бесплатные рефераты

Финансовая устойчивость коммерческих банков

В 2001 году произошел рост капитала во многих банках Татарстана. Такое положение дел особенно радует, поскольку рост капитала придает банкам стабильности и надежности, возможности исполнять обязательства за счет собственных средств  и повышает инвестиционный потенциал. Правда, несмотря  на устойчивую положительную тенденцию, совокупный объем собственных средств республиканских банков остается пока ниже послекризистного уровня.

Обращает на себя внимание тот факт, что в отчетном году  в республике произошли заметные сдвиги по шкале финансовой устойчивости. Число проблемных банков сократилось  с 9- на начало года до 6- на конец года.

Существенно выросли масштабы банковских операций.  За отчетный год, валюта сводного баланса, отражающая весь объем средств кредитных организаций, увеличилась более чем на треть.

Позитивным моментом в развитии банковской системы республики является интенсивный рост ресурсной базы кредитных организаций, как за счет роста привлеченных средств, так и за счет роста собственных средств.

В отчетном году произошли изменения в структуре привлеченных средств.










                                                    Рис.2.2.1

                    Структура привлеченных средств[34]

                                                                      

Более половины (56,6 %) всех мобилизуемых кредитными организациями ресурсов привлечены самостоятельными банками, 38,3 %- Сбербанком Татарстан, 5%- другими филиалами иногородних банков и лишь 0,07%- небанковской кредитной организацией.

 В 2001 году данное соотношение было в пользу Банка Татарстан, который аккумулировал средства в размере 52,8 % от всей суммы привлеченных средств, а самостоятельные банки – 43,5 %.

Основным источником ресурсов для проведения активных операций  банков остаются средства на счетах клиентов-83 % в совокупном объеме привлеченных ресурсов.

 Остатки средств на этих счетах увеличились за отчетный год в 2,1 раза и достигли на 1 января 2002 года 22532,9 млн. рублей.


          Рис.2.2.2


    Динамика кредитных вложений и индекс потребительских цен по РТ[35]


   Отмечается улучшение структуры и качества активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов реальному сектору экономики, снижение просроченной задолженности, общему улучшению качества кредитных вложений.

Общая величина кредитного портфеля банков выросла за год номинально в 2,2 раза.

В отчетном году, кредитные организации республики в целом пытались адекватно реагировать на оживление в ряде отраслей и производств.

На фоне укрепления ресурсной базы кредитных организаций наблюдалось увеличение реального сектора экономики. Доля кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, в совокупных активах кредитных организаций  республики, составили к концу отчетного года – 42,6% против 36,8% на начало.



                                                        Рис.2.2.3

Качество кредитного портфеля кредитных организаций[36]


Существенно улучшилось качество кредитного портфеля, также одним из позитивных итогов деятельности банковской системы республики в текущем году, является достижение положительного финансового результата при сокращении убытков банков Татарстана.

На качество кредитного портфеля кредитных организаций влияет тяжелое финансовое состояние ряда предприятий и организаций.

Так, неоплаченные в срок расчетные документы предприятий (картотека2) в кредитных  организациях республики, составили к концу года 70,3 млрд. рублей.





                                                                  


Рис. 2.2.4

Качество кредитного портфеля кредитных организаций[37]


Невозврат кредитов по межбанковским кредитам составил 9,0 млн. рублей, или 1% в общей сумме межбанковских кредитов. Просроченные проценты по всем кредитам составили к концу года 24 млн. рублей – по кредитам экономики и населению (против 10,4 млн. рублей на начало года).

По итогам работы за 2001 год, кредитными организациями республики, получено доходов в сумме 9813,9  млн. рублей. Общая сумма расходов, произведенных составила 9294,4 млн. рублей. Одним из основных позитивных итогов деятельности банковской системы республики в 2001 году является достижение положительного финансового результата. Это прямое следствие стабильной работы банковской системы. Общая сумма прибыли кредитных организаций, расположенных на территории республики, составила 382,5 млн. рублей.

 

2.3. Анализ финансовой устойчивости Банка Татарстан г.Зеленодольска


Заключение по рассмотрению баланса сбербанка Татарстан г.Зеленодольска на 01.01.2002 (представлено в приложение 6). 

Зарегистрированный уставный капитал банка составляет 651000 тыс. рублей, что в сравнении на 01.01.2001 показывает тенденцию к росту.

