бесплатные рефераты

Экономико-организационные проблемы обеспечения безопасности деятельности коммерческих банков и пути развития и функционирования систем безопасности

Для защиты информации должны использоваться средства криптографической защиты данных гарантированной стойкости для определенного уровня конфиденциальности передаваемой информации и соответствующая ключевая система, обеспечивающая надежный обмен информацией и аутентификацию (подтверждение подлинности) сообщений.

Безопасное использование технических средств информатизации.

Одним из методов технической разведки и промышленного шпионажа является внедрение в конструкцию технических средств информатизации закладных устройств перехвата, трансляции информации или вывода технических средств из строя.

В целях противодействия такому методу воздействия на объекты информатики, для технических средств информатизации, предназначенных для обработки конфиденциальной информации, в обязательном порядке проводится проверка этих средств, осуществляемая специализированными организациями с помощью специальных установок и оборудования, как правило, в стационарных условиях в соответствии с установленными требованиями.

Защита речевой информации при проведении конфиденциальных переговоров.

Исходя из возможности перехвата речевой информации при проведении разговоров конфиденциального характера с помощью внедрения закладных устройств, акустических, виброакустических и лазерных технических средств разведки, противодействие этим угрозам должно осуществляться всеми доступными средствами и методами.

В связи с интенсивным внедрением в деятельность КБ автоматизированных систем организационно-финансового управления, технического и другого назначения, используемых для обработки конфиденциальной информации, для учета финансовых средств, локальных, региональных и глобальных вычислительных сетей и интеграции в них значительных по объему и важных по содержанию информационных ресурсов, проблеме безопасности информации, обрабатываемой и передаваемой средствами и системами вычислительной техники и связи, следует уделить особое внимание.

Обеспечение качества в системе безопасности.

Необходимой составляющей системы безопасности должно быть обеспечение качества работ и используемых средств и мер защиты, нормативной базой которого является система стандартов и других руководящих нормативно- технических и методических документов по безопасности, утвержденных федеральными органами государственного управления в соответствии с их компетенцией и определяющие нормы защищенности информации и требования в различных направлениях защиты информации.

В соответствии с требованиями этой НТД должны проводиться предпроектное обследование и проектирование информационных систем, заказ средств защиты информации и контроля, предполагаемых к использованию в этих системах, аттестация объектов информатики, а также контроль защищенности информационных ресурсов.

Управление системой экономической безопасности коммерческого банка

Действующие в настоящее время и разрабатываемые законодательные и иные нормативные акты предусматривают право КБ на выработку собственной концепции системы безопасности и создания соответствующей службы как системы исполнительных органов, реализующей эту концепцию.

Исходя из представленных в концепции задач, принципов организации и функционирования системы безопасности, основных угроз безопасности КБ, целесообразно выделить следующие основные направления деятельности КБ по обеспечению его безопасности:

·    информационно-аналитических исследований и прогнозных оценок безопасности, в том числе экономической;

·    безопасности персонала;

·    сохранности и физической защиты финансовых средств и объектов;

·    безопасности информационных ресурсов.

Основными задачами направления информационно-аналитических исследований и прогнозных оценок безопасности являются:

·    добывание и анализ информации о мировом и национальном рынках и прогнозирование их развития;

·    организация работ по выявлению конфиденциальной информации, обоснованию уровня ее конфиденциальности и документальному оформлению в виде перечней сведений, подлежащих защите;

·    сбор экономической и научно-технической информации для обеспечения эффективности деловых сношений с зарубежными и отечественными партнерами, выявление в их числе несостоятельных, ненадежных предпринимателей, а также лиц, связанных с криминальными структурами;

·    учет официальных претензий правоохранительных и контролирующих органов к возможным партнерам на финансовом рынке, фирмам, банкам и т.п.;

·    изучение, анализ и оценка криминальной обстановки, в том числе состояния экономической преступности в денежно-кредитной сфере по стране и в регионе;

·    выявление и прогнозирование уязвимых мест в денежно-кредитной деятельности, реальных и потенциальных угроз безопасности КБ, разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

·    анализ и прогнозирование негативных тенденций социально-экономического развития КБ с точки зрения влияния на ее безопасность;

·    информационное обеспечение руко-водства КБ в области безопасности;

·    координация деятельности подразде-лений службы безопасности и обеспечения взаимодействия со всеми структурными подразделениями КБ в решении проблемы безопасности.

Главной заботой о безопасности персонала является охрана личности от любых противоправных посягательств на его жизнь, материальные ценности и личную информацию.

Основными задачами направления сохранности и физической защиты продукции и объектов являются:

·    установление режима охраны производственных объектов и объектов жизнедеятельности;

·    осуществление допускного и пропускного режимов;

·    обеспечение защищенного хранения ценностей и документов (носителей информации), оснащение современными инженерно-техническими средствами охраны;

·    организация физической защиты продукции в процессе ее внутриобъектовой транспортировки;

·    осуществление контроля за сохранностью продукции на всех стадиях технологического процесса;

·    организация личной безопасности определенной категории руководящего состава и ведущих специалистов из так называемой группы повышенного риска;

·    обеспечение взаимодействия всех структур, участвующих в обеспечении физической защиты.

Основными задачами направления безопасности информационных ресурсов являются:

·    организация и осуществление разрешительной системы допуска исполнителей к работе с документами и сведениями ограниченного доступа;

·    организация хранения и обращения с конфиденциальными документами (носителями информации);

·    осуществление закрытой переписки и шифрованной связи;

·    организация и координация работ по защите информации, обрабатываемой и передаваемой средствами и системами вычислительной техники и связи;

·    обеспечение безопасности в процессе проведения конфиденциальных совещаний, переговоров;

·    осуществление контроля за сохранностью конфиденциальных документов (носителей информации), за обеспечением защиты информации, обрабатываемой и передаваемой средствами и системами вычислительной техники и связи.

Основными задачами в работе с персоналом банка являются:

·    Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. Набор персонала, как правило, проводится из внутренних (перемещение и продвижение по службе своих сотрудников) и внешних (найм по объявлениям и по личным рекомендациям) источников. Основным требованием при этом должны стать объективная оценка не только поступающего на работу сотрудника, но и предлагаемой ему работы.

