бесплатные рефераты

Экзаменационные вопросы по государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации" за 20...

к конечному потребителю .

Потребление материального потока может быть производственным (использование общественного продукта в виде ППТН в качестве средств и предметов труда) и непроизводственным (использование общественного продукта на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы).

Поставщик и потребитель, в общем случае, представляют собой две микрологистические системы, связанные каналом распределения или логистическим каналом. Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя.

После того, как будет сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока, логистический канал преобразуется в логистическую цепь .

- логистическая цепь;

- логистический канал.








6.      Логистический процесс на сладе.

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, что объясняет большое количество разнообразных видов складов.

Склады разделяются:

·         по размерам (по площади и по высоте укладки груза);

·         по конструкции (открытые, закрытые и полузакрытые);

·         по количеству потребителей (для 1-го – индивидуального пользования, для коллективного – склад-отель);

·         по степени механизации (немеханизированные, механизированные, комплексно механизированные, автоматизированные и автоматические);

·         по возможности доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта:

·         пристанционные (портовые) – на территории железнодорожных станций или портов;

·         прирельсовые (имеющие железнодорожную ветку для подачи вагонов);

·         глубинные;

·         в зависимости от широты ассортимента: специализированные, смешанные, универсальные;

·         по месту в движении материального потока:

·         склады предприятий-изготовителей;

·         склады сферы обращения (ССО);

·         склады потребителей.

Комплекс складских операций представляет собой такую последовательность:

·         разгрузка;

·         приемка товара;

·         размещение на хранение;

·         отборка товаров из мест хранения;

·         комплектование и упаковка товаров;

·         погрузка.

Кроме того, между указанными операциями осуществляется внутрискладское перемещение грузов.

Технологические процессы складов и производства связывают в единое целое такие элементы логистики как грузовые единицы. Грузовая единица – некоторое количество груза, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Существенными характеристиками грузовой единицы являются:

·         размеры;

·         способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

В качестве платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размерами 1200 х 800 мм 2 , 1200 х 1000 мм 2 . Любой груз, упакованный в стандартную тару, располагается на них рационально.



Организационное поведение

1.      Теоретические основы поведения человека. Восприятие человека. Критериальная база поведения человека.

На основе теории соционики, теории психоформ С.Деллингер и эмпирических исследований были выделены такие дополнительные признаки типа как ПСИХОФОРМЫ, или формы поведения.

4 основные психоформы типа:

1. Доминантная форма - соответствует элементу информационного обмена - сенсорике и награждает людей реализмом, практичностью и лидерскими качествами.

2. Творческая форма - соответствует интуиции, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта - как своего, так и чужого. Поэтому большинство новых открытий - следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей их от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки науки или природы.

3. Гармонизирующая форма личности - связана с развитой этикой, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир других людей, способность к сочувствию и тонкой дипломатии.

4. Нормирующая форма личности - существует на базе логики, наделяющей людей способностью к объективному анализу фактов, не отягощенному личным отношением к ним.

Независимо от того, какого типа личности человек, описанные нами

4 основные формы поведения, наделяют его особенностями, лежащими в основе описаний 4-х основных юнговских типов: ощущающего, с развитой сенсорикой (доминирующие типы); интуитивного - с развитой интуицией (творческие личности); чувствующего, с развитой этикой (гармонизаторы); мыслительного - с развитой функцией логики (нормирующие типы).

Понимание этих взаимосвязей очень хорошо помогает в диагностике типов и подтипов. Обычно, у людей имеется сочетание двух психоформ, одна из которых выражена более ярко. Однако, необходимо учитывать, что не существует прямой связи 4-х психоформ с подтипами.


2.      Формирование организационного поведения человека.

Формирование орг поведения чел-ка.

Формир-е взаимод-я ч-ка и орг-ии явл-ся болезненным, это связано с тем, что входя в орг-ю, ч-к сталкивается с мн-вом проблем, касающихся стиля рук-ва, принятых норм поведения и др. Пр-сс вхождения может заканчиваться нахождением компромиссов или научением ч-ка поведению в орг-ии, либо напряженными отн-ями или разрыву.Т.к. наиб возд-е на ч-ка оказ-ет ближайшее окруж-е (раб место, сотрудники), то наиб внимание уделяется формир-ю отн-й с этой частью окруж-я. Ближайшее окруж-е в широком см-ле- профиль орг-ии, её имидж, размер, месторасполож-е, рук-во, орг стр-ра, сис-ма оплаты, условия труда, орг культура. Каждый член формир-т свое видение ближ-го окруж-я. Орг-я формир-ет свои ожидания по отн-ю к ч-ку, что он проявит себя как: спец-т в опред об-ти, член орг-ии, способств-й её успешному функц-ю и тп


3.      Коммуникация в организации

Для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом или коммуникацией.

Коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).

Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. По некоторым данным руководитель тратит от 50 до 90% времени на коммуникации. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективен в коммуникациях. Они осознают суть и результат коммуникационного процесса, обладают развитыми формами письменного и устного общения, а современные руководители также хорошо владеют электронными средствами коммуникаций.

Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.

Рассмотрим коммуникационные процессы, имеющие место в организациях.

1. Коммуникации между организацией и ее средой

Организация функционирует во внешней среде, которая является изменчивой и неопределенной. Для успешной работы в таких условиях должны использоваться различные средства коммуникации с составляющими своего внешнего окружения. Одной из основных задач является установление взаимосвязи с потребителями, существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь происходит через маркетинговые средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в прессе, имидж организации, участие в выставках, а также через торговые организации. В последнее время многие организации создают специальные подразделения по сбору и переработке информации, исходящей из внешней среды. Это помогает создавать прочные связи с потребителями, учитывать их потребности, что является основой долговременного существования современных организаций. Организация также поддерживает связи с представителями государственных и политических структур, используя лобби, поддерживая различные политические акции. Существует большое разнообразие и других форм коммуникации между организацией и ее внешней средой.

2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями

Такая коммуникация получила название межуровневой. К ней относятся:

·         вертикальная коммуникация, или коммуникация по нисходящей и коммуникация по восходящей. Ее подвидами являются: коммуникация руководитель-подчиненный и коммуникация между руководителем и группой;

·         горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень и это - вертикальная коммуникация. Она может идти сверху вниз и являться нисходящей. Примеры такой коммуникации - распоряжения вышестоящего руководства, цели для подразделений, информация об изменениях в деятельности (например, будет производиться выход на новый рынок). При рассмотрении вертикальной коммуникации отдельно выделяют коммуникацию руководитель-подчиненный, так как эти личностные взаимоотношения во многом являются ядром коммуникации. Она зависит не только от формально закрепленных правил, он и от неформального стиля отношений в организации. Решение многих задач будет зависеть от того, сколько подчиненных смогут и захотят понять руководителя. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненными имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Коммуникация в этом случае будет зависеть не только от личностных характеристик, но и от лидерства в группе.

Кроме этого организация не может эффективно существовать без информации, идущей снизу, или восходящей коммуникации. В основном это оперативная информации о работе, ее сложностях, а также слухи. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений, объяснительных и служебных записок. Передача такой информации заметно влияет на производительность и всю атмосферу в целом.

Организация состоит из множества подразделений, между которыми необходима координация действий, поэтому должна существовать горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.

В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специалисты, например, совещание по производству нового товара или проблемам качества, в которых принимают участие не только начальники и специалисты производства, но и сбытовики, маркетологи, экономисты.

3. Неформальные коммуникации

Вся организация состоит из формальных и неформальных компонентов. Каналом неформальной коммуникации являются слухи, один из самых быстрых способов распространения информации. Руководители зачастую используют этот канал передачи информации для изучения мнений сотрудников, их готовности к переменам и принятию нового, определения "узких" мест в руководстве организацией. Типичная информация, передаваемая по неформальным каналам:

·         изменения в структуре организации;

·         предполагаемые меры по ужесточению контроля;

·         грядущие повышения или понижения;

·         информация о личных пристрастиях руководителей и т. д.

Принято считать, что слухи - это менее точная информация, однако от них во многом зависит весь коммуникационный процесс.


4.      Организационная культура, основные положения и составляющие.

Если организационная структура - это "скелет" организации, то организационная культура - это ее "душа".

Организационная культура проявляется в виде разделяемых в организации ценностей, принятых верований, норм поведения и т. п., которые лежат в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Ниже перечислим элементы культуры.

1.      Философия (смысл существования организации) определяет отношение к сотрудникам и клиентам.

2.      Доминирующие ценности (в отношении целей и средств их достижения).

3.      Нормы взаимоотношений в организации.

4.      Правила игры в организации (организационные нормы, система контроля, вознаграждения и т. п.).

5.      Климат (социально-психологическая атмосфера в организации и взаимодействие с внешним миром).

