бесплатные рефераты

Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

         Субъекты прогнозирования и планирования – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.

         Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.

         На предприятии различают следующие виды планов:

         Стратегические планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

         Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

         Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

         Прогнозирование будущего развития предприятия – самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.

         При прогнозировании финансовых показателей целесообразно использовать систему методов: экспертные оценки, методы экстраполяции, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод.

Глава II. Финансовое прогнозирование и планирование в системе экономики Кыргызской Республики


§1.2 Инструменты и методы прогнозирования и планирования на макроуровне: Государственный бюджет, кредитно-денежные отношения, платежный баланс и валютный курс

         Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он, в отличие то сводного финансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства.

         По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной – затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.

         При прогнозировании доходов можно применять методы экстраполяции. Однако результаты таких расчетов могут быть весьма неточными, так как они базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Более надежный прогноз достигается построением функциональных зависимостей.

         В отличие от доходов государства, при прогнозировании правительственных расходов существует гораздо меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия решений по государственным расходам, которые в большей степени носят вероятностный характер.

         Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заимствование у банковской системы.

         При расчете внешнего финансирования сверяются планы иностранных займов и графики погашения долгов с прогнозами иностранных кредитов и графиками погашения долгов кредитных агентов. Если проблема заключается в определении уровня или структуры иностранного долга, в прогноз включается более широкий набор параметров, уделяется особое внимание управлению внешним долгом. Бюджетные прогнозы в области внешнего долга (внешнего финансирования) должны согласовываться с показателями счета капитала прогнозного платежного баланса страны. Для внутренних небанковских займов необходим прогноз общего количества долговых инструментов, которые государство способно разместить во внутренних финансовых институтах, предоставляющих заемные средства. Прогнозирование внутреннего заимствования у банковской системы может осуществляться по уравнению тренда процентной ставки и суммы получаемого правительством кредита.

         При прогнозировании кредитно-денежных отношений или программ важной является увязка предложения денег со спросом на деньги в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой ее темпов роста.

         Сопоставления прогнозов спроса на деньги и предложения денег позволяют сделать заключение о степени сбалансированности денежного обращения.

         Прогнозирование спроса на деньги может быть выполнено статистическими методами с использованием соответствующей выборки данных за предыдущие периоды.

         Важно оценить скорость обращения денег. Если в предыдущие годы скорость оставалась практически постоянной или изменялась в каком-то направлении, то можно использовать данную схему и в прогнозируемом периоде.      

         Исходным моментам при прогнозировании предложения денег является определение денежной базы, которая включает наличные деньги, депозиты.      На величину предложения денег оказывают влияние изменение денежной базы, соотношение между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также изменение норм резервных денег для банков. Прогнозирование предложения денег предполагает выявление тренда, прогноз денежной базы и получение прогнозных оценок норм резервов.

         Прогнозирование размеров чистых внешних активов непосредственно связано с перспективным состоянием платежного баланса и наличием внешнего финансирования.

         Прочие статьи в денежном балансе по своей природе являются труднопредсказуемыми. Факторы, которые оказывают значительное влияние на эту переменную, включают увеличение акционерного капитала банков, изменение оценки чистых внешних активов, а также прибыли и убытков банковской системы.

         Платежный баланс – это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции, осуществляемые резидентами одной страны с резидентами других страны за определенный период времени (квартал, год).[7]

         Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа прогнозирования. Его данные отражают то, как в мечение отчетного периода развивалась внешняя торговля, которая непосредственно влияем на валютный курс, уровень производства, занятости и потребления. На основе платежного баланса можно определить, в каких формах происходило привлечение иностранных инвестиций и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашаешь внешняя задолженность страны или имели место просрочки и ее реструктуризация. Кроме того, он показываем, каким образом НБКР, составитель платежного баланса, изменял уровень своих международных резервов, устраняя платежные дисбалансы.[8]

         Составление прогноза платежного баланса считается во всем мире весьма сложно аналитической задачей, а его качество зависит от корректной оценки огромного числа трудно прогнозируемых переменных. Существующая страновая практика краткосрочного прогнозирования внешнеэкономических отношений достаточно многообразна, поскольку учитывает локальные особенности, структуру и степень вовлеченности конкретного государства в международное разделение труда.

         Общим, однако, является то, что, как правило, прогнозирование ограничивается текущим счетом, наиболее прозрачным с точки зрения ожиданий относительно состава и объема будущих трансакций такого типа.

