функция в экономиче­ском и социальном развитии территорий.

      В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо­мических и социальных процессов. Все в большей мере функ­ции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль  региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления регио­нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю­щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши­ряется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществ­ляет выравнивание уровней экономического и социального раз­вития территорий, которые в результате исторических, геогра­фических, военных и других условий отстали в своем экономи­ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

     Местные бюджеты.   Местное самоуправление — обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные, представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

     Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

     Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населе­ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук­ции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспе­чения жизнедеятельности населения.

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст­венных этим органам власти.

     Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включаю­щих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сель­ских бюджетов. Осуществление государством социальной поли­тики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

      В основе распределения общегосударственных денежных ре­сурсов между звеньями бюджетной системы заложены принци­пы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы ме­стных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих источников доходов.

 

2.3 Финансово – бюджетный федерализм.

      Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено фе­деративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государствен­ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации;

      Субъектами Российской Федерации являются республики в со­ставе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

      В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Ка­ждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным   бюджетом.   Административно-территориальные (муниципальные) образования, составляющие территорию субъ­екта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюдже­та. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) со­ставляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

     Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

     Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федера­ции и органами местного самоуправления в области финансов, в ча­стности, в бюджетной сфере.

     Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным об­разом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

     Финансово-бюджетный федерализм базируется на следую­щих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходи­мыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложен­ных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравни­вания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регули­рования бюджетов;

5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, вхо­дящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоя­тельности бюджетного процесса, в том числе в определении на­правлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

      Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в Российской Федерации способствовало принятие ряда феде­ральных законов.

1. В соответствии с Законом «Об основах бюджетного устрой­ства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. субъектам Федерации не устанавливаются размеры доходов и расходов, они имеют право самостоятельно определять направ­ления использования бюджетных средств.

2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» от 27 декабря 1991 г. разделил все налоги на федераль­ные, региональные и местные, закрепив их за соответствующи­ми бюджетами.

3. Важным этапом в развитии финансово-бюджетного феде­рализма стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов предста­вительных и исполнительных органов государственной власти рес­публик в составе Российской Федерации, автономной области, ав­тономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был за­фиксирован важнейший принцип формирования местных бюд­жетов, основанный на расчете минимального бюд­жета, т. е. объема доходов местного бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. В свою очередь, ми­нимальные расходы местных бюджетов должны рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм, т. е. показателей минимально необходимой обеспеченности населе­ния важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.

4. В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между федеральными и ре­гиональными бюджетами — передача средств из федерального бюджета региональным бюджетом путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях между регио­нальными и местными бюджетами. Применение его способству­ет объективизации межбюджетного распределения средств.

 3 Бюджетное право.

3.1 Основные положения бюджетного права.

      Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной сис­темы, компетенции органов власти всех уровней и области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

      Бюджетное право -  это совокупность юридических норм, регули­рующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

      Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществля­ется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е.  уре­гулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государ­ственных и муниципальных заимствований, регулирования госу­дарственного и муниципального долга.

       Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

       В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены ос­новы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федератив­ного устройства государства.

       В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устрой­ство Российской Федерации основано на государственной целост­ности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

      В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находит­ся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к Договору о раз­граничении предметов ведения и полномочий между федераль­ными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к со­вместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.

       В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налого­обложения в Российской Федерации устанавливаются федераль­ными законами.

     В развитие основных положений в области бюджетного пра­ва, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе следует отметить:

• Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

• Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по фор­мированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государст­венной власти республик в составе РФ, автономной об­ласти, автономных округов, краев, областей, городов Мо­сквы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправ­ления» от 15 апреля 1993 г. №4807;

• Федеральный закон «О финансовых основах местного са­моуправления» от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ;

•  Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ. В этих актах определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечиваю­щие им создание финансовой базы для выполнения возложен­ных на них функций по управлению страной и соответствую­щими территориями, проведению внутренней и внешней поли­тики, управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, из­данных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюд­жетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функциониро­вания бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок ре­гулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Бюд­жетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

3.2 Бюджетные права органов государственной власти Российской Федерации.

