бесплатные рефераты

Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия

Общая капиталоотдача =                Продукция    (оборот)     _  

Средняя стоимость имущества

Необходимо сказать, что все формулы, используемые в этом разделе вычисляются согласно методике А. Д. Шеремета и Р. С. Сайфунина [41, c. 70-72].

Все рассчитанные коэффициенты и формулы применяемые при расчетах второй и третьей группы показателей этого раздела представлены в таблице 2.10.

Делая общее заключение по этой главе мы снова видим, что расчетные данные подтверждают вывод об ухудшении ФСП. Так, не рассматриваемый ранее, коэффициент общей капиталоотдачи свидетельствует о том, что период оборота имущества предприятия составил 355 дней, в то время как аналогичный показатель за прошлый год был равен 242 дням. Следовательно, период оборота увеличился на 113 дней. Делая оценку показателей рентабельности и эффективности управления мы видим, что они имеют отрицательные значения. Это связано с тем, что вместо ожидаемой прибыли фирма получила убыток. Рассматривая аналитические условия деятельности фирмы и сопоставляя их с данными формы №1 мы пришли к выводу, что производство б/а напитков на заводе фирмы не рентабельно, так как затраты на их производство превышают их цену. В прошлом году фирме удалось за счет большего объема операций с товарами перекрыть убыток завода и даже получить прибыль. Но в этом году объем товарных операций был не столь велик и фирма не смогла покрыть убыток от реализации б/а напитков. Для улучшения своего положения с прибылью, фирме необходимо увеличить объем товаро-посреднических операций и повысить рентабельность продукции.

На рентабельность продукции сильное влняние оказывает фактор сезонности производства б/а напитков. Следует обратить внимание и на изменение политики по реализации товаров, применяя: рекламу, массовые продажи, торговые скидки на продукцию.

2.5. Использование компьютерной техники при анализе финансового состояния предприятия.

Для анализа финансового состояния предприятия из фонда УИВЦ КНЭУ выполнены следующие программы:

- общий анализ рядов динамики;

- прогнозирование на основании показателей динамики;

-  программа построения и анализа парных  регрессионных моделей.

При выполнении программы «Общий анализ рядов динамики» для исследования взяты данные о коэффициенте общей ликвидности (КОЛ) на протяжении 1996 г. по квартала. За базисный уровень принят начальный уровень ряда, то есть I квартал 1996 г. (Прил.10)

Показатели общей тенденции ряда характеризуют изменения анализирующих показателей в абсолютном и относительном значении по сравнению с базисным уровнем и по отношению друг к другу.

Абсолютный прирост показывает насколько в абсолютном выражении изменяется текущие значения ряда, относительно начального и предыдущего периода. Так, общая ликвидность в III квартале по сравнению с первым уменьшилась на 1,45 , а со второго уменьшилась на 0,96.

Темп роста характеризует, во сколько раз текущие значения ряда отличаются от сравниваемого и изменяется в процентах. Например общая ликвидность в IV квартале составляет 32,609% ликвидности I и 153,85% КОЛ третьего квартала. 

Темп прироста показывает насколько процентов текущие значения ряда отличаются от сравниваемого.

Абсолютное содержание 1% прироста показывает насколько в абсолютном выражении изменяются показатели, при изменении темпа прироста на 1%. Например, при увеличении темпа прироста на 1% КОЛ в четвертом квартале увеличивается на 0,184 по сравнению с I кварталом и на 0,39 с III.

Средние показатели ряда динамики характеризуют насколько изменились величины в среднем и находятся, как средне арифметическое всех значений.

Средний уровень ряда характеризует среднюю величину по КОЛ, приходящийся на каждый квартал равномерного его распределения и в данном случае составляет 1,3933 .

Средний абсолютный прирост показывает, что в среднем КОЛ уменьшается на 0,41333 ежеквартально.

Средний темп роста показывает, что каждый последующий показатель КОЛ составляет 68,83% от предыдущего.

Средний темп прироста показывает, что каждый последующий показатель на 31,17% меньше предыдущего.

По графику ряда динамики определяем основную тенденцию изменения значений. Так определяем, что снижение КОЛ наблюдается за период с I квартала по II, со II по III, а с III по IV КОЛ увеличивается.

