бесплатные рефераты

Экономика инвестиций (шпаргалка)

Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.

ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ.

Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.

ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ).

Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется  на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности  и выявляет эти условия.

 

32     Инвестиционная политика региона

Развитие регионов в огромной степени связано с деятельно­стью трудовых коллективов, предпринимателей, с управлен^е-скими структурами и принимаемыми ими решениями. Кроме того, это развитие всецело зависит от наличия производствен­ных и финансовых ресурсов, от умелого их использования и от той перспективной инвестиционной политики. Вот почему вы­работка наиболее целесообразной инвестиционной политики — одна из ключевых задач, которая должна постоянно решаться в регионе, а затем и претворяться в жизнь.

Под инвестиционной политикой региона следует понимать систему поведения администрации региона в области распределе­ния имеющихся инвестиционных ресурсов с целью максимально воз­можного достижения заранее установленных приоритетов.

Инвестиционная политика в регионе может быть реализова­на непосредственно, если речь идет о распределении бюджетных средств, находящихся под контролем и в распоряжении админи­страции, и опосредовано, когда нужно направить в определен­ное русло внебюджетные инвестиции, которые администрация не контролирует, но может с помощью особых приемов и дейст­вии добиться желаемого их использования.

Согласно представленной схеме инвестиции, т.е: имеющиеся возможности инвестирования и последующие инвестиционные потоки в целом складываются из:

•   бюджетных средств;

•   внебюджетных средств — собственный капитал; привлеченный (заемный) капитал; иностранный капитал; спонсорские пожертвования.

Каждый инвестиционный поток переходит в инвестиционный процесс, реализующийся по заранее установленным направлени­ям, которые определяются исходя из разработанной концепции развития региона, учитывающей необходимую перспективу формирования его производственной структуры и инфраструк­туры, а также возможный идеал житейского состояния, к кото-рохму следует стремиться.

В соответствии с принятой концепцией развития региона инвестиции могут использоваться по:

•   отраслям экономики, которые предпочтительно развивать;

•   типам воспроизводства предприятий;

•   районам и административным единицам, отстающих в своем развитии;

•   производственным результатам (научные исследования, освоение производства новых моделей продукции, повы­шение ее качества, экономия производственных ресурсов, повышение производительности труда и пр.);

•   срокам окупаемости и уровню эффективности инвести­ций (окупаемость краткосрочная, среднесрочная и долго­срочная).

Выбор направления использования инвестиций и их реа­лизация завершается определением эффективности этих инве­стиций. Она рассматривается с позиций получения конкрет­ного экономического эффекта, социального эффекта, являю­щегося следствием эффекта экономического и составляющего его определенную долю, и бюджетного эффекта. Все три со­ставляющие общего эффекта создают конкретные условия для развития региона и посредством обратной связи повышают на новом временном и производственном витке его инвестици­онные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 ?  Критерии эффективности инвестиционного проекта

 

Международная практика оценки эффективности инвестиций существенно базируется на концепции временной стоимости денег и основана на следующих принципах:

1.        Оценка эффективности использования инвестируемого капитала производится путем сопоставления денежного потока (cash flow), который формируется в процессе реализации инвестиционного проекта и исходной инвестиции. Проект признается эффективным, если обеспечивается возврат исходной суммы инвестиций и требуемая доходность для инвесторов, предоставивших капитал.

2.        Инвестируемый капитал равно как и денежный поток приводится к настоящему времени или к определенному расчетному году (который как правило предшествует началу реализации проекта).

3.        Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. При определении ставки дисконта учитываются структура инвестиций и стоимость отдельных составляющих капитала.

Суть всех методов оценки базируется на следующей простой схеме: Исходные инвестиции при реализации какого-либо проекта генерируют денежный поток CF1, CF2, ... , CFn. Инвестиции признаются эффективными, если этот поток достаточен для

  • возврата исходной суммы капитальных вложений и
  • обеспечения требуемой отдачи на вложенный капитал.

Наиболее распространены следующие показатели эффективности капитальных вложений:

  • дисконтированный срок окупаемости (DPB).
  • чистое современное значение инвестиционного проекта (NPV),
  • внутренняя норма прибыльности (доходности, рентабельности) (IRR),

Данные показатели равно как и соответствующие им методы, используются в двух вариантах:

  • для определения эффективности независимых инвестиционных проектов (так называемая абсолютная эффективность), когда делается вывод о том принять проект или отклонить,
  • для определения эффективности взаимоисключающих друг друга проектов (сравнительная эффективность), когда делается вывод о том, какой проект принять из нескольких альтернативных.