         Главная проблема заключается в прогнозе движения частного капитала. Именно эта статья платежного баланса в наибольшей степени подвержена влиянию стихии рынка. Ключевым моментом в предлагаемом подходе к прогнозированию является эмпирически выявленная зависимость между мобилизованными за определенное время иностранными ресурсами и вывозом капитала резидентами за этот же временной интервал. Эта связь очевидна и отражает экономически вполне понятную ситуацию, когда при прочих равных условиях инвестор тем больше вывозит капитал, чем больший его объем можно потенциально вывести.

         В плане импорта концепция малой страны подразумевает, что страна настолько мала на мировом рынке, что изменение ее спроса не влияет на цену импорта в иностранной валюте. В процессе анализа объемов внешней торговли целесообразно делать основной упор на факторы спроса на импорт и факторы предложения для экспорта. При анализе цен в иностранной валюте основное внимание обращается на тенденции, существующие на мировых рынках.

         Покупатели внутри страны, рассматривая вопрос о покупке отечественного или импортного товара, будут сравнивать относительные цены в данной и той же валюте. Соответственно изменения такой переменной, как относительная цена, могут отражать изменения внутренних и зарубежных цен, выраженные в соответствующих валютах, а также изменения в валютном курсе. Изменение ставки пошлины на импорт имеет такое же воздействие на относительные цены, как и обменный курс.

         Прогнозирование услуг имеет определенные особенности, ибо они образуют довольно неоднородную группу операций. Так, грузовые и страховые поступления и платежи связаны соответственно с движением экспорта и импорта. Поступления и платежи, связанные с туризмом, могут зависеть от таких переменных, как доход и конкурентоспособность в области цен.

         Доходы от инвестиций в результате прямых и иных капиталовложений необходимо разграничить. Доход от прямых инвестиций зависит от накопленных в прошлом иностранных инвестиций и может реализовываться только после значительного срока в связи с правовыми ограничениями на репатриацию средств. В случае же дохода от прочих инвестиций выплата процентов и поступления отражают сумму и стоимость прошлых и настоящих предоставленных и полученных иностранных займов, а также уровень международных резервов.

         Переводы зарплаты работников часто являются основными компонентами частных односторонних трансфертов. Можно провести разграничение между общим заработком работающих в стране пребывания и той суммой, которая репатриируется.

         При прогнозировании финансового счета необходимо различать три основные категории: прямые инвестиции, перемещения среднесрочного и долгосрочного капитала и краткосрочные перемещения.

         Объем прямых инвестиций связан с наличием инвестиционных возможностей и перспективами быстрого экономического роста. Наличие четких сформированных правил и положений представляют собой составную часть климата, благоприятного для инвестиций, точно так же, как и заслуживающая доверие политика правительства, направленная на достижение стабильности макроэкономических показателей.

         Для планирования притока государственного среднесрочного и долгосрочного капитал можно использовать информацию, содержащуюся в проектах бюджета и планах развития, а также информацию из стран-инвесторов.

         Доступ многих стран к международным займам ограничен и склонен изменяться в зависимости от условий, преобладающих на международных рынках капитала.

         Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо быть регламентированной решением правительства или его главным финансово-кредитным органом (национальным банком).

         Спрос и предложение валюты зависят от экспорта  и импорта.

         Увеличение экспорта ведет к росту стоимости валюты этой страны. Увеличивается стоимость валюты и при уменьшении импорта. Вместе с тем воздействие экспорта и импорта на обменный курс взаимозависимы. Степень воздействия увеличивающегося экспорта на обменный курс зависит от реакции импорта на этот курс, и наоборот.

         При прогнозировании валютного курса используются методы экспертных оценок и статистические методы. В мировой практике широкое распространение получили многофакторные модели. Уравнение для прогноза курса валют строится с учетом факторов, влияющих на его формирование.

         Рассмотрим результаты составления финансового прогноза на макроуровне.

         Среднесрочный прогноз бюджета Кыргызской Республики (СПБ), подготовлен Министерством финансов во исполнение поручений Президента и Правительства КР, а также Меморандума об экономической политике, согласованного с Международным валютным фондом (МВФ). Документ в среднесрочном формате готовится уже несколько лет. Каждый год проводится детальный анализ, и вносятся коррективы на очередную среднесрочную перспективу.

         СПБ – инструмент Правительства КР для улучшения бюджетного планирования и эффективного использования государственных ресурсов. Его цель состоит в том, чтобы определить стратегические ориентиры и предоставить рекомендации для подготовки бюджета на 2006 год. Представленный для рассмотрения СПБ разрабатывался в период с декабря 2004 по март 2005 гг., и определяет схему подготовки бюджета на 2006 год. 