      Бюджетные компетенции и полномочия федеральных орга­нов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

·        установление общих принципов организации и функцио­нирования бюджетной системы Российской Федерации;

·        разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также  распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета  между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·        разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·        определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

·        определение основ формирования доходов, осуществле­ния расходов из бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы Российской Федерации;

·        определение основ осуществления государственных и му­ниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

·        установление порядка составления и рассмотрения про­екта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюд­жета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        составление и рассмотрение проекта федерального бюд­жета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утвержде­ние отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        установление федеральными законами порядка осуществле­ния заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправле­ния, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

·        осуществление государственных заимствований Россий­ской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным дол­гом Российской Федерации;

·        установление порядка формирования доходов федераль­ного бюджета и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов;

·        осуществление расходов федерального бюджета и бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

·        установление порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюд­жета бюджетам субъектов Российской Федерации и мест­ным бюджетам;

·        предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Россий­ской Федерации и местным бюджетам;

·        установление порядка и условий предоставления бюджет­ных кредитов;

·        установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и 

·        нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или  

·        муници­пальных услуг;

·        утверждение бюджетной классификации Российской Фе­дерации;

·        установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации;

·        формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуще­ствления государственных внешних заимствований;

·        определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их легальностью;

·        установление оснований и порядка привлечения к ответ­ственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

     Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномо­чия федеральных органов власти в сфере формирования бюджет­ных доходов и средств целевых бюджетных фондов.

     Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изме­нение возможны только путем внесения соответствующих изме­нений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти могут также уста­навливать новые виды неналоговых доходов, отменять или из­менять действующие после представления федеральными орга­нами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.

     Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соот­ветствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсро­чек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных плате­жей, определенных федеральным законом о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год.

     К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональ­ными бюджетами.

     Разграничение налогов и сборов между бюджетами регламен­тируется:

• Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),

• Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (раздел II, гл.7—9).

Разграничение расходов между звеньями бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом РФ (раздел III, гл.11). Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые исклю­чительно из федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно финансируемые из бюджетов феде­рального, региональных и местных.

     Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирова­ния и распределения целевых бюджетных фондов (ст.54). Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учиты­ваются в доходах федерального бюджета по ставкам, установ­ленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным      федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год.

     Органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации наделены бюджетными правами в соответствии с

• Законом РФ «Об основах бюджетных прав...» от 15 апреля 1993 г. №4807-1;

• Законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области,

  автономным ок­ругом, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 1992 г. №3303-1;

• Бюджетным кодексом РФ.

     Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои зако­нодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотно­шения на подведомственной территории.

     В области регулирования бюджетных правоотношений к ве­дению субъектов Российской Федерации относятся:

·        установление порядка составления и рассмотрения про­ектов бюджетов субъектов Российской Федерации, ут­верждения и исполнения региональных бюджетов, осу­ществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

·        составление и рассмотрение проектов бюджетов Россий­ской Федерации и консолидированных бюджетов субъек­тов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществле­ние контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федера­ции и бюджетов территориальных государственных вне­бюджетных фондов;

·        распределение доходов от региональных налогов и сбо­ров, иных доходов субъектов Российской Федерации ме­жду бюджетом субъекта Российской Федерации и мест­ными бюджетами;

·        определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собст­венности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

·        разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации поряд­ка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

·        определение порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

·        предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

·        установление порядка и условий предоставления бюджет­ных кредитов;

·        определение перечня и порядка осуществления государ­ственных внутренних заимствований субъектов Россий­ской Федерации;

·        осуществление государственных внутренних и внешних за­имствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Россий­ской Федерации.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рас­срочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюдже­та субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджет­ным кодексом РФ.

3.3 Бюджетные права органов местного самоуправления.

Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются законодательные акты, издан­ные в 1991—1997 гг.

1. В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утвер­ждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

      2. В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 6 июня 1991 г. №1550-1) вопросам местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюд­жетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.

      В Законе зафиксированы важные положения о том, что ме­стные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство выше­стоящих органов в бюджетный процесс не допускается.

      В целях социальной защищенности населения в Законе за­креплено за местными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.

      Впервые в Законе записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на со­ответствующей территории, местными органами власти состав­ляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его составления.

Впервые в Законе признано право местных органов на соз­дание и использование внебюджетных фондов финансовых ре­сурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и предприятий для финанси­рования общерегиональных мероприятии.

Новые права даны местным органам власти и распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Местным органам предоставлены права:

• самостоятельно определять направлении использования средств местных бюджетов;

• в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на со­держание жилищно-коммунального хозяйства, учрежде­ний здравоохранения, народного образе нация, социаль­ного обеспечения, правоохранительных органов;

• устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; об­разовывать резервные фонды.

