Экономическое содержание и генезис прямого налогообложения
Экономическое содержание и генезис прямого налогообложения
Министерство образования Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и
права
Финансово-эконмический факультет
Кафедра финансов
Специальность 0604 «Финансы и кредит».
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине финансы
Тема №137 «Экономическое
содержание и генезис прямого налогообложения».
Исполнитель: студент группы Ф-00-5
Носачёв Дмитрий Юрьевич.
Руководитель: к.э.н., доц. Сорокина
Татьяна Владимировна.
Иркутск 2002г.
Содержание:
Введение. 3
1.Экономическое
содержание прямого налогообложения. 3
1.1 Признаки
налогообложения. 4
1.2 Элементы
налогообложения. Методы взимания налогов. 5
1.3 Функции налогов. 8
1.4 Роль налогов в
масштабах государства. 9
2.Генезис прямого
налогообложения. 10
2.1 Развитие налогов в
России. 10
2.3 Генезис прямых
налогов в зарубежной практике. 19
3.Современные прямые
налоги. 21
3.1 Налог на прибыль в
истории и современности. 22
Приложение №1 27
Приложение №2 28
Приложение №3. 31
Список литературы: 33
Эта работа будет
полностью посвящена такой финансово-экономической категории как налоги.
Здесь я
постараюсь определить на столько четко, на сколько это возможно, что же такое
налоги. Однако, как частность, я избрал лишь часть этой категории и собираюсь
рассказать только о прямых налогах, почти полностью исключая из работы
косвенные налоги. Но так как и прямые и косвенные налоги взаимно дополняют друг
друга, то в моей работе я дам определение и косвенных налогов, также я обращу
ваше внимание на роль и функции как прямых, так и косвенных налогов.
Уверен, что
сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов прекрасно покажет их
различия и сходства.
В первой главе
будет рассказано о сущности прямых налогов, т. е. как совокупность
экономических отношений на первом этапе общественного распределения. Также в
этой главе будут освещены ключевые моменты об элементах прямых налогов
(налогооблагаемая база; субъект и объект прямых налогов; периоды взимания;
методы взимания и т. д.).
Функции и роль
налогов в целом в государстве показана на примере РФ.
Во второй главе
нужно будет проследить ход развития налоговой системы России, этот путь можно
разделить на три этапа. А также посмотрим на генезис налогообложения в
зарубежных странах со времен Древнего Мира и до ХХ века.
Наконец, в
третьей главе речь пойдет о конкретном налоге, - налоге на прибыль. В этой
главе я попытаюсь рассказать об этом налоге и показать его сущность и развитие
во времени в России и зарубежных странах.
В наше время,
выбранная мною тема актуальна, т.к. роль налогов в нашем современном мире, а
точнее в современном государстве довольно высока. Сегодня очень многое зависит
от выбранной налоговой политики: и благосостояние нации, и развитие экономики,
и даже международные отношения.
Налоги - суть
государственной деятельности, успехи и провалы.
Итак, начнём с
первой главы и окунёмся в изменчивый мир налогов.
Итак, что же
такое налоги, как их понимают в наше время. Воспользуемся Налоговым кодексом РФ
для наиболее точного определения налога: под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в
форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований׀.
Теперь посмотрим,
какое определение дают прямым налогам: прямой налог - налог, взимаемый
непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам
относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на
имущество.
Если
рассматривать материальное содержание налогов, то они являются частью
национального дохода (НД). Можно выделить несколько признаков налогов,
характерных для налогов практически во все времена, и, естественно, что эти
признаки связаны с такими явлениями как: появления института государства и
появлением денег как всеобщего эквивалента.
Первый признак –
денежный характер налогов. В XVIII в. в казне российского государства
преобладала денежная форма внесённых платежей, в настоящее время налоги
уплачиваются только в денежном выражении.
Вторым признаком
можно выделить то, что налоговые отношения связаны со сменой форм
собственности, т.е. передача прав пользования от одного участника этих
отношений к другому. Известно, что существуют три основные формы собственности:
частная, государственная и коллективная (т.е. долевая собственность, где каждый
имеет лишь часть её), а налоговые отношения возникают на стадии
перераспределения и, как говорилось выше, являются частью НД. Отсюда видно, что
через «обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи» мы передаём
государству часть своей собственности в денежном выражении, т.е. частная
собственность переходит в государственную.
Третий признак –
регулярность взимания налоговых платежей, т.е. все лица обязаны регулярно
уплачивать в установленные сроки налоговые платежи.