·    Отбор кандидатов. К основным группам качеств для сравнения кандидатов относятся: профессиональные, образовательные, организационные и личные. Основным требованием при отборе является тщательное изучение деловых, моральных и этических данных каждого кандидата путем глубокого изучения трудового прошлого кандидата. В процессе анализа сведений о кандидате следует пользоваться услугами органов внутренних дел, оказываемых ими в соответствии с приказом МВД РФ за № 319 от 1994 г. В соответствии с этим приказом органы внутренних дел должны оказывать платные услуги о наличии (отсутствии) судимости кандидата и сведения о лицах, находящихся в розыске [Главный информационный центр МВД, тел. 332-31-77, 332-30-61 (порядок заключения контрактов на информационное обслуживание)].

Заключение контракта и получение у сотрудника добровольного согласия на соблюдение требований, регламентирующих режим безопасности и сохранения коммерческой и банковской тайн.

·    Обучение кандидатов перед допуском к работе предусматривает введение в должность, обучение установленным правилом выполнения порученного дела, обеспечения безопасности и защиты информации.

·    Текущий контроль (мониторинг) за деятельностью сотрудника по повышению его бдительности в отношении угроз безопасности банка.

·    Своевременное выявление и устранение конфликтных ситуаций в работе с персоналом.

Учитывая территориальную разбросанность и различный характер деятельности структурных подразделений КБ, необходимость наличия в значительной их части подразделений службы безопасности, а также наличие республиканских нормативных актов, определяющих порядок обеспечения охраны объектов, продукции и транспортировки продукции, представляется невозможным в настоящее время организовать единую службу безопасности КБ с централизованным административным подчинением.

В этих условиях целесообразно создать территориальную распределенную службу безопасности с централизованным органи-зационно-методическим управлением и координацией деятельности по единым принципам и правилам.

Служба безопасности должна подчиняться непосредственно руководителю коммерческого банка. Целесообразно, если позволяют возможности, чтобы начальник службы безопасности состоял в ранге заместителя руководителя КБ, который административно управлял бы службой информационно-аналитических исследований и прогнозных оценок безопасности и оперативно-методически руководил подразделениями служб сохранности и физической защиты ценностей и объектов и безопасности информационных ресурсов, создаваемых для выполнения конкретных задач в соответствии с настоящей концепцией в структурных подразделениях КБ и координировал бы их деятельность.

Вопросы технической безопасности по направлениям деятельности службы безо-пасности должны решаться совместно с руководством и подразделениями, отвечаю-щими за соответствующее направление научно-технического развития.

При разработке и реализации системы безопасности и организации ее службы безопасности определенная часть сотрудников службы безопасности может быть привлечена для выполнения конкретных работ (консультаций) на договорной основе (по контракту) из числа соответствующего профиля высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, данная концепция позволяет администрации коммерческого банка обеспечить реализацию основ организации экономической безопасности кредитного учреждения с учетом местных условий и своих возможностей по затратам и ресурсам ее обеспечения.

2.2. Критерии оценки и основные направления обеспечения безопасности банковской системы


Банковский сектор отдельного региона является мезоэкономическим компонентом банковской системы, в связи с чем, на параметры процесса его развития оказывает влияние факторы не только регионального уровня. Мезоуровень, в силу своей специфики, предполагает некое среднее месторасположение между макро- и микроуровнями, что предопределяет их существенное на него влияние.

Макроуровень оказывает влияние на региональный банковский сектор через осуществление государством денежно-кредитной политики, в которой определены основные направления развития банковской системы и инструменты, с помощью которых можно достичь планируемого результата в финансовой сфере.

Основным субъектом является Банк России, непосредственно осуществляющий денежно-кредитную политику. Банковский сектор экономики, в силу своей специфики как финансового посредника, использующий в своей деятельности заемные средства экономических субъектов (домохозяйств и реального сектора экономики), подвержен наибольшему регулированию со стороны государства, в отличие от других секторов экономики. Поэтому его особенностью является достаточно значимое влияние на него государства.

В то же время, другие сектора экономики не испытывают в полной мере такого регулирования. В советское время частично это компенсировалось ролью различных министерств и ведомств, а в современных условиях подобный контроль отсутствует. Именно поэтому, имея отработанные рычаги управления, государство возложило на банковский сектор такую важную, но, вместе с тем, не имеющую отношения собственно к банковскому делу, задачу по контролю в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Влияние микроуровня на региональный банковский сектор также очевидно ввиду того, что последний состоит из совокупности кредитных организаций, взаимосвязанных между собой. В силу этого, любые проблемы в деятельности одной кредитной организации могут повлечь за собой аналогичные проблемы во всем банковском секторе, независимо от того, заключены между кредитными организациями корреспондентские отношения, работают они на межбанковском рынке или нет.

Анализ содержания экономической безопасности в качестве научной категории предполагает выявление, по крайней мере, ее объекта, субъекта и взаимосвязей между ними. В качестве объекта банковской безопасности могут выступать как отдельные компоненты банковской системы – банки, другие кредитные организации, банковская инфраструктура, - так и банковская система в целом, рассматриваемая на общенациональном и региональном уровнях.

Субъектами банковской безопасности в условиях рыночной экономики являются, во-первых, непосредственно кредитные организации, которые через своих руководителей сами организуют и поддерживают функционирование собственной системы обеспечения безопасности; во-вторых, к субъектам банковской безопасности, в части, касающейся всей банковской системы в целом, следует отнести государство, которое формирует общенациональную банковскую систему и через своего представителя – Банк России – руководит ее развитием, в том числе созданием и функционированием системы безопасности. На региональном уровне функции субъекта экономической безопасности банковского сектора осуществляют территориальные подразделения Банка России в субъектах Федерации. Никакие иные органы управления, учитывая специфику объекта безопасности – региональный банковский сектор – не в состоянии квалифицированно и в полном объеме выполнять эти функции. Вместе с тем, региональные органы власти и управления могут оказывать опосредованное «поддерживающее» влияние на региональный банковский сектор.