Наиболее подходящее уравнение линии основной тенденции - экспонента, вида       Y= E**(1.01523 A0 - 0.460349 A1*X), о чем свидетельствует высокий индекс корреляции 0,9266. Коэффициент детерминации значителен и равен 85,86%.

На основании выполненного анализа можно сделать вывод о неравномерности КОЛ на протяжении 1996 г.

Так как основными данными при прогнозировании являются показатели динамики, то и ход самой программы будет аналогичен общему анализу рядов динамики, но в конце анализа мы получаем прогнозируемые значения КОЛ на I квартале 1997 г.  (Прил.11). Эти данные в зависимости от способа прогноза колеблются от 0,18667 до 1,045. Так, если способ прогноза по абсолютному приросту, то прогнозируемое значение КОЛ составило 0,81 , а если  по конечному уровню ряда, то 0,6 .

Обработка данных при построении парных моделей корреляционно-регрессионной зависимости производится на ЭВМ по типовой программе, при помощи которой определим влияние оборачиваемости ДЗ на величину КОЛ фирмы(Прил.12). Исходные данные взяты в отчетности ООО «Визит» за 1996 г. поквартально. Итак, результативный показатель - КОЛ (Y), влияющий - оборачиваемость ДЗ (X). На основании исходных данных проведем оценку взаимосвязи м/у исследуемыми признаками, определим качественную оценку тесноты взаимосвязи и установим общий вид уравнения, описывающего эту взаимосвязь.

Перед началом регрессионного анализа необходимо провести оценку статистических характеристик, которые представлены в Табл. 2 (Прил. ....). Так минимальное значение КОЛ 0,39 , максимальное - 1,84  , среднее - 1,045. По оборачиваемости ДЗ эти показатели равны 1,89 , 3,40 и 2,58 соответственно. Дисперсия является мерой колеблемости признаков и вычисляется как квадрат отклонений значений от среднего арифметического. Для Y равна 0,338025 , а для X=0,3501687 . Среднее квадратическое отклонение представляет собой меру колеблемости признака и вычисляется как среднее квадратическое из отклонений вариантов от их среднеарифметической. Для X - 0,5917506 , для Y - 0,5813991. Для совокупности X и Y коэффициент вариации составляет соответственно 22,91387 и 55,63629. Асимметрия характеризует положение кривой на  графике, симметричность значения относительно среднего. Так как - 0,3506972 больше 0 и 0,3562766 больше 0, значит асимметрия правосторонняя, то есть более длинная часть графика кривой находится справа от точки значения среднего арифметического. Эксцесс характеризует крутость распределения, то есть его островершинность или низковершинность. Для Y эксцесс равен  - 3,139081 , для X - 2,606541 , что означает, что кривая на графике низковершинная.

 Корреляционно-регрессивный анализ также предусматривает построение статистической модели в виде уравнения и регрессии. Для данной совокупности X и Y имеет следующий вид:    Y = 0.6053376 E - 0.1 E** 1.033461 X

После этого проводится анализ показателей адекватности регрессионного уравнения.

Средняя линейная ошибка не должна превышать 10% от среднего значения Y. В данном случае 0,10847 > 1,045 , следовательно по средней линейной ошибке уравнение регрессии неадекватно.

Анализируя значения коэффициента корреляции, который количественно характеризует тесноту взаимосвязи между X и Y и равен 0,9738443 , получаем, что корреляционная связь весьма высокая. Коэффициент детерминации показывает, что Y зависит от X на 94,83%.

Затем производится вычисления расчетных значений Y, путем подставления значений X в уравнение регрессии и определяется отклонение расчетного значения Y от исходного. При осуществлении проверки значимости индекса корреляции при количестве исходных данных меньше 30, получаем, что индекс корреляции значим, так как Т вычисленное > Т табличного (по критерию Стьюдента). Таким образом проведя парный корреляционно-регрессионный анализ мы установили, что оборачиваемость ДЗ оказывает значительное влияние на величину ОКЛ.



Введение.

Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького: «Учитель - это звучит гордо». И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук, которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является «стержнем» при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения. После окончания университета многие из нас получат диплом специалиста с правом преподавания экономике. Мы станем учителями, которые несут знания обществу. Сейчас это особенно ответственно, т. к. педагоги испытывают огромные трудности, как материального, так и профессионального характера в связи с переходом Украины на рельсы рыночной экономики.

Без элементарного знания основ экономики невозможно достичь уровня развитых стран. Вот почему знание, которыми мы владеем, сейчас необходимы людям вдвойне. Тема нашего дидактического раздела «Порядок составление и представление финансовой отчетности, и анализ финансового состояния предприятия» является одной из главнейших в дисциплине «Бухгалтерский учет». Зная финансовую отчетность и методику анализа финансового состояния ученики смогут без труда ориентироваться в финансово-хозяйственной жизни любого предприятия.

Целью нашей работы является представить экономическую тему «Порядок составление и представление финансовой отчетности, и анализ финансового состояния предприятия», как учебную, разработать дидактические материалы к занятию. Задача исследования проанализировать психолого-педагогическую литературу, составить социально-психологическую характеристику группы обучения, разработать модель усвоения базы знаний, выбрать и обосновать методы и формы проведения занятий, подготовить дидактические материалы для преподавания.

Основными источниками информации будут служить книги автора: Журавлев В. И., Бабанский Ю. К., Онищук В. А., Харламов И. В., Ильина Т. А.. В качестве источников по экономической дисциплине книги: Ткаченко Н. М., Завгороднего , Шеремета А. Д., Ефимовой О. В.. Литература по психологии таких авторов: Петровского А. В., Мироненко В. В., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л..


3.1. Характеристика целей обучения.

Тема дидактического раздела нашей выпускной работы - «Порядок составления и представления финансовой отчетности, и анализ финансового состояния предприятия». В качестве практического примера мы возьмем одну из ее частей, которые при преподавании будут звучать - «Общие положения предъявляемые к финансовой отчетности предприятия».  Сама же тема изучается в экономическом техникуме, как один из разделов учебной дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит». Первым нашим шагом при разработке темы станет формирование целей обучения. Ведь любой процесс начинается с таких простых вопросов, как: «Зачем?», «С какой целью?», «Для чего?» и  т. д.  Но при формировании целей обучения необходимо помнить о том, что они имеют двойственный характер. С одной стороны они представлены целями обучения, а с другой целями воспитания, т.к. в процессе образования они как бы дополняют одна другую.

Цели обучения обуславливающиеся таким объемным понятием, как усвоение общественно-исторического опыта человечества, которое колеблется непосредственно от предмета изучения. А цели воспитания призваны формировать всесторонне и гармонически развитую личность, или другими словами, ее черты. Знание приносит опыт и непосредственно влияет на развитие личности человека, на формирование ее направленности. Поэтому, перед тем, как начинать читать тему - нам необходимо определить, как она будет влиять на стремления, желания, интересы и особенно на мировоззрение учеников.

В качестве учебных целей ставим следующие:

- сообщение учащимся новых фантов и знаний;

- в ходе занятия усвоить: требования предъявляемые к ФО, условия правильности заполнения ФО, места и сроки представления: формы ведения б/у на предприятиях;

- овладение умениями и навыками по использованию нормативных документов при составлении ФО;

- развитие наклонностей и способностей учеников в сфере б/у;

- пробудить и закрепить интерес учащихся к преподаваемой теме;

- проверить уровень усвоения знаний предыдущего урока;

- установление новых связей между понятиями и явлениями в ФО на основе данных прошлого урока;

- углубление понимания сущности ФО путем добавления к уже известным данным новых.

Воспитательные цели:

- развивать образное мышление;

- формировать у учащихся способность свободно вступить в контакт с людьми.

- не бояться общения;

- воспитание личностных качеств учащихся обеспечивающих развитие памяти, воображения, деловитости и работоспособности;

- развивать активность, целеустремленность, инициативность.

После усвоения одной из частей темы нашей выпускной работы - «Порядок составления и представления финансовой отчетности, и анализ финансового состояния предприятия»

ученики должны:

- уметь дать определение таким понятиям: требования предъявляемые к ФО, условия правильности заполнения ФО, места и сроки представления ФО, формы ведения б/у на предприятиях;

- уметь использовать нормативные документы при составлении ФО;


3.2. Социально-психологическая характеристика группы обучения.