Четвёртым
признаком является всеобщий характер налогов. В соответствии со ст.№3 НК РФ
п.1,2 (Федеральный закон от 9 июля 1999г. №154-ФЗ) этот признак звучит так:
1.Каждое лицо
должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о
налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства
налогообложения. При установлении налогов учитывается
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы
не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из
социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается
устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места
происхождения капитала.
Допускается
установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных
таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с
настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.
Теперь у нас есть
более-менее чёткое понятие налога в РФ. Перейдём тогда уже к элементам налогов
и посмотрим, как и чем отличаются прямые и косвенные налоги (см. Приложение
№1).
Для того, чтобы
узнать какие именно элементы существуют, обратимся к ст.№17 НК:
1. Налог
считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и
элементы налогообложения, а именно:
объект
налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок
исчисления налога;
порядок и сроки
уплаты налога.
2. В необходимых
случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут
также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
3. При
установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения
применительно к конкретным сборам.
Объект
налогообложения – то, что подлежит налогообложению, от величины чего зависит
сумма налога. Все объекты налогообложения делятся на две группы: 1)доход
2)имущество. Такое деление применяется при прямом налогообложении. При
косвенном обложении объектом является выручка (оборот) от реализации или её
часть.
Субъект
налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое
по закону обязано уплачивать налог. Принято различать формальных и фактических
налогоплательщиков.
Формальным
налогоплательщиком является физическое или юридическое лицо, которое вносит
налог в бюджет и во внебюджетные фонды.
Фактическим
налогоплательщиком считается то физ. или юрлицо, с чьего дохода уплачивается
налог.
Такое
распределение на фактических и формальных налогоплательщиков возникает лишь
тогда, когда есть переложение налогов.
Налоговая база.
1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную
характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой
величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая
база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам
устанавливаются настоящим Кодексом.
В случаях,
указанных в настоящем Кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться
Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных
настоящим Кодексом.
2. Налоговая база
и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются
настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам
устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации,
нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
в пределах, установленных настоящим Кодексом׀.
Налоговый период
– срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой
базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Один и тот же
объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определённый
законом период налогообложения׀.
Налоговая ставка
– величина налога на единицу обложения (гектар земли, рубль дохода и т.д.).
Ставки налогов бывают твёрдые и пропорциональные (долевые).Твёрдые налоговые
ставки устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения независимо от
доходов. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте
с дохода независимо от его размера׀.
В большинстве
случаев применяют долевые ставки, которые в свою очередь делятся на
прогрессивные и регрессивные. Прогрессивные предусматривают увеличение размеров
ставок с ростом объекта налогообложения, однако степень прогрессивности может
быть различной и оцениваться показателем мягкости или жёсткости прогрессии.
Если ставка растёт быстрее, чем объект налогообложения – ставка жёсткая.
Регрессивные
ставки заключаются в уменьшении ставок с объекта обложения (ЕСН).
Порядок
исчисления налога. Для каждого налога определятся свой порядок исчисления.
Сначала определяется объект обложения, затем исчисляется налоговая база и путём
умножения на ставку налога исчисляется сам налог.
Порядок и сроки
уплаты налогов.
Установленный законодательством
о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода
времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно
наступить.
Срок, исчисляемый
годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При
этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени,
состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый
кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал
считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, исчисляемый
месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При
этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на
месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день
этого месяца.
Срок, исчисляемый
неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период
времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
В случаях, когда
последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается
ближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для
совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех
часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на
почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок
не считается пропущенным.
Сроки для
совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на
событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В
последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.
Течение срока,
исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день
после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало'.
Для каждого
налога определён свой срок уплаты.
Способы взимания
налогов существенно различаются по двум основным видам налогов (прямые и
косвенные).
Основными
методами при прямом налогообложении являются: 1) Кадастровый, сущность этого
метода заключается в том, что составляется подробный перечень (кадастр)
однотипных объектов обложения с указанием тех или иных признаков объектов,
которые имеют значение для размера получаемых от них доходов. Недостатком
данного метода является то, что фактическая доходность объектов обложения, как
правило, отклоняется от средней и, как правило, не в пользу налогоплательщика.
По месту
получения дохода до его получения. Данный метод применяется в основном при
налогообложении физических лиц имеющих доходы от работы по найму. При этом
методе расчёт налога осуществляется обычно экономическими службами
предприятий. Вычеты сумм налога из заработных доходов осуществляются до
получения ими заработной платы.