7. 2. Метод дисконтированного периода окупаемости

Существенным недостатком метода дисконтированного периода окупаемости является то, что он учитывает только начальные денежные потоки, именно те потоки, которые укладываются в период окупаемости. Все последующие денежные потоки не принимаются во внимание в расчетной схеме. Так, если бы в рамках второго проекта в последний год поток составил, например $1000, то результат расчета дисконтированного периода окупаемости не изменился бы, хотя совершенно очевидно, что проект станет в этом случае гораздо более привлекательным.

7. 3. Метод чистого современного значения (NPV - метод)

Этот метод основан на использовании понятия чистого современного значения (Net Present Value)

 Экономика инвестиций (шпаргалка) ,

где CFi - чистый денежный поток,
r - стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта.

7. 5. Внутренняя норма прибыльности (IRR)

По определению, внутренняя норма прибыльности (иногда говорят доходности) (IRR) - это такое значение показателя дисконта, при котором современное значение инвестиции равно современному значению потоков денежных средств за счет инвестиций, или значение показателя дисконта, при котором обеспечивается нулевое значение чистого настоящего значения инвестиционных вложений.

Экономический смысл внутренней нормы прибыльности состоит в том, что это такая норма доходности инвестиций, при которой предприятию одинаково эффективно инвестировать свой капитал под IRR процентов в какие-либо финансовые инструменты или произвести реальные инвестиции, которые генерируют денежный поток, каждый элемент которого в свою очередь инвестируется по IRR процентов.

Математическое определение внутренней нормы прибыльности предполагает решение следующего уравнения

 Экономика инвестиций (шпаргалка) ,

где: CFj - входной денежный поток в j-ый период,
INV - значение инвестиции.

Решая это уравнение, находим значение IRR. Схема принятия решения на основе метода внутренней нормы прибыльности имеет вид:

  • если значение IRR выше или равно стоимости капитала, то проект принимается,
  • если значение IRR меньше стоимости капитала, то проект отклоняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиционная деятельность в рыночных условиях

Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствова­ния является предпринимательской деятельностью и осуществляется хозяйствующими субъектами на инвестиционном рынке с целью по­лучения прибыли (дохода). Товарами на инвестиционном рынке явля­ются указанные выше объекты инвестиционной деятельности.

В соответствии с классификацией товаров (объектов)  инвестици­онный рынок распадается на ряд относительно самостоятельных рын­ков, характеристика которых приведена в таблице 2.1.3. ;

Состояние инвестиционного рынка и его сегментов характери-зуется такими показателями, как спрос, предложение, цеш, конку­ренция. Поскольку инвестиционный рынок во многих своих сегментах находится на этапе становления, то вышеуказанные по­казатели постоянно меняются, что отражает изменчивость эконо­мики РФ.

                            Таблица 2.1.3 Структура инвестиционного рынка

                                         Инвестиционный рынок

Рынок объектов реального инвестирования

 

Рынок объектов финансо­вого инвестирования

 

Рынок объектов инно­вационных инвестиций

 

Рынок   не­движимости

 

Рынок пря­мых   капи­тальных вло­жений

 

Рынок про­чих  объек­тов   реаль­ного инвес­тирования

 

Фондовый рынок

 

Денежный рынок

 

Рынок  ин­теллектуаль­ных   инве­стиций

 

Рынок   на­учно-техни­ческих  но­ваций

 

Промыш­ленные объ­екты

 

Новое стро­ительство

 

Художест­венные цен­ности

 

Акции

 

Депозиты

 

Лицензии

 

Научно-тех­нические проекты

 

Жилье

 

Реконструк­ция

 

Драгоцен­ные метал­лы и изде­лия

 

Государст­венные обя­зательства

 

Ссуды      и кредиты

 

<Ноу-хау>

 

Рационали­заторство

 

Объекты ма­лой прива­тизации

 

Техничес­кое перево­оружение

 

Прочие ма­териальные ценности

 

Опционы и фьючерсы

 

Валютные ценности

 

Патенты

 

Новые тех­нологии

 

Земельные участки

 

 

