|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2.1.4 Последовательность изучения инвестиционного, рынка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение конъюнктуры инвестиционного рынха
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей (подотраслей) экономики
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных инвестиционных проектов, сегментов инвестиционного рынка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Разработка стратегии инвестиционной деятельности предприятия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Формирование эффективного инвестиционного портфеля предприятия, включающего как реальные капитальные вложения, так и финансовые и инновационные инвестиции
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Управление инвестшщонным портфелем предпршггия (в том члсле диверсификация инвестиций, реинвестирование капитала и пр.)
|
Изучение рыночной конъюнктуры инвестиционного рынка (см. также главу 12) особенно важно для инвесторов по причине больших рисков, влекущих за собой снижение доходов и, зачастую, потерю инвестируемого капитала. В таблице 2.1.4 приведена последовательность действий при изучении конъюнктуры инвестиционного рынка.
Как и для всякого рынка, для сегментов инвестиционного рынка характерны четыре основные стадии его развития — конъюнктурный подъем, конъюнктурный бум, период стабильности, конъюнктурный спад. Следует отметить, что для различных рынков в составе инвестиционного рынка стадии не одинаковы, что дает возможность переливания инвестиционного капитала из объектов инвестиций рынка на спаде в объекты рынка на подъеме. Кроме того, в рамках одного рынка, например, акций имеется различная конъюнктура разных акций.
Это создает предпосылки оптимизации инвестиционной деятельности предприятия с целью получения стабильного и высокого дохода от этой деятельности.
Для изучения конъюнктуры инвестиционного рынка предприятие должно строить систему его мониторинга для постоянного отслеживания динамики рынка по основным показателям как макроэкономического развития, так и развития сегментов рынка. Мировая практика работы на рынках инвестиций имеет уже развитую систему индикаторов инвестиционной привлекательности отдельных рынков и объектов, регулярно публикуются рейтинга объектов инвестирования, оцениваемые экспертами. В нашей стране эта практика только начинает свое развитие, что определяется начальной стадией развития инвестиционного рынка и сложностью получения достоверной информации.
31 Инвестиционные и подрядные конкурсы
В Положении используются следующие термины:
o подрядные торги - форма размещения заказа на строительство и ремонтные работы, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;
o объект торгов - производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов;
o предмет торгов - право на выполнение конкретных видов работ и услуг, по которым проводятся торги;
o участник торгов - лицо, имеющее право принимать участие в торгах;
o заказчик - организация или предприятие, для которой строится, реконструируется, ремонтируется или оснащается объект торгов;
o организатор торгов - лицо, которому поручено проведение торгов;
o тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объект а и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов;
o тендерный комитет - постоянный или временный орган, создаваемый для проведения торгов;
o тендер - конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющих собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;
o претендент - лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты;
o оферта - предложение участника торгов (подрядчика) с намерением заключить контракт (подрядный договор) с заказчиком на основе тендерной документации на условиях взаимной выгоды по ценам, срокам и качеству;
o оферент - лицо, от имени которого представлена оферта.
Подрядные торги могут проводиться:
o при размещении заказов на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ", на выполнение проектных, строительных, монтажных, ремонтных и других видов работ;
o на поставку комплектного технологического оборудования.
В подрядных торгах могут принимать участие
любые предприятия и организации независимо от форм собственности и имеющие
лицензии на соответствующие виды деятельности.
Организатор торгов вправе требовать от участников торгов предоставления
документов или иной информации необходимой для удостоверения квалификации.
Запрещается участие в торгах организаций и фирм, имеющих непосредственную
организационно - правовую или финансовую зависимость друг от друга
(учредительство, финансовое участие, холдинг).
II. УЧАСТНИКИ ТОРГОВ
1. Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, оференты.
2.
Заказчик на момент принятия
решения о проведении подрядных торгов должен обладать необходимыми
инвестиционными ресурсами, подтвержденными соответствующими финансовыми документами,
обязан иметь статус официального юридического лица с соответствующей
регистрацией.