Между объектом и субъектом безопасности регионального банковского сектора в процессе его функционирования и взаимодействия с внешней средой – экономикой региона – формируются разнообразные взаимосвязи, в том числе по поводу безопасности функционирования всей системы и отдельных ее компонентов. Эти связи регулируются законодательством и нормативными актами ЦБ РФ.

При этом целью направляющей деятельности территориальных управлений Банка России как субъектов экономической безопасности регионального банковского сектора должна стать, очевидно, не столько сама защита регионального банковского сектора от возникающих внешних и внутренних угроз, сколько обеспечение такого его развития и всех его элементов, которое гарантировало бы предупреждение (а если это оказалось невозможным, то и ликвидацию) угроз эффективному развитию банковского сектора региона. Таким образом, исследование – с позиции системного подхода – содержания экономической безопасности применительно к региону и его банковскому сектору позволяет сделать вывод, что экономическая безопасность банковской сферы региона – это сложное понятие, элементы содержания которого могут быть представлены в качестве своеобразной системы.

Комплексный подход к оценке безопасности банковского сектора региона, по мнению автора, должен удовлетворять следующим требованиям:

1)                      оценивать, с одной стороны, возможность противостояния банковским кризисам, а, с другой стороны, - возможность развития, расширения деятельности;

2)                      оценивать безопасность банковского сектора, проецируя его развитие на экономику региона;

3)                      учитывая многогранность и динамичность понятия «региональная банковская безопасность», - определять векторную направленность, показывающую основные ориентиры развития;

4)                      позволять проводить регулярный мониторинг состояния безопасности регионального банковского сектора с помощью системы показателей.

Учитывая необходимость и достаточность перечисленных выше требований, в работе предложено три подхода, посредством которых целесообразно производить комплексный анализ и оценку безопасности банковского сектора региона:

1)                         дуалистический подход, в основе которого лежит анализ антикризисного потенциала – потенциала роста;

2)                         системно-целевой подход, при котором безопасность рассматривается как многоступенчатая система, ориентированная на достижение конечного результата – повышение уровня социально-экономического развития региона;

3)                         критериальный подход, основанный на оценке уровня и динамики экономической безопасности банковского сектора региона.

Кроме того, в работе предложена графическая методика анализа безопасности банковского сектора региона.

Первый, дуалистический, подход  к анализу безопасности банковского сектора региона реализуется посредством исследования рисков и потенциальных возможностей. Исследование безопасности с использованием дуалистического подхода, по нашему мнению, наиболее точно отражает сущность понятия экономической безопасности банковского сектора региона, рассматриваемого нами как «…характеристика основных параметров процесса развития… при которых обеспечивается предупреждение возникновения или ликвидация угроз эффективному воспроизводству и использованию основных элементов ее потенциала как составных частей банковской системы страны».

Банковский сектор обладает внутренними (финансовый и управленческий потенциалы) и внешними (потенциал рыночной среды) резервами. Но цели их использования могут быть различными: во-первых, снижение рисков, угроз банковской деятельности, мобилизация ресурсов для выхода из кризиса – антикризисный потенциал; во-вторых, достижение более высоких количественных показателей его деятельности и структурных качественных изменений – потенциал роста.

Очевидно, что антикризисный потенциал характеризуется наличием соответствующих ресурсов (внутренних и внешних резервов) для нивелирования рисков (угроз), характеризующих деятельность банковского сектора региона. Одновременно, и потенциал роста отражает также внутренние и внешние резервы банковского сектора, позволяющие осуществить количественные и качественные изменения, связанные с осуществлением банковских бизнес-процессов.

Наличие в кредитной организации высококвалифицированных кадров, прежде всего руководящего состава, формирует одну из составляющих антикризисного потенциала, способного реагировать на малейшие признаки начинающегося кризиса и разрабатывать программу по выходу из него.

Финансовый потенциал включает в себя все финансовые ресурсы, которые может мобилизовать кредитная организация в целях противодействия кризисным явлениям и расширения масштабов деятельности. Главным образом, к ним можно отнести собственные средства кредитной организации.

Потенциал рыночной среды представляет собой совокупность экономических субъектов в регионе и за его пределами, связей между ними, заинтересованных в стабильной работе и развитии кредитных организаций: территориальные управления Банка России, местные органы власти, прочие кредитные организации, в том числе, находящиеся за пределами региона, крупные предприятия, заинтересованные в приобретении или долевом участии в деятельности банка.

Основной подход к оценке антикризисного потенциала должен состоять в следующем: с одной стороны, необходимо оценить финансовый, кадровый потенциалы и потенциал рыночной среды (табл. 1), а, с другой стороны, оценить уровень сложившихся рисков (табл. 2), то есть произвести оценку адекватности потенциалов банковского сектора региона сложившемуся уровню банковских рисков.

Исходя из финансового потенциала и потенциала рыночной среды, можно рассчитать ресурсы, достаточные для покрытия убытков, возникающих при реализации рисков. Кадровый потенциал является дополнительной качественной характеристикой, позволяющей сделать вывод об управлении в кредитных организациях региона.

            Таблица 1

Комплекс показателей для оценки финансового, кадрового потенциалов и

потенциала рыночной среды

Потенциалы банковского сектора региона

Показатели

1. Финансовый

Абсолютный размер капитала кредитных организаций и его адекватность принимаемым рискам (Н1)

2. Кадровый

1. Соответствие руководителей кредитных организаций, руководителей службы внутреннего контроля квалификационным требованиям, предъявляемым Банком России.

2. Наличие/отсутствие принудительных мер воздействия, примененных к кредитным организациям.

3. Наличие/отсутствие в регионе учебных учреждений, готовящих специалистов по профилю банковской работы.

3. Рыночной среды

1. Информация из уставов кредитных организаций, касающаяся намерений учредителей по внесению вкладов в имущество.

2. Иные сведения (заключенные договоры), которые подтверждают намерения субъектов хозяйствования увеличить капитал кредитных организаций или внести вклад в их имущество.