Декларационный
метод. Чаще всего этот метод в совокупности со вторым методом, т.к. наряду с
зарплатой есть и другие виды доходов по которым могут быть определены льготы,
когда физическое лицо подаёт декларацию, налоговые службы проверяют
правильность её заполнения и правильность исчисления налогов из совокупного
годового дохода физического лица.
По косвенным
налогам применяют два основных метода: 1) Каскадный 2) По принципу
однократности обложения.
Каскадным методом
взимаются НДС, налог с продаж и др. Суть этого метода заключается в том, что
налог уплачивает не производитель (формальный налогоплательщик) товара, а
покупатель или перекупщик (фактический налогоплательщик). Т.е. каждый раз при
продаже товара продавец (перекупщик) добавляет в цену свою прибыль и с этой
прибыли должен уплатить налог, но и этот налог он включает в цену и т.д.
Последний потребитель товара и является фактическим налогоплательщиком.
По принципу
однократности обложения взимаются акцизы, таможенные пошлины и др. При таком
обложении налог уплачивается только один раз (например, при переправке товара
через границу уплачивается таможенная пошлина).
Сущность налогов
проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную,
экономическую и контрольную.
Фискальная
функция является самой первой и основной. Она отражает предназначение налогов.
Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются
финансовые ресурсы государства и тем самым создаётся материальная основа самого
существования государства и его функционирования. Название данной функции
происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает “корзина”.
Налоги служат
основным источником доходов государства, средством мобилизации доходов в
распоряжение государства. Налоги создают условия для дальнейшего
перераспределения и мобилизации ресурсов. В странах с рыночной экономикой доля
налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%ô, а в объёме НД государства 40-50%.
Экономическая
функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и
социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая
волна. Налоги неизбежно влияют как на объём производства следующего цикла, так
и на темпы экономического роста в целом.
Усиление
налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение налоговых льгот,
повышение налоговых ставок) ведёт к уменьшению таких компонентов совокупного
спроса (налоговая волна), как накопление, потребления населения, сбережения,
инвестиции и т.д.
Уменьшение
совокупного спроса порождает проблему реализации произведённого ВВП. Ответной
реакцией становится снижение совокупного предложения, Справедливо и обратное
снижение налогового бремени ведёт к росту части дохода, остающейся в распоряжении
физических и юридических лиц. В этой связи правомерно ожидать увеличения
личного потребления, сбережений, инвестиций. Ответом на эти изменения станет
рост совокупного предложения, рост объёмов ВНП.
Налоги также
способны влиять на формирование отраслевых. межотраслевых и региональных
пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставлений
налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в
которых заинтересовано общество.
Экономическая
функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является
составной частью государственного регулирования экономики. В современных
условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия
государства на объём потребительского спроса, инвестиции и т.д., а также на
стимулирование отраслей и сфер экономики.
Постепенно
происходит признание экономической функции налогов, их позитивного воздействия
на экономику. С помощью математических методов устанавливается характер
зависимости между налогами их стимулирующим воздействием на производство.
Контрольная
функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным “зеркалом”
экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет
составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности
действующей налоговой системы, о её влиянии на национальное хозяйство страны, о
достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий.
Эта функция реализуется органами, осуществляющими контроль над правильным
исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным
заполнением и своевременным представлением налоговой отчётности. К ним
относятся органы Минфина, МНС РФ, Государственного таможенного комитета и т.д.
Также Черник
Д.Г. выделяет и другие функции: распределительную, стимулирующую, социальную,
воспроизводственную.
Воздействие
налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Причём влияние
проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие
государства распределении перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим
инструментом, способствующим антицикличности в экономике и регулятором
инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создаёт необходимые
условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных, с точки
зрения научно-технического прогресса, отраслях, а также в малорентабельных, но
социально необходимых сферах производства. Мировая практика выработала и
использует множество форм налогов, различающихся по объектам обложения,
источникам уплаты, формам взимания и т.д. Это позволяет в большей мере охватить
всё многообразие видов доходов налогоплательщиков, определённым образом
воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности и
одновременно снижать негативное влияние налогового процесса за счёт
перераспределения налогов. Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. В
этой работе (выше) приведена классификация на прямые и косвенные. Соотношение
этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой
политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в
период экономически кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут
группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые
физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту
обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на
землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления.
