Экономика инвестиций (шпаргалка)
безопасность вложений (неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке
инвестиционного капитала),
стабильность получения дохода,
ликвидность вложений, то есть их способность участвовать в немедленном приобретении
товара (работ, услуг), или быстро и без потерь в цене превращаться в наличные
деньги.
Ни одна из инвестиционных ценностей не обладает всеми перечисленными
выше свойствами. Поэтому неизбежен компромисс. Если ценная бумага надежна, то
доходность будет низкой, так как те, кто предпочитают надежность, будут
предлагать высокую цену и собьют доходность.
Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении наиболее
оптимального сочетания между риском и доходом для инвестора. Иными словами,
соответствующий набор инвестиционных инструментов призван снизить риск
вкладчика до минимума и одновременно увеличить его доход до максимума.
Основной вопрос при ведении портфеля - как определить пропорции между
ценными бумагами с различными свойствами. Так, основными принципами построения
классического консервативного (малорискового) портфеля являются: принцип
консервативности, принцип диверсификации и принцип достаточной ликвидности.
Капитальные вложения
капитальные вложения - инвестиции в основной
капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство,
расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,
приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно -
изыскательские работы и другие затраты;
Объекты капитальных вложений
1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные
виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями,
устанавливаемыми федеральными законами.
2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых
не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в
установленном порядке стандартам (нормам и правилам).
Субъекты инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных вложений
1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных
вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы,
заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие
лица.
2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской
Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть
физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной
деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических
лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также
иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные
инвесторы).
3. Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица,
которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не
вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов
инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.
Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и
распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые
установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по
договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны
иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат
лицензированию в соответствии с федеральным законом.
5. Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица,
в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного
самоуправления, иностранные государства, международные объединения и
организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов
капитальных вложений могут быть инвесторы.
6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более
субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным
контрактом, заключаемыми между ними.
Источники
финансирования капитальных вложений
Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет
собственных и (или) привлеченных средств.
41 Иностранные инвестиции
В основном Россия привлекает капитал в виде прямых и портфельных инвестиций,
ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на
международном рынке капиталов.
Прямые инвестиции обеспечивают иностранным инвесторам, юридическим и
физическим лицам право на управление предприятием и представляют собой
преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты,
полученные от зарубежных совладельцев предприятий.
Прямые вложения осуществляются как в свободно конвертируемой валюте, так
и в национальной валюте.
Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в
различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд
преимуществ. Прежде всего активизируется деятельность частного сектора,
расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и
методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли
внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского
капитала не увеличивает размер внешней задолженности.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на постоянное снижение
удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в
экономику России с 70% в 1991-1995 годах [6] до 40 % в 2000 году [4, 2)], эта
форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны. Объем
прямых инвестиций в 1999 году составил 4, 26 млрд. долл., а в 2000 году – 4, 43
млрд. долл. [4, 1)].
Процесс приватизации государственной собственности, акционирование
промышленных предприятий привели к формированию в России фондового рынка,
создали объективные предпосылки иностранным инвесторам для портфельных капиталовложений.
Под портфельными инвестициями понимается покупка нерезидентами акций,
векселей и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10% акционерного
капитала предприятия. Портфельные инвестиции не дают вкладчикам права участвовать
в управлении предприятием.
С 1991 по 1993 г. объем портфельных инвестиций в России оценивался в 60
млн. долл. Начиная с 1994 г. прослеживается тенденция к увеличению импорта в
Россию портфельных инвестиций. Максимального уровня объем заказов западных фирм
на покупку акций российских приватизированных предприятий достиг в августе 1994
г. и составил 500 млн. долл. В ноябре он опустился до 300 млн. долл., а в
декабре – до 100 млн. долл. [1, 310]. Только в первой половине 1994 г. иностранные
инвесторы скупили 2-5% доли уставного капитала таких компаний, как
"Коминефть", "Томскнефть", "Юганскнефть",
"Пурнефтегаз", "ЛУКойл",
"ЛУКойл-Когалымнефтегаз", "ЛУКойл-Уралнефтегаз" и др.