6.      Поведенческие ритуалы, легенды, символы. Организационная культура (по Э. Шайну) формируется как реакция на две группы проблем.

1. Внешняя адаптация предполагает поиск организацией своей ниши на рынке и адекватную реакцию на динамику внешней среды. Преодолевая трудности внешней адаптации, организация учится выживать. Результатом этого научения становятся согласованные представления о:

·         миссии - стратегии;

·         специфических целях;

·         средствах достижения целей: организационной структуры и системы организационно-распорядительных методов, методов стимулирования деятельности и т. п.;

·         системе контроля (создание информационной системы, критериальной базы оценки результатов);

·         действиях по корректировке в отношении лиц, не выполнивших задания.

2. Внутренняя интеграция - это становление коллектива, превращение отдельных людей в эффективную команду. К задачам, с которыми неизбежно сталкивается любая организация в плане внутренней интеграции, можно отнести распределение власти: преодоление, конфликтов между отдельными людьми или группами: "притирку" стилей работы, поведения, общения и т. д.

Преодолевая трудности, связанные с объединением отдельных людей в единую команду, организация приобретает знания о том, как следует работать вместе. Формируются общие для всех:

·         язык;

·         границы группы (принципы вхождения и выхода из группы);

·         механизм наделения и лишения властных полномочий и статуса;

·         правила социальных отношений (уровень неформальности, возрастно-половые и т. п.), а также уровень открытости на работе;

·         принципы награждения и наказания для поддержания необходимого производственного поведения;

·         идеология и религия (определение значений вещей, которые не поддаются объяснению и не контролируются организацией). Вера как способ снятия стресса.

Другими словами, результатом "притирки?" людей друг к другу становится (часто негласный) внутренний "устав" - свод норм и правил поведения и взаимоотношений внутри организации.

Выделяют две группы факторов, влияющих на процесс формирования организационной культуры.

1. Первичные факторы:

·         заинтересованность (внимание) высшего руководства;

·         реакция руководства на критические ситуации;

·         отношение к работе и стиль поведения руководства;

·         критериальная база поощрения сотрудников;

·         критериальная база отбора, назначения, увольнения.

2. Вторичные факторы:

·         структура организации, делегирование полномочий;

·         система передачи информации и организационные процедуры;

·         внешний и внутренний дизайн и оформление помещений, в котором располагается организация;

·         мифы и истории о событиях, людях, которые играли и / или играют ключевую роль в жизни организации;

·         формализованные положения о философии и смысле существования.

Выводы:

1.      каждая организация, преодолевая трудности внешней адаптации и внутренней интеграции, приобретает опыт, который становится основой организационной культуры (уникальной общей психологии, характеризующей данное сообщество людей);

2.      организационная культура формируется в процессе совместного преодоления трудностей;

3.      ядро организационной культуры формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением;

4.      организационная культура является естественной, привычной средой для людей, работающих в организации; ее влияние и проявления более заметны для новых сотрудников, входящих в организацию, или посторонних наблюдателей;

5.      особенности организационной культуры можно лучше понять, обратившись к истории организации, в особенности к критическим моментам.

Понимание характеристик организационной культуры может облегчить проведение в жизнь решений высшего руководства и способствует разработке реалистичных планов.




5.      Деловая коммуникация.

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:

1.      субъекты коммуникационного процесса-отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);

2.      средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

3.      предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);

4.      эффекты коммуникации - выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях последствия коммуникации.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает четыре основных взаимосвязанных задачи:

1.      интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целостную систему общества;

2.      внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3.      отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;

4.      создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.

К деловым коммуникациям относятся:

Деловая коммуникация представляет сосбой коммуникативные связи в сфере делового общения. Для деловой коммуникации характерно соблюдение определенного делового этикета в таких сферах деятельности как

Речевое общение

Телефонные переговоры

Деловые переговоры

Ораторские выступления

Корпоративное общение и т.д.

Визитная карточка - неотъемлемый элемент современной деловой коммуникации. В зависимости от предназначения используются несколько основных типов визитных карточек:

В практике деловой коммуникации существует множество вариантов вышеприведенных основных типов карточек, а также карточки, используемые вне деловой сферы - карточки журналистов, спортсменов, деятелей искусств, церкви, и т.д. Здесь допустимы отклонения от стандарта - различные шрифты, цвет и фактура картона (или другого материала), содержание реквизитов, дополнительные надписи, рисунки, цветные фото владельца и пр.