В табл. 2 приведен перечень банковских рисков в соответствии с принятой Банком России методикой, нашедшей отражение в Письме Банка России № 70-Т от 23.06.2004г. «О типичных банковских рисках», а также показатели, с использованием которых, по мнению автора, должна производиться оценка уровня рисков банковского сектора региона.

Таблица 2

Комплекс показателей для оценки банковских рисков


Банковские риски

Показатели, оценивающие приемлемый уровень риска

1. Кредитный риск

Показатели финансовой устойчивости по группе показателей оценки активов в соответствии с требованиями Указания Банка России от 16.01.04 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»

2. Риск ликвидности

Показатели финансовой устойчивости по группе показателей оценки ликвидности в соответствии с требованиями Указания Банка России от 16.01.04 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»

3. Рыночный риск

Величина рыночного риска (форма отчетности 0409153)*

4. Операционный риск**

Критерии, определенные Письмом Банка России № 76-Т от 24.05.2005г.

5. Риск потери деловой репутации**

Критерии, определенные Письмом Банка России № 92-Т от 30.06.2005г.

6. Стратегический риск

Наличие / отсутствие стратегического плана и бизнес-плана

7. Правовой риск**

Критерии, определенные Письмом Банка России № 92-Т от 30.06.2005г.

* О приемлемости риска можно судить, сравнивая региональные значения со значением в целом по банковскому сектору России.

** Оценивается исходя из информации, приведенной в актах инспекционных проверок (выводов экспертов).

По результатам анализа производится оценка адекватности потенциалов банковского сектора региона сложившемуся уровню банковских рисков.

 

2.3. Решений проблем, связанных с обеспечением безопасности деятельности коммерческих банков

 

В целях обеспечения экономической безопасности банковского сектора региона в практической деятельности отдельных территориальных управлений Банка России используются дифференцированные формы поддержки кредитных организаций, представленные в табл. 4.

Таблица 4

Формы поддержки банковского сектора региона территориальными учреждениями Банка России

Формы поддержки

Регионы, в которых применяются указанные формы поддержки

1. Заключение региональных соглашений между территориальными учреждениями Банка России и коммерческими банками, работающими на данных территориях, а также межрегиональные соглашения между этими территориями о сотрудничестве на межбанковском рынке.

Саратовская, Астраханская, Нижегородская области, республика Башкортостан

2. Заключение генеральных кредитных договоров с Банком России - использование кредитными организациями ресурсов Банка России.

Омская область


3. Создание кредитных бюро на базе территориального управления

Саратовская область, г. Нижний Новгород

Использование этих форм поддержки способствует повышению экономической безопасности региональных банковских секторов и стимулирует их развитие.

Региональные органы власти, используя специфические формы поддержки, также могут способствовать укреплению экономической безопасности банковского сектора региона (табл. 5).

Обзор существующей практики взаимодействия региональных органов власти, а также территориальных органов Банка России с кредитными организациями показал, что имеющийся опыт можно с успехом использовать и в других регионах. Вместе с тем, в настоящее время по разным причинам не осуществляется комплексное использование имеющихся практических наработок. Это связано с тем, что в регионах отсутствует подразделение, в ведении которого находился бы этот вопрос.

Создание специального органа или комитета, в функции которого входили бы соответствующие полномочия, считаем нецелесообразным, в виду необходимости дополнительных затрат на его содержание. Более приемлемым вариантом является наделение такими функциями уже существующих подразделений.

Таблица 5

Специфические формы поддержки банковского сектора со стороны

органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления

Специфические формы поддержки банковской отрасли

Регионы, в которых применяются указанные формы поддержки

1. Формирование уставного капитала кредитной организации с использованием средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов

г. Москва – Банк Москвы

2. Введение института уполномоченных банков

г. Москва, г. Новосибирск, г. Иркутск

3. Заключение соглашений о сотрудничестве кредитных организаций и администраций области и города

г. Омск и Омская область, Кемеровская, Нижегородская области, Республика Коми

4. Совместная разработка стратегии развития финансовой системы представителями государственной власти и бизнес-сообществом

Северо-Западный Федеральный округ, Республика Дагестан, Республика Башкортостан

5. Организация и проведение конкурсов на размещение временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах

Тюменская область

6. Субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным производителями товаров и сельхозпродукции, промышленными и малыми предприятиями в кредитных организациях

Тюменская, Костромская, Ярославская, Кемеровская, Волгоградская, Пермская области и Ставропольский край

7. Выделение субвенции из федерального центра на создание системы гарантий по кредитам малому бизнесу, предполагающие функционирование гарантийно-залоговых фондов, для того, чтобы субъекты РФ могли выступать поручителями по кредитам, взятым в банках малыми предприятиями

32 региона, включая Москву, Московскую, Ленинградскую, Новосибирскую области, Агинский, Бурятский автономный округ, Красноярский край, Республику Татарстан

8.Создание регионального залогового фонда для обеспечения гарантий по кредитам для предприятий малого и среднего бизнеса, а также для финансирования социально значимых для муниципалитетов проектов

Иркутская, Воронежская, Пермская области

9. Создание Совета банков (Совета межбанковского сотрудничества) при губернаторе области

Костромская, Нижегородская области

10. Реализация региональных проектов, направленных на развитие розничных платежей, в том числе операций с использованием платежных карт, в рамках взаимодействия администраций субъектов РФ, муниципальных образований, территориальных учреждений Банка России, налоговых органов и кредитных организаций

Саратовская, Челябинская области

11. Организация совместной работы Правительства области по созданию инвестиционно-информационного центра в регионе

Свердловская область


Анализ показал, что таким органом мог бы стать Совет межбанковского сотрудничества, созданный при губернаторе области, поскольку даже из его названия, очевидно, что в своей деятельности он базируется на реализации интересов кредитных организаций при непосредственном участии региональных органов власти, а также территориального управления Банка России.

Поэтому в перечень задач Совета межбанковского сотрудничества следует включить следующую:

- рассмотрение предложений по практическому использованию существующих форм взаимодействия региональных органов власти и управления с кредитными организациями.