О бъекты незаверше -иного

строительс­тва

 

Аренда

 

 

Таблица 2.1.4 Последовательность изучения инвестиционного, рынка

Изучение конъюнктуры инвестиционного рынха

 

1. Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвести­ционного рынка

 

2. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей (подо­траслей) экономики

 

3. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов

 

4. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных инвестиционных проектов, сегментов инвестиционного рынка

 

5. Разработка стратегии инвестиционной деятельности предприятия

 

6. Формирование эффективного инвестиционного портфеля предприятия, включа­ющего как реальные капитальные вложения, так и финансовые и инновационные инвестиции

 

7. Управление инвестшщонным портфелем предпршггия (в том члсле диверсифика­ция инвестиций, реинвестирование капитала и пр.)

 

Изучение рыночной конъюнктуры инвестиционного рынка (см. также главу 12) особенно важно для инвесторов по причине больших рисков, влекущих за собой снижение доходов и, зачастую, потерю инвестируемого капитала. В таблице 2.1.4 приведена последователь­ность действий при изучении конъюнктуры инвестиционного рынка.

Как и для всякого рынка, для сегментов инвестиционного рынка характерны четыре основные стадии его развития — конъюнктурный подъем, конъюнктурный бум, период стабильности, конъюнктурный спад. Следует отметить, что для различных рынков в составе инвести­ционного рынка стадии не одинаковы, что дает возможность перели­вания инвестиционного капитала из объектов инвестиций рынка на спаде в объекты рынка на подъеме. Кроме того, в рамках одного рынка, например, акций имеется различная конъюнктура разных акций.

Это создает предпосылки оптимизации инвестиционной деятель­ности предприятия с целью получения стабильного и высокого дохода от этой деятельности.

Для изучения конъюнктуры инвестиционного рынка предприятие должно строить систему его мониторинга для постоянного отслежива­ния динамики рынка по основным показателям как макроэкономиче­ского развития, так и развития сегментов рынка. Мировая практика работы на рынках инвестиций имеет уже развитую систему индикато­ров инвестиционной привлекательности отдельных рынков и объектов, регулярно публикуются рейтинга объектов инвестирования, оценива­емые экспертами. В нашей стране эта практика только начинает свое развитие, что определяется начальной стадией развития инвестицион­ного рынка и сложностью получения достоверной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31   Инвестиционные и подрядные конкурсы

В Положении используются следующие термины:

                                                        o            подрядные торги - форма размещения заказа на строительство и ремонтные работы, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;

                                                        o            объект торгов - производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов;

                                                        o            предмет торгов - право на выполнение конкретных видов работ и услуг, по которым проводятся торги;

                                                        o            участник торгов - лицо, имеющее право принимать участие в торгах; 

                                                        o            заказчик - организация или предприятие, для которой строится, реконструируется, ремонтируется или оснащается объект торгов; 

                                                        o            организатор торгов - лицо, которому поручено проведение торгов; 

                                                        o            тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объект а и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов;

                                                        o            тендерный комитет - постоянный или временный орган, создаваемый для проведения торгов;

                                                        o            тендер - конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющих собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;

                                                        o            претендент - лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты;

                                                        o            оферта - предложение участника торгов (подрядчика) с намерением заключить контракт (подрядный договор) с заказчиком на основе тендерной документации на условиях взаимной выгоды по ценам, срокам и качеству; 

                                                        o            оферент - лицо, от имени которого представлена оферта.

Подрядные торги могут проводиться:

                                                        o            при размещении заказов на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ", на выполнение проектных, строительных, монтажных, ремонтных и других видов работ;

                                                        o            на поставку комплектного технологического оборудования.

В подрядных торгах могут принимать участие любые предприятия и организации независимо от форм собственности и имеющие лицензии на соответствующие виды деятельности.
Организатор торгов вправе требовать от участников торгов предоставления документов или иной информации необходимой для удостоверения квалификации.
Запрещается участие в торгах организаций и фирм, имеющих непосредственную организационно - правовую или финансовую зависимость друг от друга (учредительство, финансовое участие, холдинг).

       II.            УЧАСТНИКИ ТОРГОВ

                                1.            Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, оференты.