        

         СТРУКТУРА РЕСУРСОВ СПБ

         Доходы государственного бюджета с учетом официальных трансфертов и без учета грантов на ПГИ в среднесрочной перспективе возрастут на 49,4% (с 18 811 млн. сом в 2005 году до 28 103 млн. сом в 2008 году).

         Государственные расходы, с учетом внешнего финансирования ПГИ увеличатся на 29,9%. При этом, расходы государственного бюджета в процентах к ВВП сократятся с 25,6% в 2005 году до 24,4% в 2008 году.

          В Таблице 1 показана структура бюджетных ресурсов СПБ на период с 2006 по 2008 год.

Таблица 1. Обзор структуры бюджетных ресурсов, млн. сом


2004

факт

2005

прогноз

2006

прогноз

2007

прогноз

2008

прогноз

Поступления в бюджет

18 690,9

20 908,3

24 220,0

26 274,4

28 418,0

Внутренние поступления

17 620,2

19 313,1

21 637,0

24 027,0

26 633,0

Внешние гранты1

1 070,8

1 595,2

2 583,0

2 247,4

1 785,0

Чистые заимствования

437,7

451,0

409,8

413,6

418,0

Финансирование

4 230,1

4 434,0

4 195,0

4 440,0

4 668,0

Чистое внешнее финансирование

3 934,9

4 333,9

4 857,8

3 920,0

3 994,7

Чистое внутреннее финансирование

83,8

-29,9

-812,9

370,0

523,3

Поступления от приватизации

211,4

130,0

150,0

150,0

150,0

Всего

23 358,6

25 793,3

28 824,8

31 128,1

33 504,0

Темп роста


110,4

111,8

108,0

107,6

% ВВП

24,8

25,1

25,4

25,0

24,4

1 Включая гранты для поддержки бюджета и ПГИ.

            Макроэкономический прогноз

         Основной задачей макроэкономической политики в период с 2006 по 2008 годы станет продолжение процесса макроэкономической стабилизации и роста экономики.  На протяжении этого периода ожидается рост ВВП в среднем на 5,6% в год при целевом показателе инфляции на уровне 4%.  Меры денежно-кредитной политики будут направлены на сдерживание роста инфляции и обеспечение стабильности обменного курса сома по отношению к доллару США.[9]

         Обменный курс доллара США прогнозируется на уровне 44 сом/долл. США.

         Следует уточнить, что в Долгосрочном научном прогнозе экономического и социального развития КР, подготовленного в июне 2000 г. прогноз реального обменного курса был отличным от указанного выше.[10]

         Это означает, что составление прогнозных отчетов постоянно сопоставляется с изменениями внешних и внутренних факторов, т.е. соблюдается принцип непрерывности и нацеленности на точность прогнозов.

          Политика обменного курса останется основанной на плавающем курсе кыргызского сома, формирующемся на свободном валютном рынке.  НБКР продолжит участвовать в межбанковском валютном рынке с целью сглаживания текущих колебаний обменного курса и управления международными резервами НБКР,  поддерживая их на уровне покрытия примерно 5 месяцев импорта.

         Успешной реализации этих целей будут способствовать результаты переговоров с Парижским клубом кредиторов.  11 марта 2005 года Правительство Кыргызской Республики подписало соглашение с Парижским клубом.  Из 555,1 млн. долл. долга членами клуба списывается 124 млн. долл., составляющих половину суммы нельготных  кредитов, а остальная часть задолженности реструктуризируется на мягких условиях.  В период 2006-2008 годов будет отсрочена на период 23 года выплата 75, 70 и 65 процентных платежей соответственно.

         Экспорт товаров прогнозируется в объеме 650 млн. долларов США и вырастет всего на 2,2% в результате ожидаемого сокращения экспорта золота на 14% в связи с уменьшением его производства.

         Учитывая тенденцию роста в 1 полугодии 2004 г. почти на 44% , импорт товаров прогнозируется в 2005 г. в размере 891 млн. долларов США, что на 10,4%

выше ожидаемого импорта в 2004 г.

Таблица 2. Среднесрочный макроэкономический прогноз на 2006-2008 гг.

2005

Ожид.

2005

бюджет

2006

прогноз

2007

прогноз

2008

прогноз

Номинальный ВВП (млн. сом)

102 846,2

100 784,0

113 372,9

124 729,4

137 282,2

Дефлятор ВВП (%)

4,1

4,6

4,5

4,0

4,2

Темп роста номин. ВВП (%)

9,3

9,8

10,2

10,0

10,1

Темп роста реал. ВВП (%)

5,0

5,0

5,5

5,7

5,6

ВВП на душу населения (US$)

472,9

442,0

515,6

561,1

610,8

Торговый баланс (US$ млн.)