Переговоры - это челночная взаимосвязь, предназначенная для достижения соглашения посредством делового общения, когда обе стороны имеют совпадающие и противоположные интересы. Переговоры являются основным средством получить желаемое от других людей.

Виды переговоров можно классифицировать по различным признакам.

Например, по методам (стратегическим подходам):

*                    жесткий, когда обе стороны, заняв крайние позиции, упорно отстаивают их, применяя тактические приемы, чтобы ввести противника в заблуждение относительно истинных целей, и делают небольшие уступки, необходимые для продолжения переговоров;

*                    мягкий, когда каждая из сотон рассматривает другую как дружественную;

*                    принципиальный, когда стороны сориентированы на достижение разумного результата.

Деловая индивидуальная беседа в отличие от бытовой всегда имеет конкретные цели, которые собеседники стремятся достигнуть с минимальными усилиями и затратами времени. Все виды деловых индивидуальных бесед можно разделить на две группы.

1.      Беседы "свободные" с двухсторонним обменом информацией, проходящей без специальной подготовки (с учетом или без учета времени).

2.      Беседы строго регламентированные, специально подготовленные.

Деловая беседа должна быть хорошо подготовлена: определены цели, составлен план, установлено время и место, где будет проходить беседа.

В зависимости от вида беседы меняется содержание и время осуществления очередного этапа.

Любая беседа состоит из следующих этапов:

1. Контакт.

Цель контакта: преодолеть "психологический барьер" и установить "атмосферу доверия".

Элементы установления контакта:

·         приветствие;

·         установление контакта глазами;

·         изменение социальной и физической дистанции;

·         дайте понять собеседнику, что вы готовились к встрече с ним;

·         не начинайте разговор на деловую тему в коридоре, во время перекура и т. п.

2. Ориентация.

Цели ориентации:

·         получить всю информацию по интересующему вопросу;

·         выявить мотивы и цели собеседника;

·         передать собеседнику запланированную информацию;

·         анализ позиции собеседника.

Особую сложность на этом этапе представляет проблема умения слушать

Некоторые рекомендации:

·         делайте соответствующие пометки на бумаге;

·         исключите факторы, отвлекающие ваше внимание;

·         научитесь выделять главное;

·         нейтрализуйте собственные эмоции;

·         во время слушания нельзя обдумывать следующий вопрос;

·         сконцентрируйте внимание только на сущности вопроса, отбросив все второстепенное.

3. Аргументация.

Цель аргументации: изменить позицию собеседника

Рекомендации:

·         оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;

·         темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;

·         аргументация должна быть корректной при аргументации;

·         формулировки должны быть четкими, понятными собеседнику.

4. Решение.

Решение - заключительный элемент процесса общения.

Подводятся общие и частные итоги беседы, оговаривается полученный результат (действия, сроки, распределяются обязанности сторон и т. п.); конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.

Факторы, влияющие на повышение эффективности проведения деловых бесед:

·         отделение человека от проблемы;

·         концентрация на интересах, а не на позициях;

·         изучение вариантов, которые могут удовлетворить обе стороны;

·         поиск объективных критериев оценки;

·         нужно помнить, что деловая беседа - это взаимодействие, а не действие;

·         деловая беседа проводится с определенной целью, но каждая сторона при этом преследует свои цели;

·         соблюдение последовательности этапов проведения деловых бесед и рефлексия переговорного процесса.


6.      Сущность и значимость группового поведения в организации.

Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель, но и член группы. При этом группа оказывает на него огромное влияние.

Не существует стандартного определения малой группы, т. к. это очень гибкое явление. Но можно дать описание этому явлению, рассмотрев характерные особенности малой группы.

Малая группа (в дальнейшем - группа) - это относительно обособленное объединение людей, которые

·         часто взаимодействуют друг с другом;

·         определяют себя как члены одной группы;

·         разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;

·         участвуют в единой системе разделения ролей;

·         идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами;

·         воспринимают группу как источник удовлетворения;

·         находятся в кооперативной взаимозависимости;

·         ощущают себя как некое единство;

·         координируют действия по отношению к среде;

·         способны выработать индивидуализированное представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них.

Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:

·         формальные;

·         неформальные.

В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.

Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения. Благодаря формальной структуре люди взаимодействуют друг с другом на протяжении многих лет.

Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп.

Социальная потребность, потребность в принадлежности к той или иной группе - является одной из самых сильных. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение, самоутверждение. Групповая динамика активизирует существующие потребности человека, создает новые и одновременно является источником (средой) их удовлетворения.

2. Помощь.

3. Защита.