При проведении торгов заказчик участвует в работе тендерного комитета,
устанавливает окончательные условия договора подряда и заключает его с
победителем торгов.
3. Организацию торгов на строительство, проектирование и ремонт объектов, финансируемых из источника по п.1.2. настоящего Положения, осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города.
4. Организатором торгов по объектам, финансируемым из других источников, может быть заказчик, либо юридическое лицо им уполномоченное.
5. Организатор торгов осуществляет следующие функции:
o подготавливает документы для объявления торгов;
o
формирует тендерный
комитет, используя собственных специалистов, представителей проектных,
научно-исследовательских и других организаций, отдельных экспертов.
Работа лиц, привлекаемых к участию в деятельности тендерного комитета,
оплачивается на основании заключаемых с ними договоров в соответствии с
действующим законодательством, направляет и контролирует деятельность
тендерного комитета по подготовке тендерной и другой необходимой информации;
o утверждает результаты торгов;
o рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
o контролирует заключение договоров заказчика с победителем торгов;
o финансовые отношения, пределы прав и обязанности организатора торгов устанавливаются в договоре "На организацию и проведение подрядных торгов", заключаемым с заказчиком
33 Кредитование капитальных вложений
Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материальные условия для роста и совершенствования общественного производства и повышения материального благосостояния народа. Капитальные вложения различаются по формам собственности отраслевому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования. Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных затратах.
Современная инвестиционная политика направлена на обеспечение социальной направленности и высокой народнохозяйственной эффективности капитальных вложений, а также на использование их преимущественно на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.
Важное значение капитальных вложений и необходимость более полного использования товарно-денежных отношений в условиях перехода к рынку объективно требуют государственного регулирования (прямого и косвенного) финансово-кредитных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Эти отношения складываются на основе социально ориентированной рыночной экономики, которая построена на функционировании различных форм собственности.
Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств для капитальных вложений, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования капитальных вложений. Особенности воспроизводства основных фондов, строительного производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.
Различают два основных метода обеспечения капитальных вложений денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.
Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства на капитальные вложения предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на те стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной документацией и принято соответствующее решение об их сооружении. Важным принципом финансирования капитальных вложений является предоставление средств подрядным и другим организациям в соответствии с выполнением плана (контракта).
Так, проектные работы оплачиваются после окончания всех работ или их этапа, а также другого показателя объема этих работ, а при поступлении "россыпью" - по мере его поступления на стройку. Необходимость непрерывного финансирования обусловлена непрерывностью самого строительства. Неотъемлемой чертой финансирования является контроль денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств на капитальные вложения со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании капитальных вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности капитальных вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации или проводить контрольные обмеры оплаченных строительно-монтажных и других работ.
Возвратное предоставление средств, или кредитование, производится на условиях возвратности предоставленных средств в конкретные сроки и определенных размерах. Банки предоставляют долгосрочный кредит на капитальные вложения в основном на тех же принципах, на которых производится финансирование. Кроме того, кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспеченным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное финансирование, отвечает условиям перехода к рынку. Необходимость погашения кредита и уплаты процентов за пользование им больше заинтересовывает заемщиков в рациональном технико-экономическом обосновании направления и размера кредита, содействует усилению режима экономии в процессе его использования, а также является средством контроля за окупаемостью капитальных вложений.
Капитальные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их являются обязательными для нормального функционирования экономики каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятельность в стране осуществляется в условиях общего кризиса ее экономики, нестабильности социально-экономического положения в стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тяжелое финансовое состояние предприятий и организаций, платежный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковский кредит, а также другие кризисные явления вызвали резкое снижение объемов капитальных вложений, капитального строительства и ввода производственных мощностей и объектов строительства, что обусловило спад производства необходимой продукции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являться активизация инвестиционной деятельности, для чего необходимо изыскать средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на выполнение приоритетных государственных программ, обеспечить их целевое и эффективное использование.
В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользование долгосрочным кредитом определяется банками с учетом продолжительности срока кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществления хозрасчетной деятельности.
Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды.
Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сроки, предусмотренные кредитным договором.