Постепенно иностранные портфельные инвестиции начали перемещаться и в
другие отрасли российской экономики, прежде всего в связь и средства телекоммуникаций,
в пищевую, деревообрабатывающую, цементную промышленность.
В настоящее время для западных инвесторов данная форма капиталовложений
в экономику России относится к рисковым инвестициям. По оценкам западных
брокерских фирм, иностранные инвесторы, которые ранее приобрели акции
российских приватизированных предприятий, потеряли за последний квартал 1994 г.
около 75% вложенных сумм из-за падения курсовой стоимости этих ценных бумаг.
В конце 1997 г. отток средств нерезидентов с фондового рынка России составил
около 7,5 млрд. долл. Вместе с тем портфельные инвестиции вплоть до краха рынка
ГКО оставались одной из наиболее прибыльных форм капиталовложений в отдельные
отрасли и сферы экономики России.
Объем портфельных инвестиций в 1999 г. составил 31 млн.
долл., снизившись по сравнению с 1998 г. более чем в пять раз [7]. Большая
часть валютных инвестиций приходилась на вложения в краткосрочные долговые
ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно на покупку
акций российских компаний. Доля портфельных инвестиций в общем объеме составила
в 2000 году 0,7 % [4, 2)].
В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция
к росту ссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически ни одно
государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись
без внешних заемных финансовых ресурсов.
В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной,
так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и
коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная
государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных
инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные
займы и др.
Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые
организации (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские
консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными
странами и др.
В 2000 году России удалось привлечь кредитов Мирового банка
реконструкции и развития (МБРР) на общую сумму 551,9 млн. долл. и Европейского
банка реконструкции и развития (ЕБРР) на 31,9 млн. долл. [4, 1)]
Новой формой привлечения иностранного капитала для России стало размещение
за рубежом облигационных займов в виде выпуска евробондов, номинированных в
ведущих валютах стран мира.
Условия привлечения средств с международных рынков капитала для России
оказались более привлекательны, чем заимствования на внутреннем рынке и выпуск
государственных казначейских обязательств (ГКО).
Основной организационной формой деятельности иностранного капитала в
России являются совместные предприятия (СП). Согласно российскому законодательству
предприятия с участием иностранного капитала может быть организовано в форме
открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская
компания.
Процесс активного создания СП в России начался в период
либерализации внешнеэкономических связей. Первое совместное предприятие было
создано в России в 1989 г. В 1991 г. в России было зарегистрировано 1825 СП, в
1992 г. – 2533, в 1993 г. – 6359, в 1994 г. – 11131, в 1995 г. – 14550 СП. На
начало 1999 г. в России в Государственный реестр было внесено около 25 тыс.
совместных компаний с участием иностранного капитала [3, 118].
Доля иностранного капитала в совместных предприятиях, созданных на
территории России, составляет в среднем 35-45%, причем прослеживается тенденция
к росту этого показателя, что прежде всего связано со стремлением получить
льготы при налогообложении.
Большинство совместных предприятий создавалось в основном в сфере
мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях экономики, где гарантирована
быстрая окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.
При создании совместных предприятий используются различные организационно-правовые
формы, включая предприятия со 100%-ным иностранным капиталом, причем доля
предприятий, полностью контролируемых иностранными инвесторами неуклонно
растет.
Российское законодательство предусматривает возможность создания на
территории страны отделений и филиалов иностранных компаний, которые должны
быть зарегистрированы как российские компании со 100%-ным иностранным
капиталом. По такому принципу в России функционируют отделения зарубежных
коммерческих и государственных банков.
37 Лизинг и
форфейтинг.
Лизинг появился и стал бурно развиваться в 50-х —
начале 60-х годов в США. Как форма аренды оборудования и недвижимости идея
лизинга далеко не нова, в сельском хозяйстве аренда земли и средств
производства известна очень давно. Аренда складов, машин и оборудования
достаточно широко практиковались еще в прошлом веке. Во второй половине 20 века
банки вместо денежных ссуд в отдельных случаях стали предоставлять клиентам в
аренду машины и оборудование, таким образом, старые арендные отношения перешли
на новую экономическую платформу и, как считают специалисты, стали разновидностью
банковских кредитов.