Далее  приведем расшифровки по кодам для расчета нормативов.  

           Расшифровки по кодам для расчета нормативов[38]

                                                                              Таблица 2.3.1.

                                                                                                             в тыс. руб.

8902

307105

8904

584

8910

27126

8912

280986

8913

30000

8914

153983

8918

92312

8925

2877

8926

245863

8929

5720

8934

7

8942

187157

8950

160049

8951

160049

8967

9

8968

33655

8970

242

8972

307105

8976

1145

8977

39935

8980

10566

8982

31

8987

104719

8989

236076

8991

162689

8992

2550

8994

900

8996

218295

8998

3080756

9011

165419

9012

1154923

9013

126280

9015

1370

9016

605

9022

307105

9023

584

9024

10566




Используя существующие методики и приведенные в приложениях данные, попытаемся рассчитать основные экономические нормативы и на основании полученных результатов сделаем анализ финансовой устойчивости Сбербанка Татарстан г.Зеленодольска по состоянию на 1 января 2002 года.

При расчете обязательных экономических нормативов используются собственные средства (капитал) банка и определяются как сумма:

-уставного капитала банка;

-фондов банка;

-нераспределенной прибыли.

Скорректированная на величину:

-резерва на возможные потери по ссудам 1 группы риска;

-полученного (уплаченного)авансом накопленного купонного дохода;

-переоценки средств в иностранной валюте;

-переоценки ценных бумаг обращаемых на ОРЦБ;

-переоценки драгметаллов;

и уменьшенная на величину:

-допущенных убытков;

-выкупленных собственных акций;

-превышения уставного капитала не акционерного банка над его зарегистрированным значением;

-недосозданного обязательного резерва на возможные потери по ссудам.

Расчет собственных средств (капитала) банка осуществляется по формуле: 102 + 103 + 104 + 105 + 106 + 107 –60319 + (61305 + 61306 + 61307 + 61308 – код 8917 - код 8943 – 61405 – 61406 – 61407 - 61408) + (701 -702) + (703 – 704 - 705) – код 8948 – код 8949 – код 8965 – код 8967 + (код 8968 – код 8969) – код 8970 – код 8971 – код 8934 – 50802 – 50803 - 601А – 60201 + 60105 + код 8915 = 651000 + 300 + 33655 + 11966 – 4546 – 242 – 404 – 7 = 691722.[39]

Произведем оценку состояния активов банка исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. Взвешивание активов по степени риска производится путем умножения остатка средств на соответствующем балансовом счете (счетах), или их части, на коэффициент риска (в%) деленный на 100 %. Для этого разобьем все активы банка  на 5 групп и сделаем расчет (который представлен  в приложении).

Суммируя все частные суммы, получим общую сумму взвешенных активов по степени риска:

           Ар=3872910

Рассчитаем фактическое значение норматива Н1 - достаточность капитала:

                             К

      Н1=----------------------------------- =16,9             (2.3.1.)[40]

         Ар-Рц-Рк-Рд+КРВ+КРС+РР


где Ар - активы, взвешенные с учетом риска;

 К - собственные средства банка (капитал).

 Из расчета видно, что анализируемый банк имеет очень хороший норматив достаточности капитала, так как  минимальное значение должно быть не менее 10%.

Приступим к расчету нормативов ликвидности. Для коммерческих банков установлены нормативы ликвидности текущей, мгновенной, долгосрочной:

   а) Норматив текущей ликвидности Н2:


            ЛАт

     Н2= ----- х 100%=109,2                                       (2.3.2.)2

            ОВт

где Лат - ликвидные активы;

 Овт - обязательства до востребования и на срок до 30 дней.

В данном случае расчетный норматив текущей ликвидности значительно превышает установленный Центральным Банком норматив текущей ликвидности (20%), и он является достаточным для того, чтобы ликвидной частью активных средств обеспечить обязательства банка по счетам до востребования.

     б) Норматив мгновенной ликвидности Н3:


              Лам        

    Н 3= ------- х 100%=154,90                       (2.3.3.)[41]

              Ом


где Лам - высоколиквидные активы;

 Овм - обязательства до востребования.

 Минимально допустимое значение данного норматива 70%. Полученный же при расчете норматив имеет значение в 2 с лишним раза превышающее минимально допустимое.