Основой
следующего классификационного признака является источник уплаты налогов. Это:
заработная плата, выручка, доход, себестоимость.
Наиболее
существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к
уровням власти и управления (см. Приложение №3).
В этой главе я
попытаюсь дать наиболее полное, на сколько это возможно, отражение развития
налогов России и некоторых зарубежных стран (Др. Рима, Англии, Франции,
Германии).
Налоги известны
давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с
самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от
древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата
для определения и сбора налогов. Оно определяет
лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает
городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором
этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных
учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя:
устанавливает квоту обложения, наблюдает за
процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими
рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои
руки все функции установления и взимания налогов, ибо правота обложения успели выработаться. Региональные органы
власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную
степень самостоятельности.
Развитие налогов
и налогообложения в России также условно можно разделить на три этапа: 1)
Налоги Руси и России (?- 1917г.) 2)Налоговая система СССР (1917-1991гг.)
3)Налоги в РФ (1991- наше время).
Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.
Основным источником доходов княжеской казны была дань. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или
обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»[1].
Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные,
главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От
рала» — т. е. с плуга или сохи.
Тогда же появляются сведения о русской гривне. Гривной назывался слиток
серебра различной формы, обычно продолговатой.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев,
и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за
прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
Такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого
коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит
12 гривен в Казну, а хозяину гривну»[2].
После татаро-монгольского нашествия
основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными
хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души
мужского пола и с головы скота.
Взимание прямых
налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе
Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом
(1316-1353).
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после
чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного
прямого налога Иван III ввел данные деньги с
черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские,
пищальные — для производства пушек, сборы на городовое
и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах
Московского государства.
Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На
оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались
тем, кто платил больше.
Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси получила
развитие посошная подать, включавшая в себя и
поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее
качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. Для определения размера
налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных
площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных
в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха
измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков.
Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Описания
городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в
писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г.
Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.
Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим
порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным
количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в
особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, «два
земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю
2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы,
ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю
собираемого хлеба, баранов, кур и пр. Одни давали более, другие менее, смотря
по изобилию или недостатку в угодьях[3].»
Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские
деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей,
захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Раскладка и взимание податей производились
самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы
налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись
так называемые «окладные книги».
Политическое объединение русских земель относится к концу XV в.
Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним
обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь
Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская,
Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и
Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ
большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда
направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за
скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий
налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных, налоги
собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая
система России в XV — XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.
Полоняничная
подать, которая собиралась время от времени, в царствование Алексея Михайловича
стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких
людей». Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег,
дворцовые и помещичьи крестьяне — по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые
люди низших чинов — по 2 деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном
незначительным налоговым хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения
одного из прямых основных налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами.
Реорганизация
армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов.
Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские,
рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и
другие налоги. Царь учредил особую должность — прибыльщиков,
обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые
источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с
извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с
печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы.
Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и
бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с
царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой
статьи — по 100 руб. ежегодно.
В дальнейшем прибыльщики предложили
коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной
подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным
письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ
уклонения от налогов: дворы родственников, а порой
и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.
Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала
вместо двора мужская душа.
В 1718 г. началась подушная перепись
населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной
податью.
В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от
своего великого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между
казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные
частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693—1740).
Незадолго до свержения Петра III в мае 1762 г. государю было доложено:
государственных доходов состоит 15 350 636 руб. 93 1/4 коп.
Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии,
снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз
хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.
Предпринятые финансовые меры наряду с
приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.
Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрый
финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом. Так, в
1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было
сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер.
Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине
60-х годов подушная подать целиком в соответствии еще с распоряжениями Петра I направлялась на содержание
войска. Но туда же еще шли деньги от винных,
соляных, таможенных сборов.
В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные
изменения в налогообложение купечества. Она
отменила все частные промысловые налоги и подушную
подать с купцов и установила
гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены
в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы
попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие
меньший капитал считались не купцами, а мещанами и
уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил
во вторую гильдию, а с большим капиталом — в
первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку
не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного
капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры
объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога
осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования
Александра I составляла 2,5% для
купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.
Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население
России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати
с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем,
государственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в
способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей»[4].
Община могла разверстать положенный ей подушный
налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г. уже российские губернии были
разделены на четыре класса и для каждого класса были назначены отдельные
подушные оклады.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|