При этом функцию анализа существующих форм и методов сотрудничества региональных органов власти, территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций и последующее внесение предложений на Совет межбанковского сотрудничества следует закрепить за территориальным управлением Банка России, играющим координирующую роль в вопросах организации работы Совета межбанковского сотрудничества. Кроме того, подобное решение обусловлено еще и тем, что в число задач территориальных учреждений Банка России, согласно Положения Банка России № 46-П от 09.07.1998г. «О территориальных учреждениях Банка России», включены следующие: обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации, осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

В рамках территориального управления этим вопросом, по нашему мнению, должно заниматься управление по надзору за деятельностью коммерческих банков, в Положение о котором следует внести следующий пункт:

- проведение регулярного анализа существующих форм взаимодействия региональных органов власти и управления с кредитными организациями и выработка предложений по конкретному использованию на территории Костромской области.

Управление по надзору за деятельностью коммерческих банков в соответствии с этой задачей должно организовать регулярный мониторинг форм поддержки банковской отрасли, изучая информационные релизы сети Internet периодических изданий и т.д.

Анализ существующей практики управления позволил сформулировать основные принципы управления банковским сектором региона.

1. Централизованное законодательное регулирование.

2. Региональное регулирование деятельности, осуществляемое территориальными управлениями Банка России, путем:

2.1. дистанционного надзора.

2.2. инспекционных проверок.

3. Осуществление территориальными учреждениями Банка России комплексного мониторинга:

3.1. банковских рисков;

3.2. предприятий.

4. Содействие развитию и поддержка банковской отрасли региона местными органами власти.

5. Создание координационного органа (Совета межбанковского сотрудничества), способствующего, в числе прочего, разработке основных направлений развития банковского сектора региона.

6. Организация взаимодействия между всеми органами управления в регионе, деятельность которых в той или иной степени касается функционирования банковской отрасли.

В рамках исследования экономической безопасности банковского сектора региона заслуживает особого внимания выяснение роли, как региональных банков, так и филиалов инорегиональных банков (табл. 6).

Исследуя функциональную роль регионального банка, следует, прежде всего, отметить, что, с позиции системного подхода, он является неотъемлемой частью, компонентом системы безопасности банковской системы страны, от стабильного функционирования каждого элемента которой, зависит устойчивость и всей системы в целом.

Кроме того, региональный банк, даже, исходя из названия, имеет нацеленный региональный характер, способствующий развитию, а, следовательно, и обеспечению безопасности региона.

Региональный банк нельзя рассматривать и оценивать только с точки зрения его размера, он должен позиционироваться как субъект, эффективно управляющий региональными рисками: любое региональное производство имеет связи, как с местным сообществом, так и с другими регионами, поэтому, используя знание региональных особенностей и межрегиональное сотрудничество, имеется возможность построить эффективный бизнес.

Инорегиональные филиалы в системе обеспечения безопасности экономического пространства, в котором они функционируют, характеризуются: во-первых, двойственной природой, которая проявляется, с одной стороны, в обеспечении рынка банковскими услугами, развитии конкуренции, а, с другой стороны, - в «работе» на иной регион, в который, в конечном счете, как правило, происходит отток кредитных ресурсов.

Во-вторых, региональные органы власти обладают весьма ограниченным инструментарием по управлению филиалами инорегиональных банков, находящимися на его территории. Главным образом, управляющие воздействия на региональный филиал оказывает головной банк, то есть субъект из другого региона.

В аспекте управления экономической безопасностью банковского сектора региона выявлена специфика воздействия региона на филиалы инорегиональных банков, проявляющаяся в том, что регион может осуществлять опосредованное воздействие на филиалы инорегиональных банков через территории, в которых располагаются головные офисы, путем взаимодействия территориальных управлений Банка России.

Таблица 6

Положительные и отрицательные стороны функционирования

в регионах самостоятельных региональных банков и филиалов

Самостоятельные банки

Филиалы инорегиональных банков

Положительные стороны

1.Настроенность руководства на решение региональных проблем, так как именно в регионе имеются перспективы дальнейшей работы.

2. Знание потребностей региона.

3. Эффективное управление региональными рисками.

4. Возможность «точечной» работы с клиентом.

1. Поступление в бюджет региона налога на прибыль, что, учитывая масштабы деятельности филиалов кредитных организаций, составляет значимый удельный вес в структуре уплачиваемых налоговых платежей.

2. Большие возможности (касающиеся ресурсной базы) по кредитованию нужд региона.

3. Современный менеджмент, аналитика, технологии.

4.Разработанные и апробированные методики кредитования, «пластиковый» бизнес.

5. Возможности перераспределения ресурсов между регионами.

Отрицательные стороны

1.Ограниченные возможности (ввиду недостаточного капитала и слабой ресурсной базы) по кредитованию нужд региона (крупных предприятий).

2. Как следствие, формирование ресурсной базы, в основном из средств населения и малого бизнеса, что приводит: во-первых, к увеличению рисков в сфере кредитования; во-вторых, к удорожанию ресурсной базы.

1.   Наличие весьма ограниченного инструментария регионального регулирования.

2.   При распределении лимитов кредитования в разрезе регионов головные банки нередко игнорируют потребности региона, ввиду того, что приоритет отдается более прибыльным проектам, чаще всего в крупных территориальных образованиях, а также из-за незнания нужд региона.

3.   Нередко – отток средств из региона, то есть использование его в качестве источника ресурсов для осуществления вложений в других территориальных образованиях.

4.   Необходимость налаживать работу в режиме постоянных согласований с центральным офисом.


Весьма важным аспектом в обеспечении безопасности банковского сектора региона является организация эффективных взаимоотношений головных инорегиональных банков, открывающих филиалы в регионе, с местными органами власти. При этом механизм таких взаимоотношений должен основываться на трех составляющих: организационной, политической и экономической.

1. Организационная составляющая базируется на том, что инорегиональные банки открывают филиалы в регионе лишь в том случае, если местная власть заинтересована в их функционировании, то есть имеет место слабая обеспеченность региона банковскими услугами. Особенно ярким примером использования организационного аспекта механизма является банковский сектор республики Татарстан, где власти отнюдь не стремятся допускать на территорию республики инорегиональные филиалы, а делают это лишь в том случае, если последние готовы и, самое главное, реально осуществляют солидные финансовые вложения в регион.