3. В Законе «Об основах бюджетных прав и принципов по формирова­нию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в со­ставе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» конкретизированы и развиты права местных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В общих положениях Закона сформулированы новые понятия ми­нимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регули­рования финансовых отношений.

      В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения про­ектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права местных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов. Впервые зафиксировано положе­ние об образовании при рассмотрении разногласий согласитель­ных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется также исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валют­ных фондов, определены гарантии бюджетных прав местных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбит­ражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.

4. Вопросы, касающиеся местных финансов, отражены в За­коне «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом законе все налоги, входящие в налоговую систему Россий­ской Федерации, разделены на три группы:

• федеральные налоги;

• налоги республик в составе Российской Федерации, кра­ев, областей, автономных областей, автономных округов;

• местные налоги.

Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и местных органов власти, по отношению к соответствующим нало­гам, т. е. право этих органов вводить на подведомственной террито­рии налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять платель­щикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д.

5. В Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Мо­скве и Санкт-Петербургу» определены права территорий на по­лучение финансовой помощи в виде целевых субвенций из выше­стоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций; ответственность за соблюдение этих условий.

6. Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления стал Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ). В Законе зафиксировано:

1) федеральные органы государственной власти, органы го­сударственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованьям (городам, районам, по­селкам, селам) минимальные местные бюджеты;

2) минимально необходимые расходы местных бюджетов ус­танавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

3) доходная часть минимальных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным за­коном и законами субъектов Российской Федерации доходных источников.

Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдель­ных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, компенсируются органами, принявшими ре­шения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компен­сации средств.

В соответствии с этим Законом население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования местных меро­приятий.

7. Важным этапом в формировании законодательных основ местных финансов стал вышедший 25 сентября 1997 г. Федераль­ный Закон «О финансовых основах местного самоуправления» (№126-ФЗ). Закон регламентирует порядок формирования и ис­пользования финансовых ресурсов местного самоуправления; финансовых взаимоотношений органов местного самоуправле­ния с органами государственной власти, субъектами хозяйство­вания и финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между бюджетами.

      В статье Закона «Местные финансы» впервые определены со­став местных финансов и принципы их формирования. Местные финансы включают средства местных бюджетов, местные вне­бюджетные и валютные фонды, средства, мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и использование местных фи­нансов основывается на принципах самостоятельности этих фи­нансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

      Важным положением, впервые устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стан­дартах и социальных нормах.

     В Законе определяется участие органов государственной вла­сти в развитии местных финансов, выражающееся в регулирова­нии местных бюджетов; распределении средств, выделяемых для финансирования федеральных и региональных программ между муниципальными образованьями.

Особое внимание в Законе уделяется процессу формирова­ния и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном ме­стным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.

     Исходя из необходимости внесения существенных измене­ний в распределение налогового потенциала, создаваемого тру­дом населения муниципальных образований, в Закон включены статьи, в которых регламентируются вопросы формирования доходной части местных бюджетов, их взаимоотношений с феде­ральным и региональными бюджетами.

     8. Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налого­вого кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.

     9. Компетенция органов местного самоуправления в бюд­жетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

• установление порядка составления и рассмотрения про­ектов местных бюджетов, утверждения и исполнения ме­стных бюджетов, осуществления контроля за их исполне­нием и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

• составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отче­тов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка направления в местные бюджеты до­ходов от использования муниципальной собственности, ме­стных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

• определение порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• определение порядка осуществления муниципальных, за­имствований;

• осуществление муниципальных заимствований и управ­ление муниципальным долгом.

     Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные органы мест­ного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и устанавливать льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым за­конодательством Российской Федерации.

     Органы местного самоуправления вправе предоставлять на­логовые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в преде­лах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами. Однако органы местного самоуправления могут определять порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федераль­ных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.

      Большое значение в бюджетных правоотношениях имеет на­личие прав у территориальных представительных и исполни­тельных органов власти при рассмотрении разногласий по от­дельным показателям их бюджетов. В соответствии со статьей 20 Закона «Об основах бюджетных прав...» 1993 г. они имеют право вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей своих бюджетов. В случае их отклонений вышестоящий исполнитель­ный орган власти обязан совместно с заинтересованным испол­нительным органом составить протокол об имеющихся разно­гласиях. Протокол должен содержать обоснования предложений и обоснование отказа. Для рассмотрения возникающих в связи с отказом разногласий представительный орган образует согласи­тельную комиссию, которая рассматривает спорные вопросы. Окончательное решение принимается вышестоящим представи­тельным органом власти.