-287,1

-178,0

-318,0

-301,0

-309,8

Инфляция (%)

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Внешний долг/ ВВП (%)

77,2

88,4

70,4

63,9

55,4


        










         Макроэкономические прогнозы (см. Таблицу 2) основываются также на следующих предположениях: 

·        Высокие цены на сырьевые товары и позитивные внутренние процессы обеспечат продолжение быстрого экономического роста в соседних экономиках основных торгово-экономических партнеров, Казахстана, России и Китая.  Это обеспечит дальнейшее увеличение спроса на экспортные товары Кыргызстана (аграрная продукция, перерабатывающие предприятия, стройматериалы, услуги) при условии, что торговый режим с этими странами не ухудшится.  Учитывая, что все эти страны находятся в той или иной стадии вступления в ВТО, последнее является реалистичным предположением.

·        Сохранение благоприятной конъюнктуры на рынке золота позволит компенсировать постепенное снижение объема производства на месторождении золота Кумтор, связанное с естественным истощением запасов,  вводом в эксплуатацию других крупных месторождений золота «Талды-Булак Левобережный» и «Джеруй».

·        Решение внешнеполитических вопросов, являющихся основной предпосылкой реализации этих проектов, позволит реально начать развитие крупных проектов в энергетическом и транспортном секторах (Камбаратинская ГЭС, железная дорога Узбекистан-Кыргызстан-Китай - в 2008 году)

Среднесрочная оценка доходной части бюджета

В период с 2002 по 2004 год доходы консолидированного бюджета уверенно росли как в абсолютном выражении, так и в процентах к ВВП, увеличившись на 27,2% - с 14,4 млрд. сомов (19,1% к ВВП) в 2002 г. до 18,3 млрд. сомов (19,5% ВВП) в 2004 году (см. Таблицу 3). Объем налоговых поступлений возрос на 33,5% при среднегодовом темпе роста 115,5%, а их доля в ВВП с 13.9% до 14.9%. 

Таблица 3. Динамика поступлений доходов в бюджет за 2002-2004 гг., млн. сом

  

2002

факт

%

ВВП

2003

факт

%

ВВП

2004

факт

%

ВВП

% роста,

2002-2004

Всего доходов и грантов

14 411,7

19,1

16 209,8

19,3

18 335,9

19,5

127,2

 Всего доходов

13 588,1

18,0

15 748,7

18,8

17 620,2

18,7

129,6

 Налоговые поступления

10 474,7

13,9

11 912,8

14,2

13 986,6

14,9

133,5

                Подоходный налог

1 083,3

1,4

1 208,0

1,4

1 442,9

1,5

131,3

                Налог на прибыль

967,6

1,3

 913,1

1,1

 918,6

1,0

94,9

                НДС

4 793,7

6,4

5 522,9

6,6

6 829,9

7,3

142,5

                Налог с розничных продаж

410,4

0,5

 470,8

0,6

 548,0

0,6

133,5

                Акцизный налог

1 082,0

1,4

1 164,0

1,4

1 245,2

1,3

115,1

                Земельный налог

318,2

0,4

 312,2

0,4

 335,2

0,4

105,3

                Дорожный налог

378,5

0,5

 444,1

0,5

 478,0

0,5

126,3

                Отчисления в ФПЛЧС

651,3

0,9

 728,8

0,9

 835,4

0,9

128,3

                Таможенные пошлины

418,9

0,6

 422,8

0,5

 449,4

0,5

107,3

                Другие налоги

370,8

0,5

 726,1

0,9

 904,0

0,9

243,8

Неналоговые доходы

2 983,9

4,0

3 699,1

4,4

3 418,9

3,6

114,6

Доходы от операций с капиталом

129,5

0,2

 136,7

0,2

 214,7

0,2

165,8

Гранты

823,6

1,1

 461,2

0,5

 715,8

0,8

86,9

Номинальный ВВП

75 366,7


83 871,6


94 078,4



         В текущем 2005 году доходы консолидированного бюджета планируются в объеме 19,8 млрд. сомов (прирост в сравнении с 2004 годом на 8,0%), или на уровне 19,3% к ВВП.  При этом налоговые поступления возрастут до 15,5 млрд. сомов (15,1% ВВП) при темпе роста в сравнении с 2004 годом 10,9%.

         Планируемые показатели будут достигнуты, прежде всего, за счет роста экономической активности, а также улучшения налогового администрирования. В 2005 году будет рассмотрена возможность повышения ставок земельного налога и связанных с ним социальных взносов, поскольку вклад первичного аграрного сектора в налоговые доходы остается незначительным.