Нашей основной целью преподавания в экономическом техникуме является: подготовить младших специалистов по специальности бухгалтерский учет. Но перед тем, как выбирать формы организации, методы преподавания, строить модель усвоения базы знаний необходимо дать социально-психологическую характеристику. Определить те индивидуальные особенности, которые присуще именно этой возрастной группе. При этом, необходимо не забывать о том, что в сущности невозможно дать абсолютно четкую оценку группы. Ведь известно, что человеческое совершенствование идет скачками, поэтому, в одном и том же классе встречаются ученики с различными интеллектуальным и социально-психологическим уровнем развития. Но в целом, возможно дать обобщенную характеристику, присущую именно этой возрастной группе.

Возраст наших учеников колеблется от 18 до 23-25 лет. Именно этот период называется познавательной юностью или началом зрелости.

Развитие личности на этом этапе тесно связано с социальным статусом юношей и девушек, с их положением в коллективе группы, учебного заведения и общества. Продолжают совершенствоваться интеллектуальная сфера, расширяются умственные возможности, познавательные возможности становятся более глубокими и устойчивыми. При этом, общий интерес к учению сочетается с избирательным отношением к различным учебным предметам. Роль педагога на этом этапе огромна. У учащихся наблюдается большой прогресс в умственной работоспособности, что в частности, сказывается в работе памяти и мышления. Механическое заучивание уступает место смысловому, а в случаях необходимости его применения, оно не вызывает той отрицательной реакции, которую можно наблюдать у подростков. В запоминании учебного материала учащиеся этого возрастного периода совершенствуются выделять существенные мысли, положение, намечать опорные пункты для запоминания, связывают изучаемый материал с имеющимися знаниями. Учащиеся все более прочно овладевают навыками логического мышления, у них складывается определенный стиль умственной деятельности. Как показали исследования Ю. А. Самарина, лучшим стилем умственной работы является стиль, который можно охарактеризовать следующими показателями: целеустремленностью, умение владеть собственными психологическими процессами, техническими приемами заучивания, правильно организации учения, стремлением непрестанно совершенствовать свои знания.

Наши ученики входят в отдельную социальную группу - студенчество, основная социальная функция которой лежит в подготовке общественной и профессиональной деятельности специалиста народного хозяйства. Эта функция обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества, потому что студенчество в качестве резерва и подрастающей интеллигенции приобретает специфические умения и навыки из социальной функции и положения студентов вытекает особый характер основной деятельности наших студентов. Он заключается в обучении, как в специфической форме усвоения знаний в определенной науке, а также в накоплении специальных знаний и умений для конкретной профессии. Профессии, которая требует высшего и среднего образования. Сфера окружения студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские группы, соседи по общежитию и т.д.

Что касается дидактических требований к преподаванию, то они будут различными, в зависимости от психофизиологических особенностей, социального статуса учащихся отдельной возрастной и социальной группы. Мотивация обучения и ценностные ориентиры будут значительно меняться. Но все требования будут строиться на основных дидактических принципах:

- гуманизм процесса обучения;

- научность обучения;

- связь теории  с практикой обучения;

- систематичность и последовательность в обучении;

- соединение наглядности обучения с развитием абстрактного мышления;

- сознательность и активность учеников при обучении;

- доступность обучения;

- прочность усвоения знаний, умений и навыков;

Учащиеся техникума понимают, что они в будущем станут элитарной управляющей частью общества. Что на них будет лежать ответственность не только за себя, но и за других членов общества. Объем усвоенных знаний из разных отраслей науки, большой запас понятий в общем, «бытовые» экономические знания, так же способствуют большей заинтересованности этой категории молодых людей в освоении экономических знаний. При преподавании нашей дисциплины мы будем «привязывать» предмет к будущей специальности наших учеников - бухгалтер, т.е. давать конкретную установку чем они будут заниматься после окончания техникума.


3.3. Модель усвоения базы знаний по теме «Общие положения предъявляемые к ФО»

Перед тем, как непосредственно перейти к составлению модели усвоения базы знаний, мы дадим краткую характеристику основным понятиям, которые будут использоваться при написании этого раздела.