      в) Норматив долгосрочной ликвидности Н 4:

                  

                   Крд

        Н 4= ----------- х 100%=27,80                    (2.3.4.)2

                  К+ОД


где КРД - кредиты, выданные банком с оставшимся сроком погашения свыше года, а также 50% гарантий и поручительств, выданных банком действием свыше года;

 ОД - обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным

банком, сроком погашения свыше года. Центральным Банком рекомендовано поддерживать данный норматив не выше 120%. В отношении нашего анализируемого банка он имеет хорошее значение, тем самым, еще раз доказывая, что сбербанк Татарстан, является достаточно стабильным и надежным.

Норматив Н5 –   норматив      общей    ликвидности,    определяется   как,

процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка:               

                 ЛАт

       Н 5= ------- х 100%=30,40                      (2.3.5.)[43]

                 А-Ро


где А – общая сумма всех активов по балансу банка;

Ро - обязательные резервы кредитных организаций.

 Данный норматив у Сбербанка находится в пределах допустимых значений, превышая установленное ЦБ РФ значение для Н5-20%.

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н 6:


                 Крз

    Н 6= ---------- х 100%=23,91                   (2.3.6.)2

                  К


где Крз - совокупная сумма требований банка к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков, не взысканных по банковским гарантиям.

Максимально допустимое значение норматива Н6-25%. По нашим расчетам Н 6=23,91, что для банка Татарстан неплохо, т.е. размер риска на одного заемщика  или  группу   связанных    заемщиков  находится в  пределах   нормы  по отношению к собственному капиталу.

Максимальный размер крупных кредитных рисков Н7 устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка.

                   Кскр

          Н 7= -------- х 100%=445,40                 (2.3.7.)[44]

                    К


где Кскр - совокупная величина крупных кредитных рисков.

Максимально допустимое значение норматива Н7 устанавливается в размере 800%.

По нашим  расчетам видно, что  крупные кредитные риски по отношению к капиталу банка в 2 раза ниже максимально допустимого значения, который бы свидетельствовал о недиверсифицированности кредитного портфеля.

Решение о выдаче крупных кредитов и займов должно приниматься коллегиальным исполнительным органом банка, либо кредитным советом с учетом заключения кредитного отдела банка.

Решение о выдаче должно быть оформлено соответствующими документами.

Исходя из расчетов, мы видим, что Сбербанк Татарстан, имеет хорошие показатели деятельности и является одним из самых стабильных банков России.

 Собственные средства (капитал) за отчетный год возросли на 40,6% или на 274,8 млн. рублей (в том числе основной капитал на 256,2 млн. рублей) и составили 691,7 млн. рублей.

Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) Н 8:

                   

                     Овкл

         Н 8= ------------- х 100%=166,96                      (2.3.8.)[45]

                      К


где Овкл – совокупная сумма обязательств кредитной организации по вкладам, полученным кредитам, гарантиям и поручительствам и остаткам по счетам (кроме бюджетных).

В целях расчета норматива Н 8 по привлеченным банком от юридических лиц средствам в виде кредитов (займов) и депозитов, в отношении которых по условиям договора не могут быть предъявлены требования об их возврате или выдачи до истечении срока, определенного договором, устанавливаются следующие коэффициенты риска в процентах  в зависимости от срока, оставшегося до возврата (выдачи):                                                                              

-коэффициент риска (до 6 месяцев) – 100 %;

-коэффициент риска (от 6 месяцев до 1 года) – 80 %;

-коэффициент риска (свыше 1 года) – 50 %.

Максимальное допустимое значение норматива Н8 установлено в размере 25 %., т.е. превышает норму, что свидетельствует о не соблюдении норматива Н 8. Однако данный норматив  является рекомендательным и не влечет за собой санкций ЦБ и не учитывается при классификации банков.

Максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника) Н9 определяется как отношение значения показателя Кра к собственным средствам (капиталу) банка:


                           Кра

             Н9= ---------------- х 100%=18,26             (2.3.9.)[46]

                               К

 где Кра - значение показателя Крз в отношении тех акционеров (участников), вклад (доля) которых в уставный капитал банка превышает 5 % от его зарегистрированной Банком России величины.

Максимально допустимое значение норматива Н 9 устанавливается в размере 20%.