         В среднесрочной перспективе основой для дальнейшего роста доходной части бюджета будет прогнозируемый рост экономики.  Небольшое увеличение налоговых поступлений за период СПБ 2006-2008 с 15,1% ВВП (2005 год) до 15,7% ВВП будет обеспечено в целом не за счет увеличения ставок налогов, а за счет улучшения администрирования и оптимизации внутренней структуры налоговой системы.  Помимо улучшения сбора налогов эти меры будут направлены на стимулирование активности сектора предприятий и роста экономики.

         После снижения до 492 млн. сомов в 2005 году, в соответствии с изменившейся политикой доноров и выделением увеличенной части помощи в виде грантов на 2006-2008 годы планируется значительное увеличение поступления грантов в государственный бюджет до 1 218-1 470 млн. сомов в год.

         В соответствии с политикой бюджетной консолидации и сокращения внешнего долга планируется жестко ограничивать  разрыв между совокупными поступлениями в государственный бюджет, включая гранты, и его расходной частью.  Финансирование этого разрыва, которое осуществляется в основном за счет долговых операций, будет сокращено с 4,3% ВВП в 2005 году до 3,4% ВВП в 2008 году.

         В целом, на рассматриваемый период СПБ 2006-2008  прогнозируется рост общих доходов бюджета, включая гранты, с 22,9 миллиардов сомов (20,2% ВВП) в 2006 г. до 28,1 миллиардов сом (20,5% ВВП) к 2008 году.  Налоговые поступления увеличатся на 23,4% с 17,5 млрд. сомов в 2006 году до 21,6 млрд. сомов в 2008 году.

         Основные цифры, иллюстрирующие ресурсы государственного бюджета на период СПБ 2006-2008, приведены в Таблице 4.

Таблица 4. Консолидированные поступления доходов в бюджет


2005

прогноз

2006

прогноз

2007

прогноз

2008

прогноз


млн. сом

% ВВП

млн. сом

% ВВП

млн. сом

% ВВП

млн. сом

% ВВП

 Всего консолидированных доходов

24 509,1

23,8

22 845,0

24,6

30 728,0

24,6

33 953,0

24,7

   Всего доходов и грантов

19 805,1

19,3

22 855,0

20,2

25 413,0

20,4

28 103,0

20,5

      Всего доходов

19 313,0

18,8

21 637,0

19,1

24 027,0

19,3

26 633,0

19,4

         Налоговые поступления

15 505,0

15,1

17 465,0

15,4

19 438,0

15,6

21 578,0

15,7

          Подоходный налог

1 659,0

1,6

1 877,8

1,7

2 131,2

1,7

2 452,9

1,8

          Налог на прибыль

1 002,4

1,0

1 099,1

1,0

1 205,5

1,0

1 320,0

1,0

          НДС

7 720,0

7,5

8 882,0

7,8

9 940,0

8,0

10 921,0

8,0

          Налог с розничных продаж

 632,5

0,6

 696,0

0,6

 785,0

0,6

 890,0

0,6

          Акцизный налог

1 366,2

1,3

1 467,1

1,3

1 615,0

1,3

1 789,0

1,3

          Земельный налог

 376,0

0,4

 376,0

0,3

 376,0

0,3

 389,0

0,3

          Дорожный налог

 520,0

0,5

 562,9

0,5

 598,5

0,5

 664,4

0,5

          Отчисления в ФПЛЧС

 944,0

0,9

1 016,1

0,9

1 093,9

0,9

1 245,6

0,9

          Таможенные пошлины

 490,0

0,5

 573,0

0,5

 620,0

0,5

 683,0

0,5

          Другие

 794,9

0,8

 915,0

0,8

1 072,9

0,9

1 223,1

0,9

        Неналоговые доходы

3 619,0

3,5

3 964,0

3,5

4 360,0

3,5

4 803,0

3,5

         Специальные средства

2 160,0

2,1

2 381,1

2,1

2 619,6

2,1

2 958,7

2,2

     Доходы от операций с капиталом

 189,0

0,2

 208,0

0,2

 229,0

0,2

 252,0

0,2

     Гранты

 492,1

0,5

1 218,0

1,1

1 386,0

1,1

1 470,0

1,1

   Внебюджетные фонды



 


 




    Доходы Социального фонда

4 704,0

4,6

4 990,0

 4,4

5 315,0

 4,3

5 850,0

4,3

 Номинальный ВВП

102 846,2


113 372,9

 

124 729,4


137 282,0


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