Под учебным предметом понимают дидактически обоснованную систему знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности, которые отобраны из определенных отраслей науки или искусства для усвоения в процессе обучения. Учебная тема представляет собой часть учебного предмета, которая раскрывает отдельный вопрос, явления, предмет. Усвоение же учебной темы дает возможность использовать приобретенные знания в различных ситуациях нашей жизни. Содержание любой темы представляется системой элементов базы знаний, которые формируют мировоззрение человека. Знания выражаются в понятиях и явлениях, процессах и особенностях, систематизированных фактах, правилах, алгоритмах и зависимостях, моделях и теориях, законах и гипотезах.

Базой знаний учебного предмета считают максимально необходимое и возможное для усвоения количество понятий, явлений, теорий и др., которая будет достаточно для использования на начальных этапах практической деятельности и дальнейшего самообразования. Использовать в полной мере базу знаний можно будет только после усвоения ее элементов.

Модель усвоения базы знаний учебной темы представляет перечень элементов ее базы знаний, с определенным уровнем усвоения каждого элемента. В практической деятельности выделяют три уровня усвоения:

1. Усвоение на репродуктивном уровне - это умение воспроизводить элемент базы знаний и решать типовые для учебного предмета задачи в типовых условиях.

2. Алгоритмично-действенное усвоение - это умение применять элементы базы знаний для решения типичных задач учебного предмета в новых условиях.

3. Творческое усвоение - это умение использовать базу знаний для приобретения новых знаний и решения новых задач в новых условиях и нестандартных ситуациях.

С нашей точки зрения, наиболее желательным является творческое усвоение, которое раскрывает горизонты развития перед личностью. Но оно не возможно без первых двух. Поэтому, нашей программой минимум является, что бы наши ученики полностью усвоили тему на репродуктивном уровне. С ориентацией на то, что в процессе практических занятий и после прохождения производственной практики они смогут усвоить тему на двух следующих уровнях.

Наша модель усвоения базы знаний темы «Общие положения предъявляемые к ФО» будет представлена в таблице 3.1.

Создание модели усвоения базы знаний помогло нам конкретизировать цели обучения, выбрать формы и методы проведения занятия, разработать тестовые задания для проведения контроля знаний учащихся и задания самостоятельной работы.







Таблица 3.1.

Модель усвоения базы знаний.

Группы и элементы базы знаний темы

Уровни усвоения

«Общие положения предъявляемые к ФО»

Репродук-тивный

Алгоритмично-действенный

Творческий

1. Термины и понятия:

      - понятие ФО;

      - состав ФО.

 

+

+

 

-

+

 

-

-

2. Теоретические знания:

      - требования предъявляемые к ФО;

      - условия правильности заполнения;

      - места представления;

      - источники заполнения;

      - сроки представления.

 

+

+

+

+

+

 

+

+

-

+

-

 

-

-

-

-

-

3. Прикладные знания:

      - нормативные документы;

      - формы ведения б/у на предприятиях.

 

+

+

 

+

+

 

-

-

 

3.4. Формы и методы обучения.

Основой любой успешной деятельности человека является организация. Поэтому и при преподавании нужно сначала выбрать одну из организационных форм обучения. Формой называют внешнее выражение какого либо содержания. Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. К основным  организационным формам относятся индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, дальтон-план, план Трампа, метод проекта. Все формы организации обучения можно условно разделить на две группы:

1. Общие формы.

2. Специальные формы.

Все формы, как правило, определяются следующими правилами:

- составом тех, кто учится;

- местом и временем проведения занятий;

- содержанием обучения;

- характером учебно-познавательной деятельности учащихся;

- способами управления обучаемыми со стороны учителей.

К общим формам организации обучения относятся:

1. Индивидуальное обучение, которое предполагает выполнение учеником учебного задания самостоятельно, на уровне его учебных возможностей и без взаимодействия с другими учениками, используя помощь учителя.

2. Коллективное (фронтальное) обучение, которое предполагает одновременное выполнение всеми учениками одного и того же задания под руководством учителя.