4. Общение.

5. Симпатии, дружеское общение.

Группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении, избежать одиночества, состояния потерянности, ненужности.

Менеджера не может не интересовать состояние взаимодействия в группе, потому что от этого зависит эффективность управления. Так как зачастую неформальные отношения играют большую роль, чем формальные, менеджер должен знать законы групповой динамики и способы влияния на развитие неформальных взаимодействий. Это влияние должно быть целенаправленным.

Эффективная группа - это группа, в которой взаимодействия характеризуются сплоченностью, взаимоуважением, взаимопониманием.

для повышения эффективности функционирования групп руководители должны принимать во внимание размер группы, ее состав, распределение ролей и другие характеристики. Очень важно, чтобы менеджер понимал, что неформальные структуры динамически взаимодействуют с формальными. Нужно помнить, что неформальные группы могут как резко снизить эффективность функционирования формальной группы, вплоть до прекращения ее существования, так и способствовать повышению ее эффективности. Для этого необходимо:

·         признать существование неформальной группы и осознать, что ее уничтожение может повлечь за собой и уничтожение формальной группы;

·         выслушивать мнение по ключевым вопросам неформальных лидеров групп;

·         для снижения сопротивлению неформальной группы реализации управленческих решений рекомендуется привлекать членов группы к обсуждению проблем и принятию решений;

·         перед тем как предпринимать какие-то действия, необходимо просчитать возможные отрицательные воздействия на существование неформальных групп.



Управленческие решения


1.      Основные понятия процесса принятия управленческих решений – проблема, задачи, альтернатива решений, критерий

В теории принятия решений есть специальный термин - Лицо, Принимающее Решения, сокращенно ЛПР. Это тот, на ком лежит ответственность за принятое решение, тот, кто подписывает приказ или иной документ, в котором выражено решение. Обычно это генеральный директор или председатель правления фирмы

Порядок подготовки решения (регламент). Часты конфликты между менеджерами по поводу сфер ответственности - кто за что отвечает, кто какие решения принимает. Поэтому очень важны регламенты, определяющие порядок работы.

Цели. При выполнении различных функций менеджмента возникает необходимость принимать решения. Например, процесс планирования должен завершиться решением об утверждении плана. А процесс контроля - решением о порядке ликвидации отклонений или о корректировке плана.

  Каждое решение направлено на достижение одной или нескольких целей.

            Ресурсы Каждое решение предполагает использование тех или иных ресурсов. При практической работе над проектом решения важно все время повторять: "Чего мы хотим достичь? Какие ресурсы мы готовы использовать для этого?"

Риски и неопределенности. Многие решения принимаются в условиях риска, т.е. при возможной опасности потерь. Связано это с разнообразными неопределенностями, окружающими нас. Кроме отрицательных неожиданностей бывают положительные - мы называем их удачами. Менеджеры стараются застраховаться от потерь и не пропустить удачу. 

Критерии оценки решения. Это учитывание всех возможных факторов внешних и внутренних, которые могут помешать полноценной и запланированной реализации решения, а следовательно – помешать достичь поставленной цели. При этом пессимисты исходят из самых неблагоприятных стечений обстоятельств, оптимисты – наоборот, из самых благоприятных, а авантюристы готовы рисковать и надеются на удача, а задача менеджера принять одно единственно верное решение.

Проблема принятия УР формируется как разность между значениями цели и ситуации.

Альтернативы в управленческих решениях. Определение альтернатив  - это формулирование набора альтернативных решений, т.е. вариантов решений проблемы. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или времен, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудновообразимо и ведёт к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными Лица, принимающие решения, часто не осознают важности составления списка альтернатив. Совершенно очевидно, что в конечном счете может быть выбрана не самая лучшая альтернатива из числа рассматриваемых. В этом смысле качество выбора ограничено качеством альтернатив. Имеется одна альтернатива, которая почти всегда, во всяком случае в самом начале, присутствует в любом списке. Это альтернатива - не принимать решения вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным компромиссом будет отложить принятие решения, чтобы иметь больше времени для накопления новых фактов.




2.      Основные этапы процесса разработки управленческих решений.


Управленческое решение- это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

·         выработку и постановку цели;

·         изучение проблемы на основе получаемой информации;

·         выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; 

·         обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; 

·         конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.


3.      Методы экономической оценки управленческих решений.


Разработкой методов экономической оценки управленческих решений занимается эконометрика.

Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений.

При оценке эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна разрабатываться и система критериев оценки эффективности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