Под лизингом понимается сдача в аренду предметов
длительного пользования: зданий, машин, самолетов, автомобилей, компьютеров, контрольного
оборудования.
Лизинг — это предоставление права на пользование движимым или
недвижимым имуществом путем передачи его во владение на определенный срок или
неопределенное время за периодически выплачиваемую компенсацию.
Лизинг представляет собой, как правило, трехсторонний
комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию
пользователя приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает ему
во временное пользование.
В состав комплекса входят два договора:
1.
договор купли-продажи
(между лизинговой компанией и изготовителем на приобретение оборудования, где
изготовитель продавец, а лизинговая компания-получатель)
2.
договор лизинга (между
лизинговой компанией и пользователем, в силу которого первая передает второму
во временное пользование оборудование, купленное у изготовителя специально для
этой цели).
Существуют различные формы и виды лизинга.
По объекту сделки лизинг подразделяется на лизинг
потребительских товаров длительного пользования и лизинг инвестиционных товаров;
арендаторами при лизинговой сделки могут быть как частные лица, так и
предприятия, арендодателями при лизинговой сделках являются промышленные
предприятия, которые довольно часто имеют собственные лизинговые компании,
специальные лизинговые компании, которые во многих случаях представляют собой
дочерние фирмы банков, а также ряд независимых от банков специальных лизинговых
институтов, особенно широко распространенных при финансовом лизинге.
По характеру различают финансовый (капитальный) лизинг и
операционный.
Особые виды лизинга.
Аренда автотранспортных средств.
Лизинг автотранспортных средств стал важной и довольно своеобразной
областью арендных операций, который заслуживает определенного внимания. Прежде
всего, все более широкое предпочтение лизинга перед покупкой в рассрочку как
для частных лиц, так и для предприятий связано с низким первоначальным платежом,
а равно как и ежемесячных взносов. При этом, однако, лицо, не использующее
арендованный автомобиль для деловых целей, лишено возможности вычитать из
облагаемого налогом дохода сумму выплачиваемых процентов. Лизинг также выгоден
для автомобильных дилеров, так как стимулирует желание купить автомобиль, а сам
дилер может воспользоваться налоговым инвестиционным кредитом и ускоренным
начислением износа.
Аренда с привлечением средств.
Этот вид лизинга предусматривает получение арендодателем долгосрочного
займа у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в
аренду активов. В сделке лизинга с привлечением средств арендодатель кроме
дохода в виде процента и быстрого возмещения капиталовложений за счет изъятия
из-под налогообложения амортизационных отчисления и процентных платежей в
первые годы лизинга, получает также вознаграждение за организацию финансирования.
Арендодатель берет долгосрочную ссуду (без права обратного требования к
арендатору), причем арендные платежи и оборудование служат обеспечением ссуды.
Для снижения налогов арендодатель отсчитывается по лизинговым платежам как по
статье дохода, и в этом случае получает право вычитать амортизационные
начисления по лизинговому оборудованию, а также и ссудный процент по
долгосрочному займу из суммы, облагаемой налогом. Таким образом, в первые годы
лизинга арендодатель несет крупные убытки из-за налогов, но имеет значительные
поступления денежных средств, которые на последующих этапах идут на убыль.
ФОРФЕЙТИНГ - это
покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной
основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство
об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при
невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного
обязательства происходит, естественно, со скидкой.
Механизм форфейтинга
используется в двух видах сделок:
· в финансовых сделках
- в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
· в экспортных сделках
- для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит
иностранному покупателю.
Основными оборотными
документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются
векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг.
Важно, чтобы эти бумаги были “чистыми” (содержащими только абстрактное
обязательство).
Форфейтинговые бумаги
Основным видом
форфейтинговых ценных бумаг являются ВЕКСЕЛЯ - ПЕРЕВОДНЫЕ и ПРОСТЫЕ. Операции с
ними обычно осуществляются быстро и просто, без неожиданных осложнений.