Считаем, что данный норматив соблюдается, и банк не превышает кредитный риск на одного акционера, что характеризует политику Сбербанка в отношении этого  норматива, с положительной стороны.

Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения Н11:

                       Вкл

          Н 11= --------- х 100%=39,40                       (2.3.10.)[47]

                         К


Максимально допустимое значение данного норматива 100%. 

В нашем случае очень хороший показатель, который говорит о том, что в Сбербанке зависимость финансовой стабильности банка от привлеченных денежных вкладов населения очень мала.

Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц Н12, устанавливается как процентное соотношение вложения банка в акции к собственным средствам (капиталу) банка:


                     Кин

        Н 12=- ---------- х 100%=0,10                             (2.3.11.)[48]

                       К


где Кин - инвестиции банка в доли (акции) других юридических лиц.

Максимально допустимое значение норматива Н12 устанавливается в размере 25%. Мы видим, что использование собственных средств для приобретения акций других юридических лиц составляет очень низкий %.

Норматив риска собственных вексельных обязательств Н13:


                   ВО

      Н 13= ---------- х 100%=83,70                               (2.3.12.)[49]

                    К


где ВО –выпущенные банком векселя.

Максимально допустимое значение норматива Н13-100%. Для нашего банка данный норматив имеет значение 83,70, то есть риск собственных обязательств в данном случае в пределах нормы. Это очень хорошо характеризует Сбербанк с позиции стабильности и надежности.

Оценку финансового состояния Сбербанка Татарстан, можно провести  исходя из свободных потоков наличности от операций, дисконтированных по средневзвешенной стоимости капитала. В данном случае, собственный капитал равен ценности Сбербанка Татарстан за вычетом рыночной оценки задолженности.

 Здесь мы можем столкнуться с трудностями оценки издержек по депозитам до востребования.

Уйти от этой проблемы можно, используя подход «по собственному капиталу». Оценка собственного капитала тогда будет равна будущим выплатам владельцам капитала, дисконтированным по ценности собственного капитала.

Свободный поток наличности (СПН)  к акционерам  Сбербанка Татарстан определяется как:

СПН = ЧД + БР +С – И = (ЧД +2 БР) + (С – И) = Д[50]


где ЧД – чистый доход;

БР- безналичные расходы;

С – балансовые источники средств;

И – балансовое использование средств;

Д – дивидендные выплаты акционерам.

СПД = 89271,0 + 865318,0 + 4306893,0 – 5244471,0 = (89271,0 + 865318,0) + (4306893,0 – 5244471,0) = 17011,0

Первые  два слагаемых равны потоку наличности от операций банка, а два последних являются потоками наличности, необходимыми для увеличения баланса. Сумма слагаемых равна дивидендным выплатам.

     Из данных расчетов видно, что поток наличности банка превышает необходимую сумму для увеличения баланса, а дивидендные выплаты составляют 17011,0  рублей, что говорит  о стабильных доходах Сбербанка Татарстан.    

Еще раз просмотрев результаты полученных результатов мы с уверенностью можем сказать, что преодолевая трудности жестких экономических условий, Сбербанк Татарстан г.Зеленодольска вошел в 2002 год с неплохими результатами, подтвердив репутацию крупного и надежного финансового учреждения на региональном рынке. Из года в год, продолжается наращивание размера собственных средств, растут фонды банка, увеличивается прибыль. Увеличение капитала значительно повысило устойчивость финансового положения данного банка, расширило возможности по предоставлению клиентам услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Рост авторитета банка, на региональном рынке, постоянное расширение спектра предоставляемых услуг и повышения их качества привели к увеличению рублевых  пассивов, хотя изменения, произошедшие в их структуре, не были значительными. Вырос объем остатков на счетах и депозитах юридических лиц. Стабильное состояние, доверие партнеров и наличие первоклассного залога в виде государственных ценных бумаг, позволило банку использовать дешевые межбанковские ресурсы. К началу года, значительно возрос объем наиболее устойчивых пассивов-вкладов населения, что подтверждает авторитет банка на высоко конкурентном рынке депозитов частных лиц.

Значительное увеличение произошло по депозитам юридических лиц. Это послужило главным фактором повышения общего объема привлеченных валютных ресурсов и, отчасти, положительным моментом с точки зрения ликвидности.