3. Групповое обучение - способ организации учебных занятий, при котором ставится определенное задание для группы учеников. Различают такие формы группового обучения: бригадная, звеньевая, парная.

К специальным формам организации относятся: лекции, урок, практические работы, домашние задания, учебные экскурсии, предметные кружки, факультатив, практикумы, лабораторные работы, учебные конференции, дискуссии, диспуты, дополнительные занятия, консультации, конкурсы, олимпиады.

Метод - мать памяти.

Томас Фуллер.

Эта цитата говорит сама за себя. Как известно, обучение представляет собой разнообразную деятельность преподавателя и учащихся, направленную на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развития их умственных способностей, способов мышления, а также воспитанием. Вся деятельность преподавателя и учащихся осуществляется теми или иными методами. Методы обычно определяет, как способы работы учителя, при помощи которых достигается приобретение учащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваются способности.

Все существующие группы методов обучения можно условно разделить на 5 групп:

1. Методы устного изложения знания преподавателем и активизацией познавательной деятельности учащихся. К этим методам относятся: рассказ, иллюстрация, объяснение, демонстрация.

2. Методы закрепления материала: беседа и работа с учебным пособием.

3. Методы самостоятельной работы по освоению нового материала: лабораторные и практические работы, работа с литературой.

4. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: письменные и практические упражнения.

5. Методы проверки и оценки, повседневное наблюдение за работой учащихся: опрос, выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашнего задания.

М. М. Скаткин и И. Я. Лернер [23] предлагают другую классификацию методов - на основе характеров познавательной деятельности учащихся:

1. Пояснительно-иллюстративный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемное преподавание.

4. Частично-поисковый.

5. Исследовательский.

Ю. К. Бабанский принимая к сведению разработанные классификации, выделяет три основные группы методов [29] :

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Из всех вышеперечисленных организационных форм обучения мы выбираем урок.

Урок - это такая организационная форма учебной работы в учебном заведении, при которой преподаватель, в границах точно установленного времени с постоянным составом учеников с одинаковым образованием, с твердым расписанием, решает определенные учебно-воспитательные задания. Наиболее широко признана такая классификация уроков на различные типы:

1. Уроки изучения новых знаний.

2. Комбинированные уроки.

3. Практические уроки.

4. Уроки повторения и обобщения знаний, умений и навыков.

5. Контрольно-учетные уроки.

Для проведения нашего занятия мы возьмем комбинированный урок. Он будет спаренным - два урока по 45 минут. Структура комбинированного урока следующая:

1. Организация урока.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала.

4. Мотивация учебной деятельности.

5. Изложение нового материала.

6. Закрепление знаний учащихся.

7. Домашнее задание.

Основная цель организационной части урока -  организовать рабочую обстановку в самом начале урока и создать рабочую дисциплину учащихся.

Структурный элемент комбинированного урока - проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала, представляет собой контроль знаний учащихся по материалам предыдущего занятия. Он проводится с целью закрепления и углубления знаний всех учащихся классов, выяснения и уточнения непонятных вопросов пройденного. Главной задачей является приучение учащихся к систематическому учебному труду. В нашем случае ученикам была прочитана только первая лекция, которая объяснила основные понятия ФО. Из всех имеющихся методов контроля мы выбираем метод уплотненного опроса. Сущность его заключается в проведении преподавателем одновременно устного опроса и выполнения заданий отдельными учащимися на местах, либо у доски. Устный опрос чаще всего проводится в техникумах методом беседы. Беседа дает возможность основательно проверить знания учащихся, уяснить сильные и слабые стороны в их знаниях, исправить неправильно усвоенные понятия, привлечь к этой работе класс. Для опроса на местах мы используем метод тестовой проверки. Тестовые задания разрабатываются с целью формирования навыков, относительно наиэффективнейшего контроля качества усвоения учебного материала. Тесты будут выполнять четыре ученика, которые будут отвечать на них на первых партах нашей аудитории, для избежания подсказок от соседей на местах.

