|
Факторы и формы воздействия на потенциального потребителя
Частота
появления
определяет, сколько раз должен столкнуться с появлением рекламы средний
представитель целевой аудитории. Она является наибольшей для газет, радио и
телевидения, где рекламные объявления появляются ежедневно. Наименьшую частоту
имеют телефонные справочники, любая наружная и реклама, журналы и “Директ
мэйл”. Следует также помнить, что информация в специальных телефонных
справочниках может быть помещена или изменена только раз в год.
Сила
воздействия
рекламного контакта зависит от выбранного канала распространения. Например,
объявление по радио менее впечатляет, нежели телеролик, также у разных
журналов, например, может быть разная степень воздействия. Наиболее высока она
у телевидения, поскольку оно способно сочетать звук, цвет, движение и другие
факторы. Также значителен этот показатель, в целом у журналов. Некоторые
газеты, как, например “Speed-Info”, специально улучшают
полиграфическую технику для того, чтобы печатать цветные фотографии и увеличивать
степень своего воздействия.
Устойчивость послания
показывает, насколько часто данное рекламное объявление попадается на глаза и
насколько оно запоминается. Большое количество людей видят наружную рекламу,
объявления на дорогах и телефонные справочники; журналы надолго сохраняются у
потребителя, между тем, объявления по радио и телевидению длятся в среднем
около 30 секунд.
Заполненность характеризует число
рекламных объявлений, содержащихся в одной программе, одной странице, одном
издании и т.д. Если дается много рекламных объявлений, то заполненность очень
велика. Телевидение часто критикуют за то, что оно крутит очень короткие
рекламные ролики помногу раз. С 1967 года количество рекламных роликов на
телеэкране увеличилось втрое.
Срок
представления
- это период, за который информационный источник может разместить рекламу. Он
является наименьшим для газет и наибольшим для журналов и телефонных
справочников. Его длительность показывает, на сколько недель или месяцев фирма
должна планировать вперед свою рекламную кампанию и сталкиваться с возможностью
появления неправильных посланий в постоянно меняющихся условиях. В популярных
телепередачах срок представления также может быть большим из-за ограниченности
числа передаваемых рекламных объявлений.
Бесполезная
аудитория - та часть аудитории, на которую не направлена рекламная кампания. В
силу того, что усилия рекламы направлены на массовые аудитории, это очень
существенный фактор. Например, в журнале садоводов любителей фирма разместила
рекламу садовых домиков, определив с помощью маркетингового исследования, что
около 500 тыс. читателей интересуются такими строениями, а 150 тыс. нет.
Соответственно стоимость такого рекламного объявления будет равна:
стоимость рекламы / интересующаяся
аудитория * 1 тыс. (1 тыс. экземпляров)
Формирование рекламного обращения
Для
того чтобы правильно решать поставленные перед рекламой задачи, ее разработчики
пользуются разными методами. Многие идеи возникают после бесед с потребителями,
распространителями и продавцами. Рекламная кампания пива “Шлиц” под девизом
“Когда у вас нет “Шлица” - у вас нет пива” возникала после того, как работник
рекламного агентства случайно услышал эту фразу в Пивбаре: один из клиентов
сказал ее бармену в ответ на сообщение, что “Шлица” нет.
Некоторые
творческие работники пытаются представить себе, какой тип вознаграждения -
рациональное, чувствительное общественное удовлетворение или удовлетворение
самолюбия - покупатели рассчитывают получить в виде переживания. Как правило,
во множестве разных типов рекламных обращений сочетаются типы вознаграждения с
типами переживания. Прежде всего обращение должно сообщить потребителю нечто
желательное или интересное о товаре, и кроме этого что-то интересное и
особенное, отличающее данную марку от других. Оно должно быть правдоподобным и
доказуемым. Воздействие обращения зависит не только от того, что сказано, но и
от того, как это сказано. Решающее значение обращение может иметь в таких
товарных категориях, как моющие средства, сигареты, кофе и пиво. Поскольку эти
товары схожи, именно обращение позволяет выделять необходимые марки во
множестве других. Кроме этого рекламодателю необходимо, что бы обращение
привлекло внимание целевой аудитории.
В
начале рекламодатель предоставляет задание на разработку текста будущего
объявления, в котором оговаривает его основные моменты (задачи, содержание,
аргументацию). После этого профессионалам предстоит найти стиль, необходимые
слова, тон и форму воплощения обращения.
Любое обращение может иметь разные стили.
1.Зарисовка
с натуры. Это может быть, например, благополучная семья реальной домашней
обстановке выражающая удовлетворение от нового пылесоса.