Все время Сбербанк придерживался взвешенного подхода в выборе стратегии деятельности, что позволило оптимально сочетать доходность операций с контролем и ограничением уровня их рискованности. В результате, на протяжении всего 2001 года, банк соблюдал все экономические обязательные нормативы, установленные Центральным Банком Российской Федерации.                  

Сбербанк по своим показателям относится к крупным банкам не только республики Татарстан, но и России. В рейтинге российских банков, система Сберегательных банков,  по размеру собственных средств занимает одно из ведущих мест, также как и по величине активов.

Активы банка увеличились за 2001 г. в 2,4 раза или на 2970,7 млн. рублей и составили на 1 января 2002 года 5109,5 млн. рублей.

Размер уставного капитала банка увеличился на 250 млн. рублей, выросли резервы на возможные потери по стандартным ссудам на 19,4 млн. рублей, снизили величину капитала нематериальные активы (0,4 млн. рублей), и просроченная дебиторская задолженность длительностью свыше 30 дней (0,2 млн. рублей).

Значение показателя достаточности капитала банка снизилось за истекший год на 30,7 процентных пунктов и составило 23,2 % при норме не ниже 10 %.

Норматив достаточности капитала (Н1) имеет достаточно устойчивую тенденцию к снижению, что обусловлено ростом активов, взвешенных с учетом риска.

В структуре пассивов преобладают (78 % или 4306,9 млн. рублей) привлеченные средства. Темп роста привлеченных средств в отчетном году составил 255,7 % или 2622,3 млн. рублей. Значительную долю (46,3 % или 1993,2 млн. рублей) привлеченных средств составляют депозиты юридических лиц, которые увеличились за 2001 год в 4,2 раза или на 1519,7 млн. рублей. На 57,4 % возросли средства на вкладных счетах физических  лиц и составили на 01.01.2002 г.-272,6 млн. рублей (в том числе в иностранной валюте 154,3  млн. рублей)  или 6,3 % привлеченных ресурсов.

В 2001 году Сбербанк сохранял высокие показатели ликвидности, их показатели улучшались, высоко ликвидные и ликвидные активы росли значительными темпами. Значение норматива Н3 выросло на несколько пунктов и составили 154,9 % при нормативном значении не ниже 70 %, что обусловлено  снижением обязательств банка до востребования и на срок до 30 дней (на 337,7 млн. рублей). Доля  ликвидных активов в общей сумме активов банка составила 28,4 %.

Анализ величин активов и пассивов по срокам до востребования свидетельствует об избытке ликвидных активов для удовлетворения обязательств по всем срокам.

Сбербанк обеспечивает своевременные расчеты по счетам клиентов. Картотеки  к корсчету в течение 2001 г. у банка не было.

 По итогам проведенного анализа, считаем возможным, отнести Сбербанк города Зеленодольска к финансово-стабильным банкам. По итогам истекшего года, видно, что Сбербанк сохраняет тенденцию к росту основных показателей своей деятельности. Также стоит отметить, что увеличение объема вкладов физических лиц способствует  формированию ресурсной базы, развитию инвестиционной политики Сбербанка.


  3. Проблемы финансовой стабилизации и устойчивости             коммерческих    банков РТ


Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на устойчивость коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

  Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников  привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

  При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении  денежных средств, право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

  Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

  Не секрет, что кредитование, как одно из основных направлений использования кредитных ресурсов - самое рисковое в России направление деятельности банков. Основные причины этого следующие:

  Это тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом; и финансовый голод предприятий, проявляющийся в кризисе неплатежей; объективная необходимость в долгосрочных кредитах, которая автоматически повышает рискованность инвестиций в производство; общая неуверенность хозяйствующих субъектов в перспективах экономической ситуации; проблемы некачественного финансового менеджмента; и, наконец, отсутствие заверенной и обоснованной политики в отношении реального сектора.

  Специфика ситуации состоит в том, что кредитованием реального сектора занимаются в основном региональные банки, а они в условиях концентрации и централизации капиталов, жесточайшей политики ЦБ в области банковского регулирования - первые кандидаты на ликвидацию, слияние и поглощение. А крупные банки, имеющие, как правило, свои головные офисы в Москве, размещают свои ресурсы чаще всего в крупные экспортоориентированные  предприятия, кредитование которых осуществляется в условиях владения банками значительной частью их акций с наименьшим риском.