2. Политическая составляющая основана на осознании важности обеспечения конструктивного сотрудничества, построения отношений с местными органами власти на принципах взаимной выгоды и равноправного партнерства, а также обеспечение нормальных взаимоотношений с региональными банками, участие в региональных проектах.

3.Экономическая составляющая заключается в рассмотрении филиалами кредитных заявок местных органов власти на тех же принципах, что и любого другого хозяйствующего субъекта, исходя из приоритета экономической целесообразности. При этом может устанавливаться предельный размер кредитного риска, который может взять на себя банк, по отношению к конкретной администрации.

Анализ, выполненный на основе данных Главного управления ЦБ РФ по Костромской области – типичного территориального подразделения Банка России в Центральном регионе, выявил недостаточно полное использование системного подхода к организации обеспечения экономической безопасности в банковской сфере на региональном уровне. Так, исследование задач и функций, выполняемых основными подразделениями, входящими в надзорный, денежно-кредитный и экономический блоки, а также в блок информатизации, административно-правовой блок, показало, что обеспечение экономической безопасности не стало приоритетной функцией органов управления регионального банковского сектора, хотя без защиты от внешних и внутренних угроз эффективному развитию кредитных организаций практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед ней.

В составе Главного Управления отсутствует звено, основной функцией которого была бы координация усилий всех структурных подразделений банковского сектора в процессе обеспечения ее безопасного развития.

В связи с изложенным, в диссертации сделан вывод об ограниченности существующей системы защиты банковской сферы региона от угроз экономического характера и необходимости формирования системы экономической безопасности ее эффективного развития, включающей два уровня: на низовом уровне – подсистема экономической безопасности кредитных организаций, взаимосвязанная с подсистемой Главного управления, которая рассматривается как верхний уровень предлагаемой системы.

В качестве первоочередных мер по созданию механизма обеспечения экономической безопасности регионального банковского сектора в работе обосновывается целесообразность:

·                   двухэтапной организационной перестройки структуры управления экономической безопасностью в территориальных подразделениях Банка России (1-й этап – уточнение и расширение функций основных органов управления в целях эффективного решения задач безопасного развития регионального банковского сектора (в настоящее время по предложению автора частично осуществлен: в положения отделов и управлений, относящихся к надзорному блоку, внесено ряд дополнений, касающихся выполняемых ими функций, способствующих обеспечению безопасности банковского сектора региона); 2-й этап – оптимизация организационной структуры главных управлений с позиции улучшения обеспечения экономической безопасности банковской сферы региона);

·                   формирование в системе мониторинга регионального банковского сектора подсистемы мониторинга экономической безопасности (частично осуществлен);

·                   введение в главных управлениях ЦБ РФ практики разработки стратегии обеспечения экономической безопасности регионального банковского сектора.

В диссертации обосновывается также необходимость учета при организации мониторинга экономической безопасности ряда положений принципиального характера.

1. Эта подсистема должна формироваться как функциональный блок в системе банковского мониторинга региона, которую, в свою очередь, следует рассматривать как региональный сегмент банковского мониторинга страны.

2. В системе мониторинга экономической безопасности региональной банковской сферы необходимо предусмотреть наблюдение, анализ и прогнозирование как внутренних, так и внешних угроз, используя для этой цели мониторинг кредитных организаций и мониторинг предприятий, созданный в Банке России и его территориальных подразделениях.

3. В основу мониторинга экономической безопасности регионального банковского сектора целесообразно положить подходы к его оценке (критериальный, дуалистический, системно-целевой).

Результаты мониторинга экономической безопасности регионального банковского сектора, в первую очередь, выявленные в процессе наблюдения тенденции динамики основных индикаторов безопасности, а также прогноз их развития, результаты анализа дуалистического, системно-целевого подходов и методики графического анализа следует использовать для разработки стратегии обеспечения экономической безопасности банковского сектора региона, которая должна рассматриваться как основополагающая часть общей стратегии развития регионального банковского сектора, взаимоувязанной с денежно-кредитной политикой Банка России и Правительства РФ.

Предполагаемый  список  литературы

1.                      Конституция РФ 1993г. М.: 2006.

2.                      Гражданский Кодекс РФ, чч.1- 3 (с изменениями на 02.02.2006г.). М.: 2006.

3.                      Налоговый Кодекс РФ, ч.1, ч.2 (с изменениями на 02.02.2006г.). М.: 2006.

4.                      Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 461 с.

5.                      Амосова Н.А. Страхование банковской деятельности в транзитивной экономике. Научное издание. М.: - ЭЛИТ, 2003. – 488с.

6.                      Багиев Г. Л., Тарасович В. М, Маркетинг: Учебник для вузов - 3-е изд., М.: Экономика, 2005. - 736 с.

7.                      Баканов М.И., Шеремет А.Д., Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2004. –
303 с.

8.                      Балабанов И.Т., Гончарук О.В., Савинская Н.А. Деньги и финансовые институты – СПб: Питер-Трейд, 2002. – 224 с.

9.                      Барбаумов В.Е., Гладких И.М., Чуйко А.С. Финансовые инвестиции. Учебник. Издательство: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.

10.                 Батракова Л.Г., Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 344 с.

11.                 Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П.,  Банковское дело – СПб.: Финансы и статистика, 2005. – 592 с.

12.                 Беренс В., Хавренек П. П. Руководство по оценке инвестиций: Пер. с англ. М.: АОЗТ Интерэксперт, 2004. - 328 с.

13.                 Бланк И.А. Управление прибылью – Киев: Ника-Центр, 2004. - 544с.

14.                 Бланк И.А. Управление финансовыми рисками – Киев: Ника-Центр, 2005. – 599 с.

15.                 Богданов А., Операционный риск и его влияние на устойчивую работу финансовой организации. // Банковские технологии, №1, 2003, с.39-43.

16.                 Боди Зви, Мертон Роберт К., Финансы.: Пер. с англ.: Уч. Пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 592 с.

17.                 Богомолов О.Т. Сложный путь интеграции России в мировую экономику. Проблемы прогнозирования, №2, 2003. – с.3 – 16.