2.Акцентирование
образа жизни. Делается упор на определенный стиль жизни. Можно привести пример
рекламы парфюмерии “Harley
Davidson” - Дух свободы.
3.Фантазийная
обстановка. (Добро пожаловать в мир Wispa. Мир красоты, романтики и счастья).
4.Создание
настроения или образа. Например, реклама шоколадов Dove, Hershey’s (Бывают минуты
охваченные нежность и любовью), “Bounty” (райское наслаждение).
5.Мюзикл.
Несколько лиц или персонажей поют песню о товаре, как, например, в рекламе
фирмы Coca-Cola.
6.Использование
символического персонажа. (Ковбой Мальборо, Кролик в рекламе напитка “Nesquik”).
7.Акцент
на техническом или профессиональном опыте. Например, косметолог в рекламе мыла “Lux”, или стоматолог в рекламе “Blend a Med”.
8.Использование
данных научного характера. Как например при рекламной кампании мыла “Safe Guard”.
9.Использование
свидетельств в пользу товара. Когда товар, как было сказано выше, рекламируется
знаменитостями или простыми людьми заявляющими, как он им нравится.
Одновременно
должен быть подобран и подходящий тон. Компания Philips свою рекламу в позитивном
тоне, при этом иногда присутствует небольшой налет “крутизны”. Одни фирмы в
своих рекламных кампаниях оперируют к чувству юмора юмор, другие “солидности”
рекламы.
В
заключение еще раз заметим, что рекламой являются не только видео ролики,
плакат, объявление и тому подобное, а практически все сотрудники предприятия,
начиная с руководителя и заканчивая вахтером.
Глава вторая. Реализация конкретных форм и факторов воздействия на примере
рекламируемого продукта «Roland JP 8000»
§ 1.
Маркетинговые исследования внешней коммерческой среды
Информация о фирме
Корпорация
«Roland» является ведущим производителем электронно-музыкальных инструментов.
На рынке существует более 25 лет. Уделяет особое внимание научно-техническому
развитию. Около 60% новейших разработок, используемых в синтезаторах,
принадлежит данной корпорации. По объему продаж «Roland» занимает лидирующее
место на рынке профессионального музыкального оборудования. Практически все
разработки фирмы являются раритетными, и многие производители музыкального
оборудования копируют их.
Производит
следующие продукты: цифровые фортепиано и органы, синтезаторы, электронные
перкуссии, сэмплеры, звукозаписывающее оборудование, мультимедийные продукты и
различные аксессуары к ним, гитары.
Информация
о продукте: синтезатор «Roland JP 8000»
В синтезаторе
применяется новая форма синтеза сигнала, названная «физическим моделированием»
(процесс обработки базовых форм звуковых волн встроенным процессором, т.е.
воспроизводство математических моделей различных форм гармонических колебаний).
Главный акцент сделан на качестве звучания, которое имеет много общего с
настоящими аналоговыми синтезаторами.
Продукт был
разработан в 1997 году. С точки зрения теории жизненного цикла товаров, он
находится на этапе внедрения на рынок. В связи с этим в рекламе товара должна
подчеркиваться его новизна и использование передовых технологий.
Постановка
задачи
При выходе на рынок
с новым товаром, фирма должна решить, когда, где, кому и как его предложить.
1) КОГДА. Первым
следует принять решение о своевременности выпуска новинки на рынок.
Критическими для выпуска новых товаров могут быть такие ситуации, как
экономический спад, неблагоприятная ситуация в отрасли, неактуальность данной
разработки в настоящий момент.
2) ГДЕ. Далее
следует решить региональный аспект выхода на рынок, а именно определить
территорию первоначального освоения рынка и составить график последовательного
освоения рынков.
3) КОМУ. В группе
последовательно осваиваемых рынков фирма должна выбрать основные усилия по
стимулированию сбыта и сосредоточить внимание на них. Необходимо выбрать
первостепенные по значимости сегменты рынков и способы их привлечения.
4) КАК. Фирма должна
разработать план действий для последовательного вывода на рынки нового товара.
Рыночное
исследование
Во
второй половине 90-х годов произошли серьезные изменения в мире синтезаторов. В
начале оно выразилось в подъеме интереса к старым моделям синтезаторов,
особенно выпущенным в 70-е годы. «Minimoog» вновь стал необходим каждому
клавишнику, и цены на него повысились в несколько раз. Производители вначале
игнорировали это движение, считая его временным зигзагом моды, однако
продолжительность и размеры спроса на старые модели достигли таких величин, что
не замечать их уже стало нельзя. В это же время технология воспроизведения
семплов получила удар не только со стороны прошлого, аналогового синтеза, но и
со стороны будущего – физического моделирования. Инструменты этого типа способны
обеспечить эффектное, выразительное сольное исполнение, выдвигая при этом
повышенные требования к подготовке исполнителя. В результате появляющиеся в
последнее время клавишные инструменты предлагают больше возможностей для
сольного исполнения, как выразительные звуки, хорошо реагирующие на
индивидуальную манеру исполнителя, так и средства разнообразного контроля в
реальном времени.