Некоторые банки рискуют, разоряются и ликвидируются. Но те элементы российской банковской системы, которые имеют развитую клиентскую сеть и связаны с предприятиями реального сектора, целесообразно оставлять и поддерживать, даже если они испытывают определенные трудности.

  Региональные банки могут и должны увеличивать как размер своих кредитных ресурсов, так и долю вложенных кредитных ресурсов. Ситуация, в которой некого кредитовать, вызвана именно низкой активностью в производственном секторе, а она, в свою очередь, вызвана дефицитом денег у производителей. В США ссуды составляют примерно 2/3 активов коммерческих банков, учитывая присутствие кредитующих небанковских финансовых институтов. В России же статистика показывает, что кредиты в среднем составляют 41% активов, варьируясь от 5.5% (банк “Альба-Альянс”) до 90% (Русский банк имущественной опеки). Значит, резервы роста есть и они объективны.[51]

  Меры, которые, на наш взгляд, необходимо принимать являются следствием проблем описанных выше:

1. Меры макроэкономического характера:

- небольшое снижение ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг, с принятием правила изменения ставки не чаще чем один раз в определенный период (например - квартал) на законодательном уровне;

- более мягкая денежно-кредитная политика (осторожное увеличение денежной массы при подконтрольной инфляции);

- принятие Земельного кодекса и Закона “Об ипотеке”, которые сделали бы оборот земли реальностью;

- изменение величины норматива Н11, что позволит банкам, по крайней мере устойчивым, принимать вклады граждан в сумме, превышающей величину собственного капитала;

- изменение величины норматива Н8 для специализированных банков, что поможет им нормально работать, имея прочную ресурсную базу в одной отрасли,  не превышая указанного норматива в несколько раз;

 - снижение количества обязательных экономических нормативов до уровня при котором банки смогли бы эффективно оперировать ими. За последние семь лет инструкция №1 изменялась восемь раз. И можно с уверенностью утверждать, что процесс будет продолжаться как из-за введения нового плана счетов, так и из-за меняющейся экономической ситуации.     

- далее, следует минимизировать налогообложение сумм резервов, формируемых под не возврат ссуд, а именно: исключить, по крайней мере частично, из облагаемой прибыли и те резервы, которые создаются под ссуды по первой группе риска.

2. Меры микроэкономического характера:

- региональные банки, имея небольшой ресурсный потенциал должны проводить политику увеличения своей ресурсной базы;

- банкам необходимо усилить работу по привлечению мелких вкладчиков;

- нужно начать осуществление трастовых операций с денежными средствами, что регламентируется инструкцией ЦБ №63 от 2.07.97. и уже используется в западных и центральных регионах;

- особое внимание стоит обратить на лизинг: сегодня многие предприятия, не имеют средств, для закупки оборудования по полной стоимости, особенно импортного, но у них вполне хватит средств, для выплаты лизинговых платежей поэтому лизинг особенно необходим российским предприятиям, поскольку за последние 7 лет наблюдалось постоянное снижения уровня капиталовложений в основной капитал, тем более что ряд мер в качестве поощрения лизинга уже принят: разрешение относить лизинговые платежи на себестоимость; льготы банкам, кредитующим лизинговые операции. 

-  банкам, для эффективного использования кредитных ресурсов, нужно продолжать вводить в использование новые технологии, в частности пластиковые карточки и торговлю через диллинговые системы; проведение торгов в сети Интернет явилось серьезным технологическим прорывом и дало возможность создания частного диллинга; портативный компьютер со встроенным модемом, обученный трейдер и доступ к свежим котировкам дают банку возможность размещать на краткосрочной основе часть кредитных ресурсов, которая оказалась не использованной на конец дня.