18.                 Букин С., Мозговой штурм. // Банковские технологии, №1, 2003, с.15-19.

19.                 Букин М., Эффективный банк. // Банковские технологии, №1, 2003, с.23-24.

20.                 Буздалин А., Павлушина М. Лидеров Участие в кредитных бюро выгодно агрессивно развивающимся средним банкам.// "Банковское обозрение, №1, 2005.

21.                 Ваисман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: Интерэксперт, Экономика, 2005. - 344 с.

22.                 Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л., Банковские системы зарубежных стран. Экономистъ, 2006. 400 с.

23.                 Вигдорович М., Некоторые аспекты современного бюджетирования в банке. // Банки и технологии, №3, 2003 – с.30-36.

24.                 Волошин И.В. Анализ денежных потоков коммерческого банка //Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке.- 2002.- № 4. с. 97-102.

25.                 Волошина О.. Факторные модели анализа ликвидности коммерческого банка. // Банковские технологии, №10, 2002. - с.50-51.

26.                 Воронцов И.  Российская банковская система на этапе экономического роста. Банковское дело, №11, 2002. – с.30-35.

27.                 Герасимов А., Будущее за аутсорсингом.//Банковские технологии, №7-8, 2002.

28.                 Гитман Л. Дж.,Джонк М. Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 2004. - 1008 с.

29.                 Голдман М.А. Россия как экономическая сверхдержава: иллюзии или возможность? Проблемы теории и практики управления, №1, 2003 г. с. 36 – 40.

30.                 Гугнин В.К., Исаева Н.А. Межбанковский кредитный рынок России – М.: Финансы и Статистика 2005

31.                 Губин С.В., Гожанский В. В., Актуальные вопросы эффективности и безопасности функционирования систем розничных платежей// Расчеты и операционная работа в коммерческом банке: материалы Межрегиональной банковской конференции – Саратов., № 7-8(61)/2005, 2005.

32.                 Джеймс С. Ванхорн, Джон М. Вахович, Основы финансового менеджмента: 12-е издание. Вильямс, 2006. 1232 с.

33.                 Доиль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 560 с.

34.                 Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Бузова И.А. Экономическая оценка инвестиций. – М.: Вектор, 2006. - 288 с.

35.                 Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М., Литвиненко Л.Т. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. – М. ЮНИТИ, 2005. – 630 с.

36.                 Карганов И., Менять или изменяться?//Top-manager. №10(20), 2002.

37.                 Караиванова И., Синергетический эффект. // Эксперт Северо-Запад, №48 (109), 23.12.02г.

38.                 Кириченко Н., Лицом к экономике.// Эксперт, №23, 17.06.2002г.

39.                 Кирьян П., Лечение ампутацией. // Эксперт, №23, 17.06.2002г.

40.                 Ключников М.В., Шмойлова М.А., Коммерческие банки: экономико-статистический анализ. – М.: маркет ДС корпорейшен, 2004. 248 с.

41.                 Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 432с.

42.                 Коган М.Л. Предприятие и банк. М.. ПТФ, "Аркаюр", 2004.

43.                 Костянова Л.В., Окороков В.Р. Иновационно-инвестиционная активность в промышленности России: состояние и финансовые механизмы ее регулирования. Сб. «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. – с.41-47.

44.                 Костянова Л.В., Окороков В.Р. Иновационно-инвестиционная активность в промышленности России: состояние и финансовые механизмы ее регулирования. Сборник «Банковская система и реальный сектор экономики». Труды 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: ИХТУ, 2003. – с.4 – 12.

45.                 Костянова Л.В. Принципы и методы оценки финансовыми институтами кредитоспособности промышленных предприятий. Сборник  «Экономика, экология и общество в России в 21 столетии». СПб.: Инкор, 2003. – с.14-16.

46.                 Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения  - М.: Финансы и статистика 2006

47.                 Курашкова Н.И. Банковский маркетинг:  СПб «Питер» 2003. – 192 с.

48.                 Кэссон Герберт Ньютон. Как делать и сохранять деньги. – М. Биком, 2002. – 64 с.

49.                 Лапиров А., Иностранные банки в России: особенности автоматизации управления // Банковские технологии. №1, 2005.

50.                 Лаптырев Д.А., Система управления финансовыми ресурсами банка: процессы, задачи, модели, методы. – М.: БДЦ-Пресс, 2005. – 296 с.

51.                 Ларионова И.В. Управление активами и пассивами в коммерческом банке. – Консалтбанкир, 2003. – 272 с.

52.                 Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: Уч. пособие. СПб.: Знание. ИВЭСЭП, 2004. – 382 с.

53.                 Литовченко С., А. Дынин, П. Панов, А. Соколов, Глобализация и конкурентоспособность. Стратегии успеха, Ойкумена
2005. - 496 с.

54.                 Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская пер­спектива: Пер. с фр. СПб.: Наука, 2004. - 589 с.

55.                 Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления банком. М.: «ДИС», 2003. - 254 с.

56.                 Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер. 2005. - 320 с.

57.                 Маркова О.М. Сахарова Л.С. Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

58.                 Масленников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система. Научное издание. – М.: ТД «Элит – 2000», 2003. – 256 с.

59.                 Масленченков Ю. С., Финансовый менеджмент банка. - М.: Юнити-Дана, 2003. 400 с.

60.                 Матовников М., Функционирование банковской системы России в условиях макроэкономической нестабильности. – М.: Институт экономики переходного периода, 2000. – 131 с.

61.                 Минько Э.В., Кричевский М.Л., Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2004. 272 с.

62.                 Миркин Я.М. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006, - 424 с.

63.                 Миронов М.Г., Ваша конкурентоспособность. – М.: Альфа-Пресс, 2004. – 160 с.

64.                 Наприенко А.В., Оптимизация доходности и ликвидности коммерческого банка. // Банковское дело, №7-8, 2003 г., - с.63-66.

65.                 Никонова И.А., Р.Н. Шамгунов Стратегия и стоимость коммерческого банка. М.: Альпина Бизнес Букс 2005

66.                 Новашина Т.С., Карасева Т.В., Управление затратами банка. – М.: БДЦ-Пресс, 2005. 152 с.