На
сегодняшний день на рынке ЭМИ, в частности синтезаторов, существуют следующие
модели, использующие принцип физического моделирования звука (в ценовой
категории от $1,500 до $2,500):
Peavey
DMP SI ($2,218);
Kawai
K 5000 S ($1,736);
Korg Z
1 ($2,220);
Nord
Lead ($2,500);
Roland
JP 8000 ($1,695).
Кроме
того, к этой группе для сравнения можно добавить для сравнения синтезатор старого
поколения Ensoniq KT 88 ($2,195), в котором используется принцип
воспроизведения семплов.
Всего
по Москве около сорока музыкальных магазинов, и только 10 из них имеют в
ассортименте вышеперечисленные инструменты: A&T Trade (Ensoniq KT 88, Korg Z 1), А-ПРО (Ensoniq KT 88, Korg Z 1, Roland JP 8000),
Инваск (Korg Z 1, Roland JP 8000), Петрошоп (Peavey DMP SI, Roland JP 8000),
Д.М.С. (Roland JP 8000), АРТ Технолоджи (Ensoniq KT 88, Roland JP 8000),
Гранд-Мистерия (Kawai K 5000 S). Все магазины являются дистрибьюторами.
Корпорация Roland
обладает довольно развитой сбытовой сетью в отличие от конкурентов.
Таким образом,
можно сделать следующий вывод. Данный товар обладает множеством ценных качеств,
которые способствуют товаропродвижению: его технические характеристики отвечают
новейшим требованиям рынка, цена несколько ниже, чем у конкурентов, есть хорошо
организованная сбытовая сеть.
Анализ
рыночной сегментации
Рынок музыкальных
инструментов может быть с полным правом отнесен к деловым рынкам. Специфика
деловых рынков состоит в том, что изделия, продаваемые на деловых рынках, часто
предназначаются для перепродажи широкому покупателю. Для сегментации могут быть
использованы те же критерии, что и применительно к потребительскому рынку.
Однако деловые рынки имеют и свои отличительные черты. Они могут подразделяться
согласно "Стандартной промышленной классификации" (США), могут быть
сконцентрированы в том или ином географическом районе, они имеют сравнительно
небольшое число покупателей. Рынок музыкальных инструментов в значительной
степени концентрируется в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге,
Новосибирске, Калининграде, Красноярске, Харькове и т. д. Согласно
статистическим данным, 63% рынка электронно-музыкальных инструментов
сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с этим представляется
целесообразным ориентироваться именно на эти рынки.
Кроме того,
сегментация деловых рынков может производиться с точки зрения сбытовой
политики. Тогда всех потребителей можно разделить на три уровня:
Первый
уровень – конечные потребители(музыкальные группы, звукоинженеры, композиторы).
Второй
уровень – звукозаписывающие студии, которые так или иначе ориентируются на
конечных потребителей ЭМУ.
Третий
уровень – дилеры (крупнейшие посреднические фирмы). Третий уровень в
данном конкретном случае определен достаточно четко: официальными
дистрибьюторами корпорации «Roland» являются магазины «Петрошоп», «Инваск»,
«А-ПРО», «Д. М. С.», «АРТ Технолоджи».
Процесс
оценки новой продукции и совершения покупки профессионального оборудования
гораздо более сложен и менее гибок, нежели существующий на потребительском
рынке. Процесс принятия решения о покупке может занимать недели, месяцы и даже
годы. В качестве непосредственных покупателей в таком случае выбирают
торгово-посреднические компании, где решение о покупке может быть быстро
принято.
Теперь перейдем к
сегментации конечных покупателей, которые являются непосредственными
пользователями ЭМИ. Данная сегментация наиболее важна для позиционирования
товара и требует более подробного рассмотрения. Рынок потребителей музыкальных
инструментов исследуемого класса преимущественно состоит из профессиональных
музыкантов, достигших определенного уровня известности. Основными критериями
сегментации могут служить популярность музыкальных групп, а также стиль, в
котором эти группы работают. Традиционные критерии сегментации (возраст, пол,
социальное положение, семейное положение) решающего значения не имеют.
Сегментация представлена в табл. 2.1
|