Процесс изложения нового материала тесно переплетается  с понятием мотивации в структуре урока. Они почти неотделимы друг от друга. Перед тем, как приступить к изложения нового материала, следует направить внимание класса на новый вид учебной деятельности - усвоение новых знаний. Для создания активного внимания по мнению известного педагога М. М. Яковлева, «... требуется некоторая психологическая зарядка, что бы заинтересовать ребят, сделать их внимание устойчивым.». К мотивации необходимо подходить творчески, а не использовать шаблоны.

На практике мы воспользуемся одним из методов устного общения. Лекция - это сравнительно длительное сообщение материала, рассчитанное на целый урок. Основным требованием является достоверность и ценность лекции. В лекции должны быть четко определенны и выделены главный и вспомогательный материалы. Она никогда не прерывается диалогами между преподавателем и учащимися. Преподавателю в процессе подготовки лекции необходимо составить план-конспект учебного материала; создать список литературы при помощи которой учащиеся смогут получить дополнительную информацию; продумать такие моменты изложения, которые нужно записать учащимся.

Дидактическое обеспечение процесса изложения нового материала, контроля и закрепления знаний формирует представление и понятие на основе живого восприятия объектов, которые изучаются. Перечень нашего обеспечения будет приведен в следующей главе.

Закрепление знаний на уроке содействует тому, что бы знания учащихся были осмысленными и стойкими. Закрепление знаний мы будем проводить методом фронтальной беседы с использованием дидактического обеспечения, по свежим следам памяти.

Основной целью домашнего задания является более тщательно осмыслить изучаемый на уроке материал, закрепить его в памяти и сделать знание более глубокими.


 3.5. Дидактический материал к занятию.

Разработку дидактических материалов для преподавания одной из тем дидактического раздела нашей выпускной работы «Порядок составление и представление финансовой отчетности, и анализ финансового состояния предприятия» начнем с разработки плана занятия. План занятия содержит: название темы, цели изучения всей темы, структуру занятия и др.

Тема занятия: «Общие положения предъявляемые к ФО».

Цели занятия: сформировать у учащихся понятия про требования предъявляемые к ФО, условия правильности ее заполнения, места и сроки представления ФО, источники заполнения ФО; дать перечень основных нормативных документов, которые используются при составлении ФО и ознакомить учащихся с применяемыми формами б/у на предприятиях; в ходе урока развивать умение логически мыслить, образное мышление; совершенствовать их умение пользоваться дополнительной литературой и везти конспект лекций.

Форма занятия: комбинированный урок.

Методы обучения: словесный, репродуктивный, поясняющий.

Дидактическое обеспечение: наглядные формы финансовой отчетности №1,2,3 (прил. 1,2,3), список нормативных документов, тестовые задания (прил.  ), задания для самостоятельной работы, компьютерные распечатки (Прил.    ) .

Структура занятия:           организация;

                                           сообщения темы и цели урока;

                                           актуализация опорных знаний;

                                           мотивация;

                                           изложение нового материала;

                                           закрепление;

                                           задание самостоятельной работы.

1. Организационный момент.

Для организации рабочей обстановки в классе мы зайдем в класс за 5-10 минут до начала урока, попросим дежурных убрать класс, подготовить доску, проветрить кабинет. На доске напишем тему нашего урока и вопросы, которые будут рассматриваться. Подготовим к раздаче наглядные пособия. После звонка мы поздороваемся с классом, отметим отсутствующих.

2. Сообщение темы и цели урока.

Напомним темы предыдущего урока и огласим тему сегодняшнего урока, попросив учеников записать ее в тетрадь вместе с вопросами темы, написанными на доске.

3. Актуализация опорных знаний.

Для актуализации опорных знаний мы будем задавать вопросы по предыдущей теме:

1. Какие основные сведения содержит ФО?

2. Какая основная задача ФО?

3. Определение ФО?

4. Из чего состоит ФО?

5. Кто обязан составлять ФО?

6. Как подразделяется ФО, ее виды?

Для опроса на местах будем использовать метод тестовой проверки. Ученикам будут выдаваться тесты представленные в приложении 13  .

4. Мотивация.