40 Инвестиционная политика государства на ближайшие годы
Инвестиционная политика в ближайшие годы должна быть нацелена на развитие инвестиционной деятельности в области промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, транспорта, внешнеэкономических связей и сотрудничества со странами СНГ на основе совершенствования системы управления на всех уровнях, улучшения технологической структуры производства, повышения в нем доли продукции с высокой степенью обработки, развития инфраструктуры экономики, развития системы свободного движения товаров, труда и капитала. Наиболее важными задачами инвестиционной политики должны стать:
• создание благоприятного климата для инвестиций, трансформации сбережений в инвестиции;
• увеличение объемов и эффективности инвестиций;
• переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе;
• повышение роли государственных инвестиций в структурной политике государства;
• создание благоприятных условий (в первую очередь через стабилизацию налогового режима) для привлечения иностранных инвестиций;
• формирование стабильной и «прозрачной» нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций;
• развитие договорно-правовой основы участия России в межлуна-родном инвестиционном сотрудничестве (соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, участие в подготовке Многостороннего соглашения по инвестициям и другие);
• развитие инвестиционного сотрудничества со странами ближнего зарубежья на .основе создания международных финансово-промышленных групп, консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности, расширения совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов государства, они должны направляться на высокоэффективные, инновационные проекты, позволяющие сделать технологический прорыв, на создание продукции, способной выйти на внешний рынок, на поддержку быс-троокупаемых, надежных, эффективных проектов, стимулирующих развитие отечественного производства («точек роста»).
В отраслях, характеризующихся техническим отставанием и ориентированных на внутренний рынок, предполагается применять методы стимулирования внутреннего и внешнего спроса (защитные импортные тарифы и сертификация импортной продукции в пределах, допускаемых международными нормами, кредитование, поощрение лизинга и т.п.). Экспортно ориентированные отрасли должны быть нацелены на самостоятельное развитие на основе самофинансирования.
Важной задачей является введение противозатратных механизмов и организация действенного контроля за обоснованностью затрат, включаемых в цены (тарифы).
В соответствии с расчетами, реализация условий формирования массового среднего класса предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1.7-1.8 раза. Отсюда вытекает ряд конкретных задач, которые российское общество должно решить в течение 2000-2010 гг.:
обеспечить поступательное повышение реальных доходов граждан страны не менее чем на 75%;
резко снизить масштабы бедности, уменьшив втрое численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня прожиточного минимума;
обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, определяющих качество “человеческого капитала” (образование, здравоохранение, культура). Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении должны увеличиться по сравнению с 2000 г. не менее, чем на 60%.
Необходимость решения данных социальных задач, параллельно с обеспечением достаточного уровня национальной безопасности, задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Его граница оказывается достаточно высокой – не ниже 5-6% в среднем за год. Кроме того, в перспективе темпы роста производства первичных ресурсов не смогут превысить 2-4% в среднем за год, а это означает, что повышение эффективности их использования должно составлять не менее 2-3% в год. В такой ситуации ключевым звеном обеспечения экономического роста (а значит, и всей стратегии реализации главной цели развития социального государства) в ближайшие десять лет является инвестиционный прорыв. Он имеет несколько критически необходимых компонент:
обеспечение форсированного роста капиталовложений, объем которых должен как минимум удвоиться в предстоящее десятилетие, т.е. увеличиваться со средним темпом не ниже 8-9% в год;
осуществление структурного инвестиционного маневра в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве;
обеспечение инвестиционной поддержки ряда ключевых секторов, не обладающих в целом достаточным инвестиционным потенциалом (в частности, сельского хозяйства, электроэнергетики);
обеспечение инновационного наполнения инвестиций (в противном случае инвестиционный рост будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость страны).
При этом, для того, чтобы инвестиции стали действительно значимым фактором конечного спроса и “локомотивом роста”, в их материальном обеспечении существенную роль должно играть отечественное машиностроение. Это предполагает, в частности, его ускоренную модернизацию на основе как имеющегося инновационного и технологического потенциала, так и импорта.