Не менее важными в бюджетном процессе являются гарантии бюджетных прав территориальных органов власти.

Эти вопросы также зафиксированы в Законе «Об основах бюджетных прав...». В частности, в ст. 25 Закона определено, что если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти при­нимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увели­чению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минималь­ного бюджета средства компенсируются вышестоящим органом власти, принявшим решение, за счет средств его бюджета.

Такая же ответственность вышестоящего органа власти на­ступает при нанесении ущерба нижестоящему бюджету от при­нятия им решения с нарушением своей компетенции.

 В случае непредставления вышестоящим органам власти ис­ходных данных, необходимых для  составления проекта бюджета в установленный срок, нижестоящий представительный орган власти может утвердить свой бюджет исходя из нормативов от­числений от регулирующих доходов, утвержденных на текущий год, и в пределах видов доходов, предусмотренных законами Российской Федерации для поступления в соответствующий бюджет.

 

 

 

 

 

3.4 Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.


Ответственность за нарушение бюджетного законодательства установлена в Бюджетном кодексе РФ (ч. IV). В ст. 283 перечис­лены основания для применения мер принуждения за наруше­ние бюджетного законодательства.

В их числе:

·        неисполнение закона (решения) о бюджете;

·        нецелевое использование бюджетных средств;

·        неперечисление бюджетных средств получателям бюд­жетных средств;

·        неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

·        несвоевременное перечисление бюджетных средств полу­чателям бюджетных средств;

·        несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

·        несвоевременное представление отчетов и других сведе­ний, связанных с исполнением бюджета;

·        несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

·        несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

·        несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

·        несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвер­жденным расходам и бюджетной росписи;

·        несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Рос­сийской Федерации;

·        несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

·        несвоевременное представление проектов бюджетов и от­четов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить при­нятые бюджетные обязательства, кроме оснований, уста­новленных Бюджетным кодексом;

·        несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвер­жденным бюджетным обязательствам;

·        финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

·        финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвер­жденные лимиты бюджетных обязательств;

·        несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказа­ние государственных или муниципальных услуг;

·        несоблюдение предельных размеров дефицитов бюдже­тов, государственного или муниципального долга и рас­ходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом;

·        открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Бан­ка России;

·        иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным ко­дексом предусматриваются следующие санкции:

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджет­ного процесса;

• блокировка расходов;

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных орга­низациях;

• наложение штрафа;

• начисление пени;

• иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и фе­деральными законами.

Правом применения санкций обладают руководители орга­нов Федерального казначейства. Они имеют право:

·        списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

·        списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

·        списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предос­тавленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

·        взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевремен­ный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за поль­зование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действую­щей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

·        выносить предупреждение руководителям органов испол­нительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем испол­нении бюджетного процесса;

·        составлять протоколы, являющиеся основанием для на­ложения штрафов;

·        взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных органи­заций за несвоевременное исполнение платежных докумен­тов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансиро­вания Банка России за каждый день просрочки;

·        приостанавливать операции по счетам в кредитных орга­низациях сроком до одного месяца.

     Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

Заключение.

    В курсовой работе была рассмотрена экономическая сущность бюджета государства.

    В первой части была описана история развития бюджета нашего государства. Во второй, бюджетная система России в настоящее время. В третьей части были описаны нормативно- правовые акты, закрепляющие и регламентирующие функционирование бюджетной системы РФ.

    Современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

    В настоящее время бюджетная система и как составная часть бюджет государства представляют собой сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

   Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

   Современной  бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много  неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.


Список литературы.

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.

3.      Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР. Закон РСФСР  от 10 октября 1991 г. № 1734-1.

4.      О финансовых основах местного самоуправления. Федераль­ный Закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ.

5.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 687 с.

6.      Государственный бюджет:  Под ред. М. И. Ткачук – Минск.: Высшая школа, 1995 – 364 с.

7.      Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

8.      Курс экономической теории.  Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997. – 334 с.

9.      Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.:ЮНИТИ-Дана, 2000. - 550 с.

10.  Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.

11.  Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

12.  Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. –

      М.:  Финансы и статистика, 1996. – 232 с.

13.  Тарасевич Л.С. и др. Макроэкономика. – СПб.: СПбГУЭФ, 1999. - 656 с.

14.  Фёдоров Г.А. Бюджетная система России. – М.: Финансы, 1998. – 452 с.

15.  Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995, - 313 с.



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