67.                 Панова Г. С. Российские банки в зеркале мировых тенденций М. Интеррпост  2004. 421 с.

68.                 Петраков Н. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики. Проблемы теории и практики управления, №1, 2003. - с.15 – 21.

69.                 Пайк Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестиции. – СПб.: Питер, 2006. – 784 с.

70.                 Пискулов Д.Ю., Теория и практика валютного дилинга. – М. Финансист, 2002. – 326 с.

71.                 Поморина М., Рогалев А., Управление эффективностью деятельности банка через систему центров прибыльности: сильные и слабые стороны. / Семинар «Проблемы организации финансово-аналитической службы», Москва, Европейский Трастовый банк, 2004.

72.                 Портер М., Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – Альпина бизнес букс, 2006. 454 с.

73.                 Портер М., Конкуренция. – Вильямс, 2005. 608 с.

74.                 Ревзина М. Top-Manager, №4(26). 2003. – с.39 -44.

75.                 Рогачев А.Ю, VaR-расчеты в коммерческих банках Швейцарии. // Банковское дело, №7-8, 2003 г., - с.48-50.

76.                 Садков В.Г., Овчинникова О.П., Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. - прогресс, 2003. 285 с.

77.                 Соколова Э.Д., Правовые основы финансовой системы России. Юриспруденция, 2006. - 111 с.

78.                 Стародубцева Е.Б. Банковские операции. – М.: Форум, 2006. – 128 с.

79.                 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2004. –
656 с.

80.                 Супрун В.А., Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI в.- М: КОМКНИГА,  2006. -192 с.

81.                 Тавасиев А.М. Банковское дело –М.: Финансы и статистика 2005

82.                 Тажгулов М.К., Стратегия развития российских коммерческих банков в условиях глобализации экономики // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, - СПб. № 4 (26), 2005. с. 78-83.

83.                 Тютюнник А., Выбор автоматизированной банковской системы.//Банковские технологии, №7-8, 2002.

84.                 Фатхутдинов Р.А., Конкурентоспособность. Россия и мир. 1992-2015. М.: Экономика, 2005. - 606 с.

85.                 Фатхутдинов Р.А., Эксклюзивные технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации: Теория, методика, практика: Учебник для вузов Изд. 2-е, испр., доп.
М: Эксмо, 2005. – 544 с.

86.                 Фидельман Г.Н. Дедиков С.В. Адлер Ю.П., Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 186 с.

87.                 Филатов М.В., Проблемы и пути совершенствования деятельности российских банков в современных условиях: СПб –Нестор, 2003. -
263 с.

88.                 Философова Т.Г., Быков В.А., Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Инити-Дана, 2006. 272 с.

89.                 Хабаров В.И., Коммерческие банки: стратегии институционально-сетевого развития. М.: маркет ДС корпорейшен, 2004. 208 с.

90.                 Челноков В.А., Банки и банковские операции. - Высшая школа, 2004. 292 с.

91.                 Четыркин Е.М., Финансовая математика: Учебник для вузов Изд. 5-е, испр. – М.: Дело, 2005. - 400 с.

92.                 Чернов В.А. Инвестиционная стратегия. - М.: Юнити-Дана, 2004. 158 с.

93.                 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. Дашков и Ко, 2006. - 543 с.

94.                 Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИИ: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – XII, 1028 с.

95.                 Шестопалова Н.. Восьмой форум разработчиков банковских систем. // PCWeek russian edition. №36, 2002.

96.                 Ширинская Е.Б., Пономарева Н.А., Купчинский В.А., Финансово-аналитическая служба в банке: Практическое пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2003. – 144 с.

97.                 Шмелёв Н. Монетарная политика и структурные реформы в экономике постсоветской России. Вопросы экономики, -№5, 2002. – с.26-38.

98.                 Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов. / Под ред.проф.А.М.Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 671 с.

99.                 Банковское дело. / Под редакцией О.И.Лаврушина,  – М.: КноРус, 2006. –766 с.

100.             Банковское дело: Учебник./ Под ред. Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика. 2005. – 592 с.

101.             Банковский сектор России: от стабилизации к эффективности. Под ред. Н.А. Савинской, Г.Н. Белоглазовой. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2003. – 500 с.

102.             Банковский маркетинг, Под редакцией В. И. Хабарова, М: Маркет ДС Корпорейшн, 2006. – 158 с.

103.             Банковское законодательство, под ред. Е.Ф. Жукова. Вузовский учебник. 2006. – 270с.

104.             Денежное обращение и банки: Учеб. пособие. Под ред. Г.Н.Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 272 с.

105.             Журнал «Эксперт Северо-Запад» №14(267), 10 апреля 2006.

106.             Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004г. №109-И (с изменениями на 10.05.2006г.).

107.             Информация – самый ценный продукт. Р.Мамчиц.//Модус. – 2001, №3-4 – с.6-7.

108.             Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой. / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М.: Юринформцентр, 2003г. – 448 с.

109.             Мартынов В.А., Мир на рубеже тысячелетий. – М.: Изд. дом Новый Век. – 2001. – 592 с.

110.             Повышение конкурентоспособности компании: Формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление. – М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2005. 216 с.

111.             Пути-дороги 21-го века. Петербургский ориентир. Сентябрь 2003 г. с.2.

112.             Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации // Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 18 января 2002. - № 5 (583), 2002.

113.             Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./ Под редакцией В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М. Проспект, 2005 – 720 с.

114.             Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Колл. авторов: Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.

115.             ЦБ РФ. Письмо от 27 июля 2000 г. №139-Т. «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций».

116.             IV Всероссийский экономический симпозиум (Изложение докладов Д. Львова, В. Макарова, А. Аганбегяна). Проблемы теории и практики управления, №4, 2003. с.24 – 32.

117.             Brigham, Eugene F., Erhardt, Michael C. Financial Management. Theory and Practice. 10th ed. South-Western Tomson Learning, USA, 2002. – 1051 p.

118.             #"#">#"#">#"#">#"#">http://www.banki.ru/indexe.php?all&publ&51&date&2001&1



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