Для пробуждения интереса учеников и создания активного внимания класса к усвоению новых знаний в качестве приема мотиваций будет рассказана история из реальной жизни. Действие происходит в Киеве в 1993 г. Главным лицом является молодой бизнесмен, который хочет выгодно вложить первоначальный капитал, накопленный путем торгово-посреднической деятельности. Деньги он хочет вложить в сферу производства. Он знакомится с другим бизнесменом, который имеет шикарную машину, небольшой офис в центре города, мобильный телефон, и т.д. Этот человек говорит ему, что основа его состояния является завод по производству какого-либо товара и предлагает купить этот завод. Свое решение о продаже он аргументирует массой проблем личного плана. Молодой бизнесмен покупает завод, поверив «внешнему виду» бизнесмена и «прогорает». Главный аргумент - не мог «читать» ФО, анализировать финансовое состояние предприятия.

5. Изложение нового материала.

Изложение нового материала будет проходить в виде лекций. В качестве плана-конспекта лекции с основными ее терминами по теме «Общие положения предъявляемые к ФО» представлен следующий.

Вопросы лекции:

1. Основные требования предъявляемые к ФО. Условия правильности заполнения.

2. Места представления ФО и сроки ее подачи.

3. Нормативные документы для составления ФО.

4. Источники заполнения ФО. Существующие формы ведения б/у на предприятиях.


Вопрос 1.

Требования:

- гарантировать реальность и достоверность данных, которые обеспечиваются документальным обоснованием всех записей, проведением инвентаризации, соблюдением правил оценки статей баланса, распределением прибылей и затрат за соответствующие отчетные периоды;

- обеспечивать своевременность поступления данных.

Условия правильности составления:

- полнота отражения всех операций за отчетный период;

- тождественность данных синтетического и аналитического учета, тождественность показателей бухгалтерских отчетов, балансов и данных синтетического и аналитического учета.

Вопрос 2.

Места представления:

- Государственной налоговой инспекцией, органу государственной статистики, органу в ведении которого находится предприятие, участникам и учредителям, учреждениям банка.

Сроки:

Квартальная отчетность не позднее 17 числа месяца, годовая не позднее 5 февраля наступившего за отчетным периодом, предприятием, состав которого входят производственные единицы, структурные подразделения, отделения, филиалы и др., которые находятся на отдельном балансе - соответственно 20 числа и 10 февраля.

Вопрос 3.

Нормативные документы:

- Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденное КМУ от 3/03/93г. №250, с учетом изменений и дополнений внесенных постановлением КМУ от 05/07/93г. №509, от 24/09/93г. №804, от 21/03/94г. № 175, от 26/04/95г. №307 и от 14/08/96г. №951.

- Инструкция утвержденная приказом Минфина Украины от 18/08/95г. №139.

- Указание об организации бухгалтерского учета в Украине, утвержденный приказом Минфина Украины от 7/05/93г. №25, с учетом изменений и дополнений, внесенным приказом Минфина Украины от  9/09/93г. №55, от 14/10/93г. №73, от 25/03/94г. №29, от 10/05/95г. №68, от 23/01/96г. №13 и от 19/11/96г. №244.

Вопрос 4.

Источники заполнения.

- ФО составляется на основе данных текущего б/у, сгруппированных в Главной книге, журналах-ордерах и данных аналитического учета. Большинство статей заполняется непосредственно по данным Главной книги про остатки синтетических счетов на отчетную дату.

Формы ведения б/у на предприятиях.

- Техника составления ФО зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета. Наиболее распространенные формы - журнально-ордерная, упрощенная, с использованием ПЭВМ. Чаще применяется журнально-ордерная. Она основана на принципе накопления данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.

6. Закрепление.

Закрепление вопросов лекции будет происходить после изложения каждого вопроса лекции. В форме ответа на вопросы учеников и в зависимости от их вопросов, в задавании встречных вопросов, которые касаются рассмотренного материала. В конце лекции будет проведена фронтальная беседа для закрепления и систематизации всего изложенного материала. Основными ее направлениями будут сферы рассматриваемых вопросов лекции с приведенными фактическими примерами и ответы на вопросы учеников.

Для закрепления материала и в качестве наглядных пособий будут использоваться формы финансовой отчетности (Прил. 1,2,3.), расшифровки к ним (Прил.    ), нормативные документы, компьютерные распечатки ФО (Прил.    ), журналы-ордера.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