                                2.            Заказчик на момент принятия решения о проведении подрядных торгов должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами, подтвержденными соответствующими финансовыми документами, обязан иметь статус официального юридического лица с соответствующей регистрацией.
При проведении торгов заказчик участвует в работе тендерного комитета, устанавливает окончательные условия договора подряда и заключает его с победителем торгов.

                                3.            Организацию торгов на строительство, проектирование и ремонт объектов, финансируемых из источника по п.1.2. настоящего Положения, осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города.

                                4.            Организатором торгов по объектам, финансируемым из других источников, может быть заказчик, либо юридическое лицо им уполномоченное.

                                5.            Организатор торгов осуществляет следующие функции: 

                                                        o            подготавливает документы для объявления торгов;

                                                        o            формирует тендерный комитет, используя собственных специалистов, представителей проектных, научно-исследовательских и других организаций, отдельных экспертов.
Работа лиц, привлекаемых к участию в деятельности тендерного комитета, оплачивается на основании заключаемых с ними договоров в соответствии с действующим законодательством, направляет и контролирует деятельность тендерного комитета по подготовке тендерной и другой необходимой информации;

                                                        o            утверждает результаты торгов;

                                                        o            рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;

                                                        o            контролирует заключение договоров заказчика с победителем торгов;

                                                        o            финансовые отношения, пределы прав и обязанности организатора торгов устанавливаются в договоре "На организацию и проведение подрядных торгов", заключаемым с заказчиком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33     Кредитование капитальных вложений

Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материальные условия для роста и совершенствования общественного производства и повышения материального благосостояния народа. Капитальные вложения различаются по формам собственности отраслевому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования. Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных затратах.

Современная инвестиционная политика направлена на обеспечение социальной направленности и высокой народнохозяйственной эффективности капитальных вложений, а также на использование их преимущественно на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.

Важное значение капитальных вложений и необходимость более полного использования товарно-денежных отношений в условиях перехода к рынку объективно требуют государственного регулирования (прямого и косвенного) финансово-кредитных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Эти отношения складываются на основе социально ориентированной рыночной экономики, которая построена на функционировании различных форм собственности.

Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств для капитальных вложений, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования капитальных вложений. Особенности воспроизводства основных фондов, строительного производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.

Различают два основных метода обеспечения капитальных вложений денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства на капитальные вложения предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на те стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной документацией и принято соответствующее решение об их сооружении. Важным принципом финансирования капитальных вложений является предоставление средств подрядным и другим организациям в соответствии с выполнением плана (контракта).

Так, проектные работы оплачиваются после окончания всех работ или их этапа, а также другого показателя объема этих работ, а при поступлении "россыпью" - по мере его поступления на стройку. Необходимость непрерывного финансирования обусловлена непрерывностью самого строительства. Неотъемлемой чертой финансирования является контроль денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств на капитальные вложения со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании капитальных вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности капитальных вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации или проводить контрольные обмеры оплаченных строительно-монтажных и других работ.

Возвратное предоставление средств, или кредитование, производится на условиях возвратности предоставленных средств в конкретные сроки и определенных размерах. Банки предоставляют долгосрочный кредит на капитальные вложения в основном на тех же принципах, на которых производится финансирование. Кроме того, кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспеченным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное финансирование, отвечает условиям перехода к рынку. Необходимость погашения кредита и уплаты процентов за пользование им больше заинтересовывает заемщиков в рациональном технико-экономическом обосновании направления и размера кредита, содействует усилению режима экономии в процессе его использования, а также является средством контроля за окупаемостью капитальных вложений.

Капитальные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их являются обязательными для нормального функционирования экономики каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятельность в стране осуществляется в условиях общего кризиса ее экономики, нестабильности социально-экономического положения в стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тяжелое финансовое состояние предприятий и организаций, платежный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковский кредит, а также другие кризисные явления вызвали резкое снижение объемов капитальных вложений, капитального строительства и ввода производственных мощностей и объектов строительства, что обусловило спад производства необходимой продукции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являться активизация инвестиционной деятельности, для чего необходимо изыскать средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на выполнение приоритетных государственных программ, обеспечить их целевое и эффективное использование.

 

В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользование долгосрочным кредитом определяется банками с учетом продолжительности срока кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществления хозрасчетной деятельности.

Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды.

Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сроки, предусмотренные кредитным договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40    Инвестиционная политика государства на ближайшие годы

 

Инвестиционная политика в ближайшие годы должна быть наце­лена на развитие инвестиционной деятельности в области промыш­ленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, транспорта, внешнеэкономических связей и сотрудничества со стра­нами СНГ на основе совершенствования системы управления на всех уровнях, улучшения технологической структуры производства, повы­шения в нем доли продукции с высокой степенью обработки, развития инфраструктуры экономики, развития системы свободного движения товаров, труда и капитала. Наиболее важными задачами инвестиционной политики должны стать:

• создание благоприятного климата для инвестиций, трансфор­мации сбережений в инвестиции;

• увеличение объемов и эффективности инвестиций;

• переход от распределения бюджетных ассигнований на капиталь­ное строительство между отраслями и регионами к избирательно­му финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе;

• повышение роли государственных инвестиций в структурной политике государства;

• создание благоприятных условий (в первую очередь через стабилизацию налогового режима) для привлечения иностранных инвестиций;

• формирование стабильной и «прозрачной» нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций;

• развитие договорно-правовой основы участия России в межлуна-родном инвестиционном сотрудничестве (соглашения о поощ­рении и взаимной защите капиталовложений, участие в подготовке Многостороннего соглашения по инвестициям и другие);

• развитие инвестиционного сотрудничества со странами ближнего зарубежья на .основе создания международных финансово-промышленных    групп,     консорциумов    для     осуществления инвестиционной деятельности, расширения совместного государ­ственно-коммерческого финансирования инвестиционных про­ектов, международного финансового лизинга. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов государства, они должны направляться на высокоэффективные, инновационные про­екты, позволяющие сделать технологический прорыв, на создание продукции, способной выйти на внешний рынок, на поддержку быс-троокупаемых, надежных,  эффективных проектов, стимулирующих развитие отечественного производства («точек роста»).

В отраслях, характеризующихся техническим отставанием и ориентированных на внутренний рынок, предполагается применять методы стимулирования внутреннего и внешнего спроса (защитные импортные тарифы и сертификация импортной продукции в пределах, допускаемых международными нормами, кредитование, поощрение лизинга и т.п.). Экспортно ориентированные отрасли должны быть нацелены на самостоятельное развитие на основе самофинансирования.

Важной задачей является введение противозатратных механизмов и организация действенного контроля за обоснованностью затрат, включаемых в цены (тарифы).

 

В соответствии с расчетами, реализация условий формирования массового среднего класса предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1.7-1.8 раза. Отсюда вытекает ряд конкретных задач, которые российское общество должно решить в течение 2000-2010 гг.:

обеспечить поступательное повышение реальных доходов граждан страны не менее чем на 75%;

резко снизить масштабы бедности, уменьшив втрое численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня прожиточного минимума;

обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, определяющих качество “человеческого капитала” (образование, здравоохранение, культура). Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении должны увеличиться по сравнению с 2000 г. не менее, чем на 60%.

Необходимость решения данных социальных задач, параллельно с обеспечением достаточного уровня национальной безопасности, задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Его граница оказывается достаточно высокой – не ниже 5-6% в среднем за год. Кроме того, в перспективе темпы роста произ­водства первичных ресурсов не смогут превысить 2-4% в среднем за год, а это озна­чает, что повышение эффективности их использования должно составлять не менее 2-3% в год. В такой ситуации ключевым звеном обеспечения экономического роста (а значит, и всей стратегии реализации главной цели развития социального государства) в ближайшие десять лет является инвестиционный прорыв. Он имеет несколько критически необходимых компонент:

обеспечение форсированного роста капиталовложений, объем которых должен как минимум удвоиться в предстоящее десятилетие, т.е. увеличиваться со средним темпом не ниже 8-9% в год;

осуществление структурного инвестиционного маневра в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве;

обеспечение инвестиционной поддержки ряда ключевых секторов, не обладающих в целом достаточным инвестиционным потенциалом (в част­ности, сельского хозяйства, электроэнергетики);

обеспечение инновационного наполнения инвестиций (в противном случае инвестиционный рост будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость страны).

При этом, для того, чтобы инвестиции стали действительно значимым фактором конечного спроса и “локомотивом роста”, в их материальном обеспечении существенную роль должно играть отечественное машиностроение. Это предполагает, в частности, его ускоренную модернизацию на основе как имеющегося инновационного и технологического потенциала, так и импорта.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