Кроме векселей
объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива. АККРЕДИТИВ,
как известно, - это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение
одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально
забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный
товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег.
Документарный аккредитив может быть ОТЗЫВНЫМ и БЕЗОТЗЫВНЫМ. Безотзывный
аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по
предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и
соблюдении всех его условий.
15 Государственное регулирование инвестиционной
деятельности
Анализ
состояния и тенденций развития отраслей агропромышленного комплекса (АПК)
России свидетельствует, что технический уровень производства не удовлетворяет
современным требованиям. Мировому уровню соответствует не более 15% важнейших
групп машин и механизмов, имеющихся в этих отраслях. Удельный вес устаревшей
техники, требующей безотлагательной замены, превышает 27%. Потребность в
важнейших видах оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности
удовлетворяется на 55%.
Возможности
проведения инновационных процессов в пищевой и перерабатывающей промышленности
серьезно ограничены существующей возрастной структурой основных
производственных фондов (ОПФ). Во всех отраслях АПК фактический срок их службы
значительно превышает нормативный. Более одной трети машин и оборудования
отработало уже два и более амортизационных срока. Наиболее тяжелое положение в
сельском хозяйстве и пищевой промышленности, где физически изношенных ОПФ
достигает 85%. В целом же по стране эта величина составляет 50%. Доля
импортного оборудования в активной части ОПФ - 27%. На отдельных производствах
отечественного оборудования практически нет.
Решение
данных проблем определяет уровень экономического развития. Сейчас, когда
снижается инвестиционная активность, необходимо значительно ускорить темпы
обновления производства за счет внедрения перспективных технологий, техники,
инноваций.
Как
показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной
движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с
инвестиционной деятельностью.
Инвестирование
средств в инновационный сектор производства позволит повысить уровень
общественного производства, улучшить качество продукции, способствует созданию
социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты. Новые
технологии обеспечивают повышение доходов предприятия. Рост налоговых
поступлений в казну государства позволит увеличить долю инвестируемых средств,
направленных на социальную сферу (жилищное строительство, медицина, наука,
образование). Повышение активизации деятельности социально-ориентированной
политики государства способствует разрешению многих социальных проблем и
установлению более гармоничного развития общества.
Итак,
функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций,
обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию
производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих
увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования
общественного производства.
В
условиях кризиса для России, инвестиции являются важнейшим средством
структурного преобразования социального и производственного потенциала,
подчинения его требованиям рынка.
Государственное
управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без
которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив
капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство
государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому
государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как
сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в
том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
В
ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие
государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к.
оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода России из
экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
Государственная
инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного
инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного
капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм
совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные
проекты.
Вмешательство
государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы
достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное
производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит
гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным
сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной,
экономической и культурной сферы.
Государство
определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической
властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах,
регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Инвестиционная
политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и
экономической политики государства.
Реализация
инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение
социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических
проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную
политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим
направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться
поставленных целей посредством государственного управления финансовыми
средствами независимо от источников их образования.
Важной
тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные
финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного
производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия
государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства
объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в
дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.
Кроме
того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство
должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан,
заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного
инвестиционного климата.
16
Финансовый раздел бизнес-плана
Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в
себя:
- план доходов и расходов;
- план денежных поступлений и выплат;
- анализ состояния потока реальных денег (наличности);
- балансовый план;
ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Этот прогноз составляется, по крайней мере, на первые
три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной
разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж,
себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.
Поскольку основным источником доходов большинства фирм
являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования
продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо
рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются
такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации
с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают
постепенно, а себестоимость реализованной продукции может "скакать" и
в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от
ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.
План расходов и доходов должен содержать также оценки
всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого
года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и
их специальностей (эти данные берутся из организационного плана). В плане
доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной
платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы
освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных,
представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на
рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных
складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|