Коммерческие банки, столкнувшись с огромными трудностями и реальной перспективой прекращения своего существования, принимают широкий комплекс конкретных практических мер по стабилизации своей деятельности. Проводят всестороннюю реструктуризацию своих активов и пассивов, освобождаются от неэффективных и убыточных  операций, ограничивают внеоперационные расходы, совершенствуют управление всеми видами рисков и ликвидностью, усиливают внимание  к повышению профессионального уровня  руководителей и всех специалистов с тем, чтобы они могли активно и результативно  осуществлять все банковские функции на финансовых рынках, в непрерывно ужесточающихся общих финансовых  условиях. Эти меры  дают определенные результаты. Однако они не могут изменить общий тенденции непрерывного осложнения и резкого ухудшения условий функционирования всей системы коммерческих банков страны, чреватой для нее, намного большими разрушительными потрясениями, чем октябрьский (1994г.), августовский (1995г.) и 1998 г. банковские кризисы.[52] Поэтому для решительного оздоровления  ситуации в банковской сфере, наряду с усилиями самих  коммерческих банков, неотложно необходимы и крупномасштабные общегосударственные меры. Такие меры (с соответствующими и всесторонними обоснованиями) уже неоднократно предлагались не только отдельными коммерческими банками, но и содержатся в резолюциях, обращениях и других документах целого ряда банковских объединений  и прежде всего Ассоциации российских банков. Данные меры в основном сводятся к следующему:

-разработать и осуществить развернутую программу стабилизации денежно-кредитной сферы, в том числе системы коммерческих банков, сделав упор не на банкротство коммерческих банков, а на их всестороннюю финансовую и другую поддержку в различных формах, реорганизацию и структурную перестройку банков, в том числе путем их слияния;

-создать современную систему рефинансирования коммерческих банков, посредством организации и осуществления учета векселей, поскольку применяемые в настоящее время ломбардные и расчетные кредиты, не в полной мере решают проблемы;

-разработать и ввести в действие механизмы  перераспределения ресурсов коммерческих банков через Банк России, так как представляется весьма сложным решить эту задачу в сложившейся ситуации через систему МБК;

-сформировать фонд санирования коммерческих банков, в которой можно было    и целесообразно направить часть средств коммерческих банков, хранящихся на счетах обязательных резервов в Центральном Банке Российской Федерации;

-рассмотреть и решить вопрос об уменьшении размеров обязательных резервов по рублевым и валютным привлеченным средствам.

Все это дает основание полагать, что осуществление кардинальных как общих, так и специальных  мер позволит в кратчайшие сроки повысить устойчивость банковской системы, что, в свою очередь, будет активно способствовать реальной стабилизации всей социально-экономической ситуации в стране, в том числе и финансовой. Центральный Банк России в свою очередь, также разработал стратегию преодоления кризисных  явлений и повышения стабильности кредитно-денежной системы в целом. Для достижения этой цели, Центральный Банк  использует самые различные  инструменты и методы, в том числе:

1. Установление положений, регламентирующих деятельность коммерческих банков.

2.  Осуществление надзора за их деятельностью.

3. Усиление контроля, за соблюдением обязательных экономических нормативов.

4.  Установление порядка рефинансирования кредитных организаций.

Среди этих мероприятий, важное место, занимает совершенствование порядка регистрации банков и лицензирования их деятельности. Для осуществления надзора за деятельностью банка был создан новый департамент, который занимается диагностикой причин, которые могут поставить коммерческий банк в сложное финансовое положение. При этом анализу подвергаются многие вопросы, в том числе, осуществляется оценка качества активов и управления банком и их рисками. Одновременно была создана система раннего реагирования, и в результате ЦБ РФ уже в настоящее время располагает информационно-аналитическими возможностями, позволяющими ежедневно оценить ситуацию в банке по ключевым переменным величинам: движение средств на корреспондентском счете, обороты за день и т.д. Проблема совершенствования деятельности банков, включает не только контроль над ним со стороны ЦБ РФ, но и создание эффективной системы внутреннего банковского контроля. Речь идет, о создании в банках независимой структуры, имеющей контрольные функции. Среди инструментов и методов ЦБ РФ, направленных на поддержание надежности банковской системы, важное место занимает рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается их кредитование  Центральным Банком, учет и переучет векселей и проведение кредитных аукционов. Рефинансирование осуществляется в случаях, когда банки испытывают финансовые трудности и не могут в короткое время привлечь необходимую сумму кредитов из других источников, то есть Центральный Банк выступает в роли кредитора в последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткий срок, под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом. Таким образом, Центральным Банком в тесном контакте с коммерческими банками, проводится большая работа по укреплению и оздоровлению банковской системы  России, повышению надежности и стабильности коммерческих банков. Начато осуществление серии мероприятий  по регламентации и надзору над деятельностью банков, усилению контроля над соблюдением ими обязательных экономических нормативов и их рефинансированию. Очень много еще предстоит сделать по воплощению этих мероприятий в жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